5) Хотя и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, а с ними в скорбях их, как и говорит: «С ним Я в скорби» ( Пс.90:15 ). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что «Бог был с ним» ( Деян.7:9 ). Хотя в рабство продан был Иосиф, «стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс.104:18 ), однако был Бог с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Потому пишется, что «никому не позволял обижать их, и наказывал за них царей (говоря): Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:14–15 ). Был с потомками их, людьми Израилевыми во Египте, хотя и великое порабощение и озлобление терпели они от беззаконного народа. Потому Сам Бог говорил Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» ( Исх.3:7 ). Был с ними и во исходе их из Египта. «Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять; горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец», и прочее. «От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля» ( Пс.113:3–4, 7 ). Был с ними и в пустыне, как поет Моисей в песне своей: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих», и проч. ( Втор 32:10–11 и след.). Был с ними и в земле, которую дал им в наследие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, как читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в печи разожженной ( Дан 3:49, 92 ), как Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела», и прочее (Песнь 8-я гласа 2-го). Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтящими Его, и до скончания века будет: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Но когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей это, как Божие пребывание с ними, но Он и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную сладостью любви Своей, подавая ко вкушению благость Свою, как матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и так или облегчает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от печи скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

74. Слово в Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 193 «Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем» ( Ис. 2:2–3, 5 ). Память празднуемых ныне святых Кирилла и Мефодия, просветителей народов словенских, побуждает нас, братие, бросить взор на судьбы Церкви вообще и русской в особенности. Эти судьбы одинаковы во всякое время: вечно презираемая и уничиженная в глазах сильных и знатных людей мира сего, она тихо и безвестно совершает дело свое, хотя имеет в себе сокрытую красоту и славу внутренней жизни, делающую учение ее выше всех учений человеческих. Ее жизнь питается от имеющего в себе неистощимую жизненность корня, который должен дать отпрыск и плодами его наполнить всю вселенную ( Ис. 27, 6 ) в грядущие дни. Таковы были судьбы Церкви во дни Исаии пророка. «Гора дома Господня», около которой сосредоточивалась духовная жизнь Израиля, была презираема им, и сыны Израиля отпали сердцем от Бога своего. «Они, – по слову пророка, – многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его... И преклонился человек, и унизился муж» ( Ис. 2, 6–9 ), подчинив себя игу чужих народов. Чтобы призвать Израиля к хождению путями Господними, пророк указывает Израилю на будущее возвышение горы Господней над всеми горами и холмами ( Ис. 2, 2 ), провидит, что отрасль Господа явится некогда в красоте и славе для спасенных сынов Израиля, что «воды Силоама, текущие тихо», то есть дом Давидов, прославится чрез происшедшего из него Еммануила ( Ис. 4:2, 8:6 ), что презираемый Израилем краеугольный камень Сиона, то есть царство Давида, или Церковь , особенно же Сам Основатель Церкви Христос сделается камнем многоценным, испытанным, крепко утвержденным ( Ис. 28, 16 ). И как исполнились все эти слова пророка во дни Христовы! Ибо поистине учение Христово возвысилось над всеми прочими учениями, и пред высотой христианской добродетели невольно должны были преклониться и преклоняются самые крайние поборники неверия (как, например, Вольтер и Руссо в так называемый «век просвещения» XVIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

7) Боже, Великий и Вышний, Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою, (даруй нам) да и на ложах наших умиляющися поминаем Имя Твое святое ». В 1-й молитве, после прошения о даровании страха к Имени Божию, поясняется и то, чем вызвано это прошение: «Зане велий еси Ты и творяй чудеса. Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех. Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия на Имя святое Твое». «Сподоби Господи в вечер сей... и хвально и прославлено Имя Твое во веки, аминь ». «Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний»... ( Пс. 91:2 ). « Именем Господним благослови, отче ». Свидетельства из последования полунощницы и утрени: » Даждь славу Имени Твоему , и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище». (Молитва св. мученика Евстратия). «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля... Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся... мы же имя Господа Бога нашего призовем». ( Пс. 19:20 ). « Именем Господним благослови, отче». «Благодарим Тя, вложившаго во уста наша слово хваления, еже поклонятися и призывати Имя Твое святое ». (Молитва 1-я Шестопсалмия). «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое Имя Твое , Отца, и Сына, и Святаго Духа». (Молитва 2-я Шестопсалмия). «Да спасени душею же и телом... славим чудное и благословенное Имя Твое ». (Молитва 4-я Шестопсалмия). «Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея, да всегда к Тебе взираем Спасу и благодетелю душ наших... яко поставил еси (нас) в поклонение честнаго имени Твоего ». (Молитва 6-я Шестопсалмия). »Яко благословися всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое. Отца и Сына и Святаго Духа». (Молитва 8-я Шестопсалмия). «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне ». ( Пс. 117:26–27 ). «Как величественно Имя Твое по всей Земли»! ( Пс. 8:2 ). » Хвалите Имя Господне, Хвалите раби Господа. Аллилуиа ». ( Пс. 134:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

87 Правда, и в православной литургике можно встретить иногда подобные выражения. «Ты разумныя по существу, нетленные благодатию Твоею, Христе, поставил еси певцы Твоему величествию ангелы Твоя по образу соделав, непостижиме» (Канон беспл. п. 6, тр. 2.). Однако в данном контексте говорится вообще о сотворении ангелов, и выражение «благодатию Твоею» указует лишь на их тварность. 88 Это именно противопоставление косвенно содержится и в Послании к Евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола... Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он во всем должен был уподобиться братьям» ( Евр. 2, 14, 16–17 ). 89 Является самостоятельным вопросом, необходимо ли боговоплощение для положительной силы бессмертия даже и не падшего человечества. Эго приводит к еще более общему вопросу, давно уже возникшему в богословии: цель боговоплощения исчерпывается ли искуплением или же оно имеет более общий и самостоятельный смысл и лежит на путях творения мира и помимо грехопадения? 98 «Тли неприятное существо имуще, божественнейшие уми Твои честнии престол обстоят, бессмертия Тя источник наследовавше, человеколюбче» (гл. 6. 4, тр. I). 99 В прологе можно встречать указание, что ангел причащал пустынников в их отшельничестве. Естественно ли относить это именно к духовному, ангельскому причастию Божественного Агнца, «предназначенного еще до создания мира» ( 1Пет. 1, 20 ). 101 Некоторую экзегетическую трудность представляет текст Пс. 77, 24–25 : «и одождил на них манну в пищу и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Ангельскою пищей питал Ты народ Твой и послал им, не трудящимся, хлебе неба, готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» ( Прем. 16, 20 ). Манна называется здесь небесным и даже ангельским хлебом или, у ап. Павла, «брашном духовным» ( 1Кор. 10, 3 ). Но манна была чудесно посылаемая Богом пища, имевшая, однако, все свойства обыкновенной пищи: вкус, цвет, вес, даже способность портиться и приедаться ( Исх. 16, 14–26 , Числ. 11, 7–9 ). И Господь прямо говорит, противопоставляя манну истинному хлебу, сходящему с небес: «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». ( Ин. 6, 31 ¬51). Отсюда следует, что именование манны «хлебом небесным» и «хлебом ангельским» должно быть понято лишь в смысле чудесного ее происхождения, но не ее качества, которыми она не отличалась от земной пищи. И, конечно, это не может означать, что ангелы питаются манною, ибо ангелы вообще не знают пиши вещественной, но только духовную. Блаж. Феодорит (в 69 вопросе на Исход) спрашивает: «почему пророк назвал манну хлебом ангельским?» и отвечает: «Потому что ангелы послужили в даровании ее. Само же бесплотное естество не имеет нужды в пище».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Angelus enim ofFicii nomen est, non naturae. Quaeris nomen huius naturae, spiritus est; ex quod agit angelus est (In. ps. enarr., I, 15. Mg. s. 1.1. 37, 1348). 127 Именно в таком смысле онтологическое соотношение человека и ангелов становится предметом нарочитого изъяснения в Евр. 1–2 . В первой главе делается общее выяснение превосходства Сына Божия над ангелами на основании ряда сопоставлений пророческих текстов, причем определенно указуется служебное назначение духов (1, 14). Во второй же главе возвеличение Сына Божия сплетается с возвеличением и человека, соединившегося с Ним по естеству. Здесь мы прямо находим следующие сопоставления: «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами, славою и честию увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги ею» ( Пс. 8, 5–7 ). «Когда же покорил ему все, то не оставил ему ничего непокоренным ему» ( Пс. 2, 5–8 ). Также и Иисус в Своем уничижении «немного был уничижен пред ангелами, дабы Ему по благодати Божией вкусить смерть за всех» (2, 9). И затем еще нарочито подчеркивается, что «не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». 129 Эта точка зрения выражена в сочинениях еп. Игнатия Брянчанинова («Слово о смерти» и прибавление к нему). Воззрения еп. Игнатия вызвали решительную отповедь, как несоответствующие православному учению и материалистические, со стороны еп. Феофана Затворника в его работе: «Душа и ангел не тело, а дух». Справедливо отрицая всякую материальность души, еп. Феофан, тем не менее, оставляет открытым вопрос о том, облечено ли духовное существо ангелов и душ «тонкой вещественной оболочкой», «телом тонким эфирным» или свободно от него. «Из этих двух мнений, кто какого хочет держаться, того и держись». (10). 130 В отдельных случаях явления ангелов особо отмечаются отдельные черты, не имеющие подлинности, в отличие, однако, от подлинности всего явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   В то утро и другие святые жены Мария Иаковля и Саломия и, может, некоторые с ними, поспешили ко Гробу. По пути они размышляли между собою: Кто отвалит нам. камень от двери гроба? (Ин. 20:7). Камень был очень велик, и им не под силу было сдвинуть его. Подходя ко Гробу, жены-мироносицы увидели, что камень уже отвален и на нем — Ангела. Он сказал им: Не бойтесь, вы ищете Иисуса распятого: нет Его здесь, Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите м.есто, где лежал Господь (ср.: Мф. 28:5—6). Повинуясь слову Ангела, жены вошли во Гроб и увидели юношу в белой одежде, сидящего на правой стороне, то был другой Ангел Господень. Видя их смущение, Ангел успокоил их, говоря: Не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он Воскрес; Его нет здесь, вот место, где Он был положен. Теперь пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он Воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам (ср.: Мк. 16:6—7). И они, выйдя поспешно из гроба, со страхом и великой радостью, в трепете и ужасе от необычайности виденного и слышанного побежали к городу.    Когда они шли возвестить о случившемся ученикам Его, то Сам Господь Иисус встретил их и сказал: Радуйтеся! И они, приступив, пали к ногам Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, там они увидят Меня (ср.: Мф. 28:9—10).    Итак, первые увидели Воскресшего Господа святые жены-мироносицы, им являлись Ангелы, им являлся Сам Господь прежде, чем кому-либо из всех апостолов. Почему так? Потому что они возлюбили Его много. Об этом свидетельствует их служение Ему от имений своих, их мужественное присутствие у Креста Господа на Голгофе, их участие в Его погребении и, наконец, их утреннее шествие ко Гробу Господа с ароматами и миром для помазания Пречистого Тела Его. Подражайте же, братия, и вы доброму примеру святых жен-мироносиц, употребляйте и вы избытки своих стяжаний на служение Богу и Церкви, на дела любви и благочестия христианского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба тела, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?» И кто не скажет такому учителю: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21).    Некогда в Капернауме Господь нашел «такую веру», какой не видел «и во Израиле». Веру, стоящую на истинном смирении, — ибо «не исповедание ли и смирение выражают слова: «я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой» и прочее», сказанные сотником? «Сотник же есть всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба — неразумную часть души, разумею гнев и похотение, ибо сии поставлены быть рабами». Ум, уверовавший в Иисуса, который за веру свою получает скорое уврачевание раба своего со словами: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Ум, о котором сказал Христос: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11).    Некогда у колодца Иаковля открыл Господь самарянке Фотинии (одной из тех «многих, которые придут с востока и запада»: ведь самаряне с точки зрения иудеев были сродни язычникам (См.: 3 Цар. 13:32, 16:32; 4 Цар. 1:3, 13:6, 17:26, 29; Ис. 9:9—10, 10:10, 36:19; Ос. 7:1, 14:1; Мф. 10:5) — «Иудеи, — как сказано, — с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9)) тайну «источника воды живой» (Иер. 2:13, 17:13; Апок. 21:6), «даром» получаемой (Апок. 21:6), пьющий которую «не будет жаждать вовек» (Ин. 4:10—14) и исполнится этой водою так, что она «реками потечет из чрева его» (Ин. 7:38). И сама Фотиния исполнилась живой водой слова Божия так, что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову ее» (Ин. 4:39).    Видишь, душа моя, какую лествицу восхождения духовного поставил пред глазами твоими преподобный Андрей?    Внимай провожатым твоим — учителям и молитвенникам твоим, полагайся на веру их, на отеческую решимость их привести тебя к Целителю твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Аллилуиа, глас 7. Стих: Услышит тя Господь в день печали,/защ и тит тя Имя Бога Иаковля. Аллилуиа, глас 7. Стих: Да услышит тебя Господь в день печали,/да защитит тебя имя Бога Иакова. ( Пс 19:2 ) От Матфея святаго Евангелия чтение От Матфея святого Евангелия чтение. зачало 26 (глава 8:14–17): Во время оно, пришед Иисус в дом Петров, виде тещу его лежащу и огнем жегому, и прикоснуся руце ея, и остави ю огнь; и воста, и служаше Ему. Позде же бывшу, приведоша к Нему бесны многи, и изгна духи словом, и вся болящыя изцели. Да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: Той недуги наша прият и болезни понесе. В то время, придя в дом Петра, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Таже ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей: Также ектения: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей: Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Хор: Господи, помилуй. (3). Еще молимся о великом Господине: Ещё молимся о Великом Господине: Еще молимся о Богохранимей стране нашей: Ещё молимся о Богохранимой стране нашей: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов раба Божия (рабы Божия) (имярек). Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов раба Божьего (рабы Божьей) (имя). Господи, Иисусе Христе, Боже наш, яко Милосерд всесильною Твоею десницею укрепи руку врача (имярек), да хирургическое действие и благое врачевание совершит во славу Имене Твоего Святаго, молим Ти ся, услыши и помилуй. Господи, Иисусе Христе, Боже наш, ибо Ты милосерд всесильной Твоей десницей сделай твёрдой (уверенной) руку врача (имя), да хирургическое действо и благое врачевание совершит в славу Святого Твоего Имени, молимся Тебе, услышь и помилуй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/chin-molebn...

Бл. Феодорит: «Именует также смирну и алой..., то есть, умерщвление страстей: смирна бо мертвым свойственна есть, и горесть искушений, ибо алой есть горькаго свойства». Так через умерщвление страстей и горькие искушения произрастают в саду души божественные – смирна и алоэ и через них происходит приобщение к смерти Христовой. И уж после вкушения их – древеса Ливанские, слава Божества и воскресение Христово. Перечислив столько деревьев и ароматов сада, Жених добавляет: со всеми первыми мирами. Бл. Феодорит: «Имеет, наконец, все первые миры, не второй, то есть, или третьей, но первой степени: ибо совершенным приличествует, еже есть совершенно». Св. Григорий Нисский : «А первыми мирами указывает Слово на чистоту и отсутствие всякаго корчемническаго подлога, как и Амос к услаждающимся этим обращается с подобною речью, говоря: «пиющие процеженное вино, и первыми вонями мажущиися» ( Амос 6:6 )... А здесь слово плодоношением первых мир свидетельствует невесте о неповрежденности и чистоте ея догматов». Духовные совершенства души и чистота догматов веры святой Церкви – вот все первые миры, благоухающие в Саду Господнем. Был полдень (около шестого часа=двенадцати по нашему исчислению), и в жаркий день в самарийском городе Сихарь у колодца, у «студенца Иаковля», встретился Христос с самарянкой, – иссохшая, но жаждущая душа и Источник воды живой. И там, у этого колодца, источника чистой воды, Иисус сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Божественный Жених говорит Своей Невесте: Источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. Садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. Двоякий источник напояет сей чудный сад. Это – кладязь воды живы, колодец, в котором была не затхлая застойная вода, но проточная живая вода , вновь и вновь наполняющая колодец, из которого черпала хранительница сада чудная Суламифь. Кроме того, истекающия от Ливана потоки орошали сад, напояя его живительной влагой. У сего-то источника и встречается Соломон с Суламифью, там слышит она его взывающие к жизни и любви слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста.... и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» ( Деян. 7,30 ), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выразительнее: «сего Моисея... Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). О синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24 : «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как вознерадим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа 116 . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14 , Втор. 1, 33; 4, 37 , Неем. 9,19 ), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010