1. П.С.Нахимов. Документы и материалы. М., 1954. 2. ГАСО. Ф. 47, оп. 1, д. 309, л. 54; Иделевич Т.Н. Еще раз о месте рождения П.С.Нахимова//Исторический архив. 2. М., 1956; Новый документ о месте рождения П.С.Нахимова// Ленинс кий путь. 12 февраля 1956 г. 3. Историко-статистическое описание села Воскресенскаго, Щербатовщины тож, Бельского уезда. Смоленские епархиальные ведомости. 1898. 17. С. 930. 4. В отписных книгах под 21 сентября 1765 года есть такая запись: ?Отказано Ахтырского слободского полку сотнику и Санкт-Петербургской таможни в ранге капитана директору Семену Мануйлову сыну Нахимову недвижимое имение, что ему продал в 1764 году июня в 21 день действительный камергер и кавалер граф Александр Сергеевич Строганов в Вяземском уезде? (РГАДА. Ф. 1209, оп. 1048, д. 10922, л. 168-169). 5. Деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме построен в начале XVIII века князем И.О.Щербатовым. Позже на месте храма было устроено сельское кладбище. Во второй половине XVIII века земли Щербатова приобретены Нахимовыми. 6. Река времен. Книга истории и культуры. М., 1996. Кн. 4. С. 276-277. 7. Экономические примечания к топографическому описанию Смоленской губернии за 1799 год (РГАДА. Ф. 1355, оп. 1, д. 1453, л. 34). 8. Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1868. С. 114. 9. ГАСО. Ф. 1, оп. 2, д. 12, л. 1-2. 10. Смоленские епархиальные ведомости. 1873. 3. С. 83. 11. Там же. С. 84. 12. ГАСО. Ф. 391, оп. 1, д. 3, л. 98-103. 13. Там же. Ф. 48, оп.1, д. 1231. 14. Рукопись М.М.Ермолаева. Вяземский краеведческий музей. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Иеромонах Иеремия постарался исправить допущенную ошибку и при этом не уличать виновных в таких неблаговидных распоряжениях. Имеется в виду митрополит Ростовский Димитрий (Туптало; † 1709; память 21 сентября/4 октября). Владыка Иеремия не раз получал помощь этого замечательного святителя. Он связывал его покровительство со старцем Смарагдом, который высоко чтил святителя Димитрия и, возможно, имел с ним духовную связь. Виноградов И.З. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и его воспоминания. С. 15–16. Там же. С. 17. Там же С. 78. Церкви Черноморья с 1820 года окормлялись Астраханским епископом, с 1829 года они отошли в ведение новообразованной Новочеркасской епархии, и лишь с 1 января 1843 года по ходатайству начальника Кавказской области Павла Христофоровича Граббе была сформирована епархия Кавказская и Черноморская. Воскресенский А. Преосвященный Иеремия-отшельник, первый епископ Кавказский и Черноморский//Ставропольские епархиальные ведомости. 1907. 12. С. 646. Виноградов И.З. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и его воспоминания. С. 16–17. Архиепископ Исидор (Никольский; † 1892) в это время находился на кафедре Могилевской и Мстиславской. Он был знаком с владыкой Иеремией еще с академии. 12 ноября 1844 года он был назначен экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским. Воспоминания преосвященного Иеремии о преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом, в Бозе почившем//Нижегородские епархиальные ведомости. 1885. 24, приложение. С. 22–23. Соколов Л. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд. 1915 г.). Ч. 1. С. 236. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. С. 39. Открытие Кавказской семинарии состоялось13 ноября 1846 года. В первый год существования семинарии в ней училось 55 воспитанников. Воспоминания преосвященного Иеремии о преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. С. 25. Церкви Кавказского линейного казачьего войска сохраняли свою автономию и во время служения на кафедре святителя Игнатия (Брянчанинова), при чем защитники такой автономии сваливали вину их отделения от епархии на действия преосвященного Иеремия (см.: Соколов Л.

http://pravoslavie.ru/33197.html

122 По мнению архиепископа Арсения, царское кресло (трон), стоявшее во главе стола заседаний членов Св. синода, являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. 11. Часть неофиц. С. 451). Оно находилось рядом с креслом председательствующего в синоде иерарха и предназначалось исключительно для царя. Повествуя о том же (4 марта) заседании Св. синода, на Новгородском епархиальном съезде, 31 мая, архиепископ Арсений по-другому воспроизвел свои слова в момент выноса царского кресла. Арсений сказал: «...я не смог сдержать себя и обратился с приветствием [к членам Св. синода и обер-прокурору], что Церковь свободна» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. 11. Часть неофиц. С. 451; Новгородская жизнь. Новгород, 1917. 21. С. 3). 123 В Грузинский экзархат были объединены четыре кавказские епархии РПЦ: Грузинская (Карталинская и Кахетинская), Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская. Экзарх являлся полномочным, самостоятельным официальным представителем соответствующих четырех епархий и входящих в них викариатств. До 1917 г. кафедра экзарха Кавказского в РПЦ считалась четвертой по чести после Петроградской, Московской и Киевской ( Булгаков С. В. Указ. соч. Т. 2. С. 1399; Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. С. 686687, 853). 124 Наместником императора на Кавказе и главнокомандующим войсками Кавказского фронта был генерал от кавалерии великий князь Романов Николай Николаевич (Младший; 1856 1929 гг.; внук императора Николая I) (Советская военная энциклопедия. Т. 5. М., 1978. С. 597). 126 Епископ Антонин проживал на покое в Москве, в Богоявленском (по другим сведениям – в Заиконоспасском) монастыре. Он имел репутацию борца с самодержавием. В 1905 г., после выхода Манифеста 17 октября, Антонин (в то время епископ Нарвский, викарий СПб. епархии) перестал поминать на церковных службах императора как «самодержавного», за что был подвергнут церковному наказанию в виде ссылки в Троице-Сергиевский монастырь С.-Петербургской митрополии. См. комментарии к документу 686 и приложение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грамоты: священническую и протоиерейскую имеет. 1858 года мая 3 возложен на него наперстный бронзовый крест в память событий 1853–1856 годов. Вдов. – Поведения довольно хорошего. По делам с причтом и церковным старостою Перемыгином признан вздорным. В сем 1861 году по делу залития антиминса в своём упорстве не сознался и клеветал на других оставлен в сильном подозрении». В клиросной ведомости Покровской церкви за 1856 г. отмечено, что «от сказывания проповедей уволен. Поведения довольно хорошего. Были наперёд сего дела с причтом и ныне имеются жалобы па церковного старосту Перемыгина, показывающие немиролюбивый характер его – протоиерея». Скончался он в 1870 году. В следствии по делу Сёмова ο. П. А. Коринский обнаружил свою враждебность к Смарагду о чём см. к письму 46. 204 Ключарём собора был тогда протоиерей Павел Лаврентиевич Покровский, из окончивших курс Орловской Семинарии: в 1854 году ему было 60 лет (см. и «Орловские Епархиальные Ведомости» 1897 г., 36, стр. 1351). 205 Кушелевы-Безбородки владели в Астраханской губернии так называемыми Синеморскими водами, впоследствии купленными у них Базилевским, но, по-видимому, располагали тогда и Куракинскими водами. 206 Куракинскими водами называются по Волге и по р. Болте в пределах Астраханской губ. и частию против г. Астрахани такие рыболовные воды, которые прежде были в содержании местного купечества, но император Павел I особым именным указом 10 апреля 1797 г. пожертвовал их сверстнику своего детства князю Александру Борисовичу Куракину († 24 июня 1818 г.) вместе с его братом Алексеем 30 декабря 1829 г.), хотя после они были обращены в общее и для всех доступное употребление, а теперь находятся в заведывании Астраханского Городского Управления. С Куракинских вод сначала поступало на Астраханский архиерейский дом 3 тыс. руб., потом 6 тысяч, а равно ещё и другие суммы на монастыри и церкви епархии и на Духовную Семинарию. См. Русский биографически словарь, изд. A. А. Πоловцевым, том «Каппе-Кюхельбекер», СПб. 1903, стр. 564а. 568б. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах, ч. I, т. 1 (Москва 1888), стр. 188–189. Прот. И. И. Савинский, Историческая записка об Астраханской епархии, Астрахань 1903, стр. 180. 295–296. 303. 308. 309. Пл. С. Горючко, Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский, Астрахань 1902, стр. 21. 4 . О. Иерофей писал (в своих «Воспоминаниях» на л. 38 обор. Киев. ред. и на л. 39 Ряз. Ред.), что «в Астрахани Архиерейский Дом, Монастыри и некоторые приходские церкви имели от Казны вознаграждение за отобранные воды, то есть, за рыбные ловли, называемые Куракинскими». 207 Всё это именитые Астраханские купцы, члены Астраханской денежной аристократии, ведшие близкое знакомство с Астраханскими архипастырями, известные в своё время благотворители и благоукрасители храмов; из них М. И. Козлов долго был старостою кафедрального собора: ср. у † преосв. Никанора (Каменского). Астраханский кафедральный Успенский собор (Казань 1889), стр. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Владикавказ. Церковь Александра Невского (Линейная). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Невского Год постройки:1855. Год утраты:1934 (снесена) Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, детский парк им. Жуковского Координаты: 43.035767, 44.681573 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была сооружена солдатами 78-го пехотного Навагинского полка и освящена 25 сентября 1855 года. Храм был небольшой, стены каменные, купол деревянный, и в нем была колокольня и здание из четырех комнат для церковно-приходской школы. В 1860 году церковь была передана 8-му Кавказскому линейному батальону. С этого времени ее стали именовать Линейная. В 1874 году храм передали Владикавказской местной команде, а в 1892 году он стал принадлежать 45-му драгунскому Северскому полку. В 1897 году, с уходом полка из города, церковь Александра Невского перешла в ведомство епархиального архиерея. В этой церкви хранилось много исторических документов, оставшихся от Кавказских линейных батальонов, Владикавказской местной команды и Северного драгунского полка. Как это нередко бывает, при храме находилось кладбище, где нашли вечный покой многие известные в прошлом владикавказцы. В их числе основательница городской общественной библиотеки, меценат Варвара Шредерс. В 1934 году церковь Александра Невского была снесена, а в 1950-е годы уничтожили и кладбище с уникальными надгробиями и склепами. На этом месте позже был разбит детский парк им. Жуковского Указом Св. Синода от 28 апреля 1897 г. Владикавказскому епархиальному начальству (архиерей епископ Владикавказский и Моздокский Владимир) было разрешено передать в ведение Протопресвитера военного и морского духовенства Спасопреображенский (старый) собор в г. Владикавказе с принятием взамен него Александро-Невской (линейной) военной церкви. 9 октября 1897 г. произведен обмен указанными церквями. Александро-Невская (линейная) церковь была приписана к кафедральному Михайло-Архангельскому собору г. Владикавказа, причт которого ежедневно совершал богослужение в ней. Источник: Владикавказские епархиальные ведомости 1897 20 с. 162 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Александро-Невская (Линейная) церковь была отделена от Владикавказского Михайло-Архангельского собора епархиальным начальством определением от 21 февр.-7 марта 1905 г. При ней был образован самостоятельный приход, выделенный из соборного. Источник: Владикавказские епархиальные ведомости. 1905, 7, с. 98-99 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42812

Прот. Павел Самойленко Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867–1894 гг. Источник Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его Татианы Ксенофонтовны, как он сам свидетельствует в Ставленническом допросе и как следует из копии аттестата его, – 30 января 1867 года в станице Кавказской, Кубанской области 1 . Вскоре семья переехала в станицу Ново-Александровскую, Кубанской области (ныне город Новоалександровск Ставропольского края). Надо, правда, отметить, что помимо явно неверного года, рождения (1864), приводимого вслед за протопресвитером Михаилом Польским во всех современных публикациях, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают еще два года, как возможную дату рождения о. Иоанна. Из клировой ведомости Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской за 1874 год следует, что у священника Иоанна Восторгова трое детей: Иван – 8 лет, Николай – 5 лет, Александр – 1 год 2 . Простое вычитание годов от роду из года составления ведомости дает нам 1866 год, как год рождения о. Иоанна. Сведения о бедных духовного звания, получающих помощь из епархиальных средств за 1882 год 3 показывают, что у вдовы священника ст. Ново-Александровской Татианы Восторговой четверо детей: Мария – 15 лет, Иван – 14 лет, Николай – 10 лет, Александр – 6 лет. Таким образом, на основании этого документа, приходится предположить 1868 год, как год рождения Иоанна Восторгова . И, тем не менее, учитывая все эти факты, мы останавливаемся на 1867 годе, как годе рождения о. Иоанна. Опыт работы с архивными документами того периода подсказывает довольно простое разрешение этой проблемы. Учет рождений был поставлен не на высоте. За каждый год встречаются десятки дел о неправильной дате рождения или крещения. Но уж в семье годы и места рождения детей должны были сохраняться точно, именно это убеждает в верности 1867 года, как года рождения о. Иоанна. Тем более, что и в первом и во втором случае определенно год рождения не указывается, указываются лишь года от рождения в тот или иной год. К тому же, есть два косвенных свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Архимандрит Игнатий. 8 мая 1848 года Письмо 45 Возлюбленнейший о Господе, отец игумен Игнатий! Благодарю тебя за воспоминание о мне, грешном. Всегда вспоминаю о тебе с любовию, вспоминаю с благодарностию о первоначальной преданности твоей ко мне. Попущением Божиим за грехи мои наши отношения поколебались на некоторое время; но, как вижу из письма твоего, милость Божия восстановляет их. Я живу очень покойно; но иногда хворость и слабость так усиливаются, что невольно подумываю о смерти. А потому благовременно прошу у всех прощения в чем согрешил пред кем. Прошу прощения у тебя. Милосердый Господь да даст нам всем истинное покаяние и прощение во грехах наших. Поручающий себя твоим святым молитвам твой покорнейший слуга. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. 26 декабря 1859 года. Сообщил Евгений Лебедев 3 2 Т.е. «А» («Архимандрит») – это преходящее состояние, временное, как «мановение руки», поэтому на метках следует обозначить только инициал имени, «И». 3 Подлинники печатаемых писем архимандрита Игнатия (Брянчанинова) , впоследствии епископа Кавказского, к иеромонаху, впоследствии архимандриту, Игнатию Васильеву были переданы этим последним в 1870 г. пред кончиною его протоиерею гор. Порхова Е. А. Лебедеву . Затем, по снятии о них точной копии, по которой и печатаются письма, подлинники были переданы через Н.С. Брянчанинова двоюродному брату его Алексею Петровичу Брянчанинову (см.: Евгений Лебедев. К истории Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. Прим. 1, оттиск из Псковских Епархиальных Ведомостей). Из Клировых Ведомостей за 1869 год. Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Игнатий родился в 1806 году. Из купеческого звания г. С.-Петербурга, в мире именовался Феодор Михайлович Васильев, обучался предметам, преподаваемым в уездных училищах. Пробыв с 1832 по 1837 год послушником в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и Троице-Сергиевой пустыни, 2 сент. 1837 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой пустыни. 5 сент. того же года посвящен в иеродиакона, 21 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Архонская. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:не ранее 2004. Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, станица Архонская Координаты: 43.110496, 44.515403 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью 6 декабря 2011 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима впервые посетил станицу Архонская, где возглавил престольный праздник станичного храма. После службы владыка Зосима в сопровождении духовенства и прихожан отправился в строящийся станичный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Новый храм сооружается с 2003 года на фундаменте прежней Александро-Невской церкви, разрушенной в годы безбожной власти. Строительство храма ведется на частные пожертвования при поддержке администрации станицы. Источник: сайт «Православная Осетия» О существовавшем ранее храме Первый в станице Архонской деревянный храм был построен в 1848-1853 гг. и освящен во имя Св. благоверного великого князя Александра Невского. Прихожанами этого храма были малороссийские казаки, прибывшие сюда в 1830-40-х годах, в основном из Харьковской губернии. В 1880 г. было решено построить новый, более вместительный храм. В 1883 г. с благословения епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа (Осецкий, Александр Косьмич) началось строительство, а 30 августа 1886 г. епископ Владикавказский Иосиф (Чепиговский, Иван Иванович) совершил чин освящения. В 1909 г. станицу, обозревая церкви Владикавказской епархии, посетил епископ Владикавказский и Моздокский Агапит. Его встречал местный приходской священник и благочинный округа Николай Диомидов, выразивший надежду о расширении храма в ближайшем будущем. Источник: Владикавказские епархиальные ведомости. 1909, с. 353-356 Годы строительства новой каменной церкви в станице Архонской были обозначены на южных воротах каменной ограды: 1883-1886. Церковь построена в русском стиле. Сооружена по плану и под наблюдением архитектора Н.Д. Малама. Внутренний вид и убранство церкви поражали изящной простотой. Иконостас выполнен в мастерской академика Санкт-Петербургской академии художеств В.В. Шокарева. Церковь освящена 30 августа 1886 г. епископом Владикавказским Иосифом. Строительный комитет состоял из местного священника о. Стефана Волкова, хорунжего В.С. Кикоть, бывшего станичного атамана М.И. Коломейцева, действовавшего станичного атамана С.В. Кикоть и др. почетных лиц станицы и попечителей. Источник: К.М. Новый храм в станице Архонской//Терские ведомости 1886 103 (25 дек.) Добавить комментарий --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25552

В 1820 году церкви Черномории отошли в ведение Астраханских Епископов, которые, таким образом, объединили теперь под своей властью церкви всего Северного Кавказа. Главным органом епархиального правления в Черномории было тогда Екатеринодарское духовное Правление. В 1829 Году Черномория и Кавказская область вошли в состав внов образованной Новочеркасской епархии. Первым Епископом этой епархии был Преосвященный Афанасий, называвшейся Новочеркасским и Георгиевским. Он обратил особенное внимание на Кавказский край, где по отдаленности от центра Епархиального управления до сих пор не было и не могло быть должного порядка в церковных делах. В 1830 г, открыто было Духовное Правление в Моздоке взамен закрытого Кизлярского Духовного Правления. Управление Преосвященного Афанасия церковными делами на Кавказе продолжалось до учреждения самостоятельной Кавказской епархии в 1843 году. (Свящ. Н. Т. Михайлов. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар 1910 год). 341 Преосвященный Иеремия умер в 1884 г. О деятельности Преосвященного Иеремии за время управления Кавказской и Черноморской епархии даны достаточно определенные сведения в «Справочнике по Ставропольской епархии священника Михайлова, стр. 34–42 и в Ставропольских епархиальных ведомостях за 1907 г. 342 После Игнатия Брянчанинова Епископом Кавказскими и Черноморским был Преосвященный Феофилакт из Викариев Новгородской епархии, после него–с 1872 года–Преосв. Герман из кариев Харьковской» епархии. С открытием в 1885 году Владикавказской и Сухумской епархии и изменением границ Кавказ., и Черном. епархии, последняя, была переименована в Ставропольскую и Екатеринодарскую. 343 Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова, письмо Архим. Игнатия П.А. Брянчанинову от 22 мая 1857 г. (Приложения к второй части нашей книги, стр. 183:144). 344 Там же. Письмо Архим. Игнатия к П.А. Брянчанинову от 19 декабря 1857 года (Приложения, стр. 184, 147). 347 Эта древняя святыня г. Моздока, находящаяся в деревянной церкви Успения Божией Матери, весьма достопримечательна. Исторические сведения о ней имеются следующие. В XII в. знаменитая Грузинская царица Тамара, после кончины первого супруга своего, Русского князя Георгия Андреевича который был сыном Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукой своей она доставила князю и народу его христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждение святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о прежде бывших в ней христианских храмах. Созидание этих храмов приписывается Тамаре. Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелье составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценнейшей дар Боголюбивой Тамары осетинскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Через Синод проходят все дела, требующие утверждения и разрешения Верховной власти, равно и дела, возникшие вследствие сношения Армяно-Грегорианской церкви с правительствами других церквей в России. 4) Синоду принадлежат также судебная власть: рассмотрение и разрешение жалоб на консисторию и епархиальных начальников, но решения по таким делам в случае осуждения приводятся в исполнение по соглашению с Кавказским Главноначальствующим. Иснод решает в качестве второй и последней инстанции дела брачные, взаимные тяжбы духовных лиц и преступления их, неподлежащие государственному суду. При разрешении всех этих вопросов, Синод есть коллегиальное учреждение, самостоятельное, мнения которого обязательны для патриарха, как председателя коллегии, но в делах, касающихся вероучения, разрешаемых на основании положительных правил церкви, Синод есть только совещательное учреждение при патриархе и заключения его для последнего необязательны. Синод Эчмиадзинский в ряду государственных учреждений занимает равное место с высшими учреждениями других церквей в России. Он непосредственно или через патриарха сносится с Министром Внутренних Дел. На судебные решения Синода можно апеллировать Сенату. При Синоде состоит по назначению Министра Внутренних дел прокурор для наблюдения за законностью разрешаемых Синодом дел, согласно с государственными постановлениями. Он присутствует также на избирательных собраниях для выбора патриарха. О судных делах он представляет срочные ведомости Министру Юстиции. Армяно-Грегорианская церковь разделяется на пять патриаршеств и два самостоятельных архиепископства. Первенствующее значение между ними имеет патриарх Эчмиадзинский – Католикос. Каждый патриархат делится на епархии. Самое большое число их в Константинопольском, но самые обширные по пространству и количеству населения в России. В Российской империи шесть епархий Армяно-Грегорианской церкви. Устройство епархий такое же, как и в православной церкви; управляются они епархиальными архиереями, которые, впрочем, зовутся архиепископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010