– На этот вопрос я ответить не могу. 21 марта 1935 года следствие было закончено. Иеромонах Ксенофонт обвинялся в том, что «среди крестьян села Алексеевское систематически вел антисоветскую агитацию, обрабатывал крестьян в антисоветском духе, распространял провокационные слухи о гибели советской власти; в результате этой деятельности колхоз в селе Алексеевском к началу 1935 года оказался в глубоком прорыве». 31 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Ксенофонта к трем годам заключения в ИТЛ по статье 58-10 УК РСФСР. Арест отбывал в Сибири, в Темниковских лагерях ( Темлаг , г. Потьма). Из лагеря вернулся 2 сентября 1937 года. Вернувшись из заключения в 1937 году прописался в г. Александрове, успел три раза навестить архимандрита Кронида в г. Загорске. Он посетил архимандрита Кронида 19 сентября, заехал к нему как к своему старому другу и единомышленнику, чтобы рассказать о своем аресте и о жизни в заключении. Рассказ произвел такое впечатление, что старец стал его утешать и призывать к терпению, так как в то время повсеместно пастыри терпели гонения и притеснения от безбожных властей. Отец Ксенофонт спросил, стоит ли ему устраиваться в храм священником, но архимандрит посоветовал не идти в храм, а устроиться на какое-нибудь гражданское предприятие, так как только в этом случае он может скрыть то, что судился за контрреволюционную деятельность, и не быть сразу же вновь арестованным. После этого визита отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида еще несколько раз и, в частности, был у него и 20 ноября 1937 года, когда отец Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта. Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Арестован 21 ноября 1937 года по " Делу архимандрита Кронида и др. г.Загорск, 1937 г. " по обвинению: " нелегально проживает в г. Загорске у бывшего настоятеля Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида и под такового среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию, восстанавливает связь с бывшими монахами Троице-Сергиевой Лавры " .

http://drevo-info.ru/articles/3096.html

Защита церкви и последний арест Стремление сохранить святыню было приравнено к «контрреволюционной деятельности» Когда весной 1937 года в одном из цехов местного металлургического завода власти проводили собрание рабочих по вопросу предстоящего закрытия храма, отец Алексий Золотов вместе с членами приходского совета встал на его защиту. В материалах дела позднее будет отмечено, что священник открыто призывал народ одуматься. 30 октября отца Алексия арестовали, и, как оказалось, в последний раз. Вместе с ним были заключены в тюрьму еще несколько человек: В. Богаев, Т. Невзоров, В. Петухов и Н. Жданов. Так стремление сохранить святыню – храм – от закрытия и поругания было приравнено к «контрреволюционной деятельности», а официальная версия следствия строилась вокруг «попытки свержения советской власти». Методы работы «письмоводителей» НКВД Дело священника Алексея Золотова (1937) _ ПермГАСПИ. Ф. 641_1. Оп.1.Д.15454. л. 49 Первое, что бросилось в глаза при работе с этим следственным делом, – это сроки его начала и окончания. 15.11.1937 г. – 17.11.1937 г. То есть все расследование по коллективному делу заняло два дня. При этом всех подозреваемых арестовали практически в один день, 29–30.11.1937. Обвинение в «контрреволюционной деятельности» было вменено всем арестованным. Протоколы допроса привлеченных следствием свидетелей не отличаются оригинальностью. Например, все свидетели на вопрос следователя: «Назовите лиц, проживающих в г. Лысьва» отвечали с удивительным единодушием: «Мне известно, что Богаев В.И.; Золотов Алексей Матвеевич; Петухов В.Я.; Жданов Н.Д. проживают в г. Лысьва». Таким образом, список известных им жителей города ограничивался исключительно интересующими следствие людьми. Между прочим, следует отметить, что лексема (т.е. устойчивый лексический оборот): «Мне известно» повторяется более шести раз у разных свидетелей. Очевидно, в этом случае проявляется привычная рука делопроизводителей – сотрудников НКВД. Внимательное изучение протокола допроса обвиняемого Невзорова заставило обратить внимание на показательную деталь. Когда следователь задал ему вопрос: «Вы распространяете религиозную литературу, с какой целью?», в качестве ответа в дело была внесена следующая запись: «Религиозную литературу распространял среди организованного населения с целью того чтоб внедрить религиозные убеждения среди масс трудящихся» (с сохранением орфографии источника, А.Е .). Совершенно очевидно, что подобный ответ в устах человека верующего, входящего в церковный приходской совет, звучит просто нелепо.

http://pravoslavie.ru/109420.html

  Во время массовой кампании по ликви­дации «кулачества» в 1930 году право внесудебного разбирательства вновь офици­ально подтверждено и предоставлено кра­евым и областным органам ОГПУ. 10 июля 1934 года постановлением ЦИК СССР ор­ганы государственной безопасности вошли в состав Народного комиссариата внутрен­них дел (НКВД). Функции ОГПУ переда­ны Главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.   1920-е – 1930-е  годы  ознаменова­лись  расстрелами  наиболее  стойких священнослужителей и мирян. Но этого оказалось мало. Всесоюзная перепись населения 1936 года показала, что вера в народе не угасла, что более 60-ти про­центов населения назвали себя право­славными. По личному решению Сталина от 2 июля 1937 года была поставлена задача полного уничтожения Церкви как всерос­сийской организации, а также уничтоже­ния большинства ее прихожан-крестьян. Изданный по прямому поручению «во­ждя народов» совершенно секретный приказ НКВД СССР 00447 от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессиро­ванию бывших кулаков... и др. антисовет­ских элементов» предписывал «с 5 авгу­ста 1937 года во всех республиках, краях и областях приступить к операции по репрессированию бывших кулаков, актив­ных антисоветских элементов, церковников..., находящихся в данный момент в деревне, в городе, в советских учреж­дениях, на строительстве». Все террито­рии были поделены на сектора. Созданы республиканские, краевые и областные «тройки» по рассмотрению дел в отноше­нии бывших кулаков, членов антисовет­ских партий, белогвардейцев, жандармов и чиновников царской России, бандитов, реэмигрантов, участников антисоветских организаций, деятелей церкви и сектан­тов, уголовников-рецидивистов. В связи с проведением массовых арестов в соответствии с приказами НКВД от 11 авгу­ста 1937 года и от 20 сентября 1937 го­да списки лиц, подлежащих репрессиям, рассматривались также «двойками» – наркомами, начальниками УНКВД со­вместно с соответствующим прокурором республики, края,    Сталин спешил. 31 января 1938 го­да он предписывает: «Принять предло­жение НКВД СССР об утверждении до­полнительного количества подлежащих репрессии. Предложить НКВД СССР всю операцию... закончить не позднее... 15 марта 1938 Некоторые совре­менные исследователи – статисты, за­фиксировав резкое снижение расстрелян­ных после марта 1938 года, делают вывод о смягчении антирелигиозных гонений. Но истина в том, что приказ Сталина вы­полнялся досрочно. Россию залили кро­вью православного народа.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

– Поясните, пожалуйста, что значит «пирамидальная схема» построения дела? – Это такая схема, когда при максимальном расширении «связей» обвиняемых предполагаемое «общее руководство» стараются «свести на конус», замкнув его на «нежелательных» фигурах, как правило, весьма значительных. Арест Георгия Гуляева казался «перспективным», поскольку он выводил группу следователей не только на «тылополченцев» и на пермских священников, но и на епископат… А в случае «удачи» – и на Предстоятеля Русской Православной Церкви. Следствие продляли несколько раз. Первое постановление о продлении сроков было вынесено 17 мая 1937 г., следующие два – 19 июля 1937 г. Но даже когда основная часть дела будет завершена, в процесс «дополнительного расследования», подобный «воронке», окажется вовлечено множество людей: несколько епископов канонического подчинения и состоявших в «расколах», десятки священников и причетников. В ходе внутренней проверки КГБ 1956 г. будет установлено, что по этому делу и «в связке с ним» в 1937–1938-м гг. было репрессировано более 50 священнослужителей . Параллельно в Перми и на Урале проводилось «дознание» в отношении людей, не связанных с Церковью: от руководителей крупных предприятий и советских организаций – до рядовых служащих, рабочих и колхозников. Многим из них было предъявлено обвинение в связях с «Обществом трудового духовенства», «Уральским повстанческим штабом» или «Религиозно-политическим центром» (кстати, в общий «поток» окажутся вовлеченными и мусульмане – из села Кояново , им будет инкриминирована… «связь с японской разведкой»). – Каковы, по-вашему, были мотивы следователей? – Прежде всего, они действовали во исполнение мартовского и июльского приказов 1937 г., то есть проводили «чистку» по социальному и мировоззренческому принципу, используя доносы о «политической неблагонадежности». В отдельных случаях (это касается арестов офицеров) не исключены и личные мотивы, например, сведение счетов. Вопрос, считали ли сами следователи свою версию сколько-нибудь правдоподобной, для меня остается открытым. Судя по воспоминаниям участников событий об «установках» на внутренних совещаниях НКВД 1937 г., инициаторы этого дела слишком уж «вошли в образ». Располагая кое-какими фрагментарными данными, они увлеченно «достраивали» картину, придумывая не только «недостающие звенья», но и целые «блоки». Главным мотивом было стремление удовлетворить конъюнктуре, «проявить себя», то есть карьерные соображения. Так, некоторые следователи, например, Радыгин и Зырянов, по данным внутренней проверки НКВД 1939 г., «выдавали на гора» по 10–15 «признательных» протоколов в сутки !

http://pravoslavie.ru/136320.html

103. Почему никто не убил тирана? Сильные люди 1937 года перед незамеченным выбором — У каждого поколения есть в детстве свой дурацкий вопрос. Дети семидесятых интересовались, какает ли дедушка Ленин. А у нас, родившихся в последние годы жизни вождя, детский вопрос был таким: как злой Сталин дожил до 1953-го — почему никто из взрослых вовремя его не убил? — Тайна 1937 года — отсутствие противодействия. Почему не нашлось тираноубийцы? Знаю со слов тещи Фриновского — помнишь такого? Заместитель Ежова. После нарком военно-морского флота, затем был расстрелян. Она рассказывала, как в разгар террора к ним приходил Ежов. Минуя калитку, в полубезумном состоянии перелез через забор. И, готовя чай, она слышала из кухни, как Ежов говорил Фриновскому: «Его надо убрать». А еще к этому вот рассказ однокурсника, недавно умершего Вадика Фельдмана. Его отец был замнаркома НКВД по кадрам, должность была такая — представитель ЦК ВКП(б) в НКВД. Он ведал там кадрами и от ЦК надсматривал. В 1937 году Вадим свое получил и замолчал надолго. Лет десять назад мы с ним повидались, и он все рассказывал мне, будто на исповеди. Почему-то хотел, чтобы я знал это и запомнил. Среди прочего такую сценку. Они жили в ведомственном особняке, и вот, говорит Вадим, рано утром я перед университетом сижу, пью чай, читаю газету — доклад Сталина на том февральско-мартовском пленуме 1937 года. Отец только пришел с работы, принял душ. Проходит через комнату, я ему — правда, хороший доклад Сталина? Отец стал, долго молча на меня глядя, а потом только — нет, Вадик. И ушел к себе. Но я не про это. Август 1937 года, в Тушино парад авиации. Вадима очень туда тянет, и отец говорит: «Что, посмотреть хочешь?» — «Да, но если с товарищем». И отец приносит два пропуска! Двум молодым людям, одного из которых вообще не знает, он выписывает пропуск на правительственную трибуну. Стоим мы там, рассказывает Вадик, рядом Сталин и вожди, включая Ежова, — подходят к столу с закусками, пьют. Друг ему говорит: давай и мы поедим. Они поели. Конечно, соответствующие ребята охраны на них поглядывали, но, видимо, принимали тоже за соответствующих парней.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДРУЖИНИН ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Федор Дружинин Федор Михайлович Дружинин ( 1886 - 1937 ), протоиерей . Родился в 1886 году в селе Артинский завод Красноуфимского уезда Пермской губернии. До 1930 года протоиерей Федор Дружинин служил в Введенском храме поселка Арти Кунгурского округа Уральской области, а также благочинным Артинского округа. Был арестован 1 января 1930 года. 5 марта того же года был приговорен к 5 годам концлагерей по ст. 58-10 УК РСФСР. После освобождения служил в городе Златоуст Свердловской области. В 1937 году вновь был арестован. 2 октября этого же года тройкой при УНКВД был приговорен к расстрелу по обвинению " антисоветская деятельность, участник контрреволюционой группировки церковников " . Был расстрелян 1937 году в Челябинской области. Все обвиняемые по постановлению тройки при УНКВД от 2 октября 1937 года были подвергнуты расстрелу. Обвиняемых было 24 человека, среди них - 13 священников, 4 диакона, 2 регента церковного хора, 2 члена церковно-приходского совета, кассир церкви и коновозчик на своей лошади . 31 января 1958 года был реабилитирован по 1937 году репрессий. Бывшие сотрудники Златоустовского горотдела УНКВД, принимавшие участие в ведении следствия, на допросе в 1958 года показали, что: " не было каких-либо оперативных материалов, указывавших хотя бы на факт существования в Златоустовском районе к/р организации среди церковников и причастности к ней арестованных. Аресты были необоснованны и были произведены на основании указаний из Управления НКВД... все арестованные перед вызовом на допрос подвергались камерной обработке через так называемых " колунов " , склонявших подследственных к даче вымышленных показаний о якобы причастности к к/р организации и проведению а/с деятельности. Оба бывших сотрудников прямо заявили, что все, изложенное в протоколах допроса арестованных...является несостоятельным, вымышленным " . Литература Использованные материалы   Из заключения по архивно-следственному делу N 39792 от 31 января 1958 года в городе Челябинске Редакция текста от: 17.02.2012 17:13:49 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19846.html

«Комсомольская правда» передаст храму в Строгино личные вещи св. новомученика Аполлоса Москва, 10 декабря 2014г. Параман священомученника Аполосса -Федосеева      10 декабря в 12:00 представители «Комсомольской правды» передадут в храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино личные вещи святого новомученика Аполлоса - фотоальбом, параман с крестом, и собственноручно написанную преподобномучеником автобиографию. Мероприятие приурочено ко дню казни святого новомученика Аполлоса, расстреляного на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года за " пораженческую контрреволюционную агитацию " .      Как отметил настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, «Параман священомученика Аполосса (Федосеева), который чудом сохранился, похоже, пропитан кровью. Не исключено, что он был на нем во время заточения в тюрьме и расстрела в 1937 году. Святыня будет связывать наш храм с этим новомучеником. В декабре, в день его поминовения, мы будем выносить святыни для поклонения верующим. 10 декабря, в день расстрела Аполлоса, мы приглашаем всех прихожан на церемонию передачи этих реликвий, которая состоится в 12 часов. Мы будем рады видеть каждого на этом большом приходском празднике». Место проведения: храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. Время проведения: 10 декабря в 12:00, среда. Адрес:  Москва, Строгинский бульвар, владение 14. Справка: Из биографии иеромонаха Аполлоса (Федосеева): 4 декабря 1937 года - арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 9 декабря 1937 года - приговорен к расстрелу. 10 декабря 1937 года – расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания. Память 27 ноября, в Соборе Новомучеников и в Соборе Бутовских Новомучеников. 10 декабря 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75749.html

Закрыть Физические потери православного духовенства в период Гражданской войны и репрессий 1920–1930-х годов Часть 2 10.11.2020 634 Время на чтение 16 минут Источник: Православная жизнь Статистика жертв незаконных преследований за веру, террора среди православных священнослужителей и «актива» – самостоятельная, сложная и в полной мере уже не разрешимая научными методами проблема. По приказу 00447 Особое место в сакраментальной статистике жертвенности Православной церкви занимает период Большого террора 1937–1938 годов. Напомним, что согласно проведенной еще без идеологического нажима Всесоюзной переписи населения 1926 года, в СССР оставалось около 58,6 тыс. православных священнослужителей. Определенное количество иереев и архиереев было рукоположено в советское время, хотя часть из них оказалась в обновленческом, автокефальном, григорианском, лубенском и прочих расколах, во многом инспирированных самой властью и спецслужбой. И все же большинство жертв беззакония были дореволюционными священнослужителями: по данным НКВД УССР, из служивших к концу 1937 г. в Украинс кой ССР священников канонической РПЦ («тихоновцев»), 62% были старше 50 лет, а со старшими 40 лет – и вовсе Сколько из них к 1937 г. оставалось в живых или служило подсчитать вряд ли возможно. 30 июня 1937 г. совсекретный оперативный приказ 00447 НКВД СССР «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» (тогда же получивший неформальное название «кулацкая операция») стал основой «Большого террора» в СССР (условная датировка – август 1937-ноябрь 1938 гг.). Репрессированию, в частности, подлежали ранее осужденые лица, якобы ведшие «антисоветскую деятельность» в местах заключения. Развернулась «чистка» (расстрелы) в лагерях и тюрьмах по доносам агентуры лагерных «оперчастей» и новым сфабрикованным делам, жертвами которых стало немало иерерархов и священослужителей, иные из них были лишены свободы еще в конце 1920-х и получали продления неволи под разными предлогами.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/10/fizich...

В первый раз Сергей Есенин, Сергей Клычков и Петр Орешин были арестованы вместе с Ганиным в 1923 году. После расстрела Ганина Есенину оставалось жить всего семь месяцев... Но и Сергей Клычков был приговорен уже в 1925 году вместе со всеми новокрестьянскими поэтами, не изменившими своему племени родному. Николай Клюев вступил в РКП(б) в 1919 году, а уже в 1920 был исключен за то, что не отказался от своих религиозных взглядов, не стал воинствующим безбожником. В 1929 году он напишет свою поэму раскаяния «Каин». В 1934 году будет арестован в первый раз. В 1937 году – в последний. Поэт-есенинец, свояк Есенина Василий Наседкин стал большевиком в 1917 году, в братоубийственную Гражданскую войну был красноармейцем, но в 1921 году «от несогласия с политикой партии по крестьянскому вопросу» сам вышел из нее, после того как увидел, по его признанию, «картины продразверстки на Урале», в своей родной Башкирии. В 1937 году его арестуют вместе с сыном Есенина Георгием Есениным, приговоренным к расстрелу только за то, что носил фамилию отца. Есенинец Петр Орешин пытался «перековаться», прославлять новую деревню: Всю степь, всю ширь перекроили, Узнать нельзя! И нет болот, И над рекой, где утки жили, Стекольный пенится завод. Пришли совсем другие степи – Железа, стали, кирпича... И люди все здесь носят кепи Такие ж, как у Ильича Но и, как писал о них Есенин, «плохие коммунистические стихи» не спасли (хорошие, впрочем, не спасали). В справке, предварявшей его «дело» 1937 года, значилось: «Орешин – поэт кулацкой идеологии. Начал печататься с 1919 года. Издано больше тридцати книг его стихов. Враждебная советскому строю направленность стихов Орешина неоднократно разоблачалась советской критикой. Орешин вращается в кругу реакционных антисоветски настроенных поэтов. В прошлом его ближайшими друзьями были поэты – Есенин Сергей, Клюев (выслан)». Есенинца Ивана Приблудного впервые арестовали в 1931 году, приговорив к высылке из Москвы в Астрахань. Его второй арест в феврале 1937 года был связан с еще одним новым «делом», заведенным на самого талантливого ученика Сергея Клычкова Павла Васильева. Смертный приговор «террористу» Павлу Васильеву был объявлен 15 июля 1937 года, Ивану Приблудному – через месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Как видим, предъявляется обвинение в контрреволюционной деятельности. Допрос 10 августа 1937 года. «Вопрос: Вам предъявляется обвинение в распространении контрреволюционной агитации. Признаете ли себя виновным? Ответ: Если следствие считает, что я виновен, выносите какой угодно приговор, а я от дачи показаний отказываюсь» . Как видим, обвинение предъявляется уже не в деятельности, а в агитации. Допрос 11 августа 1937 года. «Вопрос: На допросе 9 августа Вы упорно утверждали, что не вели никакой контрреволюционной агитации. Следствием установлено, что Вы систематически высказывали антисоветские проповеди. Дайте показания. Ответ: Признаюсь, что 2 августа 1937 года по окончании службы я выступил с проповедью, в которой обвинил верующих в богоотступничестве и призывал к укреплению религии. Других каких-либо проповедей антисоветского содержания я не говорил» . В этих словах звучит признание вины. Вчитаемся в них, неужели оно там есть? И какой вины? Но давайте рассмотрим признание вины подследственным, которое прозвучало на допросе 4 сентября 1937 года: «Вопрос: Вы арестованы как участник организации, проводившей активную к-р деятельность. Материалами следствия установлены факты подрывной работы, совершенные Вами и другими участниками организации. Прежде всего скажите, виновным себя признаете? Ответ: Виновным себя признаю. Я действительно являлся участником к-р организации церковников. Я вместе с другими участниками проводил активную к-р деятельность, направленную к разрушению колхозов, срыву хозполиткомпаний, полевых работ, трудовой дисциплины. Распространял провокационные слухи о гибели Советской власти, а также проводил подготовку свержения Советской власти » . Налицо признание вины. Но не кажется ли читателю, которому открыты сведения о «липачестве», подлогах, выполнении заказа и прочем, что вышеприведенные слова не принадлежат священнику? Если нет, все остальное не представляет смысла доказывать. В доказательство заказного и тенденциозного характера следствия приведем выдержки из заявления наркому внутренних дел СССР Берии члена партии с 1905 г., арестованного Костромским отделением НКВД 3 августа 1937 г., осужденного ОСО 23 августа 1938 года, члена президиума Горсовета, обвиненного в членстве контрреволюционной группе правых.

http://bogoslov.ru/article/5297810

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010