Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 25-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 59 зач., 11, 29 — 33 Когда же народ стал сходиться во множестве, Христос начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка. В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет. Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».

http://pravoslavie.ru/3761.html

Если же по раскольническому умствованию четвероконечный крест – это крыж римский, то его следует всячески почитать, как истинный Крест Христов, потому что Христос был распят на римском крыже, или кресте. А что Христос был распят на кресте римском, смотрите и внемлите истине. Спрошу: кто распял Христа? Вы ответите: евреи распяли. Я же скажу: нет, не евреи. Хотя евреи и предали Христа на смерть крестную или, лучше сказать, купили у Пилата за мзду крестную смерть Христу и были виновны в распятии Христовом по пословице: «Делающий через других делает сам», однако они распяли Его не своими руками и предали Его на смерть не по своему иудейскому закону, в котором крестной казни не было, и потому, когда Пилат сказал им: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его», – иудеи сказали ему: «Нам не позволено предавать смерти никого» ( Ин. 18:31 ). Следовательно, Христос был распят не иудейскими руками. Кто же распял Христа? Пилат со своими воинами, ибо ему предали Христа, как противника кесарева, со словами: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк. 23:2 ). С этими словами иудеи просили Пилата, чтобы он распял Его по своему римскому закону и обычаю. Это сделали с двоякой целью: во-первых, для того, чтобы оправдать себя пред народом, который любил Христа, и показать, что они предали Его на смерть не по какой-либо своей злобе, а за бесчестие кесаря, за то, что Он будто бы был противником кесаря, с другой же стороны, для того, чтобы погубить Его бесчестнейшей языческой, а не иудейской, а вместе и самой мучительной смертью крестной. Здесь я еще спрошу: кто были родом и по вере Пилат с его воинами, распявшие Христа? Иудеи ли? Нет. Пилат был римлянин, присланный римским кесарем в Иерусалим к евреям, которые тогда уже находились под властью римлян. Воинство Пилата также было римское, ибо иудеи, будучи в порабощении и власти у римлян, не могли иметь своего иудейского воинства. Итак, Христа распяли римляне. И нельзя думать иначе, как только так, что Христа, Господа нашего, умучили крестной смертью римляне по настоянию иудеев. Потому-то апостол Петр и говорит иудеям: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенном нашим Спасителем. Своей добровольной крестной смертью Господь совершил примирение человечества с Богом, искупил предварительный грех, отторгнувший человека от Бога: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ), «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ). Святой Крест есть жертвенник, на котором, в распятии плоти Своей, Христос принес Себя в жертву за наши грехи ( Рим.8:3 ). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось ( Исх.29:37 ), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем Кровию Непорочного Агнца Христа. Принеся Себя в жертву за грехи человечества, Христос прославил Себя и Отца Своего: «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). Крест является, таким образом, славой Господа и Спасителя нашего. Приняв крестные муки, Господь сошел в ад и победил смерть, победил диавола. Диавол надеялся при помощи креста погубить Господа, но Он Своею Крестной смертью лишил врага рода человеческого власти над людьми, и потому святой Крест явился победоносным оружием Христа в борьбе с искусителем. Каждый христианин, принимающий святое Крещение, сораспинается Христу, чтобы с ним и воскреснуть, чтит, прославляет, поклоняется Кресту, древу нашего спасения. Крест как знамя правды, знамя истины был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», – молил Бога царь Давид ( Пс.59:6 ); пророк Исаия предсказал, что Спаситель «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеяных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ); «Благословенно дерево, – говорит премудрый Соломон, – через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В Священном Писании мы находим много праобразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели ( Исх.12:7–13 ); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом ( Исх.17:11–13 ); медный змий, по повелению Господа выставленный на знамени в пустыне и обезвреживающий гибельные укусы змей. О медном змие, как прообразе Креста, сказал Сам Спастель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Знамение Христово – Крест Его явится на небе перед кончиной мира: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». ( Мф.24, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

И все отвечали: аллилуя. Давид опять возгласил: " Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости " (Пс.46:2), потому что победил Царь, сражавшийся за нас. Так радуясь, они достигли рая и, вошедши туда, нашли там разбойника. С изумлением они сказали ему: кто привел тебя сюда? Кто открыл тебе двери? За какие деяния вошел ты сюда прежде нас? Не разбойничать ли и сюда пришел? Не грабить ли и здесь явился? Мало было тебе земного, – хочешь похищать и небесное? Скажи нам, – кто привел тебя сюда? Не завидуем тебе, что ты во­шел сюда, но хотим знать причину. Он сказал им в ответ: по делам своим я недостоин войти сюда, но человеколюбивый и милостивый Владыка ввел меня сюда. Я не имею ничего доброго, почему и осудили меня иудеи на смерть вместе с бессмертным Царем; но, желая меня убить, они дали мне больше жизни, распяв меня со Христом. Увидев знамения, бывшие при кресте, и поняв, что Он есть Сын Божий, я громким голосом воскликнул следующие слова: " помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " (Лк.23:42,43). И тотчас приняв мою молитву, Он говорит мне: " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " . Он дал мне знамение крестное, говоря: возьми это и иди в рай; если пламенный меч не допустит тебя войти, покажи ему царское знамение, и он откроет тебе двери. Я пошел, но пламенный меч, стерегущий рай, как только увидел меня, запер двери. Тогда я сказал, что Царь, ныне распятый, сам послал меня сюда, и показал ему крестное знамение. Тотчас же он впустил меня. Вошедши, я не нашел никого и, мысленно удивляясь, сказал самому себе: где же Авраам, Исаак и остальное множество святых пророков? И вот, когда я удивлялся и размышлял, явились мне с правой стороны востока два мужа, ветхие деньми, чудные видом и необыкновенные лицом. Они спрашивали меня, говоря: кто ты? Ты не Авраам, потому что у того священная одежда; ты не Моисей, потому что он гугнив и медленноязычен, а у тебя ясная речь. Кто же ты? Ты нам кажешься разбойником, так как и одежда у тебя разбойничья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Как не верно наше понятие о Боге, так несовершенна и наша молитва к Нему, так грубо и наше Ему поклонение. Мы думаем, что вся молитва Богу состоит только в изображении на себе крестного знамения и в поклонах: нет, этого далеко не достаточно для молитвы совершенной. Все поклоны и изображения на себе крестного знамения, сколь бы много их ни было, ничего не значат в молитве, если в сердце у нас нет никакого усердия. Идём мы в храм Божий во вражде. Предстаём Богу, не помирившись с теми, кого мы обидели, и не простив тех, которые нас обидели. Принося Богу жертвы, вместе с ними приносим Ему в себе злую душу, ненавистливое и жестокое сердце. Молимся без участия души и сердца, — телом молимся, а душой заняты житейскими попечениями. Думаем о весельях и гулянии. Замечаем лица, одежду и вид стоящих с нами, чтобы после пересудить кого, или осмеять. Ставим к иконам свечи с каким-то высокомерием, думая, будто Бог одолжается нашим приношением, и за него простит нам грехи. Такая молитва, такое поклонение, конечно, сообразны с неверным и низким понятием о Боге, но Самому истинному Богу они не могут быть приятными. Действительно, ходить в храм Божий есть непременная обязанность каждого христианина, потому что один только храм Божий и есть верный приют душам нашим на земле. Но прежде, чем войдёшь в храм, прости своих обидчиков, помирись с обиженными тобою, и очисти себя от всякого зла, чтобы не осквернить собою храма. “Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, — говорить Иисус Христос, “и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой” ( Мф.5:23-24 ). Необходимо на молитве творить поклоны и крестные знамения, но так, чтобы при поклонах телесных и душа преклоняла перед Богом свою гордыню. Должно молиться, но так, чтобы на молитве воображать себе, будто мы призваны на Страшный суд, и стоим перед правосудным Богом, давая ответ в своих согрешениях. Хорошо поставить и свечу к иконе, но только для благолепия, и ещё для того, чтобы душа наша так же горела любовью к Богу и к Его св. угодникам, как горит перед их изображениями зажжённая нами свеча.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19-20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица. Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех. И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение... и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Нет! Не только не должно нас за употребление крестного знамения порицать, напротив, должно хвалить всякого, кто часто употребляет крестное знамение, например, при входе в дом, где есть святая икона, перед вкушением пищи и после; при встрече с покойником, впереди которого несут святую икону, или при виде святого храма и тому подобное. Ведь крестное знамение – то же, что и произнесение имени Иисуса Христа, и одно с другим нераздельно. А неужели вы будете порицать того, кто очень часто будет произносить имя Спасителя и благоговейно вспоминать о Нём? Мельник. Зачем порицать за это? Пусть совершает крестное знамение с воспоминанием о Распятом Господе; должно порицать частое употребление крестного знамения, – очевидно без благоговения. Но если оно делается с сознанием и с мыслью о Распятом Иисусе Христе, то против этого я не возражаю. У вас, православных, много другого, за что должно порицать вас, и почему нам, духовным христианам, не следует составлять с вами одного общества, одной Церкви. Учитель. Что же это такое? Мельник. Например, ваши посты. Пост должен состоять в совершенном неядении, как это видно из Евангелия о сорокадневном посте Господа ( Лк.4:2 ). А вы мяса не ядите, а грибами, свеклой, картофелем пресыщаетесь. Святой апостол пишет, что пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). А Спаситель прямо сказал: плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Должен быть духовный пост, пост души, то есть воздержание от всех дурных поступков, и даже мыслей. Пост же тела может состоять не только в умеренном вкушении пищи, но и в совершенном неядении; так мы и постимся в день распятия Господа по слову Самого Господа ( Мф.9:15 ). Учитель. Так вы на основании этих рассуждений ядите колбасу и яйца в скоромные и постные дни? Мельник. Да. Учитель. А знаете ли вы слова апостола Павла: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 )? Конечно, знаете. Вот вы и соблазняете нас, православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Печать антихриста будет с его именем на челах его рабов, а печать Божья будет с именем Бога на челах рабов Божьих. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». «И узрят лицо Его и Имя Его будет на челах их» ( Отк. 14:1  и 22:4). И христиане кладут на себе печать с именем Божьим, когда начинают всякую молитву совершением крестного знамения с произнесением слов: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Крест Христов, как победное знамя Христа, явится и на небе и при кончине мира, о чем и Спаситель учил нас: «тогда (при кончине мира) явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Вот почему мы почитаем Крест Христов! Он –слава Христова, орудие нашего спасения и оправдания: «Благословеное дерево, через которое бывает правда»! ( Прем. 14:7 ). Он печать Божья на рабах Его. Вот почему и ап. Павел, называя грешников «врагами креста Христова» ( Фил. 3:18 ), говорит о нем: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ), «ибо, учит св. Апостол, слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). Кто не примет для спасения печати Божьей, тот примет для погибели печать антихриста. 4) Для чего мы изображаем на себе знамение креста? 4) Для освежения и укрепления нашей веры в распятого за нас Христа и для открытого перед всеми исповедания этой веры, подобно первым христианам, которые не только чтили св. Крест, но и были гонимы за Крест Христов ( Гал. 6:12 ), ибо и Христос сказал: «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Только язычники, евреи и сектанты, для которых, как для погибающих, «слово о кресте есть безумие», не творят крестного знамения, все же христиане, для которых «слово о кресте есть сила Божья», совершают крестное знамение с призыванием имени Божьего. 5) Можно ли употреблять при молитве руки? 5) Не только можно, но и должно, ибо этому научает нас само Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда вы воображаете в уме Распятого, то тем самым воображаете и Крест Христа. Если же Крест вы изгоняете из вашего ума, то не сможете иметь в уме и Распятого. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал. 3, 1 ). Доказательство седьмое Славный чин замечательных воинов, называемых Мальтийскими кавалерами, хвалится знамением Святого Креста, как своей кавалерской печатью. Также и в нашем Российском государстве, по новому благочестивому повелению нашего великого Всероссийского монарха, Петра Первого, славный кавалерский чин избранных и освидетельствованных воинов украшается Крестом святого Первозванного Апостола Андрея, нашего Российского Апостола, и им. как щитом веры, на вооружается на противников. Вспоминается и первый христианский кавалер, великий царь Константин, одержавший столь славные победы Крестной силой, и не будет здесь всуе это воспоминание о нашем благочестивейшем Крестоносном Христоподражательном Всероссийском монархе, который, воюя под этим знамением, взял в плен многие и укрепленные города, и прославился столь многими победами, известными всему миру. Если святой Крест столько помогает в видимой брани с супостатами, то насколько больше он оказывает помощи подвизающимся против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 11–12 ). Каждый христианин есть воин, вооруженный святым Крестом, как щитом веры, которым может угасить силой Распятого на Кресте все разжженные стрелы лукавого. Мы же, как воины Христовы, хвалимся этим знамением Сына Человеческого. Под этим знамением мы ведем духовную брань. В качестве Царя у нас есть Христос, и мы с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением ( Евр. 12, 1–2 ). В качестве вождя у нас есть святой Павел, подвизающийся под тем же Крестным знамением: А я, – говорит, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010