50:19). А чтобы знать, что во всем сказанном выражается благость, а не строгость Божия, для этого вникните в то, что далее следует. Наум.1:7. Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него.     LXX: Сладостен Господ для ожидающих Его в день скорби, и Он знает боящихся Его.    Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле (ναγωγν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: «се... день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную... пусту и грешники погубити от нея» (Ис. 13:9). Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо «позна Господ сущыя Своя» (2 Тим. 2:19). Наум.1:8.  И по миновании наводнения положит конец (consummamionem faciem) месту его, и врагов Его постигнет тьма.     LXX: И по миновании наводнения положит конец, восстающих и врагов Его постигнет тьма. «Господь долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже в век враждует» (Псал. 102:8—9); но когда умножится зло на земле и всякая плоть извратит путь свой, тогда Он наведет наводнение, которое пройдет, а не будет продолжаться вечно. Истребит же или положит конец месту его, то есть наводнения, для того, чтобы, подобно тому, как о нечестивом говорится: «и мимоидох,... и не обретеся место его» (Псал. 36:36), и «путь нечестивых погибнет» (Псал. 1:6), так погиб путь наводнения после гнева Господня, при проявлении одной благости. Можно это понимать и в историческом смысле, потому что когда Он опустошит Израиля и как бы потопом наводнит землю обетованную, то положит конец плену и возвратить его в прежние места жительства. С другой стороны, врагов Его, ассириян, которые увели народ в плен, постигнет тьма. Сказанное нами об Израиле и ассириянах можно понимать также в отношении к концу мира, к святым и гонителям или противным силам, в том смысле, что святых Бог помилует после гнева, а гонителей их и врагов, избравших тьму, а не свет, постигнет та тьма, которую они избрали, потому что они будут брошены «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Диавол всегда старается о том, чтобы усыплять бодрствующие души. Поэтому при страдании Господнем он наводит глубокий сон на апостолов, которых пробуждает Спаситель, говоря им: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14:38), и: «яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк. 13:37). Так как он не перестает беспрестанно усыплять бодрствующих, то слово Божие пробуждает всех тех, коих он обольстил и как бы посредством приятного, но пагубного пения сирен заманил ко сну, и говорит: «востани спяй и поднимись, и осветит тя Христос» (Ефес. 5:14). Таким образом, когда придет Христос и будет господствовать слово Божие и учение Церкви, и когда погибнет Ниневия, бывшая некогда весьма красивою блудницею, тогда быстро поднимается народ, который прежде был усыплен учителями, и пойдет к горам Писаний, и найдет там горы — Моисея и Иисуса, сына Навина, горы — пророков, горы Нового завета — апостолов и евангелистов, и когда он убежит к этим горам и займется чтением этого рода гор, то, если не найдет такого, кто учил бы его, — ибо «жатва... многа делателей же мало» (Матф. 9:37), — в таком случае будет одобрено то рвение его, с которым он бежал к горам, и изобличено нерадение учителей, ибо добавлено: «и некому было принять его». Далее следует: «нет врачевства для сокрушения твоего; опухла язва твоя». Смесник Ниневии не может исцелиться, потому что он не оставляет высокомерия, и рана постоянно остается свежею вследствие ударов, ежедневно наносимых диаволом. После всего этого не может быть врачевства для сокрушения его, и хотя он считает себя здоровым, однако душа его разбита и сокрушена ударами молота всей земли и не исцеляется, потому что всегда остается высокомерною. Но если она смирится и покорится Христу, то «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и: «жертва Богу дух сокрушен» (Псал. 50:19). Наконец говорится: «все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе. Ибо на кого не устремлялась беспрестанно злоба твоя?» Когда ты, смесник ( σμμιχτε), подвергнешься наказаниям, то все те, которые услышат весть, будут общим стуком, и звуками Голоса и, так сказать, гармониею дел выражать радость и ликование о тебе; потому что или совсем никого нет, или очень мало есть таких, на которых не устремлялась или не нападала беспрестанно злоба твоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Ибо всадники придут в страх при исходах, то есть при кончине мира, и смешаются, и колесницы столкнутся между собою на площадях, потому что хотя широк и пространен путь, ведущий к смерти (Матф. 7), однако, находясь в крайне затруднительном положении, они не будут в состоянии найти надлежащий путь, но столкнутся между собою, и, тем не менее, будут дышать прежнею яростью и подобно молнии ринутся в разные стороны. «Видех, — говорит Господь, — сатану яко молнию с небесе спадша» (Лук. 10:18). Когда диавол и все знатнейшие его поймут это, то они вспомнят о кончине, которая, прежде была предсказана, и побегут среди дня. Они уже не будут действовать по ночам, но свет дня рассеет тьму, и они ослабеют на пути, не имея успеха и не будучи в состоянии выполнить свои стремления, и поспешат в стенам. Ибо пришествие Господа наведет на них такой страх, и они будут столь бессильными для борьбы, что побегут к пределам мира, которыми мир огражден и окружен, как стенами, и там будут приготовляться к сопротивлению, подобно тому, кто, убегая от врага, не осмеливается противостать ему, но когда достигнет пустыни, то, если враг преследует его, вынужден бывает по необходимости обороняться.    Но когда ими будут строиться эти замыслы, все, что они приобрели и чем владели, обнаружится пред всеми, и отворятся ворота, которые были ими заперты, и царства их падут и имущество их, то есть богатство, откроется. А то, что заключает в себе мир, и все рабыни его, покорившись Христу и начав служить Ему, будут уводимы с радостию и веселием, от всей души веруя и исповедуя, так что они сравниваются с невинными голубями и будут шептать или говорить в сердцах своих. Тогда исполниться то, что в шестьдесят седьмом псалме говорится о победе Спасителя: «возшел еси на высоту, пленил еси плен» (Псал. 67:19). Наум.2:8—9. Воды Ниневии, как воды пруда, а они бежали. ,,Стойте, и но никто не возвращается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! и нет конца богатству из всяких драгоценных сосудов.     LXX: Воды Ниневии, как воды пруда, а они, убегая, не остановились, и не было оглядывающегося.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Исполнилось и пророчество об окончании Вавилонского плена и возвращении народа в Иудею: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» ( Ам.9:14 ), а также пророчество о восстановлении Храма: «Но опять Бог помилует их и возвратит их в земню; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века» ( Тов.14:5 ), о разрушении Ниневии (вся книга пророка Наума, Иона3:4 , Тов.14:8 ), и многое другое. Вторая группа пророчеств также относится к историческим событиям, свершение которых для большинства представляется очевидным, но об исполнении которых нет документальных данных – или их слишком мало. Это относится, например, к пророчествам о переселении потомков Авраама в Египет и последующем Исходе ( Быт.15:13–14 ). В настоящее время нет документальных или археологических подтверждений пребывания потомков Иакова в Египте и их исходе из «земли обетованной, из дома рабства» ( Исх.20:2 ). К этой же группе относится пророчество Нафана о возведении Храма Господня Соломоном, сыном Давида ( 2Цар.7:13 ). Для верующих людей подтверждающим документом является сама Библия. Но для некоторых историков Ветхий Завет не обладает авторитетом исторического источника. Например, современный английский исследователь G. Davies считает, что «события, относящиеся к истории древнего Израиля до прибытия группы переселенцев непонятного этнического происхождения, в Иерусалим, совершенно неизвестны, а вся героическая «ранняя история» Израиля, от Авраама до Соломона, была придумана, чтобы обосновать легитимность нового государства». Разумеется, логика типа «если нет документированного подтверждения определенного события, то этого события не было» крайне неубедительна. Нет достаточных логических оснований для отвержения этого события. Настоящий исследователь должен быть гораздо осторожнее в своих суждениях, принимая за основу что-то вроде «презумпции невиновности» для пока еще недокументированного исторического события. Но для его принятия необходима вера, что оно могло произойти, или хотя бы доверие к тем или иным текстам, где это событие упоминается.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Наум.3:8—12. Разве ты лучше ...Амона (вульг. Александрии народов), живущего среди рек? Вода вокруг него, море богатство его, воды — стены его, Ефиопия и Египет подкрепление его, и нет конца; Африка и ливийцы оказывали помощь тебе. Но и он переселяется и уводится в плен; ... младенцы его будут разбиты (вульг. были разбиты) в начале всех дорог, о знатных его будут бросать (вульг. бросали) жребий и все вельможи его будут окованы (вульг. были окованы) цепями. Так и ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи для себя у врага. Все укрепления твои подобны смоковнице с спелыми плодами: если тряхнут их, то они упадут в рот ядущего.     LXX: Настрой струну, ты, часть Аммона, живущая среди рек; воды вокруг нее, море начало ее и вода — стены ее. Ефиопия и Египет сила ея, и нет конца бегству твоему; Фут и ливийцы были помощниками ее, и она будет переселена и взята в плен, и младенцев ее разобьют в начале дорог ее, и о всех знатных ее будут бросать жребий, и все вельможи ее будут окованы цепями. И ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи себе для поддержки у врагов твоих. Все укрепления твои подобны смоковницам, имеющим спелые плоды: если тряхнуть их, то они упадут в рот ядущего.Еврей, наставлявший меня в Писаниях, утверждал, что вместо слов: «настрой струну, часть Аммона», как читается у LXX, и вместо слов: «разве ты лучше Амона», как перевели прочие переводчики, можно так читать: «разве ты, Амон, лучше, нежели Но», и говорит, что по-еврейски «Но» означает «Александрию», а «Амон» — «множество» или «народы», и что ход мыслей здесь следующий: разве ты лучше Александрии народов или многолюдной, живущей среди рек и окруженной водою? Это не потому, что в то время она называлась Александрией, — это имя она получила спустя много времени после того от Александра Великого Македонского, — а потому, что под первым именем, то есть «Но», она всегда была столицею Египта и притом весьма многолюдною. Поэтому и те, которые описали деяния Александра, считают ее главным городом Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Но если мы захотим под Аммоном понимать сыновей Лота, то должны сказать, что Лот от двух дочерей имел двух сыновей, Моава и Аммова, из которых старший, Моав, значит «от отца» или «вода отцовская», а младший, «Аммон» — или «сын рода моего» или «народ наш» (Быт.19). Я полагаю, что как в отношении к тому, кто родился от Иуды, говорится по причине греха его: «племя Ханаане, а не Иудино» (Дан. 13:56), и у Иезекииля относительно грешного (или любодейного) Иерусалима: «корень твой и бытие твое от земли хананейски; отец твой аморреанин (или хананей) и мати твоя хеттеаныня» (Иез. 16:3); так все те, которые произошли от старейшего народа, то есть от иудеев, и от младшего народа, то есть от наших, образно называются моавитянами и аммонитянами. Так как они уклонились от отца своего, ибо «Лот» значит «уклонение», то подвергнутся наказанию и испытают все то, что выше было изложено нами. Но если строгость Божия обнаруживается, начиная с тех, которые некогда были святыми, и если та, которая жила среди рек, будет очищаема огнем геенны; то тем более Ниневия, которая прежде не имела закона и вследствие своего высокомерия не приняла ига заповедей Божиих, попадет наконец в пасть пожирающего. Наум.3:13—17. Вот народ твой, как женщины среди тебя; врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои. Начерпай себе воды ради осады; устраивай крепости твои; войди в грязь, топчи глину, приготовляй кирпич. Там пожрет тебя огонь; ты погибнешь от меча; он поест тебя, как гусеница (bruchus). Поэтому ты соберись, как гусеница, умножься, как саранча. Умножились у тебя торговые дела более звезд небесных; гусеница распространилась и улетела. Стражи твои, как саранча, и младенцы твои, как саранча саранчи, которая во время холода садится на оградах. Взошло солнце, и она улетела, и не узнаешь места, где она была.    LXX: Вот народ твой, как женщины у тебя; врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей; огонь пожрал запоры твои. Начерпай себе воды для осады; удерживай крепости твои; войди в грязь, подвергайся попранию с соломою, обладай кирпичем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

То, что читается у LXX: «приспособи» или «настрой струну», говорится еще к Ниневии. Смысл же этого следующий: то, что есть у тебя беспорядочного, нестройного и разногласного, настрой, Ниневия, подобно струнам, потому что красота и величие твое, которым ты в особенности придаешь значение, нисколько не помогут тебе, если ты не настроишь себя к пению. Посмотри, как мало весь удел сынов Аммоновых и все те блага, обладание которыми они приписывают себе, могли защитить их от уведения в плен и младенцев их от убиения на дорогах! Помогли ли им реки, при которых расположен город Аммона, и, кроме рек, такое множество колодцев и источников, начинающееся у Мертвого моря и окружающее их страну? Какую помощь оказали им Ефиопия и Египет, бывшие некогда союзниками их? Итак, как им не принесла пользы помощь союзников, так и твоему, Ниневия, бегству не будет конца, но ты со всех сторон будешь подвергаться разорению. Что сказать об ефионлянах и египтянах, которые стояли во главе сынов Аммоновых, хотя также и ливийцы были их союзниками? Таким образом также и она будет отведена в плен, и младенцев ея, как не могущих ходить, будут бросать и убивать на дорогах пред глазами родителей, и все богатства ея будут поделены между победителями, и никто из князей ея не спасется, потому что они будут окованы железными цепями. Поэтому ты, Ниневия, опьянеешь, и хотя ты некогда была богатою и красивою и имела множество почитателей, однако все будут презирать тебя, и, будучи преследуема врагами, будешь искать покоя, но не найдешь его. Все волны твои и все вспомогательные войска будут добычею неприятелей, и будут взяты без всякого труда подобно спелым плодам смоковницы, которые, — если встряхнуть их, — падают не на землю, а прямо в рот желающего есть, чтобы не было ни малейшего труда для собирающих. Это сказано нами παραφραστιχς (в виде перифраза) применительно к переводу LXX, потому что мы раз навсегда решили следовать также и общепринятому (vulgatam) изданию, чтобы не казалось, что мы даем гидре и Сарданапалу какой либо повод к обвинениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Эго пророческая речь в книге Иезекииля весьма подробно изображает в переносном смысле в отношении к Иерусалиму. Но ближе к истине и с большею пользою можно отнести эти слова к миру, для уврачевания которого пришел истинный врач с неба. «Вот Я на тебя, говорит Господь» всемогущий: так как Я всесилен, то могу исцелить все болезни, и что невозможно для других, то возможно для Меня. Я открою задния части твои пред лицом твоим, то есть Мои добродетели, заповеди и слова, которые ты бросила позади себя. Я дам тебе видеть их, хотя ты и не заслуживаешь этого. Ибо Я заповедал тебе относительно слов Моих, чтобы они постоянно были пред глазами твоими и чтобы висели у тебя в виде повязки (Второз. 6:8). Но ты презрев волю повелевающего, оставила их позади себя, так что не только не исполняла, но даже не хотела и видеть то, что Я повелел. Или может быть, Я дал тебе видеть и понять заблуждения твои, которые ты прежде, во время своих слепых увлечений, считала за добродетели. После того Я покажу также народам, которые ты продавала чрез блудодеяние свое, твою наготу, чтобы они не увлекались любовию к тебе, но, увидев безобразие и грязь на внутренней стороне того тела, наружностию которого они увлекались, перестали блудодействовать с тобою. Также царствам, которые больше народов, Я покажу твое бесчестие, виновницею которого ты сама была. И обращу на тебя мерзость соответственно твоей нечистоте, так что тебя будут считать столь нечистою, насколько ты действительно нечиста, и ты не будешь обольщать весьма многих, которые прежде, соединяясь с тобою, становились одним телом с тобою (1 Кор. 6). И обращу тебя в пример, чтобы страх подобного наказания удерживал от подражания преступлениям. Наум.3:7. И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: „разорена Кто будет качать головою ради тебя? Где найду я утешителя для тебя?    В еврейском тексте слова «голова» нет, но мы прибавляли это для того, чтобы смысл был яснее. Также Симмах перевел так: И всякий, кто увидит тебя, удалится от тебя, и скажет: «разорена Ниневия! Кто будет печалиться с нею?» Далее, LXX перевели: И будет то, что всякий, кто увидит тебя, сойдет с тебя и скажет: „жалкая Ниневия! Кто будет вздыхать о тебе? Где буду искать я утешения для нее, — настраивающего струну? Кто увидит, что Ниневия разорена и что она обращена в пример для всех, тот испугается, удивится и скажет: «разорена Ниневия! Кто будет качать головою ради тебя?» то есть: кто будет печалиться о тебе, кто может быть твоим утешителем? Пока ты была могущественною, ты, как жестокая властительница, не жалела старца (или старцев), не обращала внимания на младенца (или на младенцев) и не приготовила никого, как друга для времени твоей печали, потому что ты никого не хотела иметь соучастником в твоем царствовании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

В 3-й гл. снова говорится об осаде Ниневии и показываются причины её падения. Причины эти – те, что Ниневия была городом кровей и постоянного хищничества, что она, как весьма красивая блудница, продавала народы своим блудодейством и волшебством. При сем изображает великий позор Ниневии, который она заслужила, как и великий город Но-Аммон. А потому Ниневия скроется, все крепости её будут уничтожены, не смотря на защиту города Ниневии, во время осады, все её жители погибнут, а её многочисленные купцы и союзники оставят ее и разлетятся, как саранча, все народы порадуются падению Ниневии. Книга св. пр. Наума отличается особенною живостию изображения. Читая сию книгу, можно думать, что св. пророк сам находился во время осады Ниневии, видел самих врагов, всадников и конницу, их колесницы, беспорядок и ужасы осады: так живы его описания! Изображения, сравнения, и подобия безпрестанно сменяются другими, поражают неожиданностию и живостью. Таковы вообще изображение войск, осаждающих Ниневию, и сама осада её, отведевие в плен Ассириан, бегство их союзников и другие. Изображение Господа Ревнителя и Мстителя отличаются особенною возвышенностию. Прим. Пособия при толковании книги св. пр. Наума были теже, какие были при толковании книг св. прор: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия и Ионы. Толкование на книгу Св. пророка Наума. Глава 1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. С Евр.: «Бремя Ниневии. Книга видения Наума Елкошитянина». Пророчество 8 . По мнению блаж. Феодорита Св. пророкам от Бога давалась особенная пророчественная благодать, которая внезапно объемля ум пророков и отрешая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие то именно восхищение ума и преставление от всего человеческого пророк назвал пророчеством. Ум мой, говорит пророк, провидет, что будет с Ниневиею... Ниневия, столица Ассирийской монархии, здесь берется за все это государство. Не одной Ниневии, а всей Ассирийской монархии Господь Бог , чрез св. пр. Наума, возвещает конечное истребление. Книга видения, т. е. сверхъестественного по откровению свыше, видения кончины Ассирийского царства и столицы его Ниневии. Наума сына Елкесеева. Блаж. Иероним, а с ним и другие толковники под Елкесеем разумеют не Елкесея, отца св. пр. Наума, а месторождение его – селение Елкош в Галилеи. Все это не более, как заглавие книги, говорящее о том, что книга св. Наума есть сверхъестественное пророчество о кончине Ниневии и всего Ассирийскаго царства. Само пророчество начинается со следующего стиха. 2 .     Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию. Господь мстяй сопостатом своим и потребляяй сам враги своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Нек-рые ученые считают, что имя Наум в заглавии Книги является псевдонимом. Так, К. Спронк предположил, что этот текст написан безымянным книжником, жившим во время правления Манассии ( Spronk. 1997. P. 33). Книга пророка Наума Книга пророка Наума в евр. каноне масоретской Библии, а также в большинстве совр. изданий Библии, в т. ч. в синодальном переводе, располагается между Книгами пророков Михея и Аввакума и занимает 7-е место среди книг Малых пророков. В большинстве рукописей и изданий греч. перевода LXX она находится также на 7-м месте между Книгами Ионы и Аввакума. Объем Книги прор. Наума очень небольшой: она содержит 47 стихов и делится на 3 главы. Нумерация в синодальном переводе отличается от нумерации изданий Масоретского текста Библии: в синодальном переводе 1-я глава состоит из 15 стихов, 2-я глава - из 13, в МТ обе главы состоят из 14 стихов (Наум 1. 15 в синодальном переводе соответствует Наум 2. 1 в МТ). Свидетельства текста Книги пророка Наума I. Тексты на древнеевр. языке. Древнейшими свидетельствами текста Книги прор. Наума на древнеевр. языке являются рукописи, обнаруженные в Кумране и Вади-Мураббаат . К их числу относятся 2 списка книги Малых пророков (4QXIIg и MurXII) и список экзегетического сочинения (4QpNah). Текст мн. отрывков сложен для понимания и, вероятно, подвергся порче на ранней стадии его трансмиссии. 1. Свиток 4QXIIg (4Q82). Его текст издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318; Pl. XLIX-LXIV). Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Сохранился в виде 249 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывки Книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума (1. 7-9; 2. 8-10 (9-11); 3. 1-3, 17), Аввакума, Софонии и Захарии. Текст свитка содержит больше matres lectionis, чем МТ. Сохранившиеся фрагменты текста Книги прор. Наума крайне малы по объему. 2. Свиток MurXII (Mur88). Текст издан в 1961 г. ( Milik. 1961). Датируется нач. II в. по Р. Х. Сохранившиеся части свитка содержат текст Книг пророков Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума (все стихи Книги, но с лакунами), Аввакума, Софонии, Аггея и Захарии. Орфография и текст близки к МТ. В тексте свитка в Наум 3. 8 отсутствует слово   (море), засвидетельствованное в МТ.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010