История дает нам множество примеров этой духовной смерти. На уровне личности это, может быть, не так заметно. Но когда грех в результате свободного выбора человека накапливается в масштабах общества, народа или государства, тогда он становится зримым, видимым. У такого общества, у такого государства нет будущего — история вновь и вновь показывает, как нравственное растление, помрачение сознания, смешение добра и зла делало человеческое общество нежизнеспособным. Мы живем в то время, когда колоссальные силы направлены на то, чтобы убедить всех нас в том, что единственной ценностью является свобода выбора и никто не имеет права посягать на эту ценность, даже когда человек выбирает зло, даже когда человек выбирает социально опасное поведение, — если только не нарушаются нормы гражданского закона. Но мы знаем, как легко обойти все эти нормы. Мы знаем, что никакой, даже самый совершенный закон не может искоренить преступности, коррупции, зла, лжи, конфронтации, — их может искоренить только человек, сделавший свободный выбор в пользу добра. В последнее время мы сталкиваемся с огромными искушениями, когда в ряде стран выбор в пользу греха утверждается и оправдывается законом, а те, кто, поступая по совести, борются с такими навязанными меньшинством законами, подвергаются репрессиям. Это очень опасный апокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения. Мы сегодня отмечаем праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С этим образом связано много чудес, и, может быть, первое из них — это то, что обретение иконы в 1579 году в Казани дало мощный духовный импульс нашему народу, во многом послужив тому огромному миссионерскому деланию, которое затем было совершено на просторах Сибири. Собственно говоря, присоединение Сибири к Руси и совершалось под Покровом Божией Матери. В большинстве случаев это было бескровное присоединение, — хотя и случались какие-то стычки и военные столкновения, но в основном это был мирный процесс, связанный с мирной колонизацией огромных сибирских просторов.

http://patriarchia.ru/db/text/3113355.ht...

Богородица — первая из святых. Сам Христос, истекая кровью на Кресте, препоручил Своих учеников Ее материнской заботе. Об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе  (Ин 19:26, 27). Церковь рассматривает этот эпизод как момент усыновления Божией Матерью всех христиан, а не только апостола Иоанна, на которого указал Христос. И не случайно. Церковное предание сохранило множество свидетельств заступничества Богородицы за христиан в трудные минуты. Один из таких эпизодов послужил исторической основой для праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь осаждали варварские (не исключено, славянские) племена, Божия Матерь зримым образом явилась в небе над храмом, в котором молились испуганные люди, и распростерла над ними Свой омофор Омофор — головной убор в виде широкого и длинного плата., после чего нападение было отражено. Память о другом случае сохранилась в празднике Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне . Событие произошло полувеком раньше в том же Константинополе: во время его осады неприятелем патриарх Фотий опустил в воды Босфорского пролива одну из главных святынь Константинополя — ризу Пречистой Девы, и корабли неприятеля разметало внезапно поднявшимся штормом. Со случаями чудесного вмешательства Богородицы связаны и установленные Русской Православной Церковью дни празднования Ее иконам — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской... Недаром в молитвах, канонах и акафистах Божией Матери так часто повторяется: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «От всяких нас бед свободи»; «От всякия избави напасти». Читайте также: 14 октября 2022: Покров Пресвятой Богородицы Некоторые молитвы рисуют Богородицу как Единственную, Кто может умолить Своего Сына во время Страшного суда простить грешника и даровать ему спасение, хотя бы тот и заслуживал геенны огненной. Вот с таким пониманием «роли» Божией Матери богословы вот уже несколько веков готовы поспорить. Ведь получается, что Сам Господь как бы недостаточно милосерден, Его будто бы еще надо упрашивать, чтобы Он помиловал крепко провинившихся... А ведь Он Сам ясно говорит через пророка Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был  (Иез 33:11). И Сам же объясняет в Евангелии от Иоанна, что такое Страшный суд: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы  (Ин 3:19). Те, кто пойдет от Бога прочь, сделают этот выбор сами — по любви к тьме. А Бог использует малейшую зацепку, чтобы спасти человека, потому что Он щедр… долготерпелив и многомилостив  (Пс 102:8).

http://foma.ru/presvjataja-bogorodice-sp...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

«Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9:3 ), – говорит св. апостол Павел, выражая высочайшую степень любви к своему народу. Ибо как иначе объяснить то, что тот который всем свидетельствовал о невозможности отлучения его от Христа какими бы то ни было способами ( Рим. 8:38–39 ), сам желает этого отлучения ради сочетания со Христом своего народа. «Что ты говоришь, Павел? – спрашивает его св. Иоанн Златоуст , – От возлюбленного Христа, от Которого не могли отлучить тебя ни царство, ни геенна, ни видимое, ни представляемое умом, ни другое тому подобное, – от этого (Христа) ты желаешь теперь быть отлученным? Что произошло? Не изменился ли ты, не погубил ли любовь свою»? На это св. Апостол словами св. Златоуста отвечает: «Нет, не бойся, я только усилил в себе эту любовь». 447 Таким образом, братья и сестры, примером святых угодников наших мы призываемся любить свою родину так, как мы любим самих себя, а если есть силы, то и больше сего, ибо эта любовь, если она основывается на любви к Богу, заповедана нам. Ведь не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин. 4:20–21 ). Аминь. 2007 г. О чудотворениях (явление Казанской иконы Божией Матери – 8/21 июля) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году считается чудотворным по причине множества сверхъестественных явлений и обстоятельств с ним связанных. Само обретение сего образа было весьма чудесным. Ведь невероятным делом было найти посреди пепелища в целости и сохранности написанный на древе образ, завернутый в сукно. Множество больных получило и получает у этой иконы исцеление. Кроме того, по вере в ее силу в 1612 году Московское государство было очищено от поляков. Говорят, что подобное заступничество было явлено и в Великую Отечественную Войну, как бы в подтверждение слов св. Митрофана Воронежского сказавшего некогда Петру I о том, что пока Казанская икона Божией Матери в городе ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, ко торый Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. XVIII, 1-8). Поэтому и святая Церковь Православная старается приучить к настойчивой молитве, предлагая свои продолжительные Богослужения, на утомительность которых многие ропщут. Таким образом, как говорит притча, надо вопиять ко Господу день и ночь. Не следует приходить в отчаяние, если Господь медлит исполнить нашу просьбу. " Прося того, что достойно Бога, — пишет святитель Василий Великий, — не переставай просить, пока не получишь. На сие наводя мысль, Господь сказал притчу о выпросившем в полночь хлебы своею неотступностью. Хотя пройдет месяц и год, и трехлетие; и большое число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро " . " Нашим да будет всегдашним делом, — поучает другой великий святитель, Иоанн Златоуст, — прилежать молитвам и не унывать при медленности услышания, но являть терпеливо благодушие. Будем приучать себя к тому, чтобы прилепиться к молитве и молиться днем и ночью, особенно ночью, когда никто не докучает делами, когда улегаются помыслы, когда вокруг все безмолвствует и ум имеет полную свободу возноситься к Врачу душ. Всякое место и всякое время пригодно для такого делания. Если ты имеешь ум очищенный от нечестивых страстей, то будь ты на торжище, будь в дороге, будь дома, будь в судилище, будь в монастыре, будь на море, и где ты ни будь, везде, призвав Бога, можешь получить просимое " . Известней когда-то в С.-Петербурге духовник о. А. Колоколов говорил иногда своим духовным детям: " Вы ищете помощи Божией Матери? Так идите в Казанский собор и, стоя как бы воочию перед иконой, говорите: " Владычице, помоги! Я не отступлю, но буду просить, умолять, насколько сил хватит моих. Я приду к Тебе и завтра, и послезавтра и многие годы буду просить и молить, пока не получу просимое! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Я думаю, что там и начинается детская ответная любовь. И это, на мой взгляд, поразительным образом запечатлено в богословии Казанской иконы Божией Матери. Неслучайно там — огромный лик Божией Матери рядом с маленьким младенцем. Точно так же и Богомладенец лежал у материнской груди и изучал собственное творение, Свой тварный мир, Свою вселенную, взглядываясь в лицо Своей Божественной Матери. Там, на руках матери, начинается любовь детей! Дальше ее должно взращивать. Мы себя постоянно возгреваем. Беда, если мы не холодны и не горячи, а представляем из себя нечто средненькое. Поэтому постоянно нужно в себе вызывать неравнодушие к тому, что происходит вокруг тебя, к тем, кто рядом с тобой. Иначе очень быстро вы станете еще большим ретроградом в отношении собственных детей, чем ваши родители. Ведь любовь, как правило, существует изначально, и надо продумать, понять, где и когда случился надлом, в чем происходит ревизия ценностей — или с вашей стороны, или со стороны родителей. Я бы с этого начал. Хрупкий дар simpleinsomnia — Отец Вячеслав, у Вас богатый пастырский опыт. Что Вы обычно советуете людям, которые обращаются к Вам за советом, жалуясь на конфликты с родителями? — Когда ко мне приходят, рассказывают о конфликте с мамой или отцом, мне очень часто приходится отвечать вот что: «Послушайте, наши родители очень хрупкие, они недолговечны. Вы сейчас говорите об их несносности, о невозможности с ними ужиться, терпеть их упреки, но подождите — я напомню вам наш разговор через какое-то время, когда вы придете и будете плакать, рассказывая о том, что папы или мамы больше нет…» Сколько раз так случалось в моей практике! Время-то идет, и неумолимо произойдет инверсия, вы поменяетесь ролями: рано или поздно родители станут такими же беспомощными и слабыми, какими мы сами были в детстве. Я это очень хорошо почувствовал перед смертью своей мамы: вынужденный ухаживать за ней,  кормить ее, переворачивать, я понял, что мне Господь дает возможность понять, как она меня в свое время переворачивала, укрывала, выхаживала…

http://foma.ru/usyinovite-roditelej.html

Елена Зелинская: Вам закон не писан. Алексей Власов: Нет, в общественном сознании не прижился пока этот праздник, время от времени все ходят и потешаются. Елена Зелинская: Была сделана еще одна попытка сдвинуть этот праздник к празднованию Казанской иконы Божией Матери. Алексей Власов: Но это уже другой разговор. Елена Зелинская: На самом деле, это настолько несовместимо! Потому что празднование Казанской Божией Матери само по себе ценно для нас, и пытаться к нему что-то пристегнуть тоже не вышло. Алексей Власов: И потом, у нас получается так, что новая памятная дата, которая была введена вместо 7 ноября — это 1612 год. Сейчас торжественно отметили Бородинскую, и вообще победу в Отечественной войне над Наполеоном, хорошо, кстати, все. Елена Зелинская: Ну так, ненавязчиво. Алексей Власов: Да, прошло. Елена Зелинская: Это уже хорошо, очень хороший признак. Алексей Власов: И теперь мы все-таки закрепим хоть какие-то исторические даты, отличные от понимания истории той, как ее понимали в Советский период. Елена Зелинская: Какие, например, даты? Бородино? Алексей Власов: Вы меня застали отчасти врасплох, но я бы назвал сентябрь 1380 года, битва на поле Куликовом. Кстати, гораздо, мне кажется, более позитивная дата, нежели довольно сомнительное рассуждение о событиях смутного времени, когда многие наши власть предержащие проявили себя, прямо скажем, отвратительным образом. Елена Зелинская: Ну, не с лучшей стороны. Алексей Власов: Не с лучшей стороны. Победа на Куликовом поле, почему нет. Елена Зелинская: Это правда. Вообще, Куликовская битва отзывается русскому сердцу и сердцу советского школьника одновременно. Я помню, мы проходили, я помню эти картины. Алексей Власов: Так и не нужно ничего придумывать. Там, где сама история создавала выдающиеся эпосы, такие, как Задонщина или Сказание о Мамаевом побоище, вот это и есть отражение в историческом сознании русского народа тех памятных дат, вокруг которых можно строить контуры новой истории 21 века. Елена Зелинская: Куликовская битва еще и тем замечательна, что довольно далеко по времени от нас отстоит, а если мы с вами возьмемся за обсуждение дат, значительно более близких по времени, то тут согласие-то мы найдем нескоро.

http://pravmir.ru/aleksej-vlasov-v-poisk...

Допустим, у вас есть обида на маму. Попробуйте мысленно «удочерить» маму. Отнеситесь к ней по-другому, смените угол зрения. Внешне она, конечно, человек взрослый, может быть, ее лицо покрыто уже морщинами, волосы поседели. У нее, возможно, чрезвычайно трудный, принципиальный, «упертый» характер - все что угодно! Но я Вас уверяю, внутри - это маленькая девочка! Она просто избрала такую форму поведения. И если Вы внутренне примите ее как маленькую пятилетнюю девочку(!), то уверяю Вас, очень скоро почувствуете обратную реакцию. Надо уметь не искусственно, а естественно преодолеть какие-то нестроения. Надо постоянно находить в себе мотивацию любить. Разве могут супруги на каком-то заданном запасе любви жить всю жизнь? Конечно же нет. - Но супруги - изначально чужие друг другу люди, разве у детей и родителей не гораздо более глубокая связь? Материнская любовь, материнское чувство - ведь оно очень сильное. - Я бы тут поправил Вас: не материнское чувство, а материнский инстинкт. Это еще фундаментальней, еще сильнее! Обычно говорят об отцовских чувствах, а отцовского инстинкта нет. И ответ на эти вещи - соответственные чувства у детей. Вы не замечали, как маленький ребенок, лежа у материнской груди, изучает лицо мамы? У материнской груди ребенок - и это делали все мы в свое время, во младенчестве - изучает лицо мамы часами. Он способен часами разглядывать каждый уголок лица, каждую маленькую деталь, как будто он видит там всю Вселенную, видит галактики на удалении сотен световых лет, всю солнечную систему, все тайны атомного ядра, всего Шекспира, Пушкина , Толстого, весь мировой театр, всю музыку, всю художественную культуру мира... Я думаю, что там и начинается детская ответная любовь. И это, на мой взгляд, поразительным образом запечатлено в богословии Казанской иконы Божией Матери. Неслучайно там - огромный лик Божией Матери рядом с маленьким младенцем. Точно так же и Богомладенец лежал у материнской груди и изучал собственное творение, Свой тварный мир, Свою вселенную, взглядываясь в лицо Своей Божественной Матери. Там, на руках матери, начинается любовь детей!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Когда более 500 000 его ратников вступили на территорию тогдашней России, многим казалось, что этой силе невозможно ничего противопоставить. Первые месяцы войны как бы доказывали это. Две русские армии — одна под руководством Барклая де Толли, другая под руководством Багратиона — отступали, и ропот был в войсках. Отступив до города Смоленска, армии соединились. Казалось, вот здесь-то и совершится самое главное, враг будет остановлен, но объединенная армия была разбита, и войска отступили к Москве. Тогда Смоленский образ Божией Матери был привезен в армию Кутузова. Перед этим образом коленопреклоненно молилась наша армия накануне Бородинского сражения, призывая в помощь Богоматерь, и Божия Матерь вновь пролила Свое материнское благоволение над землей Русской. Пусть враг и не был остановлен, но он был духовно сломлен, морально подавлен, и даже взятие Москвы эту внутреннюю подавленность, сознание поражения не излечило. Мы знаем, что с Бородинского поля началось освобождение страны нашей в 1812 году. Затем страшное испытание — Вторая мировая, Великая Отечественная война. Казалось, по всем законам страна наша должна была быть разрушена. Во много раз превосходивший нас по силам противник буквально за несколько недель достиг столицы нашего Отечества. Но здесь, как мы знаем, не только проявился талант наших полководцев, мужество наших воинов, но и вся страна стала на молитву, призывая в помощь Божию Матерь пред Ее Казанской иконой, перед которой совершилось чудо избавления в 1612 году. Вопреки всем расчетам грозного противника, вопреки всяким человеческим представлениям о соотношении сил, наша армия чудом Божиим и великим мужеством своим отбросила противника от стен Москвы. Знаем, что непрестанно в церквах и по домам возносилась молитва к Пречистой Богоматери об избавлении земли нашей, и верим, что вновь по Ее предстательству Господь разрушил лукавые замыслы противника, и страна наша сохранила свою независимость. Не только с временами военными, с грозными годами сечи, но и и с мирными временами нередко связываются судьбоносные моменты в жизни нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/3345776.ht...

По окончании этих слов начальствующие сестры упали Ивану Тихонову в ноги и сказали со слезами: «Мы веруем в силу Господа и Пречистой Его Матери, и если угодно Им наше желание и намерение, то оно исполнится так же, как и другие, касавшиеся обители. Вся она устраивается дивно, без всяких видимых средств, единственно Промыслом Божиим и предстательством Царицы Небесной, по молитвам отца Серафима, равно как и вашими, батюшка, попечениями». Трогательно сказано! Таким образом, говорит Иван Тихонов, они положили в основание только одну веру в предстательство и помощь Матери Божией и решительно согласились приступить к начатию храма. Им казалось, что при самом начале необходимо иметь наличного капитала, по крайней мере, 1000 рублей ассигнациями, потому что требовалось дать около 300 рублей ассигнациями рабочим за выемку земли (удивительно, что они решили это сидя в Сарове?!), да подрядчику каменного здания в задаток около 400 рублей и еще подрядчику деревянного здания около 300 рублей. Искали они мысленно таких благодетелей, которые бы дали им на первый случай заимообразно 1000 рублей ассигнациями, и не нашли никого ближе, по самому званию монашескому, кроме отца игумена Саровского, в котором будто бы думали найти отца. Поэтому с общего согласия отправили к нему письмо, в котором излили все свои скорби и слезные моления о помощи. Странно, что просили не лично, а написали письмо, когда игумен жил через несколько домов. Но Иван Тихонов, не любивший игумена за то, что он его дурно аттестовал, пишет, будто бы сверх ожидания получили от него решительный отказ. Даже Иван Тихонов счел приличным и стоящим печатно (с. 116) заявить об отказе игумена и прибавил: «Промысл Божий предусмотрительно затворил утробу отца игумена, да явится все богатство любви и попечения Заступницы Небесной; но тогда никто из нас не мыслил о том, яже суть Божия, но все лишь скорбели о том, яже суть человеческая». Это не вяжется с заявлением его, что они положили в основание постройки храма крепкую веру. Далее он говорит: «Каждую минуту отказ о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010