† Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Из рода Казанских Священномученик митрополит Вениамин, в миру Василий Павлович Казанский, происходил из старинного духовного рода, который удалось пока проследить с конца XVIII века 1 . Представители рода Казанских служили в местностях, ныне разделенных границами Карелии, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. По дореволюционному административно-территориальному делению весь этот край вокруг Онежского озера составлял Олонецкую губернию (Олонию) с центром в Петрозаводске. Прадед святителя, пономарский сын Феодор Матвеев, был произведен в 1794 году митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в пономари к Казанской пустыни Вытегорского уезда Олонецкой губернии 2 . Ее деревянный шатровый храм одиноко стоял на полпути между Каргополем и Вытегрой. Постоянных прихожан здесь никогда не имелось, но икона Казанской Божией Матери, принесенная еще монахами, основателями пустыни, привлекала в храм богомольцев. К.А. Докучаев-Басков в начале XX века удачно подметил, что Казанская пустынь самим своим местоположением «умиряла души человеческие, прохлаждала их от житейского зноя/.../. Все здесь взывает и гармонирует с тем, чтобы славить Творца «гласы преподобными " " 3 . Служители пустынного храма жили «очень скудно» и получали пропитание только тем, что сами сеяли рожь, держали лошадей, овец, коров. Феодор Матвеев, освоивший грамоту дома, стал пономарем в возрасте 14 лет и прослужил в Казанской пустыни более полувека, до кончины 14 декабря 1847 года 4 . Незадолго до смерти он похоронил свою жену Дарью Феодорову – в конце жизни она ослепла и скончалась 19 марта 1847 года. В Казанской пустыни вместе с родителями жили две их дочери, Агриппина и Евфимия, а сыновья уже смогли получить образование в духовных школах, которые стали открываться в Олонии с начала XIX века. В их стенах мальчикам и была дана фамилия Казанских – по месту служения отца. Старший сын пономаря Феодора Матвеева – Иоанн (около 1801 – после 1871) 5 – обучался в Каргопольском духовном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти годы дали ему разносторонние знания крестьянского быта, заложили основу любви к простому трудовому народу и христианской заботы о нем. На родину он возвращался и на летние каникулы в период учения, длившегося долгих 14 лет. 1 Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина//Из глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147–160. 3 Докучаев-Басков К.А. Путевые заметки. От Каргополя до Александре-Свирского монастыря и обратно. Архангельск. 1914. С.21–22. 6 ГАВО. Ф.1035. Оп.2. Д .298. Л.171 об. См. также: Галкин А.К., Бовкало А.А. Опыт обучения «поселянских детей» Олонецкой губернии в николаевское время//Философский век. Альманах 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. СПб., 1998. С.154, 157. 8 Бовкало А.А., Галкин А.К. Выпускник Олонецкой духовной семинарии К.И. Казанский//Традиции образования в Карелии. Материал республиканской научно-практической конференции, посвященной 165-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск. 1995. С.24–27. 9 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.19. Оп.115. Д .758. Л.7 15 Опись бумагам, относящимся к Олонецкой семинарии и ректору оной архимандриту Виталию, составленная в марте 1903 г. в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре//ОЕВ. 1903. 9. С.326. 18 Мегорский П. О народных учителях в былое время в Кондушском приходе Вытегорского уезда//ОГВ. 1875. 9. С.93–95. 22 Громов В. Схимонах Алексий (Охотин), бывший эконом Олонецкой духовной семинарии//ОЕВ. 1904. 9. С.272–273. 24 Кенорецкий Н., свящ. 40-летний юбилей свящ. о. Павла Иоанновича Казанского//ОЕВ. 1903. 24. С.846. 25 Пятунин П. Каргополыцина в прошлом и настоящем. Географические, исторические и этнографические очерки. Каргополь, 1924. С.8. 29 Центральный архив республики Карелии [ЦАРК]. Ф.25. Оп.20. Д.50/566 (Переписка с палатой государственных имуществ о сборе лесных пожертвований на постройку в Нименском погосте Каргопольского уезда новой деревянной церкви. 1 марта 1856 – 4 июля 1870).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В лесу Андреевской волости, в 10 верстах к востоку от Нименского погоста, у станции Няндома вырос многолюдный железнодорожный поселок. В его мастерских к открытию движения в ноябре 1897 года было занято полторы тысячи человек 54 . Вскоре в Няндоме построили деревянную церковь – открытый при ней приход пополнил благочиние о. Павла Казанского. До 1871 года о. Павел оставался и наставником местного сельского училища, а затем стал его штатным законоучителем. 19 сентября 1878 года в деревне Андреевской, в версте от погоста, было освящено новое типовое школьное здание – одно из лучших во всем уезде. При этом Нименское училище получало статус одноклассного образцового ведомства министерства народного просвещения (1 января того же года открылась своя школа и в Рягове). Из церкви в школу направился крестный ход с училищной иконой. В классной комнате о. Павел совершил молебствие. В слове к собравшимся он подчеркнул, что в деле просвещения народа соединяются усилия правительства, земства и частных лиц 55 . За отличное усердие и успехи по народному образованию священнику П. Казанскому не раз выносилась благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. Особенно много сил пришлось ему отдать школьному делу в 1890-х годах, когда заботами о. Павла в деревнях Нименского прихода было открыто пять школ грамоты: Яковлевская (7 января 1891), Шултусская (1 декабря 1891), Низкоглядовская (7 декабря 1893), Вадьезерская (7 сентября 1897) и Долгозерская (9 октября 1898). Первая из них уже в 1898 году была преобразована в церковно-приходскую. Учителями всех этих школ были воспитанники о. Павла, работавшие под его непосредственным руководством. В 1893 году за ревностные труды по должности наблюдателя за церковноприходскими школами о. П. Казанский получил наградную Библию от Святейшего Синода, а 3 февраля 1901 года «за 25-летние труды по народному образованию» удостоился ордена св. Анны 3 степени. Как благочинный, он состоял и членом Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у вел. князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 г. были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.  Преподобномученица инокиня Варвара, избравшая путь мученичества, была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к вел. княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки настоятельницы. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.  Свв. преподобномученицы были канонизированы в 1992 г. на Архиерейском соборе в Москве. Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Вениамин, в миру Василий, родился в 1873 г. в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда (ныне Архангельская обл.) в семье священника Казанского. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Он любил чтение житий святых, восхищался их духовными подвигами, сожалея, что в современном мире лишен возможности пострадать за веру православную.  После окончания Петрозаводской Духовной семинарии Василий Казанский поступает в Петербургскую Духовную академию. В годы студенчества он принимает участие в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 г. он принимает монашеский постриг с наречением ему имени Вениамин, а по окончании академии со степенью кандидата богословия направлен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию, в 1898 г. он — инспектор Холмской семинарии, а через год — Петербургской. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Большой размах приобрело иосифлянство в Вятской и Ижевской епархиях, где было сильно влияние Глазовского еп. Виктора (Островидова) . К викторианскому движению присоединились епископы Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельнический Иларион (Бельский) , а затем и Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Викториане были особенно сильны в Вятке , Ижевске , Воткинске , Глазове , Котельниче и окружавших их сельских местностях. Их движение распространилось на Казанскую епархию , отдельные иосифлянские приходы существовали в Уральской обл., Башкирии, Среднем Поволжье. На Европейском Севере иосифлянство наиболее заметно проявилось в Великоустюжской епархии , где активно действовал Никольский еп. Николай (Афонин) . В Архангельской епархии часть приходов увлек за собой к иосифлянам Каргопольский еп. Василий (Докторов) . Еп. Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях - в Белоруссии. В Москве иосифлянство не было особенно влиятельным: митр. Иосифа здесь поминали лишь в 7 храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне , Волоколамске , Клину , Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде , но признанным центром иосифлянства стал Серпухов . Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской , но и в других епархиях. Центром иосифлянства продолжала оставаться Ленинградская епархия . По уточненным данным, там открыто поддержали еп. Димитрия (Любимова) 67 приходов, в т. ч. 21 в Ленинграде (ок. 20% городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе , в поселках Стрельна и Вырица , Феодоровский собор в Детском Селе , Зеленецкий Троицкий и Староладожский Успенский монастыри, а также Макариевская пустынь под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников иосифлянства среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 чел. (не более 25% всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства, как белого, так и черного, составила ок. 3,5 тыс. чел., а количество иосифлянских храмов - от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов Патриаршей Церкви).

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Киев. епархии); VI, 1726 г., 69 (прошение игум. Марии о пострижении в м-ре 6 девиц); “Архив юго-зап. России», ч. 7, т. I, 525, LXXVIII (в 1686 г. м-рь владел селом Дмитровичи в Киев. округе); “Сборник летоп. юж. и зап. Руси», 46 (в 1707 г. сюда переведен жен. Вознесен. Киево-Печер. м-рь). 1340. Хергозерская, мужская пустынь, ныне погост Хергозерский или Херозеро, Олонецкой губ., Каргопольского у., в 75 вер. к сев.-зап. от Каргополя, между озз. Херхозером, Белым, Келесно и Кривым (карта «Воен. топогр.», лист 54). Основана иноками Сергием и Логгином около 1640 г. и в 1764 г. обе ее церкви св. Троицы и Введения обращены в приход. “Ист. Росс. Иер.», VI, 601; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 50; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 26; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1005, 16. 1341. Холков – Царев – Николаевский или Троицкий, мужской, ныне слобода Холок или Холковка, Курской губ., Новооскольского у., в 14 вер. к сев.-сев.-зап. от Нового Оскола по дороге в Старый Оскол, на правомъ берегу р. Оскола, при впадении рч. Холка. Он основан около 1620 г. Геласием, который был первым настоятелем м-ря. В 1653 г. настоятель его старец Ефрем получил жалованную грамоту на безоброчное владение устроенною от монастыря на рч. Холке мельницею. Упразднен в 1764 г. В 30-х годах XIX ст. пещеры, находившиеся при пустыни, а равно и пещерная церковь , были возобновлены иждивением кн. А. Б. Голицына, но по разным причинам м-рь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября. “Труды Курск. губ. стат. Комит.», 1863 г., I, 357, 379 (грамота); Ларионов, “Опис. Курск. намест.», 112 (здесь пропущено его название); “Курск. губ. в.», 1856 г., 48 (грамота 1658 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 646, 12; “Акты юридич.», 379 (Храмоздан. гр. 1620 г. черному попу Геласию на постр. церкви на Хилковском городище); “Временник Общ. ист.», 1857 г., XXV, смесь, 34 (упразд. м-ри в Курск. губ.; строитель Ефрем 1658 г.); “Журн. Мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно получить благословение о. Феодосия, наместника монастыря и согласовать время и продолжительность пребывания. Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский р-н, д. Погост Телефоны: +7 (921) 293-54-96 , +7 (911) 672-13-89 , о. Феодосий, наместника монастыря Сайт: Свято-Александро-Ошевенский мужской монастырь , Страница ВКонтакте Белгородская область [ править править код ] Гостиница для паломников при Свято-Троицком Холковском монастыре, с. Холки Действует с 2008. Мужских - 20 мест, Женских - 10 мест. По желанию, паломникам можно организовать трапезу, предварительно согласовав по телефону. Время пребывания не ограничено. Проживание бесплатное. Адрес: Россия, Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки, улица Монастырская, д. 1 Телефоны: +7 (47232) 4-06-23 Сайт: Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь Брянская область [ править править код ] Дом паломника при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни, п. Пчела Приезжающим в мужской монастырь Богородицкая Площанская Пустынь паломникам предоставляется возможность поселения в монастырской гостинице. Гостиница находится напротив главных врат монастыря. Для проживания имеются 2 комнаты на 10 человек и несколько 1-2-4 местных комнат. Санузел на этаже. Имеется комната приёма пищи с холодильником, СВЧ-печью, чайником. Возможно проживание с несением послушания в монастыре на длительный срок (питание и проживание за счет обители). Организованным группам необходимо заранее предупредить о своем прибытии. Также есть возможность проведения экскурсий. Адрес: Брянская область, Брасовский район, п. Пчела, переулок Монастырский, дом 1 Телефоны: +7 (920) 843-25-54 Электронная почта: ploshmon@pravmail.ru Сайт: Богородицкая Площанская мужская пустынь Владимирская область [ править править код ] Паломническая гостиница «Владимирская Русь» при паломнической службе Владимирской епархии, г. Владимир Гостиница Паломнического центра расположена в центре города Владимира. Паломнический центр предлагает для проживания четырехместные номера с удобствами и многоместные номера с удобствами на этаже. К услугам гостей Паломнический центр предлагает: Wi-Fi в холле; чай, кофе, столовые приборы; холодильник на этаже; Молитвослов, Евангелие, Псалтирь, Акафистник; гладильная доска, утюг. Дополнительные услуги: экскурсионное обслуживание; питание.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).». Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

http://pravenc.ru/text/189739.html

патопсихолог Елисей Осин детский психиатр Протоиерей Константин Островский настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, отец четверых детей Евгения Пайсон психолог, журналист, редактор; Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Протоиерей Максим Первозванский клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец девятерых детей Людмила Петрановская психолог, публицист, специалист по семейному устройству, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования, автор книг «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст» и других Ольга Стриевская мама восьмерых детей Олег Тишанинов педагог-психолог Каргопольской (Архангельской области) районной психолого-медико-педагогической консультации с 20-летним практическим стажем Ольга Троицкая семейный психолог, член Международной организации семейных терапевтов и Общества семейных терапевтов и консультантов, более 20 лет занимается психотерапевтической практикой, автор многочисленных публикаций Дмитрий Тюттерин педагог, директор сети детских садов «Семь гномов», главный редактор журналов «Дошкольное образование» и «Школа для родителей» Протоиерей Алексей Уминский настоятель храма Святой Троицы в Хохлах (Москва), духовник Свято-Владимирской гимназии Протоиерей Леонид Царевский настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково Московской области, духовник Троицкой православной школы, отец четверых детей Дмитрий Шноль педагог с двадцатилетним стажем, преподаватель математики школы «Интеллектуал», отец троих детей Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

137 Лавринов В.В. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви в 1920-е – 1940-е гг. (на материалах Урала): Дисс. ...канд. ист. наук. – Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2010. – 198 с.; Лавринов Валерий, протоиерей. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). Материалы по истории Церкви. Кн. 42. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2007. – 308 с.; Лавринов В.В. Историография обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 1920–1940-е гг.//Научная рефлексия. Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – 24. – С. 151–158. 138 Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского/Авт.-сост. Журавский A.B. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. – 864 с. 142 Митрофанов Георгий, священник. Русская Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.). – СПб.: Изд. «Ноах», 1995. – 144 с. 143 Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь . Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. Материалы по истории Церкви. Кн. 32. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2002. – 528 с.; Его же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Материалы по истории Церкви. Кн. 24. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. – 424 с. 144 Воин Христов верный и истинный. Тайный епископ ИПЦ Михаил (Ершов). Жизнеописание, письма и документы/Сост. ИВ. Ильичев. – М.: Братонеж, 2011. – 744 с.; Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды/Сост. J1.E. Сикорская. – М.: Братонеж, 2010. – 512 с.; «О, Премилосердый... Буди с нами неотступно...» Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х – начало 1970-х годов/Сост., подг. текстов, комм., предисл., вступ. ст. VI Осиповой. – М.: Братонеж, 2008. – 464 с.; Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2008. – 528 с.; Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды/Сост. М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. – СПб.: «Кифа», «Издательство Олега Абышко», 2006. – 352 с.; Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2009. – 520 с.; «Тайной Церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2008. – 336 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010