Таков в общих чертах образ Мессии и Его царства, начертанный в канонических писаниях ветхозаветных пророков. Мы объединили здесь основные черты всех пророческих обетований Ветхого Завета за исключением пророчеств Даниила: эти последние в виду их особенного значения для развития позднейших иудейских представлений о Мессии заслуживают нарочитого внимания 353 . Важнейшим мессианским местом в книге Даниила нужно назвать следующее пророчество: «видел я в ночных видениях, – вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). По древнейшему толкованию, принимаемому православной церковью, под именем Сына человеческого пророк разумеет Мессию; это мнение разделяется и многими западными учеными даже не ортодоксального направления 354 ; но многим кажется, как было уже сказано, что здесь под образом Сына человеческого олицетворяется весь израильский народ подобно тому, как четыре всемирных монархии олицетворяются в том же видении под образом четырех животных ( Дан. 7:1–8 ) 355 . Но все это толкование основано или на непонимании вполне ясных выражений текста или же на намеренной переделке его; пророк Даниил вполне определенно говорит, что «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» ( Дан. 7:17 ); отсюда по аналогии нужно заключать, что и под Сыном человеческим следует разуметь не будущее всемирное царство Израиля, а грядущего Владыку этого царства – Мессию. Лучшим подтверждением правильности такого толкования Даниилова видения о Сыне человеческом может служить тот факт, что авторы иудейских апокалипсисов, стоящие в самой рабской зависимости от прор. Даниила, понимают его пророческое видение в смысле указания на Мессию. «Не подлежит сомнению, что автор кн. Еноха узнает в Данииловом «Сыне Человеческом» Мессию, конечно, не по титулу, а по символическому одеянию» 356 . Кроме того у пророка Даниила указания на Мессию делаются не в этот только месте: в Дан. 9:25–26 он прямо говорит о Христе Владыке, под именем которого никак уже нельзя разуметь отвлеченную идею будущего израильского царства 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Иисус Христос был наказан дважды: один раз, когда Его сорок раз бичевали и второй раз, когда Его казнили. А казнили Его по какому закону, почему Пилат пошел на это? Он спросил Иисуса Христа: «Ты царь иудейский?» Иисус Христос ответил: «Царство мое не от мира сего, потому что если бы было царство Мое на Земле, то за Меня Мои слуги заступились». Поэтому такой вывод: Пилат, боясь закона, что нужно казнить тех, кто объявляет себя царем иудейским, хотел помиловать Иисуса. Ведь Иисус Христос отрицал, что Он есть царь иудейский …                              - Действительно, в Евангелии сказано: «Царство мое не от мира сего». И евреи во время этих страшных событий на самом деле тоже лукавили, и потому что хотели, чтобы это было сделано, это преступление было сделано чужими руками, а не их. Но все равно уже получилось: кровь Его на нас и на детях наших. Они произнесли эти страшные слова сами. Но нам, людям, сейчас живущим, в Новом Завете, надо относиться к этим событиям с большой благодарностью к Богу, что Он добровольно пошел на это, до – бро – вольно. И никаких других причин этому, распятию Спасителя, нет. Только Божественная любовь к роду человеческому. И в Евангелии есть подтверждение этих слов. Он сказал: имею власть жизнь Мою принять и жизнь Мою отдать. За то, что отдаю жизнь Мою,  за это любит меня Отец Мой небесный, Он отдал эту жизнь, и взял эту жизнь руками людей. И поэтому надо разбирать не то и как, законно -  незаконно действует Господь, а разбирать, видите ли вы в этом, прежде всего, любовь к нам, грешным. Как Писание говорит: «Вряд ли кто умрет, когда – нибудь за грешника, за праведника, может быть, кто – то из благодетелей умрет, но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Апостол Павел: «Но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками и умер вместо нас и за нас».              И  эта мысль должна всегда приводить человека к величайшей благодарности  Богу за бесценный дар личной жизни, за бесценный дар веры и, поэтому, молитва и есть самое искреннее выражение любви к Богу.

http://radonezh.ru/text/apostol-pavel-pi...

Будущее описанное блаженство и мучение начнется через 1335 дней после отнятия жертвы и возлияния (11 ст.), т. е. пришествия Мессии (ср. 9:25). Блажен, кто ожидает этого времени. Какая же участь ожидает Даниила? А ты – обращается Ангел к Даниилу – иди 170 к концу 171 , и успокоишься 172 , и восстанешь ( – ναστση) для получения твоего жребия 173 в конце дней ( ), т. е. в конце существования мира. Как в других ветхозаветных книгах, так и у Даниила, учение о будущем воскресении вытекало из идеи Правосудия. После воскресения следовало воздаяние каждому человеку соответственно его поведению в земной жизни. Как Иов ожидал воскресения «для себя» – – (19:25), так Даниил получит «свой» жребий (). Анализ 7:9–14. Пророк видит четырех зверей, вышедших из моря и производивших разрушение и опустошение. После их власти и глумления начался суд Божий. Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями 174 . Одеяние на Нем было бело как снег, и волосы головы Его как чистая волна 175 . Престол Его как пламя огня, колеса его – пылающий огонь 176 . Огненная река выходила и проходила пред Ним. Тысячи тысяч служили Ему (Ветхому днями) и тьмы тем предстояли пред Ним 177 , чтобы выполнять Его волю. Судьи сели, и раскрылись книги 178 (9–10 стт.). По решению описанного пророком суда самый злой зверь был убит и сожжен, а у прочих зверей была отнята власть (11–12). После этого, – видел пророк, – с облаками небесными 179 шел как бы Сын человеческий ( – Мессия – Иез. 1:26 ; Пс. 8:5 ), дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Сыну человеческому даны были власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему 180 . Владычество 181 Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (13–15). В следующих стихах (16–27) ангел объясняет видение Даниилу. Звери, которых видел пророк, означают языческие царства, коим иудеи будут подчинены. Все они погибнут, и тогда начнется царство святых. Суд, описываемый Даниилом, основывается вполне на ветхозаветном воззрении, на всей истории иудейского народа и отношении к нему язычества. Правда, этот суд носит как бы партикуляристиче-ски-национальный характер, т. е. предуказывает осуждение поработителей и спасение иудеев; в нем нет характера всеобщности, как в Мф. 25 гл. Но это объясняется содержанием и предметом всего видения – участью врагов иудейского народа. С другой стороны, чтение на суде книг предполагает, что суд не ограничится зверями, так как преступления последних были очевидны. По сношению с 12:3 можно думать, что в книгах записаны преступления всех людей – иудеев и язычников. Результаты суда также могут быть благоприятны не для всех иудеев, как видно из 12:1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

протоиерей Николай Попов ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОГО (4529 – 4786 год от сотворения мира, 980 – 723 год до Рождества Христова) 414 Краткий обзор истории царства Израильского Цари Израильские, начиная с Иеровоама, не почитали истинного Бога, а поклонялись идолам и предавались всякого рода беззакониям. Идолопоклонству и порокам научился от них и народ в Израильском царстве. За это лишил Господь царство Израильское Своего благословения. В нем часто происходили междоусобия. Наконец, ассирийцы разрушили царство Израильское. Израильтян взяли в плен и переселили в свое царство за реку Евфрат 415 (Царство Израильское существовало 257 лет). Царствование Иеровоама (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Иеровоам, став царем Израильского царства 416 , стал думать: «Если мой народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в храме Господнем, то сердце его возвратится к Ровоаму, царю иудейскому, и меня убьют». Посоветовавшись со своими приближенными, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Израиль! Вот, боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской», и поставил одного тельца в Вефиле, а другого в Дане 417 . Для служения тельцам Иеровоам поставил жрецов, которых выбрал не из левитов, а из всего народа. Сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот, когда он стоял перед жертвенником, чтобы совершить курение, пришел из Иудеи человек Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится в доме Давидовом сын Иосия и принесет на тебе в жертву жрецов, совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие 418 . И вот знамение того, что сказал Господь: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался с него. Тогда царь попросил человека Божия помолиться о нем, чтобы рука его исцелилась. Человек Божий помолился Богу, и рука Иеровоама исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И хотя Царствие Божие — главное, что провозглашает Иисус, тем не менее Он говорит о Боге как о далеком, властном и беспощадном в Своем суде царе только разве что в некоторых притчах. Тогда как главное, что Он возвещает о Боге — это то, что Он есть любящий Отец, радующийся возвращению Своих блудных детей (см., например, притчу о блудном сыне, Лк. 15, 11-32) . Имелась и другая сторона. Ожидание скорого наступления Царства Божия тогда витало в воздухе. Вопрос был лишь о часе такого вмешательства Бога. Однако эти ожидания имели сильную политическую окраску (см. §§ 7, 8). И вот в Галилее появляется Иисус, возглашая: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 15). Естественно, многие решили, что Он говорит о царстве Сына Давидова, а значит, призывает к восстанию. Его даже хотели сделать царем (Ин. 6, 15), но Он уходил от этого. В конце концов, согласно официальному римскому приговору, Он и был распят как политический бунтарь, вину которого написали на Кресте на трех языках: «Царь иудейский» (Мк. 15, 26). К этому остается только добавить, что при крещении каждого, кто крестится, трижды спрашивают: “Веруеши ли Христу?” и крещаемый должен ответить “Верую Ему яко Царю и Богу”.(Т.З) Ответьте на следующий вопрос Что нового вы узнали о Царстве Божием из справочного материала? Прочитайте следующие отрывки . Евангелие от Матфея, глава 3 1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Ответьте на вопросы: Что нужно для того, чтобы быть готовым встретить Царство Божие? Может ли порадовать Царство Божие человека, который не покаялся? Евангелие от Матфея, глава 7 21 Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

http://blog.predanie.ru/article/da_priid...

И хотя Царствие Божие — главное, что провозглашает Иисус, тем не менее Он говорит о Боге как о далеком, властном и беспощадном в Своем суде царе только разве что в некоторых притчах. Тогда как главное, что Он возвещает о Боге — это то, что Он есть любящий Отец, радующийся возвращению Своих блудных детей (см., например, притчу о блудном сыне, Лк 15:11-32) . Имелась и другая сторона. Ожидание скорого наступления Царства Божия тогда витало в воздухе. Вопрос был лишь о часе такого вмешательства Бога. Однако эти ожидания имели сильную политическую окраску (см. §§ 7, 8). И вот в Галилее появляется Иисус, возглашая: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1:15). Естественно, многие решили, что Он говорит о царстве Сына Давидова, а значит, призывает к восстанию. Его даже хотели сделать царем (Ин 6:15), но Он уходил от этого. В конце концов, согласно официальному римскому приговору, Он и был распят как политический бунтарь, вину которого написали на Кресте на трех языках: «Царь иудейский» (Мк 15:26). К этому остается только добавить, что при крещении каждого, кто крестится, трижды спрашивают: «Веруеши ли Христу?» и крещаемый должен ответить «Верую Ему яко Царю и Богу».(Т.З) Ответьте на следующий вопрос: Что нового вы узнали о Царстве Божием из справочного материала? Прочитайте следующие отрывки . Евангелие от Матфея, глава 3 1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Ответьте на вопросы: Что нужно для того, чтобы быть готовым встретить Царство Божие? Может ли порадовать Царство Божие человека, который не покаялся? Евангелие от Матфея, глава 7 21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

http://bible.predanie.ru/da-priidet-tsar...

И, наконец, Его приводят в преторию — туда, где римский прокуратор Пилат имел свое представительство. Но они не входят в преторию, чтобы не оскверниться, потому что наступает суббота и Пасха. И на протяжении всех страстей Христовых мы видим это самое высшее беззаконие, какое только может быть, когда Богом данный закон соблюдается внешне, и при этом происходит самое величайшее беззаконие — убийство Богочеловека. И вот этот суд перед Пилатом, где каждая подробность очень значительна. С самого начала Пилат спрашивает людей, которые пришли к нему: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» Их ответ полон, конечно, наглости и одновременно обнаруживает их полное бессилие: «Если бы Он не был злодей, — говорят они, — мы не предали бы Его тебе» (Ин. 18, 30). Тогда Пилат говорит им: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18, 31). Но они отвечают: «Нам не позволено предавать смерти никого» — сразу, не скрывая своего приговора Ему и требуя его исполнения от Пилата. Когда Пилат спрашивает Христа: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33) — Господь отвечает ему: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18, 34) . Это очень важный вопрос, на который Господь всем вопрошающим о Нем отвечает вопросом встречным: «Ты говоришь это просто так, потому что происходит что-то такое, и все об этом говорят? Или потому, что для тебя это уже становится жизненно важным?» И ответ Пилата — ответ человека, облеченного властью и оскорбленного тем, что ему так отвечают: «Еда аз жидовин есмь?» «Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» (Ин. 18, 35) И тогда Христос отвечает ему, что да, Он воистину Царь, что Он на сие родился и на сие пришел в мир, чтобы быть Царем. Он говорит, что Царство Его не от мира сего, и если бы от мира было Царство Его, то сподвижники Его за него подвизались бы и защитили Его от иудеев… «Царство Мое, — говорит Господь, — не от мира сего» (Ин. 18, 36), определяя на все времена пути Своей Церкви и тайну беззакония, которое будет стараться подменить Царство Христово земным царством.

http://moral.ru/слово-на-четвертой-пасси...

Лк.23:3 . Пилáт же вопроси егó, глагóля: ты ли еси Цáрь Иудéом? Он же отвещáв речé емý: ты глагóлеши. (Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.) Ты ли еси Царь Иудейский? и пр. Другие евангелисты ( Мф.27:11 и дал.; Мк.15:2 и дал.), особенно Иоанн ( Ин.18:29 и дал.) подробнее говорят об этом допросе; еванг. же Лука излагает только существенное – именно то, на что Пилат обратил свое особенное внимание. На обвинение, что Иисус Христос развращает народ и запрещает платить подать Кесарю, Пилат не обратил внимания, потому что знал, что это ложь, клевета; так как ему было известно от своих чиновников все относительно Иисуса Христа. Ты глаголеши (говоришь). Это значит да. (Чит. в объясн. 70 ст. 22 гл.). Лк.23:4 . Пилáт же речé ко архиерéом и нарóду: никóеяже обретáю вины в человеце сéм. (Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.) Никоея обретаю вины (я не нахожу никакой вины) в Человеце сем. По Евангелию Иоанна, на вопрос: Ты Царь иудейскии? Иисус Христос даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя царем, – не в политическом, а духовном смысле. Я Царь, но царство Мое не от мира сего, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, как ожидают иудеи. Если бы царство Мое было от мира сего, т. е. обыкновенное, земное, то служители Мои, т. е. подданные Мои подвизались бы, стали бы сражаться за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, т. е. не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона; но ныне царство Мое не отсюда, и потому оно совершенно безопасно для римлян. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, т. е. устроить царство не земное, а духовное (ст. 36, 37), т. е. Я – обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого. Вот почему Пилат скоро и прямо сказал обвинителям Господа, что он не нашел в Нем совсем никакой вины, – потому что из ответа Иисуса Христа он видел, что такой царь, каким представляется Иисусом Христом, нисколько не опасен для римского императора. Хотя он и не понял вполне объяснения Господа, но мог видеть, что Он не домогается земной царской власти, и только мог принять Его за мечтателя или за учителя народного, – за философа, как назывались такие люди у римлян и греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В главе 49, стихе 10 книги Бытия говорится: «не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чресел его, пока не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Эти слова были произнесены патриархом Иаковом пред лицом смерти на смертном одре. Все сыновья собрались вокруг него, чтобы получить от него последнее отеческое благословение. Иаков вспомнил при этом, что дети его находились в чужой земле, среди языческого народа, боготворившего даже животных. Но он вспомнил также, что Бог в сонном видении торжественно повторил ему обетования, данные некогда Аврааму. «Я Господь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные», – так говорил тогда Бог Иакову. Когда Иаков вспомнил об этом обетованиии, собрав последние силы, молитвенно поручил каждого из сыновей своих покрову всемогущего Бога, то дух пророчества воздействовал в нем и каждому сыну он преподал пророческое благословение. Но наилучшим из этих благословений было благословение, которое получил Иуда и которое мы привели сейчас. Скипетр есть видимый знак царственной власти, ибо только одни цари носят его. Поэтому смысл пророческого благословения, данного Иуде, был таков: в потомстве Иуды будет сохраняться царственная власть над народом Израильским до пришествия в мир Примирителя. Из священной истории мы знаем, что это чудное пророчество исполнилось. Цари израильские Давид и Соломон происходили из колена Иуды. После Соломона царство израильское разделилось, и первым иудейским царем был сын Соломона Ровоам. Впоследствии царство израильское было разрушено и прекратило свое существование. Но царство иудейское продолжало существовать, и хотя позже иудеи и были отведены в вавилонский плен, однако через 70 лет после того снова были возвращены и снова образовали из себя царство, существовавшее еще до Рождества Христова. Так, скипетр или царственная власть оставалась в колене Иудовом, пока не пришел Примиритель, на которого в пророческом духе указал Иаков. Кто же теперь был этот Примиритель?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Таково яркое и несколько странное для древних иудеев пророчество Софонии – «ам», народ Божий времен Мессии, не блистательный народ, сильный и славный среди гоев-язычников, а наоборот, народ смиренный и простой; община Мессии – это не сильные и славные земли, а смиренные, не воины и вельможи Ягве, а бедняки. 10.3. Иеремия – бедняк Ягве Словам пророка Софонии скоро явилась прекрасная иллюстрация. Еще жив Софония, и вот приходит новый пророк, младший его современник – Иеремия. Иеремия – бедняк и обличитель. Мог бы спокойно служить себе священником, но не мог! – жизненный путь определен совсем другой. Чуткая, нежная душа в неистовом обличителе. Бедняк, ходящий по Иерусалиму. Бедняк Ягве, противостоящий вельможам и царским пророкам. Иеремия, пророк-бедняк – прообраз и провозвестник Мессии-бедняка. 10.4. Пророчество Захарии о Царе кротком От общины бедняков Ягве пророческий взор переходит, наконец, к Ожидаемому народами ( Быт. 49:10 ), и Он – Царь Кроткий! Один из последних иудейских пророков Захария во времена строительства второго храма, когда в смирении и бедноте вернувшиеся из Вавилона иудеи начали строить новую жизнь на родине, на земле отцов, возвещает возрождающемуся городу: Ликуй от радости, дщерь Сиона, Торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, Праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице И на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). На ослице и на молодом осле входит в Иерусалим мессианский Царь – бедняк, Царь кроткий, чтобы собрать бедняков Ягве; это они – дщерь Сиона; это они – дщерь Иерусалима, это им ликовать от радости, только они, бедняки Ягве, могли торжествовать при входе Царя кроткого, Бедного, но умного Юноши ( Еккл. 4:13 ). Это Он из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным ( Еккл. 4:14 ), выйдет на царство для бедных. Это Он скажет с гневом: ... горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:24 ). Это Он предостережет: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие Мф. 19, 23–24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010