«Золотые ворота» Иерусалима, как и «Золотые ворота» Царьграда, имеют свою легенду. Древнее пророчество гласит, что через них должен пройти христианский царь, который освободит от Магомета гроб Спасителя и город Давида. Оттого магометане боятся держать их открытыми и заложили камнями. Время это может быть, ближе, чем думают турки и нужно только изумляться, как взаимная ненависть христианских народов мешает им до сих пор отобрать святой город христианства из рук его исконных врагов. Когда придет час, конечно, камни «Золотых ворот» не удержат того христианского царя, которому легенда пророчит освобождение Давидова города... XII. Долина смерти «Геенна огненная». – «Акелдама», земля крови. – Гробница пророка Исайи. – Купель Силоамская. – „Гора соблазна». – Поэзия «песни песней». – Русская баба в гробнице фараоновой дочери. – Мавзолей Авессалома и памятник долины Иосафатовой. – „Поток кедров». Древний город Иевусеев стоял на границе тех двух израильских колен, который положили основание могуществу и славе дома Давидова – колена Иуды и колена Вениаминова. «Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова, с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рафаимов к северу»... описывает, эту границу с точностью географа книга Иисуса Навина. Долина Рафаимов, очевидно, Гигонская долина, с прудами Соломона, окаймляющая западную покатость Сиона; долина Енномова – это евангельская «геенна огненная», охватывающая южные скаты Иерусалима. В этой узкой лощине, в дни жестоких ассирийских и вавилонских завоевателей, в дни отступников царей иудейских, стояли медные идолы, в утробах которых жарили евреев не соглашавшихся поклониться иноземным кумирам, «Молоху – мерзости Аммонитской, Хамосу – мерзости Моавитской». «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне», говорит пророк Иеремия... «Не будут более называть места сего Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить, по недостатку места».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот, в один из обычных Дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, к встрече с Кем он был призван готовить человечество. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф. 3:14 ) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по Божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, поскольку Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение пророчества, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого увидишь Духа, входящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Креститель подчинился слову Христову. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» церковное предание повествует, что Иоанн каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в видимом образе, как голубь, и послышался голос Небесного Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк. 3:21–22 ). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь явление Духа в виде голубя указывало на окончание греховного бедствия и на примирение людей с Богом. «Крещение» и «Богоявление»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот эти семь духов горят перед троном Бога Отца. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» ( Откр. 4:6 ). В Иерусалимском Храме по образцу этого стеклянного моря было море умывальное – стоял особый огромный сосуд, вмещающий в себя несколько тонн воды, для омовения перед совершением жертв. Священники умывали свои руки, омывались сами, чтобы быть чистыми перед троном Бога. В христианстве существует полный эквивалент этого стеклянного моря на земле. Это купель, в которой мы проходим великое омовение. Кроме того, в древней Церкви был обычай, по которому человек, входящий в храм, умывал руки – чтобы не осенять себя крестным знамением грязными руками. Есть и сейчас очень хорошая традиция: начиная утренние молитвы, нужно обязательно умыться, это должно быть ритуальное омовение. Когда начинаете вечернюю молитву – тоже умывайтесь. Можно, конечно же, молиться и с физически грязными руками, если нет возможности их помыть, но только, конечно, не с руками, обагренными кровью. Омовение всегда должно быть отражением чистоты. Само это стеклянное море, что перед лицом Бога, – это не физическое море, не вода, или, может быть, и вода, но совсем другая, небесная вода. Поэтому море также символизирует собой полноту небесных сил, прозрачных, как стекло, для Господа. Апостол Иоанн пытается описать иную реальность, которая явилась перед его глазами. Он как бы признается, что это ему не под силу... «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр. 4:7 ). Эти животные считаются четырьмя образами Христа у четырех евангелистов, ведь евангелисты причастны к тайнам Бога Отца. «Первое животное было подобно льву». Лев – это образ Христа у евангелиста Марка; образ царственности, символ царственной мощи Бога. Марк главный акцент и делает именно на царственной мощи Иисуса, проявившейся через Его чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И даже враждовали. Вероятно, не каждый иудей стал бы разговаривать с самарянином. Поэтому, когда Господь просит у женщины-самарянки воды, она удивляется: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 9). Господь отвечает: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10). Женщина продолжает думать об обычной воде (подобно Никодиму, который думал о повторном рождении от матери) и удивляется: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Ин. 4, 11–12). Чтобы поверить во Христа, нужно преодолеть самые привычные представления (самаряне не общаются с иудеями), даже и отцовские традиции (неужели Ты больше Иакова?), по сути — речь идет о том же новом рождении. Нужно забыть о том, что мы знали и к чему привыкли, искать не временного (воды из колодца, к которому нужно приходить снова и снова), но живой воды, исходящей от Бога, то есть благодатных даров Божиих. Еще один пример пути к Богу — слепорожденный, исцеленный Христом (см.: Ин. 9, 1–41). Господь говорит: Мне должно делать дела Пославшего Меня… доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9, 4–5). Слепорожденный не видел света. Господь, плюнув на землю, делает брение и, помазав глаза слепорожденного, посылает его умыться в Силоамскую купель (см.: Ин. 9, 6–7). Снова мы видим омовение водой. Слепорожденный словно бы вновь рождается, уже не для жизни во тьме, но чтобы видеть свет: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин. 9, 25). Фарисеи пытаются убедить исцеленного, что Иисус, исцеливший его: грешник (см.: Ин. 9, 24). Но прозревший не верит им. Даже самые авторитетные человеческие доводы не должны заслонять от нас Бога. Увидевший свет не должен возвращаться к тьме. Истина Иисус отвечал: …Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Это слова из еще одного диалога Господа Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/68014.html

И если заветный крестик сокрыт у тебя на груди, бойся дурным поступком, нехорошим словом, даже грешной мыслью оскорбить благодать Божию, льющуюся со креста в твою душу и дарующую ей силы жить чисто, честно и благородно, а лучше сказать — свято. Но, увлекшись повествованием, мы еще ничего не сказали о крестильной белой рубашке, которую возложил на нас батюшка, священник, тотчас после крещения. Если вы, читатели, крещены во младенчестве, то, вероятно, сохранилась у мамы или бабушки ваша крестильная белоснежная распашоночка. Это так называемая крещальная риза, явным образом указывающая на то, что Господь Иисус Христос дивно очистил, возродил и освятил новокрещеного, исполнив его душу и тело светоносной благодати Божией. Если же человек принимает крещение взрослым, то он обыкновенно хранит крестильную рубашку, дабы надеть ее перед кончиной. Действительно, в старину благочестивые русские люди, чувствуя приближение смертного часа, надевали белую рубаху, свидетельствуя Богу о готовности дать отчет за всю прожитую жизнь, посвященную делам веры и любви к Богу и ближним. Мне кажется, было бы замечательно отмечать собственные крестины в белой одежде — чтобы живее помнить о дарованной нам через погружение в крещальную купель благодати Божией. А ведь кому много дано, с того много и спросится. Получил в крещении спасительную благодать, словно семечко, она проникла в землю твоего сердца — смотри не ленись: изучай Закон Божий, молись, исполняй заповеди, ходи по праздникам в церковь, исповедуйся, причащайся — и мало-помалу это семечко прорастет и станет, как сказано в Евангелии, огромным деревом, в ветвях которого будут жить “птицы небесные” — мир, радость, любовь, мудрость и прочие добродетели Христовы. Тогда на нас исполнятся и другие слова Господа: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”. А что может быть выше этого? Хотя бы кратко упомяну еще об одной памятке, которая у некоторых сохраняется со дня крестин, — локоне, бережно срезанном батюшкой в завершение таинства.

http://azbyka.ru/deti/uchebnik-zhizni-kn...

И как после всего этого любить людей? Слово в Неделю о расслабленном Ищу человека, а его нет. Не вижу никого. А если никого не вижу, кого любить? 10 мая, 2020 Ищу человека, а его нет. Не вижу никого. А если никого не вижу, кого любить? Когда наш Спаситель совершал Свой крестный путь, силы оставили Его, Он упал, и тяжкий крест приказали нести некоему Симону из ливийского города Кирены. Так наш Искупитель получил невольного помощника в Своем подвиге. А ведь Симон был обычным человеком: отец двух сыновей — Руфа и Александра, — не местный, и он просто шел со своего поля и, скорее всего, совершенно случайно попал на казнь. Но с тех самых евангельских времен образ Симона Киринейского стал символом неожиданного помощника, который поддерживает нас в трудную минуту и помогает нести крест нашей жизни. Архимандрит Савва (Мажуко) В Иерусалиме, при купальне Вифезда, что в переводе значит «Дом милосердия», жил человек, 38 лет болевший каким-то неисцельным недугом. Евангелист говорит, что он лежал уже долгое время (Ин 5:6). Тридцать восемь лет болезни — это очень долго, это бесконечно долго. Для многих, особенно в древности, это была целая жизнь. И этот несчастный жил при купальне среди таких же больных, как и он сам, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:3–4). И вот Господь находит его и спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?» Больной, который не знает, Кто перед ним, начинает жаловаться, и слова этой такой понятной нам жалобы всю неделю будут повторяться в стихирах Триоди на богослужении: «Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель». Какая трогательная фраза! Как знакомо нам это состояние оставленности, одиночества, непонимания! Человека не имам! Когда-то в древности один из философов ходил по Афинам с зажженным фонарем среди бела дня и кричал: «Ищу человека!», а тут: «Человека не имам!» Даже Христу — Богочеловеку — понадобился помощник, потому что трудно, невыносимо трудно нести свой крест. Мы падаем, мы жалуемся: «Человека не имам!» Где же он — мой Симон Киринейский, который поможет донести крест ?

http://pravmir.ru/v-nedelyu-o-rasslablen...

«И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел», — сам поднял свой одр и пошел, то есть он полностью выздоровел, его телесные силы полностью восстановились. «Было же это в день субботний» — это примечание евангелист Иоанн Богослов делает намеренно, желая далее показать неразумие фарисеев, осуждавших исцеленного за то, что он якобы нарушил субботу. Для чего Господь Иисус Христос велел исцеленному взять свой одр? Это было некой иллюстрацией его полного выздоровления, полного восстановления сил. Иудеи же нашли в этом предлог для обвинения: якобы несение одра является нарушением субботы, работой, которая запрещена иудеям по закону Моисееву в субботние дни, поскольку эти дни они должны посвящать Богу. Но разве совершенное чудо, разве повиновение парализованного исцелившему его Господу Иисусу Христу и демонстрация полного выздоровления не были высочайшим и самым совершенным посвящением Богу? Разве оно не выше той нерадивой, невнимательной и формальной молитвы, которой, как можно предполагать, предавались фарисеи в субботу? «Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (ст. 9–11). Это не какое-то оправдание, как можно было бы подумать: я, мол, не виноват, мне дали такое приказание, — но это твердое послушание Господу Иисусу Христу. «Кого я должен слушать? — спрашивает исцеленный. — Вас ли, которые не могли мне помочь даже найти человека, который бы отнес меня в купель для исцеления? Вам дела до меня не было, когда я лежал здесь долгое время. , Или мне слушаться Того, Кто меня исцелил? Конечно же, Его». Вполне может быть, что апостол Иоанн лишь сокращенно привел в своем Евангелии беседу исцеленного расслабленного с фарисеями, которые хотя и были людьми как будто бы верующими, но, с одной стороны, показали свое безразличие к расслабленному, а с другой — еще и зависть к Господу Иисусу Христу. Диалог этот, вероятно, был более пространным, однако евангелисты, в отличие от писателей, измышляющих события, не могли обо всем рассказать подробно, но излагали события кратко — лишь бы только передать суть дела. Они излагали существенные вещи, а второстепенные подробности вынуждены были опускать, иначе Евангелия были бы огромными книгами, сложными для понимания и неудобочитаемыми.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И поелику человек, как он был создан в Адаме, сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения, то (Господь), после того как положил брение на глаза (слепорожденного, сказал ему: «поди в Силоам и умойся» (Ин.9:7), воздавая ему и (первоначальное) создание и возрождение чрез купель. И потому он, умывшись, пришел зрячим, чтоб и он узнал своего Создателя и человек познал Того, Кто даровал ему жизнь.    4. Заблуждаются также и последователи Валентина, говорящие, что человек создан не из этой земли, а из жидкой и текучей материи. Ибо из какой земли Господь образовал зрение, из той, очевидно, и в начале человек создан. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как не сообразно то, чтобы один создал тело, а другой глаза. — Но Тот же Самый, Который вначале создал Адама, с которым и Отец говорил: «сотворим человека по образу и подобию Нашему», в последние времена Сам, явившись людям, образовал зрение тому, кто был слеп (в теле, происходившим) от Адама. И поэтому Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие непослушания, Бог пришел к нему вечером, воззвал ь его и сказал ему: «Где ты?» Это значит, что в последние времена то же слово Божие пришло воззвать человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых он скрылся. от Господа. Ибо, как тогда Вот говорил Адаму вечером, ища его, так.в последние времена тем же голосом взыскал и посетил род его. Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее    1. Итак, как Адам был создан из этой земли нашей, то Господь по словам Писания сказал ему: «в поте ли4а твоего ты будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишь ее в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19). Если поэтому, тела наши обращаются по смерти в какую нибудь другую землю, то следует, что они из нее и произошли. Если же в эту самую землю, то очевидно из нее и образованы были, как и Господь показал, когда из той же самой (земли) образовал глаза. И когда ясно видна рука Божия, которою был создан Адам, а также и мы, когда Один и Тот же Отец, голос Которого от начала до конца присущ Его созданию, и сущность, из которой мы созданы, ясно показана Евангелием, то не следует искать другого Отца, кроме Его, ни другой сущности нашего создания, кроме прежде упомянутой и указанной Господом, ни другой руки Божией, кроме той, которая от начала до конца образует нас и приготовляет в жизнь, которая присуща своему созданию и совершает его по образу и подобию Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И так, крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и сына и Святого Духа,умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если ктоне родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие»( Ин. 3:5 ). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн. «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям,чтобы веровали в грядущего по Нем, т. е.во Христа Иисуса» ( Деян. 19:4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем, Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Самое важное и необходимое в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, с произношением: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается пред крещением Символ веры крещающимся или, если он младенец, то восприемником. При крещении совершаются следующие обряды: 1) пред самым крещением произносится троекратное отрицание отдиавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2)Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в ней изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свещами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апост. Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творити, а здесь творится приношение И. Христу –начатка и жертвы от человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И Христова Благодать всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее. И все, отложив старое, обветшавшее в ревности иудейской, нового держатся, по пророчеству Исаии: " ветхое миновало — новое вам возвещаю. Пойте Богу песнь новую и славьте Имя Его от концов земли: и ходящие в море, и плавающие по нему, и острова все " . И еще: " работающие на Меня нарекутся именем новым, которое благословится на земле, ибо благословят (они) Бога истинного " . Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же — по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спасаешь Израиля — да будет роса на руне только, по всей же земле — сушь. И стало так. Ибо по всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в Иудее знаем был Бог, и во Исраили велие Имя Его, и в Иерусалиме одном прославляем был Бог. Еще же сказал Гедеон Богу: " Да будет сушь на руне только, по всей же земле — роса " . И стало так. Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель пакирождения, (чтобы) сынов своих в нетление облачить. Как и говорил Спаситель Самарянке, что настанет время, и настало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу, но явятся истинные поклонники, которые будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо Отец таких ищет, поклоняющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом. Так и есть: по всей земле уже славится Святая Троица и поклонение принимает от всей твари. Малые (и) великие славят Бога, по пророчеству: " И (не) будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что узнают Меня " (все) от малого до великого. И как говорил Христос Спаситель Отцу: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. И столь помиловал Благой Бог человеческий род, что, человеки по плоти, через Крещение (и) добрые дела сыновьями Богу и причастниками Христу становятся. Ибо, как сказал евангелист: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились Святым Духом в святой купели. Все же это Бог наш на Небесах и на земле как восхотел, так и сотворил. (И) потому кто же не прославит, кто не восхвалит, кто не поклонится величеству славы Его и кто не подивится безмерному человеколюбию Его! Прежде век от Отца рожден, един и сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув Отца, и воплотился от Девы чистой, безмужней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел. Один из Троицы в двух естествах — Божестве и человечестве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010