Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Мы же: Аминь. Таже: Господи, помилуй, 12. Господи, помилуй. (12) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5 Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. После начальных молитв читается последование той или иной службы. Примечания 1 Мирянин, начиная молитву, осеняет себя крестным знамением со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Вместо же начального возгласа священника говорит: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Тот же возглас заменяет все священнические возгласы. Всё, произносимое во время службы священником и диаконом, опускается. 2 Названия молитв и пояснения (набранные другим шрифтом) вслух не читаются. 3 Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи “Христос воскресе:”, от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы после начального возгласа сразу читается Трисвятое. 4 Эта молитва, как правило, читается с крестным знамением и поясным поклоном. Последующие молитвы до “Отче наш” включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается “далее Трисвятое” или “далее Трисвятое, по “Отче наш”. 5 Там, где в богослужебных книгах напечатано: Слава: следует читать полностью: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу”. Где напечатано: И ныне: читай: “И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь”. Где напечатано: Слава, и ныне: – читается всё славословие полностью. Знак ” : ” указывает на то что даются лишь первые слова текста (обычно хорошо известного и часто повторяющегося). Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nachalnye...

Поэтому, разъясняя это, он сказал: И в предмет пререканий. Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за креста даже сердце Самой Девы исполнилось печалью, поэтому и говорила она: " Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше чем у матерей терзается утроба моя " . Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Оттого Симеон и добавляет, говоря: и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец. Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, потому что не знала еще о том, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: " Откуда у нас доказательство? " Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому, что Ветхий Завет совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля ангелам-жнецам, когда Он указывал на всеобщую кончину: Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак. Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это - крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/43/f...

Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Моисей, например, освящая скинию Господню, употребил для этого миро. Этим веществом был помазан Аарон на первосвященническое служение ( Лев. 8, 10–12 ). Все последующие ветхозаветные первосвященники, а также пророки, были помазуемы миром при вступлении на служение Господу. Состав мира для священного помазания был указан Моисею Самим Богом ( Исх. 30, 22–25 ). Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро – «святыней великой» ( Исх. 30:32 ). Употребление мира в Таинстве низведения Духа Святого было воспринято церковными общинами как весьма целесообразное. Епископы и пресвитеры, поставляемые апостолами пасти стадо Христово, совершали Таинство миропомазания. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все, – пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом Соборном послании, -…помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20,27 ). То же и апостол Павел говорит об употреблении мира: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). Помазание ( χριδμα) имеет свою сакраментальную значимость через предваряющее его другое священнодействие – запечатление – крестное знамение, совершаемое над святым миром. «Кладу печать», «запечатлеваю» – понималось христианскими писателями в значении «знаменую», «делаю крестное знамение». Выражение «в сердца наша» указывает на помазание святым миром груди, как части тела, наиболее близкой к сердцу человека, жилищу благодати Святого Духа 87 Церковь всегда совершала Таинство Миропомазания как самостоятельное, но в связи с Крещением. В IV веке Таинство совершалось через миропомазание непосредственно после Крещения (Лаод. Соб. 48 прав.). Этим помазанием запечатлевались различные части тела: чело, ноздри, уши, перси – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (2 Всел. Соб. прав.7). Само помазание совершалось крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Хитро изменяя способы борьбы, они если не могут прельстить человека помыслами, то пытаются обольстить или запугать его призраками, принимая образ то женщины, то скорпиона, то превращаясь в какого-нибудь великана, высотою с храм, в целые полки воинов или в какие-либо другие призраки, которые все исчезают по первом же совершении крестного знамения, если в этом узнают их обольщение, то они являются прорицателями и силятся, подобно пророкам, предсказывать о будущих событиях, если и в этом случае они потерпят посрамление, то на помощь себе в борьбе призывают уже самого своего князя, корень и средоточие всяческого зла. Много раз преподобный отец наш Антоний Великий рассказывал и о являвшемся ему точно таком же дьявольском образе, который предносился просвещенному Богом взору Иова : «Глаза у него как как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» ( Иов.41:9–10 ). В таком страшном виде являлся князь бесовский. Он хотел бы мгновенно погубить весь мир, но в действительности не имеет никакой силы: всемогущество Божье укрощает его, подобно тому, как животное управляет уздой, или как свободу пленника уничтожают оковы его. Он боится и крестного знамения и добродетельной жизни праведников, и Святой Антоний так говорит об этом: – Великую силу, возлюбленные братья, имеют против дьявола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, – для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божьей людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего – их чистосердечная любовь ко Христу. Высоко превозносящийся змей сам хорошо знает, что он осужден на попирание его ногами праведников, по слову Божьему: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Преподобный Антоний рассказал для душевной пользы слушателей и вот что еще: – Сколько раз бесы нападали на меня под видом вооруженных воинов и, принимая образы скорпионов, коней, зверей и различных змей, окружали меня и наполняли собой помещение, в котором я был.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Хитро изменяя способы борьбы, они если не могут прельстить человека помыслами, то пытаются обольстить или запугать его призраками, принимая образ то женщины, то скорпиона, то превращаясь в какого-нибудь великана, высотою с храм, в целые полки воинов или в какие либо другие призраки, которые все исчезают по первом же совершении крестного знамения. Если в этом узнают их обольщение, то они являются прорицателями и силятся, подобно пророкам, предсказывать о будущих событиях. Если и в этом случае они потерпят посрамление, то на помощь себе в борьбе призывают уже самого своего князя, корень и средоточие всяческого зла. Много раз преподобный отец наш Антоний Великий рассказывал и о являвшемся ему точно таком же дьявольском образе, который предносился просвещенному Богом взору Иова: «глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов.41:9–10). В таком страшном виде являлся князь бесовский. Он хотел бы мгновенно погубить весь мир, но в действительности не имеет никакой силы: всемогущество Божие укрощает его, подобно тому, как животное управляет уздой, или как свободу пленника уничтожают оковы его. Он боится и крестного знамения и добродетельной жизни праведников, и святой Антоний так говорит об этом: — Великую силу, возлюбленные братья, имеют против диавола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, — для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего — их чистосердечная любовь ко Христу. Высоко превозносящийся змей сам хорошо знает, что он осужден на попирание его ногами праведников, по слову Божиему: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Преподобный Антоний рассказал для душевной пользы слушателей и вот что еще: — Сколько раз бесы нападали на меня под видом вооруженных воинов и, принимая образы скорпионов, коней, зверей и различных змей, окружали меня и наполняли собой помещение, в котором я был.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

15 История сохранила нам еще один факт явления на небе креста Господня, в память чего установлен у нас праздник первого августа, с крестным ходом на воды и освящением повсеместно вод, чрез троекратное погружение в них честнаго и животворящего креста Господня. Все эти чудесные явления креста Господня на небе служат предвестниками исполнения слов Христа Спасителя о явлении небесной славы креста пред кончиною века. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесныя поколеблются; тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:29, 30 ). При первом пришествии на землю Сына Человеческого крест был уничижением Его, а при втором Его славою, в силу того, что тогда только завершится искупление и спасение всего мира, что тогда только " тленное (тело) облечется в нетление, и смертное облечется в бессмертие, и смерть будет поглощена победою» крестной смерти Христа; тогда только «последний враг истребится смерть, и Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:54–57,26, 28 ). Широкое и постоянное употребление знамения креста Христова всеми верующими говорит о высоком значении самого креста в жизни их и вечной славе его для всех. Св. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» верующим, готовящимся принять св. крещение, говорит: «Не устыдимся креста Христова. Но если иной и скрывается, то явно напечатлевай на челе, чтобы демоны, видя царское знамение, в трепете бежали далеко прочь. Твори же знамение сие, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом, – при всяком деле. Ибо Кто распят здесь, Тот – горе на небесах. Если бы распятый и погребенный остался в гробе, – то имели бы причину стыдиться. Но теперь Распятый на этой Голгофе восстал на небо с Елеонской горы, которая на востоке». В 13-ом слове от поясняет, почему верующие должны всегда и на всем полагать крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

21. Видишь, как все предрекают пришествие Господне. Видишь, как знают «глас и птицы». Какой это глас? Посмотрим. «Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и во трубе Божии снидет с небесе». Архангел возгласит и скажет всем: «Восстаньте в сретение Господа». И страшно пришествие Владыки. Давид говорит: «Грядет Бог наш и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий и вокруг Его сильная буря» ( Пс. 49:3 ). По Писанию, недавно читанному, приидет ко Отцу «как бы Сын Человеческий на облаках небесных» (Дан. 7, 13), и потечет река огненная для испытания человеков. У кого дела золотые, они сделаются более светлыми. А у кого дело подобно тростию и непрочно, оно сгорит огнем. Отец сядет, имея на Себе «одеяние бело, как снег, и волосы головы Его – как чистая волна» (9). Это сказано человекообразно. В каком же смысле? В том, что Он Царь неоскверненных грехами. Ибо говорит: «убелю грехи ваша, яко снег и яко волну» ( Ис. 1:18 ). А. это – знак прощения грехов, или и безгрешности. Придет же Господь с небес на облаках, как и восшел на облаках. Ибо Сам сказал: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). 22. Но какой же признак Его пришествия, которому не отважится подражать сопротивная сила? Сказано: «и тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (30). Истинное же отличительное знамение Христово есть КРЕСТ. Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его прежде иудеи, увидев, восплакали «каждое племя особо», говоря: «вот заушенный, Тот, Кому плевали в лицо; Тот, Кого облагали узами; Тот, Кого, распяв, вменили прежде ни во что! Куда убежим от лица гнева Твоего?» – скажут они. Но окруженные ангельскими воинствами никуда убежать не возмогут. Страх врагам – крестное знамение, и радость друзьям, уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него. Кто же тогда будет столько блажен, что окажется другом Христовым? Не презрит рабов Своих сей славный Царь, дориносимый ангелами, единопрестольный со Отцем; и, чтобы избранные Его не смешались с врагами, «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров» (31). И одного Лота не презрел Он, презрит ли многих праведных? «Приидите, благословенные, Отца Моего» ( Мф. 25:34 ), скажет Он тем, которых понесут облачные колесницы и соберут ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2) Да были. Так, начертание в домах евреев в Египте, по повелению Божию, кровью пасхального агнца – знака, избавившего первенцев, еврейских от губительной язвы ( Исх. 12:7  и 13), и крестообразное положение тела Моисея во время битвы с Амаликитянами, даровавшее евреям победу над врагами, прообразовали спасающий людей от врага их – диавола крест Христов. То же означал и знак, сделанный на челах людей Божьих для избавления их от смерти ( Иез. 9:4 ), ибо находящееся в русской Библии выражение «сделай знак», в еврейской и греческой Библиях выражено: «сделай тав», а «тав» это – название еврейской буквы, которая изображается в виде креста: х или 22 . По словам Самого Христа, медный змий, повешенный Моисеем на знамени в пустыне, прообразовал собой Самого Христа, следовательно, само знамя прообразовало собой крест Христов, на котором Он был повешен: «как Моисей говорит Спаситель, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14–15 ). И как всякий ужаленный змеями, обращая свой взор на повешенного медного змея, получал исцеление, так и всякий, ужаленный диаволом, с верой обращающий свой взор на изображение распятого Христа, получает исцеление, «ибо, говорит Премудрый Соломон, обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем всех» ( Прем. 16:7 ). О кресте, как знамени Христовом пророчески молится Псалмопевец, взывая к Господу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ), т. е. ради Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» ( Иоан. 14:6 ). Православные, боящиеся Бога, и поднимают знамя «ради истины», т. е. в честь и славу Христа, – во время крестных ходов и других церковных служб и торжеств, как победное знамя Спасителя мира; и только «враги креста Христова» не поднимают его ради истины. А пророк Исаия, предсказывая, что под это знамя соберутся и язычники, восклицает: «проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов» (Иса. 62:10; См. Иоан. 1:23 ). Это знамя Христово, или св. крест, явится на небе при кончине мира: «тогда, сказал Спаситель, явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Как для каждого солдата полковое знамя – святыня, за которую он всегда готов умереть, так и для каждого христианина великая святыня Крест Христа, Его победное знамя. Если и весь полк на войне уничтожат, а сохранится знамя, сохранится и славное имя полка: он снова составится из новых солдат. Но пропало знамя, пропал и весь полк: его распределят по другим полкам, и само имя его с позором уничтожат. Солдат, изменивший знамени своему, уже не солдат, его накажут самым строгим образом; и христианин, отказавшийся от своего знамени, – от креста святого – уже не христианин, и понесет тяжкое наказание на суде Христовом, как «враг Креста Христова» ( Фил. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мы держимся за этих чиноначальников, следуем за ними в духовной брани, и мы непобедимы благодаря нашему Крестному оружию. Почему же вы, окаянные крестоборцы, отвергнув знамение Сына Человеческаго, Крест Христов, в помрачении диавольской злобы принимаете магометанское знамение, то есть месяц, видимый в новолуние, и, отринув рог спасения, месяц (турецкое знамение) с рогами ставите на воротах, на столпах, на забралах, на верхушках высоких зданий и ваших молельных храмов, и, разгораясь ненавистью на Крест Христов, предпочитаете лучше с магометанами, чем с христианами иметь согласие и единомыслие в знамении лунном, а не Крестном. О, жесточайшее безумие! О, безумие, неоплаканное морем слез! Как, называя себя мудрыми, вы так поглупели, как так заблудились, отойдя от пути истинного, и, пребывая во тьме и сени смертной, не хотите видеть свет правды! Отойдите, стыдливые, возвратитесь, кающиеся, и прославьте с нами вместе Святой Крест, знамение Сына Человеческого. Часть II. Камень претыкания и соблазна Здесь три полчища, как прежде Египетские военачальники, ополчаются на Святой Крест. Первое полчище Иудеев. Второе еретиков. Третье раскольников. Но как тогда Моисей, начертав жезлом Крест, потопил в море искусных военачальников ( Исх. 15 ), так и ныне, силой Животворящего Креста Господня и распятого на нем Иисуса Христа, все враги Креста Христова расточатся, и о камень претыкания, во тьме заблуждения пребывая, разобьются. Начинаю с первого полчища. Глава 1. Претыкание иудеев о камень Священного Писания В книгах Моисея, во Второзаконии, написано: проклят пред Богом (всякий) повешенный на дереве ( Втор. 21, 23 ). Об этот камень Священного Писания претыкаются Иудеи и говорят, что всякий повешенный на дереве проклят, а тем более проклято само дерево. Исправление претыкающимся первое Божественное Писание говорит о повешенном на дереве за свои беззакония, который осужден праведным судом на эту казнь и вынужденно идет на смерть. Спаситель же наш Иисус Христос не за свои грехи и не вынужденно, но по Своей воле избрал Крест и, желая избавить нас от клятвы Закона, Сам сделался за нас клятвой, как говорит Апостол Павел: Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Гал. 3, 13 ). А как может Христос быть свободным от Крестной и всякой другой смерти, если Сам о ней говорит: отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И как не может быть свободен от смерти Христос, если от одного Его слова ЭТО Я все, кто пришел взять Его, пали на землю ( Ин. 51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление, – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень, – то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест, – древо крестное, свидетельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24:30 ). Что это за знамение? – По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень (См.: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 7. СПб., 1901, с. 767; т. 2. СПб., 1896, с.455). Какое значение в жизни православного христианина имеет Крест, говорят слова св. Иоанна Златоуста : «Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться, – предлагается нам Крест; хотят ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать, – везде предстоит нам этот знак победы. Потому то, мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самих лучей солнечных» (Его же. Творения. Т. 7. СПб., 1981, сс. 558–559).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010