Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы КАПЛУНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Каплуновская икона Божией Матери Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября , по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек. Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею. В третью неделю Великого поста, совершив перед нею молитвенное правило, Иоанн уснул и увидел во сне Деву неизреченной красоты. Она сказала ему: «Не принуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси Меня в Мою церковь». Священник проснулся и увидел, что в комнате носится свет, подобный молнии. Он испугался и, собравшись с духом, подошел к иконе, пред которою горела свеча, и увидел, что из очей Богоматери истекают обильные слезы - одна из них была видима на иконе и много лет спустя. Священник собрал народ, отправил пред иконою молебен и с честью перенес ее в церковь. С того времени она начала обильно изливать чудодейственную силу. Полтавская битва Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой . В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове . Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели. В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».

http://drevo-info.ru/articles/3881.html

Поэтому сегодня мои слова благодарности и к Верховному главнокомандующему, и к министру обороны, и ко всем Вооруженным силам, к строителям, архитекторам, художникам — всем, кто возвел этот величественный храм-памятник в честь великих свершений нашего народа. Но храм не может быть только памятником — он является свидетельством веры тех, кто его строил, и в нем содержится надежда на то, что будущие поколения подхватят духовную эстафету поколений предыдущих, сохранят Отечество от врагов внешних и внутренних, сохранят веру православную как духовную основу жизни народа. Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать исторический текст: «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен».

http://pravoslavie.ru/131856.html

Директор Музея четырех соборов (Исаакиевский, Смольный, Воскресения Христова (Спас на крови), Сампсониевский) Николай Буров поблагодарил епископа Маркелла за то, что в течение пяти лет он возглавляет праздничные богослужения в этом соборе, и вручил ему список иконы Каплуновской Божией Матери. " 306 лет назад произошло событие, которое до сих пор вызывает гордость у наших соотечественников и которое стало переломным в Северной войне. По преданию, перед Полтавским сражением Петр Великий молился иконе Каплуновской Божией Матери. Эта икона до сих пор хранится в Полтаве, в Сампсониевском соборе есть списки этой иконы. Мы хотим вместе с Украинским и Полтавским землячеством в Санкт-Петербурге подарить Вам список Каплуновской Божией Матери для Феодоровского Государева собора в Царском Селе. Пусть этот образ напоминает об одной из самых значимых в истории России побед! " - сказал Николай Витальевич. Епископ Маркелл, который днем ранее побывал в Тихвине на праздновании 500-летия Успенского собора Тихвинского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла привез оттуда для прихожан храма иконки Тихвинской Божией Матери с патриаршим благословением, и они были розданы молящимся. После богослужения духовенство вместе с прихожанами совершило крестный ход к могиле солдата Петровской эпохи Николая Лопотева, где была отслужена лития по всем погибшим в Полтавском сражении солдатам и возложены цветы. У памятника Петру I, находящемуся недалеко от Сампсониевского собора, также были возложены цветы. В Сампсониевском саду состоялось торжественное открытие I Международного историко-культурного военно-патриотического фестиваля " За Россию и российское благочестие " . Почетными гостями мероприятия стали глава администрации Выборгского района Валерий Гарнец, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, генеральный секретарь - руководитель секретариата Совета межпарламентской ассамблеи СНГ Алексей Сергеев. " Мы хотели возродить добрый патриотический праздник в Выборгском районе, потому что наш собор - старейший храм в Выборгском районе, - сказал настоятель протоирей Александр Пелин. - Этот храм - памятник истории города, вокруг него были захоронения выдающихся личностей - основателей Санкт-Петербурга, военачальников, прославивших русское оружие. Собор свидетельствует о доблести русского человека, русского солдата. Но без духовной составляющей праздник невозможен, нельзя говорить о соборе только как о некотором архитектурном сооружении. Память должна быть живой, действенной, созидать, делать актуальными события древности. В этом заключается значение подобного рода мероприятий. Благодаря совместным усилиям духовенства, правительства, общественных организаций, казачества нам удалось организовать этот праздник. В условиях искажения истории, нередко происходящего в наше время, особенно важно обратиться к истокам, традициям, возродить и сохранить историческую правду, укрепить принципы патриотизма, духовного единства и преемственности поколений " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

иконою Пресвятыя Богородиды, абие исделе от насилывания диавольского, ощути в себе исцеление и отыде здрава, благодаря Бога и Заступницу Пресвятую Богородицу“. С тех пор от этой св. иконы полился широкий поток чудесных исцелений и других чудотворных явлений силы Божией. Сия св. икона Божией Матери была в бою под Полтавою, я царь Петр три раза обращался к ней с горячею молитвою. После Полтавской победы св. икона была взята в Москву, а чрез полгода отпущена на свое место в Каплуновку. Вместе со св. иконою было привезено и находящееся поныне при Каплуновской церкви св. Евангелие (Московской печати 1699 г.). Кроме Евангелия, достойным памятником благоговения имп. Петра I к Каплуновской чудотворной иконе Божией Матери служит еще находящаяся в Каплуповской церкви серебряная вызолоченная риза с дорогими камнями и с серебряным киотом, устроенная им для Каплуновской иконы после Полтавской битвы. Впоследствии на икону возложена была золотая риза с драгоценными камнями (пожертвованная Матроной Гамалеевой в 1804 г.); царская же риза была возложена на стоящую в церкви за левым клиросом копию с чудотворной иконы. 174 Казимировская св. икона находится в м. Казимировке, в Успенской церкви, приписанной к Поболовской Петропавловской приходской церкви, Минской еп. 175 Каллигорская св. икона находится в Иоанно-Богословском храме с. Сухой Каллигорки, Звенигородского y., Киевской губ,, и называется также «Милующею». Она имеет 1 арш. ширины и 1½ арш. высоты. На ней изображена с наклоненным в левую сторону ликом Богоматерь, более чем в поясном изображении, с Богомладенцем на Ее левой руке, имеющим в левой руке державу. 176 Калужская св. икона, явившаяся в 1748 г., представляет собою живописное изображение в полурост Богоматери, на подобие читающей по книге правило монахини с благоговейным и умиленным выражением на лице. Это иконописное изображение находилось среди других старых вещей на чердаке дома боярина В. Е. Хитрова, в его имении, в с. Тинькове, в 7 в. от г. Калуги. В 1748 г., по разным чудесным знамениям, было дознано, что это – икона Пресвятой Богородицы, и тогда она с честию перенесена была из дома боярина в церковь Рождества Богородицы, что на Калуженке, где она находится и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Заселение этих харьковских территорий началось только в начале 19 века и связано с Харьковским университетом, а потом и основанием Технологического. До этого на этом месте было кладбище со старой кладбищенской церковью, построенной в 1771 году. В 1810 году на месте старой была построена каменная кладбищенская Каплуновская церковь по проекту знаменитого харьковского архитектора Е. Васильева. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, о чем свидетельствуют сохранившиеся в церковном архиве грамоты о ее освящении от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, поэтому и называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, — сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождество-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было решено закрыть. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значилось на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти. В 1896 г. начата постройка новой церкви, в которой предполагалось три престола. Новая Рождество-Богородичная церковь имела около 900 кв. аршин, не считая алтаря, так что она должна быть вместительнее старой в четыре раза. Однако старая Каплуновская церковь была сохранена. Как памятник старины, разрушить этот храм не было разрешено Академией Художеств.

http://sobory.ru/article/?object=33250

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен " . Но на этом не закончилась история иконы — она не была уничтожена, как, к счастью, не закончилась история Церкви Русской и веры православной на Руси. И сегодня Каплуновская икона, свидетельница Полтавской победы, вручается министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу для постоянно размещения здесь, в этом величественном храме Воскресения Христова Вооруженных сил России. С праздником поздравляю всех!» Также в дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы — личную икону, которая находилась в келье Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/5650651.ht...

Полтаву, по случаю полтавской победы. Св. Синод 28 августа 1863 года разрешил ежегодный двухдневный крестный ход с находящеюся в церкви с. Каплуновки чудотворною иконою Божией Матери 26 и 27 октября из Каплуновки в Богодухов, но с тем чтобы икона оставалась в Богодухове не более одного месяца и обратное перенесение её в Каплуновку, таким образом, совершалось 26 ноября, – «так как», – говорилось в синодальном указе, – «продолжительное отсутствие чудотворной иконы из места постоянного её пребывания произведет ропот между местными прихожанами и соседними с ними жителями, привыкшими в сем храме обращаться с молитвою к чтимой ими святыне». На основании этого указа, по распоряжению преосв. Макария, 26 и 27 октября 1863 года впервые был совершен двухдневный крестный ход с чудотворною иконою Каплуновской Божией Матери в Богодухов 1046 . Впоследствии, именно 6 апреля 1867 года Св. Синод, по особому ходатайству преосв. Макария, определил совершать крестный ход с иконою Каплуновской Божией Матери не 26 октября и 26 ноября, а 15 сентября и 15 октября 1047 . Здесь же позволительно, кажется, будет заметить, что при деятельном участии преосв. Макария в 1867 году был учрежден в Харьковской епархии новый мужской монастырь в с. Рясном ахтырского уезда. Ряснянский монастырь во имя св. великомученика Димитрия Солунского с богадельнею при нем на 20 человек и училищем также на 20 детей был устроен иждивением помещика К.Д. Хрущова. Хрущов пожертвовал на устроение этого монастыря весьма значительное имение недвижимое и, кроме того, капитал в 100.000 руб. сер., внесенный им в государственное кредитное учреждение на вечные времена. Так как к выполнению благочестивого желания помещика Хрущова встретились было серьезные препятствия, то преосв. Макарий, с своей стороны, помогал основателю монастыря своими просьбами и ходатайством пред высшим духовным начальством. Благодаря этому, 14 сентября 1867 года Св. Синодом было испрошено Высочайшее разрешение на учреждение в Харьковской епархии ряснянского монастыря, причисленного ко второму классу мужеских общежительных монастырей 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Проект пятиглавой церкви Рождества Богородицы был характерен для эпохи историзма. Её стиль и общее пространственное решение наследовали черты московских храмов XVII века. А в необычном для русских церквей сплошном остеклении боковых приделов можно отметить влияние готики. Интерьер храма был расписан художником М.Р. Пестриковым в русском стиле. Храмовая архитектура не была значительным направлением в творчестве А.Н. Бекетова, но сам он был глубоко верующим человеком. По воспоминаниям его внука, Ф.С. Рофе-Бекетова, архитектор даже настоял на том, чтобы его религиозные убеждения отметили при переписи 1930-х годов. Каплуновская церковь была разобрана в тридцатые годы, сейчас на её месте построен многоэтажный жилой дом, но каждый раз, проходя мимо того места, где стояла разрушенная церковь, архитектор осенял себя крестным знамением. http://smilebuilder.ru/?p=942 Из новостей Харькова 1912 г. Новый храм в городе Харькове. 1 сентября 1912 г. 2 сентября состоится торжественное освящение и открытие нового храма в гор. Харькове в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Каплуновская церковь). Постройка этого храма началась ещё в 1896 году и производилась до настоящего времени. Выстроен храм по плану академика А.Н. Бекетова, иконостас установлен также работы А. Н. Бекетова. Во внутренней части храма произведены прекрасные рельефные работы. Работы исполнены в древнерусском стиле. На постройку храма израсходовано около 150 тыс. руб., собранных большей частью среди щедрых жертвователей. Особенно большие пожертвования были сделаны Е.В. Пономарёвой, П.П. Рыжовым, Г.Г. Енуровским, А.А. Матвеевым и др. лицами. Постройка храма производилась особым строительным комитетом. Освящение храма совершит преосвященный архиепископ Арсений. Освящение Каплуновской церкви. 4 сентября 1912 г. В воскресенье, 2 сентября, при большом стечении народа состоялось торжественное освящение Каплуновского храма. Чин освящения был совершен харьковским архиепископом преосвященным Арсением в сослужении с епископом сумским, преосвященным Феодором, настоятелем храма протоиереем о. Василием Добровольским, ректором духовной семинарии, протоиереем о. А. Юшковым и многочисленным духовенством. На торжестве присутствовали: управляющий губернией, вице-губернатор И.И. Стерлигов и другие должностные лица, члены строительного комитета по постройке церкви, церковный староста Г.Г. Енуровский и др. С частицами св. мощей был совершен крестный ход вокруг храма, а потом в новоосвященном храме преосвященным Феодором была совершена божественная литургия. По окончании литургии у П.П. Рыжова состоялся обед, в котором приняло участие духовенство и лица, стараниями которых воздвигнут храм.

http://sobory.ru/article/?object=33249

11/24 Преподобного Силуана Афонского (1938). Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (XVIII). Преподобной Феодоры Александрийской (474–491). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). На этот день с 12/25 сентября переносится служба сщмч. Автоному, еп. Италийскому. Тропарь преподобному Силуану Афонскому , глас 4 Христа Учителя/в пути смирения, помолився, приял еси,/свидетельствующу Духу в сердце твоем спасение,/сего ради веселятся ныне людие вси/о памяти твоей, на упование званнии;/преподобне отче Силуане,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 3 Исповедник любве Христовой дался еси вселенней,/ты, сладчайший в богословех, преподобне отче,/Смиреннаго и Кроткаго узрел еси,/и сердце Онаго познал еси;/темже вси мы, Силуане преблаженне,/твоими богоглаголивыми словесы просвещаеми,/славим прославльшаго тя Духа. Ин тропарь, глас 2 Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю,/и Иеремии, о народе плачущему,/усердный подражателю,/всеблаженне отче Силуане,/ты, зову Матере Господа сил внемляй,/змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/и в гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/идеже в трудех и молитвах со слезами/благодать Святаго Духа обильно стяжа./Еюже сердца наша воспламени/и с тобою умильно взывати укрепи:/Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая,/спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак, глас 8 Егда на земли Христу послужил еси,/непорочне в стопах Того ходящи,/ныне на Небесех зриши, Егоже возжелел еси,/и спребываеши Ему, якоже обеща;/темже, отче Силуане преподобне,/научи ны, еюже шел еси стезею. Ин кондак, глас 2 Смиренномудрия исповедниче предивный/и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/Богу возлюбленне Силуане,/о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/иноцы же горы Афонския и вси христианстии людие,/веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются,/Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,/во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим. Ин кондак, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Екатеринодарской епархии подписано соглашение о сотрудничестве с Краснодарской таможней 21 августа 2018 г. 17:47 21 августа 2018 года в Екатеринодарском епархиальном управлении впервые подписано соглашение о сотрудничестве между Краснодарской таможней и Екатеринодарской епархией . Соглашение подписали митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и начальник Краснодарской таможни генерал-майор таможенной службы Игорь Каплуновский. На встрече присутствовали секретарь Екатеринодарской епархии протоиерей Илия Быстров и заместитель начальника таможни полковник таможенной службы Алексей Гайденко. Стороны также подписали программу сотрудничества Кубанской митрополии и Краснодарской таможни в области духовно-нравственного и патриотического воспитания сотрудников таможенных органов. Документ был одобрен всеми епархии Кубанской митрополии. Соглашение включает такие направления сотрудничества, как обеспечение благоприятных условий в коллективах Краснодарской таможни для проведения священнослужителями епархии духовно-нравственных и просветительских бесед, проведение совместных мероприятий историко-патриотической и духовно-нравственной направленности, посвященных знаменательным юбилейным датам и событиям отечественной истории. В завершение встречи владыка Исидор преподнес гостям памятные подарки. Кубанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010