Однако она была внесена в канон. Книга пророка Ионы читается целиком в качестве паремии в Великую Субботу. 28.3. Книга пророка Наума Книга пророка Наума, как и Книга пророка Ионы, говорит почти об одной только Ниневии – об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии в иную эпоху: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и Книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что в ней нет прямых обличений против израильтян и иудеев, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом и не оставляет без наказания» (Наум. 1: 2–3) и о том, что «благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум. 1: 7–8). То есть для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что « Он всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это « всепотопляющее наводнение» , которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении (Наум. 2: 4–13). Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612–м, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, об Иудее пророк говорит так: «Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум. 1: 15). Снова здесь есть совпадения с Книгой пророка Исаии, где говорится о стопах «благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52: 7), и эти слова в Послании к римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия (Рим. 10: 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

В пользу подлинности данной книги можно привести еще два соображения. Во-первых, критичность, с которой раскрываются поступки пророка. Такой подход скорее свидетельствует в пользу автобиографического характера книги. Во-вторых, идеи книги весьма далеки от жесткой позиции по отношению к иноплеменникам, характерной для послепленного периода. Однако она была внесена в канон. Книга пророка Ионы читается целиком в качестве паремии в Великую Субботу. 5.3. Книга пророка Наума Книга пророка Наума тоже говорит почти об одной только Ниневии — об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии уже совсем в ином состоянии: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что там никаких прямых обличений против израильтян, иудеев нет, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что « Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1:2–3) и о том, что « благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7–8). То есть, для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что Он « всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это « всепотопляющее наводнение», которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении. Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда Ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем, что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, Иудее говорит пророк так: « Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1:15). Снова здесь есть совпадения с книгой пророка Исаии, где говорится о стопах « благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52:7), и эти слова в послании к Римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Глава 1 Первый вопрос Аввакума: в мире зло и неправда – где ты, господи? 1.1–4 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Доколе, Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. Синодальные переводчики означают книгу пророка Аввакума пророче­ским видением. Еврейский оригинал содержит несколько иное слово: (масса), означающее «бремя». Прп. Макарий Алтайский так и перевел: Бремя, которое видел Аввакум пророк. Так же начинается книга пророка Наума: Бремя Ниневии. Книга видений Наума Елкошитянина. Бремя, которое видел Аввакум пророк. Имеет смысл обратиться и к значению имени пророка. По-еврейски оно звучит (Хавакук) и означает «объятие» или «обхватывание». Перед нашим взором пророк, заключивший в свои объятия страшное бремя, непосильный груз. «Аввакум, брось это бремя», – но он обхватил его, и никуда ему уже от него не деться. Как некогда Иаков, возвращающийся из Месопотамии, ночью у потока Иавок обхватил Боровшегося с ним и не отпускал его... Бремя тягостных – вопросов, на которые нет человеку ответа, легло на душу и мысль пророка. И Аввакум в этом не одинок. Знаменитая «Царь-рыба» Виктора Петровича Астафьева, безответными вопросами бередя душу читателя, звучит заключительным аккордом: «Так что же я ищу? Отчего му­чаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа» 3 . Семьдесят толковников перевели слово (масса) через τ λμμα. Синодальные переводчики переводят на русский «пророческое видение». Грече­ское λμμα ближе к еврейскому «масса», хотя и не передает его вполне. Λμμα означает «возложение», «поручение». Бог возложил пророческое бремя на Аввакума и поручил ему его нести. Это подобно тому, как Иеремии было дано пророческое поручение, и он уже и сам не рад был ему, но освободиться от него не мог. Вынужденный пророческим духом ссорится со всей землей Иеремия признается: Ты влек меня, Ягве, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог... Ибо, лишь только начну говорить я, кричу о насилии, во­пию о разорении... было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключен­ный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог 4 . Так нес свое бремя (масса), свое поручение (λμμα) и пророк Аввакум. Большинство людей живет проще, многие не задаются «аввакумовыми» во­просами. Тяжкое бремя возложил Бог на пророков и философов, бьющихся о извечные вопросы бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом пророчестве также можно усматривать и буквальный (исторический), и иносказательный (духовный) смысл. В буквальном смысле этот отрывок можно понимать, как предсказание о возвращении евреев из Вавилонского плена, в духовном – как пророчество о евангельских событиях. Замечательно об этом стихе говорит святой блаженный Феодорит Кирский : «Знаю, что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас» 33 . Святого пророка Наума также относят к числу пророков до-пленного периода. Он жил в 621–612 гг. до Р.Х 34 . и также совершал свое служение во время правления Иосии. Его книга так же, как и книга пророка Софонии, состоит из трех глав. Главная тема книги – приближающееся падение Ниневии, столицы Ассирии. Мессианские черты в книге пророка Наума можно заметить в конце первой и начале второй главы (1, 15; 2, 12). В еврейском тексте 15-й стих первой главы отнесен к началу второй главы. Здесь предсказывается грядущее благовестие Иудее. Это пророчество, как и многие другие, имеет также двоякий смысл: исторический и таинственный. Оно заключает в себе и предвестие благ мира, и спасение в новозаветное время. В таком смысле частично повторяет это пророчество святой апостол Павел ( Рим.10,15 ), говоря о проповеди евангельского учения во всем мире. Для сравнения можно привести два стиха: Наум. 1, 15 и Рим. 10, 15 . – «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» ( Наум 1, 15 ). – «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим. 10, 15 ). Таков общий обзор мессианских пророчеств, содержащихся в книгах малых пророков до-пленного периода. Следующая глава исследования посвящена обзору пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Вавилонского периода. Глава II. Обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Вавилонского периода

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Мы уже видели, как у Осии и Михея уравновешиваются эти два чувства милости и правды, и мы также должны соединять их в нашей мысли и нашей вере, и не ослаблять одно их них, преувеличивая другое; потому что если в другие эпохи признавали в Боге только Его величие и правду, то в наши дни живое чувство Его любви и милосердия заставляет многих забывать, что Он есть также судия всякой плоти, и что в Новом Завете, как и в Ветхом, Он есть огнь пожирающий, который истребляет все нечистое. Наум, возвещая суды Бога над Ниневией, не теряет из вида Его милосердия к своим; он напоминает о нем общим образом, непосредственно после того описания всемогущества, которым начинается книга: благ Господь, убежище в день скорби и знает надеющихся на него (I, 7); и в гл. V ст. 12; до II, 2, в той части книги, которая составляет как бы тему всего пророчества, милосердие Божие к Иуде три раза сменяется поочередно с наказаниями на Ниневию. Он конечно не упоминается здесь явно о Мессии, но тем не менее эти обетования освобождения, радости и славы, должны быть причислены к Мессияническим обетованиям, хотя бы и косвенно относящиеся к Мессии, потому что они могли исполниться только во время земного пребывания Спасителя и благодаря Его Евангелию примирения. Какие же общие уроки даст нам книга Наума? 1-е. Нет ничего на столько высокого, чего бы Бог не мог унизить, и все, великое в очах плоти, гнусно пред Богом. 2-е. Он губит Своих врагов всецело; Он карает своих только для того, чтобы возвратить их к Себе и даровать им славу их. 3-е. Единое вечное царство есть царство небесное. 4-е. Бог есть Судья и Спаситель. Таким образом пророчество Наума, которое, на первый взгляд, кажется совершенно частным, занимает важное место среди откровений, дарованных Богом Еврейскому народу, и в общем своем смысле, это пророчество направлено ко всем врагам Бога и ко всем Его служителям. Пророк Аввакум Книга пророка Аввакума Глава I Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Мих. 7 :9. Гнев Господень я снесу, — ибо согрешил пред Ним, — пока Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною, и выведет меня на свет, и я увижу правду Его. Мих. 7 :10. И увидит неприятельница моя и покроется стыдом говорящая мне: «где Господь Бог твой»? посмотрят на нее глаза мои: ныне она будет попираема, как грязь на дороге. Мих. 7 :11. Время очистки 112 кирпича, — день твоего истребления — день тот 113 , и отменит 114 законы твои день тот. Мих. 7 :12. И города твои будут уравнены 115 и разделены Ассирийцам, и укрепленные города твои будут разделены 116 от Тира даже до реки Сирской 117 , и от моря даже до моря, и от горы вплоть до горы: (то будут) дни 118 волнующейся воды. Мих. 7 :13. И будет земля с живущими на ней опустошена за плоды дел их 119 . Мих. 7 :14. Паси народ Твой жезлом Твоим 120 , овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила! они будут пастись 121 в Васане и Галааде, как во дни древние. Мих. 7 :15. Как во дни исхода твоего из Египта, увидите чудеса. Мих. 7 :16. Увидят народы и устыдятся при всем могуществе своем, положат руки на уста свои и уши их оглохнут 122 , Мих. 7 :17. Будут лизать прах, как змеи, ползающие по земле, содрогнутся 123 в укреплениях своих, ужаснутся Господа Бога нашего и убоятся Тебя. Мих. 7 :18. Кто Бог, как Ты, прощающий 124 беззакония и невменяющий 125 нечестие останку наследия Твоего? Он не сохраняет гнева Своего во свидетельство 126 , ибо любит милость. Мих. 7 :19. Он обратит и ущедрит нас, и погрузит неправды наши и ввергнет в глубины морския все грехи наши. Мих. 7 :20. Явит истину Иакову, (и) 127 милость Аврааму, как Ты клялся отцам нашим во дни древние. Книга пророка Наума Глава 1 Наум. 1 :1. Пророчество о Ниневии. Книга видения Наума, сына Елкесеева. Наум. 1 :2. Бог — ревнитель и Господь — мститель; Господь мстит с яростию, Господь мстит противникам Своим и истребляет Сам врогов Своих. Наум. 1 :3. Господь долготерпелив и велика сила Его, и не оставит без наказания 2 Господь: в истреблении и потрясении путь Его, и облака — прах ног Его.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Таким образом, выражение «книга» предполагает существование пророческих речей Наума в настоящей редакции еще задолго до заключения канона священных книг. Наум.1:2 .  Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Наум.1:3 .  Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его. Наум.1:4 .  Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Наум.1:5 .  Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Наум.1:6 .  Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. «Пророк начинает свою речь величественным описанием свойств Иеговы, Бога мстителя, изрекшего устами пророка свой грозный приговор о погибели нечестивых. Порядок мыслей таков: Бог Правосуден (ст. 2), следовательно, Его приговор непременно должен состояться; Он долготерпелив (За), следовательно, приговор Его, вызванный крайними беззакониями Ниневии, решителен; Он всемогущ (Зв-6), следовательно, ничто не может устоять пред грозным гневом Его» (Симашкевич, с. 114–115). Изображая Правосудие Божие в том же духе, как оно изображается еще в Пятокнижии Моисея, пророк оттуда именно заимствует наименование Иеговы Богом ревнителем, эл – канно, греч. θεος Ζηλωτης, Vulg.: Deus aemulalor. Понятие ревности, усвояемое Богу в эпитете канно (в этой форме слово это, кроме Наум 1.2 , встречается еще только в Нав 24.19 ) или, по более обычному употреблению, канна ( Исх 20.5 ; Исх 34.14 ; Втор 4.24 ; Втор 5.9 ; Втор 6.15 ), имеет, очевидно, метафорический смысл, будучи заимствовано из области человеческих супружеских отношений – ревности мужа к жене ( Чис 5.14–30 ). Применимость этой метафоры к Богу понятна из того, что отношения между Иеговой и Его народом в Св. Писании неоднократно изображаются, как отношения супружеские ( Ис 62.1 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Без сомнения теперь, пока ты находишься в благополучии, в твоих стенах находится множество князей и начальников, которые приходят искать у тебя убежища; но они поступят, как рой мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен: когда же взойдет солнце, они разлетятся, и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский; покоятся вельможи твои в своих палатках; народ твой, в своей беспечности, рассеялся по горам и некому собрать его. Нет врачества для раны твоей; смертельна язва твоя! Все услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе; ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (12–19). V. Теперь нам остается исследовать отношения Наумова пророчества против Ниневии к совокупности божественных откровений. Ветхий Завет всецело возвещает, предъизображает и предготовляет к явлению Мессии: в каком смысле это справедливо в отношении к книге Наума! Эта книга стоит в связи с многочисленными предсказаниями против языческих народов, о которых мы читаем в писаниях других пророков, и следовательно вопрос состоит в том, чтобы определить вообще какое место эти предсказания пророка Наума занимают в откровении. Во всяком пророчестве как Ветхого, так и Нового Завета, идут два параллельные ряда, которые, предполагают и восполняют себя взаимно: ряд обетований и ряд угроз. Обетования, относятся к тем, которые имеют веру в истинного Бога, почитают Его и на Него одного возлагают свое упование. Обетования имеют своим предметом освобождение: освобождение от зол временных бедствий, войны, плена, и – освобождение от зол духовных, греха, его виновности, страданий и осуждения за него. Тот и другой ряд происходит из милосердия Божия в Иисусе Христе, который, от начала мира, умиротворил Отца своею жертвою. Второй ряд есть ряд угроз, которые обращены и к язычникам, восстающим против верующих и против Церкви, и к ложным лицемерным членам Церкви, которые, по своему неверию и по образу жизни суть истинные язычники. Если бы Бог не угрожал злым, то это значило бы, что их грехи не оскорбляют Его правды, не возбуждают Его гнева и не призывают на виновных Его наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Предмет пророческих видений Наума обозначен в первых словах его книги: пророчество о Ниневии ( Наум 1:1 ), а с подлинника это место переводят так: бремя Ниневии, т. е. предсказание бедствий, которые на этот город наведет Господь мститель правосудный, идущий в буре и вихре, так что от ног Его пыль поднимется облаком, а от грозного взгляда Его высохнут моря, повянет Васан и Кармил, поблекнет Ливан и задрожат горы; ибо ярость Его на врагов есть огонь, растопляющий скалы (1:2–6 1204 ); а надеющимся на Него Он твердая защита в день бедствия (1:7 1205 )… и вот теперь в потопе пути или сильным разливом вод положит конец существованию Ниневии за то, что развращение в ней стало терновым плетнем непроходимым и непреодолимым, и из неё вышел злой помысл на Господа, т. е. дозволившие себе хулу против Всевышнего (Иеговы) (Сеннахирим и его армия), скошенные во множестве под стенами Иерусалима и теперь обреченные на окончательное истребление, как проклятые (1:8–14 1206 ). Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир (1:15; ср. Ис 52:7 ; 1207 Рим 10:15 1208 ). Посему празднуй, Иудея, праздники твоя; ибо не пройдет по тебе злодей, т. е. Сенахирим и его войско, о коих можно было думать, что они попытаются загладить свою неудачу и вновь явятся под стенами Иерусалима (1:15; ср. Ис 37:37 1209 ). Против их столицы, т. е. Ниневии, идет опустошитель, который ограбит и разрушит в ней все (2:1–10 1210 ), так что в этом логовище львов или храбрых воинов не останется воспоминания о прежних подвигах вышедших оттуда завоевателей (2:11–13 1211 ). Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство (3:1)! Вот свистнул бич; застучали колеса колесниц и копыта коней, блеснул меч… и нет прохода от множества трупов на улицах твоих (3:2–3). За разврат и развившееся идолопоклонство (после проповеди Ионы) постигло тебя такое страшное наказание или посрамление, и всякий увидев тебя побежит от тебя и скажет: разорена Ниневия, кто пожалеет о ней? (3:4–7). Ниневия не лучше Но-Аммона или Диосполя Египетского, разграбленного, разрушенного и отведенного в плен (3:8–10 1212 ). Ее крепости, наполненные сокровищами, будут приманкой для врагов, как спелые плоды ранних смокв, падающие во уста ядущего; вот и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, и многочисленная армия твоя разлетится, как саранча от восшедшого солнца. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя, Ниневия, ибо на кого не простиралась злоба твоя (3:11–19)?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:12-13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия, и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума    Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; ср. Гал. 3:11; ср. Евр. 10:38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... » и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).    Содержание Книги пророка Аввакума:    недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1:1-4);    ответ Господа (Авв. 1:5-11);    дальнейшие недоумения пророка (Авв. 1:12-17);    ответ Господа (Авв. 2:1-5);    предсказания горя халдеям за их хищничество (Авв. 2:6-20);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010