Крепостная башня в Константинополе. V в. Крепостная башня в Константинополе. V в. Основание К-поля в результате перестройки древнего Византия, начатой в 324 г., можно оценивать как планировку нового города с новым центром (остатки старого с ц. Св. Ирины (Мира) сохр. севернее), включающим имп. дворец, ипподром (его ложа являлась частью дворца), адм. здания, термы и собор Св. Софии (Премудрости Божией). К-поль сохранял черты античного города, столицы мира со всеми признаками, присущими Риму: широкие улицы с колоннадами (Меса), форумы (площади) с колоннами из камней благородных пород, увенчанными имп. статуями (2 порфировые колонны на площади Филадельфион со статуями сыновей имп. Константина), ц. св. Апостолов с надгробием императора с имп. мавзолеем «внутри стен», подобно Августовому ( Краутхаймер. 2000. С. 65). Характер застройки и типология дворцовых зданий определяются на примере остатков дворца Антиоха (нач. V в.), располагавшегося к западу от ипподрома. Ротондальные многолепестковые структуры его залов следуют традиции позднерим. дворцов и вилл. В нач. V в. территория К-поля была расширена строительством новых фортификационных сооружений при имп. Феодосии II (408-450), до наст. времени старая часть Стамбула сохраняет основные черты планировки эпохи имп. Константина. Население К-поля неуклонно росло, даже когда уменьшалось население др. античных городов, внутренний город был столь переполнен, что потребовался указ (450), запрещавший дома более 10 этажей ( Краутхаймер. 2000. С. 60). Мартирий св. Симеона Столпника (Калъат-Симъан). 80-е гг. V в. Мартирий св. Симеона Столпника (Калъат-Симъан). 80-е гг. V в. Мн. античные города продолжали развиваться в ранневизант. эпоху (Бостра (совр. Бусра-эш-Шам) в Сирии, Гераса (совр. Джараш) в Иордании); редко возникали новые или кардинально реконструировались существовавшие ранее, напр. в VI в. Юстиниана Первая (Царичин-Град) на Балканах (близ Лебане, Сербия), Сергиополь (Эр-Русафа) в сир. Месопотамии, Двин в Армении (IV-VII вв.). В большинстве из них церкви и дворцы духовных иерархов занимали градообразующее положение, в нек-рых случаях, как, напр., в Эфесе (запад М. Азии), новый христ. центр с храмами располагался рядом с античным городом.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Симеона постепенно увеличивалась. К сер. V в. слава о прп. Симеоне распространилась по всему Средиземноморью, а место его жизни привлекало бесконечный поток паломников. Ко времени смерти прп. Симеона в 459 г. мон-рь, образовавшийся вокруг его столпа близ сел. Теланисс, превратился в один из важнейших религ. центров Сирии и всей Вост. Римской империи. Комплекс мон-ря ныне известен под позднейшим араб. названием Калъат-Симъан. Он находится в центральной части массива Симъан, к-рый в наст. время также назван в честь прп. Симеона. Вокруг мон-ря в сел. Теланисс в V-VI вв. продолжал развиваться паломнический центр: построили неск. мон-рей, в т. ч. с сооружениями для столпников, подражавших подвигу прп. Симеона. Дороги, по к-рым шли паломники от Калъат-Симъана к ближайшим крупным городам Антиохия и Вероя, также пользовались большим вниманием местных церковных властей. На почтовых станциях, а иногда и в чистом поле, у дорог, было построено неск. храмов, специально предназначенных для встречи паломников и молитвенного приготовления их к посещению главной святыни. Среди таких храмов наиболее хорошо сохранились базилика в Мушаббаке и, возможно, базилика Кальб-Лузе. Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в VI век стал временем наивысшего расцвета монашества в М. г. По 2 или 3 небольших мон-ря строились вокруг большинства крупных селений. Как правило, в них сооружались небольшие однонефные храмы, часто полностью обстроенные жилыми помещениями монахов; иногда встречаются столпы неизвестных подвижников. Наряду с обычными типами монастырей в М. г. имеются также небольшие пещерные комплексы с кельями и небольшими храмами, высеченными в скалах. Таковы Хараманда в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 153) и Харим в горах Эль-Ала ( Burns. 1999. P. 130-131). Мон-ри вели активную хозяйственную деятельность, владели окрестными землями, но мало участвовали в производстве оливкового масла - маслодавильни рядом с ними встречаются сравнительно редко и имеют небольшие размеры.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЪАТ-СИМЪАН [араб.     - крепость Симеона; греч. Τελνισσος], монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название К.-С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость. Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К.-С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I , патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия ( Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594). Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник , подвизавшийся близ К-поля). В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса К.-С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К.-С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон (474-475; 476-491), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К.-С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии ( Theodoret. Hist. rel. 26. 2).

http://pravenc.ru/text/1320169.html

При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII beky опустел, хотя еще долго привлекал паломников. Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни b VI beke провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (b VI beke здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов. По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане b VII–VIII bb. были более терпимы к христианам, чем мамлюки b XIII–XIV bb. Дело в том, чmo b XIII–XIV bb. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения. Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

http://pravmir.ru/drevnyaya-siriya-kotor...

Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей имп. Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как 4 базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь. А. ц. 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению (кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к кон. IV в. и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и 5 куполами (1 световой в центре и 4 изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей имп. Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей имп. Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом. Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан ) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор ). От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул). Ист.: Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg. Nazianz. Poem. 16. 59-60; Philostorgius. HE. III 2; Прокопий Кесарийский. О постройках. I 4. 11-16// он же. Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const. Porphyr. De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius. Description des œuvres d " art et de l " Église des Saints Apôtres à Constantinople/Éd. E. Legrand//REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites. Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople/Ed. G. Downey//Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.

http://pravenc.ru/text/75726.html

Принц Хамдани Саад ад-Давла ибн Саиф ад-Давла захватил монастырь в 1016 году. После этого Калъат-Симъан использовался мусульманами как крепостное сооружение. В XVI веке в восточной части храма жил влиятельный курд, постепенно заселялись и остальные постройки. Спустя еще пару столетий крепостной комплекс освободили от жителей, он был признан памятником древней архитектуры и объектом изучения археологов. Собор святого Симеона Столпника, построенный вокруг столпа, исторически имел вид восьмиугольного здания, где в форме креста сходятся четыре храма. Западный, северный и южный храмы имели одинаковые размеры относительно центра. Храм с восточной стороны отличался большим размером и великолепием убранства. Здесь совершались богослужения по воскресным и праздничным дням, где молились вместе насельники монастыря и многочисленные паломники со всего света. В трех других храмах богослужения проходили по будням для отдельных групп паломников.      Четыре храма, образуя стороны креста, были построены по базиликальному типу. Каждый имел вид большого портика, разделенного арками на три части. Таким образом, собор включает в себя одновременно восьмиугольник и крест. У северной стены главного восточного храма находится древнее захоронение монахов, относимое к концу V века. Это склеп, выбитый в скале, и в нем покоятся кости усопших монахов. В стене северного храма есть еще одно монашеское захоронение. С восточной и южной стороны монастыря находились прямоугольные дворы. Там расположены трехэтажные здания, в которых размещались в древности конюшни, а некоторые здания были достроены в средние века. Келейные корпуса монахов располагались с восточной стороны монастыря, а к юго-востоку от главного храма находился небольшой монастырский храм, где совершалась ежедневная молитва насельников. В его юго-западном углу во время раскопок была найдена апсида. Большой камень с красивым декором, возможно, служил покрытием детской крещальной купели. Также были обнаружены прессы для изготовления вина или оливкового масла.

http://pravoslavie.ru/144129.html

     «Монастырский вестник» представляет читателям новую статью Фади Мфарреджа. Сирийский журналист, давно и тесно связанный с Россией, рассказывает о древнем монастыре святого Симеона Столпника близ Алеппо. Уже более пятнадцати столетий обитель Калъат-Симъан («крепость Симеона»), по праву считающаяся памятником архитектурного искусства древней Византии, свидетельствует о величии духа и подвигах сирийского монашества. Архитектурный комплекс, состоявший из грандиозного собора, келейного корпуса, гостиницы и крестильного храма, был построен в V веке и, несмотря на все разрушения времени, до сих пор отражает мощь христианства византийской эпохи. До начала войны в Сирии это было место паломничества для православных христиан со всего мира. Главная святыня монастыря – фрагмент каменного столпа, на котором святой Симеон (ок. 390 г. – 2 сентября 459 г.) жил и молился на протяжении почти сорока лет. Святой Симеон Столпник Святой Симеон Столпник родился в 389 году в деревне Сисан, между Сирией и Киликией. С юности он избрал монашеский путь и стремился к тяжким телесным подвигам: носил на голом теле колючий пояс и тяжелые цепи, селился на высохшем дне глубокого озера. Чтобы не стать соблазном для новоначальных монахов, святой выбрал путь отшельничества и удалился в окрестности сирийского города Алеппо. Симеон известен как первый святой, совершавший подвиг поста и молитвы на каменном столпе. Столп был твердо укреплен основанием в земле, а наверху имел небольшую площадку, где можно было стоять или сидеть. Высота каменной колонны, на которой подвизался отшельник, составляла около 15 метров. Феодорит, епископ Кирский, рассказывал о святом Симеоне, как тот, находясь на незащищенной от дождя и ветра площадке, проводил дни в непрестанной молитве, клал поклоны или долгое время стоял неподвижно с воздетыми руками. Сорок дней Великого поста Симеон обходился без еды и питья. При всем величии аскезы, подвижник обладал подлинным смирением. Когда отцы-пустынники, желая проверить его духовное состояние, повелели спуститься, Симеон был готов сделать это ради послушания старцам. И тогда они благословили отшельнику продолжать подвиг, который сочетал в себе и юродство, и мученичество. Святой Симеон скончался на столпе во время молитвы. Память его празднуется 14 сентября. Мощи святого Симеона Столпника по приказу императора Леона вскоре после кончины подвижника были перенесены сначала в Антиохию, а затем в Константинополь, в собор святой Софии.

http://pravoslavie.ru/144129.html

380; Калъат-Симъан, 80-90-е гг. V в.). Апостолейон был единственным храмом в К-поле, завершенным еще при имп. Константине, строительство др. церквей занимало годы, в т. ч. и собора Св. Софии (основан в 326, освящен в 360) в К-поле; восстановленный в нач. V в., до 532 г. имел структуру Мартириума на Голгофе (325/6-335), но меньшего масштаба: 5-нефная базилика с атриумом, галереями на колоннах над боковыми нефами, общая длина (ок. 120 м) перекрыла бы площадь юстиниановской ц. Св. Софии. Церковь Сан-Ларенцо Маджоре в Милане. 376 - 377 гг. Изометрическая реконструкция. Церковь Сан-Ларенцо Маджоре в Милане. 376 - 377 гг. Изометрическая реконструкция. Др. важнейшим из ранних храмов архитектуры В. и. была антиохийская Великая ц. (ц. Гармонии, Золотой Октагон), располагавшаяся на острове, в центре города, в непосредственной близости от имп. дворца. Описание Евсевием Памфилом (Жизнь Константина. III. 50) этой исчезнувшей, «единственной относительно величины и красоты громадной церкви» ( Высоцкий и др. 2000. С. 211-212), кафедрального собора Антиохийского Патриархата, позволяет представить 8-стороннюю центричную постройку, окруженную амбулаторием, галереями и нишами. Сторонники октагональной реконструкции храма ( Krautheimer. 1986. P. 75-78) считают его образцом при строительстве дворцовых церквей с аналогичной структурой, начиная с ц. святых Сергия и Вакха в К-поле до капеллы в Ахене (ок. 800). Если же согласиться с реконструкцией в виде двойного тетраконха, то такая композиция могла стать основой ряда структурно подобных или близких соборных храмов и дворцовых церквей (начиная с ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане, 376-377) ( Kleinbauer. 1973. P. 108-112). Независимо от конкретной формы ее считают первым образцом христ. храмов с «двойной оболочкой» ( Краутхаймер. 2000. С. 93), широко известных в архитектуре юстиниановской эпохи и повлиявших на внутреннее пространство визант. церквей с развитыми хорами. Среди церквей IV-V вв. было немало центричных или октагональных построек, служивших гл.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Симеона в Калъат-Симъан в Сирии (кон. V в.). С храмом на горе Гаризим капернаумский октагон имеет много общих архитектурных деталей, археологическую датировку храма подтверждают и стилистические признаки. Ранее считалось, что эта форма восходит к Золотому октагону в Антиохии, но в последних исследованиях показано, что сир. храм имел форму октоэдрона ( Bogisch. 2005). Т. о., архитектурная форма храма в К. свидетельствует о важной роли этого «святого места». Постройка состояла из центрального октагона, внутри к-рого 8 угловых опор поддерживали перекрытие на арочных перемычках. С востока к нему примыкали небольшая апсида, выступающая за пределы стен IV в. (позже к ней добавлена крещальная купальня), и неск. боковых комнат, напоминающих пастофории . С зап. стороны по каждой из 3 граней располагались входы. Со всех сторон, кроме восточной, октагон был окружен галереями, их конструкция состояла лишь из 5 граней. Зап. грань совпадала с линией атриума IV в. С юж. стороны всего комплекса появились пристройки из неск. комнат. Центральный октагон был украшен цветной напольной мозаикой, к-рая теперь демонстрируется отдельно от здания. Центральный мотив ее декора - изящно выполненная и редкая для Палестины фигура павлина с роскошным хвостом концентрической формы. Она органично подчеркивает октогональный план храма. Павлин находится в окружении геометрических и флоральных мотивов, но это было характерно для мозаик антиохийского круга. Вид на католич. церковь над домом ап. Петра и греч. ц. в честь Собора апостолов Вид на католич. церковь над домом ап. Петра и греч. ц. в честь Собора апостолов Октогональный храм просуществовал до VII в. Анонимный паломник из Пьяченцы, посетивший К. ок. 570 г., оставил воспоминания об этом храме, назвав его базиликой ( Loffreda. Capernaum. 1993. P. 295). Свидетельства более поздних паломников не подтверждают существование церкви ап. Петра. Они упоминают «дом св. Иоанна Богослова» (BHG, N 364; Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене/Изд., пер.: В.

http://pravenc.ru/text/1470315.html

Византийская архитектура В эпоху раннего христианства продолжилось развитие достижений древнерим. наследия. Если основным типом христ. храма в IV-V вв. была базилика, то купольные центрические постройки использовались для мавзолеев, мартириев и баптистериев. Получили распространение развитые композиции в виде ротонд с внутренней колоннадой и круговым обходом (мавзолей Санта-Констанца в Риме, 324-326; и баптистерий в Ночера-Супериоре, IV в.). Аналогично строение 8-гранного Латеранского баптистерия в Риме (315, 432-440). Крестообразный мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (425) перекрыт глухим парусным К. на 4-гранном барабане. Простые октагональные в плане баптистерии в Равенне (Баптистерий православных, 400-450; Баптистерий ариан, VI в.) перекрыты 8-лотковыми сомкнутыми сводами. В Баптистерии православных лотки свода опираются на арки на колонках в углах октагона. Сложную структуру с 4 лепестками колонных экседр имеет тетраконх ц. Сан-Лоренцо в Милане (355-372). Конструкция завершалась 8-гранным К. на ступенчатых тромпах (К. обрушился в 1574 и заменен новым). Аналогичную композицию тетраконха, вписанного в ротонду (диаметр 36 м), которая в свою очередь была вписана в квадратный объем, имел храм в Босре (512) в Сирии; др. сир. храм, в Изре (515), построен по более простой схеме: октагон под яйцевидным К. большой стреловидности и с круговым обходом помещен внутри квадратного объема. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. Купол в ц. святых Сергия и Вакха в Константинополе. 527–536 или после 537 г. К. часто мог подменяться шатром: не всегда, впрочем, ясно, какую форму имело завершение храма, если оно было деревянным. Так, центральный октагон на средокрестье 4 базилик в грандиозном комплексе Калъат-Симъан в Сирии (V в.) был перекрыт К. или шатром; первоначальное завершение ротонды Гроба Господня в Иерусалиме реконструируют по-разному: в виде сферического К. или шатра. Уже на рубеже IV и V вв. начались поиски соединения купольного центрического и продольного объемов. Первой попыткой такого соединения стал «купольный зал», где К. помещается посередине прямоугольного зала с апсидой (храм в Мариальба-де-ла-Рибера, Испания, кон. IV в.). Появляются и более крупные структуры - т. н. купольные базилики (ц. св. Феклы в Мериамлыке, V в., не сохр.; здесь К. или шатер был устроен над восточной частью среднего нефа, а вместо пары колонн - столбы).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

   001   002     003    004    005    006