Изгнание нечистых духов - это нелегкое и опасное делание. В Деяниях апостолов мы читаем, как " некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома " (Деян. 19, 13-16). Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, а никак не самочинно, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов. Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, когда зависимость от беса доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости. Еп. Павел, наместник Киево-Печерской Лавры: " Берегите веру Православную! " – С некоторого времени стала популярной практика массовых “отчиток”. Пожалуйста, несколько слов о Вашем отношении к этому явлению, называемому в церковной традиции экзорцизмом? – Я отношусь к этому негативно. Не думаю, что сейчас найдутся люди столь высокой духовности, обладающие подобным даром. В Киево-Печерском Патерике, например, есть всего несколько упоминаний об изгнании злых духов. Наверное, враги рода человеческого ослабли с того времени, а у нас появилось множество величайших святых, превосходящих по чрезвычайным дарованиям преподобных Киево-Печерских. Мыслящие подобным образом серьезно заблуждаются. Лукавые духи стали только еще лукавее, а у нас появилось множество так называемых “младостарцев” или “лжестарцев”, деятельность которых наносит огромный, иногда непоправимый, духовный ущерб. Нескольких мнимых экзорцистов мне пришлось изгнать из Лавры. Для привлечения прихожан в пустые храмы занялись подобным “промыслом” и раскольники из УПЦ КП и УАПЦ. Кроме того, появились шарлатаны, которые надевают рясы, облачения и устраивают мерзкие “шоу”. Развелось множество “матушек” (матушками у нас принято называть лишь монахинь и жен священнослужителей), которым устраивают рекламу некоторые ТВ-каналы, промышляющих заурядным колдовством. Но на них попадаются лишь люди, живущие вне Церкви и таинств. А вот“младостарцы” – это очень изощренная ловушка для уже переступивших порог храма, и даже считающих себя вполне воцерковленными. Истинные подвижники, обладавшие столь чрезвычайным даром, получали его после многих лет, а чаще десятилетий, проведенных в подвижнических трудах под опытным руководством непрелестных наставников. Эти подвижники веры являли собой образец величайшего смирения, избегая суетной мирской славы, прячась от людского взора. А вот пустоцвет всегда стремится попасться на глаза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Откуда же знаем мы, братия, когда приближаемся ко гробу его, о честных мощах святого отца нашего Антония? От знамения огня, который некогда изошел от его гроба, о чем и расскажем. Св. Афанасий пишет о святом Антонии Великом , что он имел такую благодать от Бога, что лицо его светилось как солнце, и, когда ему однажды пришлось стоять между множеством братии, то все, кто стоял далеко, не почему так не узнавали святого Антония, как по свету, исходящему от лица его. Такую благодать имел, имеет и теперь преп. отец наш Антоний Печерский, как равный в подвигах преп. отцу Антонию Великому . Сам Бог явился ему и свидетельствовал: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною» (о чем и пишется в житии его). Потому, если нельзя нам видеть его святых мощей, но по светлому огню, исшедшему некогда из гроба его, познаем, что это наш преподобный отец Антоний. Это знамение, отличающее его среди столь великого множества бесчисленных преподобных, удостоверяет нас, удаленных долгими годами от жизни преподобного, что там находились сокровенные честные мощи святого Антония, и может он сказать со псалмопевцем: «Это покой мой на веки века» ( Пс.131:14 ). Напоследок же укажем еще на причину, по которой преп. отец наш Антоний возлюбил жизнь в пещерах. Воины, приступая ко крепкому и неодолимому городу, чтобы взять его, сперва обыкновенно устремляются на ворота, разбивают их разными орудиями, и так одолевают. Если же в этом будет неудача, тогда делают подкоп и берут город. А какой же город столь крепок и неодолим, как небо? Святой Иоанн Богослов видел небо, и было у него двенадцать ворот, и на них двенадцать ангелов: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот и с запада трое ворот ( Откр.21:12–13 ). А число стен и оснований также двенадцать, по сказанному св. Иоанном Богословом: «Стена города имеет двенадцать оснований». О Боже наш, сколь многие хотят достигнуть того небесного города, ударяя в ворота различными орудиями воинских подвигов своих; то есть биением в грудь свою, поклонами и метаниями, по сказанному: «Стучите и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Зная твердо, что царство небесное берется силою и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:11 ), как добрый воин Христов, желая обладать тем городом, преподобный отец наш Антоний старался взять тот небесный город, не только ударяя себя в грудь и творя метания и поклоны, и ими как бы орудиями небесного воинствования ударяя в ворота города, но и подкопом. И потому он стал копать пещеры, как бы ведя настоящий подкоп к небесному городу, и не вотще трудился, так что исполнилось над ним слово Господне, сказанное пророком: «Избранные мои не будут трудиться напрасно» ( Ис.65:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не без связи между всеми этими добродетелями старайся исполнить эти три условия, но, поверх всех их, приобрети любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). Желая же приобрести ее, послушай того, кто сказал: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) потому что миром ты приобретешь любовь к ближнему, святынею же любовь к Богу. Ищи же, брат, мира и любви к ближнему, подражая блаженному Титу, иноку и пресвитеру Печерскому, покаявшемуся, и охраняй себя всячески от вражды, не давай власти бесу гнева, но скорей поклонись враждующему с тобою брату; ибо сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». И так ты не будешь предан на поражение немилостивому ангелу, как гневающийся Евагрий, дьякон Печерский, но сохранит тебя Господь, как блаженного Тита пресвитера. В святости же и любви к Богу подражай блаженному епископу Нифонту и будь тверд в православии, храня все заповеди Господни и предания святой Его Восточной Церкви, ибо в том состоит любовь к Богу, чтобы соблюдать Его заповеди ( 1Ин.5:3 ), и от такой любви Божией да не разлучит тебя, брат, ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч что все любящим Бога идет во благо. Итак, ты, неразлучно со всеми прежде угодившими преп. отцами Печерскими, сподобишься быть возлюбленным Богом, нераздельным в Троице, Которому слава и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Жития самих составителей этой книги, преподобных отцов Нестора, летописца Российского, Симона, епископа Владимирского и Суздальского и Поликарпа, архимандрита Печерского Житие преподобного отца нашего Нестора летописца Российского Он написал жития святых и преподобных отцов наших Печерских, помещенных выше Всякая вещь, если она не будет запечатлена писанием, будет забыта и неизвестна. Так, если бы Моисей не был бы научен Богом о самом начале и первом строении мира, и о первом родоначальнике нашем Адаме, и не оставил бы нам всего этого в своих книгах все бы то продолжительность времени покрыла как тьма и привела бы в неизвестность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он рассказал им все, что было, и прибавил: «Ангел написал ее. И вот он стоит возле меня и хочет меня взять». И, сказав это, предал дух. Тело его приготовили к погребению, вынесли в церковь , сотворили над ним обычное пение и положили в пещере с преподобными отцами о Христе, Господе нашем. («Киево-Печерский Патерик»). X. О черноризце Эразме, истратившем имение свое на святые иконы и за то получившем спасение. Был в Печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение святых икон. Наконец, дошел он до последней нищеты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в Церковь , а не на милостыню раздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем: во всяком небрежении и бесчинстве начал проводить он дни свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9-й же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте, истинно таю грешен я, как вы сами знаете; и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые – Антоний и Феодосий, и сказали: «Мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться». И вот увидал я Пресвятую Богородицу: Она держала в руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего " ». И, сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. («Киево-Печерский Патерик»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные маргариты, родила в пещерах, как в недрах морских, по сказанному Исаией: «Рождался ли народ в один день, как Сион, едва начал родами мучиться родил сынов своих» ( Ис.66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех пещерах, если не действием, то силою. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: «Если я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол.2:5 ). И так пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: «Ищите горняго, где Христос седит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.2:3 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: «Польется как роса речь моя» ( Втор.32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: «Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс.33:18 ). Потому то и было отмечено, по молитвам преп. Антония, место для основания святой Печерской церкви росою и огнем. Зная, братья, великую любовь преп. отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: «Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак.15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преп. отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его. Здесь следует, братья, спросить, отчего не веревкой, но поясом было размерено место для создания храма Пресвятой Богородицы? Нужно бы спросить, что значит тайна эта, тебя, преп. отец наш Антоний, так как ты сам сделал это измерение. Но, так как ты скрыл это молчанием, как хранитель безмолвия, зная, что и за то будет хвалить тебя Печерская обитель, как сказано в Псалтири: «хваление его в церкви преподобных», мы по нашему разуму думаем, что причина этому такая. Пояс есть знамение славы, как вещает Сирах: «Препоясал его поясом славы» ( Сир.45:8 ). Преп. отец наш Антоний показал, что Бог прославит эту святую обитель более других русских обителей, поэтому и размерил ее поясом, говоря с пророком Иеремией: «Как пояс лежит близко к чреслам человека, так я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, что бы они были моим народом и моей славою» ( Иер.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий по чудотворном обретении той доски день, преосвященный митрополит Иоанн был в великой печали, что приспело время освящения церкви Печерской, и с ним не было на освящении ни одного епископа, потому что расстояние между ними было далекое. И вот, внезапно силою Божией предстали епископы Иоанн Черниговский, Исаия Ростовский, Антоний Юрьевский, Лука Белгородский, не званные никем из людей, и были как раз к чину освящения. Преосвященный митрополит Иоанн сильно удивился тому, потому что не посылал никого за епископами, и спросил их: «Отчего вы пришли, не будучи званы?» Они отвечали: «Посланный от тебя, владыко, юноша пришел к нам и сказал: “В четырнадцатый день августа будет освящаться Печерская церковь . Будьте тогда готовы к литургии”. Мы, услыхав это приглашение, теперь пришли сюда». Антоний, епископ Юрьевский, отвечал: «Я был болен. В эту ночь вошел ко мне черноризец и сказал мне: “Завтра будет освящаться Печерская церковь . Будь там!” и как только услыхал я это сделался здоров, и вот я здесь по повелению вашему». Митрополит хотел найти людей, которые звали их, и тогда внезапно раздался глас: «Делают расследование за расследованием» ( Пс.63:7 ). Он поднял руки к небу и сказал: «О, Пресвятая Госпожа Богородица, как к Своему преставлению Ты собрала апостолов из концов вселенной, для честного погребения Твоего, так и ныне для освещения церкви Своей собрала Твоих наместников и наших сослужебников. Благослови нас на дело это и помоги нам ради славы Сына Твоего и Твоей». Тогда все были в ужасе от столь великих чудес, которые тем еще не кончаются. Трижды обошли церковь , и, придя к дверям, начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваша и поднимитесь» ( Пс.23:7 ), и некому было в ответ пропеть в церкви: «Кто сей Царь славы?» потому что в ней не оставили никого. И было общее молчание, вдруг изнутри церкви послышался голос, как ангельский, говорящий: «Кто есть Царь славы?» Стали искать этих певцов, откуда и как вошли они в церковь , когда все двери были затворены; но никого в церкви не нашлось. И поняли все, что все устраивается Божиим о той святой церкви Промыслом, так что все говорили о ней с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень, или кто был Ему советником» ( Рим.11:3334 ). И так совершилось освящение святой Печерской церкви в год от создания мира 6597, а от Рождества Христова 1089, в 14 день августа, при благоверном князе киевском Всеволоде Ярославиче, при помощи во всем Господа Бога и чудесах Его, молитвами Пречистой Его Матери и преп. отец наших Антония и Феодосия Печерских .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Никон родился в Киеве от родителей знатных родом и богатством и пострижен в Киево-Печерской обители. В 1096 году, во время нападения хана Боняка с Половцами на Киев, в числе других попался в плен к Половцам и преподобный Никон 167 . Добрый Киевлянин, выкупив многих пленников, не выкупил Никона, но рассказал об нём богатым сродникам его. Те явились к Половцам с выкупом за него. «Не тратьтесь для меня, сказал Никон; если бы Господу угодно было, чтобы я был свободен, Он не отдал бы меня в руки беззаконных; приняв приятное от руки Господней, почему не стал бы я терпеть горькое?» – Не получив выкупа. Половцы стали мучить Никона. Три года они мучили его, то жгли на огне, то резали ножами. Скованный по рукам и ногам, он был опаляем солнцем и истаевал от голода и жажды; зимой выталкивали его на стужу. По два и по три дня, а иногда и более, оставляли его без пищи. И за всё это Никон благодарил Бога и молился. Половец употреблял все меры жестокости, чтобы вынудить выкуп за Никона. Никон сказал: «Христос избавит меня от рук ваших безденежно: я получил известие о том. Мне явился брат мой, которого вы продали жидам на распятие, и сказал мне: в третий день ты будешь в Печерском монастыре, по молитвам св. Антония и Феодосия и прочих черноризцев». Думая, что Никон хочет спасаться бегством, Половец подрезал ему жилы и стал зорко стеречь его. Почувствовав себя сильно больным, жестокий Половец отдал приказание: «распять пленника над моей могилой»; а Никон помолился за него, и Половец встал здоровым. На третий день, когда сидели около Никона, в самый полдень, он вдруг исчез, и в то время, когда братия пели причастен, он явился в Печерской церкви. Никон сам не рассказывал о случившемся с ним. Но тяжёлые железа, бывшие на нём, неизцельные раны, гноившееся от них, ещё облитое кровью тело заставили его рассказать правду. Он не хотел расстаться со своими оковами; но игумен убедил его снять их. «Если бы угодно было Господу, сказал игумен, чтобы ты носил оковы, то Он не освободил бы тебя из плена». С Никона сняли оковы и перековали их на вещи нужные для церкви. Довольно времени спустя пришёл в Киев Половец, у которого Никон был в плену. Увидав преподобного в живых, он рассказал всё, что было с Никоном, и не возвратился более на житие в Половецкую землю, но крестился со всем своим родом; он и со сродниками своими постригся в монашество и окончил жизнь свою в Печерской обители, служа своему прежнему пленнику. «Сей Никон называется сухим в памятнике (Печерском) оттого, что истёк он кровью и сгнил от ран».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды пришел этот Симон к преп. Феодосию и, после обычной беседы, сказал ему: «Отче, прошу у тебя одного дара». Феодосий же отвечал: «Чадо, чего просит твое величие у нашего смирения?» Симон же сказал: «Я требую у тебя дара великого и превосходящего мои силы». Феодосий же снова ответил: «Ты знаешь, чадо, убожество наше, что часто у нас и не найдется хлеба на дневную пищу, а о другом и не знаю, есть ли у нас что». Симон же сказал ему: «Если хочешь, подай мне: ты можешь по данной тебе благодати от Господа, Который назвал тебя преподобным. Когда я снимал венец с главы Иисусовой, Он сказал мне: “неси на приготовленное ему место и дай в руки преподобному, который воздвигнет церковь Матери Моей”. И я прошу тебя дать мне слово, чтобы душа моя благословляла тебя как при жизни, так и по смерти моей и твоей». Отвечал ему святой: «О, Симон, выше силы прошение, но, если ты увидишь мое отшествие от мира и по моем отшествии увидишь, что церковь здесь воздвигнута, и переданные мною уставы здесь сохранены тогда знай, что я имею дерзновение к Богу. А теперь не знаю еще, приятна ли моя молитва Богу». Симон же снова сказал: «О тебе свидетельствовал Господь, ибо я сам слышал Его слова о тебе от Пречистых уст святого Его образа. И поэтому молю тебя, как о своих черноризцах, так и о мне грешном помолись, так и о сыне моем Георгии, и до последних потомков рода моего». Святой же, подкрепляя обещание свое, сказал: «Не о них только молюсь, но и о всех, любящих это святое место». Тогда Симон, поклонясь до земли, сказал: «Отче, чтобы мне не уходить от тебя неуспокоенным, не подтвердишь ли ты это грамотою?». Принужденный любовью к нему, преподобный написал так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил бесплотных», и прочие слова разрешительной иерейской молитвы, и кончил так: «Да будешь прощен в этом веке и в будущем, когда придет праведный судья судить живым и мертвым». Эту молитву с тех пор начали влагать в руки умершим, как первый приказал вложить себе Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010