Хотя предшественники м. Тимофея Щербацкого по Киевской кафедре – архиеп. Варлаам Ванатович и м. Рафаил и не получили в свое время подтвердительных грамот на все перечисленные права и преимущества, какими пользовались бывшие до них киевские митрополиты, но Пахомий Витвицкий, ссылаясь на «всемилостивейшее ее императорского величества ко всему малороссийскому народу милосердие в содержании при прежних правах и вольностях во всем свято и ненарушимо» 182 , просил от имени м. Тимофея Щербацкого о выдаче особой высочайшей грамоты, которой бы подтверждались все прежние «права и вольности» Киевской митрополичьей кафедры, в том числе и право ее иметь свою собственную типографию 183 . Таким образом, м. Тимофей Щербацкий повел задуманное им дело очень осторожно и издалека. Он, как видим, пользуясь благоприятно сложившимися обстоятельствами, возбудил сначала общее ходатайство о подтверждении «прав и вольностей» киевской митрополичьей кафедры, о чем просил в свое время и его предшественник – м. Рафаил Заборовский 184 . Но на первом плане все-таки у него стояло желание получить право и возможность завести свою собственную типографию, отдельную от типографии Киево-Печерской лавры. Есть основание думать, что м. Тимофей Щербацкий старался вести дело о подтверждении прав киевской митрополичьей кафедры тайно от киевских духовных властей, в том особенно от Киево-Печерской лавры. Быть может, именно потому он и избрал своим поверенным для представления челобитной не кого-либо из киевлян, а Пахомия Витвицкого, архимандрита одного из отдаленных от Киева монастырей – Густынского. Тем не менее, в лавре узнали о начатом м. Тимофеем Щербацким деле. Вероятнее всего, что об этом впервые узнал сам новый архимандрит лавры Лука Белоусович, который летом 1752 г. отправлялся в С.-Петербург для посвящения его в сан архимандрита. Лавра была очень обеспокоена домогательствами митрополита. Его желание иметь свою собственную типографию лавра поняла как прямое покушение митрополита на интересы лавры. Поэтому, здесь решено было употребить все средства и меры к тому, чтобы не допустить осуществления домогательств м. Тимофея Щербацкого. Вероятно, не без всякого основания последний несколько позже жаловался св. синоду на то, что, будто бы, Лука Белоусович во время проезда через В. Новгород (очевидно, летом 1752 г.) и в самой лавре киевской похвалялся: «хотя до десяти тысяч терять буду, только не допущу преосвященному митрополиту иметь типографию» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Рада опубликовала текст законопроекта о запрете Украинской Православной Церкви 30.03.2022 17:14:17 КИЕВ/МОСКВА. В Верховной Раде опубликовали законопроект о запрете Украинской Православной Церкви, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Союз православных журналистов. Согласно опубликованному на сайте ВР проекту Закона Украины 7204 от 22.03.2022 года «О запрете Московского патриархата на территории Украины», его автором является депутат Оксана Савчук, которая прошла в Раду по спискам партии «Всеукраинское объединение «Свобода»» в округе 83 (г. Ивано-Франковск). Законопроект предусматривает запрет на территории Украины Московского Патриархата – Русской Православной Церкви и религиозных организаций, которые являются ее частью, «в том числе Украинской православной церкви». «Вся церковная собственность высших органов церковной власти и управления Русской православной церкви в Украине и религиозных организаций, являющихся частью Русской православной церкви в Украине, в том числе Киевской митрополии Украинской православной церкви, синодальных учреждений, управления епархий, в течение 48 часов со дня вступления в силу этим законом инвентаризируется и национализируется, в порядке установленном Кабинетом Министров Украины», – говорится в документе. В статье 2-й предусмотрено, что религиозные общины, монастыри и духовные учебные заведения Московского Патриархата могут изменить свое подчинение в течение 14 дней со дня вступления в силу этого закона в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», что позволит сохранить им все свое имущество. В статье 4-й говорится, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская лавра, Свято-Успенская Святогорская лавра и другие архитектурные памятники государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании Московского Патриархата, переходят в собственность государства, а сделки (решения) об их использовании отменяются. Статья 5 гласит, что при изменении подчиненности религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского Патриархата, Служба безопасности Украины осуществляет проверку информации по антиукраинской или любой антигосударственной деятельности или коллаборационизма с российским агрессором и, в случае подтверждения этой информации, привлекает виновных к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

http://radonezh.ru/2022/03/30/rada-opubl...

Новости В Раду внесли законопроект о запрете деятельности Московского Патриархата на территории Украины 31.03.2022 13:06 Фото: regnum.ru Киев, 31 марта. В Верховную Раду с интервалом в несколько дней внесены на рассмотрение два законопроекта, сообщает СПЖ . Первый – от партии «Свобода», зарегистрированный 25 марта под названием «О запрете Московского Патриархата на территории Украины». Он предусматривает запрет на территории Украины Московского Патриархата – Русской Православной Церкви и религиозных организаций, которые являются ее частью, «в том числе Украинской Православной Церкви». «Вся церковная собственность высших органов церковной власти и управления РПЦ в Украине и религиозных организаций, являющихся частью Русской Православной Церкви в Украине, в том числе Киевской митрополии Украинской Православной Церкви, синодальных учреждений, управления епархий, в течение 48 часов со дня вступления в силу этим законом инвентаризируется и национализируется, в порядке установленном кабинетом министров Украины», – говорится в документе. В статье 2-й предусмотрено, что религиозные общины, монастыри и духовные учебные заведения Московского Патриархата могут изменить свое подчинение в течение 14 дней со дня вступления в силу этого закона в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», что позволит сохранить им все свое имущество. В статье 4-й говорится, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская лавра, Свято-Успенская Святогорская лавра и другие архитектурные памятники государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании Московского Патриархата, переходят в собственность государства, а сделки (решения) об их использовании отменяются. Второй законопроект был внесен 28 марта депутатом от партии «Голос» Инной Совсун – о поправках в закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций». Поправки касаются запрета деятельности «религиозных организаций (объединений), которые непосредственно или как составные части другой религиозной организации (объединения) входят в структуры (являются частями) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Он же нам все даст, что нужно и полезно. Пишешь, что мало приносишь пользы общественной… Для нашей души, гораздо полезнее смиренно сознавать себя беспомощной, никчемной, пустоцветом, нежели думать о своих дарованиях, способностях, талантах, положении и т. д. Самое скромное послушание пономарское, клиросное, поварское и всякое другое ценно, полезно и высоко в очах Божиих, когда оно проходится с сознанием своего недостоинства. Тогда Сам Господь и возвышает, и умудряет и указует нам путь спасения. Еще раз приветствую с великим, радостным праздником Успения Пречистой Богоматери. Праздник этот особенно является радостным для нас, монашествующих, ибо подтверждает, что смерти нет. Сколько храмов Божиих, скитов, обителей, устроено иночествующими именно в честь и память Успения, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра Успенская, Троице-Сергиевская Лавра с Успенскою церковью. Девять дней празднуется сей Праздник Св. Церковью , дабы мы монашествующие, могли насытиться от богатой духовной трапезы его. Какие чудные, содержательные песнопения, стихиры, тропарь, кондак, светилен! Какие умилительные молитвы, напевы. – «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не Оставляющая». Да не оставит Она и нас и да избавит от смерти души наши! А что основа истинного монашества – прежде всего молитва – это совершенно верно. Чем спасались, озарялись, просвещались и других просвещали наши старцы-подвижники простецы – чем, как не молитвой? И внутренние силы даются той же молитвой, было бы только твердое желание, настойчивость, терпение со стороны молящихся. Дай Бог всем нам – монашествующим в особенности – этих внутренних сил, чем подкрепляются и физические. Запись: Со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма. Радуюсь твоему доброму, светлому настроению, твоей любви к святому храму и благоговейному участию в церковном пении и чтении во время Богослужения, когда одновременно невидимо присутствуют и воспевают славу Божию и силы небесные, " невидимо служат». Да сподобит Господь не точию здесь, но и в веке грядущем, вместе с небесными силами, славословить Господа, поя Ему " Аллилуия».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

К 1786 г. осталось по Киевской епархии таковых правлений только 17, и из них по представлению Преосвященного митрополита Самуила в том же году указом Св. Синода марта 13 утверждены только 9: в Козельце, Пирятине, Лубнах, Переяславле, Миргороде, Хороле, Золотоноше, Городище и Острее, но после введения в Киевской епархии духовных штатов по указу 1757 г. учреждено по числу епархиальных городов 11. Монастырское правление в Киевской епархии было двоякое: одно не зависимое ни от епархиальных архиереев, ни от митрополита, а прямо от патриарха, в ставропигиальных так называвшихся монастырях, каковым правом с 1159 г. г. пожалована от патриарха Константинопольского Сильвестра, а вероятнее Луки Хрисоверха, Киево-Печерская Лавра, с 1588 г. Львовский Успенский и Виленский Святодухов, с 1710 г. Межигорский, а с 1720 г. и Киевобратский монастыри. Некоторым монастырям и польские короли давали такое же право независимости ни от кого, кроме от себя 206 . В других монастырях правление зависело от епархиальных архиереев и митрополитов. В первых из сих монастырей начальствовали архимандриты или игумены, а во вторых только игумены. В Виленском они назывались старшими. Но с 17 и 18 столетий и в сих иногда определялись архимандриты по рассмотрению самих митрополитов Киевских, а в 1765 г. именным указом февраля 17 производство их без дозволения Св. Синода запрещено. Ставропигиальные и королевские монастыри имели право избирать себе вольными голосами братии и сторонних светских чиновников своего настоятеля, а избранные утверждались королевской грамотой, в последовавшие же времена и гетманом. Первые из сих монастырей имели под своим ведением многие другие мужские и женские монастыри, единственно от их управления зависевшие. Киево-Печерской Лавре подведомы были многие не только по Киевской, но и по другим епархиям, а Виленскому все литовские. Они сами избирали, определяли и сменяли в них настоятелей, или своих наместников и настоятельниц и в вотчинах своих таким же образом распоряжались даже белым духовенством, управляя им и самыми прихожанами ее в духовных делах посредством избранных ими же протопопов, а только для посвящения в чины относились к епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Дело вот в чем. В прошлом году в местной газете „Киевлянин” было оповещено о работах профессора Титова по составление истории Киево-печерской типографии, причем заявлено, что труд этот готовится к предстоящему трехсотлетнему юбилею означенной типографии, имеющему быть в самом непродолжительном времени (в 1908 или даже в 1907 г.г.). Оповещение это (о предстоящем в скором временя праздновании означенного юбилея) не вызвало опровержений ни со стороны Лавры, ни со стороны профессора Титова. Такое высокочтимое учреждение, как Киево-Печерская Лавра, не должно быть поставлено в смешное положение. Трехсотлетний юбилей своей типографов она может (и должна) праздновать только в конце 1916 года (почти одновременно с трехсотлетним юбилеем нашей Академии). Вопрос о начале книгопечатания в Киеве (Киево-Печерской Лавре), поднятый еще в конце XVIII столетия и с тех пор обращавший на себя внимание любителей нашей старины – долгое время не признавался окончательно решенным; а П А. Гильдебрандт даже утверждал, что он, при имеющихся данных, и не может быть решен вполне удовлетворительно („Киевская и Волынская старопечатни”, статьи в Древней и Новой России за 1880 г.). Но мы не была согласны с таким мнением. Данных, – говорили мы, – для определенного решения по означенному вопросу имеется достаточное количество и только, с одной стороны, отсутствие полного сведения их воедино а с другой – присоединение к ним известий неточных, сомнительных, вообще критически не проверенных, вводят некоторых исследователей в заблуждение и мешают установиться в науке истинному мнению о начале книгопечатания в Киеве, не раз высказывавшемуся (и не бездоказательно) еще в первое десятилетие XIX века. В своей статье „О начале книгопечатания в Киеве”, помещенной в Киевской Старине за 1882 год 6), мы представили, в последовательном порядке, очерк мнений о начале типографской деятельности в Киеве, причем показали несостоятельность тех из них, которыми приурочивается заведение в Лавре типографии ко времени ранее 1616 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Ваше Святейшество, от имени «Центра защиты христианской идентичности» из Белграда и от своего имени прошу Вас использовать свой авторитет для защиты святынь Русской Православной Церкви в Украине, особенно Киево-Печерской Лавры, которая представляет Русский Иерусалим и подвергается варварскому разрушению со стороны сотрудников С лужбы безопасности У краины . Такого рода гонения на православных не зафиксированы со врем ё н крестовых походов. Мы считаем, что Киево-Печерская Лавра является одним из символов Русской Православной Церкви и Православия в целом, как и сербские храмы и монастыри на Косово и Метохии, а также храм Св. Софии в Константинополе, которая была варварски украдена турецкими властями и превращена в исламский храм. Ваше Святейшество, на карту поставлено физическое выживание наших братьев во Христе, принадлежащих к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, поэтому мы еще раз просим Вас сделать всё, что в Ваших силах, чтобы остановить это нецивилизованное и варварское отношение к святыням Русской Православной Церкви. Заранее благодарим Вас за понимание и желаем Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни. С уважением, Президент Центра Защиты Христианско й иденти чности Диогенис Д. Валаванидис , Белград, Сербия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/os...

Колокольня Киево-Печерской лавры. 1731–1744 гг. Архит. И. Г. Шедель. Фотография. 2013 г. Колокольня Киево-Печерской лавры. 1731–1744 гг. Архит. И. Г. Шедель. Фотография. 2013 г. К приезду Елизаветы Петровны закончили строительство Большой лаврской колокольни, начатое еще в 1731 г.,- самого высокого архитектурного сооружения Киева. Четырехъярусная колокольня башенного типа, с аттиком, возведенная Шеделем, увенчана куполом и главкой с яблоком и крестом (высота 96,52 м). В плане она 8-гранная, по ширине каждый верхний ярус меньше нижнего, благодаря чему на 3-м и 4-м ярусах образовались обходные видовые площадки. На 1-м ярусе находится центральный 8-гранный зал, перекрытый сомкнутым сводом, и 8 радиально расположенных 6-гранных помещений, перекрытых полуцилиндрическими сводами. Вместе с внешними и внутренними стенами они создают конструктивную систему, напоминающую пчелиные соты. Стены 1-го яруса украшены рустом. На 2-м ярусе тоже имеется большой центральный зал, круглый в плане, перекрытый полусферическим сводом, а также радиально расположенные, открытые в сторону зала помещения. Массив 2-го яруса облегчает ряд гладких тосканских колонн. Третий ярус - звона. Он декорирован ионическими колоннами, к-рые расположены парами с обеих сторон широких и высоких сквозных арок. На 4-м ярусе с 1744 г. находились часы с колоколом. Этот ярус, самый стройный по пропорциям, украшен пучками из 3 коринфских колонн, которые придают его объему большую живописность. Т. о., ордер различен для каждого яруса, своеобразно трактован в авторской «перефразировке», что делает колокольню оригинальной и вместе с др. особенностями создает неповторимость этого памятника. Стены колокольни были окрашены светлой охрой; колонны, карнизы, лепка, штукатурная профилировка, откосы ниш и окон - в белый цвет; неоштукатуренные керамические наличники, триглифы и метопы, кронштейны и аканты на фризах, маскароны, фоны капителей и лепки - в сине-зеленый. Керамические двуглавые орлы на капителях колонн, а также медальон в лепных композициях над арками 4-го яруса позолочены.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

После смены подчиненности имущество, находившееся в собственности или пользовании этих общин, монастырей и духовных учебных заведений, остается в собственности или пользовании этих общин, монастырей и духовных учебных заведений. Статья 3. Деятельность религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского патриархата, не изменивших свое подчинение в течение 14 дней со дня вступления в силу этого закона, прекращается. Имущество этих общин, монастырей и духовных учебных заведений изымается в пользу местной общины, а соглашения о пользовании имуществом и землей, находящихся на балансе государственного, коммунального или частного владельца, разрываются. Статья 4. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Успенская Святогорская Лавра и другие архитектурные памятники государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании Московского патриархата, переходят в собственность государства, а соглашения (решения) о пользовании упраздняются. Архитектурные памятники местного значения, находящиеся в собственности или пользовании Московского патриархата, переходят в собственность или пользование местных общин. Самовольно захваченные участки и помещения, построенные без надлежащих разрешений, изымаются в пользу государства и передаются национальным церковным учреждениям. Статья 5. При изменении подчиненности религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского патриархата Служба безопасности Украины осуществляет проверку информации относительно антиукраинской или любой антигосударственной деятельности или коллаборационизма с российским агрессором и, в случае подтверждения этой информации, привлекает виновных к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Заключительные положения 1. Настоящий закон вступает в силу со дня публикации. 2. Кабинету Министров Украины в пятидневный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных этим законом.

http://pravoslavie.ru/145514.html

216 См. там же типогр. д. 37, л.л. 33–34. В копии письма наместника Иерофея от 3 июля 1753 г. имеется приписка рукой, кажется, прот. Ф. Дубянского следующего содержания: «известно да будет вашему высокопреподобию, что изволила ее императорское величество чрез мене отказать Киевскому митрополиту о печатании книг и в том имейте надежду и сие за секрет пишу, а после отцу Софронию обявлю». 217 Но если м. Тимофей Шербацкий, действительно, так рассуждал, то он серьезно заблуждался, быть может, вследствие своей недостаточной осведомленности о действительном положении дела. Если верить тому, что передавали очевидцы и что писал потом в Киев С. Т., государыня публично давала приказания своему духовнику относительно объявления митрополиту Т. Щ. отказа в его ходатайстве о типографии. 3 июня 1753 г. С. Т. писал печерскому архим. Луке, между прочим, следующее: «о происходимом деле о типографии писал я к вашей архипастирской святыни чрез Алексея Филиппова, придворного лакея, також и отец духовник в письме своем цедулою к вашей архипастырской святыни писать же изволил, я такожде повторно пишу, поздравляя вашу архипастирскую святыню високомонаршою ее императорского величества милостию, которая чрез господина отца духовника преосвященному митрополиту ныне и об(ъ)явленна, даби более его Преосвященство не имел надежди получить типографии, потому что ни один митрополит доселе не имел и ныне вновь заводить не должно, а буди каких его преосвященству книг будет надобно, требовал би от вашей архипастирской святыни за денги Мене же високомонаршою милостию отец духовник обнадежил, что всемилостивейшая государыня публице при всех кавалерах, об(ъ)явить изволила: «лавра Киево-Печерская никогда обиждена не будет»... См. там же типогр. д. 37, л. 32. 220 С. Т. в своем письме говорит, что он выбрал «клятвенные завещания царские и патриаршие преосвященним митрополитом» из грамоты Петра Первого 1719 года. Между тем в печати известны две грамоты, жалованные Киево-Печерской лавре императором Петром I в 1720 г. (см. у м. Евгения. Описание Киево-Печерской лавры. К. 1826 г. Прибавление 26 [стр. 99–109] и 27 [стр. 109–131]). Но в этих грамотах нет упоминания о тех «клятвенных завщаниях царских и патриарших преосвященним митрополитом», о каких говорит С. Т. в своем письме. След. С. Т. пользовался в данном случае каким–то другим документом, быть может, справочным экстрактом, на основании которого составлялись грамоты 1720 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010