На Первой православной богословской конференции, проведенной в Афинах в 1936 г., о. Георгий Флоровский, возможно, крупнейший православный богослов XX в. и крупнейший деятель экуменического движения в современном православии (он являлся одним из основателей Всемирного Совета Церквей, а также выдающимся членом и представителем комиссии «Вера и порядок») заявил о необходимости для православного богословия «возвращения к отцам» и освобождения от «вавилонского пленения» западного богословия – пленения, которое произошло на уровне языка, исходных предпосылок и мышления . Более того, он неоднократно возвращался к этому тексту, используя термин «псевдоморфоза» для описания длительного процесса латинизации и вестернизации русского богословия . С его призывом быстро согласились и даже переняли его многие богословы русской диаспоры, особенно богослов-эмигрант Владимир Лосский, а также архимандрит Киприан Керн, архиепископ Василий Кривошеин, Мира Лот-Бородин, о. Иоанн Мейендорф и другие. Он также приобрел горячих поклонников в таких традиционно православных странах, как Греция, Сербия и Румыния; очень показателен в этом отношении пример выдающихся православных богословов о. Думитру Станилоэ (Румыния), о. Иустина Поповича (Сербия) и греческих богословов поколения 60-х гг. XX в. Богословское течение «возвращения к отцам» и стремление к девестернизации стали отличительной чертой православного богословия. На протяжении большей части XX в. это в такой степени определяло основную «парадигму» православного богословия, для многих богословов вообще превратившись в основную задачу, что затмило собой все иные богословские вопросы, равно как и все сложности, которые появились и продолжают появляться в современном мире, в то время как другие богословские движения, такие как русская школа богословия, постепенно потерялись из виду. Хотя все это движение олицетворял собой, бесспорно, о. Георгий Флоровский, нельзя забывать или недооценивать важнейший вклад, которые внесли другие богословы (например, те, которые были упомянуты выше) в его кристаллизацию. Влияние их достигало такого значения, что многие мнения, которые в результате одержали верх, резко расходятся с известными богословскими взглядами самого о. Георгия Флоровского (например, «вперед – к отцам», открытость истории и т. д.), что, таким образом, придает еще более консервативный характер движению, которое и без того по своей природе («возвращение») содержало подобные элементы.

http://bogoslov.ru/article/2586215

Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века Первым клеветником был дьявол. Само слово переводится с греческого как клеветник . Господь Иисус Христос говорит о нем: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Некогда, оклеветав, распяли Богочеловека Иисуса Христа. И в отношении Его учеников поступали так же, как и в отношении Учителя, особенно если ученики проповедовали свою веру. Из 12 апостолов только Иоанн Богослов не умер насильственной смертью. Рассмотрев историю, можно видеть, что почти все проповедники терпели незаслуженное поношение. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: «Путь миссионера легок не бывает» . Алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву) мудрый иерарх дает совет, который состоит в том, чтобы он посмотрел на предпринимаемое дело миссии «оком осторожности. Век сей лукав, чистому добру не охотно верит, случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий» . Этот совет был дан еще в первой половине XIX века, но, пожалуй, за весь период русской истории степень ненависти и клеветы никогда не были столь сильны, как в конце XIX – начале XX века. До 1905 года, благодаря цензуре, открыто клеветать было либо невозможно, либо весьма затруднительно. Поэтому авторы шли иным путем – писали литературные произведения, в которых, под видом отрицательных персонажей, изображали тех или иных миссионеров. Так, например, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) был осмеян и опорочен в романе-памфлете «Пейс-паша и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли». Роман был издан в 1881 году в Петербурге, автор скрылся за псевдонимом. Причиной появления романа, как считает архимандрит Киприан (Керн), стала борьба русских консулов в Иерусалиме с Русской духовной миссией. «Чиновничество наше, приученное синодальным строем всегда смотреть на Церковь как на подчиненное ему ведомство, лелеяло мысль поскорее ликвидировать и миссию, и ее неутомимого и независимого начальника» . Исчерпав политические возможности устранить абсолютно безукоризненную личность отца Антонина, они прибегли к клевете.

http://pravoslavie.ru/54834.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Взгляните на лилии полевые… ««Взгляните на лилии полевые…» Курс лекций по литургическому богословию» Киприана (Керна) представляет собой сборник статей по литургическому богословию и является результатом нескольких лет работы в Белградском литургическом кружке, в Белградском Братстве преподобного Серафима Саровского и преподавания в Битольской Духовной Семинарии святого Иоанна Богослова. «Взгляните на лилии полевые…» представляет собой скромную попытку подойти к толкованию православного богослужения, хотя бы некоторых его моментов. Сам Керн пишет о характере своего своего сборника ««Взгляните на лилии полевые…»»: «В богослужении сокрыто все наше богатство, вся ризница наших духовных сокровищ. Глубины догматических истин, величайших откровений Божьих, как и нравственные заповеди, прикровенно содержатся в стихирах, тропарях, канонах. Предлагаемый сборник представляет собой слабую попытку дать некоторое толкование нашего седмичного круга богослужения («Шестоднев»). Остальные три статьи представляют собой разработку литургического понимания отдельных вопросов богословия.» Иеромонах Киприан «Взгляните на лилии полевые…» Курс лекций по литургическому богословию Предисловие к третьему изданию Милость Божия да пребудет с тобою, дорогой читатель! Среди множества выходящих сегодня православных книг ты сделал прекрасный выбор! Знакомые Евангельские слова коснулись твоего сердца, и ты взял в руки свои эти прекрасные полевые лилии для того, чтобы украсить ими храм своей души. Надеемся, что свежее благоухание наполнит твою сердечную келлию молитвенным покоем и благодатной тишиной. Иеромонаху Киприану, автору книги, удалось мастерски осуществить чудесный замысел: рассказать о смысловой части Богослужения Православной Церкви прежде всего как о дивной поэзии, сокрытой, к сожалению, от многих воцерковляющихся гранью клиросной перегородки, которая в какой-то мере представляет собой определенное препятствие видению, слышанию и чувствованию красоты и глубины церковного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Патрология. Золотой век святоотеческой письменности «Патрология» и «Золотой век святоотеческой письменности» — классика патрологии. В этом том вошли две книги арх. Киприана (Керна), основанные на его лекциях по патрологии в Св.-Сергиевском институте в Париже. Первая — «Патрология» — разбирает творения церковных писателей, живших до Никейского Собора (апокрифы, творения мужей апостольских, апологеты), вторая — «Золотой век святоотеческой письменности» — посвящена Отцам четвёртого века — Афанасию, Великим Каппадокийцам, Дидиму, Кириллу Иерусалимскому и Макарию Египетскому (а точнее «Духовным беседам» — памятнику авторство которого традиционно приписывается Макарию). Киприан (Керн) Сочинения ПАТРОЛОГИЯ Введение Понятие и объем науки. В кругу научных дисциплин, входящих в программу богословского образования, особое место принадлежит Патрологии. Для точного определения понятия этой науки и объема её содержания надо предварительно заметить следующее. Можно этой дисциплине дать определение Истории христианской богословской письменности. Как таковая она составляет предмет изучения некоторых ученых, как например классический труд Барденхевера, История древнехристианской литературы, или же История греческой христианской литературы Г. Барди, такая же трехтомная история А. Пюэша, История латинской христианской литературы П. де Лабриолла и некоторые другие. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Так и определил свое исследование наш отечественный догматист и историк, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Из этого следует необходимость уточнения понятия «Отца Церкви.» Для римо–католической науки понятие «святой отец» должно удовлетворять таким требованиям: 1. православность учения 2. святость жизни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Первохристианство Глава I. Апокрифическая Литература Апокрифические Евангелия Апокрифические Деяния Апокрифические Послания Апокрифические Апокалипсисы Глава II. Литература Двух Путей Учение двенадцати апостолов Библиография Открытие памятника Внешний вид памятника Источники, влияния, автор и место написания Содержание памятника Мужи Апостольские Библиография Глава III. Святой Климент Римский Первое Послание к Коринфянам История памятника Автор Время написания Повод послания Особенности стиля послания Содержание послания Так называемое Второе Послание Климента Автор Богословские идеи памятника Текстуальные особенности памятника «Псевдо-Климентины». Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы История памятника Автор Место написания Время написания Содержание Глава V. Пастырь Ерма История памятника Автор и время написания Место написания этого произведения определяется достаточно твердо. Общее содержание памятника Постройка башни (Видение III). Это наиболее замечательное место из всего памятника. Богословско-философская ценность книги Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Автор Послания св. Игнатия Учение св. Игнатия Отношение к Ветхому Завету Православие св. Игнатия Богоносца Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Личность Послание к Филиппийцам Содержание и характеристика послания Папий Иерапольский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Иудаизм Язычество Философия Государственная власть Квадрат Аристид Анализ содержания Апологии Другие произведения Аристида Аристон Пелльский Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Личность Жизнь Творения Учение святого Иустина Философа Отношение св. Иустина к Священному Писанию Богословие св. Иустина Философа Бог – Отец Учение о Логосе Учение о Святом Духе Христология Ангелология и демонология Антропология Эсхатология Учение о таинствах Глава X. Татиан Ассириец Жизнь и значение Содержание Речи против Эллинов и богословские взгляды Diatessaron Потерянные произведения Татиана Ермий Философ Личность Содержание его произведения Милт и ад Аполлинарий Иерапольский Глава XI. Афинагор Творения Мелитон Сардийский Творения Письмо к Диогнету Содержание памятника Святой Феофил Антиохийский Личность Творения Три книги к Автолику Глава XII. Африканская Литература Общие сведения Глава XIII. Марк Минуций Феликс Автор Октавиан и его содержание Глава XIV. Тертуллиан Личность и жизнь Творения Учение Тертуллиана Тертуллиан – апологет и догматист. Богословские воззрения вообще. Бытие Божие Единство Божие защищается Тертуллианом против: De praescriptione haereticorum О существе Божием Тринитарное учение вообще Исхождение из Сына Антропология Монтанизм Тертуллиана Введение Понятие и объем науки

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Разделы портала «Азбука веры» Седален (др.-греч. κθισμα; от др.-греч. κθζω — сажать, усаживать, садиться, сидеть) — тип песнопения в богослужении Православной Церкви.  История понятия Понятие «седален» тесно связано с понятием «кафизма» (тем более, что на греческом языке это одно и то же слово), а также с исполнением Псалтири за богослужением. Изначально псалмы в Древней Церкви пелись. С течением времени количество псалмов в богослужении увеличивалось и уже св. Иоанн Кассиан Римлянин в V в. упоминает о том, что в монашеских общинах предпринимались попытки вычитать всю Псалтирь в течение суток. Этот же святой свидетельствует и о появлении традиции сидения во время исполнения псалмов. На рубеже VI–VIII вв. возникает и окончательно формируется особый чин исполнения кафизм, в частности, изначально пропеваемые, они постепенно начинают вычитываться 1 . В греческих церквях с IX века кафизма начинает означать не только и не столько раздел богослужебной Псалтири, сколько конкретное песнопение перед святоотеческими чтениями после исполнения кафизм. Именно эти песнопения и становятся известными нам седальнами. Цель исполнения седальнов – отдых после продолжительного предшествующего им богослужения. Об этом, в частности, пишет православный литургист архим. Киприан (Керн) : «И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я» 2 . Так, например, в тексте синайской утрени VII века содержится понятие «кафизм воскресных», что является неудачным переводом слов: «καθσματα ναπασιμα», что дословно означает «седален успокоительный», то есть песнопение для покоя, для отдыха. С другой стороны, цель седальна – раскрытие сути следующего за ним святоотеческого текста. Так как на данный момент святоотеческие тексты после кафизм (толкования Священного Писания, жития святых, Пролог, Лавсаик и пр.) исполняются крайне редко, изначальная суть седальна теряется. В Ипотипосисе седален назван тропарем, коим он в жанровом смысле слова и является: «В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью» 3 .

http://azbyka.ru/sedalen

Разделы портала «Азбука веры» Теоретический семинар Сначала остановимся на частных аспектах этого вопроса, а потом перейдем к общим понятиям и определениям. Нередко говорят и пишут, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Обратимся к первоначальному библейскому тексту: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт.1:26-28 ). То есть, Бог и в самом деле планировал сотворить человека как по своему образу, так и по своему подобию ( Быт.1:26 ), но реально человек сотворен только по образу. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие св. отцы и о котором мы скажем немного дальше. Второй важный момент, который появляется при анализе создания человека по образу Божию, заключается в том, что многие св. отцы соотносили образ Божий с Иисусом Христом. Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Афанасий Великий , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила .   Разбору их точек зрения и обобщению этой проблеме посвящена работа П. Ю. Малкова “Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия” (Малков. 2000). В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Разные христианские писатели выделяли разные черты образа Божия, дополняя и продолжая друг друга: Интересна сводка Фотия, патр. Константинопольского († 891 г.) предшествующих святоотеческих мнений о том, что же, собственно, надо понимать под образом и подобием Божием в человеке: 1) некоторые усматривали созданность человека по образу Божию в разумности и свободной воле; 2) другие в стремлении к начальствованию и господству; 3) третьи – в способности человека воспроизводить и творить; 4) способности мыслить и говорить отображают внутритроичную жизнь Божества ( Киприан (Керн) архим. 1996, с. 251).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь (от греч. τροπριον (тропарион) – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника или прославляется святой ( святые ). Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие. Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря. Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи: Тропарь:  Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Кондак:  Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон , и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия. «Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπριον, от τρπος=χος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)». ( Михаил Скабалланович. Толковый Типикон ) архимандрит Киприан Керн Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπριον произошло от τροπαα, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и миром, или Самого Спасителя – над смертью.

http://azbyka.ru/tropar

Скачать epub pdf III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев История православного церковного песнетворчества делится учеными обычно на три периода: подготовительный, до V века, расцвет церковной поэзии в V-VII вв. период преобладания канонов с VIII века и до наших дней. Это деление, как и всякая попытка вставить живое развитие в рамки периодов, страдает схематичностью и некоторой искусственностью, но для схоластических и педагогических целей приходится мириться с подобной условностью. 1. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.) Касаясь истоков православной церковной поэзии, приходится напомнить сказанное о той связи, которая существовала в быту первых христиан с ветхозаветным храмом и синагогой, и иудейских корнях христианского богослужения. Они гораздо глубже, чем обычно принято думать. Псалмический и вообще библейский песненный материал занимал в нашем литургическом обиходе исключительное место. Храм не перестал быть центром религиозной жизни первых поколений христиан, как это явствует из Деяний Апостолов и Посланий ап. Павла. Да и нельзя себе вообще представить, чтобы какой-то резкий и внезапный разрыв между апостолами и иудейской средой мог произойти сразу после Вознесения Господа и Сошествия Святого Духа. И даже после совершившегося отделения христианства от иудейства, ветхозаветные воспоминания продолжали очень долго жить в умах и сердцах тех, чьи предки по крови были иудеями, а духовные предки таковыми и остались. Весь дух и пафос Ветхого Завета целиком были восприняты христианами, и этим жили, этим дорожили. Напоминая сказанное о новозаветных песнях, вошедших в наше богослужение 25 , укажем и на слова ап. Павла о «псалмах и поучениях» 26 и «псалмах, славословиях и песнопениях духовных» 27 . Для истории ранней церковной поэзии необходимо всегда помнить о том харизматическом настроении первохристианской общины, жившей благодатными дарами Святого Духа, пророческой экзальтацией и вдохновением. Расплавленность и экстатическая духовность той эпохи не позволяют даже думать о каких-либо записях, рукописных памятниках, заранее заученных текстах своих пророчески настроенных «учителей» и поэтов. Никакая закостенелость быта не была мыслима. Все текло, все горело, все было воодушевлено новой, иной жизнью, отличной от стихий этого мира, обычаев среды и какой бы то ни было успокоенности. Поэтому понятно, что наши сведения о той поэзии не только скудны, но почти ничтожны. Свидетельства о том имеются, и не мало, но памятников этого поэтического творчества почти нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Скачать epub pdf Апологеты Глава VIII. Общие замечания Непосредственно после мужей апостольских в христианской письменности начинается новое течение и появляется новая группа церковных писателей, известных под именем апологетов. Их появление на историческом поприще объясняется особыми условиями и своеобразными чертами исторического процесса. Пафос первохристианского ожидания близкого второго пришествия, пророчески вдохновенный стиль проповеди, обстановка харизматического уклада жизни стали постепенно ослабевать. Пастырь Ермы рисует нам картину весьма заметного разложения христианской жизни и расстройства дисциплины. «Малое стадо» экзальтированных странников, ожидающих «грядущего града» и не имеющих здесь ничего, постепенно превратилось в общество организованных людей с иерархией, образовывающимся культом и традицией. Но с другой стороны, на Церковь начинают нападать извне неприятели христианского учения. Сначала это носит характер беспорядочных гонений, вспыхивающих то тут, то там, жертвами коих становились наиболее видные епископы и пресвитеры, но потом преследования становятся более организованными и к чисто правительственным нападениям присоединяются ещё и нападки со стороны языческих писателей, иудейских законников и других, чем государственная власть от времени до времени умело пользуется. Христианство вынуждено защищаться. Оно не только молчаливо идет на костры и на арену Колизея, но выдвигает из своей среды наиболее способных и ученых мужей, которые могли бы представить власти и языческим ученым, равно как иудейским мудрецам, свои возражения и защиту. Вот эти-то защитники христианства, ограждавшие новое учение словом, а не мечом, и носят название апологетов. На протяжении нескольких веков история знает их немало. Но апологетами, как особой группой христианских писателей, называются главным образом те просвещенные христианские умы, которые оставили во втором и третьем веках свои защитительные произведения. Неприятелями христианства, нападавшими на него, были следующие факторы:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010