Ну а если кто не верует право, и вводит всяческие новины, тот сам на себя анафему и возвел. О таковых апостол Иоанн Богослов писал: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:18–19 ). Такие и у нас есть, подобные, они «от нас,… но они вышли, и через то открылось, что не все наши». «Вышли», то есть вышли за пределы канонического поля православной догматики. А кем они сами себя мыслят или величают, то их дело и их проблемы… «Новины» в догматике это то, что не знала Церковь во времени, и не исповедовали в своей кафолии. То есть под истинным учением Церкви мы должны принимать то, которое исповедовалось всегда и везде, и этот принцип, решающий в оценке того, имеем ли мы дело с церковностью или подделкой под нее. Итак, иудеи задают вопрос Господу Иисусу Христу: – « какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? », – на что Сын Божий, отвечает: – « спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново, откуда было: с небес, или от человеков? ». Святитель Иларий так истолковал данный диалог, почему ответ Христа так их озадачил: « Господь отвечает им, что скажет, какою властью все это совершает, только при условие, что и они ответят, считают ли Иоанна Крестителя сошедшим с небес или пришедшим от людей. Они медлили, взвешивая опасность ответа. Если они признают, что он пришел с небес, то признают себя и виновными в том, что не поверили власти небесного свидетельства. Но они боялись и сказать, что Иоанн пришел от людей, потому что толпы людей почитали Иоанна пророком. Поэтому они сказали в ответ, что не знают (а в действительности они знали, что он пришел с небес), ибо боялись связать себя правдою собственного признания ». Здесь мы сталкиваемся с очень сложным типом религиозности: с одной стороны они догадываются, или даже знают, что не правы, с другой стороны решительно продолжают отрицать, как пишет Иларий: « власти небесного свидетельства ». Как такое может быть? – Знать и отрицать, очевидное!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ну, а если кто не верует право и вводит всяческие новины, тот сам на себя анафему и возвел. О таковых апостол Иоанн Богослов писал: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:18–19 ). Такие и у нас есть, подобные, они вышли «от нас… но они вышли, и через то открылось, что не все наши». «Вышли» – то есть вышли за пределы канонического поля православной догматики. А кем они сами себя мыслят или величают – то их дело и их проблемы… «Новины» в догматике – это то, что не знала Церковь во времени и не исповедовали в своей кафолии. Это значит, что под истинным учением Церкви мы должны принимать то, которое исповедовалось всегда и везде, и этот принцип – решающий в оценке того, имеем ли мы дело с церковностью или подделкой под нее. Итак, иудеи задают вопрос Господу Иисусу Христу: « какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? » На что Сын Божий отвечает: « спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново, откуда было: с небес, или от человеков? » Святитель Иларий так истолковал данный диалог, почему ответ Христа так их озадачил: «Господь отвечает им, что скажет, какою властью все это совершает, только при условиие, что и они ответят, считают ли Иоанна Крестителя сошедшим с небес или пришедшим от людей. Они медлили, взвешивая опасность ответа. Если они признают, что он пришел с небес, то признают себя и виновными в том, что не поверили власти небесного свидетельства. Но они боялись и сказать, что Иоанн пришел от людей, потому что толпы людей почитали Иоанна пророком. Поэтому они сказали в ответ, что не знают (а в действительности они знали, что он пришел с небес), ибо боялись связать себя правдою собственного признания» 239 . Здесь мы сталкиваемся с очень сложным типом религиозности: с одной стороны, они догадываются или даже знают, что не правы, с другой стороны – решительно продолжают отрицать, как пишет Иларий: «власти небесного свидетельства» . Как такое может быть: знать – и отрицать очевидное?!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Один подросток по имени Михаил в 14 лет был приглашен на вечеринку своей одноклассницей. Этот мальчик всегда мечтал стать священником. Но после одного такого вечера, проведенного в обществе неверующей «девицы», он потерял право на свою мечту, ибо возникло каноническое препятствие для его рукоположения… Грех порою непоправимым образом калечит нашу жизнь. Именно поэтому мы должны убегать от греха, бороться с ним, как праведный Иосиф ( Быт.39:12 ) или благочестивый Финеес ( Чис.25:7–8 ). Если соблазн уже подстерег тебя, сопротивляйся ему всеми силами своей души. Умей решительным отказом поставить преграду беззаконию. И в какие бы, даже самые благочестивые, или «духовные одежды» ни рядился грех, сумей сказать искушению НЕТ. Нам всем чаще надо вспоминать наставление Премудрого: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: иди с нами… – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их» ( Притч.1:10–15 ). Очень часто и сейчас, когда современные язычники пытаются как-то мотивировать, почему нашим православным детям не нужно поститься, они приводят следующие аргументы в пользу своей точки зрения: говорят, что детям надо расти, быть крепкими, сильными, что у них поло­вое созревание, что они учатся и, следова­тельно, должны много запоминать, поэтому им необходимо потреблять как можно больше белка, жиров и разной изощренной пищи, самой лакомой и вкусной. И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приста­вил к отрокам: «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь» ( Дан.1:12–13 ). Отрок Даниил был очень разумен; он пони­мал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. «По истечении же десяти дней, – сказано в Писании, – лица их, – тех, которые постились, – оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» ( Дан.1:15–16 ). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книги премудрости Соломона. Книга Екклесиата, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых В книге Премудрости Соломона, которая не является канонической, собраны вероучительные наставления, почему она и считалась в ветхозаветной церкви учительной. Высота учения, заключающегося в этой книге и ее наставительный характер стали причиной того, что эта книга с самой глубокой древности даже в христианской церкви пользовалась величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Книги премудрости Соломона: Книга Премудрости Соломона. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-14-324-2931) Текст приводится по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. Книга Премудрости Соломона 1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Пример временного отлучения (власть связывать): «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор. 5, 2–5 ). Апостол отлучает грешника и предает его сатане, чтобы тот заболел плотью, чтобы дух был спасен для вечности. У Иоанна Златоуста на этот стих есть высказывание: «О, дивное чудо, человек повелевает падшим ангелам». Вскоре апостол простил этого грешника: «Для такого довольно сего наказания от многих» ( 2Кор. 2, 6 ). Епитимия. Епитимия употребляется в смысле наказания, кары, но еще употребляется в смысле научения избавляться от греха. Епитимию должен налагать священник, который знает человека, ее отменить может или сам наложивший епитимию, или правящий епископ. Правило 80-е святого Василия Великого говорит, что если кто-то дал необоснованную епитимию, то епитимия снимается с невиновного и возлагается во всей тяжести на наложившего. Есть каноническое правило IV Антиохийского собора, звучащее так: «если человек считает, что его подвергли епитимии несправедливо, то он должен подать апелляцию, но исполнять епитимию он обязан до апелляционного суда». Отлучать от Причастия на длительный срок имеет право только епископ. Формы епитимии: отлучение от Причастия на некоторое время. Милостыня. Молитвенное правило. Кому дана власть прощать грехи? Некоторые заявляют, что власть прощать грехи дана только 12 апостолам, но это совершенно не так, что мы видим из следующего стиха: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]» ( Деян. 19, 18–19 ). Эти стихи говорят о том, что апостол Павел, который не был в числе 12-ти, также принимал исповедь. Необходимость исповеди для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Расторжение брака Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Канонические основания, для расторжения брака Брачный союз прекращается смертью одного из супругов. Идеал христианского брака - абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). Христианский брак нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Господь отвечал фарисеям, искушавшим Его вопросом о том, по всякой ли причине позволительно разводиться с женою: «Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Апостол Павел в Послании к Римлянам учит: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу... посему если при живом муже выходит за другого, называется прелюбодейцею.» (Рим. 7:2). Христианское учение о нерасторжимости брака при жизни супругов противоречило римской правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию (divortium ex consensu), так и развод по требованию одного из супругов, основанному на законном основании (divortium ex rationabile causa). Осуждая свободный развод, Древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов и не принимала в клир второбрачных. Византийские императоры, считаясь, с одной стороны, с укоренившейся в обществе древней практикой, а с другой, с христианским учением о браке, в своих брачных законах не раз запрещали и вновь разрешали свободный развод. В последний раз в византийском праве развод по свободному согласию супругов был разрешен на основании 566-й новеллы Юстина II, отменившего запрет таких разводов, сформулированный в 117-й новелле его предшественника Юстиниана I. Позднейшие сборники гражданского права: «Прохирон,» «Эпанагога» и «Василики» - содержат нормы, запрещающие расторжение брака по свободному согласию супругов, без законной на то причины.

http://sedmitza.ru/lib/text/432461/

- С тем, что Бог Ветхого Завета не то, что Бог Нового, я категорически не согласен, так же, как и апостол. Еще во II веке еретик Маркион говорил, что Бог Ветхого Завета не есть Бог Нового, и учение Маркиона было Церковью отвергнуто. Такое учение, безусловно, отверг бы Павел, у него нет и намека на эту разницу. Вспомним, что говорил Спаситель, цитируя Исход: разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12, 26-27). Если эти праотцы живы, то их Бог - не мертвый Бог. Другое дело - что у Бога всего много, как издавна говорили на Руси. Апостол Павел говорит о разных путях к Нему и о разных Заветах, но он нигде не говорит о разных, взаимоисключающих представлениях о Боге. Книга Деяний Апостольских убеждает нас в том, что Павел всегда начинал свой рассказ о Христе с Ветхого Завета. И что касается женщины, побиваемой за грех камнями, - справедливость этого ведь не отменяется на самом деле, как ни странно, как ни дико, может быть, это сегодня для кого-то звучит. Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 23) - это новозаветные слова, Павловы, и они перекликаются с первым из Заветов между Творцом и людьми, с тем, что было сказано Адаму: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Мы умираем не от рака, не от инфаркта, мы умираем от греха. Мы должны знать, что каждого греха нашего достаточно, чтобы предать нас смерти. Люди потому так легко и согрешают, что в это не верят. А ведь Христос, помиловавший грешницу, на самом деле этого не отменял. И Павел верил в это совершенно по-ветхозаветному. И если сегодня мы не побиваем никого камнями за прелюбодеяние, если наше каноническое право, в отличие от религиозного права древних евреев, вообще не содержит такого - «повинен смерти» - то только потому, что мы не под законом, но под благодатью (Рим. 6, 14). Взошло солнце благодати, и луны Закона уже не видно. Однако мы все знаем - когда восходит солнце, луна не перестает существовать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) Возлюбленные верующие! Одно из чтений Святого Евангелия на сегодняшнее воскресенье гласит: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). То же слово сказал и святой Иоанн Креститель, когда начал проповедовать в пустыне Иорданской: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). То же слово услышали и святые апостолы, посылаемые на проповедь Евангелия, ибо Христос сказал им: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 7). Итак, сегодняшнее Божественное Евангелие гласит: «С того времени Иисус начал проповедывать» (Мф. 4, 17). А что значит «с того времени»? Это значит: после того, как был пойман и заключен в темницу святой и великий пророк Иоанн Креститель. На эту истину указывает нынешнее Святое Евангелие, говоря: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею» (Мф. 4, 12). Однако от страха ли Спаситель ушел в Галилею? Вовсе нет. Он пошел в Галилею, чтобы оттуда начать проповедовать Евангелие, по пророчеству пророка Исаии, которое гласит: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15–15; Ис. 9, 1–2). Итак, вот какова была причина прихода Спасителя в Галилею — проповедание Евангелия и просвещение сидящих во тьме. Ведь проповедание слова Божия в мире вносит истинный свет в сердца верных людей, которые не только слышат слово, но и исполняют его на деле, по слову Спасителя, которое гласит: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Слово Божие подает великое блаженство тем, кто слушает его и применяет на практике. В противном случае слово Евангелия приносит нам осуждение вместо спасения. Однако, братия мои христиане, кто должен проповедовать слово Божие в Православной Церкви? Только церковнослужители, то есть епископы, священники и диаконы, рукоположенные канонически, имеют власть и право проповедовать Евангелие Христово. Миряне в особых случаях могут стать миссионерами как помощники клириков, но только по благословению соответствующих иерархов. Таким образом, никто из клириков и лаиков не может проповедовать слово Божие, если не будет послан на эту миссию с одобрения Церкви.

http://pravoslavie.ru/136847.html

Сам Апостол Петр в своем Послании истолковывает пастырство в смысле любовного попечения и блюдения ( 1Петр. 5, 2–3 ): «Пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Такой же смысл в словах Апостола Павла в Д. 20, 28: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своей». Далее приводя 32 и 102 пр. Трул. Собора, проф. Заозерский указывает, что пастырское проявление, водительство отмечается особым термином poimantik » ¹ gemon … a, противопоставляя пастырское попечение правительственной власти, для которой в 37 Трул. правиле есть другое выражение dio … khsij. Так, на основании основных источников, выделяется пастырство, как особое полномочие священной власти jure divino, как отеческое попечение священнослужителей о духовных чадах (Как примеры его, можно указать на назидание об оставлении порочной жизни, увещания тяжкому преступнику о покаянии, устранение колебаний у сомневающихся в вере, утешение больных, отчаявшихся в житейской борьбе, защиту угнетенных). Исповедь и эпитимия суть средства пастырского воздействия. На основании апостольского толкования и канонического, содержащегося в правилах Вселенских Соборов, пастырство надо выделить, как особый род полномочий, из сферы того, что заключено в понятие католической юрисдикции, и принять ее одним из видов священной власти. Именно, в слишком широком толковании власти управления в выражении: «Pasce agnos Meos, pasce oves meos», и есть источник широкого понимания власти папы включающего с понятием наивысшего учителя, первосвященника и понятие царя; это царственная власть в Церкви у католиков включает права всеобщего законодательства со включением полномочий на привиллегии и диспенсации, на принятие аппелляций со всей Церкви, на высшее попечение о церковном имуществе, право налагать на них подати и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010