Сретенский монастырь: история обители и святыни 20 августа, 2014 Содержание статьи Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю. История монастыря В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян. История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии. Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал… Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы. Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

http://pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отра­зилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богобор­чеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесно­го события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года знаменитый завое­ватель хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, разо­рил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опу­стошая все вокруг. «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», - пишет Н.М. Карамзин. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской, - Владимирская икона Божией Ма­тери - была принесена из Владимира в Москву. Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, со слезами молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа (8 сентяб­ря по новому стилю) неподалеку от Кремля, на том месте, где вскоре был основан Сретенский монастырь, крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, встретил чудотворный образ. В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и мо­лились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерла­ну оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом, непобедимый хан на следующий день повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. До сих пор историки теряются в догадках отно­сительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, Усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два го­да был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Ус­пенского собора. Это был главный праздник Москвы, истори­чески сложившийся праздник города.

http://pravoslavie.ru/5790.html

Том 1. Часть 1 Том 1. Часть 2 Том 2. Часть 2 Содержание Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского Порабощение Руси монголами и отношения ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству Митрополиты Киевские и всея России Митрополит Кирилл III Митрополит Максим Митрополит св. Пётр Митрополит Феогност Митрополит св. Алексий Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты московские и всея России Митрополит св. Иона МитрополиТ Феодосий Митрополит Филипп Митрополит Геронтий Митрополиты Зосима и Симон Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Списки великих князей и митрополитов     Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского Высокопреосвященный Макарий, в бытность которого митрополитом московским (1879–1882) издан мною первый том Истории русской церкви, доставил мне возможность напечатать этот первый том и по поводу его явил себя моим благожелательным покровителем. Искренняя и горячая благодарность ему за то и другое и обязывает меня посвятить его памяти настоящую первую половину второго тома Истории русской церкви. Е. Голубинский. Первый том моей Истории русской церкви, состоящий из двух половин, представляющих из себя две отдельные книги, я напечатал в продолжение 1880–1881 годов; первую половину второго тома, который имеет состоять также из двух половин в двух отдельных книгах, выдаю в 1900 году: следовательно, через 19 лет. Промежуток годов такой, что, быв во время печатания первого тома человеком зрелых лет, печатаю второй том седым стариком. Относительно этого чрезвычайного, не по моей доброй воле случившегося, замедления могу только сказать, что оно крайне для меня прискорбно... Приготовив второй том к печати вслед за первым, но, не видя возможности напечатать его, я поступил с ним так, как и должен был поступить, т. е. положил его в ящик. При этом я, конечно, следил за тем, что писалось по русской церковной Истории о времени, которое обнимается этим вторым томом моей Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Участники экспедиции с настоятелем монастыря архимандритом Ефремом в монастыре Ватопед 24 января 2018 г. 15:53 В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги. Открывая мероприятие, канд. пед. наук и доцент Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Киприан (Ященко) обратил внимание присутствующих на то, что сегодня одной из проблем подготовки пастырей в духовных учебных учреждениях стал некоторый перекос в увеличении часов гуманитарного образования в ущерб пастырско-богословским дисциплинам. «Интеграция в европейское образовательное пространство привела к тому, что наше богословие претерпевает довольно большое изменение, особенно с практической стороны. По нашим данным гуманитарная подготовка современных семинаристов в несколько раз превышает по часам профессиональную, служебную подготовку. И, выходя из семинарии, ее выпускники практически не подготовлены к пастырской деятельности. Это ненормально, т. к. для нас важнее вера и те способы и формы исповедания своей веры, которые несет в своем служении священник через совершение Таинств, служение людям и Богу», - отметил игумен. По словам психолога Натальи Скуратовской, три года преподававшей в Хабаровской духовной семинарии курс практическая пастырская психология, еще одна проблема в том, что знания семинаристов не переходят в практический пастырский опыт, если в семинарии не уделяется должное внимание пастырской практике. Кроме того, по ее мнению, традиционная система обучения там построена таким образом, что не способствует формированию культуры мышления и культуры дискуссии, нет практики диалога с враждебно настроенной к Церкви стороной, поэтому многие студенты и выпускники семинарий не способны аргументированно выступить от имени Церкви, вместо этого объявляя любые критические замечания «информационной войной» и «нападками на Церковь». Наталья Скуратовская также столкнулась с тем, что большинство семинаристов не умениют говорить проповедь от сердца, а не как заученный текст. Хотя и изучают риторику и гомилетику.

http://e-vestnik.ru/news/rogdestvenskie_...

Чудов монастырь Чудов монастырь До Всероссийского Митрополита Св. Алексия место Чудова монастыря занимал конюшенный двор Хана Джанибека, который подарила Святителю исцеленная им Ханша Тайдула, или Тайбола 606 . На этом месте Святитель Алексий, крестник Великого Князя Ивана Калиты и восприемник Димитрия Донского, 1365 или 67 года, положил основание общежительному монастырю сооружением деревянной церкви в память Чуда Св. Архистратига Михаила в Колоссаех, еже есть в Хонех; от сего и обитель эта именуется Чудовскою и домом Св. Архангела Михаила. По устроенной в ней церкви Благовещения Богоматери, она в XVI веке также называлась Богородичною и Благовещенскою 607 . Побуждением к основанию церкви и монастыря было «откровение Божие» (как свидетельствует нам житие Свят. Алексия 608 , которое, может статься, было ему в день празднования Чуда Архангела Михаила. По свидетельству Степенной книги, Алексей в обетном монастыре своем поставил большую каменную трапезу «и каменные погреба: и пода монастырю многа же села и люди и езера с нивы и пажити» 609 . Как монастырь Спаса на Бору был Княжеским, так Чудов Митрополичьим в городе на Москве, куда Святитель Алексий вызвал несколько монахов из Сергиевой обители 610 , и где сам во «все время жития своего Богоугодно потрудися» 611 . Когда Москве угрожало Ольгердово нашествие, тогда Св. Алексей с Великим Князем Димитрием и братом его Владимиром отсиделись в Кремнике Московском, и тем сохранили и город и новый монастырь. Пред смертию своей, Св. Алексий завещевал Великому Князю Димитрию Донскому беречь свою обитель и отказал в нее купленные им у Ильи Озакова селы и деревни, также свой подольный садец на Москве 612 . Но в нашествие Токтамыша преемник Алексиев, Киприан Серб, покинув свою паству, удалился в Тверь: Татары вероломно ворвались в город, оставленный Князем и Святителем, разграбили сокровища его, жителей умертвили и наконец сожгли все, что только могло гореть. Тогда и Чудов монастырь опустошен огнем и мечем 613 ; Архимандрит его Иаков был в числе убитых чернецов 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Комаровский Константин Станиславович; 17.09.1876, Самарканд - 11.12.1937, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи судейского чиновника. После окончания классической гимназии в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата), Казахстан) поступил в 1895 г. в КазДА. 6 дек. 1898 г., во время учебы на последнем курсе академии, принял монашеский постриг с именем Киприан. 11 дек. того же года рукоположен во диакона. В 1899 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета»; 1 окт. того же года рукоположен во иерея. Получил назначение в Киргизскую духовную миссию, действовавшую среди казахов Степного генерал-губернаторства (сев. и сев.-вост. часть совр. Казахстана). Стал миссионером Шульбинского стана в Семипалатинской обл. С 19 апр. 1901 г. помощник начальника Киргизской миссии, с 11 июля 1906 г. начальник Киргизской миссии; возведен в сан архимандрита. К. возглавил Киргизскую миссию в сложный период ее истории. После выхода 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» произошло массовое отпадение новокрещеных казахов от Православия. Из-за укрепления позиций ислама среди казах. населения миссионеры стали чаще сталкиваться с враждебностью к христ. вероучению. Одновременно членам миссии приходилось окормлять прибывающих в Степной край в большом количестве рус. переселенцев, к-рые составили основную часть паствы храмов миссии. К. оценивал сложившуюся ситуацию как критическую, настаивая на освобождении миссии от приходских обязанностей, отвлекавших от просветительской работы среди казахов. Миссия испытывала и серьезные финансовые трудности, т. к. омские епархиальные власти сократили выделяемые на ее нужды денежные средства, что привело к сокращению числа миссионерских станов. Главной же проблемой, по мнению К., были равнодушие и даже враждебность российского общества к деятельности миссии. К. писал, что «миссия среди инородцев, населяющих русское царство - дело всего русского народа... несколько человек миссионеров не могут выполнить дело целой нации, они - деятели не сами по себе, они суть только посланники от народа... но деятельность органа оказывается бесплодною, если организм из себя не питает его» ( Киприан (Комаровский), архим. О деятельности и состоянии Киргизской миссии за 1908 г.: (Заключение начальника миссии)//Омские ЕВ. 1909. 10. С. 46). Несмотря на неблагоприятные условия, К. принимал меры к активизации работы миссии. Была преодолена тенденция к сокращению числа станов, 2 из них были перенесены на новые места; удалось восстановить упраздненный ранее Шульбинский стан; при миссии было образовано братство для организации содействия со стороны рус. населения и сбора денежных средств.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

  разделы   рассылка  распечатать Александр Занемонец " Путь к уврачеванию ран... " : к событию 17 мая 2007 г. Источник:  Россия в красках 17 мая совершилось долгожданное подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского патриархата и Русской Зарубежной Церковью. Это по-настоящему историческое событие, свидетелями которого мы стали. За праздничной обстановкой и множеством значений этого события иногда можно потерять ощущение его подлинного смысла. Что же оно означает? В первую очередь – возвращение достаточно многочисленной православной общины – больше десятка епархий и четырехсот приходов, рассеянных по всему миру – к полноте евхаристического общения со всей Православной Церковью. С другой стороны – возможность обогащения христиан, живущих или еще недавно живших в России, опытом церковной и культурной жизни значительной части русской послереволюционной эмиграции. В церковной терминологии это – врачевание раскола. Раскол – это не просто уход из одной церковной юрисдикции в другую или от одного архиерея к другому, но прекращение совместной Евхаристии и совместного причащения из одной Чаши по каким бы то ни было причинам, кроме догматических. Отцы Церкви много писали о грехе раскола, и пожалуй самые жесткие слова об этом сказал св.Киприан Карфагенский в III в., когда говорил, что " грех раскола не искупается даже кровью мученичества " . Повторюсь, что раскол отличается от ереси тем, что при расколе та или иная община уходит от евхаристического общения со Вселенской Церковью не по догматическим (это уже не раскол, а ересь), а по любым другим причинам: политическим, национальным, историческим и т.п. По сути, это и был случай Русской Зарубежной Церкви. Основная проблема состояла не в ее выходе из административного подчинения Москве, так как это произошло почти со всеми церковными уделами вне Советского Союза: даже полноценные епархии Московского патриархата могли в Советское время (после Второй Мировой войны) существовать за границей только при условии жесткой независимости от ряда официальных церковных структур. В большинстве случаев это достигалось личной харизмой архиереев, которые могли даже не пускать к себе в храмы иные " церковные " комиссии из Советской России. Зарубежный синод не просто отстаивал свою независимость от давления, но еще до войны прекратил евхаристическое общение с Русской церковью. А потом уже постепенно не только с Русской, но и с Константинопольской, и с Элладской, и со всеми остальными. В конце, пусть и не совсем по своей воле, – с Иерусалимской. В 70-80е гг. среди зарубежников проходили дискуссии, можно ли служить вместе с сербами, а если да, то что именно. Официальное решение было отрицательным, но, по счастью, не все ему следовали.

http://religare.ru/2_42679.html

  разделы   рассылка  распечатать Ирина Стовбыра Детское кино в резервации Выход из нее искали на круглом столе в рамках фестиваля " Лучезарный ангел " Источник:  Благовест-инфо Круглый стол " Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра " состоялся 5 ноября в Фонде социально-культурных инициатив в рамках VII Международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный ангел " . В мероприятии участвовали ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), директор Департамента кинематографии Минкультуры РФ Сергей Зернов, председатель Комиссии по культуре Московской городской думы Евгений Герасимов, заместители сопредседателей Оргкомитета кинофестиваля " Лучезарный ангел " Татьяна Шумова и игумен Киприан (Ященко), завкафедрой кинорежиссуры ВГИК Владимир Хотиненко, ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Вера Суменова, заместитель генерального директора киностудии им. Горького Валерий Русин. Архимандрит Тихон (Шевкунов) начал с риторического вопроса: можно ли детскому кино выжить в рыночных условиях, потому как других сейчас просто не существует? И объявил, что оргкомитет фестиваля " Лучезарный ангел " учреждает на будущий год премию в размере 2 млн. рублей за лучший сценарий фильма для детей и юношества. К участию в конкурсе приглашаются профессиональные сценаристы. " Когда будет выбран лучший сценарий, мы все с помощью государственных структур и общественности приложим максимум усилий для того, чтобы фильм на его основе был снят " , – пообещал архимандрит. " Фильм начинается со сценария. Если будет увлекательный сценарий – приключенческий или какой-то другой, востребованный зрителем, имеет смысл его поддержать " , – сказал священник, выпускник сценарного факультета ВГИКа. Депутат и актер Евгений Герасимов отметил, что на сегодняшний день практически нет фильмов, адресованных детской, юношеской и семейной аудитории и это катастрофическим образом сказывается на подрастающем поколении. " Я говорил с учащимися школ, и на вопрос, кто такой Александр Невский, они отвечают: культурист. А на вопрос, кто такой Мономах, говорят, что это торговый центр " .

http://religare.ru/2_80475.html

В МДА состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам преподавания и изучения православной культуры 15 июля 2006 г. 12:55 В Московской духовной академии прошла пресс-конференция по материалам работы проходящего здесь с 8 по 15 июля форума — курсах повышения квалификации преподавателей православной культуры. В пресс-конференции приняли участие как известные священнослужители, так и специалисты в области образования из регионов, где уже накоплен опыт преподавания православной культуры в общеобразовательных школах. «Нынешние курсы для преподавателей православной культуры проводятся в МДА уже в восьмой раз. За прошедшие 4 года мы подготовили в этих стенах уже свыше 4 тысяч педагогов, и они получили сертификаты государственного образца и сертификаты МДА, — сказал первый проректор Богословских курсов, иеромонах Киприан (Ященко). – Тем не менее многие высказывают мнение, что «школа молодого бойца», или 72 часа лекций и интерактивных диалогов слушателей с ведущими профессорами академии, представителями Госдумы, Администрации Президента, деятелями культуры и науки — это недостаточно для того, чтобы на серьезном уровне преподавать православную культуру. Поэтому мы организовали заочные Богословские курсы при МДА, обучение на которых продолжаются 3,5 года и приравнивается ко второму высшему образованию по теологии. Кроме того, сейчас в десятках епархий России открываются также местные курсы для преподавателей православной культуры. На данных курсах присутствуют представители более 40 епархий – преподаватели школ и дошкольных учреждений, церковно-приходских и воскресных школ, профессиональных училищ, вузов, домов творчества, интернатов. Наша задача – дать учителям основы богословских знаний, а окончившим духовные школы священнослужителям — рассказать о православной педагогике. А конечным итогом станет, безусловно, то, что мы сможем благотворно влиять на подрастающее поколение. Мы считаем, что преподавать православную культуру должны не столько священники, сколько педагоги, именно квалифицированные педагоги, которые смогут ответить на любые вопросы детей. Не секрет, что у каждого священника сейчас столь большая нагрузка, что порой не хватает времени заниматься чем-то вне церковной ограды…»

http://patriarchia.ru/db/text/126198.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я время и жизнь не корю…» 85-летие поэта Валентина Сорокина 12.10.2021 888 Время на чтение 6 минут Источник: Русское Поле На фото: Валентин Сорокин 85-летие поэта Валентина Сорокина было отмечено многими федеральными и региональными изданиями. Публикации вышли в «Литературной газете» (главный редактор Максим Замшев), «Московском комсомольце» (Павел Гусев), «Советской России» (Валентин Чикин), «Аргументах и фактах» (Игорь Черняк), в газетах «Завтра» (Александр Проханов), «Слове» (Виктор Линник), «Танкограде» (Сергей Алабжин), «Учительской газете» (Арслан Хасавов), в «Дне литературы» (Валентина Ерофеева»), в «Русском вестнике» (Олег Платонов), на интернет-порталах «Русская народная линия» (Анатолий Степанов), «Столетие» (Алексей Тимофеев). На радио «Радонеж» (Евгений Никифоров) прошла часовая программа, посвященная жизни и творчеству поэта. Журналы « Москва » (Владислав Артёмов), «Сибирь» (Анатолий Байбородин), «Наш современник» (Станислав Куняев), «Boлra-XXI век» (Елизавета Мартынова), «Молодая гвардия» (Валерий Хатюшин), «Великоросс» (Иван Голубничий), «Аврора» (Кира Грозная), «День и ночь» (Вадим Наговицын), «Бельские просторы» (Юрий Горюхин), «Берега» (Лидия Довыденко) вышли с поэтическими подборками Валентина Сорокина. Сайты журналов «Покров» (игумен Киприан (Ященко)), «Камертон» (Светлана Замлелова), «Родная Кубань» (Юрий Павлов), «Клаузура» (Дмитрий Плынов), «Соты» (Анастасия Чернова), МОЛОКО (Лидия Сычёва), газеты «Литературная Россия» (Вячеслав Огрызко) дали своё видение творчества поэта. В металлургическом комплексе ЮУМК в Челябинске прошли литературные чтения, организованные Сергеем Алабжиным и Борисом Зыряновым. Чествование Валентина Сорокина провели в Мценском районе Орловской области (глава администрации Иван Грачёв) в библиотеке имени Ивана Тургенева (заведующая Ольга Дидковская). 8 октября 2021 года в литературной гостиной Союза писателей России «Парк культуры» (ведущая Нина Дьякова) прошёл вечер, посвящённый поэту. Организаторами выступили СП России и Региональная общественная организация «Челябинцы». К сожалению, сам поэт на вечере не присутствовал – по состоянию здоровья.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/12/ya_vre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010