Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Война, свыше предопределенная Иудеям, как казнь за их неверие и богоубийство, и предвозвещенная сверхъестественными знамениями – для обыкновенных наблюдателей земных событий возникла по самым естественным причинам. Первой причиной было постоянное желание Иудеев освободиться из-под ига Римлян. Иудеи полагали, что потомки Авраамовы никому и никогда не должны быть рабами ( Ин. 8:33 ), и, кроме того, передавали из уст в уста в искаженном виде древнее пророчество, что «в эту пору, Некто, вышедший из их пределов, овладеет вселенной». Это они относили к себе 66 . В последний год перед войною особенно взволновали их бесчеловечие и жадность нового прокуратора Римского, Гессия Флора, который ограбил сокровищницу храма, и брал под свое покровительство хищников и убийц 67 . Решительными же поводами к возмущению были: оставленная без возмездия обида, причиненная Кесарийским Иудеям Сириянами, и избиение Флором трех тысяч шестисот человек в Иерусалиме, в отмщение за презрение к его власти 68 . 4. Обстоятельства войны Иудейской (Иосиф Флавий. «О войне Иудейской». Кн. II: гл. 14, 4.17, 2.8–10. 18, 1–8.) Война открылась в двенадцатом году царствования Неронова, весною (в 66-м году нашей Христианской эры). Решительное восстание против Римлян начал Элеазар, сын того первосвященника Анании, который приказал в Синедрионе бить по устам Апостола Павла ( Деян. 23:2 ). Молодой человек был начальником военной стражи при храме. Ставши во главе зилотов, то есть, мнимых ревнителей веры и исступленных защитников свободы, он запретил приносить в храме жертву за Римского Кесаря. К мятежникам присоединился Манаем, сын известного Иуды Галилеянина, 60 лет тому назад возмутившего народ во время переписи ( Деян. 5:37 ). Он разбил арсенал в Масаде, вооружил своих сообщников, и стеснил в Иерусалиме Римский гарнизон. Напрасны были все представления умеренной партии воздержаться от явного восстания. Сам Анания, отец Элеазаров, который не одобрял мятежа, в самом начале был захвачен, и, вместе с братом Езекией, умерщвлен сикариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

20 См.: св.Лионский Ириней. Против ересей, I,7,25,26; Александрийский Климент. Строматы, VII,17. 21 Ин 1:1 сл. В последней фразе — отголосок арамейской аллитерации: «убба» (лоно) и «Абба» (отец). 22 Мф 20:28 ; Мк 10:45 . 23 См.: Исх 19:5 ; Ис 63:9 . 24 1 Петр 2:9-10 ; ср.: Гал 1:4 ; Тит 2:14 . 25 Рим 8:19 сл. 26 Евр 12:1-2 . 27 Ис 53:1-7 . 28 Ин 8:13-18 . Говоря о свидетельстве двух, Иисус, вероятно, намекал на старый принцип иудейского права, которое требовало минимум двух свидетелей при разбирательстве дела (см.: Втор 19:15 ; Талмуд, Песахим, 11в). 29 Ин 1:10-12 . 30 «Врата ада» ( Мф 16:18 ) означают могущество зла. В семитических языках слово «врата» было синонимом силы. Этот образ был взят из строительной терминологии; крепкие врата считались залогом неприступности города. 31 Здесь не место обсуждать вопрос о «первенстве» ап.Петра, отметим только, что именно в этом смысле понимали его роль многие Отцы Церкви. Напр., у св.Исидора Пелусиота (Ирону, письмо, 142) он назван «первенствующим среди апостолов». «Господь избрал Петра быть началовождем Своих учеников» (Епифаний. Панарион, 51). Петр — «глава в лике апостольском» (св.Иоанн Златоуст. Творения. T.VII, с.553). «Петр стал преемником Моисеевым, когда вверены ему были новая Церковь Христова и истинное священство» (св.Макарий Египетский. Беседа 26). «Из Двенадцати избирается один для того, чтобы, поставив главу, уничтожить повод к расколу» (бл.Иероним. Против Иовиниана. Кн.1). 32 Мф 16:21-23 . Арам.: противник, противящийся. 33 Мф 15:24-28 ; Мк 8:34-38 ; Мк 9:1 ; Лк 9:23-27 . Некоторые толкователи предполагают, что в действительности Христос сказал не «крест», а «иго». Однако иудеям той эпохи крест как символ страдания был уже хорошо известен. И местные, и римские власти много раз практиковали этот вид казни (см.: Флавий И. Арх. XVII, 10; Иудейская война, II,5). 34 Мф 17:1-13 ; Мк 9:2-13 ; Лк 9:28-36 . Восточное предание считало горой преображения Фавор. В древнем «Евангелии евреев» говорилось, что Иисус был перенесен на эту гору Духом Святым (Ориген. На Иоанна, II,6). Однако современные экзегеты ставят это предание под сомнение. Фавор отнюдь не «высокая» гора (ок.300 м). В евангельские времена там был расположен укрепленный поселок, и поэтому Фавор не был удобным местом для уединения (Флавий И. Иудейская война, IV,1,8). Кроме того, гора расположена в Галилее, а не в области Филиппа. Полагают, что евангелисты имели в виду один из отрогов Ермона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5 Лк 2, 22 сл. Слова «падение и восстание» указывают на тех, кто примет или отвергнет Мессию. «Знамение пререкаемое» означает чудо, явление, которое вызовет пререкания и споры. 6  Флавий И. Арх. XVII, 7—13.   Глава вторая 1  Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа, с.120. 2 Эти легенды изобилуют историческими анахронизмами и ошибками, которые сразу же выдают подделку; в них описаны нелепые, а порой и жестокие чудеса, якобы совершенные Отроком Иисусом. 3 Книга Иосифа Плотника, XIV. 4 Иустин Гностик. — У св.Ипполита. О философских умозрениях, XV, 26. 5 Некоторые синагогальные молитвы приведены в т.1 русского пер. Мишны, с.39 сл.; см. также: Гейки К. Жизнь и учение Христа. Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annйes obscures de Jйsus. Paris, 1960. 6  Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII,1,1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 7 Лк 2, 41—52. Поясняя слова «преуспевал в премудрости и возрасте», св.Иустин говорит, что Иисус «рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту» ( св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 8 Мк 6, 6. 9 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику (Ин 19, 25—27), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии «братьями» Иисуса (Мк 6, 3), — сыновьями ли сестры Девы Марии (Ин 19, 25) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались «Его братьями». В греческом и еврейском языках слово «брат» может означать разную степень родства. 10 Эти слова сохранились в апокрифических «Деяниях Петра» (гл.Х). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 11  Mauriac F. La vie de Jйsus. Paris, 1962, p.33. 12  Штраус Д. Жизнь Иисуса. T.I, с.195. О Штраусе см. в приложении «Миф или действительность?»   Глава третья 1 Ис 40, 3. 2 См.: Кумранский устав, VIII, 12—14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

— Чего вы хотите? — Равви, где Ты живешь? — спросили они, немного растерявшись. — Пойдемте и увидите. Они пришли с Ним в дом, в котором Он остановился, и пробыли с Иисусом весь день. Мы не знаем, о чем беседовали они, но на следующий день Андрей отыскал своего брата Симона и с восторгом заявил: «Мы нашли Мессию...» Поразительная весть мигом распространилась среди галилеян, которые пришли на Иордан. Некоторые колебались. Уж очень все было непохоже на предсказанное. Один из земляков Андрея, Нафанаил, недоверчиво качал головой: Мессия из Назарета? Но ему ответили просто: «Пойди и посмотри». Нафанаил согласился, и первые же слова Назарянина пронзили его душу. Намек, обнаруживший прозорливость Иисуса, рассеял все сомнения. — Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! — воскликнул Нафанаил. — Истинно, истинно говорю вам, — сказал в ответ Иисус, — увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Он не произнес слова «Мессия», однако выражение «Сын Человеческий» было им понятно; оно означало, что новый Учитель — Тот, Кого все давно с нетерпением ждали. Скорее всего, эти простосердечные люди решили, что найденный ими Царь скрывается лишь до поры до времени, но придет час, и вокруг Него сплотятся смелые люди, силы небесные возведут Его на престол, а они, узнавшие Христа, стяжают славу в мессианском Царстве... Итак, на Север Иисус пришел уже не один, а в сопровождении приверженцев. Примечания.   Т.е. голосом глашатая, вестника. 1 Ис 40:3 . 2 См.: Кумранский устав, VIII, 12-14. См. Иер 31:31-40 3 Книга Тайн, 8-11. 4 Мф 3:4 ; Мк 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию «Иудейской войны» Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г.Назарета (евр.Ноцерат) слово «назорей» (назирит) не имеет ничего общего. 5 Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп.Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, N 8; Daniéegrave;lou J. Jean-Baptiste, téegrave;moin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

26.См. ТК, i, с. 304 сл. 27. Мф 9, 14; Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, I. 28. Ин 1, 35-41; 18, 16; Мк 1, 16-20; 3, 17. В евангельском тексте прозвище, данное Христом Иоанну и его брату Иакову, передано как Воанергес, и там же дается перевод «Сыны грома». Арамейским эквивалентом слова «Воанергес» является Банайрегез, что буквально означает «Сыны возмущения» (ярости, грозы). О влиянии на Иоанновы писания кумранитов см.: R. Brown. New Testament Essays. New York, 1968, р. 138 ff. Что же касается Иоаннова Апокалипсиса, то даже те библеисты, которые отказываются признать апостола его автором, согласны с тем, что он вышел из круга влияния Иоанна. См.: W. J. Harrington. Тне Apocalypse of Saint John, 1969, р. 3-7. 29.  Епифаний. Панарион, XIII; Евсевий. Церк. История, IV, 22; Ориген. Против Цельса, I, IV; На Матфея, 33. Данные о Досифее смутны и противоречивы. Однако в том, что о нем сообщается, есть сходство с кумранской идеологией. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 93. 30. «И многое иное внушал Он народу, благовествуя ему» (Лк 3, 18). 31. Мф 3, 9; Лк 3, 8. 32.  И. Флавий. Арх. XX, 8, 6; Иуд. война, II, 13, 4-5; Деян 21, 38. 33. Лк 3, 9 — 14. 34.  Н. Мещерский. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, с. 250. 35. Лк 3, 19. Ирод Антипа был женат на дочери набатейского царя Apemы IV и развелся с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой Ирода Великого, дочерью казненного в 7 г. до н. э. Аристобула. Ее выдали за Ирода, прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное лицо ( И. Флавий. Арх. XVIII, 5, 4; этого Ирода не следует смешивать с тетрархом Филиппом). Таким образом, она приходилась Антипе одновременно свояченицей и племянницей. Антипа женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. Упреки Иоанна вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка. 36.  Я.Мещерский. Цит. соч., с. 250. Не следует удивляться тому, что на Совете присутствовал ессей. Были отдельные случаи, когда члены секты участвовали в общественной жизни. В частности, Ирод Великий включил ессея Менахема в состав Синедриона (см.: И. Флавий. Арх. XV, 10, 5; Хагига, II, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

9. Мишна, Сота, III, 4. 10. См.: Ин 3, 1-2; Деян 16, 5; 23, 6; Филип З, 5. Аргументы в пользу близости фарисейского учения к христианству собраны израильским историком Д. Флюссером ( D. Flusser. Jesus. Paris, 1970). 11. «Религиозная жизнь иудейского народа, — пишет Г. Мур, — была спасена переходом от Торы как законченного откровения, от мертвой буквы — к букве, вновь обретшей жизнь, от старинного застывшего текста, чье знание, ничто не могло изменить и ничего нового не могло сказать, — к тексту, чье значение было пластическим, поскольку он получал новое толкование в свете возраставшей от века к веку мудрости религиозных учителей» ( G. F. Moore. Judaism in the Centuries of the Christian Era. Cambridge, 1962, V. I, р. 66). 12. О ветхозаветном Предании как прообразе новозаветного см. в специальном приложении к книге: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 213. 13. Псалмы Соломоновы, 18, 7-8; 17, 7-8. Псалмы эти были написаны в 60-х годах I b. до н. э. На русский язык переведены прот. А. Смирновым. 14. Из античных и средневековых авторов о ессеях писали Филон Александрийский, Плиний Старший (I b.), Иосиф Флавий, Климент Александрийский (II-III вв.), Ипполит Римский (III b.), Евсевий Кесарийский (IV b.), бл. Иероним (IV b.), Нил Синайский (V b.), Георгий Амартол (IX b.), натр. Фотий (IX b.), Михаил Сирийский (XII b.). Античные, то есть наиболее достоверные, свидетельства даны в новом Переводе. ТК, I, с. 339-391. 15.  И. Флавий. Иуд. война, II, 8, 2; Плиний. Естественная история, V, 17, 73. 16.  См. И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с 243 сл.; J. Danielou. Les manuscripts de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1957, р. 111, Тн. Gaster. Тне Dead Sea Scriptures. N.Y., 1956, р. 12 ff. 17. См.: R. Brown. New Testaments Essays. N.Y., 1965, р. 138 ff. 18. Как мы увидим (см. ниже, прим. 31), вполне вероятна тесная связь между ессеями и христианами Дамаска. О ессейских элементах фразеологии ап. Павла см.: J. Danielou. Les manuscripts…, р. 94. 19. Напр., для кумранцев характерна тема «двух путей» — Правды и Кривды (Устав, III, 15 сл.), и на этой же теме построено вступление к «Дидахе» (I-V). Этот памятник ранней Церкви был написан ок. 100 г. См. его перевод ЖМП, 1975, 11, с. 68-73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

V в. — нач. VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше. В данной статье мы попытались указать на наиболее важные богословские и пастырские аспекты возникновения и развития катехумената в IV вв. Сегодня проблема подготовки взрослых ко крещению стоит в нашей Церкви, вероятно, еще более остро, чем в рассмотренный исторический период. Здесь нет нужды и места указывать ни на часто встречающиеся на приходах пастырские упущения в этом вопросе, ни на удачные положительные примеры осуществления такой работы (к сожалению, не слишком многочисленные). Они всем известны, и рассмотрение нынешней ситуации выходит за рамки статьи. Хотелось бы только пожелать, чтобы все мы, и клирики и мipяhe Православной Церкви — той Святой Церкви, в которой живо апостольское и святоотеческое предание, помнили о той важной части святоотеческих поучений, о той пастырской практике, существовавшей в древней Церкви и рассмотренной в данной статье, которая называлась «катехуменат». И при этом были бы «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» ( Иак.1:25 ; ср. Рим.2:13 ). Примечания 1 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья. 2 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14. 3 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: «Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу». 4 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137–138. 5 Правило 5,13–14. 6 Одно из свидетельств этого – употребление выражения «прозелит Христа» для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171). 7 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12. 8 О покаян. 6,16–17. 9 О крещен. 18,1. 10 Проповедь на Лев. 6,2 . 11 Проповедь на Лк. 21,4 . 12 Проповедь на Изек.6:5.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8). Другой более серьезный вопрос – подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня, который уже не первый век волнует умы людей. После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был построен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан. Каменоломня под Гробом Господним При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда равноапостольная царица Елена искала Крест и Гроб Господень, был виден заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за расколовшей ее трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста. Место обретения Креста. Вверху — отверстие цистерны В XIX веке английский офицер Гордон, исходя из предположения, что Голгофа должна была находиться вне стен города (а это подтверждают слова апостола Павла в послании к Евреям о том, что Господь должен был пострадать вне стана) решил, что Голгофа находится совсем в другом месте. Вне современного Иерусалима. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города далеко не совпадают. Но, тем не менее, в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп с двумя могилами внутри нее. Это место известно как Садовая могила. Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы, считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий. Современный вид Голгофы

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

Комментарии   1 Типичным образчиком такого подхода является книга немецкого философа А. Древса «Легенда о Петре» (русск. пер. «Жил ли апостол Петр?», М., 1924). Аргументы Древса без существенных изменений повторяли и другие авторы, отрицавшие достоверность Евангелий. a См.: А. Мень Сын Человеческий ; На пороге Нового Завета 2 Иосиф Флавий . Иудейская война, II, 9, 1; 13, 2; Археология, XVIII, 2, 1; XX, 8, 4; Автобиография, XII. b В некоторых древних рукописях IV Ebahreлuя он назван Иоанном 3 Имя Симон было распространенным среди греков (так, в частности, звали одного из учеников Сократа). Оно созвучно с еврейским именем Шимон (Симеон). У иудеев эллинистической эпохи было в обычае носить два имени — отечественное и греческое (или римское). 4 1 Кор. 9:5 . 5 См. апокрифические «Деяния ап. Петра» (ANT, р. 300-302). Способы рыбной ловли на Галилейском море остались в настоящее время почти теми же, что и в древности (см.: M.L. Miller . Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p. 346). Сведения об условиях промысла на озере любезно предоставлены нам А. Волохонским, ученым из Тивериады. 6 См.: Лк. 7:5 . Современные развалины капернаумской синагоги относятся к V b. Но она стоит на месте той, что была разрушена в 70 году, и возводилась, вероятно, с использованием старого строительного материала. См.: S. Loffreda . La Synagogue de Capharnahum. Les dossiers de l " archeologie. 1975, p. 74-81. 7 После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) Палестина была разделена на 4 области, 3 из которых управлялись его сыновьями (Архелаем, Филиппом и Антипой), получившими титулы тетрархов (четверовластников). В 6 г. н.э. Архелай, правивший на юге (в Иудее), был смещен и область отдана под непосредственный контроль римского прокуратора. 8 См.: V. Korbo . La maison de Saint Pierre a Capharnahum. Les dossiers de l " archeologie. 1975, p. 65-71. 9 См.: Деян. 10:14 . 10 Таргум на Ис. 12:3 ; Мидраш Еккл. 2:1 . См.: А. Смирнов , прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа. Казань, 1899, с. 408; G. Scholem . The Messianic Idea in Judaism. New York, 1975, p. 20; W.D. Davies . Paul and Rabbinic Judaism. L., 1958, p. 72-73.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010