Кроме того, там еще возникает портрет Пушкина, который я взяла из газеты того же года. Тема Пушкина была более актуальна в 1937-м году. – Но ты же понимаешь, что для всех 1937 год не с Пушкиным ассоциируется! – Я не отхожу кардинально от Паустовского, я ему не противоречу, не добавляю в основной сюжет того, о чем он сам не считал нужным говорить. Но какие-то вещи я вывела на передний план. У меня есть эпилог – написанное сценаристом дополнение к основной истории – там драма советского времени сильнее выведена. Но и там нет никакой жути. Речь о том, что в любое время, в любых условиях человек может оставаться человеком У меня речь о том, что в любое время, в любых условиях человек может оставаться человеком. Что и в 1930-е годы люди чувствовали, любили, жили, горевали, пели, что жизнь – она была, и что главное – по любую сторону баррикады быть человеком. В экранизации поступок человека заострён сильнее, чем в рассказе. Этот поступок совершает молоденький милиционер, который является представителем власти в деревне. Вот это важно. Хотя, повторю, 1937 год в экранизации более выявлен, чем в рассказе. У меня даже были очень сложные разговоры об этом. – Не хочется накаркать, но у тебя еще много будет подобных разговоров, когда фильм начнет свое путешествие по фестивалям и СМИ. Одни будут осуждать, другие – боготворить. Число 1937 для нас все еще роковое, что ли. – У меня был разговор с одним человеком, который сказал, что сейчас вообще нельзя снимать об этом времени, и об этом годе, потому что должна быть атмосфера тотального страха. Он когда-то познакомился с воспоминаниями москвичей, для которых 1937 год был именно таким. И он теперь видит этот год через призму тех московских воспоминаний и не воспринимает иначе. Вот, он мне сказал, что если в фильме нет такой атмосферы страха, то это все неправда и так не должно быть. Но я читала другие воспоминания, общалась со стариками, жившими в деревнях и в маленьких городках в то время, и у них совершенно другое отношение к 1930-м.

http://pravoslavie.ru/140288.html

Не этими ли сообщениями и доносами объяснятся насторо­женность и недоверие некоторых групп населения к власти, обнаружившиеся во время всеобщей переписи населения в ян­варе 1937 г. для «определения социальных сдвигов, в час­тности роста безбожия». Среди 14 вопросов анкеты – пятый – вопрос о религии. Он сопровождался в известиях (29. 12. 1936) следующим примечанием: «Необходимо еще раз под­черкнуть, что ответ на вопрос об отношении к религии, как и все вопросы переписного  листа, не подлежит оглашению. Каж­дый гражданин, как верующий, так и неверующий, может быть совершенно спокоен, что ответ на этот вопрос, как и на другие вопросы, будут сохранен в тайне». Появление этого примечания, вероятно, объясняется, распространившимися перед переписью, слухами, что у верующих будут отбирать паспорта или ставить на них штампы (Известия и Правда 6. I. 1937), что для них будет установлен продовольственный паек хлеба в 200 грамм, что у них будут отобраны иконы. (Ленинский Шахтер 3. I. 1937), что им не будут продавать товаров из кооперации (Советская деревня 7. 1. 19). Не эти­ми ли слухами объясняется, что в Сталинске тысячи жителей, записавшихся верующими при предварительной переписи их женами и детьми, в день переписи исправили эти «ошибки», записавшись неверующими? (Известия 8. 1937). Вообще не всякий верующий способен был на исповедничество, во время переписи. Напр. «Рабочий машинно-тракторной станции отвечает на вопросы без запинки. Но он долго не может отве­тить на вопрос о религии. Наконец хозяин говорить: Да ко­нечно неверующий... Доносится торжествующий голос сына: «Ну смотри, тятя, раз назвался неверующим, теперь чтоб я от тебя ничего· о Боге не слыхал» (Известия, 4. I. 1937). Эти факты заставляют предполагать, что перепись, пред­варительные результаты которой, по всей вероятности, будут опубликованы в конце этого года, не даст вполне точной картины религиозного  положения, которое очень интересует и коммунистическую партию. Эта правящая и единственная партия в советском союзе, составленная из «наиболее активных и сознательных граждан из рядов рабочего  класса и других слоев трудящихся» (Статья 126 конституции) занимает в отношении к религии непримиримо-отрицательную позицию (§ 13 ее программы).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

Д.Т.Шепилов (1905-1995 гг.), бывший министр иностранных дел СССР , вспоминал: «Без ведома и прямой санкции Хрущёва не решались никакие персональные вопросы опустошительных чисток 1937-1938 и последующих лет по Москве и Украине . Таким путем тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей были ввергнуты в пучину невероятных страданий, нашли свою мученическую смерть с клеветническим клеймом «врага народа». И, может быть, самое примечательное и отталкивающее в этой стороне деятельности Хрущёва состояло в том, что многих из отправленных им на эшафот он затем с непревзойденным лицемерием оплакивал с высоких партийных и правительственных трибун. Причем в этих стенаниях виновниками гибели прославленных коммунистов выставлялся, конечно, прежде всего Сталин и другие его соратники, но не он, Хрущёв». Но даже и Хрущёв в своих воспоминаниях, наговоренных им на пенсии, иногда проговаривается (а может, совесть заговорила?) и свидетельствует не против, а за Сталина, даже в главном, в вопросе о репрессиях 1937 года - о том, что Сталин их не возглавлял, а сдерживал. По слову же главного маршала авиации А.Е.Голованова (1904-1975 гг.), Сталин эти репрессии остановил. «Вси приемшии нож, ножем погибнут» Почему у наших новомучеников в основном две даты кончины: 1918 и 1937 годы? Почему безбожники не расстреляли наших архиереев, священников до 1937 года? Борьба с религией бывала очень острой и между этими датами, в конце 20-х - начале 30-х годов, например. А что произошло в стране в 1937 году? Почему через двадцать лет советской власти опять начался террор? Почему одновременно с духовенством в этот раз расстреливали и большевиков, чекистов? Согласно сталинской конституции 1936 года, всему нашему народу, в том числе духовенству, бывшим «лишенцам» (лишенным избирательных и иных прав согласно «диктатуре пролетариата»), давались общие, равные избирательные права, в том числе право выдвигаться в кандидаты любого уровня. Выборы предполагались альтернативными - в бюллетени вносилось не менее двух кандидатов. А это значило, что партийную верхушку народ свободно мог и не выбрать, и она бы мирно лишилась власти. Они так и опасались: того, что «в Верховном Совете будут одни попы». Свою власть они отдавать не собирались. Прекрасно распознав угрозу этой власти, исходившую от выборов по плану Сталина, партийная и силовая верхушка встала на дыбы - и Сталину пришлось отступить. Начался террор - прежде всего, против народа и тех, кого народ мог выбрать. Промыслом Божиим этот террор повернулся однако против самих карателей, ибо Вси приемшии нож, ножем погибнут (Мф. 26: 52).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/15/...

Во внешнем все благополучно и без перемен. Много читаю, только сам очень плохой. 1937 год 7.1.1937 Надвойцы Первое — мои дела, занятия, служба. Тут работа, работа довольно интенсивная. Маленькая комната, часто наполненная людьми, больше утомляет своей суетой, чем цифрами. Впрочем, теперь придется работать и по вечерам, в связи с годовым отчетом. Все-таки это пустяки сравнительно хотя бы с работой прошлых лет в эту пору. Другой мир — мои книги. Читаю много, но все-таки все случайно. То какое-то громадное исследование о первобытной религии, то работа об архитектуре, то Бальзак, то какой-нибудь наш современник Хаксли. Постоянно читаю по–английски. Третий мир — мои мысли, мои прогулки. По вечерам брожу по нашей сильно опустевшей колонии, по скрипящим от мороза дорогам. Думаю… Мысли часто влачатся, рвутся на куски, и в них распадается единая «тема» всех раздумий. Соберу ли когда-нибудь эти раздумья? Четвертый мир — память близких. Здесь теперь особенно часто встает образ Веры с ее жутким одиночеством, непреодоленным испытанием. Справится ли она с ним… 16.1.1937 Надвойцы У меня все хорошо и благополучно. В этом году мне повезло. В связи с временным сокращением нашей колонии многие оказались в лесу, а я в связи со своей работой на старом месте. Ведь это несравненно легче. 23.1.1937 Надвойцы У меня во внешней жизни некоторые перемены к худшему. Я опять в «бараке» с двойными нарами «вагонной» системы, в «лагере», который ты видела издали. Много народу и притом самого разнообразного, шумно и утомительно. Работа прежняя, только много приходится работать по вечерам, и все это вместе несколько удручает и нервирует: новое доказательство духовной невоспитанности и слабости моей. 28.1.1937 Надвойцы Вовремя ты мне прислала валенки: как раз погода резко переменилась. Такая метель и такой снег, что пройти по колонии — целое событие. Все заметено, дорог не видно и ежеминутно проваливаешься по колени. Но главное-то не в этом, а в том, что мне придется обновить валенки в лесу. Я опять с сегодняшнего дня на общих работах. Сегодня уже несколько часов я бы работал, если бы не такая совершенно исключительная метель. Третий день лесные работы отменяются. Мне, по–видимому, придется ходить именно в лес. Правда, работы будут легче, кажется, чем те, на которых я был еще недавно. Для бригады третьей категории предназначается расчистка дорог от снега, сжигание сучьев и т. п. Тяжело то, что я попадаю в «настоящий» барак со всеми его прелестями. Я и теперь в бараке, но в лучшем, чистом и спокойном, и опять будет сравнительно хуже. Трудновато будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

20 мая 1932 года Кочетковой Елизавете Ивановне было выдано удостоверение о следовании к месту жительства г. Арзамас для передачи в Арзамасский Опер. ОГПУ . Последний арест По возвращении из ссылки в 1934 году архиепископ Гурий (Степанов) проживал в городе Арзамасе вместе со своей племянницей Кочетковой Елизаветой Ивановной, которая находилась здесь в ссылке с 1932 года. Они обитали по адресу: улица Ворошилова д. 84. В Арзамасе в это время проживала также родная сестра митрополита Сергия (Страгородского). В 1937 году Кочеткова Елизавета Ивановна работала в городской аптеке. 1937 год — время массовых арестов и репрессий духовенства. Владыка был арестован 16 сентября, а его племянница 1 сентября 1937 года по искусственно созданному групповому делу об организации контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации в городе Арзамасе. По этому делу было арестовано 76 человек. В качестве руководителя этой группы был признан благочинный 1-го Округа города Арзамаса священник Александр Миныч Черноуцан . В анкете арестованного в графе «Каким репрессиям подвергался при Соввласти» владыка писал: «С 1926 года по решению коллегии ОГПУ по ст. 58-10 выслан на три года, с 1928 года — 6 главных городов, с 1931 года концлагеря — 3 года» . 30 сентября 1937 года состоялся допрос архиепископа Гурия Степанова: Сотрудник АРО НКВД : Вы арестованы как участник к-р церковно-фашистской террористической организации в Арзамасском районе, прежде всего, признаете ли Вы себя виновным. Архиепископ Гурий : По этому вопросу показания давать отказываюсь. Сотрудник АРО НКВД : Расскажите, в чем заключалось Ваше знакомство с сестрой митрополита Страгородского Сергия Архангельской Александрой Николаевной? Архиепископ Гурий : Я Архангельскую А.Н. знаю с 1930 года, когда она из г. Арзамаса приезжала в Москву к митрополиту Сергию. Я квартиру митрополита Сергия посещал, там и познакомился с Архангельской. По прибытии в город Арзамас из ссылки в 1934 году (июль) я стал вести с ней непосредственную связь и посещать ее квартиру, вели беседы о митрополите Страгородском Сергие.

http://pravoslavie.ru/61450.html

Внешне власть была на стороне убеждения, агитации, пропаганды. Фактически же вопрос о религии, о существовании Церкви решался насильственным путем. Однако и в идеологической риторике звучали не доводы, но апелляция к низменному, пошлому. Говоря о характере крестьянина и о трудности переубедить его, Сталин предлагал примитивную схему: религия нужна мужику ради его хозяйственных, материальных интересов, оттого он так и держится за нее. И надо… высмеять попа! Приведем цитату из выступления Сталина на встрече с рабселькорами в декабре 1928 года. Во время этой встречи большое внимание было уделено антирелигиозной пропаганде. Один из вопросов с места касался часто встречающихся в деревне хулиганских выходок молодежи по отношению к Церкви и религии. В своем ответе Сталин признал кощунственные выходки хорошим средством борьбы с религией, но с оговоркой: делать это надо с умом! «Посмеяться над попом хорошо, — сказал он, — только надо уметь так это сделать, чтобы вызвать из-за насмешек над попом не озлобление среди крестьян, а хохот. …Уметь надо. Насмешка — дело хорошее, только надо уметь». Со знанием дела говорил (Курляндский, стр.243). Некоторые историки (к ним относится, например, о. Дамаскин Орловский) считают, что репрессии 1937 –1938 гг. были, по сути, ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.: большинство людей назвали себя верующими, и такому народу полагалась кара. Активная позиция Сталина в борьбе с «церковниками» прослеживается в ряде документов, относящихся к террору 1937 –1938 гг. Известно, что начало массовых репрессий было положено февральско-мартовским Пленумом ЦК ВКП (б) 1937 г. На нем обсуждалась опасность проникновения «антисоветских элементов» в органы власти — в связи с предстоящими выборами в Советы. Один из докладчиков, Е.Г. Евдокимов, пожаловался на засилье «сектантов» в Азово-Черноморском крае. Сталин прервал его: «Что же ты, Евдокимов, смотришь?» (Курляндский, стр. 491). В ноябре 1937 г. Сталин получил письмо о вредном влиянии Церкви в Белоруссии. Он наложил резолюцию: «Т. Ежову. Надо бы поприжать господ церковников» (Курляндский, стр. 516). Ежов, выступая на активе НКВД Украинской ССР в феврале 1938 г., заметил, что у начальников УНКВД «оказывается, живыми еще ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чертика. Почему всех этих людей не расстреляли давно? Это все-таки не что-либо такое, как говорится, а архимандрит все-таки (Смех). Это же организатор, завтра же он начнет что-нибудь затевать». Политбюро, не откладывая, прямо в день выступления наркома внутренних дел, выделило для Украины самый большой дополнительный лимит «по первой категории» — на 30 тысяч человек. По архивному документу, диктатор лично отредактировал текст этого постановления и расписался: «За. И.Сталин» (Курляндский, стр. 518).

http://bogoslov.ru/article/4979048

— Нет, это я отрицаю… — Вы в ноябре месяце 1937 года проводили клевету и антисоветскую деятельность против выдвинутых кандидатур в депутаты Верховного Совета по Бежецкому избирательному округу. Вы это подтверждаете? — Это я отрицаю, клеветы по отношению к выдвинутым кандидатам в Верховный Совет я не проводил. 18 декабря 1937 года в момент службы в церкви среди населения вы распространяли слухи о невыносимом гнете над трудящимися в СССР, о гибели советской власти и наносили оскорбления руководителям партии и правительства. — Этого я не говорил и полностью отрицаю. — Следствию вы говорите неправду, и следствие требует от вас правдивых показаний, так как следствие имеет достаточно данных о фактах вашей контрреволюционной деятельности. Дайте искренние показания. — Больше дать показаний я не могу и подтверждаю полностью данные показания, а больше ничего рассказать не могу. — Вы в мае месяце 1937 года дискредитировали руководителей партии и правительства. Дайте показания по этому вопросу. — Это я отрицаю… — Следствием установлено, что вы в декабре месяце 1936 года среди населения распространяли слухи о плохой жизни в СССР, о голоде в колхозах, а также о гибели колхозов, предсказывая войну с Германией, поражение в ней страны Советов, призывая население выступить против власти. Вы это подтверждаете? — Да, я это частично подтверждаю, не помню, среди кого из близких людей говорил, что в городе Петровске Саратовского края был голод в 1932–1933 годах, где я в то время был, говорил я об этом, как о тяжелом пережитом положении… слухов о войне я не распространял. — В апреле месяце 1937 года вы призывали в момент службы в церкви население против советской власти, обвиняя ее в закрытии церквей. Вы это подтверждаете? — Это я отрицаю, этого я не говорил. На следующий день, 21 декабря, следователь составил обвинительное заключение, в которое переписал показания лжесвидетелей. Через несколько дней, 27 декабря, Тройка НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Священник Петр Зиновьев был расстрелян через десять дней после ареста — 29 декабря 1937 года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОГОЯВЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1889-1937) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Димитрий Богоявленский В 1937 году был направлен в исправительно-трудовой лагерь . 11 февраля 1937 года поступил в Орлово-Розовский пункт Сиблага (с. Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области), где находился со дня ареста. В лагере он использовался " на общих физических работах " . В лагерной учетно-статистической карточке социальное положения отца Димитрия определено как " лишенец " , сказано, что образование у него среднее, языков, кроме родного, он не знает, его узкая специальность, - канцелярист. Особые приметы: " рост - в[ыше]/сред[него], телосложение - худощавое, цвет волос - св[етлые] русые, глаза - голубые, нос обычный, пр[очих] примет - нет " . 30 ноября 1937 года был вновь арестован в лагере по делу об " офицерском заговоре РОВС " в Орлово-Розовском пункте Сиблага. В ходе обыска у него изъяли только 11 руб. 47 коп. На него имелось только одно показание - епископа Дометиана (Горохова) , данное им на допросе 29 ноября: " Мною также подобраны, соответствующим образом обработаны и привлечены в организацию заключенные - служители религиозного культа (попы) в июле месяце с. г. Богоявленский Д.И. и Ильинский А.А. " . Но если Ильинский признал свою вину, Димитрий Богоявленский на допросе 2 декабря категорически отверг все обвинения: Вопрос: Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной офицерско-повстанческой организации, подготовляя вооруженное восстание против советской власти. Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и о существовании таковой не знаю. Вопрос: Прекратите запирательства, ваш сообщник б. епископ Горохов признал свое участие в контрреволюционной офицерско-повстанческой организации.

http://drevo-info.ru/articles/13680513.h...

Вифлеемские младенцы, Россия, 1937 Дорога от дома до тюрьмы каждым из детей была исхожена. Каждый пришел сам, и они молча стояли поодаль друг от друга, с волнением и замиранием сердца ожидая неизвестно чего. Стояли и молча смотрели на ворота тюрьмы, потом какой-то мальчик не выдержал и крикнул ‘Мама!’ 11 января, 2013 Дорога от дома до тюрьмы каждым из детей была исхожена. Каждый пришел сам, и они молча стояли поодаль друг от друга, с волнением и замиранием сердца ожидая неизвестно чего. Стояли и молча смотрели на ворота тюрьмы, потом какой-то мальчик не выдержал и крикнул ‘Мама!’ Вопрос Достоевского о том, стоит ли слезинка ребенка всех благ мира сейчас часто вспоминают в связи с законом Димы Яковлева. Откуда берутся сироты в детских домах? Как образовалась эта система? Она развилась в России не после войны, как принято думать, детские дома понадобились для сирот при живых родителях, детей врагов народа. Тогда же была придумана практика смены имени и тайны усыновления. Исторические документы об этом периоде сейчас не популярны, но один из них случайно попал сегодня мне в руки. Я разбираю записи семейного архива, читаю то, что написал мой дед, арестованный в 1937 году. Одна из записей посвящена малоизвестному историческому событию — детскому бунту в Свердловске 1937 года С июля 1937 в Свердловске усилились аресты. В тюрьмы стали поступать жены арестованных, их брали чуть позднее мужей. Детей отдавали родственникам или помещали в детские дома при живых родителях. В начале сентября в теплый солнечный день в нашей камере были открыты все окна. Вдруг с улицы стали доноситься голоса плачущих детей. Все насторожились, стали прислушиваться. Плач, сначала тихий и слабый с переливами голосов, стал разрастаться, переходя в душераздирающий, полный отчаяния вопль с причитаниями и жалобами. Камера замерла. По безотчетному внутреннему чувству поняли, что этот плач касается многих. Детские рыдания смешивались с уличным гулом, но время от времени выделялись отдельные голоса. Вдруг кто-то вскрикнул: «Это голос моей Наденьки. Точно — ее!» Кто-то вздохнул. Все стояли молча с побелевшими лицами, в потемневших глазах были беспомощность, ужас и растерянность. В каждом занозой сидела тревога о своем ребенке. Я и Алеша были моложе всех, семьи не имели. Нам оставалось только переживать за других, больно было видеть страдание людей.

http://pravmir.ru/vifleemskie-mladency-r...

В Санкт-Петербурге и Ленобласти почтили память о. Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей, растрелянных 70 лет назад Санкт-Петербург, 10 декабря 2007 г. В день 70-летия массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, 8 декабря, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Это убийство Соловецких узников – одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов. В августе 2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей, среди которых представители национальных элит, проживающих на территории СССР. Особое место среди расстрелянных в 1937-1938 годах  – многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского, собщает Благовест-инфо. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше. Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска. Группу из 509 человек привезли  в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.

http://pravoslavie.ru/25156.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010