Даже если у нас нет никакого духовного руководителя, никакого молитвенника о нас, — мы имеем своим Учителем и Спасителем не человека, а Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Вот на Кого всякий из нас должен уповать! И если мы, пребывая в нравственном расслаблении, может быть, долгие годы, не устанем взывать к Богу и надеяться, то обязательно дождемся от Него помощи. Он сам знает, когда прийти и помочь нам, но придет только при том условии, если мы будем трудиться, напрягая всю свою крепость. К иному Он приходит в молодости, к иному в средние годы, а иному помогает справиться со своими пороками и немощами уже в старости, чтобы человек перешел в вечную жизнь с надеждою на милость Божию. Некоторым людям и неполезно получить духовное исцеление в раннем возрасте, потому что это послужило бы для них поводом к гордости — страшнейшему и губительнейшему пороку, уподобляющему человека демонам. Трудно спастись тому, кто одержим гордостью, поэтому Господь смиряет его многими годами нравственного унижения и расслабления. И только спустя долгое время, когда человек почти потеряет надежду и смирится со своим расслабленным состоянием, однако же в глубине души не будет удовлетворен и по-прежнему будет хотеть лучшего, уже не только на себя не надеясь, но и ни от кого из людей не ожидая помощи, тогда Господь придет и восставит его, как восставил евангельского расслабленного. Евангелие говорит, что Овчая купель, называемая по-еврейски Вифезда, имела «пять притвор», или по-русски «пять крытых ходов». В наше время произведены раскопки и действительно обнаружена эта купель, имеющая пять отделений. Правда, воды там сейчас нет, но к самой купели можно подойти и осмотреть ее. Так евангельские слова подтвердились спустя две тысячи лет, и мы получили доказательство точности, натуралистичности евангельского повествования, — все, что в нем описано, взято из жизни. Все это конкретные места и конкретные события, происходившие именно на той земле. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

До того Господь находился в Галилее, откуда пришел в Иерусалим на праздник. Трудно сказать, какой это был праздник: Пасха ли, Пятидесятница или Пурим, - да это и не важно; ибо, если бы это было важно, сам Евангелист сказал бы о сем определеннее. Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи. Овечья купальня, или Вифезда (слово " Вифезда " нигде в Ветхом Завете не встречается. Когда Евангелист говорит, что это слово еврейское, то, конечно, он имеет в виду тот еврейский, который употребляли в его время, то есть арамейский. Овечьи ворота упоминаются у Неемии: 3:1; 3:32; 12:39) называлась так из-за Овечьих ворот, чрез кои гнали овец, предназначенных для жертвоприношения, и из-за того, что в сей купальне жертвенных овец предварительно мыли. Купальня эта и ныне существует в Иерусалиме; она большею частью разрушена и более не используется. Но во времена Евангелиста сию купальню еще использовали; потому Евангелист и говорит в настоящем времени: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня. - Есть же во Иерусалимех овчая купель. Пять крытых ходов при купальне служили для размещения многочисленных больных, искавших в ней для себя исцеления, как видно из следующих слов: В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Множество больных из всех краев, со всевозможными болезнями собирались в этом удивительном месте, чтобы найти для себя лекарство, которое они тщетно искали у людей и у природы в иных местах. Вода сия лечила не сама по себе, своими природными свойствами, составом содержащихся в ней минеральных веществ, но посредством небесной силы; это ясно из того, что она становилась целебной по временам, то есть лишь тогда, когда по промыслу Божию ангел сходил в купальню и возмущал воду. Какая удивительная и драматичная сцена! Представьте себе пять ходов, переполненных величайшими страдальцами из всего народа, находящимися в самом отчаянном положении! Представьте себе пять вместилищ человеческой боли и скорби, слез и гноя! Рядом - город, исполненный человеческих существ, которые гонятся за наслаждениями, рвутся к богатству, борются за почет и власть, играют комедию и со своим телом, и со своею душою.

http://pravoslavie.ru/46435.html

Донос исцеленного В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. 24 апреля, 2010 В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. Завтра – Неделя о расслабленном, исцеленном Христом. Вот как предваряет рассказ об этом евангелист Иоанн: Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Каждый православный знает, что  эта экспозиция, этот отрывок читается каждый раз на водосвятном молебне, после чего Церковь в лице священника призывает Господа  низпослать Свое благословение причастием же воды сия и окроплением . Это не призывание Святого Духа как в чине великого освящения воды , совершаемом в сочельник Богоявления и на самое Богоявление (Крещение Господня), а также в таинстве Крещения, а более скромное священнодействие, напоминающее не о схождении Духа Святого на Иисуса при крещении в Иордане и ветхозаветные прообразы этого события, а о купальне у Овечьих ворот в северной части Иерусалима. Руины этой купальни, называвшейся по-еврейски Бет-Шесда, что означает «Дом милосердия», где ведутся археологические раскопки, являются одним из объектов приезжающих в Иерусалим паломников. Рядом находится церковь святой праведной Анны, построенной крестоносцами в 1140 году и восстановленной столетье назад. По преданию, в стоявшем здесь доме жители Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы. Пять крытых ходов, о которых упоминает Иоанн, это пруды, самый большой из которых, как выяснилось при раскопках, имел 106 м в длину и 61 м в ширину; его глубина достигала 12 м; его окружали портики с колоннами, а над серединой пруда был перекинут мост. Бассейн, как выяснилось при раскопках, был также популярен среди язычников, почитавших бога врачевания, известного у греков как Асклепий, а у римлян – как Экулап.

http://pravmir.ru/donos-iscelennogo/

Затем помазание освященным маслом – елеем и само Крещение. Крещаемый входит в купель (или наклоняется над купелью), и священник 3 трижды возливает ему на голову воду со словами: КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ. И СЫНА, АМИНЬ. И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. – спрашивает ап. Павел. Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе. Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… ( Рим 6, 4-5 ). Именно поэтому в древности крестились на Пасху, причем в Иерусалиме это делалось в храме Воскресения Христова. Печать дара Духа Святаго… Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания – второе из Таинств Церкви. «После того, как вы вышли из купели священных вод, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом». Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, предопределенными быть подобными Сыну Божию (ср. Рим. 8, 29 ). На нас ставится печать Духа Святого. «В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

И они тянулись, яко сила от Него исхождаше и исцеляша (см. Лк. 6:19 ). Других она озлобляла, и они не могли ничего. Как это они не могут Его схватить? Почему? Вот сейчас мы увидим. И искали схватить Его]. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? [Чего требовать? Как можно не верить до сих пор в упорстве своём? Неужели вот этих знамений не хватает и этого свидетельства недостаточно? Вот вы говорите всё о знамениях да о чудесах. Да не надо ставить веру свою в зависимость от этих знамений и чудес! Сколько в своей жизни каждый может найти явных чудес относительно того, что действительно это Господне чудо! Какая бы в нас вера должна быть за это, что Господь в нас творит! Я не знаю, какая бы должна быть. Во всяком случае не такая, какую мы обретаем в себе ]. Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей [храмовую стражу, послушную – схватить Его]. Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти [Он говорит о Своём Вознесении в прежнюю Славу]. При сем иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в еллинское рассеяние и учить еллинов? [То есть, не покинет ли Он пределы Палестины и не уйдёт на острова или ещё куда-нибудь в Малую Азию]. Что значат сии слова, которые Он сказал: «будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти»? [Вот видите, не понимали]. В последний же великий день праздника [в заключительный день праздника], стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей [Последний день праздника завершался торжественной процессией. Священники и народ спускались с храмовой горы от храма вниз. У подножия этой горы был Силоамский источник, купель Силоамская. Когда будущий архимандрит Кукша приехал в Иерусалим и посетил эту Силоамскую купель – а вода в Силоамской купели по верованию обладала целебной силой для женщин неплодных, которые стремились иметь детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

" Исцеление - от Бога " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Никольском храме на Казанской улице " За Божественной литургией мы слушали евангельский рассказ о чуде, которое Господь совершил, направляясь на иудейский праздник и проходя мимо Овчей купели, именуемой по-еврейски Вифезда, то есть " Дом милосердия " , - сказал владыка в проповеди. - Раз в году ангел Господень спускался с небес, приводил в движение воду, и тот, кто первым окунался в нее, получал исцеление. Господь видел множество больных и подошел, наверное, к самому тяжелому, который тридцать восемь лет лежал парализованный. Я встречал таких людей и удивлялся, какое у них терпение: так долго болеть, да еще Бога благодарить за это посещение! И вот, больной лежал терпеливо с надеждой, что, может быть, ему удастся первым войти в купель и получить исцеление. Христос подошел к нему и спросил: " Хочешь ли быть здоров? " Тот ответил: " Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " . Господь говорит: " Встань, возьми постель твою и ходи " (Ин. 5:6-8). Тот взял матрас, на котором лежал, и пошел, исцелившись полностью " . " Казалось бы, какое отношение к нашей нынешней жизни имеет это евангельское событие? Самое прямое, - продолжил архипастырь. - Овчая купель была святым местом для иудеев. Там, где больные, - всегда святое место, тем более там, где есть польза для души. У нас тоже немало святых источников, связанных с исцелениями, явлениями чудотворных икон. Люди туда устремляются тоже с надеждой исцелиться. И всегда мы норовим первыми попасть в воду, как и ветхозаветные люди. А Господь не к первым подошел, а к тому, кто вообще не мог идти. Это нам урок, мы ведь, если раздают крещенскую воду, стремимся первыми ее набрать. Схватили благодать - все, наше! И к Чаше многие устремляются первыми, не задаваясь вопросом: а Господь-то хочет к нам прийти? Может, Он и не войдет к нам. Готово ли после исповеди, покаяния, очищения наше сердце, чтобы Бог нашел там место для Себя? Мы предали себя в руки Божии? Отказались от своих планов и идей, поручив Господу руководство собой? Если нет, то как же Он придет, когда мы живем по своей воле? При этом нет у нас ни воли, ни силы, мы - расслабленные. Не можем победить даже маленький грех. Таково все человечество - греховно. Только Господь и Матерь Божия были безгрешны " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Мы не знаем точно, сколько лет он находился близ купели, но из слов евангелиста «он лежит уже долгое время» можем предположить, что он находился там уже не один год. Сам расслабленный говорит: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня», — то есть, видимо, он сам являлся свидетелем многих чудесных случаев исцеления. Несмотря на свои неудачи, надежды он, однако, не терял и всякий раз пытался что-то сделать, хотя сам еле-еле доползал до воды, но все дожидался, что появится некий добрый человек, который ему поможет. Потому, когда Господь спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» — он подумал, что это и есть тот самый добрый, участливый человек, который останется с ним или, может быть, распорядится, чтобы кто-то из бывших < Ним людей остался и помог ему, опередив других, первым войти в купель, когда действия благодати начнется возмущение воды. Но вдруг, неожиданно для самого расслабленного, «Иисус говорит ему: встань возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел Было же это в день субботний» (ст. 8–9). Не понадобился не только какой-либо посторонний человек, но и сама купель не понадобилась. Ведь в купели Ангел лишь возмущал воду действием благодати, а здесь присутствовал сам источник благодати, подающий ее Своим Ангелам. Спаситель сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи». Парализованному человеку даже просто встать чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Представьте себе такой житейский случай: кто-то сломал ногу и долгое время, может быть несколько месяцев, вынужден лежать в гипсе, пока кость не срастется. После выздоровления ему бывает трудно встать и приходится долго разрабатывать мышцы, постепенно приучать свою ногу и вообще все свое тело к обычной нагрузке. Подобное, как правило, происходит и со всеми людьми, которые долго лежат в болезни. Они отвыкают от самой элементарной нагрузки, не могут свободно даже передвигаться. Здесь же Господь Иисус Христос приказал расслабленному не только встать, но еще и взять свой одр, то есть постель. По-славянски говорится: «возьми одр твой», а по-русски — «постель». Постель — это то, что постилают на кровать, а одр — нечто вроде самой кровати или носилок, которые, несомненно, были нужны расслабленному, так как он ожидал, что кто-то возьмет его и на этих носилках отнесет к купели с кипящей благодатной водой.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

" Нельзя расслабляться " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов , председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. " Как быстро летит время: совсем недавно мы встречали Пасху, а на следующей неделе уже будем праздновать Преполовение Пятидесятницы, - сказал владыка в проповеди. - Время неумолимо течет, и сейчас Святая Церковь предлагает нам в назидание рассказ об исцелении Христом расслабленного. Господь, направляясь на праздник Пятидесятницы, проходил мимо купели, у которой лежало множество больных - слепых, хромых, - ожидающих волнения воды. Ангел Господень раз в год спускался с неба в эту купель, возмущал воду, и тот, кто первым окунался в нее, исцелялся. Господь хотел показать, что Он - обещанный Спаситель, призванный уврачевать телесные и душевные раны, как об этом говорил пророк Исаия: " Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились " (Ис. 53:4-5). И вот, чтобы эту веру в народе поддержать, Господь исцелил одного из болящих " . " Там лежал человек, который тридцать восемь лет был болен, - продолжил архипастырь. - Мы помолимся день, два, может - месяц, и жалуемся: " Господи, что же Ты нас не исцеляешь? " А здесь - долгое время человек не терял надежды, что когда-нибудь первым окунется в купель и получит исцеление. Так долго быть парализованным - и продолжать надеяться на исцеление! Это нам хороший урок и пример того, что в жизни все не так просто. Чтобы исцелиться, нужна благодать. Она дается только очищенному. Кто может очистить без Бога? Никто. Все ветхозаветное человечество не могло очиститься от грехов. А Господь помог нашей падшей природе, умерев за нас на Кресте " . " Евангелие говорит о том, что Господь увидел потом этого исцеленного в храме и сказал ему: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже " (Ин. 5:14). Можете себе представить: он был парализован, что может быть хуже? Если станет грешить, то случится самое плохое - окажется в аду. Этими словами Господь показал, что причинами болезней, душевных и телесных, в основном становятся наши грехи. Какие-то недуги бывают и ко славе Божией, но в большинстве случаев они - от грехов. Поэтому если не хотим болеть - не надо грешить. Господь многое нам показывает, и если внимательно разбирать каждое чудо, событие, мы найдем для себя много полезного. Надо внимательно относиться к Слову Божию, которое читается в храме, размышлять об услышанном. Нельзя расслабляться, как частенько бывает после поста. Будем духовно трудиться. Нужно встряхнуться, встать и идти за Господом, несмотря ни на какие трудности. Нужно идти к Богу " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но все-таки тема крещения не случайно возникла в завершение пасхальной недели. Ведь наше крещение это и есть наша Пасха. В таинстве Крещения с нами происходит то, ради чего Христос был распят и воскрес. Христос пришел в мир для того, чтобы избавить род человеческий от власти греха, чтобы грех не довлел более над родом человеческим. Он принимает на Себя все последствия наших грехов, включая страдания и смерть. И образно говоря, пригвождает грех ко кресту, лишает его силы властвовать над людьми. Христос принял грех на себя, был умерщвлен этим грехом, но победил его, восстал из гроба. Как бы оставив грехи людей в той пещере, в которой Он был погребен. И перед Своим Вознесением заповедал Своим апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, дабы дело, совершенное Им, распространилось на всех людей. Поэтому христианская купель крещения – это не место внешнего омовения, это гроб, в котором был погребен Христос, в котором Он оказался из-за человеческого греха, но из которого Он восстал Победителем греха. Вот так и мы, погружаясь в купель крещения, силой Христова Воскресения освобождаемся от своих грехов. Вместе с Христом погребаемся входя в воду, дабы вместе с Ним воскреснуть, выходя из этой воды, очищенными, обновленными и освобожденными от силы греха. Как и пишет об этом апостол Павел. Он говорит: неужели не знаете, что все вы, крестившись во Христа Иисуса, в смерть его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить во обновленной жизни. Вот такими пасхальными мотивами сопровождается таинство крещения всякого человека. Почему в древности именно к празднику Святой Пасхи приурочивалось таинство крещения. Потому что крещение и есть наша Пасха, освобождение от греха, но не своей силой, а силой искупительной жертвы Христа. Людей крестили в реке в древности, одевали на них белые одежды, символ чистоты, и с зажженными свечами они шли в храм на пасхальную Литургию. И именно в память об этом нам остался крестный ход, когда духовенство в белых ризах со свечами обходит храм в преддверии божественной пасхальной Литургии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Прежде, однако, надо рассмотреть, почему Бог , являясь общим Богом ангелов, людей и всякой твари, говорит, что Он будет Богом преимущественно тех, кто просветится благодатью, т. е. Евангелием и крещением. Как когда Он сказал «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова» ( Исх.3:6 ), ответив на чистую веру в Него отцов своей к ним любовью и расположением, будучи, как мы сказали, не только их Богом, но всей сотворенной природы, так же надо понимать и в этом случае. Ведь тогда Он сказал, что будет для них Богом, а они для Него народом (см. 2Кор.6:16 ), обнаруживая крепкую и несгибаемую веру народов и жар Своей любви к ним. И разве же Его обещание быть милостивым к их несправедливостям и беззаконий их и грехов не попомнить больше (см. Евр.8:12 ) не намекает на божественную благодать крещения? О Законе ведь Он говорит, что исполнивший все, написанное в книге Закона, будет жив (см. Гал.3:12 ). Уверовавший же в Слово Божие, Христа, и воспринявший купель божественного крещения, будучи омыт от всех своих прегрешений, отпускается совершенно чистым. Видя это, Исайя говорит: «Мойтесь и очищайтесь, освобождайтесь от вашей испорченности» ( Ис.1:16 ), проповедуя, что Богу будет приятно некое духовное и божественное омовение людей, счищающее все грехи и вымывающее из душ всю грязь. И даже если бы со звездами или песком морским по числу сравнялись у кого-нибудь грехи, путем такого необыкновенного омовения он смог бы от них избавиться, словно бросив пучок пакли в огромное море огня. Пусть свидетельствует тебе пример чуда, совершавшегося прежде в Силоамской купели и являющегося прообразом и проявлением дарованного нам обновления и оставления грехов посредством воды: как там первый, кто входил в купель после возмущения воды божественным ангелом, избавлялся от всякой болезни ( Ин.5:4 ), так и при божественном крещении принимающий его совлекает и отбрасывает всякую душевную скверну, словно некую обветшалую одежду, и весь становится чистейшим и святым. Знай же, что божественное омовение дарует оставление старых прегрешений, и это и означает: «Милостив буду к несправедливостям их и беззаконий их не попомню больше» ( Иер.31:34 ). А за все грехи, совершенные после этого, мы должны дать ответ в неложный день ожидаемого Суда (см. Мф.24:30–31,25:31–46 ), когда Сын Божий придет со Своими святыми ангелами судить мертвых и живых и по справедливости воздать добрым сострадание, неограниченную силу и царство, а тем, кто прожил нечестиво, – неизреченные скорби и неугасимый огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010