Как не верно наше понятие о Боге, так несовершенна и наша молитва к Нему, так грубо и наше Ему поклонение. Мы думаем, что вся молитва Богу состоит только в изображении на себе крестного знамения и в поклонах: нет, этого далеко не достаточно для молитвы совершенной. Все поклоны и изображения на себе крестного знамения, сколь бы много их ни было, ничего не значат в молитве, если в сердце у нас нет никакого усердия. Идём мы в храм Божий во вражде. Предстаём Богу, не помирившись с теми, кого мы обидели, и не простив тех, которые нас обидели. Принося Богу жертвы, вместе с ними приносим Ему в себе злую душу, ненавистливое и жестокое сердце. Молимся без участия души и сердца, — телом молимся, а душой заняты житейскими попечениями. Думаем о весельях и гулянии. Замечаем лица, одежду и вид стоящих с нами, чтобы после пересудить кого, или осмеять. Ставим к иконам свечи с каким-то высокомерием, думая, будто Бог одолжается нашим приношением, и за него простит нам грехи. Такая молитва, такое поклонение, конечно, сообразны с неверным и низким понятием о Боге, но Самому истинному Богу они не могут быть приятными. Действительно, ходить в храм Божий есть непременная обязанность каждого христианина, потому что один только храм Божий и есть верный приют душам нашим на земле. Но прежде, чем войдёшь в храм, прости своих обидчиков, помирись с обиженными тобою, и очисти себя от всякого зла, чтобы не осквернить собою храма. “Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, — говорить Иисус Христос, “и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой” ( Мф.5:23-24 ). Необходимо на молитве творить поклоны и крестные знамения, но так, чтобы при поклонах телесных и душа преклоняла перед Богом свою гордыню. Должно молиться, но так, чтобы на молитве воображать себе, будто мы призваны на Страшный суд, и стоим перед правосудным Богом, давая ответ в своих согрешениях. Хорошо поставить и свечу к иконе, но только для благолепия, и ещё для того, чтобы душа наша так же горела любовью к Богу и к Его св. угодникам, как горит перед их изображениями зажжённая нами свеча.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19-20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица. Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех. И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение... и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Нет! Не только не должно нас за употребление крестного знамения порицать, напротив, должно хвалить всякого, кто часто употребляет крестное знамение, например, при входе в дом, где есть святая икона, перед вкушением пищи и после; при встрече с покойником, впереди которого несут святую икону, или при виде святого храма и тому подобное. Ведь крестное знамение – то же, что и произнесение имени Иисуса Христа, и одно с другим нераздельно. А неужели вы будете порицать того, кто очень часто будет произносить имя Спасителя и благоговейно вспоминать о Нём? Мельник. Зачем порицать за это? Пусть совершает крестное знамение с воспоминанием о Распятом Господе; должно порицать частое употребление крестного знамения, – очевидно без благоговения. Но если оно делается с сознанием и с мыслью о Распятом Иисусе Христе, то против этого я не возражаю. У вас, православных, много другого, за что должно порицать вас, и почему нам, духовным христианам, не следует составлять с вами одного общества, одной Церкви. Учитель. Что же это такое? Мельник. Например, ваши посты. Пост должен состоять в совершенном неядении, как это видно из Евангелия о сорокадневном посте Господа ( Лк.4:2 ). А вы мяса не ядите, а грибами, свеклой, картофелем пресыщаетесь. Святой апостол пишет, что пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). А Спаситель прямо сказал: плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Должен быть духовный пост, пост души, то есть воздержание от всех дурных поступков, и даже мыслей. Пост же тела может состоять не только в умеренном вкушении пищи, но и в совершенном неядении; так мы и постимся в день распятия Господа по слову Самого Господа ( Мф.9:15 ). Учитель. Так вы на основании этих рассуждений ядите колбасу и яйца в скоромные и постные дни? Мельник. Да. Учитель. А знаете ли вы слова апостола Павла: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 )? Конечно, знаете. Вот вы и соблазняете нас, православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Печать антихриста будет с его именем на челах его рабов, а печать Божья будет с именем Бога на челах рабов Божьих. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». «И узрят лицо Его и Имя Его будет на челах их» ( Отк. 14:1  и 22:4). И христиане кладут на себе печать с именем Божьим, когда начинают всякую молитву совершением крестного знамения с произнесением слов: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Крест Христов, как победное знамя Христа, явится и на небе и при кончине мира, о чем и Спаситель учил нас: «тогда (при кончине мира) явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Вот почему мы почитаем Крест Христов! Он –слава Христова, орудие нашего спасения и оправдания: «Благословеное дерево, через которое бывает правда»! ( Прем. 14:7 ). Он печать Божья на рабах Его. Вот почему и ап. Павел, называя грешников «врагами креста Христова» ( Фил. 3:18 ), говорит о нем: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ), «ибо, учит св. Апостол, слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). Кто не примет для спасения печати Божьей, тот примет для погибели печать антихриста. 4) Для чего мы изображаем на себе знамение креста? 4) Для освежения и укрепления нашей веры в распятого за нас Христа и для открытого перед всеми исповедания этой веры, подобно первым христианам, которые не только чтили св. Крест, но и были гонимы за Крест Христов ( Гал. 6:12 ), ибо и Христос сказал: «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Только язычники, евреи и сектанты, для которых, как для погибающих, «слово о кресте есть безумие», не творят крестного знамения, все же христиане, для которых «слово о кресте есть сила Божья», совершают крестное знамение с призыванием имени Божьего. 5) Можно ли употреблять при молитве руки? 5) Не только можно, но и должно, ибо этому научает нас само Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

642 Ап. Павел говорил о се6е: «я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ), а Тимофею заповедал: «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Тим. 1:8 ). Но так как человек состоит из тела и души, то веру свою в распятаго Господа должен выражать не только душевно, но и телесно ( 1Кор. 6:20 ). Самым же благоговейным и осмысленным способом телесного выражения нашей веры в распятого за нас Господа является крестное знамение. Осеняя себя крестным знамением, мы этим свидетельствуем о своей вере в наше спасение, совершенное на кресте Господом Иисусом Христом, и о нашей надежде быть услышанными Богом в силу крестных страданий Спасителя ( Ин. 16:28 ). Складывая известным образом персты для крестного знамения, мы выражаем веру во Св. Троицу и в два естества во Христе, а касаясь перстами чела, груди и плеч, показываем, что все части нашего существа очищены и освящены крестными страданиями Христа. 643 Имея такое значение, крестное знамение не противно и слову Божию. Псалмопевец говорит: «да направится молитва моя, как фимиам пред Лице Твое, воздеяние рук моих, – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ); следов., воздеяние рук должно напоминать о жертве, а жертва наша – «Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ), о Котором и напоминает крестное знамение. Ап. Павел пишет Тимофею: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ), а это воздевание рук, по объяснению ап. Варнавы, означало крест (Посл. ап. Варнавы 12 гл.). Наконец, ап. Иоанн Богослов, говоря о печати Бога на челе рабов Божиих ( Откр. 7:2, 3–4; 9:4 ), разумел не иное что, как крестное знамение, которое служит для христиан знаком их веры во Христа. 644 Поэтому обычай совершать крестное знамение существовал еще в глубокой древности, как об этом свидетельствуют древние христианские писатели, напр., св. Иустин муч. (ум. 165 г. по P. X.), Тертуллиан и др.) 645 Несмотря на все эти доказательства, сектанты отвергают крестное знамение, называя его «иродовой печатью», «начертанием антихриста» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Дан. 14:3–23 ). Апостол утверждает, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира и всего, что в нем (стих. 24), Сам подает всему жизнь и дыхание и все, не имеет ни в чем нужды, а поэтому и не требует служения рук человеческих, имевшего в виду удовлетворить будто бы нужду Божию. Когда мы совершаем крестное знамение, то не думаем восполнить нужду Божию (?!), так как веруем, что Бог есть всеблаженный ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), а сами нуждаемся в милости Божией, испрашиваемой нами ради крестной жертвы. Веру в Искупителя мы и исповедуем крестным знамением 80 . 2) Православные, совершая крестное знамение, «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:6 ). Апостол говорит об «отпадших», т. е. об отступниках от веры, хулителях Сына Божия. Православные, совершая крестное знамение, не глумятся над Христом, «не ругаются Ему», а выражают свое благоговение перед Ним и, смиренно сознавая свое недостоинство, молят Бога о даровании благодатной помощи, освящения, благословения ради крестных заслуг Его Сына. 3) Крестное знамение есть обман в правой руке ( Ис. 44:20 ). Когда жил прор. Исаия, крестного знамения никто не совершал, так как оно есть новозаветное установление. Пророк говорит об идолопоклоннике, который часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, а из остатков от того (дерева) делает бога, идола своего, поклоняется ему (стих. 16,17). И не поймет язычник (стих. 19), продолжает пророк, что, поклоняясь куску дерева, как богу, он гоняется за пылью и не может освободиться от заблуждения и сказать: не обман ли (идол) в правой руке моей? 4) Крестное знамение есть печать антихриста ( Откр. 13:16,17 ). Так хулить могут только сектанты (сн. 2Петр. 2:10 ; Иуд. 1:18 ). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (13:10–17) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится перед вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χραγμα – соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 25-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 59 зач., 11, 29 — 33 Когда же народ стал сходиться во множестве, Христос начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка. В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет. Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».

http://pravoslavie.ru/3761.html

3) «Он (язычник) гоняется за пылью, обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей» (Иса. 44:20). 3) Пророк Исаия говорит здесь не о крестном знамении, которого в его время не могло быть и о котором нельзя сказать, что оно, как какая–нибудь вещь, может находиться «в правой руке» человека, а говорит он об идоле, который сделан плотником из выбранного им дерева, что видно из предшествующих стихов этой главы книги пророка Исаии (ст. 13–20), особенно же из 14–15 и 16–17 стихов. 4) Кто крестится рукой, тот снова распинает Христа: «ибо невозможно, говорит Апостол, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:4–6 ). 4) Здесь речь не о христианах, совершающих на себе крестное знамение, а о людях «отпадших» от Христа, которые «ругаются Ему и таким образом «снова распинают в себе Сына Божия» – речь о людях, которые, потеряв веру в Бога, дошли до такого состояния, что не только не верят в Него, но и ругаются Ему, т. е. речь о безбожниках, которые дошли до такого, состояния, что для них невозможно уже и покаяние, они, подобно братьям евангельского богача, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:30–31 ). Таким своим отношением к Богу они как бы вторично распинают «в себе», т. е. в своих душах, пострадавшего за них Христа. Православные же христиане совершают крестное знамение не «в себе», а «на себе», и, совершая его, не ругаются Христу, а благоговейно молятся, прославляют и благодарят Его за все великие Его милости и особенно за крестные страдания, которые Он понес за них и за грехи всего мира. Снова, вторично распинать видимо Христа, уже никто не может, ибо Он теперь с божественной Своей Плотью сидит на небесах во славе одесную Бога Отца. 2 Вопросы и ответы православного 1) О каком кресте говорит нам св. Писание?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины. 801 О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских. Крещение 802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром. 803 Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение. 804 Оглашенного, 805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, если мы не перестанем беспрестанно изменять Богу, если всё будем двоедушничать между Богом и миром, между добром и злом ( Откр.3:15-16 ), то ад будет нашим неминуемым уделом, не взирая на то, что мы крещены во имя Святой Троицы, что уста наши принимали св. Причастие, руки наши творили крестное знамение, голова наша низко преклонялась перед Богом, и язык наш говорил Богу помногу и подолгу. Не мы ли, братия, не только нарушаем, но и забываем все обеты свои, которые мы, или за нас восприемники наши дали Богу при нашем крещении? Не мы ли худыми делами своими угашаем в себе Святого Духа, Который снисшёл в нас молитвами Церкви, через её священные таинства? Не мы ли, лобызав св. чашу и приняв в себя животворящие Тайны, предаём Спасителя на позор и страдания в лице ближних наших, к которым мы не сохранили ни любви, ни мира? Не наши ли руки, творящие крестное знамение, совершают дела, недостойные не только христианина, но и вообще человека, как существа разумного? Не наша ли голова, так часто и низко преклонявшаяся перед Богом, гордо воздымается перед людьми, нас слабейшими? Не наш ли язык, после долгого многоглаголания перед Богом, оскверняется потом сквернословием, злословием, ложью, клеветами, хулением и т.п.? При таком образе нашей жизни было бы безрассудно с нашей стороны почитать царство небесное нашим несомненным достоянием. Нет, царство небесное уготовано только тем христианам, которые последуют Иисусу Христу, и исполняют по мере сил своих Его спасительные заповеди. Христианам же, изменяющим Христу, и пребывающим нераскаянными, в аду первое место, так как они, познавши волю Господню, её не исполнили ( Лк.12:47 ). Этого ужасного места не минуют и те, которые во время земной жизни своей часто говорили Богу: “Господи! Господи!”, но воли Господней не исполняли. Там будут даже и такие, которые будут говорить Богу: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” Но Господь объявит им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” ( Мф.7:21-23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010