15 . Епископ Никанор переведен был из Смоленска (1899 г.), где он пробыл около 3 лет, учредив там эмеритальную кассу, свечной завод, богадельню, и устроивши отопление грандиозного кафедрального собора. В Орловской Епархии им обращено особое внимание на учреждение церковных школ, и вообще на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей паствы. Им организованы публичные чтения, на первом из которых он сам явился и лектором, чем привлек огромную массу слушателей из интеллигентного класса. По указанию Владыки задумано и исполнено историческое описание Орловской епархии, а также предпринято описание церквей и приходов. В связи с этим обращено внимание на упорядочение архива Духовной Консистории, и на описание хранящихся в нем дел, а также учрежден историко-археологический комитет и музей при оном. Кроме того, Преосвященным с особым успехом открыт Орловский отдел Палестинского Общества. Приняты меры к устройству в близком будущем епархиального дома. Вновь перестроено и расширено помещение епархиальной богадельни, в которой будут теперь получать не только приют, но и содержание пищею вдовы духовенства, к чему представилась возможность вследствие введения правильного лесного хозяйства в церковных лесных дачах. Устроены две библиотеки читальни в г.г. Ельце и Болхове в память столетия со дня рождения архиепископа Иннокентия Херсонского . Причем издан личным трудом Преосвященного сборник лучших слов Иннокентия. По инициативе Преосвященного созван и торжественно открыт Миссионерский съезд духовенства епархии с участием известных деятелей по расколо-сектантству в Империи – Чиновника особых поручений при Г. Синодальном Обер-Прокуроре В.М. Скворцова и Профессора Казанской Духовной Академии Н. И. Ивановск ого . При открытии Съезда Преосвященным, сказана одна из замечательнейших его речей, в которой был раскрыт и доказан глубокий и обширный взгляд на миссию, как общую пастырскую обязанность, выдвигаемую на очередь современными уклонениями религиозной мысли и чувства от здравого учения веры. А на одном из заседаний Миссионерского Съезда Владыка, будучи в числе слушателей, произнес столь блестящую и вдохновенную, звучавшую полнотою Святительской власти, речь о штундизме, что она потрясла слушателей, и вызвала единодушную восторженную благодарность их, закончившуюся пением многолетия Архипастырю. Наконец, из многих личных авторских трудов Преосвященного к числу наиболее замечательных, изданных во время служения в Орловской епархии, должно отнести «Объяснение апостольских посланий». Вообще же время управления Орловскою епархиею Преосвященного Никанора отличается необыкновенным подъемом и оживлением духовных сил духовенства, и самою напряженною пастырскою и обще-просветительною деятельностью, что по справедливому замечанию составителя «Истории Орловской епархии», составит богатейший материал для будущего описателя этого времени. II. Достопримечательности Архиерейского дома следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«К великому сожалению, нет никаких сношений с Тифлисом, – писал владыка Кирилл. – Я предполагаю пробраться туда каким- либо обходным путем или с юга, или с севера, о возможности чего веду сейчас усердную разведку. Раньше конца мая едва ли можно будет осуществить это предположение. К тому же и Баку требует сейчас самого тщательного внимания. За отсутствием какого бы то ни было исполнительного аппарата при решении дел намереваюсь устроить такой аппарат на месте, хотя бы в качестве временного учреждения, применительно к выработанному на Священном Соборе положению об епархиальном управлении 291 . Грузинская автокефалия никого здесь не тревожит и не печалит. Узнал только, что послание Вашего Святейшества к грузинским епископам 292 не доставлено по назначению. Везший его г. Кацура был ограблен по дороге чеченцами донага; вместе с его вещами осталось в руках чеченцев и Ваше послание. Если найдете потребным, то благоволите в возможной скорости изготовить и направить мне новый экземпляр сего послания. Быть может, мне удастся довести его до Тифлиса и вручить Тифлисским владыкам 293 . Адресуйте Ваш пакет Астраханскому архиепископу 294 для пересылки мне. Он сумеет это сделать с какой-нибудь оказией. Я же здесь принял уже меры для перевода послания Вашего Святейшества на грузинский язык, после чего постараюсь его отпечатать на этом языке и переслать хоть на некоторые грузинские приходы, чтобы грузинские автокефалисты не утаили от народа обращенного к ним любвеобильного зова Вашего Святейшества. Из 47 православных приходов в Муганской 295 степи 296 усидели на месте после набега персидских шахсевянов (?) не более десяти, остальные искали спасения в бегстве и через это совершенно разорились. К сожалению, в некоторых местах первыми побежали пастыри, бросившие на произвол судьбы и святыню храмовую, и паству. Бежали, главным образом, в Баку, а отсюда в Россию, когда открылось сообщение с Астраханью. Некоторые задержались в Баку за недостатком перевозочных средств и теперь начинают подумывать о возвращении обратно на Муган или в другие места, где окажутся засеянные и брошенные хозяевами поля. Места такие имеются в Кубинском уезде. 297 Там кровавые ужасы были пострашнее муганских и доселе еще не прекратились. Но и урожай нынче там небывало обильный, жаль его потерять. Говорят, что одна партия переселенцев-беженцев (по словам одних, 2000 человек, по другим – всего только 300) отправилась несколько дней тому назад в Ленкорань 298 и оттуда на Муган для уборки урожая. Если правда, то это хорошо. Иначе Баку умрет с голоду. Пуд муки доходит здесь до 350–400 руб. и даже дороже, особенно при расчете за товар местными бонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оно начинается красноречивым описанием высоких обязанностей святительского служения и, переходя затем к делу архиепископа Иосифа, в кратких, но ярких чертах излагает его вины. Первою виною его выставляются «злая хула и поносныя словеса, явленно изнесенныя им пред многими слышащими на блаженныя нескончаемыя жизни сном успшаго благочестиваго государя царя Алексея Михаиловича». Вторая вина его в том, что «сей злый архиерей, напыщен гордостию своего тщетнаго мудрования и высокоумия, отца своего и наставника, верховнейшаго архипастыря патриарха своими злохульными и поносными словесы не обинуяся пред многими обруга и обезчести. Такожде и всех архиереев российскаго государства возвышением своея безумныя гордости и кичения, непристойными и поносительными словесы уничижи и излослови». Далее указывается на то, что «он, не яко пастырь овцам, по зверским весма образом, уловляше овцы в снедь своего зверообразнаго глощения, сиречь безмернаго мздоимания и неправды, и вместо духовнаго врачевания елеем милости и покаяния, поощрялся во всякой злобе своего непреклоннаго жестосердия и свирепства, многими различными муками и томленми освященныя причетники и людины за малыя вины безмилостивно мучити повелеваще: овем схинизмами раны налагая, овем ноги ломая, овем в недра снег полагая, чрез многое время на мразе держати повелевая; на иныя студеную воду с ледом возливая, и прочая новомысленная мучения людом содевая, без милости тиранствоваше. И от того его мучения и тиранства неции безвременною смертью умроша... Таже во время приношения святыя н непорочныя жертвы Христовы причетников своих, пачеже клириков своими руками бия до крове во святом храме и во олтаре пред святым престолом во время совершения таинства св. евхаристии, и тем св. храм и олтарь оскверни». Убедившись в таких его винах справедливыми показаниями многих свидетелей, данными на месте во время розыска и при очной ставке архиепископа на суде со свидетелями, отцы собора, заручившись и согласием отсутствующих за дальностию расстояния епископов казанского, псковского и вятского, считают архиепископа Иосифа за тяжкие вины его достойным извержения из архиерейского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

10) Двадцать четвертого декабря, когда я, полумертвый, помышлял только о христианском напутствии в вечность, архиепископ Ириней, потому-ли, что еще искал во мне пищи своему мщению, или потому, что хотел ускорить смерть мою, послал ко мне секретаря иркутской духовной консистории Копылова для того, чтобы 1-е, спросить меня: великодушно-ли я переношу наказание? 2-е, предложить его преосвященства совет мне и семейству, дабы не входили в св. синод с жалобою на него, угрожая за противное сему самым жесточайшим отягощением судьбы моей». Опуская 11, 12, 13 и 14 пункты жалобы Парнякова, в которых он защищается против взводимых на него архиепископом Иринеем обвинений, переходим к 15-му пункту, где Парняков доносить, что Ириней своим соблазнительным отправлением богослужения, а не он, Парняков, довел кафедральный иркутский собор до того расстройства, в каком он находится, по описанию Иринея. «Хотя – пишет Парняков – из усилий преосвященного Иринея привести в порядок кафедральный собор, известны мне, священно- и церковнослужителям, сторожам, звонарям и публике: первое: разговоры, кои он продолжал в соборе при облачении в мантию, прежде в казанском холодном соборе, а после в притворе собора, при входе в самый собор, при чтении входного и часов, пред божественной литургией, пред первою частью оной, а иногда и в самую литургию и при самом чтении им проповеди , отчего и литургия, начавшаяся в 10 часов пополуночи, исключая времени благовеста, оканчивалась в два часа с половиною, а иногда и в три пополудни, и многие из богомольцев выходили из собора прежде окончания литургии, но в сих разговорах, или, по выражению архиепископа Иринея, усилиях видно было только то, что он в продолжении оных то переставлял священников и диаконов с места на место, то поправлял у сих последних платки на шее, то перелагал ковер своими руками, то ходил в мантии по собору, то громким голосом останавливал без нужды исправляющего должность протодиакона, угрожая ему отсылкой либо на село, либо в полицию, либо к коменданту, то останавливал псаломщиков и певчих, передразнивая их, как его преосвященству угодно, то с остановкой также чтения часов вызывал меня из алтаря и приказывал мне всенародно зачесывать волосы у псаломщиков и пономарей, то при чтении: «Господи, помилуй» приказывал псаломщикам в случае недостатка в душевном умилении лицемерить, а в случае недостатка и в сей способности, возглашать по подобию рабов, умоляющих господ своих при наказании сими первых, возвышая для сего сам архиепископ Ириней голос свой, по подобию тех рабов, с троекратным повторением сего слова: «помилуй»; то требовал от кого-либо из священно- и церковнослужителей объяснений на некоторые слова из псалмов чтимых, или уже прочтенных, то изъяснял сам или какой-либо текст из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9) Когда от продолжительных ожиданий преосвященного Иринея в жестокие сибирские морозы, в холодной одежде, и от безвременных в ночное время к нему хождений, при всегдашнем страхе получить выговоры, которыми он часто останавливал меня то на помосте между кафедральным собором и архиерейским домом, то в казанском холодном приделе, то на паперти собора, будучи сам он в теплой одежде, получил я сильную простуду, при геморрагических припадках, около 25-ти лет меня мучащих и от простуды сей еще более усилившихся, и с 24-го ноября страдал жесточайшею болезнью по 4-е декабря, когда и после сей болезни, при несовершенном здоровье, изможденном теле и слабых силах, 12-го декабря, почувствовав при ожидании и встрече преосвященного Иринея в кафедральном соборе на открытом и возвышенном рундуке оного сильнейшую простуду от быстрого стремления порывистой со снегом бури с северной стороны реки Ангары, проникнувшей (sic) чрез правое ухо во внутренность головы и шеи, доселе неизлечимых, только до 14-го дня сего месяца имел силы бороться с болезнью, и когда сего 14-го дня после утрени столь жестоко поражен был сею болезнью, что штаб-лекарь 7-го класса и кавалер Сорочинский, всегда мне помогающий, опытным токмо искусством и неусыпным попечением мог остановить опаснейшие оной последствия чрез истребление желчи, разлившейся по желудку и появившейся на поверхности тела, – его преосвященство, совершенно знавши о качестве моей болезни и о сомнительном от оной выздоровлении, вместо того, чтобы по архипастырской своей милости попещись о моем здоровье, или, по крайней мере, дать мне потребное на выздоровление и укрепление сил время, – время сие нарочито избрал, дабы сильнее дать мне почувствовать всю тяжесть его гонения: 23-го дня декабря, сверх моего чаяния, отрешив меня от собора и духовной консистории вовсе, запретил и священнослужение, определив к двуприходской градо-иркутской Воскресенской церкви на место протоиерея Прокопия Громова третьим, только для получения от оной дохода, чем поразил меня так жестоко, что я, при очевидной уже опасности от болезни телесной, опасался даже болезни душевной, а семейство мое, т

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Февральский, а затем и октябрьский перевороты привнесли смятение в умы и опустошение в души людей. И лишь немногие сумели сохранить трезвый взгляд на происходящие события; одним из них был, несомненно, и профессор Несмелов. С начала 1918 года начинается цепь трагических событий, приведших, в результате, к закрытию Академии. Здания последней вначале были заняты Псковским кадетским корпусом, затем – тифозным военным госпиталем и мусульманскими военными отрядами. Профессора Академии вынуждены были существовать на нищенское жалованье, выплачиваемое еще по штатам, разработанным при Временном правительстве. Некоторые профессора покинули в это время академическую службу по причине невозможности прокормить семью на то, что получали за свои труды, некоторые умерли от тифа. Оставшиеся, движимые стремлением сохранить дух Академии, и не желая мириться с разгромом казанской высшей духовной школы, проводили занятия у себя на квартирах и в Иоанно-Предтеченском монастыре, где тогда находилось Епархиальное управление. Во время отсутствия ректора Академии, епископа Анатолия (Грисюка) , в тяжелые и трагические дни после взятия Казани Красной армией (владыка находился на сессии Поместного Собора в Москве) исполняющим обязанности ректора был Несмелов. Пользующийся безупречной репутацией деятеля твердого и последовательного в отстаивании интересов Академии, человека огромного авторитета в академически-университетских и церковных кругах, Несмелов замещал Преосвященного ректора и во время вынужденных отъездов последнего в Москву. У профессуры Академии исполнение Несмеловым подобных обязанностей, сопряженных тогда с совершенно недвусмысленными угрозами со стороны властей, вызывало тем большее уважение, что все знали о семейной трагедии Виктора Ивановича: один из трех его сыновей – Валентин, был среди тех семерых большевиков, которые вторгшись в июне 1918 года в пределы Раифской обители, были убиты сбежавшимися из окрестных сел крестьянами. Эта личная драма тяжело переживалась Виктором Ивановичем еще и потому, что избрание сыном пути, приведшего к столь бесславному концу, сам Несмелов рассматривал как личное поражение, поражение педагога, пекущегося о духовном возрастании будущих деятелей Церкви и просмотревшего духовную болезнь собственного сына. И все же это не ожесточило Несмелова, не заслонило перед ним необходимости и важности его общественно-церковного служения, не встало между ним и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Светскому наставником богословия быть неприлично, белые священники привязаны к семействам и приходам». Филарет считал, что «от трехлетнего послушнического искуса могут быть освобождены... совершившие полный богословский курс в духовных училищах, с полным одобрением в поведении, приобретенным в продолжение нескольких лет под непрерывным надзором и руководством нравственным»; он полагал, что молодые люди, окончившие духовную академию, уже по достижении 25 лет могли постригаться в В 60-е гг. митрополит Филарет приложил немало усилий, чтобы уговорить протоиерея А. В. Горского, которого он хорошо знал как выдающегося ученого и замечательного человека, принять монашество (тогда обсуждалась его кандидатура на должность ректора Московской Духовной Академии). Поскольку Горский отказался, Филарет рекомендовал на это место одного из ученых монахов и лишь несколько лет спустя скрепя сердце решился дать свое согласие на назначение Что касается монашеских обязанностей епископов, то Филарет считал, что «монашествующий, возводимый в сан епископа, по необходимости обязан подчинить характер монашества высшему характеру епископства и исполнять обязанности монашеские в такой мере, в какой они совместны с положением и обязанностями епископства». По рекомендации Филарета Святейший Синод установил в 1832 г. возрастной минимум для пострижения в монахи — 25 лет, однако на практике он во многих случаях бывал еще меньше, если учащийся желал пострижения еще до окончания Такие случаи особенно участились с 80-х гг. XIX в., когда привлекательность иночества в глазах учащихся резко упала, так что дело доходило до прямой агитации с целью побудить их принять постриг, дабы пополнить поредевшие ряды кандидатов в епископы, которых все чаще приходилось поставлять из среды вдовствующего белого духовенства, принимавшего Следствием такой агитации — особенно со стороны Антония Вадковского и Сергия Страгородского в Петербурге, а также ректора Московской и Казанской Академий Антония Храповицкого — явилась волна порой поспешных постригов среди молодых студентов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

В преддверии XI заседания российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» глава Татарстанской митрополии встретился с делегацией из Ирана 24 апреля 2018 г. 18:43 23 апреля 2018 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял высокопоставленную делегацию Исламской Республики Иран во главе с председателем фонда «Астан Кудс Резави» Сеидом Ибрагимом Раиси. Встреча, инициированная иранской стороной, была организована с целью укрепления двухсторонних связей между Республикой Иран и Республикой Татарстан. 7 марта на заседании Священного Синода ( журнал 9 ) митрополит Феофан был утвержден главой делегации Русской Православной Церкви для участия в XI заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам». Заседание состоится 5-8 мая сего года в Тегеране. С иранской стороны участие во встрече, которая прошла в Казанском епархиальном управлении , приняли: директор Центра по международным делам фонда «Астан Кудс Резави» Мохаммад Мовахеди; руководитель Культурной организации Фонда Ходжат Гонабадинежад; исполняющий обязанности руководителя Генерального консульства Ирана в г. Казани Эгбали Зарч Алибеман; консул и эксперт по экономическим вопросам Генерального консульства Ирана в г. Казани Малекоддин Шафагат и другие сопровождающие лица. Со стороны Татарстанской митрополии присутствовал секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко. Приветствовав членов делегации, митрополит Феофан отметил роль религии в диалоге между Россией и Ираном. «Очень важно, что наши народы четко говорят, что без Бога, без религии не может быть никакого счастья», — заметил архипастырь. «Представители ислама и Православия признают Бога-Творца, всемогущего и вечного. Мы верим, что настанет время дать ответ за то, как мы прожили в этой жизни: или мы притесняли, или мы помогали. Это фундамент вечности, на котором мы стоим», — подчеркнул владыка митрополит. «Мы, религиозные лидеры, очень многое можем сделать и не допустить разъединять нас. Это в интересах и человечества в целом, особенно учитывая ядерную угрозу, и наших конкретных стран и народов», — подытожил владыка Феофан.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Живо припоминается энергичная деятельность Владыки в голодный и холерный годы. Владыка выступил в обоих случаях во главе епархиальной помощи нуждающимся. Лично он кормил ежедневно несколько сот человек, а при посредстве епархиального комитета, впоследствии упраздненного, как и в других епархиях, по приказанию из Петербурга, Владыка широко организовал дело помощи при посредстве приходского духовенства. Чем руководился Петербург, потребовав подчинения епархиальных комитетов губернским, во главе которых стояли губернаторы, мы не знаем, но хорошо знаем, что для Тамбовской губернии это было большим несчастьем, так как духовенство было отстранено от своего прямого долга, а его энергичный руководитель ограничился личной благотворительностью. В холерный год Владыка заготовил более 600 аптечек и разослал их по беднейшим селам. – Подобно Киеву, Владыка открыл при Казанском монастыре псаломщицко- миссионерскую школу. – В его управление удвоилось число приходских попечительств, появилось несколько сот обществ трезвости, на целую треть возросло число церковных школ, несмотря на то, что много их было закрыто по распоряжению Владыки в виду полного их неблагоустройства. – На прочных началах поставлен свечной завод. – Благодаря инициативе Владыки, по его почину и при содействии гр. Строганова положено прочное основание фонду для пенсии служащим в Епархиальном духовном училище... и множество памятников до сих пор свидетельствуют и еще долго будут свидетельствовать о делах в Тамбове Владыки Иеронима. Нам еще нужно сказать два слова об отношении преосвященного Иеронима к простому люду гор. Тамбова. Известна любовь народа к архипастырям вообще. Владыка Иероним всегда говорил, что эту любовь надо уметь ценить и быть благодарными за нее, так как именно эта любовь является единственной нравственной поддержкой в служении архиерея и вообще священника. И сотни тамбовских нищих чувствовали эту благодарность Владыки, а все вообще видели с его стороны любовь и внимание. По часу иногда после каждой службы благословлял он народ спокойно и благоговейно до последнего желающего получить его благословение, и редко кто уходил, не дождавшись его. Особенно любил Владыка благословлять и причащать маленьких детей; множество их знал он по имени, а те в свою очередь с радостной улыбкой тянулись к знакомому им доброму дедушке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

23–24–25-е ноября. Четверг – суббота. Каждый день заседания Собора под моим председательством 539 . Окончен рассмотрением доклад о Высшем церковном управлении и начат новый доклад о круге дел, подлежащих ведению этих органов. Кроме того, в пятницу – утреннее и вечернее заседания были посвящены почти всецело украинскому вопросу, который угрожает серьезными последствиями для единства Русской Церкви. Речи были очень страстные и направлялись по двум течениям, противоположным. Представители Великороссии, хотя и не все, высказывались очень решительно против попытки малороссов обособиться политически – в смысле федерации, и церковно – в смысле автокефалии. Другие, преимущественно малороссы, стояли за самоопределение политическое и церковное Малороссии, но не в смысле полного отделения, а в союзе с великороссийскою Церковью. Основания для такого некоторого обособления – особенности национальные, бытовые, религиозные, социальные и т. д., – на что до сих пор-де не только не обращалось внимания со стороны великоруссов, но и преследовалось. После долгих споров решено послать делегацию в Киев от Собора, в лице митрополита Платона, священника-хохла Ботвиновского, товарища министра исповеданий Котляревского, князя Г. Н. Трубецкого и крестьянина Касьянова. В Петрограде ночной бунт солдат и матросов, разгромивших Зимний Дворец и винные подвалы Дворца 540 , где находилось более миллиона бутылок всякого вина. Отвратительно читать картины этого русского пьянства. Воскресенье. 26-е ноября. Слушал литургию в Крестовой церкви. Патриарх служил в Казанском соборе 541 . С трех до половины шестого совещание епископов 542 под моим председательством в помещении Митрополита-Патриарха. Обсуждался вопрос о перерыве соборной сессии. Большинством постановлено прервать сессию примерно с 15-го декабря по 15-е января. Некоторые высказывались за возобновление сессии в мае, так как епископам нужно побывать в своих епархиях. Но и Патриарх и некоторые преосвященные высказались против такого большого перерыва, так как за это время соборное настроение испарится, а затем: существенные вопросы не разрешены, например, об епархиальном управлении, а главное, что теперь, в годину такой великой смуты, нужно всем быть вместе, изыскивая способы для улучшения разрушенной церковной жизни, тем более что вскоре, 28-го ноября, откроется Учредительное собрание 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010