1660 . Казанский – Богородицкий с усть Чолны, или Чалнинский, мужской, совсем уничтоженный, Уфим­ской губ., Мензелинского у., в 45 вер. к сев.-зап. от Мензелинска, близ села Боровецкого и недалеко от впадения рч. Челновки в Каму. Основан в первой полов. ст. и зависел от Седмиозерной пустыни в Казанской губ. В 1646 г. им управлял строит. Давид. “Оренб. губ. вед.”, 1860 г., 38; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 982, 2; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2788 (строительн. книга 1652 г. новорубленого Чалнинского городка и дворцов. села Чалны и Чалнинского м-ря новой пустыни). 1661 . Казанский – Конобеевский, женский, ныне село Конобеево, Тамбов­ской губ., Шацкого у., в 15 в. к сев.– вост. от Шацка, при р. Цне. О нем известно, что в 1724 г. инокини его по малочисленности переведены в Чернеев-Шацкий жен. м-рь. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1662 . Казанский – Новодевичий – Богородице – Владычный, женский, упраздненный, в гор. Яранске, Вятской губ. Существовал в XVIII ст. и в 1702 г. в нем была игуменья Парасковия. “Ист. Росс. Иер.”, 836; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 810. 1663 . Казариновская, мужская пу­стынь, ныне деревня Казариновская, Оло­нецкой губ., Каргопольского у., в 63 вер. к сев.-зап. от Каргополя и в 10 вер. к юго-вост. от Лекшмозерского погоста, на вост. берегу оз. Лекшмозера. О ней известно только, что она существовала в XVIII ст. “Ист. Росс. Иер.”, 322; “Памят. кн. Олонец. губ.”, 1867 г., Отд. III, 15. 1664 . Канский, мужской, ныне село Кане, Люблинской губ., Холмского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Холма. Ве­роятно, был основан православными до XVII ст. Батюшков, “Холм. Русь”, 42. 1665 . Карихов или Кириков – Леонтиевский, мужской, ныне по­гост Карихов, Новгородской губ. и уезда, в 18 вер. к (–) от Новгорода. Осно­ван преп. Леонтием, скончавшимся в 1492 г. 18 июля, в каковой день и чтится его память; мощи покоятся под спудом в приходской церкви. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 355; Ратшин, 400; “Словарь ист. о свят.”, 168; “Новгор. сборн.”, Отд. 6, 36; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 44, 125 (здесь, ве­роятно, по опечатке сказано, что преп. Леонтий скончался в 1429 г. вместо 1492 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первым местом его церковного служения стал Боросвидский приход. Он находился на реке Свидь, в 60 км к югу от Каргополя (ныне село Бор, или Давыдово Каргопольского района Архангельской области) и относился к Кирилловскому уезду Новгородской губернии. И.Ф. Казанский был посвящен в пономари к Георгиевской церкви на Свидском Бору викарием С.-Петербургской епархии епископом Ревельским Владимиром (Ужинским) 14 февраля 1820 года. В то время еще приходами и Новгородской, и Олонецкой губерний управляли митрополиты С.-Петербургские. Но в 1828 году открылась самостоятельная Олонецкая епархия, и пономарь Иоанн Казанский, по-видимому, испросил перевода в нее: там служили все его родные. 5 апреля 1831 года первый епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий (Семенов) рукоположил его во диакона к Христорождественской церкви Большешальского погоста близ Каргополя. На этом приходе о. Иоанн в 1840 году получил благословение Святейшего Синода с грамотой «за успешное обучение поселянских детей грамоте» 6 . В 1846 году он был перемещен в более населенный Тихмангский погост Вытегорского уезда, в 40 верстах от Каргополя по дороге к Вытегре, где и прослужил свыше четверти века. От жены Ульянии Николаевой (около 1805 – 9 февраля 1861) 7 у него было 6 сыновей и 5 дочерей. Пятеро сыновей диакона Иоанна Казанского: Иван, Михаил, Алексей, Петр и Павел – священствовали в сельских приходах Олонии. С сыном старшего из них, Константином Ивановичем Казанским (16 мая 1858 – не ранее ноября 1925) 8 не раз пересекались жизненные пути митрополита Вениамина. Павел Иванович Казанский (31 октября 1840 9 – 5 декабря 1903 10 ), пятый сын диакона Иоанна Феодоровича, родился в Большой Шалге. Учиться в Олонецкой духовной семинарии и начинать церковное служение ему довелось при архиепископе Олонецком и Петрозаводском Аркадии (Федорове). Этот выдающийся архипастырь XIX века в течение 18 лет (1851 – 1869) управлял Олонецкой епархией. Часто совершая поездки по приходам, он не раз посещал и Каргополь – самый удаленный от Петрозаводска уездный город Олонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 17.04.1873, с. Нименский Погост Каргопольского у. Олонецкой губ.- 13.08.1922, Петроград), сщмч. (пам. 31 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Самарских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), митр. Петроградский и Гдовский. Из семьи священника. После окончания Олонецкой ДС (1893) поступил в СПбДА. С 1-го курса принимал активное участие в деятельности Об-ва распространения религиознонравственного просвещения в духе правосл. Церкви (ОРРНП), выступал с беседами на фабриках, заводах и в ночлежных домах в С.-Петербурге, а также в Троицкой (центральной) ц. об-ва. 14 окт. 1895 г. ректором академии Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) был пострижен в монашество, 21 нояб. рукоположен во иеродиакона, 19 мая следующего года - во иеромонаха. В 1897 г. окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Преосвящ. Аркадий, архиеп. Олонецкий, как деятель против раскола» (Петрозаводск, 1901; рец. проф. П. С. Смирнова - ИВ. 1902. 9. С. 999-1001). 13 сент. 1897 г. был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу к-рого пожертвовал значительную сумму денег. Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Икона. XX в. Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Икона. XX в. 24 сент. 1897 г. В. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Рижскую ДС, в авг. 1898 г. переведен в Холмскую ДС на должность инспектора. Впосл. В. вспоминал о своей инспекторской деятельности: «Круг моих забот... простирался на все бытие воспитанника. Для меня была дорога и его внутренняя личная и домашняя жизнь... Доверие оказывали воспитанники большое» (Самарские ЕВ. 1902. 9. С. 399). В Холме он, так же как и в С.-Петербурге, вел религиозно-нравственные чтения. 6 окт. 1899 г. В. был переведен инспектором в СПбДС, продолжил свою деятельность в ОРРНП, был избран пожизненным членом открывшегося 25 сент. 1900 г. братства во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова для оказания помощи беднейшим воспитанникам семинарии. В 1901 г. был назначен цензором нового ж. «Отдых христианина».

http://pravenc.ru/text/150263.html

Вологодская Покровский-Паисиев-Угличский С.-Петербургская Посольский-Спасо-Преображенский Костромская Преображенский-Вятский Московская Происхожденский-Крестовоздвиженский Владимирская Раифская-Богородицкая Рязанская Рождественский-Богородицкий-Белгородский Новгородская Рождественский-Богородицкий-Ростовский Вологодская Свенский-Успенский-Брянский Костромская Святогорский-Успенский Орловская Седмиозерная-Богородицкая-Вознесенская Пензенская Сковородский-Михаиловский Воронежская Снетогорский-Рождество-Богородицкий Симбирская Сокольницкий-Николаевский Ярославская Спасо-Великопустынский Забайкальская Спасо-Геннадиев Вятская Спасо-Каменный Нижегородская Спасо-Мирожский Спасо-Преображенский-Енисейский Казанская Спасо-Преображенсвий-Белевский Курская Спасский-Муромский Спасский-Арзамасский Ярославская Спасский-Симбирский Спасский или Спасо-Преображ.-Старорусский Орловская Спасский-Преображенский-Севский Псковская Страстный-Богородицкий-Московский Казанская Толгский-Пречистой Богородицы Троицкий-Муромский Новгородская Троицкий-Селенгинский Псковская Троицкий-Чебоксарский Троицкий-Курский Новгородская Троицкий-Севский Псковская Троицкий-Пензенский Ярославская Троицкий-Алатырский Вологодская Троицкий-Смоленский Псковская Троицкий-Истобенский Енисейская Троицкий-Козловский Тульская Троицкий-Кондинский Владимирская Троицкий-Мангазейский-Туруханский Нижегородская Троицкий-Преображенский-Тюменский Симбирская Троицкий-Рафаиловский Новгородская Троицкий-Селижаровский Троицкий-Сергиев-Великолуцкий Орловская Троицкий-Устькиренский Московская Троицкий-Усть-Павловский Троицкий-Яблонов-Елецкий Ярославская Успенский-Тульский Владимирская Успенский-Богородицкий-Старицкий Забайкальская Успенский-Богородицкий-Каргопольский Казанская Успенский-Орловский Курская Успенский на Курцове-Холмогорский Орловская Успенский-Горицкий-Староладожский Пензенская Ферапонтов-Белоезерский-Мартемианов Симбирская Хотьков-Покровский Смоленская Христорождественский-Тверской Вятская Христорождественский-Уфимский Тамбовская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память явления ее, В 1579 г. в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным, Пресвятая Богородица явилась во сне одной девице – Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенной детской грезой. Сон повторялся еще дважды и с угрозой наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда, 8 июля, обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона – икона была найдена. Она была обвернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно была изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь . Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Впоследствии было еще несколько явлений икон-списков с Казанской: Тобольская, находящаяся в Тобольске, в кафедральном соборе. Она впервые прославилась спасением горожан от угрожавшего голода; Каплуновская, явившаяся в 1689 г. в сельце Каплунове, Харьковской епархии, которая прославилась помощью императору Петру Великому на войне со шведами под Полтавой; Нижнеломовская, явившаяся в 1643 г. на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова, Пензенской епархии; Карповская, в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь; Коташинская, явившаяся в 1622 г. которая находится в Коташинском монастыре, Черниговской епархии; Вознесенская, сохранившаяся невредимой во время пожаров в 1689 и 1791 г. находится в Московском Вознесенском женском монастыре; Павловская, находящаяся в селе Павловском, Московской епархии; Иркутская – в соборном храме в городе Иркутске; Каргопольская, – в Каргополе, в 1714 г. ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы; Ярославская – в женском монастыре в г. Ярославле, впервые прославившаяся чудотворениями в XVI и XVII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   31 июля (13 августа) Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров Священномученик Вениамин родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии  и в крещении был наречен Василием. Его отец Павел Иванович Казанский был женат на дочери священника Нименского прихода Александра Смирнова Марии и в тече­ние сорока лет был священником в этом приходе, включавшем в себя тогда двадцать пять деревень; последние пятнадцать лет жизни он был благочинным. Впоследствии, вспоминая о своем отце, архимандрит Вениа­мин писал: «Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за двадцать и тридцать верст на требы приходилось ез­дить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или другого требоисполнения. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и через речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то испуганная в чаще леса птичкой или зверьком сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом, поступил отец Павел в Нименское, но нужды при­хода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, то он очень стал чувствовать по­следствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слы­шавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся». «Заботясь о духовных нуждах пасомых, отец Павел немало по­нес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бед­ном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода в центре мест­ного раскола. Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что стара­ния его превратить в таковую школу грамоты не увенчались успе­хом», – писал архимандрит Вениамин, невольно свидетельствуя об отсутствии заботы и попечения предержащих властей о благо­состоянии народа, о том, что строилась и созидалась Россия не бестолковыми реформами, проводимыми властью, зачастую на­роду ненужными и разорительными, истощавшими его творче­ские и физические силы, а усилиями подвижников, самоотвер­женно трудившихся на поприще народного просвещения и укрепления благосостояния народа.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде (а потом отписана к Архангельской Епархии), на левом берегу реки Северной Двины, от Сийского монастыря к югу в 25, от Каргополя к северу в 200 вёрстах, и приписана была сперва к Еломской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю. При сочинении Штатов в 1764 году был в этой пустыни один монах. Яминская пустынь Была на берегу реки Волги близ города Твери. См. ниже Фёдоровский Тверской монастырь. Ямнесская Предтечева Или Яменская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, принадлежала к Московской Епархии, и было за ней крестьян только 7 душ. Ямская Предтечева Трубчевская пустынь Мужская упразднённая, находилась близ города Трубчевска и принадлежала к Синодальной области. Кажется, она та же, что и вышеописанная Ямнесская или Яменская. Янкин или Янчин Андреевский монастырь Мужской упразднённый, находился в Губернском городе Киеве. Основан и построен Великим Князем Всеволодом I Ярославичем, в Святом крещении Андреем, в 1086 году. В нём сперва жили и воспитываемы были девицы, которых Начальницей и наставницей была дочь Великого Князя Всеволода Анна 184 , по просторечию прозванная Янка, от чего и монастырь наименование своё получил Янкин или Янчин, а по храму – Андреевский. Училище сие было первое в России для воспитания девиц. После этот монастырь был уже мужеским под названием Андреевский Всеволож. См. Татищев, История Российская, ч. II, стр. 138–139; ч. II, стр. 172; Мальгин, Зерцало Российских Государей, 1794 год, стр. 124–125. Яранский Вознесенский монастырь Мужской упразднённый, находился в уездном городе Яранске, принадлежавшем прежде к Казанской, а ныне Вятской Епархии. Крестьян за ним было 236 душ. Яранский Казанский Новодевичий монастырь Упразднённый, находился близ вышеописанного монастыря. Яренский монастырь Мужской. Описан при переписи 1678 года так: «Яренских Чудотворцев Иоанна и Логгина у моря монастырь в Архангелогородской Епархии, от Архангельска 120 вёрст. Мощи Преподобного обретены в 1544 году в весеннее время Яренскими жителями и положены на берегу моря при устье речки Сярты в гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Каргопольская-Казанская икона Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономарёвой, которая однажды во время молитвы пред иконой увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь , и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слёз, о чём донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову. Ярославская-Казанская икона Эта икона находится в Ярославле, в женском Казанском монастыре. История прославления её следующая. В 1588 году, 2 июля, некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Её икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашёл икону и лишь взял её в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увёз с собой в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Её воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нём и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить её в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотой от его имени утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону ежегодно носят из Ярославля в Романов. Есть ещё чудотворные Казанские иконы Пресвятой Богородицы: в городе Вязниках, в соборе . Сия икона прославилась чудесами в 1624 году. В городе Суздале, в приходской Воскресенской церкви. Эту икону написал один инок Иоаким, живший в XVII веке. По повелению Самой Пресвятой Богородицы он принёс и поставил сию икону в суздальской церкви. В Темниковском Преображенском соборе . Эта икона, вследствие троекратного явления её самой одной госпоже, очень страдавшей болью в ногах, была найдена в соборе в кладовой между негодной к употреблению утварью, и при этом больная получила исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

О. Павел был очень доступен прихожанам, двери его дома были открыты для всех. С раннего детства Василия Казанского на его глазах «по воскресным и праздничным дням между утреней и литургией крестьяне собирались в доме священника. Здесь пастырь, сидя в кругу пасомых, беседовал с ними... Предмет этих бесед [...] был самый разнообразный и определялся насущными нуждами прихожан». А летом, в Петров пост, во время сбора петровщины, о. Павел со старшим сыном сам посещал все деревни прихода. «В каждой деревне был дом, в котором всегда останавливался батюшка. Хозяйский мальчуган сказывал по деревне, что пришел священник за петровщиной. Начинают собираться хозяйки домов. Они вступают в беседу с о. Павлом: рассказывают свои скорби и радости, предлагают разные вопросы религиозно-нравственного характера и свое решение их, спрашивают советов по уходу за детьми и больными и т.п. Эти беседы знакомили о. Павла с духовною и вообще жизнию прихожан. Очень благодарны они были за них батюшке» 52 . О. Павел всегда считал, что обязанности священника гораздо шире, чем одно отправление треб и совершение церковных служб. «В нуждах прихожанам помогал когда и чем мог. Он, бывало, растолкует им и закон, посоветует, куда и как писать прошение по тому или другому делу, конечно, правому, прочитает и напишет письмо какой-нибудь старушке ее сыну, поможет сложный расчет произвести неграмотным крестьянам, заступится за них пред начальством...» 53 . Пастырская деятельность о. Павла Казанского не раз отмечалась наградами. В 1876 году он был удостоен набедренника, в 1879 – скуфьи, в 1890 – камилавки, 6 мая 1898 года – наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого. Об его авторитете в Каргопольском уезде свидетельствует и то, что в 1870–1880 годах он был духовником V округа, а с 23 июня 1888 года до кончины состоял в том же округе благочинным. В это благочиние входило всего 8 приходов, существовавших веками. Но последние годы XIX столетия внесли большие перемены в жизнь восточной части уезда: здесь прошла железная дорога, соединившая Вологду с Архангельском.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010