Фото: patriarchia.ru 14 ноября 2016 г. Игумен Киприан (Ященко): «Наша задача – выловить в мутной воде золотые песчинки» В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко). -Ваше Высокопреподобие, расскажите, пожалуйста, как создавался фестиваль? -Более десяти лет назад в храме Христа Спасителя в Зале Церковных соборов состоялся круглый стол, на котором обсуждалась судьба православного кинематографа. В нем участвовали представители государства и Церкви, в числе которых были управляющий делами Московской Патриархии РПЦ Митрополит Калужский и Боровский Климент и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов. Тогда представители Церкви обратили внимание режиссеров на то, что производимые ими фильмы не только не приближают человека к Богу, но даже не дают ему никаких основ и примеров нравственной и порядочной жизни. В ответ кинематографисты возразили, что кассовое кино для массового зрителя строится на конфликте между добром и грехом. То есть в любом кассовом фильме присутствует определенный набор низменных человеческих страстей. Поскольку представители Церкви были с этим категорически не согласны, кинематографисты предложили нам попробовать создать хоть один такой фильм, который бы учил добру, и пользовался зрительским успехом. Так и родился наш кинофестиваль, как ответ на вызов кинематографического сообщества, потерявшего нравственные ориентиры бытия.

http://e-vestnik.ru/news/luchezarniy_ang...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сущность и значение иконостаса в эпоху Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. 28.01.2024 162 Время на чтение 33 минут Фото: Схема иконостаса Успенского собора г.Владимира, 1408 г. Появление высокого иконостаса на Руси связано с литургической реформой, проводимой Константинопольским патриархом Филофеем (1353 - 1355), который будучи игуменом Великой Лавры на Афоне, составил Диадаксис – новое литургическое чинопоследование для унификации богослужения в странах Византийского Содружества. Этими же вопросами богослужебной реформы занимался болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Проводником реформы на Руси был митрополит Киприан, рукоположенный патриархом Филофеем 2 декабря 1375 г. в митрополита «киевского, русского и литовского», единомышленник патриаха, который ввел на Руси в конце XIV века новое чинопоследование, связанное с традициями исихазма для упорядочения богослужения Русской Церкви. Митрополит Киприан перевел Диадаксис патриарха Филофея на славянский язык, и творения Дионисия Ареопагита, начало переводам было положено, по мнению О.Г. Ульянова на Святой Горе Афон, где будущий митрополит находился вторично в 1385 году . В выдающемся иконном ансамбле конца XIV в. – деисусном чине, находящемся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, но перенесенном туда в 1547 г. из другого, неизвестного храма после московского пожара, изображены не только семь центральных фигур, с апостолами Петром и Павлом, но также и два великих епископа – творцы литургий Василий Великий и Иоанн Златоуст, а вслед за ними – святые мученики Димитрий Солунский и Георгий. Спаситель, «Спас в Силах» изображен восседающим на престоле в многоцветном сиянии, в окружении небесных сил и четырех существ – Ангела, Орла, Льва и Тельца, т.е. в образе апокалипсического Пантократора. Происхождение иконографии «Спаса в Силах» связывается с появлением в русских служебниках XV века особого возгласа в чинопоследовании Великого входа с призыванием «Царя Славы», «Господа Сил», произносимыми перед Царскими вратами. Данное нововведение впервые появляется в новом уставе патриарха Филофея.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это один из последних удерживающих то зло, которое сейчас царствует в мире» Игумен Киприан (Ященко) рассуждает о личности духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в день его тезоименитства 22.06.2016 2023 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 22 июня, в день памяти прп. Кирилла Белоезерского, мы также отмечаем день тезоименитства великого старца и молитвенника, духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). О личности старца рассуждает в интервью «Русской народной линии» доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета игумен Киприан (Ященко) : Сегодня День Ангела великого нашего русского старца отца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, духовника многих монахов, архиереев, мирян. Отцу Кириллу исполняется уже 97 лет, почтенный возраст. В последние годы батюшка находится в такой болезни, что ему сложно разговаривать и сложно слышать, но, тем не менее, мы верим, что он молитвенно с нами, что его великая духовная молитва нас поддерживает. Сегодня совет Троице-Сергиевой Лавры поехал поздравить отца Кирилла в Переделкино, в его келью. В Московской Духовной Академии собрались его духовные чада на трапезу, чтобы вспомнить о своем пастыре. Присутствовали братья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватели Московской Духовной Академии, монахини и миряне, которые смогли в этот день приехать и почтить отца Кирилла. Отец Кирилл известен как сержант Павлов, который в годы войны проявил особый героизм в городе Волгограде, и дом Павлова, который отец Кирилл отстоял и за который получил награду Героя Советского Союза, до сих пор является свидетелем тех молитв, которые он произносил. Батюшка сохранил с тех пор Евангелие, которое он и нашел в обломках этой тяжелейшей битвы, читал и молился, предстоял пред Богом. И Господь помог дом Павлова сделать неприступным. Так он и называется – «дом Павлова». Отец Кирилл, конечно, - это духовник, у которого ум плавает в Евангелии, который не только досконально и близко к тексту, наизусть знает Евангелие, но, самое главное, отец Кирилл – это такая личность, который исполнил в своей жизни и исполняет Евангелие. Когда мы приходили на исповедь, он выслушивал и отвечал нам евангельскими словами, наставлял нас евангельскими словами. Жизнь по Евангелию, исполнение Евангелия в реальной жизни является отличительной чертой отца Кирилла.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/22/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Преподобный Афонский, святитель Московский митрополит Киприан и исихастская идея единства «всея Руси» Источник Скачать epub pdf Доклад на III Международной конференции «Афон и славянский мир». Киев. 21–23 мая 2015 г. Текст доработан в 2022 г. Господь Иисус Христос в Евангелии дал непреложное правило для устроения всех сфер жизни – искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все остальное потребное приложится (см.: Мф. 6:33 ). Во все века для чад Церкви Христовой этот принцип – основополагающий. Стремление к Богу, к благодатному преображению личности на аскетическом пути к христианскому совершенству способствует единомыслию во всем христианском обществе и его благоустроению. Плоды неуклонного применения этого евангельского принципа с особой наглядностью явились в XIV в., когда в трудное время вражеских завоеваний и внутриполитических неурядиц в православных странах – в Византии, на Балканах и на Руси – наблюдался религиозно-культурный подъем, оказавший заметное влияние на социально-политические процессы. Это явление названо исследователями Православным Возрождением. Именно в этот период методы и средства прохождения спасительного духовного пути на основе умной молитвы, умного делания во всей полноте были объяснены и раскрыты аскетами-исихастами, афонцами и близкими к ним подвижниками. В XIV в. резко проявились и антиправославные, антиисихастские тенденции, возникшие главным образом в связи с развитием рационалистического мышления и атеистического гуманизма. Это привело к тому, что на Афоне и в Константинополе разразились бурные догматические дискуссии – так называемые «исихастские споры». В эту эпоху национальное самосознание в странах византийской традиции начало развиваться на почве этно-филетической антицерковной, что всегда пагубно для православных народов и государств. Так, на Балканах открылась борьба за «национальную свободу и независимость» вып. 1, с. 303], и началась она с попыток обособиться от церковного единства и исихастского учения. По замечанию слависта П. А. Сырку, усилилось «прославление нации и рода» вып. 1, с. 303]. В Болгарии увлеченная борьбой «национальная партия» изгоняла исихастов. Ради достижения сиюминутных «местных» интересов допускались антиканонические действия, раскол, обрядовые и догматические искажения. Известный ученый Г. М. Прохоров справедливо отмечает, что «расстановка болгарских сил была типична и для других православных стран» с. 20]. Отголоски борьбы этих «провинциалистических» взглядов (по сути – направленных против вековых культурных основ) с исихастским учением впоследствии отозвались и на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Се восходим в Иерусалим»: к готовящемуся изданию иерусалимских дневников (1928-1930) отца Киприана (Керна) 13.05.2012 438 Время на чтение 23 минут Вниманию читателей портала предлагаются отрывки из иерусалимских дневников одного из виднейших представителей парижской школы русского богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института архимандрита Киприана (Керна), которые в полном объеме ожидаются к публикации в конце этого года. Эти записи проливают свет на жизнь русской общины в Палестине в период Британского мандата, а также на внутренний мир молодого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Отец Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из виднейших представителей так называемой парижской школы русского богословия, профессор Свято-Сергиевского богословского института, замечательный педагог и духовник. Его учениками и духовными чадами были о.Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф, о. Борис Бобринский. К осени этого года автором данной статьи, совместно со Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже, будут изданы Иерусалимские дневники о.Киприана (Керна) (около 300 страниц), которые он вел в 1928-1930 гг., будучи начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Константин Керн (будущий о. Киприан) родился в 1899 г. в Туле в старой дворянской семье. Был выпускником Императорского Александровского лицея. Став священником, он ежегодно 19 октября служил панихиду по А.С. Пушкину и всем другим почившим лицеистам. В 1917 г. поступил на юридический факультет Петроградского университета, но завершил юридическое образование уже в эмиграции: в 1921 г. Константин Керн окончил юридический факультет Белградского университета. А в 1925 г. - еще и богословский. Духовным примером был для него в те годы митрополит Антоний (Храповицкий). Константин видел его неоднократно во время Московского собора 1917-1918 гг., а затем в эмиграции, в Константинополе и Сербии. Керн стал одним из множества молодых людей, которые под влиянием митрополита Антония приняли монашество и священный сан и начали заниматься богословием. Именно он навсегда остался для архимандрита Киприана «великим аввой» . Так через своих учеников митрополит Антоний (Храповицкий) опосредованно влиял и на русскую православную молодежь во Франции, не принадлежавшую к «зарубежной» юрисдикции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что узнают наши дети в новом учебном году Интервью с иеромонахом Киприаном (Ященко) 02.09.2005 481 Время на чтение 9 минут Иеромонах Киприан (Ященко) (слева) и Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений Мы - на пороге нового учебного года. Какие знания смогут получить дети? Святитель Филарет Московский предупреждал о том, что " бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем " . Сегодня мы беседуем об этом с иеромонахом Киприаном (Ященко), ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителем Центра педагогических исследований " Покров " . - Отец Киприан, как главный редактор газеты " Воскресная школа " , поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями о том, каково сейчас положение с воскресными школами в нашей стране. - Принципиально ситуация не изменилась - все те достижения и болезни, которые есть в воскресных школах, так и остаются. Напомню, что Святейший Патриарх, выступая на Архиерейском соборе 2004 года, остро высветил проблему серьезной работы с молодежью, заявив, что особого внимания требует сегодня внутренняя миссия, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Святейший Патриарх и многие архиереи неоднократно призывали к тому, чтобы при каждом храме была воскресная школа. Это, к сожалению, пока недостижимо - далеко не каждый храм имеет воскресную школу. А действующие школы в большинстве своем малочисленны. В среднем школа при храме насчитывает 15-20 учащихся. Конечно, есть и такие воскресные школы, как, например, при храме иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицыно, где находится 400 детей разных возрастов и более 50 преподавателей, соответственно для работы по различным направлениям задействованы большие помещения. И, безусловно, здесь видны хорошие результаты. В новом учебном году усиливается тенденция к тому, чтобы воскресные школы не являлись просто группами по изучению Священного Писания, истории Церкви, катехизиса. Сегодня они призваны раскрывать образ Божий в ребенке. И в основе их деятельности должны лежать занятия, действительно интересные для детей, причем не обязательно познавательного характера. Миссионерский эффект достигается в любой сфере, если в ее основе стоит верующий человек, который, например, может увлечь детей походами в горы, или необычными экскурсиями, или резьбой по дереву, или пением. Дети будут постигать основы Православия через живое общение с самим педагогом, через те аспекты выбранного ими увлечения, которые непосредственно связаны с Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

игумен Киприан (Ященко) Предисловие Дорогие братья и сестры! Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему православного воспитания подрастающего поколения России. Возрождение православной традиции, духовно-нравственное становление личности являются сегодня общенациональным делом. Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творениях святых отцов, начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают. Лекции о становлении добродетелей, опубликованные в книге, были прочитаны на Высших Богословских Курсах при Московской Духовной Академии в 2012–2013 учебном году. В 2014 году исполняется 15 лет со дня основания Курсов, и за это время создано целое общественное образовательное движение православной интеллигенции. Люди думающие, образованные, в том числе с научными степенями, чиновники и предприниматели со смирением садятся за парты и изучают свою веру. Слушатели, успешно окончившие Курсы, получают два диплома – Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Высших Богословских Курсов при Московской Православной Духовной Академии. Ныне выпускники ВБК трудятся во многих епархиях, некоторые приняли монашество, рукоположены во священство, но главное – они укрепились в вере и каждый на своем месте приносит пользу Отечеству и своему народу. У читателей книги есть прекрасная возможность познакомиться с лекциями первого проректора Курсов игумена Киприана (Ященко) по православной педагогике, в которых учение святых отцов связывается с теорией воспитания. 10 июля 2013 года автору книги исполняется 60 лет. Я сердечно поздравляю отца Киприана с юбилеем и молитвенно желаю ему помощи Божией и покровительства Царицы Небесной, а также крепости душевных и телесных сил на всех стезях его служения Церкви Христовой и народу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010