«Потому говорю им притчами, – продолжал Христос, – что они видя не видят и слыша не слышат, и не разумеют», ибо согласно пророчеству Исайи, «огрубело сердце людей сих». Вообще лее надо сказать об вышеизложенных притчах о Царствии Божием, что они являются как бы ВВЕДЕНИЕМ для первых слушателей Евангелия, т.е. современников Иисуса Христа. Ибо все учение Христово в сущности есть УЧЕНИЕ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ. ЛЮБОВЬ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕКА К БОГУ И ЛЮДЕЙ ДРУГ КО ДРУГУ К вышеизложенным у синоптиков притчам о Царствии Божием непосредственно, по смыслу, примыкают и другие притчи Господни, сказанные на ту язе тему, но с иных точек зрения. Это притчи: «О пропавшей овце»; «О потерянной драхме»; «О блудном сыне»; «О мытаре и фарисее»; «О милосердном самарянине»; «О милостивом царе и неблагодарном рабе». Царство Божие есть царство Любви, ибо – «Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). " Бог (Отец) так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). И, хотя человек согрешил пред Богом, но любовь Божия к нему не прекратилась. Но надо, чтобы грешник покаялся в своих грехах и тогда он испытает на себе любовь Божию и войдет в Царство Небесное. Тогда небо преклонится к земле, а душа человека возвысится до неба. В этом смысле, «Царство Божие» и «Царство Небесное» по притчам Господним, являются синонимами. Итак, первый шаг для вхождения в Царство Божие, царство любви, – есть покаяние, признание своих грехов и ошибок и действительно желание начать новую жизнь. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», проповедывал Иоанн Креститель в пустыне Иудейской. Таким же призывом к покаянию начал Свою проповедь и Иисус Христос. ПРИТЧА О ПРОПАВШЕЙ ОВЦЕ ( Лк. 15:1–7 ) Как бы ни был грешен человек, он никогда не должен приходить в отчаяние, т. к. Бог ищет именно грешную душу, чтобы привлечь ее к Себе. Это хорошо чувствовали мытари и грешники, приходившие слушать проповеди Христа. И когда фарисеи и книжники роптали, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними», – Христос сказал им следующую притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Но Ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисусе пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями. В течение всей Своей жизни Иисус был нищим странствующим проповедником, не имевшим, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). В то же время Он всегда сознавал Себя Царем. Даже на суде у Пилата, оболганный и поруганный, преданный Своим народом, на вопрос прокуратора: Ты Царь Иудейский? – Он отвечал утвердительно ( Мф. 27:11 ). В то же время Он говорил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ). В Царстве Христа нет служителей, которые могли бы помочь Ему, применив, например, военную силу; там есть только друзья Его, такие же кроткие и смиренные, как Он Сам, готовые следовать за ним на Голгофу. Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность – идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал эти надежды. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: Распни, распни Его! И те, кто ныне провозглашает «Благословен Царь Израилев», будут восклицать со злой иронией: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него ( Мф. 27:42 ). Со словами «Радуйся, Царь Иудейский!» Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на Кресте Христовом: Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский, они скажут ему: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я, Царь Иудейский ( Ин. 19:19, 21 ). В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия: Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Ипакои. С ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.    Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «3-я Книга Царств» (3 Цар.3-11); «1-я Книга Паралипоменон» (1 Пар.22; 1 Пар.28-29) и «2-я Книга Паралипоменон» (2 Пар.1-9). Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильско...    После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: «Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами» (скорпионы — это бичи с нанизанными металлическими гайками). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена — иудино и вениаминово — остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями.    Таким образом царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и израильское. Столицею в иудейском царстве остался город Иерусалим, а в израильском столицею стал город Самария.    Жители царства израильского ходили в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: «не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари израильского царства были нечестивыми — идолопоклонниками. Они сделали нечестивым и весь народ израильский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вход Господень в Иерусалим 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вход Господень в Иерусалим — событие, в котором множество граней. Все превосходящая радость — земная и небесная, и одновременно печаль, которая вдвойне мучительна из-за отвержения Христа, несколько дней спустя, иудейскими властями и народом, и осуждения Его на Крестную смерть. Несколько планов накладываются один на другой. Прежде всего, обетования Ветхого Завета — Мессия восставит Царство Божие, не как предводитель победоносного воинства, но Он придет, смиренно восседая на осле, чтобы упразднить в Израиле военные колесницы и боевые конницы. Потому что война завершена, и мир пришел к народам (Зах. 9, 9). Во-вторых, к этому добавляется ожидание современников, иудеев, пришедших на праздник Пасхи: это новый пророк из Назарета, который установит Царство Мессии — то, что возвещают толпы: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк. 11, 10). Они ждут наступление царства мира, как ясно свидетельствует об этом народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын Человеческий?» (Ин. 12, 34). Мы видим здесь полное неведение народа — вполне нам понятное. Они слышат о воскресении Лазаря — то, что превосходит всякое воображение, — ожидаемое Царство приходит! И если мы спросим, чего же ждали ученики, столько раз слышавшие от Христа о предстоящих Его страданиях, мы можем сказать, что они ждали только того, чего ждал народ. Даже после Воскресения они спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). И Сам Господь, наконец, — что думал Он об этом, соединяющем «ангелов хваление и детей воспевание», и в то же время ярмарочном торжестве? Может быть, Он молил Отца, как в Гефсимании, чтобы Его миновали те страшные страдания, которые Он ждет, это человеческое непонимание — постоянное и неодолимое? И чтобы после этого часа власти тьмы — Он, Чье Царство не от мира сего (Ин. 18, 36) — Своей силой и действием Святого Духа мог ввести всех в Свое истинное Царство, которому не будет конца.

http://moral.ru/vhod-gospoden/

Скачать epub pdf Введение С первых шагов Своего общественного служения путь Иисуса Христа лежал к людям, которым Он возвещал Евангелие, т.е. благую весть Божию. Евангелист Марк приводит это краткое Евангелие: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Это заявление для современников Иисуса Христа звучало, как осуществление пророчества Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» … Господь возвращается в Сион, Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» ( Ис. 52:7–9 ). С тех пор как пророк провозгласил эти слова, в иудейском народе не угасало страстное желание, чтобы когда-нибудь это произошло: «Бог – Царь! Его Царство стало действительностью!». Тогда исчезло бы всё, что мешало верующим исповедать Бога их единственным Господом. И вот, на фоне этой надежды Иисус Христос возвещает: «Царство уже здесь!». Весть о пришедшем эсхатологическом Царстве Божием была ошеломляющей. Проповедь Иоанна Предтечи возвещала Израилю беспощадный Суд ( Лк. 3:7–9 ). Народ в той проповеди был назван неверным, прелюбодейным, грешным. Иисус Христос не отказывается от этого суждения ( Мк 9:19; 8:38 ). И, тем не менее, Он возвещает народу не Суд, но спасительное Царство Божие. Условием вхождения в это Царство является покаяние и вера в Евангелие Царства. В дальнейшем покаяние обретает более конкретные черты следования за Иисусом Христом. Если для Евангелиста Марка Евангелие – благая весть о наступившем Царстве, – и этой вести надо верить, то у Евангелиста Матфея несколько иное понимание Евангелия. Евангелие – проповедь Иисуса (прежде всего, Его этическое учение, выраженное в Нагорной проповеди), готовящая людей к вхождению в Царство. Это проповедь о совершенной праведности ( Мф. 5:20 ). Чтобы быть способными к такой праведности и войти в Царство через обновление жизни и крещение, тоже требуется покаяние. Поэтому призыв «Покайтесь» является как бы воротами, открывающими Евангелие Нагорной проповеди, воротами в Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Даниил пришел к царю и сказал: «Царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон! «Этот сон», продолжал Даниил, «означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое – это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего». Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: «воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!» Он поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской. Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства , следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство – святую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Особенно любили его на Руси. По мнению некоторых историков, все дело в аналогии, проводимой между Вавилонским пленением иудеев и их притеснением от царя Навуходоносора с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов. И образцом для русских князей, оказавшихся в «ордынском плену», было поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилонском плену. Ведь согласно Библии, их главными принципами были преданность вере и… добросовестное служение «поганому царю» в качестве советников; мужество и… осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность. Накануне смерти, принимая постриг, князь Иван Калита даже взял имя одного из этих отроков — Анания. «Мене, мене, текел, упарсин»… Согласно христианской традиции, Даниил происходил из знатного иудейского рода. После завоевания Навуходоносором Иерусалима он подростком попал в Вавилонский плен, получил отличное халдейское образование и был взят на придворную службу. Всю свою жизнь он провел в плену, в чужой стране, фактически рабом, хоть и со статусом придворного. И всю жизнь не имел ни своего дома, ни своей семьи. Но несмотря на все выпавшие ему испытания, прожил жизнь, полностью исполнив возложенную на него Богом миссию пророка. При дворе Навуходоносора, а после при дворе Дария и Кира Даниил прославился даром понимать и объяснять сны. Навуходоносору он объяснил страшный сон (причем сам сон царь забыл, но страх остался) про истукана, разбитого камнем, упавшим с горы (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — вечное Царство Божие): Ты (Навуходоносор. — Прим. ред. )  — это золотая голова (первое царство. — Прим. ред. ) ! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. …Бог небесный воздвигнет царство (пятое. — Прим. ред. ) , которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно  (Дан 2:38–40, 44).

http://foma.ru/prjamo-v-hrame-stavjat-pe...

Завершилась Тайная Вечеря, скорее всего, уже поздним вечером. За ней последовала одинокая ночная молитва Господа в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы (у восточной стены Старого Иерусалима); затем — прибытие стражников, приведенных Иудой; арест; допросы у первосвященников… Начиналась Страстная Пятница — последний день земной жизни Сына Божия. Какое Царство завещал апостолам Иисус? То самое, о котором Ему совсем скоро предстоит беседовать с римлянином Понтием Пилатом. Ты Царь Иудейский? — строго спросит у необычного Узника всесильный префект Иудеи, воспроизводя услышанную от первосвященников формулировку обвинения. И услышит в ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36). Это царство вечное, Царство Небесное, которое апостол Павел определяет так: праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Праведность —внутренняя, «изгнавшая всё неправое из сердца и вселившая в нем правочувствие и правомыслие», разъясняет эти слова святитель Феофан Затворник. «Мир — мирное устроение в себе, в мыслях и чувствах, вследствие освобождения от мятущих страстей самоугодия… и мир любви со всеми братиями, делающий из всех одну душу». « Радость — не какая-либо чувственная … не из себя выводящая, как обычно, но в себя углубляющая, по той причине, что там дается вкушать сердцу… блага, ихже око не виде » (1 Кор 2:9). Вот он, Новый Завет, оставленный Иисусом Христом всем нам. Но, чтобы наследовать такое царство, необходимо «пребыть в напастех» вместе с Ним, хотя бы отчасти разделить Его крестный путь — на это неизменно обращают внимание святые отцы. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

   Ст. 24—28. Вот писание, которое было начертано: мане, фенел, фарес. И вот значение слов: мане — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; фекел — оно взвешено на весах и найдено (вульг. ты взвешен на весах и найден) очень легким (minus habens); фарес — разделено царство твое и дано мидянам и персам.    Только три слова были начертаны на стене: мане, фекел, фарес, из которых первое означает число, второе — взвешивание и третье — разделение. Поэтому нужно было не только прочитать, но и объяснить прочитанное, именно — что Бог исчислил царство его и положил ему конец, и взвесил на весах суда Своего, и что он прежде, чем придет естественная смерть, будет убит мечом, и царство его будет разделено между мидянами и персами. Ибо Кир, царь персидский, как мы уже прежде сказали, соединившись с дядею Дарием, разрушил халдейское царство.    Ст. 29. Тогда, но повелению царя, Даниил был облечен в багряницу и возложили золотую цеп на шею его и объявили о нем, что он имеет власть, как третий [человек] в царстве или над третьею частью царства.    Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности — более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку.    Ст. 30—31. В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет.    Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прежде всего Господь указывает Пилату, что перед ним не похититель земной власти Кесаря 479 , и, желая поднять этого человека не столь дурного сердцем как Иудеи 480 , к горним помыслам, Господь указывает ему на несомненные признаки того, что не проходящего, земного величия достигал Он на земле, а более возвышенного нравственного царства. Если бы, глаголет Господь, – царство Мое принадлежало миру сему и земле, то неужели не было бы у меня слуг и воинов, которые боролись бы за Меня и не допустили бы, чтобы Я, царь их, предан был в руки Иудеев и от Иудеев во власть Римлян? Но ты видишь, что Я одинок, что Я окружен врагами, требующими Моей смерти, что враги эти мои одноплеменники, из этого ты можешь заключить, что обвинение Меня в том, что Я царь Иудейский должно иметь какое-либо высшее значение. Обвинение это не имеет смысла, если понимать его как возмущение против земной власти. Но вот Я открываю тебе теперь значение слова Царь, в том смысле, как оно приложимо ко Мне. Я действительно Царь и властелин, но не от мира сего: «царство Мое несть отсюду». Заметим, что Господь не говорит, что царства Его нет в сем мире. Господь говорит, что царство Его не от сего мира; царство Его обширнее; оно есть царство над небом и землею, над мирами и духовным и телесным, а потому оно не от мира сего, который не может вместить его, ибо царство Господа не ограничено сим миром. Пилат не знает другого важнейшего титула Господа, традиционного титула Мессии, который произнес Нафанаил: «Равви, ты Сын Божий» 481 , Ты царь Израилев». Этот титул Царь Израилев заключает в себе царство всех верующих, всех происшедших от чресл верного Авраама и Исаака и Иакова, коему Господом Богом возложено было имя «Израиль» 482 . Это есть таинственное имя всех верующих, которых общий предок видел лестницу и Господа стоящего на ней и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней 483 . Мы видели в первой главе (51), что Господь, когда Нафанаил дал Ему титул Царь Израилев, напомнил ему значение этого титула, вспомянув о лествице, виденной Иаковом, которая соединяет небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010