Республика Татарстан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор (Казань) Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань . Содержание Православие в Татарстане [ править править код ] На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Татарстана [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Я Яблонова пустынь Или Яблонов Троицкий Лебеденский монастырь См. Лебеденский Троицкий. Яблонская Олонецкая пустынь Мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Олонёецком уезде на острове реки Свири, Яблонским именуемым, расстоянием от Олонца к югу в 12, от Восточного берега Ладожского озера в 15 вёрстах. До Штатов 1764 года приписана была она к Александро-Свирскому монастырю. Крестьян имелось только одна душа, но и при сочинении Штатов в ней монахов не было. Ныне имеется одна только церковь деревянная весьма обветшавшая, которая приписана к Февронскому приходу. Яблоцинский монастырь Мужской Архимандричий, находился в бывшем Польском Королевстве и упоминается в 1768 году (см. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805, стр. 390). Яблоченский Онуфриевский монастырь Мужской, находился также в бывшем Польском Королевстве близ села Яблочина. Упоминается он в 1721 и 1753 годах. См. там же, стр. 191 и 335: По последнему разделу Польши отошёл во Владение Римского Императора, ныне же находится в Варшавском Герцогстве. Явленский Казанский Переславский Рязанский монастырь Девичий упразднённый, находился в Губернском городе Рязани по конец города к Старой Рязани. См. Казанский Явленский. Ядринский Архангельский монастырь Мужской упразднённый, находился в Казанской Епархии в уездном городе Ядрине. От него остались две церкви каменные: 1) во имя Владимирской Божьей Матери; 2) Архангела Михаила с приделами: а) Св. Ильи Пророка, б) св. Мученика Иоанна Воина. Ядринский Казанский монастырь Мужской упразднённый, находился близ вышеописанного. От него остались три церкви каменные: 1) во имя Казанской Божьей Матери; 2) Воздвижения Креста Господня с приделами: а) Св. Симеона Юродивого, б) Иоанна Предтечи усекновения главы Его; 3) Алексия, человека Божьего. Яиковская пустынь Так прежде именовалась Филипповская-Знаменская пустынь. См. под сим словом в своём месте. Прибавление Якиманский Суздальский монастырь Девичий, давно уже упразднённый. Находился в городе Суздали в самом Кремле. На месте его стоит ныне церковь каменная во имя Рождества Христова, построенная по обветшанию и разобранию бывшей тут деревянной, во имя Богоотец Иоакима и Анны. См. Николаевский Суздальский выше, стр. 1032. (Файл PDF стр. 1034. Абзац начало «Николаевский Суздальский»). Якобштадский Духовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И Иваницкий или Иванижский Успенский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 385 душ крестьян. Добавление из VI тома Иваницкий монастырь Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. Ивановский монастырь Находился в уезде Юрьевца Поволжского, на левом берегу реки Волги при устье реки Костромы, от Юрьевца к югу около 15 вёрст. Ивановский Покровский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Суздальском уезде, в Одорской десятине при селе Иванове. Церковь Соборная в нём была во имя Покрова Божьей Матери, а Настоятельство Игуменское. При сочинении Штатов 1764 года упразднён. Ивановская Покровская пустынь В 1764 году упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской Епархии в Алаторском уезде, близ села Порецкого. От неё остались здания: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня с приделами: а) во имя Божьей Матери Владимирская и б) Пр. Онуфрия Великого; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери. Ивановский Великоустюжский монастырь Вологодской Епархии упразднённый мужской. Находился внутри города Великого Устюга. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ним 450 душ крестьян. После Штатов обращён в женский 3 класса. См. Иоанно-Предтечевский Устюжский девичий. Ивановский Воздвиженский монастырь Упразднённый девичий. Находился во Владимирской Епархии в Суздальском уезде при селе Иванове. Ивановский Емецкий монастырь См. Емецкий Ивановский. Ивановский Казанский монастырь См. Иоанновский Казанский Предтечев. Ивановский Мстерский монастырь См. Иоанновский Мстерский. Ивановский Московский монастырь См. Иоанновский Московский. Ивановский Новгородский монастырь См. Иоанновский Предтечев Новгородский. Ивановский Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечев Астраханский. Ивановский Старо-Ладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К Казанская Богородицкая Костромская пустынь Упразднённая мужская. Находилась близ губернского города Костромы и принадлежала до 1745 года к Синодальной области, а по учреждению вновь Костромской Епархии в ведении Преосвященных Епархиальных. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за пустынью 21 душа крестьян, а по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре упразднена. Казанская на реке Вороне пустынь См. Воронинская Казанская. Казанская пустынь на Климентовских островах Упразднённая в 1764 году. Находилась в Новгородской Епархии в Вышегорском уезде, расстоянием от Вытегры к востоку 130, от Новгорода 692 версты. В ней была церковь деревянная во имя Казанской Божьей Матери с трапезой. Казанский Богородицкий монастырь 1 класса девичий. См. Богородицкий Казанский. Казанский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в Пензенской Епархии и уезда в вотчине Барона Петра Павловича Шафирова, при селе Ломовской слободе, на берегу реки Ломовки. Казанский Ивановский монастырь 3 класса мужской. См. Иоаннопредтечев Казанский. Казанский Калужский монастырь 3 класса Калужской Епархии девичий. Находится в городе Калуге посреди горы близ реки Оки; наименование своё имеет по Соборной церкви, сооружённой во имя Божьей Матери Казанской. Здания в нём ЦЕРКОВЬ , КОЛОКОЛЬНЯ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА каменные. Казанский Касимовский монастырь См. Касимовский Казанский. Казанский Кизический монастырь См. Кизический Казанский. Казанский Коротояцкий монастырь См. Коротояцкий Казанский. Казанский Мокшанский Богородицкий монастырь См. Мокшанский Богородицкий Казанский. Казанский Нижеломовский Богородицкий монастырь См. Нижеломовский Казанский Богородицкий. Казанский Николаевский монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в губернском городе Казани против Иванского монастыря. По Штатам же обращён в приходскую церковь , которая именуется ныне Николы Лупяновых. Казанский Спасо-Преображенский монастырь 2·класса мужской. См. Преображенский Казанский. Казанский Тамбовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Муром. Спасский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1096 и 1885. Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Лакина (Спасская), д. 1 Координаты: 55.572414, 42.064654 Проезд: Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федера ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федеральная дорога М-7 «Волга»). Не доезжая Владимира, сворачивайте направо на объездную — с нее вновь поворот направо на дорогу Р-72, которая через 130 км приведет вас в Муром. Если следовать по дороге М-7 со стороны Нижнего Новгорода, то сворачивать нужно после Гороховца налево — на дорогу Р-76. Но теперь, с пуском в эксплуатацию стационарного автомобильного моста через Оку в Муроме, из Нижнего лучше ехать напрямую, через Павлово, по дороге Р-125. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса... »

http://sobory.ru/article/?object=00632

Ч Чащинский Спасский монастырь Мужской. Упоминается в 1629 году в Водской пятине в Новгородской Епархии. В переписных книгах Архиерейского Новгородского дома записано было: «лета зрлз (7137/1628), Октября в ка (21) день по приказу Великого Господина Преосвященного Киприана, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Софийского дома и Митрополич сын Боярский Иван Прокопьев сын Жеглов отдал на оброк в Вотцкой пятине Чащинского Спасского монастыря пустошь» и проч. Чебоксарская Спасогеронтиева пустынь См. Геронтиева Чебоксарская. Чебоксарский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Чебоксарский Чебоксарский Николаевский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии. Чебоксарский Сретенский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии. Чебоксарский Троицкий монастырь Казанской Епархии 3 класса мужской, находящийся в уездном городе Чебоксарах, на берегу реки Волги основан по дозволению Царя Ивана Васильевича в 7074 (1566) году сооружением церкви во имя Живоначальной Троицы. А в 1669 году монастырским иждивением построена другая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, а потом в 1713, 1748 и 1759 годах построены в том же монастыре иждивением Чебоксарских купцов три каменные ЦЕРКВИ: 1) во имя Одигитрии нарицаемой Тольской Богоматери; 2) во имя Живоначальной Троицы; 3) на вратах во имя святого великомученика Феодора Стратилата; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) Настоятельские и братские КЕЛЬИ и ОГРАДА каменные же. Настоятельство в этом монастыре было Игуменское до 1798 года, а в этом году на основании Высочайшего Указа 1797 года учреждена Архимандрия 3 класса. Крестьян было до Штатов 600 душ, а по Штатам положен в 3 классе степенью 30. Прибавление Чарондская Спасская пустынь См. Вожеозерский Спасский монастырь. Челмогорская или Челменская Покровская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде при озере Челмогорском, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 43, от Новгорода в 750 вёрстах. Основана Преподобным Кириллом, в конце XI столетия преставившимся, которого и мощи имеются тут под спудом. Ныне на месте сем имеются две ЦЕРКВИ деревянные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1845. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Большое Чуфарово, ул. Раздольная Координаты: 54.423406, 45.518804 Проезд:До Ромоданова из Саранска ходят автобусы и маршрутные такси, также в райцентр можно попасть по железной дороге, проехав до ст.Красный Узел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чуфаровский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) мужской монастырь, в прошлом женский, а ныне мужской, основан крестьянином-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в сер. 1840-х как богадельная община при с. Большое Чуфарово Саранского у. Пензенской губ. По выбору старца Игнатия общину возглавила купеческая дочь Евдокия Трофимова, впоследствии игумения Евгения, стоявшая у кормила обители в общей сложности около 70 лет. Монастырь был возведен напротив села, через овраг, на его высоком склоне, на землях, пожертвованных местным помещиком В. К. Федорчуковым. Ближайшей помощницей Е. С. Трофимой в организации общины была Екатерина Прохоровна Вершина, бывшая жена старца Игнатия, одна из первых постриженных монахинь Чуфаровской обители. К 1867 в кельях на пустыре собралось уже более 20 сестер; тогда же Пензенская консистория признала общину как богадельню. Одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь во имя Пресвятой Троицы. В дальнейшем комплекс монастырских построек возводился по плану, помеченному непосредственно на местности основателем старцем Игнатием; зодчие только выполнили его волю, соотнеся замысел с ландшафтной и архитектонической ситуацией. Первый каменный корпус с домовой Троицкой церковью был сложен в 1870; на первом этаже разместилась богадельня. Для неходячих больных в 1872 внизу была освящена еще одна домовая церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1877 епархиальное начальство обратило Троицкую общину в сестринскую. За десять последующих лет по периметру обители сестры построили с помощью местного населения еще три двухэтажных каменных корпуса, а число сестер за это время выросло до ста человек.

http://sobory.ru/article/?object=17590

Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в XIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них – древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве. В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Кюрегаси. Александро-Невский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Деревянный монастырь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1900 и 1903. Адрес: Россия, Республика Чувашия, Моргаушский район, п. Кюрегаси, рядом с Каршлыхским домом-интернатом для ветеранов войны и труда. Координаты: 56.093347, 46.806457 Проезд:По М7 до развязки Калайкасы- Большой Сундырь, в сторону Б. Сундыря около 6 км. Указатель. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение Августейшей Имепраторской семьи от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь. Но Высочайшее повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов XIX века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде. Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья, обитают в лесистой местности, и места их обитания - Керемети - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств). К тому времени многие чуваши, уже утвердившиеся в православной вере, не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии».

http://sobory.ru/article/?object=19781

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010