687 Может быть этою тесною связью иудейских церквей с иерусалимской объясняется слишком большое количество имен (13) иерусалимских епископов за очень короткое время (107–136 г.) (Евс. IV, 5). Цан думает, что в список иерусалимских епископов вошли епископы и других иудейских городов (Forschungen, VI, S. 300). Ср. Harnack, Mission, 1906, I, S. 387. 691 Некоторые провинции находились еще в переходных стадиях процесса развития. Так в испанской провинции этот процесс еще не успел завершиться ко времени Плиния; при нем в Hispania Tarraconensis из 293 общин 114 не принадлежали ни к какому городу. Галльская провинция состояла первоначально не из городских округов, а из народностей, которые назывались civitates и распадались на округи; в восточных провинциях, в Галатии, Каппадокии и негрецизированной части Сирии продолжали еще возникать новые коммуны. Наоборот Египет владел уже твердоустановленным централизованным управлением, которое сохранил и при римском господстве (cp. Marquardt, ibid. S. 19). 707 Populus – Mommsen. Inscr. r. Neapol. Ms 1432, plebs universa – Momms. I. 1429; Orelli 2603. 719 Postulatu populi – С. I. L, IX, 334, 1178; postulante plebe С. I. L. IX, 4970. X, 8215; consentiente populo (plebe) С. I. L. IX, 3160; V, 7637; ex consensu populi С. I. L II 1294; VIII, 7115. 7119; succlamante populo C. I. L. IX, 10; populi suffragio – С. I. L. VIII, 14 и т. д. 724 Marquardt, I, S. 172; Liebenam, Städteverwaltung, S. 342. Крашенников, Римские муниципальные жрецы и жрицы, 1891, стр 88–89. 726 С. 68: II viri praefectusve comitia pontificum augurumque, quos hac facere oportebit, ita habeto prodicito, ita uti II virum creare facere hac lege oportebit. 730 Это было подмечено еще Аристотелем и римским юристом Гаем: Первый заметил: πσαι δ φανονται α οινωναι μια τς πολιτις εναι (Eth. Nic. 1160 a 28). Второй писал: proprium est ad exemplum reipublicae habere res communes, arcam communem et actorem sive syndicum (Dig, 4, 1, 1). Cp. Ziebarth, S. 3. 731 Cp. Тертуллиан , De exhortatione castitatis, c. 7: sed ubi tres ecclesia est, licet laici. Известно подобное изречение Нератия: tres facere collegium. – Cp. Liebenam, Zur Geschichte u. Organisation röm. Vereinswesens, S. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

382 94-я стр. подлин. Современные мухаммедане, после посещения Сафа и Мярва и долины Мина, отправляются к колодцу Замзам и пьют из него воду. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 54. Примеч. 6. 384 99-я стр. подлин. После Зиярята (посещения могил Авраама, Абу-Ханифы и друг.) путешественники идут в узкую долину Мина и бросают здесь камешки по семь раз. Каждый камешек кладется на ноготь и сталкивается другим пальцем в общую кучу камней. Это повторяется при входе в долину, в середине ее и на конце, отчего там образовываются три кучи диавола. См. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 53–54, примеч. 2 и 3 на 54 стран. Сравн. Природа и Люди. Кн. 2. Стр. 65, где приводится другая легенда в объяснение обычая–бросать камни. 392 Города эти известны в Коране под общим именем: разрушенных городов. См. Коран, гл. 9, ст. 71. 396 Библейский Авимелех. Быт. гл. 20, ст. 2. Очевидно, мухаммеданский автор смешал историю Иакова, описанную в 34 Бытии с историей Авраама. 399 Представление о камне, принесенном Гавриилом для Иосифа имеет свое начало в иудейских преданиях. См. Апокр. сказан. Порфирьева, стр.52. 400 135–136-я стран. подлин. Этот колодец был вырыт по верованию мухаммедан Симом, сыном Ноя. В книге Яшар и Талмуде также рассказывается о змеях и скорпионах, наполнявших колодец, в котором находится Иосиф. См. Порфирьев. стр. 52. 401 138-я стр. подлин. Рассказ о волчице заимствован вполне из иудейских сказаний. Ср. Порфирьева, стр. 52–53. 404 182-я стр. подлин. У талмудистов существует верование, что Иаков получал от Исава вместе с первородством «священный меч» и «драгоценную одежду», которую носили прародители в раю и которая по наследству переходила от отца к сыну. См. Беседы А. Алексеева . Спб. 1372. стр. 180. Рассказ Рабгузы о чалме, очевидно, одного с талмудическим характера. 408 209–211-я стр. подлин. Замечательно стремление представить самого Гавриила истым мусульманином. Он был рад, что Багиль сказал: ребёнка вообще вместо: сына и потому подсказал Иову – согласиться на все. Его забота обращена на то, чтобы соблюдена была форма – и он прав вместе с Аллахом. Мусульманское законоположение все проникнуто этим духом формальности...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

1201  Вейсс имеет в виду слова Христа: не прейдёт род сей, как всё сие будет ( Мф. 24:34 ). Но род, γενε, хотя значит поколение, но значит также племя. Иисус Христос высказал то, что это племя, т. е. Иудейский народ, не вымрет до кончины мира. 1202  Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments. Sechste, verbesserte Auflage. Berlin. 1895. S. 223–227. § 63. 1203  Jahrbücher für Protestantische Theologie herausgegeben von Hase, Lipsius, Pfleiderer, Schrader. Jahrgang 1880. S. 681–705. Zum Verständnis von 2Сол. 2:3–12 . Ein Beitrag zur Kritik des 2-ten Thessalonicher Briefes. 1204  Bornemann. S. 457. Книга Бентковского: Les épitres aux Thessalonians, издана в Женеве в 1880 г. 1206  Толкование Шмидта на Первое Послание к Фессалоникийцам, к которому присоединена статья о Втором Послании, вышло в свет в 1885 году. 1207  Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren, in geschichtlichem Zusammenhang beschrieben von Otto Pfleiderer, Dr. u. Prof. d. Theologie an d. Universität Berlin. Berlin. 1887. S. 356–358. 1208  Bornemann. S. 452–453. Мысли свои Клёппер изложил в сочинении: Der zweite Brief an die Thessalonicher. 1889 г. 1211  Краткое опровержение гипотезы Спитты есть у Шмиделя. Hand-Kommentar zum. N. Т. von Boltzmann... Zweiter Band. Zweite Auflage S. 39–41. 1212  Neutestamentliche Theologie, oder geschichtliche Darstellung der Lehren Jesu und des Urchristentums nach den neutestamentlichen Quellen. Zweiter Band. Halle. 1892. S. 343–343. 1213  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet v. Schmiedel. Zweite Auflage. 1893, S. 37–43. 1214  Zur Geschichte und Literatur des Urchristentums. Erster Band. S. 135–136. Иудейский сивиллист в 71 и даже около 80 года передаёт сагу в первоначальной её форме, т. е. что Нерон ушёл к Парфянам. 1219  The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans. By Benjamin Jowett, Third edition. London. 1894. P. 86–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Сын мой, не берись за множество дел». Переходим к последней книге Библии, к Псалмам. Церковная традиция приписывает все псалмы царю Давиду, но уже самое поверхностное чтение делает невозможным разделять это предание. Так, например, совершенно невозможно приписать царю Давиду псалмов, явно написанных в период Вавилонского плена, напрпмер, пс. 136 «При реках Вавилона – там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе». Составленные разными авторами и в разное время псалмы были еврейскими богослужебными песнопениями. Многие из них отличаются большой поэтической силой и огромным религиозным одушевлением. II. Развитие Иудейско-израильской религии. Древнейший период. Период судей и царей (1150–900 гг.). Период пророков Мы просмотрели бегло тот пестрый материал, на основании которого строится история Иудейско-израильской религии. Перейдем теперь к самой истории. Религиозная идея или вся религия целиком ни мало не дискредитируется от того, что подвержена процессу развития. «Есть люди, – говорит Вл. Соловьев, – которые никак не могут совместить в своей голове представление о жолуде с представлением о дубе. Одни из них хватаются за жолудь и кричат, что он только и есть постоянное растение, которым можно питаться, а что дуб выдуман после для чьего-то употребления. Другие, напротив, пораженные величием дуба, никак не хотят допустить, чтобы такое могучее дерево произошло из такой маловажной вещицы, как желудь». Представители последней точки зрения, становясь на почву предания, утверждают, что Ветхий Завет был целиком дан Моисею в виде заповедей и детально разработанного ритуала и не развивался дальше в течение тысячелетий; одним словом, сразу появился дуб, а желудя никогда и не было. Другая точка зрения – представители ее филологи и историки – всячески старается доказать, что главное это – желудь, примитивно материалистическое и узко-националистическое представление о Иегове, как Боге израильского племени, а все универсальное, что содержится в псалмах, у пророков и во всем Писании, – «позднейшие наслоения». Кроме того априорного соображения, что по условиям нашего эмпирического бытия, подчиненного времени и причинности, сила Божия проявляется в миру, в виде процесса, традиционная точка зрения подрывается еще следующими фактическими данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Эвиониты (евиониты) — древняя ересь, ведущая начало от некоего Евиона, существование которого теперь вообще не признается. Происхождение секты относят к царствованию Домициана или еще раньше. Другие исследователи предполагают, что отделение эвионитов от Церкви произошло уже в 136–138 гг. и что отпадение было вызвано принятием языческих обычаев в Иерусалимской церкви. 4 Саддукеи — название одной из трех древнееврейских религиозных сект, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до Р. X.) и просуществовавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами (70 г. до Р. X.). Эти три секты — саддукеи, фарисеи и ессеи — в основных чертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и разнились лишь по способам применения его к жизни. И. Флавий, объясняя их специфику нееврейскому читателю, сравнивает на основании некоего внешнего сходства саддукеев с эпикурейцами, фарисеев со стоиками, ессеев с пифагорейцами. Саддукеи как школа никаких письменных памятников после себя не оставили. Сведения о них черпают из Талмуда и сочинений И. Флавия. Название получили якобы от имени своего основателя Садока, ученика мудреца Антигона Сахоского. Саддукеи признавали только писаный закон Моисея, отвергая все народные обычаи, накопившиеся веками, и все постановления позднейших законоучителей. 5 Ессеи — одна из трех сект иудейства во времена Иисуса Христа. Жили частью особыми колониями по берегам Мертвого моря в пустыне Енгеди, частью в городах Палестины в количестве ок. 4 тыс. человек. Представляли собой замкнутую общину, поступление в которую было очень затруднительно. Религиозные взгляды ессеев не совсем ясны. Несомненно, в основе их лежал Ветхий Завет. И. Флавий сообщает, что ессеи не занимались ни логикой, ни метафизикой, а только нравственной философией. Можно принять, что взгляды ессеев — это синтез двух влияний, иудейского и пифагорейского, причем на долю первого падает их образ жизни, на долю второго — антропологические воззрения. Весьма вероятно, что ессеи приняли христианство, сохранив при этом некоторые особенности. Сочинения самих ессеев до нас не дошли. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

126 У LXX он читается так: κα ιο ’Εσρμ ο τχϑησαν ιιτ ραμελ, xai ρμ, κα ο Χαλβ, κα ρμ. Τα Βιβλα. Εν Μσχα 1821. Различные чтения этого места в греческом переводе можио видеть в «Vetus Testamentum graecum cum variis lectionibus. Edit. Robert. Holmes et Iacob. Parsons. Tom. secund. Oxonii. 1818. 127 Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. A. T. Th. VIII. S. 40. Keil. Bibl. Comm. Th. V. S. 42. 128 Keil. Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Schriften des Alten Testamentes. 2 Aufl. 1859. S. 414–416. 130 Неотчуждаемость наследственных участков может объяснать до некоторой степени и упоминание в родословных личных имен наряду с именами городов, если это последнее должно быть признано относительно некоторых мест. Говорится, например: «Шовал, отец Кириаф Иарима» ( 1Пар.2:50 ). Если разуметь под последним Кириаф-Иарим, город, известный из истории завоевания Ханаана израильтянами, то приведенное выше выражение будет означатъ: Шовал, отец (родоначальник) жителей Кириаф-Иарима, т. е. тех, которым этот город достался при разделении Ханаана. 132 Замечают это особенно об именах Мареши и Хеврона. Мареша представляется здесь отцом Хеврона (2:42). При предположении, что Мареша н Хеврон означают города, Хеврон, известный своею древностью ( Числ.13:23 ), должен стать в такую или иную зависимость от Мареши, города, указываемого теперь в развалинах Мариса в 20 минутах к югу от Бейт-Жибрин (Елевферополиса). Но против такой зависимости говорит далекое расстояние одного города от другого; о ней ничего не известно и из истории. Lange. Bibelwerk. А. Т. Ш. S. 45. Keil. Bibl. Comm. Th, V. S. 47. 136 Направлая речь свою против Вельгаузена, мы считаем достаточным сказанное в тексте об интересующем нас предмете. Но отрешаясь от взгляда Вельгаузена, сознаемся, что у нас возникал, возникнет, думаем, и у наших читателей вопрос о том, в каком же отношении на самом деле Салма, потомок Халева, как отец вифлеемлян, стоит к Салмону (Салме), потомку Арама и предку Иессея и Давида – тоже вифлеемлян, если оба они лица, одно от другого отличные. Ответить на этот вопрос мы не в состоянии. Удовлетворительного ответа на него мы не находим и у других. Кейль ограначивается простым замечанием, что Салма «отец Вифлеема, места рождения Давида и Христа» не одно и то же лицо с Салмою, потомком Арама. Keil. Bibl. Comm. Th. V. S. 51. Zockler замечает, что «тожество имени (Салмы, потомка Халева) с Салмою, упомянутым в ст. 17 ( 1Пар. 2 гл.) вифлеемским предком Давида, конечно (wohl) только случайное». Lange. Bibelwerk. Th. VIII. S. 47. Простым указанием на различие между тем и другим Салмою ограничивается и пр. Солярский в своем «Опыте библейского словаря собственных имен». Т. 3. Под словом Салма. Сознавая свою несостоятельность в этом отношении, мы все-таки не колеблемся в общем убеждении относительно еврейского происхождения Давида; потому что не видим достаточных данных отрицать еврейское происхождение и Халева и его потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем Давид, как потомок Арама, остается евреем, не по усыновлению только, а и по происхождению; потому что исключение его из израильской национальности и причисление его к кенеям или идумеянам, делаемые Бунзеном, основываются единственно на отожествлении Салмона, предка Давидова (ст. 11), с Салмою, потомком Халева (ст. 51). 136 Что касается принадлежности линий Иерахмеила и Халева к еврейской крови или чистоты последней в первых, то их оспаривают, опираясь на родословные, как мы уже отчасти видели, на основании имен в этих родословных сходных с именами в родословных других народов. Так Вельгаузен находит в них два имени сходные с мадиамскими и тринадцать имен сходных с идумейскими. 137 Но мы уже замечали, при каких условиях имена общие различным родословным могут иметь значение доказательств тожества или ближайшего родства означаемых ими предметов. 138 К сказанному там прибавим одно замечание. На том же самом основании, на котором оспаривается чистота еврейской крови относительно колена Иудина, можно оспаривать ее и относительно некоторых других колен: Ефремова, Левиина, Рувимова и др. 139 А если так, если и другие колена и особенно Ефремово не могут похвалиться чистотою еврейской крови, говорим с точки зрения рассматриваемых нами ученых, – то едва ли можно утверждать, будто не совсем чистая кровь колена Иудина была причиною и изолированности его в период судей и отпадения от дома Давидова десяти колен по смерти Соломона. В родословных Иерахмеила и Халева находят, как мы видели, связь того и другого с другими народами и на этом основании оспаривают их принадлежность к еврейскому народу. В других местах Писания видят отличие их от других составных частей самого колена Иудина или, как выражаются, от природных иудеев. – Так ясное указание на отличие халевитов от иудеев, qui proprie sunt, Вельгаузен видит в 14 и 15 гл. книги Иисуса Навина и I гл. книги Судей. 140 Правда, в перечне городов иудейских вместе с другими перечисляются и Халевовы, но в Нав.15:13 читаются достопримечательные слова: – «и Халеву, сыву Иефонниину, дал (Иисус) часть среди сынов Иудиных " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. ЕДОМ, Иеремии 49:7–13; Псалом 136:7 Едомляне воспользовались слабостью Иуды и захватили иудейские крепости на стратегических торговых маршрутах в Негеве (чёрно-жёлтые стрелки). Археологические раскопки, проводившиеся в Араде, подтверждают вторжение едомлян. Письмо (остракон), адресованное командиру крепости в пустыне, предупреждает о нападении едомлян. Очевидно, Едом не усвоил урок, преподанный пророком Авдием ( Авд. 12 ). Едом воспользовался сложным положением Иуды. 4. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА, 586 год до Р.Х., 4 Царств 25:1–21; 2 Паралипоменон 36:11–21 Осада Иерусалима вавилонянами продолжалась полтора года, и это время голода и болезней забрало много жизней (красные стрелки и знак противостояния). Летом 586 года до Р.Х. в стене города был сделан пролом, вероятно, с северной стороны («средние ворота», Иер. 39:1–5 ). Седекия, последний царь Иуды, ушёл из города на юг, мимо Царских садов, и бежал на восток через пустыню (синяя пунктирная стрелка). Однако вавилоняне настигли его у Иерихона и привели к царю Навуходоносору в Ривлу в Сирии. Прежде чем Седекия был уведён в Вавилон, перед ним убили его сыновей, а ему самому выкололи глаза. Месяц спустя храм Яхве, как и царский дворец и все остальные большие здания в Иерусалиме, был сожжён. Защитные стены вокруг города были разрушены. Свидетельства разрушения и сожжения Иерусалима были найдены при раскопках города Давида. Многие жители страны были уведены в ссылку. Большинство из них поселилось вдоль реки Ховар близ Ниппура, в 80 км на юго-восток от Вавилона ( Езд. 2:59 ; Пс. 136:1 ; Иез. 1:1 ; карта 7–8). 5. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ В МАССИФЕ, 4 Царств 25:22–30; Иеремии 40–41 Вавилоняне поставили Годолию правителем Иуды со столицей в Массифе. Но группа националистов во главе с Исмаилом из царской семьи убила Еодолию. Исмаил убежал в Аммон. Евреи в Иудее боялись последующего возмездия от рук вавилонян за убийство Годолии и поэтому бежали в Египет. Пророк Иеремия призывал народ не идти в Египет, но в конце и сам был силой уведён туда ( Иер. 43:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Что касается исторического исполнения слов пророка Аввакума за то прино­сит жертвы сети своей и кадит неводу своему, означающим самообоготворение халдеев в виде жертвоприношений принесшим победу орудиям войны, то об этом нет никаких сведений. У язычников такое бывало. Так, Геродот и Климент Александрийский свидетельствуют, что своему военному оружию приносили жертвы скифы и сарматы. Если у халдеев и не было такого культа, то слова Ав­вакума могут означать их внутреннюю гордость и упование на силу меча, некое внутреннее оружие-поклонничество. И поныне сильные державы, подобно Го­лиафу, подобно халдеям, часто надеются не на Бога, а на свое оружие, не Богу воздают славу, а своей воинской доблести и своему оружию. Пророк сравнивает поражаемые Навуходоносором народы с (даг) ры­бой в море и с (ремес) пресмыкающимися. Блж. Иероним считает, что «ремес» – это все то, что может двигаться. Не только войска покоряемых зе­мель побивались халдеями, но и полностью все народы уловлялись сетями завоевателей. «Подобно тому, как рыболов забрасывает уду, сеть и невод, чтобы схватить сетью то, что не мог поймать на уду, и окружить неводами то, что ускользнуло из сети, и царь Вавилонский опустошит все, и весь род человеческий сделает своею добычею» 134 . Что касается приноше­ния жертвы сети своей и каждения неводу своему, то блж. Иероним счита­ет, что это «относится к идолу, которого (Навуходоносор) поставил на поле Дейре и к изображению Вила, которому он, как бы громадной сети принес самые тучные жертвы, принуждая поклониться ему все народы» 135 . Блж. Иероним прилагает к словам пророка Аввакума иносказательно и некоторые свои духовные и богословские суждения. Так, ситуацию с пле­нением иудейского народа святой отец сопоставляет с пленением человека в его грехопадении. «И поймался на уду эту Адам, и диавол увлек его из рая сетью своею, и опутал его неводами своими, то есть многоразличными хит­ростями и обманами» 136 . С другой стороны, согласно блж. Иерониму, «Это место может быть понято и в отношении к многоразличным извращен­ным ученьям еретиков, потому что и они удою своею, неводом своим и се­тями своими захватывают весьма многих рыб и многих пресмыкающихся, и потом они будут торжествовать; и собственное слово, которым они сумели обманывать и убеждать, они почитают, как Бога» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

134 Строго хронологическое исследование того, как Трёльч изменяет акценты и нюансы в своем понимании исторического места Реформации, а также благодаря каким влияниям происходит такое изменение, было бы чрезвычайно сложной, однако, по-видимому, стоящей задачей. Для этого нужно просмотреть его отдельные работы от издания к изданию, а также учесть их взаимную соотнесенность друг с другом. 136 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 12: «B этой противоположности проясняется сущность современной Культуры. Она характеризуется решительной борьбой против церковной культуры и ее заменой автономно созданными идеями культуры, значимость которых определяется их убеждающей силой, их имманентной и непосредственно действующей способностью убеждения. Всем властвует обоснованная, как всегда, автономия в противоположность церковному авторитету, в противоположность чисто внешним и непосредственно божественным нормам. Даже в том случае. Когда принципиально устанавливаются новые авторитеты или им фактически следуют, сама их значимость основывается на чисто автономном и рациональном убеждении. И даже там, где сохраняются старые религиозные убеждения, их истина и обязывающая сила основывается, по крайней мере у протестантов, и первую очередь на некой внутренней личной убежденности, а не на господствующем авторитете как таковом». 137 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 8–16. Cm. также статью: Troeltsch. Das Wesen des modernen Geistes (1907)//Troeltsch. Gesammelte Schriften IV S. 297–338. 141 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 16: «Сказанное не означает, что все иудейско-христианские силы религиозной жизни оказались чуждыми. Однако то, что они стали направляться на поддержание спасающего института обладающей авторитетом» ориентированной только на потустороннее, дисциплинирующей Церкви, свидетельствует, конечно же, об их чрезвычайной вялости и слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010