140 г. Первое упоминание о произведении находится в антихристианском трактате Кельса " Истинное слово, " датирующемся примерно 180 г. Фрагменты трактата сохранились в сочинении Оригена " Против Кельса, " и, судя по ним, этот известный оппонент христианства весьма сурово относится к произведению Аристона. Так, здесь Келье говорит, что этот " Диспут " (ο) достоин не столько осмеяния, сколько жалости и отвращения; поэтому Келье даже не считает нужным писать опровержение, ибо нелепости произведения очевидны всем. Ориген в своей полемике с Кельсом защищает данное сочинение, не находя в книге ничего вызывающего отвращение и осмеяние. Он суммирует содержание " Диспута " следующим образом: в этой книге христианин полемизирует с иудеем, опираясь на " иудейские писания " (ο ου ), и показывает, что пророчества о Христе (т.е. Мессии) соотносятся (ε) с Иисусом; причем христианин, доказывая сие, делает это не без благородства (ου ε) и сообразуясь с личностью своего оппонента (ο " ε ου " ο) (Origene. Contre Celse: Vol. 2/Ed. par M. Borret//Sources chreti-ennes. - Paris, 1968. - 136. - p. 318-320). Позднее о " Диспуте " дважды упоминает блаж. Иероним; одно его упоминание показывает, что автор сочинения пользовался переводом Ветхого Завета в редакции Акилы, а второе упоминание передает одну фразу толкования автором первой главы книги " Бытие, " которая гласит: " В Сыне Бог сотворил небо и землю. " Примечательно, что в ранних свидетельствах речь идет только о самом " Диспуте, " но не называется его автор. Имя Аристона из Пеллы как автора данного сочинения впервые встречается в " Схолиях " к творениям Дионисия Ареопагита, приписываемых преп. Максиму Исповеднику. Схолиаст еще ссылается на " Ипотипосы " Климента Александрийского, где александрийский учитель замечает, что в " Диспуте " дается толкование " семи небес, " но само это толкование не приводится (Данное место " Схолий " полностью гласит: " прочел я об этих " семи небесах " и в приписываемой Аристону Пелльскому Беседе Паписка и Иасона, о которой Климент Александрийский в шестой книге " Ипотипос " говорит, что ее написал Лука " (Сагарда А.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Вот характеристика беззащитности и беспомощности народа Иудейского при завоевании его халдеями. Несчастный народ лишён всякой опоры, нет у него никакого руководства. Он – как мириады водных обитателей, блуждающих в глубине морской без руководителя и защиты, подверженных всякой случайности. Халдеев же пророк представляет в образе рыболова, бросающего сеть в море и извлекающего обильный улов. Ошибка в переводе чрез υντλεια – повторение сделанной в ст. 9 этой главы. «Всех их (весь иудейский народ) схватывает он на удочку, привлекает в свою сеть, собирает в свой невод, и поэтому он радуется и торжествует». Указываются разнообразные инструменты для рыбной ловли: – удочка, – рыболовная сеть и – большая сеть, невод, употребляются три синонимичных глагола, означающие действие при рыбной ловле. Применение этой образной характеристики в её деталях к данному историческому моменту – нашествию халдеев – очень хорошо делает блаж. Иероним. Вот его объяснение: «Подобно тому, как рыболов забрасывает уду, сеть и невод, чтобы схватить сетью то, что не мог поймать на уду и окружить неводами то, что ускользнуло из сети, и царь Вавилонский опустошит всё, и весь род человеческий сделает своею добычею» ( Дah. III ) 134 . Результаты улова, продолжает пророк свою метафорическую характеристику, будут весьма обильны и обрадуют врага удачею. Эта радость вместе с высокомерным довольством победою породят культ военной силы. Рыбаки приносят жертву своей сети, воскуряют фимиам своему неводу, как будто бы от этих бездушных предметов тучна часть их и роскошна пища их. В книге Даниила повествуется как раз об исполнении этого пророчества – о поставлении кумира себе самому царём Навуходоносором ( Дан. 3:17 ) 135 . Но кроме понимания ст. 16 в смысле установления культа военной силы Халдеями проф. П. А. Юнгеров в предлагает понять его, как изображение просто военного славолюбия Халдеев, желания их прославиться военными доблестями и получать фимиам похвал себе 136 . При всём глубоком уважении к учёным мнениям, суждениям и взглядам почтенного отечественного исследователя Ветхозаветных Писаний, мы не соглашаемся с приведенным только что нами его пониманием ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Для построения синагог на поле трудно подыскать богословских оснований. Витринга полагал (De Synagoga vetere 218), что поле выбрано для молитвы по примеру Исаака, который при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить ( Быт.24:63 ), но скорее здесь действовали помимо требования относительной высоты механические побуждения, изгонявшие шумом восточного города место молитв за его пределы. Другим требованием для строения синагог является близость воды. По Гицигу (Winer. Real Wörterbuch, vox Synagoge) слова 136 псалма: «на реках Вавилонских сидели мы», говорят о Месопотамских синагогах пленённых иудеев, которые были именно при водах. Иосиф Флавий в «Древностях» (XIV, 10:23) сообщает, что иудеи Галикарнаса в Карии получили право совершать молитвы на морском берегу, сообразно их отечественному обычаю. В книге Деяний Апостольских говорится, что иудейская просевха в Филиппах была вне городских ворот, у реки παρ ποταμν по еврейскому обыкновению ( Деян.16:13 ). Ювенал утверждает, что в Риме иудеи ютились около Sacri fontis nemus (Священного весеннего леса), где прежде Нума имел свидания с возлюбленной (Sat III, 13). Тертуллиан знает возносимые на морском берегу – литоральные молитвы иудеев. (De jejuniis 16). По Быт.16:7 Ангел Божий находит беглянку Агарь при источнике, раб Авраама стоит также при источнике ( Быт.24:30 ), тот и другая молятся и услышаны, значит, полезно молиться при воде, почему и сказано: среди голосов собирающих стада при колодезе (т. е. воде), там да воспоют хвалу Господу (песнь Деворы Суд.5:11 ). Само совершение молитв уподобляется излиянию воды ( Плач.2:19 ). Что касается до предположения, что под просевхами разумеются в отличие от синагог места молитвенных собраний под открытым небом, то археологическими изысканиями констатируется, что и восточные синагоги были часто двором, с колоннадой по периферии, в типе античного храмового перибола 208 . Слова книги Притчей о премудрости, что она возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой ( Прит.1:21 ), не могли иметь законодательного характера для учреждения регулярных молитвенных собраний под открытым небом. Поводом для предположения таких собраний (вне диаспоры) могли послужить сохранённые в талмуде данные о религиозных процессиях и собраниях на рынках и городских площадях в дни бездождия в месяце Хешване, с выносом посыпанного пеплом синагогального арона, благодаря чему действительно по мишне рыночной площади усваивается известная степень святости (Megilla 3:1). По Taanit 16а такие случайный молитвенные собрания происходили с целью необычной обстановкой молитв вызвать смирение: народ исходил из домов, как бы пленяемый бедствием, с другой стороны, стечение народа бывало в этом случае столь велико, что молящиеся не вмещались в синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В самом деле, каких раввинов поставить нам своими руководителями? Правоверных или реформатских? В сионизме не должно быть места никакой Ständesdünkel т. е. различию по положению». (S. 135–136). Перед первом сионским конгрессом раввины даже опубликовали предостережение правоверным израильтянам, чтобы они не принимали никакого участия в конгрессе. Сионисты не хотят оставить у себя даже существенный пункт религии отцов своих – веру и надежду на помощь Промысла Божия. По крайней мере на первом, Базельском, конгрессе, сионистов было открыто ими заявлено: «мы довольно долго ожидали сверхъестественнаго освобождения, теперь мы хотим попытаться достигнуть его естественными усилиями» 16 . Во всей книге доктора Членова, во всех речах, содержание которых он излагает, ни разу даже не упоминается имени Божия. Главный вождь сионизма, доктор Герцль, во своей известной брошюре «иудейское государство» открыто признает, что мысль о возможности каких либо религиозных задач для Израиля – совершенная иллюзия. Все религиозные задачи иудейства кончились появлением христианства... Вообще это движение есть не только отдаление от христианского влияния, но и от самой европейской цивилизации. «Это гений мрака» – говорит один из противников сионистского движения – «тащит закабалившийся ему народ подальше от лучей света, успевших уже проникнуть и в Россию (т. е. к русским евреям). Но и Палестина сделается когда нибудь свидетелем такого же процесса т. е. станет доступна цивилизации, которая движется с запада на восток. Тогда гонимый Израиль переселится в Персию, в Китай, к людоедам, на острова Фиджи, все бегая от лучей солнца, влача самое жалкое существование, до тех пор пока вся земля наполнится знанием (о Боге), как море водою...» 17 Впрочем, нужно и то сказать, что вожделения сионистов относительно Палестины едва ли увенчаются успехом. Христианские державы, конечно, не потерпят, чтобы султан продал евреям Палестину и с нею все заветные святыни христианства. Даже магометане едва ли согласятся на это, потому что у них в Палестине есть священные, дорогие для них места.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Так заканчивается второй отдел притчи. В третьем отделе приточники возвещают горе Халдеям за постройки, соединенные с пролитием крови. Все эти постройки будут истреблены, когда земля наполнится ведением славы Господней (12–14 ст.). Авв. 2:12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!». Приточники еще прежде замечали, что жадность Халдеев не останавливалась перед кровопролитными войнами (8 ст.). Но они говорили о кровопролитиях, как неизбежном зле, требуемом характером и жизнью Халдейского царства. Теперь, на допущенном Халдеями кровопролитии, приточники долее останавливаются. Они доказывают, что все города 126 и крепости 127 Халдейские, задуманы 128 и построены 129 на крови. Кровопролитие было не случайным, неизбежным злом, нежелательным для Халдеев, а входило в их планы. Они смотрели на него очень спокойно, и самодовольно разбивали младенцев ( Пс. 136:8–9 ; Ис. 13:16 ; Иер. 51:35 ) и истребляли народы, чтобы достигнуть и сохранить у себя власть. Древняя история представляет очень много примеров бесцельной жестокости и кровопролития, допущенных во взаимных отношениях разных народов. Современные пр. Аввакуму Ассирийские цари очень часто с похвальбою рассказывают о том, что они складывали целые пирамиды из вражеских голов и трупов. Иудейские историки подробно описывают жестокости по отношению к Иудеям, допущенные Халдеями и Римлянами. Поэтому, кажется, мало преувеличения в том, что крепости завоевателей залиты кровью порабощенных и истребленных народов 130 . Авв. 2:13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Как сам пр. Аввакум ставил в зависимость Халдейское нашествие и страдание Иудеев от воли святого Израилева (1:12), так и Откровение участь Халдеев поставляет в зависимость от определения Господа Саваофа 131 . Без сомнения, говорят приточники, Господом Саваофом определено, чтобы народы трудились 132 и мучили себя 133 для огня и пустоты 134 . Порабощенные Халдеями народы, принужденные употреблять свой труд на постройку Халдейских крепостей, по определению Божию должны трудиться для огня и пустоты. Построенные ими крепости погибнут в огне и место их будет пусто. Это пророчество, повторенное впоследствии Иеремией ( Иер. 51:58 ), буквально исполнилось. Вавилон был истреблен пожаром от поджога и молнии 135 . Еще при Бл. Иерониме остатки его были зверинцем Персидских царей 136 . Последующие путешественники постоянно называли и называют Вавилонское царство «великой пустыней» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

118 См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 119 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. С.39–40. 121 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.58. 123 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.40. 136 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994. С.20. Симон Волхв часто упоминается в литературе ранних христиан как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Св. Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде «Против ересей» указывает, что Симон Волхв был одним из родоначальников гностических ересей. 138 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.28. 139 Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.99. 140 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.46. 142 Зилоты – иудейская секта. В отличие от фарисеев и саддукеев, которые пытались приспособиться к власти римлян, зилоты провозгласили лозунг: «Нет царя кроме Бога». Зилоты отказывались платить дань римлянам и готовились к войне, которая, по их мнению, должна была привести к установлению Царства Божьего на Земле. Христианство . Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.134. 145 См., напр.: Письма Елены Рерих. 1932–1955. (Письмо от 07.05.39). Новосибирск. Вико. 1993. С.407. Но странным образом это не мешает им постоянно искать в Священном Писании поддержку своих доктрин. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

" Выход из плена " марта 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Святые отцы постановили, чтобы накануне Четыредесятницы мы творили службу и вспоминали изгнание наших прародителей из рая, - сказал владыка в проповеди. - Что стало причиной этого изгнания? Нарушение заповеди Божией о посте. Господь начал Свое общественное служение с 40-дневного поста. Первым Его обращением к роду человеческому были слова о покаянии: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 4:17). Спаситель провел 40-дневный пост в пустыне в борении и подвиге, и мы вступаем в Святую Четыредесятницу для подвига покаяния и исправления жизни. Нужно внимательно посмотреть на себя, свою внутреннюю жизнь. Во время поста избавиться от греховных привычек, погасить страсти, выйти навстречу милующей и спасающей нас благодати Божией " . " Мы слышали сегодня 136-й псалом " На реках Вавилонских " , - продолжил архипастырь. - Это был распев восемнадцатого века, длительный спокойный мотив. Так пели у нас в храмах, это был уже не знаменный распев, а с аранжировкой. Люди молились, никуда не торопились. Это у нас сейчас сплошная спешка. А тогда люди не спешили, долго и много молились в храмах, не два часа, как мы, а пять-шесть часов так обращались к Богу. Псалом говорит о покаянии, осознании, что мы не так жили. Иудеи были взяты в плен в Вавилон, они понимали, что нарушили заповеди Божии, создавая рощи на горах, ставя идолов, и Господь отвернулся от них. Результатом стал вавилонский плен. И вот, они взяли с собой музыкальные инструменты, арфы, повесили их на ветвях верб возле рек вавилонских, а местные жители просили их что-нибудь спеть им из песнопений Сионских. Раньше эти песни были не просто народными, а связанными с Господом, который много сделал для израильского народа. Он вывел евреев из египетского плена, они победили многие народы, вошли в Обетованную землю - обо всем этом было сказано в напевах. Но оказавшись на чужбине, они не могли петь и тосковали по Израилю, по Иерусалимскому храму. Единственный храм у них был в Иерусалиме, и тот осквернили, все святыни забрали. Надо понимать, что мы также странники, пришельцы на земле. Наша родина - небо, Царство Небесное. Все мы любим нашу землю, Россию, но живем здесь недолго. Наша душа принадлежит небу. Мы сознаем, что подобны пленникам иудейским, но те были в плену у вавилонян, а мы - у страстей и грехов. Нужно из этого плена выходить во время поста, когда будем идти навстречу воскресшему Господу, а далее - в Царство Небесное, освобождая сердце от страстей и грехов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Й. Гордон, член директората раввинских судов Израиля, пишет так: " Мы, евреи, и есть мозг, голова мира, его совесть и рассудок... Душа еврея похожа на тлеющий уголек - стоит подуть на него, как он ярко вспыхнет. И это не просто метафора - мы ведь уже говорили, что душа еврея содержит искры божественного света... Приложив усилия, еврей может достигнуть более высокого духовного уровня, чем не еврей " . " Если бы народам и правительствам дано было видеть истину, они бы поставили полицейского около каждого еврея, чтобы тот заставлял его учить Тору, не поднимая головы! В конце дней понимание этого придет ко всем народам " (Гордон И. Райский сад. М., 1996, сс. 30, 47, 48, 136).Вообще, слушая иудейских проповедников и читая иуцейскую религиозную литературу, поражаешься прежде всего тем, что там, где обычный человек любой веры и тобой национальности употребил бы слово " человек " , там иудеи ставят гораздо более узкое понятие - " еврей " . В книге Гордона спотыкаешься прежде всего на фразах типа: " Всевышний любит каждого еврея и ждет его возвращения, как отец ждет сына, ушедшего в дальние страны " (с. 46), " Вопрос: Что нужно делать еще? Ответ: Любить каждого еврея " (с. 42). Впервые настойчивость и неожиданность такого рода оборотов, которые никак не назовешь " общечеловеческими " , поразила меня в выступлении главного раввина по Днепропетровской области в передаче " Ныне " 29.11.1994, которое было полно выражениями типа: " Любавичский ребе учил, что для Бога равны все евреи " , " Люби еврея, как самого себя " . " Каждый еврей - это вселенная " . Во время этой проповеди он ни разу не сказал о любви к людям как таковым. В газете же московской еврейской школы среди обязанностей праздника Пурим значится такая: " Каждый должен помочь деньгами хотя бы двум бедным евреям " (Четыре заповеди праздника Пурим//Навстречу Мошиаху. Издание Ешивы Томхей Тми-мим - М., 4. 21.0.1997, с. 4). Первый номер этого издания вышел не как газета, а как детский журнал, но и в нем было подобное же ограничение круга " ближних " , и, пожалуй, вообще людей лишь кругом евреев: " Любавичский Ребе говорит, что " работа " , для которой еврейский народ был отправлен в изгнание, завершена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

Следует упомянуть ещё пророка Захария, который родился в конце Вавилонского плена и вместе с другими иудеями возвратился в Иерусалим, чтобы принять активное участие в восстановлении храма. Пророческое движение в период Вавилонского пленения отражало желание и надежду многих иудеев, уведённых на чужбину вернуться на родину, а пророки стремились осмыслить трагические события иудейской истории последнего времени, извлечь уроки из прошлого, помочь своему народу пережить тяжёлое время. Вот почему на первом плане у пророков Вавилонского плена ярко прослеживается тема грядущего возрождения и благополучия. Они предвещали возвращение своего народа в землю отцов, выражали уверенность в том, что их потомки вновь будут бросать зёрна ячменя, пшеницы и проса в собственную землю, подвязывать лозы на собственных виноградниках. Даниил Среди высланных в 605 году до Р.Х. из Иерусалима в Вавилон израильтян был один юноша по имени Даниил – тот самый, который достиг весьма большого поста при дворе вавилонского царя Навуходоносора и который позже напишет книгу, названную его именем, включённую в канон Священного Писания . Книга Даниила не только историческая, но и пророческая. Именно он восполнил пробел в библейской истории, обойдённый молчанием другими священными авторами. Даниил – историк плена иудейского, повествующий о событиях, на которые светская история может пролить так много света, как ни на какую другую книгу Библии. Халдеи с уважением относились к нему, а евреи считали его мудрейшим из пророков. Благодаря своим необыкновенным способностям он вместе с другими тремя еврейскими отроками (Анания, Мисаил и Азария) был приближён к царскому двору. При дворе вавилонских правителей было принято давать новые имена пленным принцам царского и княжеского рода, которые служили в свите царя. Таким образом Даниил получил новое, вавилонское имя – Валтасар (не следует путать с последним вавилонским царём), Анания был переименован в Сидраха, Мисаил в Мисаха, а Азария в Авденаго. Даниил-Валтасар – иудейский мудрец и провидец, занимал важные посты при вавилонских и мидо-персидских языческих дворах, однако сохранил при этом твёрдую веру своих отцов в единого Бога. Нельзя исключить его знакомство и с иудейским царём-изгнанником – Иоакимом, жившем во дворце Навуходоносора. Его историческое повествование занимает место между Книгами Царств и Паралипоменон с одной стороны, и Книгою Ездры – с другой. То, чего не довершил автор 2-й Книги Паралипоменон в своей последней главе («И переселил он (т.е. Навуходоносор) оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского – 36:20»), блистательно завершил Даниил. В то время, когда молчала израильская арфа повешенная на вербах берегов Евфрата ( Пс.136:1–4 ), Даниил сообщает нам удивительные подробности Вавилонского плена – самого тёмного и трагического периода еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010