Описание: Икона " Богоматерь Казанская-Каплуновская " Конец XVIIb. Фрагмент. --- Списки Казанской иконы расходились в огромном количестве по всей Руси. Иногда икона копировалась вместе с окладом или его элементами. Так возникли Казанские в «корунах», сохранившие до наших дней облик этих выразительных иконных убранств, несущих в себе нечто глубоко народное, даже напоминающих чем-то крестьянскую «рогатую» кику. Казанские в «корунах» представляют определённую редкость. В 1689г. в слободе Каплуновка Харьковск[...] Файл 22928.jpg:   Размер: 665x1000, 0.67 MPix, 206 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (203) , (13) . Описание: Старинная икона Божья Матерь Каплуновская Казанская. Россия XVIII-XIX век. Старинная православная икона Богородицы Казанской в наиболее редком ее варианте написания имеет свое собственное название Каплуновская икона Пресвятой Богородицы. Данная икона была написана в первой половине XVIII века на добротной двухковчежной доске размером: 31,9х26,7х2,7 см. В последующие 250 лет икона подвергалась многочисленным наслоениям живописи и поновлениям. После проведения работ по расчистке иконы от потемн[...] Файл 22929.jpg:   Размер: 844x960, 0.81 MPix, 631 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (256) , (16) . Описание: Каплуновская в Казанском женском монастыре г. Казани http://www.kazanski-m-rzn.ru/ikona/День празднования — 24 сентября. Иконография «Каплуновского» образа отличается от других изображений Богородицы тем, что Божия Матерь изображается на этой иконе без Богомладенца. Чтимый список «Каплуновской» иконы Божией Матери был передан в Казанский монастырь схимонахиней Херувимой (Соколиной), проживающей в Рязани в доме схиархимандрита Серафима (Блохина), которому когда-то образ Богоматери[...] Файл 25699.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 752 Kb. Дата: 2015-11-09, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (222) , (7) . Описание: Казанская Каплуновская икона Божией Матери.А silver-gilt icon of the Kaplonovskaya Mother of God, St Petersburg, dated 1794, maker " s marks partially obscured. 32 by 28.5cm, 12 3/4 by 11 1/4 in.

http://pravicon.com/icon-144

В числе св. икон обращают на себя внимание: в Николаевском храме Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшена бриллиантами, топазами, изумрудами, яхонтами и аметистом, жемчужными звездами, убрус жемчужный с кораллами: икона эта почитается в приходе за чудотворную; копия с этой иконы, освященная в Иерусалиме на гробе Господнем; икона св. и чуд. Николая в житии, в серебряной ризе в венце; икона Успения Божией Матери, древняя, в серебряной вызолоченной ризе с бриллиантовой звездой в оплечьи, одежда из жемчуга, в венцах стразы; икона Богоматери Каплуновской в серебряной вызолоченной ризе с топазом в убрусе; икона св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, с частью камня от гроба Господня; икона резная из белого мрамора – Воскресение Христово; икона Нерукотворенный Образ, писанная на камне из Св. Земли; Образ Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Вблизи церкви, среди кладбища, находится маленькая часовня, можно думать, что она построена на месте прежней церкви, но когда – неизвестно. При церкви имеется каменная сторожка. Земли церковной имеется: усадебной 2258 кв. саж., пахотной и сенокосной 30 дес; хранятся план и межевая книга на землю. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Доходов от земли и прихода получается до 460 руб. в год. Дома у причта собственные, деревянные, на церковной земле. Приход состоит из села Спасского, 4 деревень и селец Оборина, Лахани и Пиганова. В приходе 622 души муж. пола и 660 жен.; в селе Спасском есть церковно-приходская школа, открыта в 1883 г. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. В селе Спасское, которое с 2005 года официально считается уже не селом, а микрорайоном областного центра, у самой дороге располагается храмовый комплекс, состоящий из двух церквей - Никольской и Михаило-Архангельской. Спасское по крайней мере с XV века числилось митрополичьим селом, позже - патриаршим, еще позже - синодальным. Церкви в нем, конечно, были, но деревянные. Сохранившиеся до наших дней каменные храмы появились во второй половине 18 столетия: сначала, в 1772 году, холодный Никольский, потом, в 1799 году, теплый Михаила Архангела. Средства на строительство обеспечили местные помещики - Языковы и Лопухины. С хронологией совпадают и стилистические особенности - храмовый комплекс является образцом позднего барокко, хотя уже просматриваются и веяния наступающего классицизма. Впрочем, стоящий ближе к дороге Никольский храм сегодня идентифицировать в художественном отношении довольно затруднительно - он представляет собой руину: к столь печальному результату привело послевоенное советское хозяйствование, приспособившее закрытые в 1947 году храмы под склад и механическую мастерскую.

http://sobory.ru/article/?object=01735

http://pharisai.at.ua/publ/19-1-0-49 В 1770-е годы за Провиантским складом и острогом размещались казармы расквартированных полков и гарнизона Харькова. Между нынешними улицами Чернышевской и Пушкинской размещался внушительный «военный городок», его население в конце XVIII столетия состояло из 2000 человек. Конечно, в каждом полку была своя походная церковь и полковой священник, а вот внутренний батальон, офицеры и солдаты драгунской школы, квартирмейстеры военных магазинов такой церкви не имели. Поэтому в 1771 году для этих целей по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была построена воинская каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Предполагалось посещение до 300 человек. Как известно, эта икона является списком с Казанской иконы Божией Матери и была обретена в селе Каплуновка Богодуховского уезда. Почитаясь всеми богомольцами, которые следовали из Киево-Печерской лавры в Святогорскую обитель и обратно, она прослыла чудотворной и в 1709 г. пребывала в ставке московского царя Петра I и, по его признанию, принесла победу русскому оружию в Полтавской битве. Именно поэтому воинская церковь и получила своё название – Каплуновская. В 1791 году Рождество-Богородичная Каплуновская церковь уже потеряла своё значение как воинская, было решено использовать земли вокруг неё для нового кладбища городских приходов: Успенского, Троицкого и Николаевского. В 1808–1810 г.г. по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева была построена новая каменная церковь уже как кладбищенская, очевидно, по причине ветхости старого храма, возведенного на скорую руку, само кладбище по имени церкви получило наименование Каплуновское. В 1822 году Каплуновское кладбище было запрещено для захоронения, а в 1828 г. и вовсе закрыто. Землю отдали в распоряжение войсковым обывателям (государственным крестьянам). В 1845 году Каплуновское кладбище решили ликвидировать, родственникам усопших предложили перенести прах на новое городское кладбище, не многие, однако же, воспользовались этим предложением. По территории Каплуновского кладбища уже в 1846 г. была проложена дорога к новому городскому кладбищу – Иоанно-Усекновенскому. Любопытно, что государственные крестьяне тут же начали застраивать территорию бывшего кладбища, местному приходскому священнику едва успели выделить участок земли для постройки дома. Даже вновь проложенную дорогу, не имеющую ещё официального статуса, застроил унтер-офицер Кандыба, в результате пришлось прокладывать новую. А в 1848 году последовал указ об ограждении уцелевшей части кладбища вокруг храма, всё возведённое крестьянами разрешили оставить в их распоряжении.

http://sobory.ru/article/?object=33250

Свою роль сыграл Каплуновский образ и во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XIInpuшeл на Украину, царь Петр I прибыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а Карл XII, как гласит предание, остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля не могли развести огня. Бывший при Карле его союзник Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл пал духом, видя в этом недобрый знак. Перед Полтавским сражением Петр I молился у Каплуновского-Казанского образа и велел священникам обойти с ним ряды солдат, а после победы приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери». Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Сохранилась метрика церкви 1887 г.: " Первоначальное устроение церкви объясняет медный вызолоченный лист, сохранившийся до сего времени в церкви, на коем вверху вычеканено изображение Богоматери Казанския на облаках с двумя по сторонам ангелами, держащими правою рукою над иконою Богоматери следующую надпись: " Образ Пресвятыя Богородицы Казанския " . Внизу под иконой Богоматери чеканными словами написано: " Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа " . Сооружена тщанием владелицы оного села генерал-поручицею Марией Петровной Яковлевой и супругом ее Михаилом Александровичем Яковлевым. Сначала была построена в небольшом пространстве , от колокольни отделялась каменной стеной. Помещиком же села Поречья Иваном Алексеевичем Бартоломеем в 1848 г. была соединена с колокольней каменными стенами. Построена разносторонним крестом в 1 этаж с одним полукружием. На аршин от бута сложена из белого тесаного камня, а остальное все из кирпича. Стены выложены сплошной кладкой из толстого кирпича, связи в стенах железные. Цемент положен тонким слоем.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Калуга. Церковь Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм в честь святителя Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии (ул. Ленина, 83). Николаевская мужская гимназия шла открыта в 1804 г., будучи преобразована из Главного народного училища. Гимназия помещалась в трехэтажном здании, выстроенном Калужским дворянством. На ее содержание и на ремонт дома, а также на библиотеку казной ежегодно выделялось 6150 руб., а приказом общественного призрения — 3350 руб. Здание гимназии многократно перестраивалось и расширялось, особенно 1900—1902 гг. В это же время был сооружен гимназический храм, освященный 6 декабря 1903 г. В честь святителя Николая. В нем хранилась икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, высланная в дар гимназии Патриархом Дамианом Иерусалимским по просьбе губернатора Офросимова. Сейчас в этом здании размещается один из учебных корпусов Калужского государственного педагогического университета, а в помещении храма находится актовый зал. Из книги «Земля Калужская –земля Святая» В семинарском здании в нижнем этаже, находился Никольский собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс. руб., пожертвованную унт. -офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на сооружение 424 руб. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля Перенесение мощей св. Николая в Бар - град. На этой стороне обращает внимание копия Репинской картины Избавление св. Николаем от рук палача невинноосужденных.Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой население прибегало во время общественных бедствий. Св. Николай изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее свв. Сергий Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой свв. Тихон и Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся на восточной стороне Калуги, на посаде, точнее там, где были ранее кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04228

Конструкция иконостаса, декор и состав икон, напр. местный образ Богоматери на престоле с Младенцем, держащим скипетр и державу, указывают на продолжение традиций кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 40-50-х гг. XVIII в. в В. е. работали местные и приезжие иконописцы. Так, посадский человек из Серпухова Иван Лязгунов подрядился писать иконы для Крестовоздвиженского собора Новохопёрска по образцу иконостаса воронежской Тихвино-Онуфриевской ц. Согласно дореволюционному описанию, высоким качеством письма икон отличался 5-ярусный иконостас усадебной ц. Алексия, человека Божия, в с. Лосеве Воронежского у., построенный в одно время с церковью, где находилась местночтимая икона «Явление Божией Матери пономарю Юрышу» (см. ст. Беседная икона Божией Матери ), известная под названием Тихвинской,- родовой образ храмоздателей и владельцев усадьбы Лосевых. В Богоявленской ц. в слободе Лушниковке г. Острогожска существовал пышный барочный иконостас (ок. 1780) с многочисленными выступами-ризалитами, общий для главного храма и 2 приделов. В деревянных храмах по укр. традиции встречались внутренние росписи, напр., согласно ведомости 1800 г. ( Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 61), в ветхой Петропавловской ц. в с. Репьёвка Коротоякского у. (1761). Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Из прославившихся в то время в В. е. икон известны: образ Смоленской Божией Матери, хранившийся у вдовы флотского офицера грека Янова и в 1777 г. перенесенный в специально устроенный Смоленский придел при ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасской), списки с Тихвинской иконы Божией Матери в Петропавловской, Ильинской и Тихвино-Онуфриевской церквах в Воронеже, в ц. Происхождения древ Креста в с. Усерд (бывш. город) Бирюченского у., возможно почитавшиеся в XVIII в.; как и в укр. землях, Ахтырская и Каплуновская-Казанская иконы Божией Матери, напр. 2-сторонняя из Вознесенской ц. г. Коротояка; Ахтырская икона с шитым на пелене орлом из ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

На списках К. К. и. в память об украшении ее Петром I окладом с короной над главой Божией Матери всегда есть изображение высокой короны, наподобие царской, обычно рокайльного рисунка. На щеке Божией Матери часто изображалась истекшая слеза. Поля, как правило, имеют вид лепной рамы с барочными картушами по углам. Наиболее ранним из известных является список К. К. и. 1-й трети XVIII в. (прописан) (Макариевский кафедральный собор, Полтава). Список 2-й пол. XVIII в. (ГЭ) происходит из киевского Выдубицкого мон-ря ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. ХХ в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст./ГЭ. Л., 1990. Кат. 69. С. 29. Ил. на с. 109). На нижнем поле иконы есть надпись: «Uзoбpaжehie Имра Чдотворной Ikohu Npecmi Бгоматере Каплн[овской] вившейс год cehmбpi 11 дн». Икона была вложена игуменией киевского Флоровского монастыря Пульхерией (1806-1812; в миру кнг. Шаховская) об упокоении кн. Петра Шаховского. По сторонам иконы (30,5×26,5 см) на отдельных досках, вставленных в киот, находятся изображения их небесных покровителей - прп. Петра Афонского и царицы св. Пульхерии. Списки К. К. и. обычно южнорус. происхождения, особенно распространены на Украине (нек-рые из них см., напр., в Историко-художественном музее в с. Пархомовка Краснокутского р-на). На Украине написан образ сер.- 2-й пол. XVIII в. (31,2×26 см), находящийся в Спасо-Преображенской ц. г. Ахтырка. В Полтаве почитается К. К. и. из Троицкой ц. Крестовоздвиженского монастыря, видимо рубежа XVIII и XIX вв. (прописана) (Каплуновская икона… 2009. Ил. на с. 13). Икона в серебряном позолоченном окладе 1803 г. (дар Марфы Лисенковой в благодарность за исцеление) почиталась в с. Козляничи (Сосницкий р-н Черниговской обл.) ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тамбов, 1878. Вып. 1. С. 23-24). На ее полях были изображены чудеса, совершившиеся в Каплуновке. Чудотворной считалась К. К. и. в слободе Козеевка (ныне с. Козиевка Краснокутского р-на). Списки 2-й пол. XVIII в. известны в частных собраниях. На Украине имели хождение небольшие металлические нагрудные образки с изображением К. К. и. (Историко-художественный музей в с. Пархомовка Краснокутского р-на). Иногда они были 2-сторонние: с К. К. и.- на одной и с Ахтырской иконой - на др. стороне (Каталог Екатеринославского обл. музея им. А. Н. Поля: Археология и этнография. Екатеринослав, 1905. Ч. 12: Древности церковные (из запорожских церквей Екатеринославской губ.). С. 93). К. К. и. воспроизводилась в хромолитографиях.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Воинская функция. Историческая функция тесно связана, как это видно на примере Владимирской иконы Богородицы, с военной, с воинской. Сказания о чудотворных образах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну от порабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей, от междуусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитые древнерусские святыни брали с собой в военные походы 2 ; перед сражением служили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы, приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству и покровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествий и осады. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской – в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери в победе Петра I над шведами; Касперовской – в Крымской войне 1853–1855 годов и защите Одессы. Напоминательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический. Об обоих видах напоминания говорили еще Отцы VII Вселенского Собора. 1. Как уже говорилось вначале, на иконе изображается ипостась Богочеловека Иисуса Христа, в которой нераздельно и неслиянно соединены два естества – Божественное и человеческое. Благодаря этому единению, икона становится двуединством образа и Первообраза. Поэтому иконные изображения, как отмечалось на Соборе, «служат напоминанием о первообразах и возводят к ним», т.е. икона вместе с напоминанием возводит ум человека к божественным первообразам, к Богу. Напоминание (или воспоминание) – носит онтологический, реальный, богочеловеческий характер.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010