Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Амфилохий скончался от последствий коронавируса Митрополит Черногорско-Приморский отошёл ко Господу после принятия Святых Христовых Таин 30.10.2020 1530 Время на чтение 3 минуты Сегодня утром скончался иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, сообщает РИА Новости. «В пятницу 30 октября 2020 года в 8.20 (10.20 мск) в Клиническом центре Черногории после принятия Святых Христовых Таин упокоился о Господе высокопреосвященный архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский и экзарх святого Печского трона владыка Амфилохий», - сообщила митрополия. Ранее митрополит Амфилохий заразился коронавирусом и попал в больницу 6 октября. Неделю назад сообщалось, что владыка выздоравливает после заражения коронавирусом. Тест на COVID-19 показал отрицательный результат. Владыка Амфилохий родился на Рождество, 7 января 1938 года, в Бараме Радовиче в Нижней Мораче, в семье отца Чиро и матери Милевы, урожденной Бакич, при крещении получил имя Ристо. Потомок воеводы Мины Радовича, одного из первых черногорских предводителей племён, который присоединил Морачу к Черногории в 1820 году. Детство будущего митрополита прошло в патриархальной семье, которая оставалась верной Православию и обетам своих предков в тяжелые послевоенные времена, когда ретивые титоисты насаждали атеизм. Окончил начальную школу при монастыре Морача и семинарию Св. Саввы в Раковице в Белграде. В 1962 году окончил Богословский факультет в Белграде. Наряду с Богословием, изучал классическую филологию на Философском факультете в Белграде. Большое влияние на духовное возрастание митрополита Амфилохия оказали преподобный отец Иустин (Попович), великий богослов и духовник Церкви, а также старец Паисий. После окончания учёбы последиплонмное образование продолжил в аспирантуре в Берне и Риме, где получил степень магистра (1965). В 1967 году в Афинах митрополитом Кефалинийским Прокопием был пострижен в монашество с именем Амфилохий. Им же в 1968 году рукоположён во священника в городе Аргостолионе (Греция), в том же году возведён в сан архимандрита.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/30/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Иоанн - Святитель русского зарубежья Предисловие составителя 08.09.2008 364 Время на чтение 4 минуты   В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896-1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Известен рассказ о том, как три брата пришли к благодатному старцу. Двое из них в течение нескольких часов задавали ему вопросы о духовной жизни. Третий брат сидел молча, лишь изредка взирая на старца. В конце беседы старец обратился к молчавшему брату и спросил его: «Почему ты молчишь? Неужели у тебя нет вопросов?» Брат ответил: «Для меня достаточно смотреть на твое лицо, чтобы получить все ответы на мои вопросы». Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет, «взирая на лицо владыки», я по мере сил собирал «крохи, падающие со стола» владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце ХХ века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воля человека и согласие на обработку персональных данных Доклад митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры, произнесенный на круглом столе «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе», который прошел в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 6 сентября 2016 года 04.10.2016 724 Время на чтение 9 минут I. Воля человека Человек является венцом творения Божия. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26). В книге Бытие написано, что после создания человека из праха земного Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Это говорит о том, насколько безсмертная богодухновенная душа человека важнее его тела - временной «храмины», по словам Апостола Петра (2Пет. 1, 13-14). Прп. Иустин (Попович) говорит, что «быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию - зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность; а приобретаем его действенно с помощью нашего самостоятельного усилия». Воля является важнейшей составляющей души, благодаря которой человек имеет свободу мышления, суждений, поведения, решений, выбора. И то, что Бог заповедал Адаму и Еве: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним», говорит о том, что человек изначально наделен Богом свободой выбора в принятии решений. Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, естественная воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха. Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро - зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Преп. Максим Исповедник учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля - воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пессимистическое богословие некоторых ревнителей православной веры 24.03.2016 1905 Время на чтение 6 минут В настоящее время среди богословов образовалось два противоположных лагеря: одни утверждают, что нет особенной разницы какой веры человек и Бог по своему милосердию спасет всех (таковы проф. А.И.Осипов, филокатолики и модернисты), другие утверждают, спастись могут только православные христиане и никто кроме них не спасется и не спасается. Две крайние и противоположные точки зрения. О.Георгий Максимов в частности написал много статей на эту тему, одна из них «Оптимистическое богословие», в которой критикует первую точку зрения. Но, к сожалению, так уж устроена наука богословия (если она вообще является наукой, в чем мы очень сильно сомневаемся), что она есть всего лишь некое приближение к Истине, аппроксимация (математическое понятие). Самое сильное богословие изрекли святые отцы, водимые Духом Святым - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», преп. Иустин Попович и святитель Филарет (Дроздов) в своем бессмертном творении «Катехизис». Многие современные богословские труды написаны людьми, увы, не святыми и представляют собой разную степень искажения истины. Хорошо бы богословам поставить на полку эти книги как высочайший авторитет и по мере необходимости извлекать оттуда цитаты для спрашивающих, но они почему-то непременно хотят сказать что-то новое, изобрести, модернизировать. Если с богословием фантастически-оптимистическим все более-менее понятно, то с богословием противоположного лагеря не все так просто. Богословие о.Георгия Маскимова очень близко к истине, но где-то он перегибает палку и впадает в абсолютизацию своих же богословских конструкций, которые являются ничем иным, как неким продуктом головного мозга. Его богословие является глубоко пессимистическим в отличии от радужного и безответственно «оптимистического» богословия тех, кто всем пророчит неминуемый рай. И чем вообще отличается теория от реальности, и что является критерием истины - практика (реальность) или теория? Вот, например, представим, что какой-то ученый создал прекрасную гармоничную теорию некоторого физического процесса, в котором вода замерзает при температуре ноль градусов Цельсия, и защитил по ней кандидатскую и докторскую диссертацию, его затаив дыхание слушала ученая комиссия, поражаясь глубине его мыслей и красоте его теории, но вот та комиссия пришла на святой источник в очень сильный мороз и видят, что он не замерз, тогда они обратились к этому ученому: «скажи, почему здесь твоя теория не работает? Значит в ней есть какая-то ошибка?» «Нет, - отвечал тот ученый.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния 15.03.2024 634 Время на чтение 13 минут «Тайна беззакония» раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует организованное, государственное противление Богу, которое раскрывается в истории. Весь Ветхий Завет повествует о борьбе языческих народов против богоизбранного народа, и Новый Завет в Откровении Иоанна Богослова говорит о том же самом, только на еще большей глубине. Недавно прославленный сербский святой, преподобный Иустин (Попович), писал: «В наше время существует немного людей с живым ощущением истории. Обычно события оцениваются фрагментарно, вне их исторической целостности. Эгоистическое ослепление, будь то индивидуального, национального или классового характера, заключает человеческий дух в беспросветные норы, где он мучается в своем собственном аду. Выхода оттуда нет, потому что нет человеколюбия. Не может человек выйти из своего адского солипсизма, если подвигом самоотверженной любви не перенесет душу свою в других людей, служа им евангельски преданно и искренно. Меня всегда радует, когда я среди интеллигентов встречаю человеческое существо, обладающее здоровым чувством истории». Убийство царя Николая Александровича является центральным событием истории XX столетия. В оценке этого события поразительное даже не искажение, а просто отсутствие какой бы то ни было христианской историософии проявляли и до сих пор проявляют некоторые богословы. Всячески противясь канонизации царя, они упорно рассматривали его мученическую кончину как кончину одного из рядовых членов Церкви во времена самых жестоких в истории гонений. А что касается того, что он был царь, говорили они, это «политика», от которой Церковь должна держаться подальше. Создается впечатление, что профессора богословия никогда не слыхали учения святых отцов о значении законной государственной власти как «удерживающего» пришествие антихриста. И им незнакомы высказывания множества русских святых об исключительном значении православной России для судеб мира, так что в уничтожении российской православной монархии ясно просматривается замысел врага рода человеческого уничтожить Православие и Россию, и ускорить гибель мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фрески - как воздух!» Беседа с сербским мастером фрески и иконописцем Владимиром Кидишевичем 13.01.2015 614 Время на чтение 19 минут Сербский святой преподобный Иустин (Попович) писал в 1966 году своей духовной дочери: «Милое мое о Господе чадо. Ты занимаешься святым и великим трудом... переводя Евангелие Спасителя в краски и выражая его в святых иконах. Такое благовестие - это апостольский подвиг». Беседа главного редактора журнала «Духовный собеседник» архимандрита Георгия (Шестуна) знакомит нас с человеком, более 20 лет несущим такой подвиг, - сербским иконописцем Владимиром Кидишевичем. В 2003 году по приглашению митрополита Амфилохия (Радовича) самарский архитектор Юрий Харитонов и московский иконописец Александр Чашкин, расписавший в Самаре храм великомученика Георгия Победоносца, оказались в Черногории. Поселили их в городе Будва, где тогда шло восстановление монастыря Подмайна. Осматривая фрески в монастырском храме, Александр Чашкин сказал, что это росписи нового Феофана Грека. При посещении храмов и монастырей в Сербии и Черногории русским гостям удалось увидеть много других подобных работ. Оказалось, что автор - сербский иконописец Владимир Кидишевич , известный под именем Бата («Младший брат»). Родился Владимир в 1955 году в Югославии, на хуторе. Учился в гимназии в Белграде. Художественное образование получил в Белградской академии живописи. Отслужил в армии. Был художником, реставратором. Уже более 20 лет занимается фреской - росписью по сырой штукатурке. Познакомившись с Батой, Юрий Харитонов пригласил его в Самару в надежде, что тот распишет строящийся по его проекту храм Всех святых. В 2007 году Владимир Кидишевич приехал в Самару и, увидев храм, согласился. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, посещая Сербию и Черногорию, познакомился с Батой и его творчеством. Владыка дал иконописцу свое благословение на роспись храма Всех святых, и осенью 2013 года Владимир Кидишевич приступил к работе. - Владимир, мы сегодня вместе с вами помолились, причастились в Заволжском мужском монастыре в честь Честного и Животворящего Креста Господня. Какое у вас впечатление о службе и обители?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть Кто заказчик союза Русской Церкви с Ватиканом? Информационный натиск на православных с оправданием католицизма идёт с нарастающей силой 25.01.2022 3486 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Заявления митрополита Илариона о том, что встречу Патриарха Московского с папой Римским удобнее провести после Пасхи, никто из официальных лиц пока не отменял и не опровергал. Похоже, подготовка встречи идёт полным ходом. И проявляется этот процесс далеко не только в каких-то протокольных действиях, организационных подготовительных мероприятиях и согласованиях. Огромное внимание уделяется мощной компании по подготовке сознания общества. И, судя по всему, общество готовят не только к встрече на высшем уровне – это всего лишь промежуточный момент. Людей в России, верующих Русской Церкви, активно настраивают на грядущую неизбежность того, что Православная и Римско-Католическая церкви должны прийти к «стратегическому» согласию по многим серьезным вопросам. И, вероятно, в конце концов, объединиться. Внешне этот процесс объясняется его инициаторами тем, что в мире идёт борьба с христианством и только все вместе, а в первую очередь вместе с папой Римским мы сможем выстоять под натиском враждебных сил. Конечно, в этом заключается большое лукавство. Ведь одной из главных угроз Православию и нашей Церкви является окатоличивание. Католицизм, давно отвергнут святыми отцами Церкви, как ересь. Достаточно вспомнить имена: святитель Фотий Константинопольский, святитель Марк Эфесский, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Иустин Попович – все они называли католицизм ересью. Однако попытки насадить эту ересь среди православных, даже силой заставить православных поклоняться папе Римскому, идут на протяжении столетий. Не раз на Руси нашему православному народу приходилось давать отпор жестоким агрессорам, направляемым папой Римским для покорения нашего Отечества, для утверждения на Русской земле власти Ватикана. Во все века римские понтифики пытались использовать наши трудности, тяжёлые обстоятельства, в которых оказывалась Россия. Во времена татаро-монгольского ига папа отправил на Русь своих вооруженных легатов – псов-рыцарей. Судьба этих псов известна, святой благоверный князь Александр Невский внятно и однозначно отверг «предложения» папы, отправив папские войска на дно Чудского озера.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/25/kt...

Закрыть Чтобы преумножалась благодать В день памяти блгв. князя Александра Невского сербская делегация передала в дар Лавре святыни Редакция РНЛ   17:33 06.12.2022 855 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга праздновали тезоименитство – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественное Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении с наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, сообщает наш корреспондент. В нынешнем году со дня кончины русского национального героя и великого святого, чей образ является символом «Русской народной линии», исполнилось 759 лет. Святой князь скончался в Городце по пути из Орды, приняв схиму с именем Алексий. В день его кончины в далёком Владимире, куда через несколько дней были перевезены честные мощи святого князя, митрополит Кирилл произнёс «Закатилось солнце Земли Русской». Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

Икона святителя Николая Сербского С кем только ни сравнивали святителя Николая: и со Златоустом, и с пророком Исаией, и с Иоанном Предтечей, и со святителем Саввой Сербским. На кого бы он ни был более похож, на Балканах в ХХ веке и вправду не было более масштабной личности, чем владыка Николай (Велемирович). Когда в начале Первой мировой войны сербское правительство послало его в Европу с миссией рассказать о сербском народе, развеять представление о Сербии как о злобной виновнице войны, иеромонах Николай прибыл в Лондон, никого не зная там, и начал свою проповедь с того, что играл на свирели в Гайд-парке, привлекая диковинной игрой и незнакомым инструментом жителей Лондона и рассказывая о Сербии. А уже через несколько лет о нём говорили как о третьей армии, которая воюет за Сербию, его выступления собирали полные залы, и даже англиканские храмы стремились пригласить его для проповеди. Его дружбой гордились общественные деятели и писатели, Рабиндранат Тагор позднее даже ездил в гости к нему в Охрид. Но не одни почести достались святителю. На его долю выпала и сложная борьба против навязываемого Сербской Церкви конкордата с Ватиканом, аресты, слежки, концлагерь Дахау. Но как апостол Павел умел жить в скудости и изобилии и быть довольным, так и владыка Николай умел жить в чести и в бесчестии, ровно перенося всё, что случалось с ним. При атеистическом режиме Тито владыку в родной Сербии клеймили предателем, масоном, сотрудником оккупантов. Но верующие чтили его память, читали ввезённые контрабандой изданные за рубежом его книги, преподобный Иустин (Попович) ежегодно служил панихиду по нему. Литературное наследие владыки огромно, и именно оно лучше всего свидетельствует о своём авторе, а ещё больше о Боге, Который и был центром жизни для владыки. То место, в котором мы сейчас живём, было некогда дном морским. Там, где сегодня мы воздвигаем храмы, театры и дома, когда-то водяная толща покрывала вековые отложения песка и грязи с илом и травой; там, в полнейшей темноте могла существовать только растительность, приспособившаяся к жизни в холоде под огромным давлением воды. Ни звука, ни луча света, ни проблеска мысли на протяжении сотен — кто знает, может, тысяч — лет!

http://pravoslavie.ru/36771.html

Каноны - это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права, причем одинаково во всех поместных Православных Церквах во все века церковной истории. Со времени, когда окончательно сложился канонический корпус Церкви, с 883 г. (это год издания Номоканона Патриарха Фотия в XIV титулах), Церковь не добавила в него ни одного нового канона и ни одного из него не исключила. Таким образом, сама история Церкви поставила каноны так высоко, что у нас есть основания говорить о неизменности тех основ церковного права, которые в этих канонах содержатся. Известный и весьма авторитетный православный богослов архимандрит Иустин (Попович) писал даже: " Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин " . О высоком месте канонов в Предании Церкви говорит и то обстоятельство, что VII Всел. Собор в правиле, посвященном образовательному цензу кандидатов во епископы, поставил их рядом со Священным Писанием: " Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священные правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание " . Но утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. Хорошо известно, что дисциплина наказаний, содержащаяся в правилах, была в реальной епитимийной практике основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда стали применяться при назначении епитимий не канонические сроки отлучения от Причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне Патриарха Иоанна Постника, содержащем несравненно более мягкие санкции, хотя Номоканон Иоанна Постника не был включен в основной канонический свод и в иерархии авторитетных источников церковного права он стоит ниже канонов. Его рассматривают не более, чем как дополнение к основному каноническому корпусу. Впоследствие дисциплина прещений по отношению к мирянам продолжала эволюционировать в сторону смягчения, так что у нас, в Русской Церкви, в XVIII веке отлучение от причастия кающихся грешников на длительные сроки было положительно воспрещено высшей церковной властью под угрозой извержения из сана, но при этом, разумеется, никто не отменял сами каноны, содержащие запрещенные к практическому употреблению в церковно-судебной практике санкции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/325/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010