Отцы Церкви сообщают немало известий и о внешних обычаях древних христиан в совершении домашней молитвы. Климент Александрийский говорит: «Во время молитвы мы воздеваем руки и голову к небу, а при конце молитвы и ноги приводим в движение», то есть в конце молитвы мы поднимаемся из коленопреклоненного положения, в котором оставались во время нее. Со своей стороны, Тертуллиан говорит: «Мы молимся, взирая на небо, с распростертыми руками и непокрытой головой». Он же увещевает христиан, что они «не должны слишком поднимать руки и размахивать ими, что не должны возвышать головы с самонадеянностью и что приличие требует тише произносить молитвы». Ориген между всеми телесными положениями, какие возможны при молитве, рекомендует христианам, как самые приличные, воздеяние рук и поднятие головы. Впрочем, прибавляет он, больной может молиться сидя или лежа, а находящийся на корабле или занятый чем-либо препятствующим воздеянию рук может молиться, не делая вида, что молится. Распростертыми руками христиане изображали вид креста, на котором был распят Христос, как об этом свидетельствует апологет Минуций Феликс. Перед молитвой обыкновенно обмывали себе руки, чтобы показать необходимость внутренней чистоты, и обращались во время молитвы на восток, потому что свет древний и духовный приходит с востока (Тертуллиан, Климент). Сообразно с апостольским предписанием, мужчины молились с головой обнаженной, а женщины — с покрытой (1 Кор. 11:4). Но уже Тертуллиан высказывает жалобы на то, что девушки его времени и его отечества являлись на молитву непокрытыми и в свое оправдание говорили, что апостол Павел заповедует носить покрывало только женщинам, а так как они не замужем, то к ним неприложимы слова апостола. Тертуллиан поэтому старается доказать таким легкомысленным, что под женщиной, по библейскому употреблению, разумеются и жены, и девушки. — Тертуллиан порицает как суеверие, встречавшееся тогда обыкновение скидывать верхнее платье во время молитвы. «Так приближается, — говорит Он, — язычник к своим идолам, а христианский Бог слышит и того, кто имеет на себе плащ». Не менее он осуждает и тех, кто возлежали во время молитвы. Сидеть во время молитвы, как это было в обычае кое-где на востоке, он считает за выражение небрежения к этому делу. Христиане при молитве обыкновенно стояли. «Мы стоя молимся», — говорил Киприан. Христиане часто также молились коленопреклоненно. Во дни поста, говорит Тертуллиан, и во дни стояний (так называется у него полупост) не должно быть молитвы без коленопреклонений и других знаков самоуничижения. Коленопреклонение представлялось первоначальным христианам делом совершенно естественным, как выражение смирения, как знак, что человек отпал от Бога и нуждается в Божественной благодати и милосердии. Поэтому кающимся постоянно предписывалось преклонять колена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В какой позе нужно молиться?    В католическом богослужении молитвы совершаются в костёле сидя и стоя. В православном храме нет скамеек для повсеместного сидения и молитвы совершаются стоя, или в коленопреклоненной позе, чем выражается трепетное почтение и уважение к Богу со стороны верующих людей. Только больные и старые люди могут молиться сидя. В протестантстве молятся стоя на ногах и на коленях. Виды молитв и их классификация    В современном христианстве молитвы делятся на два типа: мысленные и словесные. Мысленная молитва – представляет собой восхождение человеческого разума к Богу, восхождение, выражающееся в виде активной работы мысли и чувств. В католичестве и православии словесная молитва представляет собой устное обращение к Богу в виде разработанных церковными деятелями и освященных церковью словесных формулировок. Но после прочтения текста молитвы человек может добавить свои просьбы, чаяния и восхваления. В протестантстве форма молитвы и порядок произнесения слов в тексте отходят на второй план. Протестантская молитва имеет форму импровизации, которая по мнению протестантского учения должна способствовать самовыражению личности и подчеркивать интимность обращения к Богу.    Но наряду с этим, по требованию протестантства, молиться нужно определенно, четко и ясно, не перегружать молитву просьбами и не допускать во время молитвы эгоистических помыслов.    В католичестве и православии указывается на то, что молитва, имеющая определенный установленный церковью текст, более близка к Богу потому, что: такой словесный текст составляется Божьими Угодниками по наитию Божьему (по вразумлению Свыше), которое было дано этим людям Богом за их праведность, в отличии от человека, обремененного грехом и импровизирующего на ходу текст молитвы; церковное освящение, лежащее на едином для всех тексте молитвы, усиливает перед лицом Бога молитвенное обращение человека.   Поэтому в католичестве и православии основными источниками текстов для составления молитв является Псалтырь, Святое Евангелие и молитвы, написанные Божьими Угодниками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2012/06/13, 09:12:11 Преподобный Сергий Радонежкский! Услышь мою молитву, помоги моей дочери Виктории сдать экзамен на высокие баллы. Не оставь её в трудную минуту, пошли ей ум, внимательность, сообразительность. Прости нас за грехи. Прошу о помощи, помоги Сергий Радонежский моей дочери. Молю о помощи. Благодарю тебя Отче Сергие. Аминь. Татьяна! 2012/06/13, 08:25:33 О преподобный Отче наш Сергие Радонежский. Коленопреклоненно прошу тебя попросить Господа нашего Бога помочь нашему сыну рабу Божьему Денису сдать 13 июня ЕГЭ по физике на высокие баллы. Не оставь его , ниспошли ему знания, память, уверенность в себе, правильные ответы на все вопросы. Избавь его от ошибок и невнимательности, помоги в трудную минуту, Пусть ему попадутся те задания, с которыми он легко справится. Услышь мою материнскую молитву. Прости нас за все грехи, спаси и благослови. Благодарю тебя отче Сергие! Аминь! Оксана 2012/06/13, 08:19:21 О Преподобне и богоносне Отче Сергее! Молю Тебя помоги дочери моей р.б. Анастасии сдать успешно ЕГЭ по обществознанию, больше 90 баллов. Дай ей разум, терпение, уверенности в своих силах и избавь его от ошибок, помоги ей в трудную минуту. Прости нас за грехи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь!!! 2012/06/13, 08:14:00 О Преподобный Сергий Радонежский!Помоги пожалуйста моей доченьки рабе Божьей Виктории сегодня сдать на отлично экзамен по обществознанию. Прости все мои грехи. Помоги пожалуйста моей дочери. Очень прошу. Благодарю тебя Отче Сергие. Аминь. Татьяна 2012/06/13, 08:02:14 О, Преподобный Сергий Радонежский, помоги моему сыну рабу божьему Максиму сдать сегодня экзамен по физике на высокий балл. Даруй ему сообразительность, память, помоги ему найти правильное решение в задачах. Спасибо Преподобный Сергий Радонежский, за услышанные материнские молитвы, за помощь в сданных предыдущих экзаменах. Аминь р.б. Алевтина 2012/06/13, 07:57:31 О,Преподобный Отче Сергие Радонежский,молитвенно прошу тебя помоги сегодня на государственном экзамене в университете р.б. Иулии и на ЕГЭ по обществознанию р.б. Анастасии.Прошу тебя коленопреклоненно,Отчие Сергие,помоги моим детям Иулии и Анастасии успешно сдать эти экзамены.Помоги р.б.Анастасии набрать высокий балл и поступить в университет на желаемый факультет.Не оставь,Отчие Сергие ,детей моих Иулию и Анастасию во время экзаменов,пошли им уверенность в себе,пошли им знания,помоги им в трудную минуту.пошли им чистый ум и светлую память.Прости нас за все грехи наша и услыши мою материнскую молитву.Благодарю тебя ,Отче Сергие Радонежский,Слава тебе,Боже наш,Слава тебе!Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Аминь.Аминь.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

В Румянцевском Музее в Москве сохраняется переплетенная тетрадка, содержащая рукописный каталог небольшой египетской коллекции с изображениями самих предметов. Описание сделано на французском языке, старинным почерком и озаглавлено: ”Cette Collec­tion a appartenu a Ms. Lidman, ministre du culte Protestant qui voyagea en Egypte 1815”. Каким образом попала в Музей эта тетрадка, неизвестно, равно как неизвестна и судьба описанной в ней коллекции. Самое описание сделано лицом, несколько знакомым, по своему времени, с египетской археологией и даже с иероглифическим письмом. По крайней мере, в описании нет грубых ошибок, и иероглифы скопированы, в общем, довольно верно. Коллекция состоит из мелких, обычных предметов, каковы фигурки божеств, простые скарабеи и т. п. Представляет интерес только одна стела, которую автор описания изобразил карандашом довольно удачно и, кроме того, на особой странице, в большом масштабе дал копию надписей, не вполпе уместившихся на изображении стелы. Все это исполнено им довольно удовлетворительно, благодаря чему мы имеем возможност привлеч к изучению этот небезинтересный памятник.      . Закругленная вверху стела разделеыа прямой линией на две части. В верхней изображен лицом друг к другу сидящий Тот с лунным диском на голове ибиса и с письменным прибором в руках, ui змеевидная богиня Ренут с рогами и солнечным диском на голове. Нижняя часть содержит изображение мужской фигуры, коленопреклоненной, с воздетыми руками пред картушами Рамсеса II 49 . Все поясняются следующими надписями: а) Над Тотом: (I’h), бог великий“. б) Над Ренут: “Ренут“. Над ее головным убором – Р’,– R’ – Ра. в) Над коленопреклоненной фигурой: “Ocupuc царский писец в Месте Правды (’,st-m’,«t) Рамес (R’-ms) правогласный, рожденный законной супругой K’,k’,i ’, правогласной“. Пред нами один из многочисленных памятников той части фиванскаго некрополя, которая заключала в себе гробницы царей XVIII – XX династий и которая носила наименование ’,st-m’,»t “Место Правды“. Большой штат обслуживал эти посмертные дворцы и храмы боготворимых царей. Здесь были и жрецы, и “послушатели гласа“ (stm ‘š), вероятно жрецы низшего ранга и чиновники. Масперо, которому мы обязаны специальным исследованием о памятниках и лицах, имеющих отношение к “Месту Правды“, собрал весь доступный к 1882 году материал и распознал среди персонала некрополя различные категории лиц 50 . Огромное большинство приходихся на “послушателей гласа“, но и царских писцов оказалось несколько; в числе их один Рамес, но, по-видимому, не тождественный с нашим 51 . Весьма нередко на стелах изображаются цари и царицы (особенно Аменхотеп I и Яхмос-Ноферитри) принимающими жертвы и молитвы тех, для увековечения которых приготовлена стела, и которые при жизни имели отношение к культу царей. В нашем случае изображение царя отсутствует -– он представлен одними картушами 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

На катехизических занятиях необходимо использовать различные формы молитвы, демонстрируя их широкий спектр: от взятых из традиционного молитвенника до молитвы жестов, индивидуальной молитвы, песни, танца, чтения из Библии, псалмов, молчаливой молитвы, спонтанной молитвы, медитации, молитвы, составленной участниками группы, и т.д. Следует объяснить, что в молитве жестов сложенные ладони означают преданность Богу, послушание, доверие; раскинутые и поднятые вверх руки выражают радость, благодарность; сидячая поза с ладонями на коленях подразумевает готовность слушать, уважение; руки, скрещенные на груди, и склоненное туловище выражают уважение, раскаяние, боль, печаль; коленопреклоненная поза означает смирение и уважение. Последнюю позу не рекомендуется использовать в группе маленьких детей, так как им трудно сохранять равновесие, и они сразу садятся на пятки. Аплодисменты выражают радость, благодарность. Каждой молитве должна предшествовать внутренняя и внешняя подготовка. Внешняя подготовка заключается в правильной позе, положении рук. Взгляд должен быть обращен на крест или изображение святого. Для внутренней подготовки детей необходимо помочь им осознать, с Кем они встречаются, и Кто их слушает. Следует подумать, что мы хотим сказать Господу. Катехизатор выполнит одну из важнейших задач своей пророческой миссии, если участники занятия научатся правильно переживать встречу с Богом, а молитва станет для них подлинной беседой с Христом. 4. Экзистенциальный элемент В катехизации, структура которой предложена антропологическим обновлением, рассматривается все то, что связано с жизнью участников занятия. Поэтому при обсуждении занятия анализируются экзистенциальные элементы. Они должны присутствовать в первой и третьей части занятия. При оценке встречи необходимо определить, относятся ли затронутые проблемы к жизни катехизируемых данного возраста. Например, рассуждая о терпении, нельзя приводить пример из жизни св. Терезы Младенца Иисуса, которая с необычайной кротостью переносила несправедливые замечания старой больной монахини.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

И, наконец, в Евангелии от Матфея есть длинное завершение, которое нев ключено в текст молитвы. Это как бы ее объяснение: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 14–15) — и оно тоже отсутствует у Луки. Интересно, что «Отче наш» принципиально отличается от всех форм ветхозаветных молитв к Богу: здесь отсутствует похвала Богу. А для иудеев и вообще для синагогальной традиции обращение к Богу должно было обязательно предваряться долгим славословным вступлением, неким акафистным пением: « Господи, Царь Израилев, Щит спасительный, помогающий благословенному народу, помнящий заслуги предков и посылающий... »; то есть сначала долго-долго славословят, и только потом начинается сама молитва. Позднее это стало традицией и для наших молитвословий. Если мы вспомним коленопреклоненные молитвы, которые читаются на Троицу, сочиненные, конечно, в поздний византийский период, то убедимся, что они катастрофическим образом не похожи на молитву «Отче наш». В них, прежде чем доберешься до сути, долго-долго перечисляется, как велик наш Бог, и это может занимать половину самой молитвы. Тоже самое встречается и в нашем утреннем правиле. Так, в пятой молитве Василия Великого мы видим все то, что нас возвращает к ветхозаветным текстам: «Господи Вседержителю, Боже сили всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Негоже несть пременение, или преложения осенение...» И только после этого начинается собственно молитва: « Сам, Безсмертный Царю, прими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе... » Это одна из литургических форм, традиционных для иудейской молитвы, а потом ставшая и литургической традицией христианства, но она противоречит словам Евангелия о том, что в молитве не надо быть многословным. Пример настоящей молитвы, того, что есть в принципе молитва как богообщение, как обращение к Богу, — это «Отче наш», где начальное славословие отсутствует и даже конечное, как мы понимаем, добавлено позже, — что, конечно, удивительно. Ведь ученики просят Христа: «Научи нас молиться, научи нас воздавать Богу хвалу, потому что молитва — это славословие и почесть, которые воздаются Богу». А в молитве «Отче наш» никакая почесть Богу не воздается. В ней речь идет совсем о другом: она раскрывает суть отношений человека и Бога и дает, с одной стороны, ясное и простое, а с другой стороны, непостижимое понимание — Кто есть Бог для человека.

http://foma.ru/otche-nash-pochemu-jeta-m...

— Наконец, об Иисусовой молитве. Какое место она может и должна занимать в нашей жизни? — Многие святые отцы обращают на это внимание: человеку необходимо учиться молиться молитвами краткими, потому что при чтении протяженных молитв у человека рассеивается ум. А при чтении Иисусовой молитвы — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного…» — ум не успевает рассеяться. Почему эту молитву повторяют много раз в течение долгого времени? В древности святые отцы называли ее поучением: они говорили, что необходимо внутренне поучаться все время и в Священном Писании, и в словах молитвы. Иисусова молитва и была таким постоянным поучением — человек произносил ее про себя непрерывно — во время работы, в дороге и так далее. Она составляла непрерывное занятие его ума и сердца. Эти короткие слова могут быть гораздо питательнее для души, чем то изобилие чувств и мыслей, которое содержится в «сложных», больших молитвах. Как приучить себя к Иисусовой молитве? — Если человек отводит Иисусовой молитве какое-то время каждое утро и каждый вечер, дополняя ею свое молитвенное правило, то ему будет легче молиться ею в течение дня. А как научиться не спешить при ней? — У святителя Феофана есть замечательный совет: дабы избежать спешки, определи себе время по часам, скажем, десять минут — и все эти десять минут молись Иисусовой молитвой, не обращая внимания, сколько раз ты ее при этом произнесешь. — Домашняя молитва — она, как правило, коленопреклоненная... Или это необязательно? В храме-то ведь мы преклоняем колени только в некоторые особые моменты. И еще: когда надлежит осенять себя крестным знамением? Некоторые, молясь, крестятся непрерывно. Другие — только при упоминании имен Бога и Богоматери. Имеет ли это вообще значение? — Не существует никакого определенного правила относительно преклонения колен во время домашней молитвы. Обычно молитвы читают, стоя перед иконами, а если у человека возникает внутренняя потребность положить земной поклон или опуститься на колени, то это и есть — именно потребность. Другое дело, что в правило может входить определенное количество земных или поясных поклонов с молитвой Иисусовой или, скажем, молитвой мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному». Но на эти поклоны хорошо бы спросить благословения у священника, у которого человек исповедуется, и не возлагать на себя бремени слишком тяжелого, поскольку, как говорит преподобный Исаак Сирин, «неумеренному деланию последует исступление и оставление правила, а правилу умеренному цены нет».

http://pravoslavie.ru/38291.html

Около времен Оригена стало переходигь в христианство особенно много ученых язычников, которые, привыкши к ораторским оборотам речи, тем менее могли отрешиться от них при участии в христианском богослужении в качестве пресвитеров и епископов. Христианские идеи были слишком величественны, чтобы не пробуждать даже и не в ораторе особенного воодушевления, не заставить даже и не оратора быть в известные минуты оратором. Припомним к тому же, что почти все молитвы и в это время, как и в первые два века, продолжались читаться вслух, и мы поймем, как должна была удлиниться литургия. Самое лучшее подтверждение всего сейчас сказанного представляет литургия, изложенная в VIII книге апост. постановлений 57 . Несмотря на то, что в апостольских постановлениях эта литургия приписывается Клименту римскому , она вовсе не есть литургия римской церкви, а церкви антиохийской. Таково общее мнение ученых, основанное на признаках в самом ее составе, ясно говорящих о ее сродстве с восточным типом литургии и на упоминании об епископе Еводии, а Еводий был епископом антиохийским. Итак, мы имеем из этого периода образец литургии восточной церкви, и, что особенно важно, самой знаменитой из восточных церквей, такой же важной, как александрийская – для церквей западных. Литургия апостольских постановлений начиналась двумя чтениями из ветхого завета (из закона и пророков 58 и двумя из нового (из апостола и Евангелия); после чтений приветствие, подобное нашему в литургии верных: благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца... и поучение. Потом начинались молитвы (предваряемые словами диакона: да никто от послушающих, да никто от неверных 59 над различными классами присутствующих при богослужении: 1) над оглашенными второго разряда (коленопреклоненными), 2) над бесноватыми, 3) над оглашенными третьего разряда (готовящимися к крещению), 4) над кающимися. Все эти молитвы чрезвычайно удлиняли литургию 60 : молитвы читались над каждым классом отдельно и кроме того предварялись довольно длинными ектениями диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Конец литургии оглашенных в древности был обставлен гораздо полнее, чем теперь. Надобно заметить, что в древней церкви оглашенные разделялись на несколько классов, не имевших права присутствовать на литургии верных. Это были оглашенные в собственном смысле– κατηχομενοι, находившиеся на первой ступени приготовления к христианству; потом–одержимые нечистыми духами и особенный разряд их, так называемые γονυκλνοντες, коленопреклоненные; далее готовящиеся к крещению–φωτιζμενοι, competentes, и, наконец, кающиеся, то-есть те, которые за тяжкие преступления низведены были на степень оглашенных. Все эти лица, размещавшияся по особенным группам и имевшие каждая особенное место, призывались диаконом к молитве возгласом: προσεχεσϑε, orate, повергались ниц, молились вместе с верными словами молитвы, произносимой диаконом, потом получали–каждая группа отдельно–особенное благословение священника, слушали особенную молитву и выходили из церкви в порядке, нами изложенном. В нынешнем чине литургии это разделение оставлено, и для всех видов оглашенных существует одна эктения, одна молитва священника и одно общее приглашение выдти из церкви. Сравнение ныне читаемой священником молитвы за оглашенных с тою же молитвою в Постановлениях Апостольских показывает близкую связь между ними, а содержание эктении за оглашенных почти буквально сходно по изложению с тем же источником. О сокращении сложного молитвословия и обрядов, соединенных с выходом оглашенных из церкви, нужно заметить следующее. Иаков Эдесский (VII в.) замечает, что молитвы за оглашенных, бесноватых и кающихся в его время были уже отменены, хотя в иных местах диакон по древнему обыкновению возглашал их. Эктения и молитва за просвещаемых или готовящихся ко крещению отнесены были к великопостному времени, когда преподавалось крещение оглашенным. Что же касается до кающихся, то известно, что в Константинополе при патр. Нестории, предшественнике Златоуста, общественное покаяние было заменено исповедию перед священником. А следовательно и публичные молитвы за кающихся уже не имели места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Кондак 1 Взбранная Воеводо, всего мира утешительнице и надеждо спасения рода христианскаго, к Тебе припадаем во вся дни жизни нашея, яко к источнику всех духовных дарований, и молим Тя: услыши нас, вопиющих к Тебе в часы дневныя и нощныя, в болезнех и скорбех, в нуждах и напастех, всегда в радости зовущих: Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая. Молитва О премилостивая и премилосердная Мати Божия, Покровительнице державы нашея, купно же и о всем мире Молитвеннице, приими сердца нашего воздыхания, и услыши коленопреклоненныя молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала еси молитвы любящих душ зде, пред иконою Твоею возносимыя. Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго Небеснаго блаженства. Ты Едина наша радость и утешение в жизни сей временней, Ты наша надежда и в Жизни Вечней. Веруем, яко Ты Своею Матернею любовию и снисхождением удостоиши нас вожделеннаго Царствия Сына Твоего. Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нам чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещении храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, вражды, гнева, подозрения, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкве Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем благочестивии обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца Своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вся народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не осудимся в день Страшнаго Суда Божия, но да сподобит нас Господь вечныя радости в Небесных селениих, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010