Что такое жизнь и как должно жить! (Размышление в день рождения) День рождения каждого человека знаменателен, по слову Спасителя, тем, яко родися человек в мир ( Ин.16:21 ), и в рождении его выразилось определение Божие о нем, – важен потому, что с этого дня начинается и, значит, зависит целая: жизнь. Поэтому, если когда, то особенно в день рождения, благовременно и естественно возникают в серьезном уме «вопросы жизни». Кто и для чего нам дал жизнь? Какое благо заключается в самом нашем бытии, в рождении нашем для жизни? Какой закон нашего бытия и какая цель нашей жизни? К чему мы должны стремиться в жизни и как вести свою жизнь? Неизбежно должно установить истинный взгляд на жизнь понять смысл и цель жизни. Иначе нельзя разумно жить не только по Божьему, но и по-человечески. А не такая жизнь – не жизнь. Бытие, собственно, принадлежит Единому Самосушему Богу: Он един есть сый и не быть не может. Вне Его и без Него – одно ничтожество, и все, что имеет бытие, от Него и Им существует. Вся Тем Быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ). И мы сами по себе – ничто; и если существуем и пользуемся благом бытия, то это лишь по тому, что бесконечно Благий Бог благоволил соделать нас причастниками счастия бытия, даровав нам изначала бытие и сохраняя нашу жизнь Своим промыслом обо всем сущем от Него: о Нем, единственно о Нем, мы живем и движемся, и есмы ( Деян.17:28 ). Итак, жизнь наша и самое бытие наше есть дар Божий, – дар для нас неоценимый. Остановим внимание на самих себе, чтобы оценить, как должно, этот бесценный дар Божий нам – наше бытие и жизнь. Углубясь в свою чудную природу, сознаем свое внутреннее, взглянем на свое внешнее. – Сколько великих даров, сил и способностей дано Всещедрым Жизнедателем в нашем бытии духовном! Каждый из сих даров, безмерно возвышает нас над всеми существами окружающего нас мира, в котором мы рождаемся и живем. – Дар разума делает нас способными познавать все существующее и, по мере познания владычествовать над всем на земле, обращать все в свою пользу и благо, наблюдать все несчетное разнообразие предметов и существ на поверхности земли, проникать в сокрытую жизнь горных недр и глубин морских, с математической точностью определять величину, расстояние, взаимное положение и законы движения звездного мира, вращающегося в беспредельных пространствах вселенной, – возноситься мыслию в мир пренебесный, созерцать очами разума духовный разумный мир Ангелов, окружающих самый престол Вседержителя и Творца видимым же всем и невидимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Не сокрушат человека, преданного в волю Божию, бедствия и печали. Печалится человек, когда испытывает невозвратную потерю или предвидит угрожающую опасность; печалится потому, что не знает, чем вознаградить потерянное или отвратить опасное, печалится тем более, чем менее вокруг себя видит и надеется помощи и участия. Но что может потерять невозвратно тот, кто все вручил Богу? чего может страшиться человек, которого защита у Бога? как может быть оставлен когда-нибудь утвердившийся в Боге? Слышим и праведника, сетующего; но его сетование растворено отрадным упованием: вскую прискорбна еси, душе моя? и Вскую смущаеши мя? уповай на Бога; яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой ( Пс.41:6 ). В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене. Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? ( Пс.41:9–10 ). Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаши мя? уповай на Бога ( Пс.41:12 ). Но бывают скорби и страдания, на которые, кажется, не станет терпения человеческого! – Не станет у человека, оставленного себе самому, но станет и преизбудет у того, кто избрал Бога своим руководителем и заступником. Живая уверенность в том, что он страдает по воле Божией и пред лицем Бога, что Господь не позволит ему искуситися паче сил его, что самые наказания от Вышнего суть доказательства любви Его, ибо его же любить, наказует Он, – эта уверенность неизъяснимо возвышает дух, орошает сердце небесною прохладою утешения. В этом случае один взор на страждущего Спасителя и одна молитва, по Его примеру: Отче, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но яко же Ты ( Мк.14:36 ), столько отрады проливает в душу, что, среди самых страданий, страдальцы не чужды радости. О, нет зрелища умилительнее страданий человека, преданного Богу. Как он велик, сколько открывается в нем качеств, прежде незаметных, как невольно привлекает он к себе взоры и сердца окружающих! Приблизьтесь к сему страдальцу: вы захотите лучше страдать с ним, чем наслаждаться с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Эта преданность Господу рождает, во-первых, постоянство и несовратимость с указанного промыслом Божиим пути жизни, довольство тем состоянием и тем жребием, который судил каждому Господь в этой жизни. Искренно преданный Богу терпеливо и благодушно несет доставшуюся себе долю, огребаясь постоянно от страстей житейских, бодро идет путем обязательных для себя дел, всеми мерами усиливаясь достигнуть в безмятежную область решительного предания себя в волю Божию. И это есть единственно верный путь спасения! Эта преданность Господу облегчает, во-вторых, и все труды наши, во всяком состоянии и звании, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли. Искренно преданный Господу знает, что вся земная жизнь наша есть труд и подвиг, что здесь время делания, а воздаяние на небе, что ныне время сеяния, а жатва в вечности, и что посеет человек в жизни сей, то и пожнет по смерти; знает он и то, что честный и усердный труд, в чем бы он ни состоял, всегда честен и почтенен, – что совестливое исполнение какой бы то ни было обязанности, одушевляемое верою и преданностию Богу, всегда благоприятно Господу и привлекает Его благословение. А зная это, он легко переносит все невзгоды житейские, безропотно и бодро идет по пути спасения. Эта истинная и всесовершенная преданность Господу облегчая и освящая собою все земные труды наши, служит еще источником высшего утешения и во всех скорбях и превратностях житейских, – полного успокоения и благой надежды во всех опасностях и бедах, могущих встретиться нам в жизни. – Искренно преданный Господу твердо верует, что ничего не может случиться с ним без воли Отца небесного. А эта всеблагая воля не допустит ничего, что могло бы принести действительный вред душе нашей, ибо желает нам одного – спасения и жизни вечной. Он знает, что всякая скорбь, по апостолу, терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит. И зная это, не только не скорбит, но даже и радуется в скорбях, ведущих его в царствие Божие. Наконец, и что может быть страшного в мире сем для человека, всецело преданного Господу? Потеряли чего земного и временного? Но он знает, что мы ничего не принесли с собою в мир, ничего и вынести не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Евангельский закон и спасение Для чего мы, возлюбленные, живем на земле? Без сомнения вы это, как христиане, знаете и скажете: для того, чтобы благоугождать Господу Богу и таким образом спасаться. Но, знаете ли, в чем состоит благоугождение Богу и спасение души? Скажете: в исполнении христианских правил жизни. Правда. Но правила Христианской жизни только направляют нашу внешнюю жизнь на путь истинный, служат оградой нашей внутренней жизни и располагают к ней. А в чем состоит эта внутренняя жизнь? Об этом побеседуем. Внутренняя христианская жизнь, или внутреннее Богоугождение состоит в усвоении духа Закона Божия, – Закона Евангельского. А чтобы усвоит себе дух Закона Евангельского, для этого нужно знать сущность и смысл его. Что ж такое Закон Евангельский? Закон Евангельский вообще научает нас тому, чтобы мы, с одной стороны, совлеклись ветхого человека, а с другой – облеклись в нового. В этом вся сущность Евангельского Закона. Итак, для внутренней христианской жизни у нас должны быть две главнейшие обязанности: по отношению к нам самим – обязанность самоотвержения, а по отношению к Богу и ближним – обязанность любви: наша христианская жизнь должна начинаться самоотвержением, а кончаться любовию христианскою. А. Что такое самоотвержение? Раскрывая обязанность самоотвержения, Новый Завет заповедует нам, чтобы мы, прежде всего, покаялись и вообще каялись во всех своих грехах; покайтеся – так начинается Евангелие; чтобы, потом, начали мы непрерывную брань с самими собою, подвизаясь иногда даже до крови против живущего в нас греха; и старались распять плоть свою со страстями и похотями, – умертвить уды, яже на земле: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, – очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и не согрешать не только делом, но и словом и даже самою мыслию; чтобы, в то же время, начали мы непрерывную духовную брань и с миром, который во зле лежит и постоянно влечет нас к искушениям, – удалялись от всего, чем может он возбудить в нас тройственную похоть: похоть плотскую, похоть очес, и гордость житейскую, – чтобы вместо первой старались вкоренить в себе воздержание и чистоту, вместо второй – нестяжательность и бескорыстие, вместо третьей – смирение, – чтобы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам, – чтобы оставляли даже дом свой, отца, матерь и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам – отстать от нечестия и достигнуть вечного спасения: чтобы, тогда же, начали мы вести постоянную брань с исконным врагом нашим диаволом, который есть первоначальный виновник всякого греха и всех искушений, и для сего облеклись во вся оружия Божия, трезвились и бодрствовали неусыпно, молились всякою молитвою и молением на всякое время духом, и возмогали о Господе в державе крепости Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

При этом чрезвычайно важно еще и то, чтобы, взяв крест, идти не за кем-либо другим, а именно за своим Спасителем: по Мне грядет. Т. е. надобно крестоносцу непрестанно иметь пред очами жизнь Господа своего и, по возможности, подражать ей. Так, взяв крест, должно идти путем веры и добродетели, – идти непрестанно за своим Спасителем, руководясь Его примером и повелениями, – идти, не озираясь вспять – к прежним греховным навыкам, не рассеивая взоров по сторонам, ограждаясь, непрестанно смирением и молитвою. Но куда же приводит путь сей? Где цель его, и что там? Когда велят идти с крестом за Господом; то конечно путь сей приведет, наконец, на Голгофу. Смерть, смерть крестная – вот цель нашего крестоношения, нашего последования за Христом! Иже Христовы суть, говорит апостол, плоть распяша со страстьми и похотьми. Но это ведь ужасно для человека чувственного; это неимоверно для человека плотского; это страшно для человека, не вполне понимающего силы самоотвержения и крестоношения. И вот где причина, почему так мало истинных последователей Христовых. Именно потому, что, следуя за Христом, надобно идти на смерть своей чувственности. Отвергаться самих себя отчасти соглашаются; ибо не могут не видеть, что в них есть много даже такого, чего вовсе нельзя терпеть. Соглашаются даже и крест взять, т. е. переносить скорби, терпеть лишения, находя это и неизбежным, и полезным. Но быть распятым со Христом и жить в мире, как бы, погребенными с Ним, дабы потом не иметь своего ума, своей воли, своей жизни, – на это решаются только немногие – избранники; об этом вовсе не думают, сего не почитает нужным большая часть даже из так называемых добрых христиан. Да будет же известно, мои возл., всем и каждому из нас, что без сораспятия нашего Господу и Спасителю невозможно участвовать нам и в воскресении с Ним, и в царствии Его, точно также, как невозможно быть дню среди ночи, лету среди зимы. Это значило бы – предоставить воскресение и царство небесное греху и страстям; но сего не может сделать для нас Спаситель наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Опять, слух открыт не по прямому направлению, но звуки, носящиеся в воздухе, принимает в извитый вход. И высочайшая премудрость видна в том, что и голос проводит беспрепятственно, или лучше сказать, звучит, преломляясь в изгибах, и ничто отвне привходящее не может быть препятствием ощущению его. Изучи природу языка, как он мягок и гибок, и – по разнообразию движений – достаточен для всякой потребности слова. Зубы суть вместе и орудия голоса, доставляя крепкую опору языку, и вместе служат при вкушении пищи: одни рассекают, другие размельчают ее. И таким образом, рассматривая все, с надлежащим рассуждением, и изучая втягивание воздуха легкими, сохранение теплоты в сердце, орудия пищеварения, проводники крови, – во всем этом усмотришь неисследимую премудрость своего Творца, так что и сам ты скажешь с пророком: удивися разум Твой от Мене! ( Пс.138:6 ). Итак, внемли себе, чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков, аминь. Видите, возлюбленные, как это, по-видимому, малое слово – внемли себе, – как оно содержательно и всеобъемлюще! Лучи его простираются на все существенные предметы христианской необходимости, и – ярко освещают их. Сила этого малого слова так велика, что кто крепко держится за него, в сердце того никак не войдет и мысли о каком-нибудь тайном беззаконии: все греховное им будет отражено. Так и видно, что это могучее слово, с такою силою раскрытое, так блистательно уясненное, и так широко, как золотая сеть, раскинутое на всех и на все, – излилось из уст такого человека, у которого «красотою была добродетель, величием – Богословие, шествием – непрестанное стремление и приближение к Богу, силою – сеяние, а славою –раздаяние слова». О, если бы и нам грешным послал Господь хоть по капельке из этих доблестей! Но мы можем питать на это несомненную надежду, если изучим, поймем и будем держать у себя это слово всегда пред глазами и под руками, как твердый и самый надежный якорь спасения нашего, в бурном житейском море. В начале настоящей своей беседы, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А я горда, вспыльчива, болтлива, насмешлива, упряма, зла, ленива, мечтательна, неосторожна, так что сама даю повод мужчинам обращаться со мной вольно, дружба моя с ними не безгрешна; я скорее разжигаю молодых людей на похоть, чем уцеломудриваю их; часто бываю сущим вертопрахом; а Богу молиться ленюсь, рассеянная. О, Господи, прими мое раскаяние, исцели мою душу! 38. Христианин зрелых лет твердо и неуклонно исполняет свои обязанности, мужественно борется с пороком во всех его видах, благоразумно употребляет дары счастия, великодушно переносит удары несчастия, всегда готов на всякое дело благое, удален от всякой лжи и неправды, воздержен и строг к самому себе, великодушен и милосерд к ближним своим, кроток, искренен, любвеобилен ко всем, непамятозлобен даже к врагам своим. А я не исполнял и не исполняю своих обязанностей, как должно: порок часто овладевает мною совершенно, – в счастии я горд, заносчив, неприступен, жесток, своенравен, в несчастии низок, лукав, строптив, подл, – к добру вовсе не расположен, не дорожу истиною и правдою, себе самому во всем поблажаю, – а с ближними нетерпелив, скуп, строптив, лукав и хитр, любить их не расположен и помню зло очень долго. Творец всемогущий, к Тебе молитва моя: помилуй бедное создание Твое! дай силы расторгнуть узы греховных навыков и страстей! Отврати очи мои, во еже не видети суеты! Коснись грехолюбивого сердца, да престанет биться для праха и тления! Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Спаси меня от меня самого! 39. Христианин супруг любит свою жену, молится о ней, уважает ее, не изменяет ей, обращается с ней благопристойно и воздержно, не огорчает ее, недостатки её скрывает от других и исправляет кротко, считает ее своею помощницею, просит её совета и согласия в делах семейных, заботится о благосостоянии семейства, дом свой держит в благочестии. А я долга своего не исполняю. Не всегда люблю свою жену, не молюсь за нее, не уважаю её, изменяю ей, потворствую рассеянности её, часто огорчаю ею, мучу подозрением, ревностью, скудостью, гордостью, вспыльчивостью, ссорами, разглашаю её недостатки, унижаю ее, не прошу и не слушаю её добрых и полезных советов, – не радею о доме и семействе, имущество трачу на стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

О, Господи, помилуй и спаси меня! Так я сам из чада благодати более и более опять делался чадом гнева, тело мое возрастало, а дух ослабевал, вместо мудрости я исполнялся глупостями, вместо благодати укреплялся в худых навыках: Господи, прими мое раскаяние, просвети и спаси меня!.. 35. Христианин-отрок, подобно прародителям своим, находится в раю невинности, пред ним древо жизни с обетованием и древо смерти с заповедью: он имеет всю возможность не простирать руки к плоду запрещенному, – властен он остаться на пути правды и непорочности, все удерживает его, – и благодать крещения, и голос совести, и родители, и воспитатели... А меня, увы, ничто не удержало! И мне змий искуситель представился достовернее моего Творца и Благодетеля; и для меня древо смерти показалось добрым в снедь, угодным очима и красным к разумению; и я, несчастный, вкусил дерзостно горькия снеди и потерял рай. О, Господи, Боже мой, если бы возвратились дни моей юности, я вступил бы на путь Твой, уклонился бы от распутий греха и суеты мирской! Но дни эти не возвратятся для меня; остается мне из глубины души восклицать: Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Грехов юности неведения моего не помяни! Помяни же мя ради благости, единой благости Твоей! 36. Христианин-юноша, воспитанный в христианском законе, исполнен страха Божия, который обуздывает всякое своеволие его, послушен и почтителен к старшим себя, сострадателен, скромен, стыдлив, целомудрен. Подобно Спасителю своему, он во всем творит волю Господню, поучается в законе Господни день и ночь и, учась наукам, никогда не оставляет всемирного училища св. Церкви. А я не богобоязен, а потому своеволен, непочтителен, насмешлив, дерзок, жесток, зол, бесстыден и недевствен; закону Божию не внимаю, Церкви святой не слушаюсь и, если учусь, то учусь только для любознательности и своекорыстия. О, Господи, приими мое раскаяние и исцели мою душу! 37. Христианка-девица, пока принадлежащая одному Богу, должна быть свята телом и душой; она хранит девственность свою; отличительные её свойства – целомудрие, смирение, кротость, скромность-стыдливость, послушание, сострадательность и молитвенная сосредоточенность в Боге. От этого ее все уважают, и вольности в обращении с ней никто себе не дозволяют.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

О, Боже, буди милостив мне грешному, прости беззакония мои и исцели душу мою! 40. Христианка-супруга, любя, почитая, уважая и молясь о муже, покоряется ему, боится охладить любовь его, хранит верность ему, недостатки его переносит терпеливо и кротко, мало-помалу исправляет их с благоразумием. Богу она угодница, мужу помощница, детям вторая благодать, домашним пример порядка чистоты, благонравия, не прихотлива и не роскошна бездельно. А я непостоянна: не всегда покоряюсь и угождаю мужу, – хотя и могу, и должна; часто огорчаю его своею вспыльчивостью, сварливостью, упрямством, прихотями, роскошью не по состоянию, страстью к нарядам с недобрыми целями, люблю брать верх над мужем, многое делаю по-своему; детей люблю, а примером благочестия им не служу; домашние не всегда довольны мною; хозяйством отягощаюсь; живу не богоугодно. О, Господи, прими мое раскаяние и исцели душу мою! 41. Христианин как господин, – бывает кроток, милосерд и сострадателен к своим домочадцам, щадит их силы, довольствует их, исправляет, дарит и делает им возможное и нужное пособие; как домочадец, – служит господам своим так, как бы служил Самому Христу, исполняет все приказания их почтительно, добросовестно, точно, трудится с усердием бережет хозяйскую собственность, как свою, не разглашает о слабостях своих господ, не клевещет на них. А я, как господин, – обращаюсь с подчиненными мне иногда жестоко, не забочусь о них, рассчитываю только по договору; не снабжаю их пособием; а, как подчиненный, – служу нерадиво, не жалею господских вещей и порчу их; обманываю и обкрадываю господ своих, и других слуг обман и воровство скрываю и, если не клевещу на своих господ, то осуждаю и разглашаю слабости их. О, Боже, милостив буди мне грешному: помилуй и спаси меня! 42. Христианин-монах всегда помнит свои обеты, особенно – нестяжательность, послушание и целомудрие, постоянно пребывает в молитве – церковной и домашней; любит свою келлию, и в ней бывает занят или богомыслием, или чтением духовных книг и таким образом дни и ночи проводит один с Единым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010