Надлежит непременно всем, сознательно встающим на путь духовной жизни, возвращаться к соблюдению поста. Если кто-нибудь указывает на фарисейское, внешнее, мертвенное исполнение поста, то этим он обличает не пост, а только фарисейство. В посте, как и во всем церковном, важно внутреннее содержание. Ведь для некоторых маловажное дело и крестное знамение, но для нас оно наполнено живым содержанием, это есть знамение, которым мы ограждаемся от бесовской силы. Ведь и таинства для иных есть дело маловажное, но для нас за ними стоит живое, благодатное действие Духа Святого. Вот когда подходят под благословение – для многих тоже дело маловажное, а для нас в этот момент преподается благодать Божия. «Все живое», как говорил пустынник отец Никифор. Так и пост. Да, мы будем исполнять постный устав, мы не будем смущаться, что нам надлежит иметь знание этого постного устава. Мы будем знать, что вот в этот Петровский пост по субботам и воскресным дням нам разрешается рыба, что по понедельникам, средам и пятницам мы должны воздерживаться от масла, что во вторник и четверг мы можем вкушать пищу с маслом. Все эти «мелочи» нисколько не будут нас смущать, когда за всем этим будет светиться вожделенная цель – достигнуть благодатного стяжания Духа Святого. Вся церковная жизнь есть мелочь для тех, кто видит только внешние ее стороны, и вся церковная жизнь есть величайшее дело, ради которого мы живем, для тех, кто верит, что церковная жизнь ведет ко спасению, ибо только Церковь соединит нас с Господом, ибо она только раскрывает нам полноту Духа Святого Божиего. Аминь. Беседа пятнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Не сказал: не приучай к клятве мысли своей, но: " уст твоих " ; он знал, что все зависит от уст и легко исправляется. Это, наконец, обра­щается в невольную привычку, подобно тому, как многие, входя в бани, вместе с тем, как переступают дверь, кладут на себе (крестное) знамение. Это обыкновенно делает рука по при­вычке, когда даже никто не приказывает. Опять, и при возж­жении светильника, часто рука творит знамение, между тем как мысль обращена на что-нибудь другое. Так точно и уста говорят не от души, но по привычке, и все заключается в языке. " В клятве " , сказано, " не обращай в привычку употреблять имя Святаго " . " Как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха " . Не клятвопреступление осуждается здесь, но клятва, и за нее полагается наказание. Следовательно, клясться – грех. Такова, поистине, душа (клянущегося): много на ней ран, много язв. Но ты не видишь? В том-то и беда! Между тем, ты мог бы видеть, если бы захотел, потому что Бог дал тебе глаза. Та­кими глазами смотрел пророк, когда говорил: " воссмердели и согнили раны мои от безумия моего " (Пс.37:6). Мы пре­зрели Бога, возненавидели благое имя, попрали Христа, оста­вили стыд, – никто не вспоминает с уважением имени Божия. Ведь, если ты кого любишь, ты встаешь и при его имени; а Бога часто призываешь так, как бы Он был ничто. Призови Его, когда благотворишь врагу; призови Его для спасения своей души. Тогда Он приблизится к тебе, тогда ты возвеселишь Его, а теперь ты прогневляешь Его. Призови Его, как призвал Сте­фан. Что говорил он? " Господи! не вмени им греха сего " (Деян.7:60). Призови Его, как призвала жена Елканова, со слезами, с плачем, с молитвою. Этого я не запрещаю, напротив, к этому особенно побуждаю. Призови Его, как призвал Моисей, когда взывал, молясь за тех, которые гнали его. Ведь, если бы ты безрассудно стал упоминать о каком-нибудь почтенном че­ловеке, это было бы поношением; а упоминал в своих речах о Боге не только безрассудно, но и неуместно, считаешь это за ничто? Какого же был бы ты не достоин наказания? Я не за­прещаю иметь Бога непрестанно в мыслях, – напротив, об этом и прошу и этого желаю, но не против воли Его, а для того, чтобы хвалить и почитать Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову? О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его " ( Пс.131:7 ). Подножием ног Спасителя был крест Его. В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса? О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Тем более возможны чудеса от креста Христова. В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов? О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ.21:8–9 ). Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним. В. Почему христиане любят так крест Христов? О. Потому что и Ап. Павел пишет: " Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение? О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» ( Откр.7:2–4 ), и «имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это. Разумеется, речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8). Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения, и даже прежде рождения, являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения, приходят в город, где надлежит родиться Христу. На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам, как Бог и Творец закона, установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское Крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и Воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8–11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.

http://pravoslavie.ru/143888.html

Ради чего будет явлено это знамение Креста? Для стыда одних и для радости других. Для того чтобы при виде славы Креста заплакали и устыдились распинатели Христа: и те, кто некогда прибили Господа гвоздями к Орудию Его Казни, и те, кто поныне продолжает распинать Спасителя своими грехами и духовной враждой против Него. И для того чтобы при виде вселенского явления Крестного Древа возрадовались те, кто силой Креста обрел спасение и начало Вечной жизни во Христе. О том стыде, что должны испытать распинатели, лицезрел эсхатологическую славу Креста, ярко говорит в «Беседе первой о Кресте и разбойнике» святитель Иоанн Златоуст: «Но для чего явится тогда Крест и для чего Спаситель придет с ним? Для того чтобы распявшие Его познали свою собственную неблагодарность – для того именно Он и показывает им сам этот символ их бесстыдства. А что для этого Он принесет его, послушай пророка, который говорит: тогда восплачет земля по коленам и племенам ( Зах.12:12 по LXX), видя Обвинителя и сознавая свой грех. И что ты дивишься, что Он придет с Крестом, если Он покажет тогда даже и сами [Свои] раны? Воззрят , – говорит [пророк], – на Него, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Подобно тому, как сделал Он с Фомой, желая уничтожить неверие ученика, и по Воскресении показал ему знаки гвоздей и язвы, говоря: вложи… руку твою… и посмотри ( Ин.20:27 ), ибо дух плоти и костей не имеет ( Лк.24:39 ), так точно и тогда Он покажет раны и Крест, дабы доказать, что Он есть Тот, Который был распят». О том же учит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Знамение Креста снова явится с Небес с Иисусом. Ибо победное знамя будет предшествовать Царю сему, чтобы, увидев Того, Которого пронзили, и по Кресту узнав Поруганного, иудеи восплакали в раскаянии. Восплачут они, восплачет каждое колено; ибо раскаются тогда, когда не будет им времени для раскаяния. Но мы в восхищении да хвалимся Крестом, поклоняясь посланному и распятому за нас Господу, поклоняясь и пославшему Его Богу Отцу вместе со Святым Духом». Но то всемирное явление Креста, что принесет боль и стыд одним, в то же самое время дарует радость, ликование и духовное наслаждение другим – верующим во Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Следующий раздел – о даре исцеления. «Исцеление – это неотъемлемая часть евангелизма» 32 . Из прочитанного раздела можно сделать вывод, что после Крестной смерти Христа болезнь человека – просто недоразумение. «Исцеление – это часть нашей проповеди » 33 . Исцелять должны все – это как «доказательство» собратьев. Поэтому каждый христианин может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. «Возложение рук – это не вопрос нашего героизма, а вопрос любви» 34 . Благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники. Здесь возложение рук, как видим, не просто рекомендуется, а настоятельно требуется от каждого последователя этого неопятидесятнического движения. А право такого самочинного решения дает им ими же придуманная идея о всеобщем священстве. Следующий раздел – это какая-то неистовая погоня за чудесами. По мнению автора, «дар чудотворения необходим», «дар чудотворения раздвигает диапозон служения», рекомендуется постоянно искать чудес, думать о них, восторгаться. «Мы должны рассуждать о чудесах Божиих, восхищаться ими, чтобы они стали частью нашего сознания» 35 . «Чудо, – продолжает автор, – это катализатор веры» 36 . Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от него знамений и чудес.«вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» ( Ин.4:48 ). Настолько их сознание было приучено к исканию чудес, и рассудок помутился до такой степени, что лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. они обращались к висевшему на Кресте Спасителю: «пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» ( Мк.15:32 ). Не творил Христос чудо ради чуда. И апостолы не гонялись за ними. Так, апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого» ( 1Кор. 1, 22 ). Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога. И Господь наш Иисус Христос, и апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ). 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Спаси Господи автора,мне тоже стало легче на душе,потому что живу в семье язычников,и эту ненависть часто ощущаю,и нападки на меня,и хула на Господа-все приходится терпеть.Людям неверующим,или верующим только в душе,далеких от Церкви и Бога,люди верующие кажутся странными и непонятными,раздражают их. Дай Бог нам всем вразумления,смирения,любви к ближним и укрепления в вере! Мария 24 июня 2016, 15:48 По поводу издевающегося мужа. Дело даже не в том, что он издевается над верой жены, а в том, что он ВООБЩЕ издевается. НЕ было бы веры - нашёлся бы иной повод. Женщины, которые считают себя мученицами на том основании, что терпят рядом с собой моральных насильников! Скажите мне, ДЛЯ ЧЕГО это вам? зачем вы позволяете вытирать о себя ноги самому, казалось бы, близкому человеку? Не умеешь уважать другого, его веру, воззрения - вытирай ноги о кого-нибудь другого. Только не об меня. Как-то так. николай чёрный 14 января 2016, 23:46 Полностью согласен с многими комментаторами,что маршрутка не лучшее место для крестного знамения,тем более,что Богословы научают нас неразумных " о крестном знамении " ,делать его(знамение) нужно делать благоговейно,истово,с великой радостью и надеждой на спасение,а не сидя(как тут униатов не вспомнить) в маршрутке с сигареткой,только так крестное знамение будет благостным,а всё остальное махание руками и бесам радость!!! Мария 5 декабря 2015, 23:38 Марина, спасибо Вам ОГРОМНОЕ за Ваши мысли, так прекрасно выраженные - и доходящие до сердца. Фотина 30 сентября 2015, 15:48 Новый Завет От Матфея Святое Благовествование Гл.6.5.6 " И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. " Елена 11 августа 2015, 08:08 Апостол говорит, что всё " медь звенящая... " - все труды, подвиги, бдения, пощения, жертвы...если нет любви. Думается, автор в маршрутке не проповедовала Христа, а только отвратила и этого мужчину и слышавших их диалог. Всё нужно делать с рассуждением. Простые люди (не задумывающиеся о вере) - могут подумать лишь о фонатичности и злобе верующих людей, наблюдая эту ситуацию.

http://pravoslavie.ru/67795.html

Точка зрения некоторых протестантских текстологов, полагающих, что слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» поздняя вставка, так как Христос ещё не был распят, противоречит данным истории. Во времена Спасителя эти слова были понятны каждому иудею: во-первых, другого слова «крест» кроме «тав» не было (современное [tzlav] «цлав»), а во-вторых, «знак Иезекииля» (тав - крест) обозначал духовное возрождение и следование за Мессией, к чему и призывал Христос. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною " » (Мф. 16. 24). Здесь слово «крест» говорит об ожидаемом мессианском пришествии Сына Человеческого. Эти слова Евангелия («возми крест свой») напрямую связаны с другими, где Христос непосредственно употребляет так известное всем словосочетание «знак Мессии» (слав. «зhaмehie» «Сына Человеческого»).Это передаётся в единственной первоначальной еврейской редакции Евангелия (от Матфея). По-видимому, при позднейших переложениях на греческий и латинский переводчики, понимая, что речь идёт уже о кресте Иисуса Христа, стали употреблять слово «знак» - σημεον взначении (с оттенком), котороев христианском мирестало устойчиво относиться к кресту прославленному («крестное знамение»). Но и во времена Христа слушатель, без сомнения, понимал, что речь идёт о том же «знаке Иезекииля», то есть - о кресте. «Тогда явится знамение σημεον (signum) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24. 30). Что слушатель-современник Христа понимал как: «тогда явится на небе знак Мессии; и тогда восплачут все народы земли...». Такое прочтение мы видим в апокрифическом Апокалипсисе Петра, тексте II века, согласно канону Муратори считавшемся подлинным: «Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. Крест Мой будет идти пред лицом моим (...) дабы судил я живых и мёртвых, и воздам каждому по делам его» 10а .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

У Осии: «исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем» ( Ос.6:3 ). Также в книге Исхода: «рече же Господь к Моисею: сошед засвидетельствуй людем и очисти я днесь и утре, и да исперут ризы; и да будут готовы в день третий; в третий бо день снидет Господь на гору Синайскую» ( Исх.19:10–11 ). И в Евангелии: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка; якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» ( Мф.12:39–40 ). XXVI. Что по Воскресении Он приимет от Отца всю власть и власть Его будет вечна У Даниила: «видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся; и тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы тому поработают; власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется» ( Дан.7:13–14 ). Также у Исаии: «ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся. Ныне узрите, ныне ощутите, тщетна будет крепость духа вашего: огнь вы пояст» ( Ис.33:10–11 ). И в псалме 109: «рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих. Жезл силы послет ти Господь от Сиона и господствуй посреде врагов Твоих» ( Пс.109:1–2 ). То же в Апокалипсисе: «и обратихся видети глас, иже глаголаше со мною; и обратився видех седмь светильник златых, и посреде седми светильников подобна Сыну человечу, облечена в подир и препоясана при сосцу поясом златым; глава же Его и власи белы, аки ярина белая, якоже снег; и очи Его яко пламень огнен; и нозе Его подобни халколивану, якоже в пещи разжженне; и глас Его яко глас вод мног; и держа в руце своей десней седмь звезд, и из уст Его мечь обоюду остр изъострен исходяй, и лице Его якоже солнце сияет в силе своей. И егда видех Его, падох к ногам Его яко мертв; и положи десницу свою на мне, глаголя ми: не бойся; Аз есмь первый и последний, и живый; и бых мертв и се, жив есмь во веки веков, аминь; и имам ключи ада и смерти» ( Откр.1:12–18 ). Также в Евангелии Господь по Воскресении Своем говорит ученикам: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли; шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:18–20 ). XXVII. Что к Богу Отцу не иначе можно прийти, как чрез Сына Его, Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Это, наконец, обращается в невольную привычку, подобно тому, как многие, входя в бани, вместе с тем, как переступают дверь, кладут на себе (крестное) знамение. Это обыкновенно делает рука по привычке, когда даже никто не приказывает. Опять, и при возжжении светильника, часто рука творит знамение, между тем как мысль обращена на что-нибудь другое. Так точно и уста говорят не от души, но по привычке, и все заключается в языке. " В клятве " , сказано, " не обращай в привычку употреблять имя Святаго " . " Как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха " . Не клятвопреступление осуждается здесь, но клятва, и за нее полагается наказание. Следовательно, клясться грех. Такова, поистине, душа (клянущегося): много на ней ран, много язв. Но ты не видишь? В том-то и беда! Между тем, ты мог бы видеть, если бы захотел, потому что Бог дал тебе глаза. Такими глазами смотрел пророк, когда говорил: " воссмердели и согнили раны мои от безумия моего " (Пс.37:6). Мы презрели Бога, возненавидели благое имя, попрали Христа, оставили стыд, никто не вспоминает с уважением имени Божия. Ведь, если ты кого любишь, ты встаешь и при его имени; а Бога часто призываешь так, как бы Он был ничто. Призови Его, когда благотворишь врагу; призови Его для спасения своей души. Тогда Он приблизится к тебе, тогда ты возвеселишь Его, а теперь ты прогневляешь Его. Призови Его, как призвал Стефан. Что говорил он? " Господи! не вмени им греха сего " (Деян.7:60). Призови Его, как призвала жена Елканова, со слезами, с плачем, с молитвою. Этого я не запрещаю, напротив, к этому особенно побуждаю. Призови Его, как призвал Моисей, когда взывал, молясь за тех, которые гнали его. Ведь, если бы ты безрассудно стал упоминать о каком-нибудь почтенном человеке, это было бы поношением; а упоминал в своих речах о Боге не только безрассудно, но и неуместно, считаешь это за ничто? Какого же был бы ты не достоин наказания? Я не запрещаю иметь Бога непрестанно в мыслях, напротив, об этом и прошу и этого желаю, но не против воли Его, а для того, чтобы хвалить и почитать Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1666...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010