Поклоняюся пречистой, пресвятой и животворящей язве Твоей, яже в шуией Ти руце и молю Тя – Господа моего: от части шуия мя избави! Поклоняюся пречистой, пресвятой и животворящей язве Твоей, яже в десной Ти нозе, – и молю Тя – Господа моего: настави мя на путь правый покаяния! Поклоняюся пречистой, пресвятой и животворящей язве Твоей, яже в шуией Ти нозе, и молю Тя – Господа моего: от всякого пути лукавого возбрани ногам моим! Поклоняюся пречистой, пресвятой и животворящей язве Твоей, яже в Пречистых ребрах и в прободенном Ти сердце, отнюдуже истече кровь и вода во искупление наше, – и молю Тя – Господа моего: сокруши окаменение мое, порази жестокое сердце мое, сотвори е страхом Твоим, уязви е любовию Твоею, да Тебе – Господа моего возлюблю всем сердцем моим, всею душею, всею мыслию, всею крепостию и всем помышлением моим, и да текут от сокрушенного сердца моего потоки слезные, омывающие греховную мою скверну! Поклоняюся всецелой плоти Твоей Святой, мене ради окаянного неблагодарного, от ног до главы язвенной и не имущей целости – и молю Тя – Господа моего: всего мя уязвленного грехами исцели! Поклоняюся наготе Пречистого Тела Твоего, – и молю Тя – Господа моего: покрый студную наготу окаянныя души моея! Поклоняюся Пресвятой душе Твоей, Богу Отцу в руце преданной, – молю Тя – Господа моего: в час исхода душу мою во Своя Святыя руце приими, и от воздушных духов злобы сохрани! Поклоняюся снятию со креста Пречистого Тела Твоего и во гробе положению. Молю же Тя – Господа моего: даждь ми, да яко мертв и погребен – живу в мире! Слава страстем Твоим, Господи! (трижды). Поклоняюся, славословлю и величаю Твое во ад сошествие, ада пленение, смерти попрание и трехдневное от гроба воскресение. Молю же Тя – Господа моего: душу мою, грехами плененную, в любовь Твою плени, умершую воскреси и от ада избави! Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению! Поклоняюся Твоему с плотию на небеса Вознесению, идеже одесную Бога Отца седяй, зриши мою беду и немощь, слышиши мою грешную молитву, разумееши моя помышления издалече, и веси все мое предложение, – и молю Тя – Господа моего: вознеси ум мой от земного пристрастия к горнему желанию, укрепи неможение мое, исполни недостаточество мое и скудость, исправь молитву мою, и веди мя к доброму концу и спасенному пристанищу, да егда приидеши судити живым и мертвым, не посрамлен и не осужден обрящуся пред Тобою! Господи! не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Точный отчет обо всем можно находить в «протоколах Совета Моск. дух. Академии». Профессор рецензент усмотрел в книге: «примеры, свидетельствующие о нетвердости догматических знаний и неясности догматических понятий автора». Первый указывает, что второй неправильно представляет себе «действия таинства крещения», что он в учении о первородном грехе впадает в пелагианское заблуждение, что также не различает Символов веры от Исповеданий веры, т. е. точных и обязательных источников веры от менее точных и т. д. 1041 Таким архиереем, несведущим в истинах веры, был теперь уже покойный Рязанский епископ Иустин Полянский († 1894). Таким образом видно, что не всегда-то судии наши стоят выше подсудимых. Вообще, по нашему мнению, требование, чтобы церковно-историческая наука являлась какой-то служанкой догматического богословия, понимаемого, как хотят, – в самом широком смысле, основывается на каком-то прискорбном недоразумении. В самом деле, мы вполне понимаем, когда нам говорят, что догматика русская должна быть православна, догматика протестантов протестантична и т. д.; потому что догматика есть наука сепаративная, стремящаяся отделить себя непроходимой пропастью от всякой другой догматики. Напротив, церковная история, как действительная наука, не может и не должна служить никаким ча- —723— стным сепаративным интересам. Все церкви, все христианские общества рассматриваются в ней, как единая семья, как единый народ Божий. He ее дело делить христианские народы, подлежащие ее изучению, на овец и козлищ. Она должна показать, какие перемены во всех отношениях случались в церкви христианской, при каких условиях возникли известные христианские общества; но третировать одни общества, как ложно-христианские, другие, как истинно-христианские – дело не церковной истории. Полемика между церквами происходит не на почве церковно-исторической, а на почве сепаративно-догматической, потому что с точки зрения истории все церкви – явления исторически истинные. Церковная история есть среда, где примиряются все противоположности вероисповеданий, как догматика есть, напротив, среда, где живет дух вероисповедной вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стоя на рубеже прошедшего и наступившего года, и взяв во внимание сказанные слова великого Апостола, всего приличнее и нужнее нам, братие, размыслить о пользовании временем, или об употреблении времени в нашу пользу, а не во вред. Потому предлагаем вашему вниманию одно из лучших размышлений об этом весьма важном предмете. «Что дороже всего не земле? Время. Почему? Потому что временем приобретается все, и все дела человеческие производятся во времени. Имейте пищу, одежду, огромные дома; имейте богатство, славу, мудрость, – что угодно имейте; но если у вас нет времени, значит вы ничего не имеете. Что на земле хуже всего для человека? Потеря времени. Почему? Потому что, теряя время, мы теряем все, теряем и себя самих: без времени, мы – совершенно ничто. Еще вопрос: чем люди менее всего дорожат, и что беспорядочнее всех вещей на свете расточают? Время же, слушатели!.. Большая часть людей живут как бы на удачу, по принятому обычаю, – день за день, год за год, вовсе не заботясь о том, куда они девали дни и годы свои, как провели век свой. Мы иногда скорбим о потере сущих безделиц: так например, нам досадно, если мы тратим несколько монет не так, как бы хотелось нам; прискорбно, если пропустим случай пространно напитаться; скучно, если не успеем на общественные забавы и увеселения, если не можем богато и красиво одеться и т.п. Но у нас вовсе нет ни сожаления, ни горести о том, когда мы тратим по пустому не мелкую монету, а драгоценные минуты времени; не часы обеденные и часы забавы, а дни и недели полезных занятий; когда пропускаем случай не одеваться и услуживать людям, а время трудиться и работать Господу. Одним словом: мы всего дороже ценим то, что всего дешевле, и всего дешевле ставим то, что всего дороже. Посему-то Апостол, предостерегая нас от напрасной траты времени, законом поставляет, чтобы благоразумно распоряжались каждою минутою нашей жизни: «Смотрите, говорит он, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Т.е. смотрите, поступайте, как можно вернее; пользуйтесь временем осторожно и умно, не как неразумные, не как бессмысленные скоты и ветренные люди, а как мудрые, как люди, одаренные здравым рассудком, как добрые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Далее обыкновенным ежедневным следствием занятий наших по должностям бывает принятие пиши и отдохновение. Как должно проводить время, когда принимаем пищу? Аще ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите, вот правило апостольское ( 1Кор.10:31 ). Оно означает следующее: прежде, и после принятия пищи, должно совершить молитву, вкушать хлеб со благодарением, умеренно, по нужде, а не по прихоти, с тихостью и благоговением, так как будто бы мы сей хлеб принимали непосредственно из рук Господа, присутствующего при нашей трапезе; ибо хлеб есть дар Божий. Если хотим еще с большею пользою употребить час обеденный, разделим хлеб свой с неимущим, введем в дом к себе странника, напитаем вместе с собою алчущего. Таким образом и в то время, в которое мы собственно ничего не делаем, а только пьем и едим, и в это, говорю, время, мы исполним одну из прекраснейших добродетелей христианских: а следовательно, не погубим оного напрасно. В чем должно проводить часы досуга и отдохновения? В исполнении следующего апостольского наставления: Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самих ( Кол.3:16 ); глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:19 ). Т.е. в часы свободные от должностных занятий вы любите предаваться чтению? Читайте; но читайте преимущественно слово Божие, научающее всякой премудрости; это гораздо приятнее и полезнее, нежели чтение какой-нибудь пустой книжки. Вы любите посещать общество? Посещайте, но не для того, чтобы пировать и кощунствовать, а для того, чтобы научать и вразумлять друг друга; проводите досужное время в благочестивых беседах, умных разговорах, в добрых советах и рассуждениях. Вы любите пение и музыку? Пойте, но не срамные песни, а те, в коих содержится чистое излияние душ чистых, наипаче псалмы и песни духовные, не в козлогласовании, а стройно и благоговейно. Скажите: песни мирские приятнее, нежели псалмы! Может быть, к сожалению, и приятнее, но за то вреднее; мирские песни развращают душу, воспевая дурные страсти, пороки и глупости людские; а псалмы духовные назидают оную воспевая славу и величие Господа. Вы любите зрелища! Посещайте храмы Божия, разве они хуже мирских позорищ? Одним словом: делайте все тоже, что вы обыкновенно делаете, только в обратном смысле: т.е. заменяйте, или растворяйте чувственное – духовным, телесное – душевным, мирское – религиозным. Вот апостольское наставление, как должно проводить часы досуга и отдохновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Он Сам Жизнодавец, отходя на крестную смерть за нас, даровал нам сладостное обетование: «еже аще что просите от Отца во имя мое, то сотворю» ( Ин.14:13 ), – а Его ли слово когда-либо не сбудется? И Отец небесный, «иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует?» ( Рим.8:32 ) Он ли после сего оставит кого-либо из нас «искуситися паче, еже можем?» Он ли не «сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести?» ( 1Кор.10:13 ). Он ли не поспешит к нам своею скорою помощию, когда воззовем к Нему во имя нашего Божественного Ходатая, Его Единородного Сына? – Еще более многотрудна, еще более исполнена опасностей, искушений и скорбей другая наша жизнь, христиане, жизнь собственно христианская, духовная. Что такое она по самому существу своему, как не один непрерывный подвиг, в котором мы должны сражаться иногда даже «до крови, подвизаясь противу греха?» ( Евр.12:4 ) Что такое она, как не одна, никогда непрестающая, напротив все более и более воспламеняющаяся брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом? А как сильны, как лукавы эти наши враги. Какая потребна бодрственность с нашей стороны, сколько нужно мужества, твердости, искусства, чтобы не уступить им, чтобы их побеждать? Но «аще Бог по нас, кто на ны?» ( Рим.8:32 ) Когда Сам Сын Божий уже победил за нас всех этих врагов на кресте, и оставил нам свое непобедимое оружие: нам ли смущаться и не «возмощи стояти противу кознем» вражским? ( Еф.6:11 ) «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ), – восклицает доблестный воин Христов, и, под знаменем креста, с дерзновением течет на предлежащий ему подвиг. Под сению креста он находит для себя успокоение, когда изнемогает; от древа же крестного, как от древа жизни, он приемлет в себя новые силы для новых трудов. – Есть наконец у нас, братие, еще род жизни, если только можно назвать ее жизнию. Эта жизнь плотская, греховная, которую Слово Божие именует духовною смертию, и которая, увы, едва ли не самая общая между нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

СПб., 18254. Ч. 3; Иринарх (Попов), архиеп. Семь слов о вере оправдывающей, о необходимости добрых дел в деле спасения, и расположениях, потребных в молитве, и о нек-рых условиях молитвы. М., 1868; Православное учение о добродетелях: вере, надежде и любви. Саратов, 1884; Иустин (Полянский), игум. Догмат о добрых делах, необходимых для спасения: По Стефану Яворскому. Кострома, 1887; Кто кроток и смирен сердцем - подражатель и ученик Христов. М., 1896; Наумович И. Г. , прот. Христианские добродетели. СПб., 1900; Петров Г. С. , свящ. Евангелие как основа жизни. СПб., 190311; Училище добродетельной жизни правосл. христианина. М., 1903; Бурже П. О добродетели и добрых делах: Пер. с франц.//Трудовая помощь. 1907. Янв. С. 1-24 (2-я паг.); Никольский П. А. Вера и добрые дела. Тамбов, 19092; O " Connell W. H. , card. The Cardinal Virtues. Boston, 1918; MacGillivray G. J. The Christian Virtues. L., 1934; Graham A. The Love of God. N. Y., 1939; Connell F. J. Morals in Politics and Professions. Westminster, 1946; Coerver R. F. The Quality of Facility in the Moral Virtues. Wash., 1946; Kane J. A. The School of Virtue. N. Y., 1953; Sheedy Ch. E. The Christian Virtues. Notre Dame (Ind.), 19546; Harvey J. F. The Nature of the Infused Moral Virtues//Proc. of the Catholic Theol. Society of America. 1955. T. 8; D " Arcy M. Christian Morals. L., 1957; Klubertanz G. P. Une théorie sur les vertus morales naturelles et surnaturelles//Revue Thomiste. 1959. T. 42. P. 565-575; Imamichi T. Die Notizen von der Metamorphose der klassischen Ethik bei den griechischen Kirchenvätern//StPatr. 1962. Bd. 5. S. 499-507. (TU; 80); Edwards J. The Nature of True Virtue. Ann Arbor (Mich.), 19663; Гурий (Степанов), еп. Богозданный человек: Опыт правосл. теодицеи жизни//БТ. 1974. Сб. 12. С. 68-72; Forell G. W. History of Christian Ethics. Minneapolis, 1979. Vol. 1; Hauerwas S. Vision and Virtue: Essays in Christian Ethical Reflection. Notre Dame (Ind.), 1981; Meilaender G. C. The Theory and Practice of Virtue.

http://pravenc.ru/text/178658.html

7) Кто узнал и возлюбил единую истинную веру, тот не может не свидетельствовать своей к ней преданности: «от избытка бо сердца говорят уста» ( Мф.12:34 ). Отсюда – а) исповедание веры, т.е. открытое, искреннее и небоязненное – делом и словом показание, что сия именно есть святая и единая истинная вера. Исповедание веры – одно всеобщее и всегдашнее, а другое особенное, являемое во время гонений. Отсюда – б) ревность о распространении веры, или приведении её в известность. Кто убежден, что святая вера есть единая истинная, тот не может молчать об ней, особенно в виду или пред лицем лжи и заблуждения. Кто должен это делать? и священник, и мирянин. Кому проповедовать? И своим, и чужим. Как это делать? И словом, и писанием. Но ревность сия должна иметь следующие признаки: а) твердое, основательное, разумное убеждение в истине св. веры; б) чувство покорности и рабства истине и Богу; в) умоляющий тон любви и убеждения с самопожертованием и уничижением; г) мужество. 8) Любящий по естественному влечению хранит любимое, как зеницу ока; тоже и в отношение к вере: хранение веры – и своей сердечной, или своих убеждений, и веры исповедуемой. Хранить веру значит отклонять угрожающие ей опасности – и внутренние и внешние. Внутренние, т.е. помыслы сомнения и страсти: внешние, т.е. чтение развращающих книг и развратные сообщества. Это – отрицательное хранение веры; а положительное: внимательно слушай и читай Слово Божие и книги духовного содержания, – вопрошай знающих и беседуй с верующими, – размышляй об истинах веры, – молись и вопий к Богу: помози моему неверию, – живи по вере и часто достойно приобщайся Св.Таин. Так будем содержать самый источник истины в сердце своем. Храня, таким образом, в себе веру, не оставайся равнодушным и к судьбе исповедуемой религии. – Постоянно молись, желай и содействуй её благосостоянию, целости и безопасности. Видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии: – возвести кому должно, – борись и противодействуй сам сколько можешь, – жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и взывай ко Господу – Царю истины, да проженет налегающий мрак и воцарит истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

На высоте истинной и чистой христианской нравственности (По мыслям епископа Феофана) Истинный христианин должен располагать жить свою по заповедям Христовым, как обещался при святом Крещении. Желающий не именоваться только, а и быть истинным христианином, или – что тоже – стоять на высоте истинной и чистой христианской нравственности обязан, прежде всего, – веровать в Бога и – проводить жизнь благочестивую, во всех отношениях: верою и благочестием обнимаются обязательные для нас расположения и действия, по отношению к Богу, ближним и к самим себе. Все великое дело сие, кратко и молитвенно, выражается в тропаре св. Ангелу Хранителю: " Ангеле Божий, Хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истинном пути, и к любви горней уязви душу мою: да тобою направляем – получу от Христа Бога велию Милость». Здесь – начало страх Божий, рождаемый верою; потом истинный путь – путь благочестия; конец всему – любовь союз совершенства. Жизнь христианина должна быть проводима не иначе, как в страхе Божием; ум христианина должен постоянно углубляться и уразумевать истинный путь спасения; а сердце христианина должно быть непременно уязвлено Божественною любовию. А. Вера Все дело спасения начинается верою, или исповеданием веры, – определенным выражением Богопознания и Богопочтения. Здесь обязанности: 1) Иметь веру, или религию, т.е. знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение – содержать исповедание. Вера есть семя и зародыш всех обязанностей всей религиозно-нравственной жизни человека. 2) Иметь единую истинную веру. Ибо Бог Один и человеческая природа одна; следовательно, и отношение между Богом и человеком истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или исповедание истинное, есть одно. З) Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которую он содержит, истинно ли она ведет к истинному Богу и дарует несомненно вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как исхищать себя из огня... Сим испытанием воздается честь вере и утверждается истинное достоинство человека, – лица разумного, сознательного, совестного. Наша вера в нашу веру, т.е. убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

О, Господи мой и Боже мой! Нищ я и окаянен; в Тебе все мое богатство, в Тебе и вся моя отрада: в Тебе, Спасе мой, в Тебе Едином оправдаюся. Погружаю мое ничтожество в бездну беспредельного Твоего милосердия, и молю Тя, ради честных Твоих страданий, ими же веси судьбами, спаси мя, непотребного раба Твоего! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! 2. Восхождение к Богу Триипостасному Когда образуется вера и сердце сочетается с Господом, тотчас рождаются из сего другие чувства и расположения, как лучи от солнца, по которым, как по ступеням лестницы, утвержденной на камени – Христе, восходит христианин на небо – к Богу, и поклоняется Ему у подножия Престола Его. Чувства сии и расположения суть следующие: 1) Упование спасения в неразрывной связи с самоотвержением. Упование спасения так существенно в жизни по Христе, что есть как бы самое лучшее определение и выражение веры в Него. В нем христианин, рожденный от Бога во упование живо ( 1Пет.1:3 ), чувствует себя вне опасности, за пределами всего зла, лежавшего на нем, – чувствует, что вступил в область спасающихся, спасается Господом. Это, по Апостолу, твердая и благонадежная котва души ( Евр.6:19 ). Самоотвержение есть самоозлобление, или такая деятельность, которою беспрерывно озлобляется и поражается – или тело, или душа, и которая совмещает все дела наперекор самоугодию, своей воле и желаниям сердца. Это, по св. отцам, значит: «не иметь своей воли и не давать покоя телу», – два способа самоозлобления. Из них составляется все подвижничество, которое тоже, что жизнь в самоотвержении ( Гал.5:24 ; Мф.16:24 ). Только жизнь самоотверженная, строго-подвижническая, самоозлобительная есть единственное условие упования спасения. 2) Мир с Богом в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. Мир сей свидетельствуется ощущением благоволения Божия, сознанием отъятия и изменения гнева Его на милость, веселовоззрение на небо. Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, – говорит Апостол ( Рим.5:1 ). В другом месте говорится, что Бог мир во Христе примирил Себе, и дал Апостолам Слово примирения, которые и молят всех: примиритеся Богу ( 2Кор.5:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

В этом деле, прежде всего понуди себя дойти до того, чтобы обличить себя во грехе, и, чтобы обличение это было сознано; напрягись возбудить в себе чувство виновности, так чтобы ты в сердце сказал: виноват. Тут будет борьба с самооправданием или извинениями своих падений и грехов. Чтобы обличить себя, устрани все из внимания. Оставь себя одного и Бога Судию и без укрывательства укажи себе, что ты знал, что не надо грешить, мог воздержаться и избежать увлечения, и совесть тебе претила, а ты, наперекор всему, сделал грех . Сообрази место, время, обстоятельства и из всего извлеки такие сведения, чтобы и совесть твоя, и сердце сказали: виноват, ничего не имею в оправдание себя. Так переходи от одного грешного дела к другому, от одного нечистого расположения к другому, и ко всему, как подпись какую, прилагай: виноват. Совершая добросовестно это действие обличения, ты сердечно утвердишь за собою все грехи свои: сознаешь, что и в том виноват, и в другом, и в третьем, и ничего не останется, в чем бы не был виноват, – во всем виноват! Как бы облечешься в грехи свои, почувствуешь, что они на тебе лежат всею тяжестью своею; сознаешь себя безответным в них и воззовешь: «окаянен я, – и то не хорошо, и это не хорошо, и я сам виноват, что оно не хорошо и есть во мне». После того, как произнесешь ты в сердце своем: «окаянный я, виноват безответно», поспеши вслед затем возбудить болезненные чувства, составляющие сущность, или содержание истинного покаяния, именно: печаль, что оскорбил Бога; стыд, что довел себя до того; жаление, что мог, да не воздержался, и досаду на себя и свой произвол. Чувства сии и сами собой готовы будут возрождаться после сознания грехов, но и ты помогай им развиваться сильнее и сильнее. Пусть горит в них душа, как в огне: чем больше будет гореть и чем сильнее горение, тем спасительнее. Предел, до которого надобно довести сие болезнование о грехах, есть омерзение грехом и отвращение к нему. Хорошо, наконец, безответному грешнику образно представить свое ужасное положение. Например: представь себе, что ты совершенно без одежды, грехи обнажили тебя, что ты весь в ранах неисцелимых, грехи изъязвили тебя, что ты в темную, холодную осеннюю ночь, среди обширной, безлюдной степи, сидишь и крепко стонешь от страха, холода и боли, над самою пропастью оврага, в котором кровожадные звери ждут тебя, чтобы растерзать; поворота и исхода тебе нет: тьма греховная окружает тебя, и адский холод оледеневшей от страстей души трясет тебя до скрежета зубов; все оставили тебя – и Бог, и люди: ты беспомощен, одинок, потому что грехи сделали тебя недостойным никакой помощи, и сам ты сделался совершенно бессилен... Что остается тебе?..

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010