Со 2-й пол. XIX в. мн. храмы в К. и Т. е. (как и по всей России) получали, как правило, в дар от частных жертвователей или в благодарность за приношения иконы, созданные в художественных мастерских афонских монастырей. В Троицкий собор женского монастыря в Царёвококшайске была прислана икона Божией Матери «Скоропослушница» из афонского монастыря Дохиар на благословение вновь открытой женской обители ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 82). Были востребованы иконы с образом вмч. Пантелеимона, написанные в Русском Пантелеимоновом мон-ре. Такая икона с частицей мощей, к-рая была вложена в золоченый ящичек, вделанный в доску, была прислана в Черемисский Михаило-Архангельский мон-рь (Там же. С. 59), в Макариевский муж. мон-рь близ Свияжска (ныне в казанской ц. Ярославских чудотворцев на северной стене трапезной). В Казанско-Богородицком мон-ре Цивильска почитали икону вмч. Пантелеимона из Русского Пантелеимонова мон-ря, присланную в память чудесного спасения имп. Александра III и августейшей семьи 17 окт. 1888 г.; перед ней каждую пятницу местный причт служил молебен с чтением акафиста вмч. Пантелеимону (Обозрение. 1898. С. 364). В Черемисский Михаило-Архангельский мон-рь в 1876 г. была прислана по просьбе игум. Паисия икона Божией Матери из Русского Пантелеимонова мон-ря ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 59). Настоятелю К. и Т. е. из Грузии архиеп. Павлом (Лебедевым), бывшим еп. Кахетинским и Карталинским, экзархом Грузии (1882-1887), была привезена икона «Апостол Павел» из поясного деисусного чина (ГМИИРТ), вероятно визант. мастера XIV в. (согласно надписи красным карандашом на обороте). В собрании (ГМИИРТ) сохранился живописный «Проскинитарий» (1842), написанный в Иерусалиме с изображением ряда св. мест и храма Гроба Господня. Иконы 2-й пол. XIX - нач. XX в. свидетельствуют о почитании в К. и Т. е. святых и чудотворных икон, особо чтимых в др. регионах. В верхнем храме казанского Петропавловского собора, у левого клироса, находится икона Божией Матери «Взыскание погибших» в киоте, в изданиях 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церковно-ист. исслед. о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 87. Примеч. 161; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18854. Ч. 1. С. 150; Чествование памяти прп. Макарию Жабынскому//Рус. паломник. 1888. 18. С. 214-216; Фирсов А. И. Белёвская Жабынская пуст.//Тульские ГВ. 1898. 87; 88; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 37, 46; Вып. 30. С. 26, 27; Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 1-6; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157-158; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никишов В. Д. Жабынь: История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011. Э. В. Шевченко, О. С. Кантинова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

XVII в. (ГРМ), на правом поле - свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля ( Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП//Моск. ЦВед. 1904. 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле - Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери «Знамение») из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15). Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост ( Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки - полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Гурием. Из Жития можно понять, что И. преставился раньше свт. Варсонофия, скончавшегося в Спасо-Преображенском мон-ре 11 апр. 1576 г. 4 окт. 1595 г., при подготовке к строительству нового собора, могилы святителей Гурия и Варсонофия, И. и Н. были вскрыты, их мощи оказались нетленными. Вскоре по указу патриарха Московского и всея Руси св. Иова Гурий и Варсонофий были канонизированы, а в 1630 г. их мощи были перенесены в казанский Благовещенский собор. Останки И. и Н. после обретения были похоронены на прежнем месте. С этого времени началось местное почитание преподобных как святых. Над их могилой была построена часовня («Пещёрка»), ставшая местом паломничества жителей Казани и др. В 1899 г. по инициативе Казанского архиеп. Арсения (Брянцева) празднование памяти И. и Н. приняло офиц. характер. В советский период, после разрушения Спасо-Преображенского мон-ря, могила святых оказалась под асфальтом. 11 окт. 1995 г. мощи И. и Н. были вновь обретены и ныне почивают в казанском Петропавловском соборе, на солее с сев. стороны. В том же году состоялось прославление И. и Н. Синодом РПЦ как местночтимых святых Казанской епархии. Акафист преподобным составил свящ. Казанско-Богородицкой ц. Казани Сергий Галлямов. В акафисте И. и Н. прославляются как «святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии». Преподобные почитаются в их родовом с. Застолбье, где в 2008 г. в память о них был установлен крест. Ист.: Гермоген, патр. Московский. Творения. М., 1912. С. 44-45; ТКиДТ. С. 180; Описание о российских святых. 1995. С. 253-254; Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 67-68. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 265; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 39-40; Воскресенский А. А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского мон-ря. Каз., 1899, 19022; Дробленкова Н. Ф. Гермоген//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 153-163; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/578340.html

П. И. Абрамычев. В 1913 г. церковь была освящена в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. До 70-х гг. XVIII в. на территории К. м., в районе собора, производились захоронения, останки обнаружены во время раскопок в 2004 г. Позже кладбища в мон-ре не было, у алтаря собора хоронили только настоятельниц, остальных насельниц хоронили на кладбище казанского Кизического в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря , где для Богородицкой обители был выделен отдельный участок. 1918-2012 гг. После закрытия 22 сент. 1918 г. кафедрального Благовещенского собора в Казани монастырский собор стал кафедральным. Здесь служили Казанские архиереи, в т. ч. сщмч. Кирилл (Смирнов) и сщмч. Иоасаф (Удалов) . В это время в К. м. находились мощи Казанских святителей Гурия и Варсонофия и др. святыни. В 1921 г. сестры обители зарегистрировались как религ. община. Несмотря на тяжелое экономическое и правовое положение, количество насельниц не уменьшалось. В 1927 г., незадолго до закрытия, в К. м. проживали 67 монахинь, 240 рясофорных послушниц и 44 белицы. Корпус с Крестовоздвиженской ц. был временно занят властями для военных нужд еще с 1915 г. В советское время в нем располагались учебные заведения, но лишь в 1928 г. он официально был передан государству. В 1929 г. Богородицкий собор был закрыт и стал использоваться для хранения зерна. Точное время упразднения обители не установлено, т. к. с 1926 г. вновь зарегистрированная община официально считалась не мон-рем, а приходом, к-рый ликвидировали в янв.-февр. 1931 г., одновременно с закрытием Никольской ц. Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г. Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г. В 30-х гг. XX в. 9 сестер были приговорены к заключению в лагеря, 41 насельница - к ссылке. Мон. Вероника (Бусыгина) расстреляна 10 авг. 1930 г., а Стефанида Васильевна Макарова (монашеское имя неизв.) - 2 янв. 1942 г. Мон. Евдокия (Двинских) скончалась в 1942 г. в Казани после освобождения из лагеря.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Это обстоятельство наряду с пограничным положением В. е., политическими, церковными и экономическими связями региона долгое время определяло своеобразие местной культуры. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Первые храмы, согласно сведениям дозорных и писцовых книг кон. XVI-XVII в., были деревянными, преобладали небольшие постройки клетского типа. Вскоре после основания Воронежа был возведен деревянный Благовещенский собор, неск. раз перестраивавшийся в том же материале в кон. XVI - 1-й пол. XVII в., тогда же сложились ансамбли самых крупных мон-рей: Успенского, Акатова и Покровского жен. в Воронеже, валуйского в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Пристанского , елецкого Троицкого и елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение», задонского Богородице-Рождественского, Борщёвского Троицкого, Богородицкого в с. Карачун, Семилуцкого Преображенского, Толшевского. Обители создавали местные жители, донские казаки (Борщёвский мон-рь), монахи из др. мест. Напр., задонский Богородице-Рождественский мон-рь на левом берегу Дона основали в 10-х гг. XVII в. иноки московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря . Церкви возводили прихожане, духовные лица и представители местной администрации: в Воронеже воевода М. А. Вельяминов построил Троицкую (Ильинскую) ц. (1642-1645). Близость к границам и связь с культурой центральных областей отражали наименования древнейших храмов В. е.: вероятно, в память о соборе г. Ряжска (Рязанская обл.), откуда происходили первые жители Воронежа, собор был посвящен Благовещению Пресв. Богородицы. Существовали престолы в честь почитаемых праздников и святых: Успения и Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, вмц. Параскевы Пятницы, вмч. Никиты, прор. Илии, мучеников Флора и Лавра, святых Космы и Дамиана, Казанской иконы Божией Матери, а также арх. Михаила, в связи с воинским аспектом почитания к-рого появились церкви в старых селах Воронежского у.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

11 дек. 2004 г. состоялось 1-е заседание Попечительского совета по возрождению муж. мон-ря «Коренная пустынь». К 2015 г. построены Богородице-Рождественский собор (освящен 24 сент. 2009 Патриархом Кириллом) с правым приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящен 22 дек. 2011), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 1991), устроен больничный корпус с ц. во имя вмч. Пантелеимона, восстановлены колокольня, св. врата, здания архиерейской гостиницы, игуменского корпуса, крытая галерея со сходами к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (освящен 24 сент. 2012), келейный корпус. На площади перед К. п. поставлен памятник, посвященный обретению иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной (скульптор В. М. Клыков ). Устроен скит с домовой ц. во имя прп. Серафима Саровского. В К. п. находятся список чудотворной Коренной иконы (XIX в.; Афон), иконы Божией Матери «Избавительница» (1863; Афон) и «Скоропослушница» (кон. XIX в.), икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, ковчеги с частицами мощей преподобных Киево-Печерских, Оптинских старцев и др. святых. Возрождена традиция совершения крестных ходов в 9-ю пятницу по Пасхе и в день отдания праздника Рождества Пресв. Богородицы (25 сент.). В обители имеется неск. св. источников: на месте явления чудотворной иконы; во имя свт. Николая Чудотворца; прп. Серафима Саровского; вмч. Пантелеимона; Казанской иконы Божией Матери. Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконы... сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших, такожде и из рукописного летописца в курском Знаменском мон-ре находящихся. Курск, 1792. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 640-646; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Коренной Рождество-Богородицкой пуст. СПб., 1865. М., 18894; Лебедев А. С. Эпизод из истории борьбы духовной власти в России с народно-религ.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

И. Е. Репина под рук. проф. А. К. Крылова. На историческое место - с левой стороны от царских врат главного иконостаса - была установлена Казанская икона Божией Матери, возвращенная из Князь-Владимирского собора С.-Петербурга в июле 2001 г. 20-25 сент. 2011 г. состоялись торжества и конференция, посвященные 200-летию собора, к-рые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К 200-летнему юбилею в собор были пожертвованы частицы мощей св. праотцев Иоакима и Анны и часть пояса Пресв. Богородицы из Ватопедского мон-ря. От лица правосл. врачей Москвы собору вручили мозаичную Казанскую икону Божией Матери. В наст. время перед правым клиросом находятся мощевики с частицами мощей ап. Петра, св. Лазаря, еп. Китийского, св. кн. Владимира Новгородского, святых Петра и Февронии Муромских, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Димитрия Ростовского, св. новомучеников и исповедников Агафангела Ярославского, Константина Богородицкого. Почитаются иконы Божией Матери «Млекопитательница», свт. Николая Чудотворца, свт. Петра, митр. Московского, царицы Александры и мц. Лидии. Из Тихвинской церкви пос. Сиверский возвращена Казанская икона Божией Матери в окладе, выполненном в рус. стиле, к-рая была пожертвована в К. с. подрядчиком А. Седовым в 1892 г. в память о 3 осуществленных им в соборе ремонтах (1874-1875). К 2011 г. в значительной степени восстановлены все 3 придела. Совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения. Ист.: РГИА. Ф. 817 (1800-1827); ЦГИА СПб. Ф. 1012. Оп. 1 (1846-1931); Оп. 2-3 (1799-1907); ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 247; Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 238, 239; Ф. 4. Оп. 1. Д. 295; Паспорт на здание - памятник музея истории религии (бывш. Казанский собор)/Сост.: Г. Н. и Е. Н. Миндлины. Л., 1938//Архив Комитета по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; Крижановский. Историческая справка по бывш. Казанскому собору в Ленинграде. Л., 1941//Архив Ин-та «Ленпроектреставрация». Н-191. Лит.: Из С.-Петербурга//ВЕ. 1811. Ч. 59. 19. С. 242-244; Филарет (Дроздов), свт.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010