…Утешение в скорбех вем, и недугов врача Тя знаю, и всесовершенное сокрушение смерти, и реку живота неизчерпаемую, и всех сущих в напастех скорое и быстрое заступление. …Облацы скорбных покрыша окаянную мою душу и сердце, и помрачение вводят мне, Отроковице: но рождшая свет неприступный, изжени сия далече, дохновением Божественныя молитвы Твоея… …Моление мое приими убогое, и плача моего не презри, и слез, и стенания: но заступи мя яко Благая, и прошения исполни: можеши бо вся, яко всемощнаго Владыки Бога Мати, аще возмагаеши токмо моему окаянному смирению…» За пять месяцев болезни от его тела почти ничего не осталось — то, что лежало в гробу под мантией, были мощи схимника. Вероятно, и путь внутреннего опыта, пройденный им за эти немногие месяцы, был равен расстоянию многих лет. Особый «знак Божьего благоволения» виден в дате его кончины. Господь призвал его к Себе в праздник Казанской иконы Божией Матери. Именно об этом образе Владыка имел беседу с Папой Римским в недавний свой визит в Ассизи и в ответ на предложение «обмена» иконы на визит Папы в Россию сказал твердо, что национальная святыня не может быть предметом торга. За немногое прошедшее с тех пор время многое изменилось. Папа перед кончиной сам вернул икону в Россию. Сам день Казанской иконы Божией Матери стал государственным праздником, знаменующем преодоление смуты и надежду на обретение Россией своего собственного пути. Все это становится особенно значимым в контексте убеждений и всей деятельности Владыки. День 4 ноября по церковному календарю отмечен еще одним праздником: памятью семи отроков Эфесских, чей таинственный сон и пробуждение прообразуют всеобщее Воскресение. Когда–то один из Владыкиных духовных наставников, шутя, грозился, что в постриге его назовут Ексакустодианом — одним из этих семи. Но сказать по этому поводу ничего нельзя — «тайны Божии познаются в молчании». После смерти Владыки почти все наши знакомые видели какие–то сны. Конечно, значительная часть их объясняется нервным переутомлением от переживаний последних месяцев — все, кто любил Владыку, ощущали особое духовное сиротство. Были, наверное, и «дамские всплески». Но все же описанием одного такого сна, приснившегося одной из нас, мы закончим наш рассказ. Это было в ночь после похорон. Он явился нам и еще кому–то из наших — веселый и радостный, в серебристом, серо–голубом летнем подряснике. Мы все со слезами бросились к нему за благословением, стали целовать ему руки. Он засмеялся: «Ну что это вы, что вы плачете? Я теперь всегда буду с вами! Только руки не трогайте, у меня пальцы еще болят. Но это скоро пройдет».

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Соответственно, и нынешних татарских мулл Заки Зайнуллин уже поделил на прислужников ФСБ и «образованных, прогрессивных, думающих». Причём, последние, как легко догадаться, это те, кто «хотят не ислам, усечённый на 80 – 90 %, а настоящий умный ислам, сформировавшийся при пророке Мухаммеде». Следуя логике новоиспечённого «национал-теолога», ФСБшные «прислужники», которых в Татарстане пока большинство, проповедуют «ненастоящий» и «глупый» ислам, сформировавшийся Аллах знает где и когда? Смелые, прямо скажем, рассуждения… Весьма понятным в данной связи становится описанный самим же Заки Зайнуллиным эпизод, имевший отношение к его «контактам» с ненавистным ему Валиуллой Якуповым, который, по словам бывшего вожака ВТОЦ, «на все 100 % выполнял волю шовинистов». Одним из подтверждений последнего обвинения в адрес Валиуллы Якупова (посмертно награждённого 28 июля указом президента России Владимира Путина «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга» орденом Мужества)(10) стала его позиция по вопросу о передаче в Казань в 2005 г. «Ватиканского» списка Казанской иконы Божией Матери, вокруг чего татарские национал-радикалы задолго замутили скандальную и закончившуюся в итоге полным провалом антиправославную кампанию(11). «Шла большая, холуйская работа по возвращению копии Казанской иконы Богоматери, – пускается в «приятные» воспоминания Заки Зайнуллин. – Татарский конгресс созвал круглый стол, чтобы прикрыться его решением от общественного мнения: «Ваше мнение о возврате Казанской иконы Богоматери?». Позвали и нас из ТОЦ: председателя Юнуса Камалетдинова, Рината Юсупова, Фарита Хабибуллина и меня – Заки Зайнуллина. Всего было за столом 37 человек. Часа три спорили, волновались, выступали, ругались. Из муфтията был зам. муфтия Венер-Валиулла Якупов. Сидел молча, не выступал. После голосовали: Против возвращения иконы – 18 человек; За возвращение – 7 человек; Воздержались – 12 человек. Я от удивления не знал что и думать: Венер-Валиулла Якупов голосовал «за возвращение» иконы в Казань. Уходим после. В проходной комнате я подождал его и при трёх своих тоцевцах спрашиваю Якупова:

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

Насколько можно судить по старым фотографиям, эти " фальшокна " сохранялись как минимум по первую четверть ХХ века. Ныне барабаны - гладкие цилиндры. Квадратный в плане двухсветный четверик Казанской церкви украшен максимально лаконично: небольшие угловые лопатки, деликатные плоские наличники, лишь обозначенный карниз. Полуколонки разделяют трёхчастную апсиду. Строгость всего сооружения подчёркивается равной высотой трапезной и алтаря. Нынешний цилиндрический объём над притвором, как бы " исполняющий обязанности колокольни " , как некий эрзац, возведённый в отсутствие средств на капитальное строительство. Изначально колокольня примыкала к западной стене трапезной (эта ниша сохранилась до сих пор), потом новую колокольню поставили отдельно от храма и снесли в ХХ веке. Композиция храма - традиционный для срединной Руси " корабль " , ориентированный по оси " восток-запад " : алтарь-основное храмовое здание-притвор. Похожие по компоновке и оформлению бесстолпные храмы типичны для ярославской архитектурной школы. На Ярославской земле родилось много различных вариантов традиционного завершения храма. Это т.н. ярославская " классика " - тяжёлые, мощные, близко посаженные главы - или они же, широко расставленные; на другой стороне спектра - изящные, словно воздушные, тесно собранные пятиглавия на узких барабанчиках. Пятиглавие Казанской церкви - " золотая середина " : в меру крупное, в меру широко расставленное. Апсиды украшены, пожалуй, богаче, чем что бы то ни было другое во внешнем облике храма. Обращают на себя внимание фактурные " гофрированные " карнизы, геометрический орнаментный пояс на уровне фундамента, колонки, разделяющие апсиды. На традиционные для этого храма " почти несуществующие " наличники (фактически, простой прямоугольник!) глаз падает в последнюю очередь. Наличники предельно лаконичны. Простой прямоугольник с выступающими сверху и снизу планками выделяется на глади стен почти исключительно благодаря игре светотени. Абсолютно неожиданно как нечто, пришедшее из другого времени, смотрится растительный орнамент - ветвь по верху наличника.

http://sobory.ru/article/?object=03043

A как мы оное приобретем, когда не будем помнить и видеть нашей немощи, и всегда укорять себя, a не ближнего? Тогда получим и помощь Божию к исполнению воли Его. Пишете, что имеете вспышки, и горячо принимаете грубости от вашей девушки, и говорите ей, чтобы она вас не смущала; уходите в другую комнату, чтобы не рассердиться. Кажется, это очень слабое предохранение от действия страсти, вы имеете залог яростной части, т. е. раздражительность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение о исцелении оной; a как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, a страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снисхождением, милостию; но ведь этого нельзя вдруг сделать, a постепенно, при Божией помощи: так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действуяй страсть, есть противляяйся страсти, a есть искореняяй страсть. Мы, хотя еще не можем искоренить, но когда будем противляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божии; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собою, и бороться с ними. Да вразумит вас Господь и подаст Свою помощь. Сыну вашему да даст Господь мир от беспокоющей его неприятности. Молитесь о сем Богу и Матери Божией. Свидетельствую вам, ему и сестрице вашей мое почтение и, испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 20 мая 1853 г. 398 Спрашиваете меня: не заказать ли вам икону Божией Матери казанския, по словам странника, но вы имеете такую икону y себя в доме, то иметь другую такую ж да будет на воле вашей: я же, с своей стороны, не сопротивляюсь вашему желанию иметь оную. О снах не просите, чтобы видеть то или другое; от сего может быть душевный вред, вера больше видения сделает. Пишете, что девушка ваша возмутила ваш дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вот уже и две недели, как вы от нас поехали, а в своей обители 9-ый день. Время течет нечувствительно, и не видим, как оно летит, измеряемое секундами, минутами, часами, днями и далее, и всякая секунда приближает нас к вечности. Мы, зная это, плохо печемся о том, как предстать и дать отчет нелицеприятному Судье. Чувственность помрачает ум наш, все наше попечение и помышление о том, чтобы доставить покой телу, а о душе мало радим, страстей не искореняем и даже не противимся им, и от того лишаемся мира и покоя душевного. Надобно смиряться и просить Божией помощи, но у нас и смирение только в книгах, да на письме и на языке, а понести какое-нибудь уничижение или скорбь от кого, то ярость и вознесет главу свою. Надобно опомниться и приниматься за дело, а паче мне, грешному, глаголющему о сем, но не творящему ничто же благо. Как-то вы проводите время по приезде, не скоро узнаешь, завтра если и получу письмо ваше, то только от 27 октября. Будьте мирны и спокойны. Испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный иеромонах Макарий. 1854. Письмо 104 3 ноября. Вчера послал к вам письмо, а сегодня, как и полагал, получил ваше от 27 окт. Слава Богу, что вы начинаете жить в вашей келейке мирно, спокойно и утешительно. Бог вас утешает за то, что вы сами подвизались при постройке оной, да и самое то, что вы были при постройке и трудились, доставляет вам удовольствие. Слава Богу! Но не нами, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс. 113, 9 ). Об обращении с сестрами с осторожностью должно учиться из прежних опытов и просить Божией помощи, чтобы избежать мирской политики, а иметь искусство духовное быть мудрыми яко змии и целыми яко голубие ( Мф. 10, 16 ). Очень рад, что келья ваша украшается иконой Успения Божией Матери и что лампада перед оной устроена, а когда бы наши сердца так горели огнем любви к Богу и к пречистой Его Матери, заступнице нашей и ходатаице нашего спасения? Пишете, что хотели просить удостоить посещением вашу келью икону Царицы Небесной Казанской, что, думаю, уже и исполнилось, и я очень рад, что она, Заступница наша, сподобила вас сей милости и посещением Своим освятила ваше новое жительство, и да будет на вас её благословение и заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

» Сережа умирает! Сережа умирает!» Я пробежал к себе, в пустую Варину комнату и упал на пол перед иконой в углу: Казанской Божией Матери. Я даже не молился, а только рыдал. Потом из моего отчаяния стали складываться бессвязные слова молитвы. Не поднимаясь с пола, я все просил: «Господи, сделай… Господи… Господи, пусть Сережа не умрет. Господи, сделай, чтобы Сережа стал здоровым». Я видел только икону Божией Матери: все остальное пропало. Меня заливали мои слезы. Я не помню, когда я начал свою молитву, сколько прошло времени. Я уставал, но вот ужас опять охватывал сердце, и я опять просил: «Господи, Ты можешь. Скажи, чтобы Сережа не умер…» Наконец я изнемог. Слезы утихли. Я поднялся с пола. Ноги меня не держали. Я едва дошел до Вариного стола. Там на столе горела лампа. Перед лампой лежало Евангелие, и я безотчетно раскрыл его и прочел: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе…» Я еще не понял, что случилось, но я пошел из комнаты туда… к Сереже. Я шел очень тихо, но я увидел, что мама сидит у его постели и делает мне знак рукой: « Саша, не шуми, Сережа уснул…» А через три дня он уже сидел в постели, с грудью, завязанной теплым платком, и весь обложенный подушками. Мы принесли к нему столик. Поставили любимые игрушки, его крепости и домики, которые он сам вырезал и склеивал. Маня с самой большой своей куклой встала около него, а я их торжественно сфотографировал. Как я был счастлив, как я радовался. А Сережа? С этого года Сережа прожил еще около сорока лет. Но больше половины этих лет прошло далеко от меня, и, когда я вспоминаю его сейчас, я вспоминаю только юношу-гимназиста и очень недолго студента. Когда я перебираю эти годы нашей совместной жизни, эту его молодую жизнь, первое, что изумляет меня, – Сережа больше никогда не был счастливым. Опять стояли рядом наши кровати, опять шла наша как бы сдвоенная жизнь. Опять вместе гимназия, вместе дом Мусатовых, ледяная гора, каток, летом гимнастика и общие игры. Но вот Саша сходит со страниц его дневников. Мы взрослеем, мы оба пишем стихи. В них пока он еще обращается ко мне. Но мне он непонятен.

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

«Он рассказывал мне, как убивал их» Письмо матушки N Это – реальная история, произошедшая в наши дни: в одной из российских зон несет служение простая инокиня N., встретившая в окормляемой ею исправительной колонии человека, зверски убившего ее дедушку и бабушку. Инокиня N. рассказала об этом в письме к своему другу, которое мы с ее разрешения и публикуем. Добрый вечер, дорогой N.N.! Как-то нелегко об этом говорить, но с Вами я поделюсь. С чего начать? Это было в 2007 году, я как раз начала учиться на первом курсе. В ночь с 1 на 2 октября у нас произошло горе. Убили бабушку с дедушкой. Вернее сказать, зарезали. Это мамины родители были. Зарезали их зверски, очень страшно. Истыкали ножом, ни одного органа не было целого. Со спины у обоих удар глубоко в сердце, и горла перерезаны. Жили они в деревне. Когда мы приехали, дедушка, раскинув руки, лежал посреди деревни, а бабушка – возле колодца, во дворе. От такой картины был, мало сказать, шок. Бабушка всю жизнь проработала на фабрике, дедушка – на железной дороге. Им было по 79 лет, дедушка готовился к юбилею. Всю жизнь в трудах. Держали корову, молоко в основном раздавали, – или продавали за копейки, на хлеб. После выхода на пенсию бабушка стала в храм ходить, пела на клиросе, была казначеем, а дедушка – старостой. Храм не близко, за 5 километров, – пешком ходили, – старинный, не закрывался даже в советское время. Освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери . Бабушка с дедушкой перекрыли все купола, – тогда материалы еще дешевые были, – и остальное, что могли, делали с Божией помощью. Может быть, у кого-то и возникали мысли, что у них деньги есть, но откуда им взяться, если из деревни и поселка в храм больше никто не ходил? Несколько бабушек с Родников приезжало, и все. Поэтому из дома ничего не украли, кроме небольшого кошелечка, где у бабушки хранилась мелочь на хлеб. Отпели их как раз на Престольный праздник Казанской, после Литургии, 4 ноября. Где трудились, там и упокоились. Раны не могли зашить, поэтому все кровоточило. Священник три раза отпевание прерывал, садился, чтобы сознание не потерять. Похоронили их перед Алтарем. Вечная им память!

http://pravoslavie.ru/57209.html

Отсюда следовало, что и ей, Марфе, нужно было поступать так же, как и Мария: не терять времени на угощение Господа хлебом земным и тленным, а самой питаться от Него хлебом небесным и вечным. Но как было трудно сделать это Марфе, когда она любила Спасителя больше чем себя, и готова была заботиться о Нём больше, чем о себе, о своём духовной просвещении из уст Его! Братия и сестры! Все люди рождаются на свет Божий разными, мало похожими друг на друга. Нет ни одного человека на земле, который душой и телом (лицом) был бы в точности такой, как кто-либо другой. И не только человек, но и все животные, птицы, все цветочки, и поле, и листочки на дереве все разные, не совпадающие вполне друг с другом. И всё это великое многообразие жизни создано для одной цели, для одного значения: служить, чтить и прославлять Бога каждым дыханием, каждым словом, делом и помышлением. Вот две сестры, Марфа, и Мария, но какие они разные! А вместе как схожи и единодушны они в главном: в готовности служить всегда Господу, хотя и каждая по-своему. Когда за шесть дней до своей последней Пасхи, за шесть дней до Своих страданий и смерти Христос пришёл в Вифанию, то в доме Симона уготована была Ему вечеря. На ней был и только что воскресший Лазарь с сёстрами. Вместе с Христом Лазарь возлежал за этим столом. Марфа и на этот раз усердно служила Спасителю, а Мария по-прежнему слушала Его и, прильнув к ногам Его, возливала на них благовония и стирала волосами своими ( Ин. 12:1–3 ; Мф. 13:7 ). Она сделала это потому что, как сказал Христос, уже готовила Тело Его к погребению ( Ин. 12:7 ). Вот за всё это, за все эти виды служения, за постоянную готовность проявлять заботливость к Нему, Христос и любил их ( Ин. 11:5 ). Господь любил их потому, что обе они были слуги, рабы Божии. Раб Божий, братия и сестры, тот, кто все силы своего духа, своей разумной свободной воли посвящает выполнению заповедей Божиих о любви к Богу и ближним. Раб Божий тот, кто достоин любви Божией, кто получает от Него благодать смирения и послушания, кротости и терпения, любви и милосердия. Предосудительно быть грешнику рабом грешника, или рабом греха и порока (чревоугодия, блуда и прочего), но не предосудительно смиренному человеку быть рабом Господним, быть проводником и исполнителем воли Отца Небесного, т. е. быть праведным, благочестивым человеком. И здесь для верующего человека постоянно и высоким примером является и другая Мария – Матерь Божия – та, которую мы сегодня чтим и прославляем ради Её иконы, именуемой Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

на небесах... все же вы – братья [ Мф. 23, 9, 8 ]). Докажи, что ты исполняешь заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя [ Мф. 22, 39 ]; сие заповедаю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас [ Ин. 13, 34; 15, 12 ]. Докажи, что ты не больше любишь сребреники, чем брата, сотворенного по образу и по подобию Божию, за которого Христос умер, которого Он питает Плотию и Кровию Своею; докажи, что ты не боготворишь сребреников. Если же ты говоришь: Отче наш! Хлеб наш насущный даждь нам днесь [ Мф. 6, 9, 11 ], а оставляешь братию свою голодать, ходить в наготе, то ты лицемерно молишься, богопротивно: Бог тебе не Отец, а ты Ему не чадо, и люди тебе не братья. Смотри, на что это похоже? У тебя полны сокровищницы дарами Господними. Ты захватил в свои руки дары благости Божией, предложенные всем людям, а братия твои не имеют насущного хлеба, не имеют, чем прикрыть наготу свою, они в холоде; ты в богатых, высоких, изукрашенных покоях, а они в низменных, тесных, сырых, душных подземельях, как во гробах. Отчего ты не снизойдешь к их состоянию? Отчего не облегчишь их участи, ты, приступающий с ними вместе к одной Чаше жизни, к одному Хлебу животному 198 , подаваемому туне 2 Владыкою твоей и его жизни! Благодарю Тебя, Владычице, яко паки и паки 199 избавила еси мя от тесноты маловерия. 18 мая 1861 года. Двенадцатый час дня. (Молился пред образом Казанской Божией Матери дома.) Сила молитвы – например, отворять и затворять небо, прелагать 200 огнь в росу. Чья молитва особенно сильна? Молитва Божией Матери (святыми Твоими и всесильными мольбами) и святых – на небе; на земле – молитвы священников, как Самим Богом поставленных у самого Его престола для молитвы о себе и о людях (о наших гресех и о людских невежествиях); молитвы преподобных отшельников (только лице его Я приму [ Иов. 42, 8 ]). Леность на молитву христиан – оттого скудость веры, надежды и любви, грехи и беззакония, беды душевные и телесные. О надежде. Всё основание нашей надежды, всё богатство упования заключается в образе и подобии Божием, по которому создана душа наша в неконечном и неожесточенном ее падении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По окончании этих слов начальствующие сестры упали Ивану Тихонову в ноги и сказали со слезами: «Мы веруем в силу Господа и Пречистой Его Матери, и если угодно Им наше желание и намерение, то оно исполнится так же, как и другие, касавшиеся обители. Вся она устраивается дивно, без всяких видимых средств, единственно Промыслом Божиим и предстательством Царицы Небесной, по молитвам отца Серафима, равно как и вашими, батюшка, попечениями». Трогательно сказано! Таким образом, говорит Иван Тихонов, они положили в основание только одну веру в предстательство и помощь Матери Божией и решительно согласились приступить к начатию храма. Им казалось, что при самом начале необходимо иметь наличного капитала, по крайней мере, 1000 рублей ассигнациями, потому что требовалось дать около 300 рублей ассигнациями рабочим за выемку земли (удивительно, что они решили это сидя в Сарове?!), да подрядчику каменного здания в задаток около 400 рублей и еще подрядчику деревянного здания около 300 рублей. Искали они мысленно таких благодетелей, которые бы дали им на первый случай заимообразно 1000 рублей ассигнациями, и не нашли никого ближе, по самому званию монашескому, кроме отца игумена Саровского, в котором будто бы думали найти отца. Поэтому с общего согласия отправили к нему письмо, в котором излили все свои скорби и слезные моления о помощи. Странно, что просили не лично, а написали письмо, когда игумен жил через несколько домов. Но Иван Тихонов, не любивший игумена за то, что он его дурно аттестовал, пишет, будто бы сверх ожидания получили от него решительный отказ. Даже Иван Тихонов счел приличным и стоящим печатно (с. 116) заявить об отказе игумена и прибавил: «Промысл Божий предусмотрительно затворил утробу отца игумена, да явится все богатство любви и попечения Заступницы Небесной; но тогда никто из нас не мыслил о том, яже суть Божия, но все лишь скорбели о том, яже суть человеческая». Это не вяжется с заявлением его, что они положили в основание постройки храма крепкую веру. Далее он говорит: «Каждую минуту отказ о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010