Симеона постепенно увеличивалась. К сер. V в. слава о прп. Симеоне распространилась по всему Средиземноморью, а место его жизни привлекало бесконечный поток паломников. Ко времени смерти прп. Симеона в 459 г. мон-рь, образовавшийся вокруг его столпа близ сел. Теланисс, превратился в один из важнейших религ. центров Сирии и всей Вост. Римской империи. Комплекс мон-ря ныне известен под позднейшим араб. названием Калъат-Симъан. Он находится в центральной части массива Симъан, к-рый в наст. время также назван в честь прп. Симеона. Вокруг мон-ря в сел. Теланисс в V-VI вв. продолжал развиваться паломнический центр: построили неск. мон-рей, в т. ч. с сооружениями для столпников, подражавших подвигу прп. Симеона. Дороги, по к-рым шли паломники от Калъат-Симъана к ближайшим крупным городам Антиохия и Вероя, также пользовались большим вниманием местных церковных властей. На почтовых станциях, а иногда и в чистом поле, у дорог, было построено неск. храмов, специально предназначенных для встречи паломников и молитвенного приготовления их к посещению главной святыни. Среди таких храмов наиболее хорошо сохранились базилика в Мушаббаке и, возможно, базилика Кальб-Лузе. Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в VI век стал временем наивысшего расцвета монашества в М. г. По 2 или 3 небольших мон-ря строились вокруг большинства крупных селений. Как правило, в них сооружались небольшие однонефные храмы, часто полностью обстроенные жилыми помещениями монахов; иногда встречаются столпы неизвестных подвижников. Наряду с обычными типами монастырей в М. г. имеются также небольшие пещерные комплексы с кельями и небольшими храмами, высеченными в скалах. Таковы Хараманда в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 153) и Харим в горах Эль-Ала ( Burns. 1999. P. 130-131). Мон-ри вели активную хозяйственную деятельность, владели окрестными землями, но мало участвовали в производстве оливкового масла - маслодавильни рядом с ними встречаются сравнительно редко и имеют небольшие размеры.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII beky опустел, хотя еще долго привлекал паломников. Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни b VI beke провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (b VI beke здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов. По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане b VII–VIII bb. были более терпимы к христианам, чем мамлюки b XIII–XIV bb. Дело в том, чmo b XIII–XIV bb. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения. Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII bekob с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь. По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

После кончины Джуссани (22 февр. 2005) и его погребения, к-рое возглавил личный посланник папы Иоанна Павла II кард. Йозеф Ратцингер (в 2005-2013 папа Римский Бенедикт XVI), во главе движения встал испан. пресв. Хулиан Каррон, ближайший соратник Джуссани. По распоряжению Папского совета по делам мирян Каррон стал также духовным наставником ассоциации «Memores Domini». Деятельность «C. e L.» неоднократно получала одобрение папы Римского Бенедикта XVI (2006, 2007, 2010). 11 окт. 2013 г. папа Римский Франциск принял на аудиенции Каррона и через него призвал участников движения «C. e L.» продолжать дело христ. свидетельства в мире. В наст. время общины «C. e L.» существуют более чем в 75 странах. Помимо благотворительной и социальной работы ведется широкая издательская деятельность. С апр. 1974 г. издается ж. «Comunione e Liberazione» (с 1977 - «Litterae Communionis» (итал.- «Письма общения»), с 1993 по наст. время - «Tracce - Litterae Communionis» (итал.- След - Письма общения)). Журнал выходит на разных языках: с 1996 г. издается браз. версия «Passos»; с 1997 г.- испан. версия «Huellas» (распространяется в Аргентине, Чили, Колумбии, Эквадоре, Мексике, Парагвае, Перу, Доминиканской Республике, Испании и Венесуэле); с 1999 г.- англ. версия «Traces» (распространяется в Австралии, Канаде, Великобритании, Гонконге, Ирландии, Кении, Уганде и США и на Тайване); с 2000 г.- рус. версия «След», а также франц. версия «Traces»; с дек. 2002 г.- нем. версия «Spuren»; с 2003 г.- португ. версия «Passos» (распространяется в Португалии и Мозамбике); выходят польск. версия «Slady», венг. версия «Nyomaink» и др. Особое внимание в движении «C. e L.» уделяется экуменической деятельности, под к-рой понимается стремление объединить всех христиан в деле христ. свидетельства миру. Джуссани, занимавшийся богословием Вост. Церкви и уделявший особое внимание изучению понятия «соборность» в творчестве А. С. Хомякова, приветствовал христианское возрождение в России. Джуссани поддержал создание издательского центра «Духовная библиотека» и культурного центра «Покровские ворота» в Москве, учрежденных фондом «Христианская Россия» («Russia Cristiana») совместно с российской католич. организацией «Каритас» (см. Caritas Internationalis ) и с «Образовательным христианским центром святых Мефодия и Кирилла» (г. Минск). В нояб. 2010 г. Каррон принял участие в VI Международной богословской конференции РПЦ «Жизнь во Христе: Христианская нравственность, аскетическое Предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва), где сделал доклад «Слава Божия есть человек живущий: Христианство перед лицом вызовов современности». К связанному с «C. e L.» Священническому братству миссионеров св. Карла принадлежит ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиеп. Паоло Пецци. Неск. общин «C. e L.» действуют в Москве, С.-Петербурге и Новосибирске.

http://pravenc.ru/text/1841872.html

Как центр паломничества К.-С. существовал в течение всего VI в., однако впосл., видимо, был заброшен, как и бóльшая часть монашеских комплексов Сев. Сирии, к-рые пострадали от войн между Византией, Ираном и арабами в 1-й пол. VII в., а затем, лишившись материальной поддержки и притока паломников, постепенно запустели. В хронике яковитского патриарха Михаила Сирийца (Великого) (XII в.) сообщается о том, что в 638 г., на праздник св. Симеона, в К.-С. неожиданно вторглись арабы и захватили множество мужчин, женщин и детей. Хронист объясняет это событие наказанием за грехи: вместо того чтобы поститься и петь псалмы во время праздника, христиане предпочитали пить, танцевать и веселиться ( Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 422). В VII-IX вв. о состоянии монастыря ничего не известно. В одной из сирийских надписей, обнаруженных в К.-С., сообщается о строительных работах, проведенных в 901/2 г., при игум. Шауми ( Jarry. 1966. P. 106). Известна араб. рукопись (Sinait. arab. 330), переписанная в К.-С. в X или XI в. Тадросом, сыном Юсуфа бен Джабра. В 965-966 гг., во время мятежа антиохийцев против власти Хамданидов, в монастыре нашел убежище правосл. Антиохийский патриарх Христофор ( Zayat. 1952. P. 336). Его ученик анба Григорий Старший занимал пост настоятеля К.-С. и встречался с визант. полководцем, а впосл. императором Никифором Фокой, который в 60-х гг. X в. освободил от мусульман часть Сев. Сирии (Ibid. P. 364). При патриархе Христофоре мон-рь был обновлен и превращен в крепость ( Jarry. 1966. P. 107-108); его территорию обнесли стеной, частично сооруженной из остатков ранневизант. построек, поскольку К.-С. оказался в приграничной зоне между владениями Византии и мусульм. эмиров. В этот период как действующий храм использовалась лишь вост. базилика комплекса, к-рая была отремонтирована в 979 г., при игум. Феодоре (варианты имени: Феодот, Феодул), о чем говорит мозаичная напольная греко-сир. надпись в базилике ( Nasrallah. 1970. P. 337). По свидетельству арабо-христианского хрониста Яхьи Антиохийского (XI в.), в 985 г. алеппский эмир Каргуя с отрядом разорил мон-рь и вырезал большую часть монахов, а жители-христиане близлежащих деревень, к-рые пытались укрыться в К.-С., были отправлены в Алеппо в качестве военных трофеев ( Розен. 1883. С. 19-20). В 1017 г. отряды фатимидских войск из Алеппо вновь дважды разорили обитель (Там же. С. 58). Полуразрушенный К.-С. более никогда не отстраивался, но, возможно, еще нек-рое время продолжал существовать. Он окончательно запустел не позже XII в.: арабский путешественник этого столетия аль-Харави описывал монастырь как огромные развалины, «подобных которым нет в мире» ( Haraw . 1953. P. 5). Крестоносцы, обеспечившие посещение св. мест Палестины паломниками из Европы в XII - сер. XIII в., регионом К.-С. уже не интересовались. Архитектура

http://pravenc.ru/text/1320169.html

В Осроене первые монашеские общины, видимо, возникли в окрестностях Харрана, в Фадане (ныне Телль-Феддан), а также недалеко от Эдессы, в Гадале, где образовалась община учеников подвижника Юлиана Сабы, в состав к-рой входили не только зап. сирийцы, но и выходцы из Персии. Особый акцент в традиции старца Юлиана делался на непрестанной индивидуальной молитве в течение дня. Монахам разрешалось днем удаляться в пустыню на небольшое расстояние, но вечером они должны были собираться для совместной молитвы. В пров. Евфратисия, недалеко от г. Зевгма, к западу от Эдессы, находился монастырь, основанный мон. Публием (или Павлом). Община в нем делилась по этническому признаку на 2 части: сирийскую и греческую (последняя включала также армян). Каждой частью управлял свой игумен, однако все монахи подчинялись единому уставу и вместе собирались вечером на молитву, к-рая совершалась на 2 языках. На север от Антиохии, на горном хребте Аман (или Нур), существовали мон-ри, связанные с именем Симеона (Старшего), в пров. Киликия Вторая - обители, основанные учениками подвижника Феодосия из г. Росс ( Theodoret. Hist. rel. X 1-2). Монашеские центры в кон. IV - нач. V в. возникли и в окрестностях Антиохии, но не в самом городе. Во времена Феодорита Кирского в Антиохии существовал только знаменитый Аскетерион, школа аскетического типа, основанная Диодором, еп. Тарсийским, в к-рой нек-рое время учился свт. Иоанн Златоуст. На склонах горы Сильпий, на юго-восток от Антиохии, в пещерных кельях жили неск. отшельников, упоминаемых Феодоритом, в частности Афраат (не путать с Афраатом Персянином), Петр Галатиец и Македоний Критофаг ( Theodoret. Hist. rel. VIII, IX, XIII). На территории этой же провинции (Сирия Первая) на склонах известкового массива Шейх-Баракат (т. н. гора Корифея, в рус. пер. Корифа), расположенного вдоль дороги, ведущей из Антиохии в Алеппо, в V-VI вв. возникло множество келий и неск. монастырских комплексов, среди к-рых наиболее известными являются мон-рь Теледа (Телль-Адда), основанный мон. Аммианом, и мон-рь Теланисс (Калъат-Симъан), возникший во 2-й пол. V в. недалеко от колонны прп. Симеона Столпника (Старшего) при значительном содействии имп. Зинона ( Nasrallah. 1970). В VI в. мон-рь Теледа с зависящими от него мелкими обителями стал центром монофизитского М. в Антиохийском регионе. Среди его насельников были выходцы из Осроены, воспитанные в среде учеников старца Юлиана Сабы, к-рые явились проводниками традиции сир. отшельничества в эллинизированном районе Антиохии.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Симеона в Калъат-Симъан в Сирии (кон. V в.). С храмом на горе Гаризим капернаумский октагон имеет много общих архитектурных деталей, археологическую датировку храма подтверждают и стилистические признаки. Ранее считалось, что эта форма восходит к Золотому октагону в Антиохии, но в последних исследованиях показано, что сир. храм имел форму октоэдрона ( Bogisch. 2005). Т. о., архитектурная форма храма в К. свидетельствует о важной роли этого «святого места». Постройка состояла из центрального октагона, внутри к-рого 8 угловых опор поддерживали перекрытие на арочных перемычках. С востока к нему примыкали небольшая апсида, выступающая за пределы стен IV в. (позже к ней добавлена крещальная купальня), и неск. боковых комнат, напоминающих пастофории . С зап. стороны по каждой из 3 граней располагались входы. Со всех сторон, кроме восточной, октагон был окружен галереями, их конструкция состояла лишь из 5 граней. Зап. грань совпадала с линией атриума IV в. С юж. стороны всего комплекса появились пристройки из неск. комнат. Центральный октагон был украшен цветной напольной мозаикой, к-рая теперь демонстрируется отдельно от здания. Центральный мотив ее декора - изящно выполненная и редкая для Палестины фигура павлина с роскошным хвостом концентрической формы. Она органично подчеркивает октогональный план храма. Павлин находится в окружении геометрических и флоральных мотивов, но это было характерно для мозаик антиохийского круга. Вид на католич. церковь над домом ап. Петра и греч. ц. в честь Собора апостолов Вид на католич. церковь над домом ап. Петра и греч. ц. в честь Собора апостолов Октогональный храм просуществовал до VII в. Анонимный паломник из Пьяченцы, посетивший К. ок. 570 г., оставил воспоминания об этом храме, назвав его базиликой ( Loffreda. Capernaum. 1993. P. 295). Свидетельства более поздних паломников не подтверждают существование церкви ап. Петра. Они упоминают «дом св. Иоанна Богослова» (BHG, N 364; Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене/Изд., пер.: В.

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей имп. Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как 4 базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь. А. ц. 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению (кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к кон. IV в. и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и 5 куполами (1 световой в центре и 4 изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей имп. Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей имп. Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом. Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан ) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор ). От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул). Ист.: Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg. Nazianz. Poem. 16. 59-60; Philostorgius. HE. III 2; Прокопий Кесарийский. О постройках. I 4. 11-16// он же. Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const. Porphyr. De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius. Description des œuvres d " art et de l " Église des Saints Apôtres à Constantinople/Éd. E. Legrand//REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites. Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople/Ed. G. Downey//Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.

http://pravenc.ru/text/75726.html

В архитектуре базилик конкурировали 2 основных стиля. Первый предполагал строительство храмов с исключительно прямоугольными внешними формами, без полукруглых или круглых частей конструкции - алтарной апсиды, вимы, баптистерия. Алтарное пространство делали прямоугольным; баптистерии приобрели строго кубические формы, иногда полукруглую апсиду полностью прятали в дополнительных пристройках у вост. стены храма так, чтобы снаружи она была не видна. Этот стиль исследователи связывают с некой автономно сложившейся сир. архитектурной традицией, хотя ее истоки не определены. Второй стиль в основном соответствует традициям архитектуры византийской столицы и др. крупных имперских городов. В этом стиле возвели наиболее известные постройки в Калъат-Симъане, Кальб-Лузе (Кальб-Лаузе) и неск. крупных сельских базилик, в строительстве к-рых могли принимать участие столичные или антиохийские архитекторы либо их мастерские. В надписях М. г. получило широкое распространение имя местного архитектора или подрядчика-строителя Маркиана Кира. На рубеже IV и V вв. им были построены базилики в Бабиске, Дар-Ките, Каср-эль-Банате, Бауде и Ксайджбе. Базилика в д. Суркания. V в. Базилика в д. Суркания. V в. Помимо сельских приходских храмов ведущую роль в истории М. г. сыграло бурное развитие сир. монашества. Наиболее подробные сведения о сир. подвижниках сохранились в сочинении Феодорита «История боголюбцев» (сер. V в.). Феодорит , еп. г. Кирр, расположенного в 30 км севернее Симъана, несомненно бывал в районах М. г. Однако среди упоминаемых им мест, где жили подвижники, почти нет прямых указаний на М. г., отрывочны сведения и о самих местных подвижниках. Исключение составляет рассказ о прп. Симеоне Столпнике ( Старшем; † 459). Ок. 412-415 гг. преподобный переселился из монастыря Теледа в хижину у горы близ сел. Теланисс (ныне Дайр-Симъан), затем - на вершину горы, а ок. 422 г. взошел на свой 1-й столп высотой 2,6 м ( Theodoret. Hist. rel. 26. 7-9, 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13). Высота столпа прп.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

380; Калъат-Симъан, 80-90-е гг. V в.). Апостолейон был единственным храмом в К-поле, завершенным еще при имп. Константине, строительство др. церквей занимало годы, в т. ч. и собора Св. Софии (основан в 326, освящен в 360) в К-поле; восстановленный в нач. V в., до 532 г. имел структуру Мартириума на Голгофе (325/6-335), но меньшего масштаба: 5-нефная базилика с атриумом, галереями на колоннах над боковыми нефами, общая длина (ок. 120 м) перекрыла бы площадь юстиниановской ц. Св. Софии. Церковь Сан-Ларенцо Маджоре в Милане. 376 - 377 гг. Изометрическая реконструкция. Церковь Сан-Ларенцо Маджоре в Милане. 376 - 377 гг. Изометрическая реконструкция. Др. важнейшим из ранних храмов архитектуры В. и. была антиохийская Великая ц. (ц. Гармонии, Золотой Октагон), располагавшаяся на острове, в центре города, в непосредственной близости от имп. дворца. Описание Евсевием Памфилом (Жизнь Константина. III. 50) этой исчезнувшей, «единственной относительно величины и красоты громадной церкви» ( Высоцкий и др. 2000. С. 211-212), кафедрального собора Антиохийского Патриархата, позволяет представить 8-стороннюю центричную постройку, окруженную амбулаторием, галереями и нишами. Сторонники октагональной реконструкции храма ( Krautheimer. 1986. P. 75-78) считают его образцом при строительстве дворцовых церквей с аналогичной структурой, начиная с ц. святых Сергия и Вакха в К-поле до капеллы в Ахене (ок. 800). Если же согласиться с реконструкцией в виде двойного тетраконха, то такая композиция могла стать основой ряда структурно подобных или близких соборных храмов и дворцовых церквей (начиная с ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане, 376-377) ( Kleinbauer. 1973. P. 108-112). Независимо от конкретной формы ее считают первым образцом христ. храмов с «двойной оболочкой» ( Краутхаймер. 2000. С. 93), широко известных в архитектуре юстиниановской эпохи и повлиявших на внутреннее пространство визант. церквей с развитыми хорами. Среди церквей IV-V вв. было немало центричных или октагональных построек, служивших гл.

http://pravenc.ru/text/383977.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010