Неск. языческих храмов было расположено и в самих поселениях М. г., таких как Барад (Капроварада), Бурдж-Хайдар (Капрокера), Дахис, Рас-эль-Хисн и др. На возвышенностях и отчасти также поблизости от храмов и др. сакральных мест в рим. эпоху возникли кладбища, на к-рых завещали себя похоронить мн. представители знатных и богатых семей Сирии. Были распространены мавзолеи, выстроенные из камня или высеченные в скалах. Мавзолеи, как правило, были квадратными или прямоугольными в плане, украшались декоративными колонками наподобие классических греко-рим. храмов; часто были увенчаны высокими обелисками пирамидальной формы. В архитектурном декоре они содержали также элементы стиля, близкого к памятникам Пальмиры. Лучше других в М. г. сохранились мавзолеи у селений Фиркая и Мегара (оба в горах Эз-Завия). Отдельные мавзолеи есть в Эд-Дане, Бшандлае, Катуре, Дайр-Бурайдже, Кауканае и др. селениях. Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Период с сер. III по 30-е гг. IV в. археологи описывают как время сравнительной стагнации в М. г., когда новых построек появлялось мало. В сер. IV - кон. VI в. последовал небывалый расцвет: число поселений этого периода измеряется сотнями; в каждом из них в среднем несколько десятков частных домов. По оценке французских археологов на основе подсчета сохранившихся домов, в горных массивах Бариша и Эль-Ала в это время могли проживать соответственно ок. 21 тыс. и 8,5 тыс. чел., что составляет плотность населения 100 и 53 чел. на кв. км. Увеличение числа домов и количества населения отмечается до 50-х гг. VI в. В этот период земли М. г. интенсивно использовали для разведения оливковых садов. Возле всех деревень, вилл или мон-рей сохранились остатки маслодавилен (в сел. Бахью их найдено 37). Оливковое масло производилось в больших объемах на экспорт. Скорее всего оно поступало на рынки Антиохии и Лаодикии и оттуда вывозилось в регионы Средиземноморья, однако прямых указаний на наличие именно таких путей экспорта археологами не найдено.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Кроме того, декор К.-С. оказал большое влияние на развитие архитектурного стиля в Сирии и Палестине. Сир. зодчие во многом ориентировались на классическую архитектуру: выбор сухой техники кладки, подъем здания на подиум, выравнивание квадров стен почти до идеально гладкой поверхности, обильное использование колонок и капителей. Свободно располагавшаяся «сирийская лента» и коринфские капители с развевавшимися листьями создали особенное, свойственное только сирийской архитектуре сочетание логики и иррациональности. Это своего рода отход от принципов античной архитектуры, в к-рой все декоративные детали были в значительной степени подчинены стоечно-балочной системе. Рядом с центральным комплексом в К.-С. расположен небольшой баптистерий, представляющий собой октагон (диаметр 8,1 м), заключенный в базилику. С сев. и юж. сторон в здание вели лестничные пролеты. В его центральной апсиде находилась крестильня в виде небольшого крестообразного углубления. Ее оформление проще, хотя в нем также использовалась «сирийская лента». В верхней части каждую грань октагона прорезало окно. По 3 вост. граням расположены узкие и высокие апсиды. Их ниши ориентированы по центру октагона, их оси совпадают с радиусами. Окна в апсидах располагались строго по оси «восток-запад», из-за чего они прорезали стены под косым углом и их очертания несколько искажены. Подобная особенность встречается в архитектуре М. Азии (ц. Бинбир-килисе, ок. 600; базилика на о-ве Ая-Никола (Гемилер), VI-VII вв.). У зап. подножия холма, на котором расположен К.-С., находится дер. Дейр-Симъан (бывш. греч. название - Теланисс), возникшая как центр приема паломников, большая часть к-рого состояла из гостиниц разных видов и классов. В поселении и рядом с ним обнаружено неск. храмов и мон-рей, улицы и лавки, где паломники могли покупать продукты и сувениры, а также остатки столпа неизвестного подвижника нач. VI в. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1975. P. 147-155). В V-VI вв., когда еще продолжалась борьба христианства и античных культов, К.-С.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

г. были римские военные ветераны, которые, вероятно, могли в этих местах получать земли после отставки; их имена указаны в ряде надписей II-IV вв. на зданиях и мавзолеях. Землю выделяли крупными участками, и во II в. в М. г. появился ряд вилл, владельцы к-рых разбогатели, сдавая земли в аренду, но сами часто жили в Антиохии или др. городах, приезжая на виллы в летнее время. Лучше других сохранились виллы в Дайр-Сунбуле Даллузе, Вади-Мартуне, Маджлие (все в горах Эз-Завия). Вилла в сел. Башила в том же районе была укреплена стенами. В разных местах сохранились несколько мавзолеев, построенных владельцами вилл. Кроме того, с древнейших времен возвышенности и малонаселенные горные районы становились центрами развития религиозных культов. В М. г., вероятно, некоторые из культовых мест возникли еще в доэллинистические времена, но сохранившиеся руины храмов относятся исключительно к рим. эпохе (большей частью ко II в.- Segal. 2013. P. 71-75). Почитавшиеся здесь боги носили классические имена, но, как правило, были тесно связаны с местными древнейшими сирийскими божествами, которые со времен эллинизма отождествлялись с греко-римскими богами. Большую роль в местной религ. топографии играло святилище на горе Корифа (араб. Эш-Шейх-Баракат; высота 870 м), близ совр. курдской дер. Катура (араб.  ) в горах Симъан ( Burns. 1999. P. 202-203). На вершине горы находились храмы Юпитера Мадбаха и Саламана, от которых сохранились фундаменты. На ее сев. склоне, на месте совр. Катуры, были постройки для паломников. Подобные храмовые комплексы исследованы также на горе Срир (Сарир; храм Зевса), в Маашурине, Бакирхе (храм Зевса Бомбоса), Калуте (храмы Сеймия и Симбейтеля). Как правило, в византийскую эпоху в таких поселениях местные языческие жрецы долго сохраняли большое влияние, и христ. общины развивались медленнее, чем в других районах. В Катуре присутствие христиан в IV-VI вв. отмечено лишь несколькими надписями. С сер. V в. конкуренцию Катуре составил христианский комплекс Калъат-Симъан , расположенный в нескольких километрах к северу от нее.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Комплекс имел много входов для паломников - 18. Главный располагался по фасаду юж. базилики, что соответствовало более ранней сир. храмовой традиции. Ступенчатый подъем вел к порталу, оформленному в виде триумфальной арки, повторяющей триумфальную арку в оформлении апсид вост. базилики. Она завершалась 3 треугольными фронтонами. В главный неф юж. базилики вели 2 входа, что также соответствовало ранней сир. традиции, где разделялись проходы в храм для мужчин и женщин, хотя в К.-С. это правило соблюдать было скорее всего крайне сложно. По фасадам сев. и зап. базилик 3 дверных проема вели в каждый из 3 нефов. Помимо дверных проемов по фасадам были дополнительные входы во всех боковых стенах: по 3 входа - в южной базилике, по 2 входа - в остальных. Проемы оформлялись небольшими 2-колонными портиками с сегментными фронтонами либо внешней колоннадой. Базилики, возможно, имели верхний ряд окон (клеристорий), от к-рого сохранились лишь 4 окна по юж. фасаду и 4-скатные деревянные перекрытия. Юж. фасад центрального комплекса Юж. фасад центрального комплекса Поверхность стен базилик делилась на 2 зоны мощными карнизами: один проходил примерно посередине стены, а другой оформлял ее верхнюю часть и поддерживал перекрытие. Крупный выступающий профиль карнизов образовывал своеобразную полочку. Нижняя, меньшая часть стены была оставлена без декора и имитировала высокий подиум, традиционный для рим. архитектуры. Окна с полукруглым верхом опирались на нижний карниз и были расположены по всему внешнему периметру комплекса в верхней части стен на одном уровне. Окна находились симметрично по 2 между дверями. Дополнительные сегментные окна держались на дверных перемычках. И оконные и дверные проемы с внешней стороны оформлены сложнопрофилированной тягой, которая объединяет неск. разных профилей и напоминает антаблемент ионического ордера с несколькими уступами, но в данном варианте количество уступов было увеличено, профили варьировались, а линия выходила далеко за пределы горизонтальных ритмов.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

В 500 м к юго-западу от Барада расположены руины мон-ря Каср-эль-Барад (VI в.). Его основу составлял однонефный храм (длина 15,8 м), к-рый хорошо сохранился. Мон-рь не имел ограды; рядом с храмом находились помещения для братии, колонна для неизвестного столпника, 3-этажная башня, маслодавильни и гробницы. Басуфан (  ) ( Burns. 1999. P. 61; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 991-992, 1011), совр. курдская деревня в 3,5 км от Дайр-Симъана, в к-рой расположены остатки позднеантичного поселения. Предположительно в VI в. здесь находился монофизитский мон-рь Дайра-д-Бет-Писион. Его игум. Стефан в 567 г. участвовал в церковных заседаниях в К-поле по вопросу о тритеизме и подписал акты, осудившие эту ересь. Мон-рь находился в зап. части поселения. От него сохранились едва различимые остатки базилики, к-рая была построена ок. 527 г. В посвятительной надписи строителями базилики указаны игумен, а также диаконы Сахрон, Лука и Марк из Галилеи. Среди древних сооружений Басуфана - руины 3-нефной базилики св. Фоки (491-496). Это одна из крупнейших базилик в горах Симъан (15,4×24 м); посвятительная надпись, высеченная на стене, содержит имена строителей периодевта Дамиана и диаконов Даниила и Мары. В отличие от большинства сир. храмов, имеющих плоскую вост. стену, эта базилика была украшена с востока ярко выраженной апсидой; колонны имели капители дорического ордера. Базилика была очень близка по стилю к храмам Калъат-Симъана и, по предположению Чаленко, могла быть построена той же артелью. В средние века она использовалась как центр небольшой мусульм. крепости. В наст. время базилика почти полностью разрушена; пространство ее бывш. интерьера используется как приусадебный двор одного из деревенских домов. Бахью (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 85-90; Burns. 1999. P. 61-62; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 926), небольшое селение на плато Эль-Ала, к-рое наиболее подробно исследовал Чаленко. По его наблюдениям, процесс развития Бахью несколько отличался от обычных для М. г. тенденций. Подъем селения как центра производства оливкового масла начался позднее, чем во всех окрестных поселках, вероятно из-за состава местных почв.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

противостоял местному языческому святилищу Зевса Мадбаха и Селамана, располагавшемуся на вершине горной гряды, на склоне которой находился К.-С. Исследование и реставрация Лит.: De Vog üé M. Syrie centrale: architecture civile et religieuse du I au VIIe siècle. P., 1877. T. 2; Butler H. Ch. Early Churches in Syria. Princeton, 1929. Pt. 1. P. 97-105; Krencker D., Naumann R. Die Wallfahrtskirche des Symeon Stylites in Kal‘at Sim‘a  n. B., 1939; Tchalenko G. Les villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953. Vol. 1. P. 205-276; 1958. Vol. 3. P. 124; Jarry J. Trouvailles épigraphiques à Saint-Syméon//Syria. P., 1966. T. 43. Pt. 1/2. P. 105-115; Nasrallah J. Le couvent de Saint Siméon l " Alépin: Témoignages littéraires et jalons sur son histoire//PdO. 1970. Vol. 1. P. 327-356; idem. Convents de la Syrie du Nord portant le nom de Siméon//Syria. 1972. T. 49. Pt. 1/2. P. 127-159; idem. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 67; Pe ñ a I., Castellana P., Fernandez R. Les stylites syriens. Mil., 1975; Strube Ch. Die Formgebung der Apsisdekoration in Qalbloze und Qalat Siman//JAC. 1977. Bd. 20. S. 181-191; Restle M. Kalaat Seman//RBK. 1978. Bd. 3. S. 853-892; Deichmann F. Qalb Lo  ze und Qal‘at Sem‘a  n: die besondere Entwicklung der nordsyrisch=spaetantiken Architektur. Münch., 1982. S. 3-40. (SBA; Heft 6); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983; Saunders W. B. R. Qal‘at Seman: A Frontier Fort of the Xth and XIth Cent.//Armies and Frontiers in Roman and Byzantine Anatolia: Proc. of a Colloquium Held at University College, Swansea, in Apr. 1981/Ed. S. Mitchell. Oxf., 1983. P. 291-303; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, 19864. P. 143-156; Biscop J.-L., Sodini J.-P. Travaux à Qal‘at Sem‘an//Actes du XIe Congr. Intern. d " Archéologie Chrétienne. R., 1989. Vol. 2. P. 1675-1693; ODB. Vol. 3. P. 1763; Sodini J.-P. Qal‘at Sem‘an: Ein Zentrum des Pilgerwesens//Syrien: Von den Aposteln zu den Kalifen/Hrsg. E. M. Ruprechtsberger. Linz, 1993. S. 128-143; idem. Qal‘at Sem‘an: quelques données nouvelles//Akten des XII. Intern. Kongr. für Christliche Archäologie, Bonn 22-28 Sept. 1991/Hrsg. J. Engemann, E. Dassmann. Vat.; Münster, 1995. P. 348-368; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003. P. 395-396; Bogisch M. Qalat Seman and Resafa-Sergiupolis: Two Early Byzantine Pilgrimage Centers in Northern Syria//Byzantino-Nordica 2004: Papers Presented at the Intern. Symp. of Byzantine Stud., 7-11 May 2004, Tartu, Estonia/Ed. I. Volt, J. Päll. Tartu, 2005. P. 52-72; Biscop J.-L. The «Kastron» of Qal‘at Sim‘a  n//Muslim Military Architecture in Greater Syria: From the Coming of Islam to the Ottoman Period/Ed. H. Kennedy. Leiden; Boston, 2006. P. 75-83.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

архитектуры. В К.-С., т. о., органично сочетались новые византийские веяния и классические античные устои. Пространство интерьера базилик хорошо освещалось. Искусная резьба дополняла декор фасадов. Рельеф в виде «сирийской ленты» из сочетания нескольких профилей над арочными проемами подчеркивал вертикальные ритмы пилястр под арками и угловых опор октагона. В отличие от экстерьера профили здесь дополнены обильным декором с рядами всевозможных плетенок и растительными орнаментами в виде аканфовых и лавровых листьев, волнообразно вьющихся стеблей с зубчатыми листочками, бусин, веночных плетений. Горельефный пояс в виде малых арочек украшал триумфальную арку конхи апсидального полукружия. Апсиды являлись средоточием декоративных элементов всего комплекса. У пят некоторых арок профильная лента имела «отвороты» в виде волют, что встречалось и в др. сир. храмах (Дейр-Сета, Бакирха). Неск. колонн и пилястр венчали коринфские капители с развевавшимися от «неземного» ветра листьями аканфа. Подобная форма капителей была довольно необычной даже в сирийских храмах и использовалась только в вост. базилике в Бакирхе, в Дар-Кита. В VI в. этот мотив появился в постройках К-поля, региона Эгейского м. и Италии (собор Св. Софии в К-поле, базилики св. Димитрия и Св. Софии в Фессалонике, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне). Наряду с подобными капителями в К.-С. были и простые коринфские капители с жестким аканфом, и псевдоионические - со схематизированными волютами и с мотивом креста между ними. Четкого распределения капителей не было, хотя капители с развевавшимся аканфом чаще встречались в октагоне, а простые - в базиликах. Т. о. являясь крупнейшим проектом своего времени, К.-С. внес существенные новшества в развитие христ. архитектуры в Сирии и во всем Средиземноморье. Главной ценностью его композиции стал опыт соединения центрической (октагон) и базиликальной форм культового здания. К.-С. был одним из звеньев на пути формирования концепции центрических купольных храмов, появившихся в Византии в VI в.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Эта т. н. сирийская лента была частым элементом декора в храмах Сирии с V в. В К.-С. она огибала полукруглые верхние части окон, сегментные окна над дверями и дверные порталы. В простенках между окнами по боковым стенам базилик она плавно изгибалась под прямым углом, оставляя часть стены свободной. В эти узкие пространства вставлялись небольшие ниши с полукруглыми завершениями, внутри к-рых были установлены рельефные кресты. В простенках между верхними окнами по юж. фасаду (остатки клеристория) линия тяги создает нижнюю дугу. Вероятно, весь верхний ярус окон оформлялся подобным же образом по контрасту с более строгим геометричным декором нижнего яруса. Композиции из 3 окон с полукруглыми завершениями и круглым окном (окулосом), также подчеркнутые «сирийской лентой», украшали фронтоны на фасадах базилик. Та же «лента» появлялась в оформлении внешнего периметра алтарных апсид. Ее линия была практически непрерывна, за исключением тех мест, к-рые попадали под дверные порталы. Она переходила с одной стены на другую, объединяя декоративные элементы в единую группу. Обилие больших и малых полукруглых форм создавало особое ритмическое созвучие, которое подчеркивалось множеством мелких профилей. Вид на алтарную часть вост. базилики Вид на алтарную часть вост. базилики Колончатый пояс был вынесен в К.-С. на фасад центральной апсиды вост. базилики. Он состоял из 2 ярусов выступающих колонок с капителями: в нижнем ярусе они опирались на пьедесталы, в верхнем - на раскрепованный антаблемент. Мощные импосты и ряд арочек с разными по декору импостами, напоминающими крепостные машикули, завершали 2-й ряд. Каждый 2-й из них опирался на колонки, а остальные были декоративными. Полуколонки украшали полукруглые формы экседр на пересечении базилик в экстерьере и простенки между окнами клеристория в интерьере (по реконструкции Батлера), а также экстерьер юж. фасада. Этот прием часто использовали в V в., в т. ч. в храме Кальб-Лузе, мон-ре Басуфан, базиликах Фоки и Аршине. В отличие от «сирийской ленты» обилие полуколонок и пилястр характерно для построек, выполненных по канонам греко-рим.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Октагональная структура была избрана для ц. Богородицы на горе Гаризим, возведенной имп. Зиноном (открыта при раскопках во 2-й пол. XX в.). Посвящение и общая композиция повторяли ц. Богородицы (Кафизма): вокруг центрального ядра обход, формируемый на углах столпами и колоннами, объединенные апсида и пастофории, вдоль диагональных граней октагона устроены вытянутые помещения с малыми апсидами (апсидиолами). Эгейским происхождением объясняются формы и декор (напр., напольные мозаики) мн. базилик V в. в Палестине, Иордании и Юж. Сирии. Процесс постепенного перехода к сложению местной архитектурной традиции демонстрируют 9 сохранившихся церквей Герасы: начиная с собора (ок. 400), имевшего атрий и мраморную облицовку стен, до базилики еп. Генезиуса (611), в к-рой вост. концы боковых нефов превратились в рукава трансепта. Мон-рь прп. Симеона Столпника (Калъат-Симъан). План Мон-рь прп. Симеона Столпника (Калъат-Симъан). План Интенсивностью и высоким качеством отличалось строительство в Сев. Сирии, гл. обр. монастырское. К востоку от Антиохии, в известняковом горном массиве, создавали архитектурные комплексы, включавшие кроме церквей 2-3-этажные жилые дома и хозяйственные постройки. В качестве церковных зданий преобладали 3-нефные базилики с опорами в виде столпов или колонн, полукруглой апсидой, фланкированной пастофориями, предположительно служившими жертвенником и мартирием. В ранних памятниках эта 3-частная структура снаружи была вписана в прямоугольник стен, как ц. в Дар-Кита (418), но со 2-й пол. V в. апсиды выступали полукруглым объемом и часто оформлялись колоннадами, иногда 2-ярусными. При возведении мартирия прп. Симеона Столпника (Калъат-Симъан) при имп. Зиноне в 80-х гг. V в. местная школа обогатилась опытом к-польской архитектуры. Торжественный, триумфальный, грандиозный комплекс масштабностью напоминал позднеантичные имп. ансамбли, крестообразная композиция, рукавами к-рой служат 3-нефные базилики (вост. с алтарем), сформирована вокруг октагонального ядра, вероятно не имевшего перекрытия, в центре его находился столп прп. Симеона. Торжественность и строгая уравновешенность форм характерны для церквей в Кальб-Лузе (сер. V в.), Керратине (505-506), Турманине (VI в.), где использование низких прямоугольных столпов увеличивало пролеты между опорами.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Пограничная византийско-персид. война 572-591 гг., шедшая с переменным успехом в Армении, Месопотамии и на окраинах Сирийской пустыни, завершилась выгодным для империи миром; она получила Вост. Армению и захваченные ранее персами Дару и Мартирополь. Однако после смерти имп. Маврикия произошло самое крупное военное столкновение 2 держав (602-628), в ходе к-рого шах Хосров II предпринял завоевание вост. провинций империи. Разгромив одну за другой неск. визант. армий, персы захватили и разрушили Дару (604/5), вслед за этим пала Эдесса, и в 610 г. иран. войска вышли к Евфрату. Сиро-палестинские евреи, выступавшие против политики христианизации, проводившейся имп. Фокой, повсеместно присоединялись к персам. Ок. 609 г. в Антиохии произошла серия беспорядков, в т. ч. иудейско-христ. столкновения, во время к-рых был убит Патриарх Анастасий. В 613 г. персы овладели Антиохией, Апамеей и Дамаском, в 614 г. иран. войска при поддержке иудейских союзников завоевали Палестину. При этом были убиты тысячи иерусалимских христиан, много монахов Иорданской пустыни, ограблены и разрушены храмы, а святыни, прежде всего Древо Св. Креста, вывезены в Иран. Персид. нашествие нанесло сильнейший удар по христ. Церкви в пограничных областях, дезорганизовало хозяйственную жизнь. В 20-х гг. имп. Ираклию удалось переломить ход войны и нанести персам ряд поражений в Закавказье и Месопотамии. Калъат-Симъан. Монастырский комплекс прп. Симеона Столпника. Кон. V в. Калъат-Симъан. Монастырский комплекс прп. Симеона Столпника. Кон. V в. По мирному договору 629 г. восстанавливались прежние границы, персид. гарнизоны были выведены из Сирии, возвращались христ. реликвии, захваченные персами. 21 марта 630 (или 631) г. имп. Ираклий лично вознес Св. Крест на Голгофу. В Иерусалиме проводились восстановительные работы, приписываемые Патриарху Модесту, был отреставрирован храм Св. Гроба. В 629-636 гг. Ираклий находился в Сирии, где, в частности, ок. 629 (или 634) г. вел переговоры с сиро-яковитским патриархом Афанасием о примирении его сторонников с офиц. Церковью на основе монофелитского вероучения. Яковиты, однако, отвергли компромисс; с др. стороны, правосл. круги тоже выступали против монофелитства - отражением этих настроений стало избрание в 634 г. на иерусалимскую кафедру монаха Софрония (см. свт. Софроний I , Патриарх Иерусалимский), выдающегося церковного писателя, убежденного противника монофелитов.

http://pravenc.ru/text/372678.html

  001     002    003    004    005    006