Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол.3:13 ), и вспоминая, после наказания Евагрия, слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф.5:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «если кому случится умереть, он встретит неумолимый суд», и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: «велик мир у любящих закон Твой» ( Пс.118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор.13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше всего же имейте усердную любовь друг к другу» ( 1Пет.4:78 ). Итак, при своих пресвитерских жертвах, совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего больше всех всесожжений и жертв ( Мф.12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так он, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: «Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс.37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир» ( Рим.14:17 ). Потому ради мира и на небе преп. Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И, прельстившись этим, сказал в себе: «Если бы не был это ангел, то он не молился бы со мною, и не было бы здесь обоняния Святого Духа». И начал он прилежно молиться, говоря: «Господи, явися мне Сам, чтобы я увидел тебя!» Тогда был к нему голос: «Не явлюся я тебе, потому что ты юн, чтобы ты не ниспал, превознесшись». Затворник же со слезами сказал: «Не прельщусь я, потому что игумен научил меня не внимать прелести бесовской; я сделаю все то, что ты велишь!» Тогда душегубительный змей, получив власть над ним, сказал: «Невозможно человеку, находящемуся в теле, видеть меня. Но я посылаю ангела моего, чтобы он был с тобою, а ты твори волю его». И перед ним стал бес в образе ангела. Никита же пал ниц и поклонился ему, как ангелу, и сказал ему бес: «С этих пор ты уже больше не молись, но читай книги, и так ты будешь беседовать с Богом, и подавай полезные слова приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца всех о спасении твоем». Поверив этим словам, еще больше прельстился затворник, и уже больше не молился, но прилежал чтению книг и видел постоянно беса, молящегося о нем, и радовался, думая, что ангел творит за него молитву. Много он беседовал с приходящими к нему, из Писаний, о пользе души. Начал он пророчествовать, и шла о нем великая слава, так что все дивились, как сбываются слова его. Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: «Сегодня в Заволочьи убит князь Глеб Святославич. Скорее пошли сына своего Святополка на престол Новгородский». И как он сказал, так и случилось через несколько дней пришла весть об убийстве князя Глеба. И оттого еще сильнее прослыл он за пророка, и много слушали его князь и бояре. Если бес и не знает того, что будет, но, что сделал он сам, или чему научил злых людей, убить или украсть то он может указать; также, когда приходили к затворнику за словом утешения, тогда бес, мнимый ангел, рассказывал ему все случившееся с ним, а он пророчествовал, и так сбывалось. Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть: Бытие, Исход, Левит, Числ, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтобы исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собою из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много и другого слышал ты от меня, грешного епископа Симона, который не достоин быть подножием св. Печерских черноризцев, с которыми, думаю я, честью не сравнится весь мир, и весь мир, если станет описывать не может описать их чудес. Поистине, к ним говорил Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:16 ). А нам как не стыдиться нарушения обещания нашего и перемены нашего жития, глубоко ниспадшего с высоты. Ведь у нас такие начальники и наставники! Они первые молитвенники и ходатаи за нас ко Творцу, подобны ангелам и венчались мученическими венцами, причтены к пророческим ликам. Из них я вспомню блаженного священномученика Кукшу и блаженного Пимена постника прозорливого, как памятных всем во время жизни моей в монастыре. Не буду много писать тебе об иных святых; для пользы и подражания достаточно будет того, что ты слышал из уст моих о первых преподобных этого монастыря. Если же беседа моя еще недостаточна, то пусть уверит тебя то, что я написал о тех, которые в позднейшее время угодили там Богу. Если же не поверишь и этому писанию моему, то если и из мертвых кто воскреснет, ты не поверишь. А такое событие было во святом Печерском монастыре на блаженном затворнике Афанасии, который воскрес из мертвых и назвал три вещи, наиболее полезные братии: послушание, покаяние и кончину во святом Печерском монастыре. Если кто не верит этому, я не виновен. Нужно исполниться притче Господней: «Вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при дороге, другое на камень, иное же между тернием, а не каждое на добрую землю» ( Лк.8:5 ). Здесь Сам Господь повелел поминать о слышащих слово, сказанное на пользу, что не все принимают его с пользою, что и подкрепил он пророчеством Исаии: «Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат» ( Ис.6:10 ). И еще тот же пророк сказал: «Господи, кто поверил слышанному от нас?» ( Ис.53:1 ). Ты же, брат, не подражай злым. Я пишу это не для того, чтобы был поруган Бог, дивный во святых Своих, но, чтобы приобрести тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он бы мог воскликнуть со св. Григорием Богословом : «Умертвил я тело мое, в юности противящееся духу, – трудами и подвигами, и пресыщение, и вместе с ним гнездящегося тирана, нечистоту, победил; очи мои смирил и утопил их в веждах моих, удержал ярость гнева моего, владел поступками своими, смех обратил в плач, и со всем, что было у меня, положил себя к стопам Божиим; земля была ложем мне, власяница – одеждою, бдение было мне сном, и слезы – успокоением; днем обременял я плечи мои работою, всю же ночь, как крепкий столп, проводил в пении псалмов, а утехи мирской не допустил и до мысли моей. Отверг я и великую тяготу богатства, чтоб без всякого препятствия приблизиться к Богу; такова была в юности жизнь моя». Воистину велика была приязнь между Давидом и Ионафаном, снявшим с себя одежду, в которую был одет, оружие, лук и пояс, и давшим Давиду, как сказано в Писании: «Снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой; и лук свой, и пояс свой» ( 1Цар.18:4 ). Но еще большую любовь к Богу показал преп. отец наш Антоний, который не только мирскую одежду свою, богатство и славу, но, что еще больше – сердце свое принес в жертву Богу, исполняя Писание: «Сын мой, отдай мне сердце твое» ( Притч.23:26 ). Если бы хотели очертить образ преп. отца нашего Антония, то, вспомнив о самом имени его, нужно бы нам сказать, – так как он был с неба, то человек небесный. И каковы могли быть его помышления, его дела, и упражнения: не небесные ли, как у человека, посланного свыше. Всегда помышлял он о небесных вещах, зная, что нет совершенства в благах мира, и что они оставляют всегда чувство неудовлетворенности. Есть у тебя богатство – нет почестей; есть почести – нет здоровья; есть здоровье – нет мудрости; есть мудрость – нет красноречия и благодати. А на небе праведники изобильно наслаждаются разом всеми благами, ибо у них есть богатство Божие, мудрость Божия, сладость Божия, сила Божия, утешение от ангелов и всех святых. Все это имеют они зараз и иметь будут всегда, всю вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В той же книге Деяний апостолов читаем: «…Встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицания доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения, это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян.16:16-18 ). Посмотрите, каково отношение апостола Павла к этому духу: несмотря на то, что тот говорил истину, апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к нечистым духам, пусть даже иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание — вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить. В Киево-Печерском патерике мы читаем об иноке Никите, будущем святителе и чудотворце, который по гордости и самомнению, уйдя преждевременно в затвор, был прельщен бесом, наделившим его даром прозорливости и знания наизусть всего Ветхого Завета. Так что «…с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души, начал пророчествовать, и великая слава распространилась в нем, …все дивились исполнению его пророческих слов». Когда же молитвами святых Киево-Печерских отцов бес из него был изгнан, оказалось, что на память он ничего не помнит и даже читать разучился. В том же Киево-Печерском патерике в житии преподобного Лаврентия-затворника мы узнаем о некоем бесноватом, который под действием беса говорил по-еврейски, римски, гречески и на всех языках мира, о которых раньше бесноватый никогда не слышал, пророчествовал и говорил о вещах и людях, ранее ему неведомых. В житии священномученика Киприана мы читаем о том, что в бытность свою волхвом он «освоил все диавольские хитрости: постиг различные бесовские превращения (научился летать по воздуху, ходить по водам), изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать море, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, то есть овладел пагубной мудростью и исполненной зла диавольской деятельностью».

http://sueverie.net/ekstrasensy-ix-prois...

Многих больных исцелил он чудотворно и, много пророчествовав, предузнал отшествие свое к Богу за два года. Провидев убиение блаженного Кукши, находившегося далеко, громко возопил он среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша в этот день убит». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшею и учеником его. Итак, они трое вместе получили тричисленную радость, о которой сказано: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил любящим Его ( 1Кор.2:9 ), Бог в Троице, Ему же слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника (2 декабря) Он по смерти воскрес, провел в затворе двенадцать лет и сказал братьям три полезных слова «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Это слово Свое, сказанное о Лазаре четверодневном, Спаситель исполнил и на преп. отце нашем Афанасии, затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о Лазаре нищем: «Если кто из мертвых придет к ним, покаются» ( Лк.16:30 ). Преп. Афанасий был черноризцем в святом Печерском монастыре и жизнь вел святую и богоугодную. После долгой болезни он умер; братья отерли тело его и увили, как подобает умершему иноку. И лежал мертвый два дня, непогребенный по какой-то небрежности. И было в ночи явление игумену и слова: «Человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным, а ты не заботишься об этом». На третий день, как только настало утро, игумен пришел с братией к умершему, чтобы похоронить его, и нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись все, видя его ожившим, и спрашивали его, как он ожил, и что видел или слышал. Он же не отвечал ничего, только: «Спасайтесь!» Но они еще сильнее просили его, желая услышать от него что-нибудь, чтобы говорили они воспользоваться тем. Тогда сказал он им: «Если я скажу вам, вы не поверите мне и не послушаете меня». Братия же с клятвою отвечала ему: «Сохраним все, что скажешь нам». И сказал им воскресший: «Во всем имейте послушание к игумену, кайтесь всякий час и молитесь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, и преп. отцам Антонию и Феодосию о том, чтобы окончить жизнь свою здесь и сподобиться со святыми отцами погребения в пещере. Ибо эти три вещи больше всех добродетелей; и, если кто достигнет того, что исполнит их в порядке, будет блажен, только бы лишь не превозносился. Дальше же не спрашивайте меня, но молю, простите меня». Сказав это, он пошел в пещеру и, сам заградив двери, пробыл там двенадцать лет, никуда не выходя, не видя никогда солнца, беспрестанно плакал день и ночь, едва вкушал через день немного воды и хлеба, и все те годы не говорил никому ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда преп. Антоний приказал блаженному Никону постричь его и облечь в монашескую одежду; и тот, сотворив обычные молитвы, постриг блаженного Варлаама и облек его в монашеские одежды. Когда боярин Иоанн узнал, что его любимый сын постригся в иночество, в пещере, он разгневался на преподобных и, взяв много слуг, напал в пещере на то святое стадо и всех разогнал. И он выволок оттуда сына своего Варлаама, сорвал с него святую мантию и бросил. Также снял и бросил шлем спасения, бывший на голове его. Он одел его в светлую и дорогую одежду, как одеваются вельможи; но блаженный снова скинул ее на землю, не хотя и видеть ее, и сделал это много раз. Тогда отец приказал связать ему руки и одеть его в ту одежду, и так идти ему через город в его дом. А он, горя истинной любовью к Богу, по пути увидел навозную кучу и, сейчас же войдя в нее, с помощью Божией сбросил с себя одежду и своими ногами попирал ее в навозе, попирая с нею и злые помыслы лукавого врага. Когда они вошли в дом, отец велел ему сесть с собою за стол, а он, хотя и сел поневоле, но не ел ничего от блюд и сидел, поникнув головой и смотря вниз. По окончании еды, отец отпустил его в его покои, приставив слуг сторожить его, чтобы он не ушел, и жене его велел убрать себя всякими украшениями, чтобы прельстить блаженного, и служить перед ним. Истинный же угодник Христов Варлаам, войдя в одну из комнат, сел в углу. А жена его, как было ей приказано, расхаживала перед ним и просила его сесть на ложе своем. Он, видя неистовство жены и поняв, что отец поручил ей прельстить его, начал молиться не переставая, втайне сердца своего, Всемилостивому Богу, чтобы Он спас его от этого искушения. Он пробыл на том месте три дня, не вставая с него, не принимая отца, не надевая одежду и терпя на себе власяницу. Преп. же Антоний и бывшие с ним в пещере сильно печалились о нем и молились за него Богу. Бог же услышал молитву их. «Взывают сказал Он, праведные и Господь слышит их, и от всех скорбей их избавляет их» ( Пс.33:18 ). И, видя терпение и смирение блаженного, обратил жестокое сердце отца его на милость к сыну своему. Когда слуги доложили отцу, что уже четвертый день блаженный не вкушает пищи и не одевается в одежду сжалился над ним отец, и, боясь, чтобы не умер он от голода и холода, призвал его, и, нежно простившись с ним, отпустил в пещеру. И было тогда удивительное явление слышался великий плач, рыдание и вопль, как по мертвом. Отец и мать плакали горько по сыне, так как лишились его, жена неутешно рыдала по муже, что разлучилась с ним; рабы и рабыни с воплем стонали по господине, что он покинул их, и так все со слезами провожали его. Блаженный же Варлаам, избавившись, как птица из сети ловцов, вскоре дошел до пещеры. Увидев его, преподобные отцы возрадовались великой радостью и прославили Бога, что Он услышал их молитвы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства и не господствовать над властями, и быть великим в этой Ляшской земле, и сделаться известным далеко по Русской земле, но всем этим презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо, что сказал Христос в Евангелии: “Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Больше ли слушать вас или Христа? Апостол же говорит: “Не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене” ( 1Кор.7:3233 ). Спрошу я у вас, для кого подобает работать для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: “Рабы, послушайте господей своих” но в добром, а не во злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви». Услыхав об этом, женщина приняла в сердце другой лукавый помысел, приказала посадить блаженного на коня и со множеством слуг водить его по своим городам и селам, говоря: «Все это твое, если угодно тебе. Распоряжайся, как хочешь всем». И дала наказ она: «Это ваш господин, а мой муж. Встречаясь с ним, кланяйтесь ему». Блаженный, посмеявшись над безумием женщины, сказал ей: «Напрасно трудишься, не можешь прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть мое нетленное богатство; пойми, и не трудись напрасно». Женщина с яростью сказала ему: «Или не знаешь, что ты мне продан? И кто вырвет тебя из рук моих; живым я не выпущу тебя, но после многих мук предам тебя смерти». Блаженный же смело ответил ей: «Не боюсь я никакой беды, потому что со мною Господь, Которому отныне, по изволению Его, желаю я работать иноческой жизнью». В это время, по внушению Божию, пришел к блаженному Моисею от Святой горы один черноризец, саном иерей, и облек его в святой ангельский иноческий образ; много поучил его о чистоте, чтобы не уступить врагу и не убояться той скверной женщины, и потом ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Когда, рассказывал он, после утреннего пения я пришел в келью, мне нужно было немного отдохнуть, и тотчас сошел на меня легкий сон. И я очутился в этой святой Печерской церкви, на месте Николы Святоши, и много молился я со слезами к Пресвятой Богородице, чтобы увидать мне доброго строителя, и по смерти заботящегося об умножении добродетелей в своей обители, преп. Феодосия. В церковь сходилось много братии, и один из них, подойдя ко мне, сказал: “Хочешь ли видеть преп. отца нашего Феодосия?” Я отвечал: “Да, желаю; если возможно, покажи место”. Он взял меня и повел в алтарь, и там показал мне св. Феодосия. Я же, увидев его, поспешил к нему с радостью, упал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил меня и сказал мне: «Хорошо, что ты пришел, брат мой и сын Нифонт; отныне ты будешь с нами неразлучно». Он держал в руке своей свиток и дал его мне, когда я попросил у него. Я разогнул его и прочел, и в начале было написано так: “Вот я и дети, которых дал мне Господь” ( Ис.8:18 ). После этого видения я пришел в себя и теперь знаю, что эта болезнь есть посещение от Бога». Итак, поболев тринадцать дней, уснул он с миром в Господе месяца апреля в 8 день, в субботу светлой недели. И положено было его тело с честью в пещере преп. Феодосия. Духом же с тем же дароименитым преподобным он предстоит Престолу Владыки Христа, где, неразлучно наслаждаясь неизреченными небесными красотами, да помолятся они о нас, чадах своих, и похвалятся, говоря вместе: «Вот мы и дети, которых дал нам Бог». Ему, хвалимому в нераздельной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь. Послание преподобного отца нашего Симона, епископа Владимирского и Суздальского к блаженному Поликарпу, черноризцу Печерскому, который тогда не был еще архимандритом Написанное на пользу всем иночествующим. В этом послании дает он наставления, вспоминая некоторых, в особенности же бывших незадолго до него, блаженных черноризцев Печерских, коих жития помещены в этой части

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010