Иуда послал Евполема и Иасона в Рим. Отец этого Евполема – Иоанн, по 2Mak IV:11 , известен тем, что по его ходатайству были дарованы народу иудейскому человеколюбивые царские льготы. – «Аккос» – («сына Аккосова») – кажется, обозначает имя рода, к которому принадлежали Евполем и Иоанн. Такой род Аккоса – из числа священнических ( του Ακκως) упоминается в Heeм III:4, 21 ; Eзд III, 61 ; ср. 1Nap XXIV: 10 , – к которому, вероятно, и принадлежали Евполем и Иоанн. – Иасон, сын Елеазара – неизвестно более ничего о нем; судя по имени, мог принадлежать также к священническому роду. 1Мак.8:18 и чтобы они сняли с них иго, ибо они видят, что Еллинское царство хочет поработить Израиля. «Еллинское царство…», т. е. Сирийское царство. 1Мак.8:19 Итак, они отправились в Рим, хотя путь был очень долгий, и вошли в собрание совета и, приступив, сказали: «Путь был очень долгий…», потому что это морское путешествие совершалось обыкновенно не по прямой линии срединою моря, а вдоль берегов, так что, напр., корабль, на котором путешествовал в Рим Св. Ап. Павел, употребил на свое плавание от Палестины до Рима целых полгода ( Дeяh XXVII:1, 9, XXVIII:11–16 ). – Замечание о долготе пути в Рим показывает, что для иудеев это путешествие (в Рим) представляло еще нечто новое. 1Мак.8:20–22 Иуда Маккавей и братья его и весь народ Иудейский послали нас к вам, чтобы заключить с вами союз и мир, и чтобы вы вписали нас в число соратников и друзей ваших. И угодно было это слово перед ними. И вот список того послания, которое написали они в ответ на медных досках и послали в Иерусалим, чтобы оно служило для них там памятником мира и союза: Письменное постановление в ответ на просьбу послов римляне написали «на медных досках и послали в Иерусалим…» Иосиф Флавий передает это место с таким добавлением, что оригинал постановления был положен в Капитолии, копия же с него послана иудеям. Судя по тому, что при заключении мирного договора с карфагенянами, по Полив. III, 6, 1 – было поступлено именно таким образом, – можно думать, что и в данном случае добавление Иосифа более согласно с истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иуда рассказал им и о том заступлении, какое получали их предки (VIII, 18, 19; VII, 38; III, 28; XV, 24). Всемогущество Божие выразилось и в промышлении Его о храме Иерусалимском. Илиодор, за оскорбление храма, явно был наказан и познал на себе всемогущество Божие (III, 22–30). Антиоху удалось войти в святейший во всей земле храм, но это потому, что самое место, сделавшись причастным бывшим народным несчастиям, приобщилось, потом, благодеяний Господа и, быв оставлено Всемогущим во гневе, опять, с умилостивлением Владыки, воссияло во всей славе (V. 15–20). Тот же Антиох сокрушен был (IX, 11) за новую попытку разрушить священный город Иерусалим и храм Божий. Всемогущество Божие выражается, наконец, и во всех чудесах Божиих. Иуда Маккавей при наступлении Никанора «призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным». В молитве своей он так говорил: «Ты Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела перед нами на страх и трепет врагам. Силою мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой» (XV, 21–24). Все приведенные нами свойства Божии: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность и всемогущество, по учению 2-ой Мак. книги, одинаково относятся как вообще к природе – существу Бога, так и к обеим силам ее – уму и воле. Но, кроме этих общих свойств Божия существа и Его сил – ума и воли, 2-я Мак. книга дает нам учение и особо о свойствах ума Божия и особо о свойствах воли Божией. Свойства ума Божия – это те, которые принадлежат только уму Божию. Ум Божий 2-я Мак. книга рассматривает с двух сторон: сам в себе и в отношении к действиям Божиим. Ум Божий сам в себе, 2-я Мак. книга называет всеведением и, под этим свойством, разумеет не только то, что Бог знает все, но что Он знает все совершеннейшим образом. Старец Елеазар в своей предсмертной речи прямо заявляет, что «Господу, имеющему совершенное ведение, известно» его внутреннее настроение (VI, 30; XV, 21); по этому свойству Бог, во 2-ой Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Например, Иуда Маккавей с воинами, возвратившись из трудного похода, «взошли на гору Сион с весельем и радостью и принесли всесожжения» ( 1Мак.5:54 ); также иудеи, после поражения и преследования Кестия, «с победными песнями возвращались к столице» (Война II.19:8). Эти факты с новой подробностью иллюстрируют собой то положение, что и национально-политическая жизнь иудейского народа тесно была связана с храмом иерусалимским. То же сознание иудеями тесной связи между храмом и национально-политическою жизнью народа проявляется и в таких случаях жизни иудейского народа, когда такое или иное состояние храма отражалось соответствующим образом и на настроении общественно-государственной жизни иудейского народа, и наоборот. Всякие торжественные моменты в истории храма наполняют глубокою радостью и торжеством сердца иудеев, и наоборот, какое-либо несчастие с храмом повергает весь народ в печаль, уныние, скорбь, траур. Так, обновление и очищение храма при Иуде Маккавее было для евреев радостным и торжественным событием. После принесения жертв на новоустроенном жертвеннике, «весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им... Так совершали обновление жертвенника восемь дней с веселием». И была весьма великая радость в народе»... ( 1Мак.4:55 , 1Мак.4:56 , 1Мак.4:58 срв. 2Мак.10:6 , 2Мак.10:8 , Дpebhocm.XII.7:7). Подобно сему, чрезвычайно радовались и торжествовали иудеи, когда окончилось неудачно намерение Никанора «храм Божий сравнять с землей, раскопать жертвенник и воздвигнуть здесь храм Дионису» (2Макк.14:33); обрадованные этим событием, «все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: «благословен Сохранивши неоскверненным место Свое!»... ( 2Мак.15:34 ). События эти были настолько важны в глазах иудеев, что в память их установлены были особые праздники. «И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней»... ( 1Мак.4:59 ). Точно также «всеобщим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей (поражения Никанора), чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца»... ( 2Мак.15:36 ). Таким же веселием и радостью исполнены были иудеи, когда произошло окончание перестройки храма, предпринятой Иродом; «когда храм за один год и шесть месяцев отстроен был священниками, то весь народ преисполнился радости, и приносили Богу благодарение, во-первых, за быстроту (работы), затем, и за усердие царя, празднуя и торжествуя перестройку (храма)» (Древн. XV.11:6).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но если иудеи ясно сознавали и представляли себе все великое значение для них иерусалимского храма , то естественно, они должны были позаботиться о том, чтобы оградить и обезопасить существование храма, сохранить его целость и неприкосновенность, И послепленная иудейская история дает нам подтверждение этого; она говорит нам, что иудеи принимали разнообразные меры, чтобы обезопасить существование храма, что они не щадили ничего, готовы были жертвовать всем, даже своею жизнью, чтобы отстоять целость и неприкосновенность иерусалимского храма. Прежде всего, иудеи постарались укрепить гору храма, чтобы в критические минуты самые укрепления ее помогли им отстоять храм. Так поступил Иуда Маккавей, которого вся деятельность направлена была на защиту национальной святыни. Когда он со своими сподвижниками, после первых побед над врагами, обновил и очистил храм, то «в то же время они обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, пришедши когда-нибудь, не попрали их, как сделали это прежде» ( 1Мак.4:60 ); причем, доносчик сказал царю Антиоху, что иудеи «святилище по прежнему 184 обнесли высокими стенами» ( 1Мак.6:7 ), так что как будто бы представляется, что идея – обнести храм укреплениями принадлежала еще не Иуде, а возникла и осуществлена раньше его. В таком виде храм представлял собой уже внушительную крепость, так что Иуда мог здесь выдерживать продолжительную осаду против всего войска царя Антиоха Евпатора; царь «много дней осаждал святилище» ( 1Мак.6:51 ); он сам заявлял своим воинам: «место, осаждаемое нами, крепко» ( 1Мак.6:57 ); вошедши уже после заключения мира с осажденными в храм, Антиох увидел, что «это место было очень укрепленное» (Древн. XII.9:7). Последующее вожди еврейские из рода Асмонеев усиливали укрепления храма; они, например, устроили в районе расположения храма укрепленную башню (Дpebh.XV.11:4). Укреплениями храма воспользовался и Аристовул в войне с Ирканом; Аристовул выдержал в нем осаду Ареты Аравийского (Древн. XIV.2:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птолемея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском Иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил —418— шестидесятипятитысячное войско самого Лисия (1Макк. 3 и 4 гл.). Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу, или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу (1Макк.3:32 и сл.; 4:28–40). Какие иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это по истине ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить оскверненный жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте, построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с веселием восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течение восьми дней (1Макк.4:42–59). Должно присовокупить, что Антиох Епифан назван «презренным» не только в книге пророка Даниила (11:21), но и языческим писателем Диодором, а Полибий прозвание Антиоха πιφανς, что значит «славный», переиначил в πιμανς «безумный», «женонеистовый». О безумной кровожадности его и вместе о распутстве свидетельствуют как Маккавейские книги, так и классические писатели. Тарсяне и Маллоты взбунтовались против него за то, что они были отданы в дар Антиохиде, его наложнице (2Макк.4:30). Иероним говорит о нем: «Говорят, что он был до крайности сладострастен и в разврате дошел до такого поругания царского достоинства, что публично смешивался с блудницами и другими непотребными людьми, в присутствии народа предаваясь любострастию» 1921 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основанием для этого мнения, делающего асидеев воинами «κατ’εξοχν», служит 2Мак. 14:6 . В этом месте рассказывается, что по падении Антиоха V и его опекуна Лисия, которые незадолго пред тем заключили мир с восставшими иудеями, первосвященник Алким, «добровольно осквернившийся в смутные времена» 1298 и потому отлученный от общения, пытался расположить в свою пользу нового царя Димитрия и вооружить его против вытеснивших его Маккавеев, поставляя при этом царю на вид, что «так называемые из иудеев асидеи, вождем которых Иуда Маккавей, поддерживают войну и воздвигают мятежи, не давая царству достигнуть благосостояния». Это единственное место во второй книге Маккавейской, где упоминается об асидеях, и, взятое само по себе, оно действительно говорит, по-видимому, о воинственности асидеев; но если сравнить его с контекстом речи и в особенности с параллельными ему местами из первой книги Маккавейской, то полная достоверность свидетельства этого хитрого и коварного иудейского первосвященника становится более чем сомнительной. Четырнадцатой главе второй книги Маккавейской соответствует седьмая глава первой книги, где передаются те же самые исторические события и в такой же связи и последовательности 1299 . И в 1Мак. 7 гл. рассказывается о последовавшей вскоре после заключения мира с иудеями перемене трона в Сирии в пользу Димитрия и о том, что этою переменою весьма искусно сумел воспользоваться Алким для интриг против Иуды, явившийся к царю с жалобой на то, что-де «погубил Иуда и братья его друзей царских, и нас выгнали из земли нашей» 1300 . Эти слова, передавая общий смысл обвинений Алкима вполне согласно со второй книгой Маккавейской, имеют все же другой оттенок, так как здесь асидеи совершенно не выставляются душой восстания и самыми воинственными из всех иудеев, а только разве подразумеваются в качестве участников восстания под словами: «и братья его» (Иуды). Однако несколькими строками ниже мы находим уже прямое указание на асидеев, и то, что сообщается здесь о них, не только не говорит в пользу их воинственности, а напротив, рисует их совершенно с другой стороны и исключает возможность признавать их воинами «κατ’εξοχν» Когда Алким, успевший расположить царя в свою пользу, с обширными полномочиями и в сопровождении сирийского полководца Вакхида пришел в землю иудейскую, то здесь, читаем мы, «к Алкиму и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отверзу очи и проч., т. е. Сам Я буду наблюдать, чтобы вражеские кони, блуждая там и здесь, ничем не разнились от слепых» (бл. Феодорит). Исполнение сего пророчества, частью, можно видеть в поражении врагов Маккавеями. Когда военачальник Антиоха Тимофей явился в Иудее с многочисленным войском, дабы поработить ее, и когда произошло упорное сражение, тогда «противникам явились с неба пять величественных мужей на конях..., взяли Маккавея (Иуду) в середину к себе, и, покрывши своим вооружением, защищали его от ран, на противников же бросали стрелы и молнии, так что они, приведенные в замешательство и ослепление, поражены были, полные страха. Побито было (врагов) двадцать тысяч, пятьсот пеших и шестьсот всадников ( 2Мак. 10:29–31 ). Ст. 5. И рекут тысящницы Иудины вся в сердцах своих: обрящем себе живущыя во Иерусалиме о Господе Вседержители Бозе их. С евр.: И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима, в Господе Саваофе, Боге их. Т. е., тысячники или военачальники Иудейские, видя помощь Божию, смело скажут в сердце своем: мы найдем в Иерусалиме людей, которые живут и укрепляются Силою Господа Вседержителя 192 ; или, по бл. Феодориту, «ободрившись, скажут друг другу, что Иерусалим, при помощи Божией, преисполнится жителями». По мнению св. Ефрема Сирина , «пророк говорит это о Маккавеях, которые, укрепляемые силой Божией, превозмогли и победили греков, вторгшихся в землю их, прогнали и низложили их». Ст. 6. В день он положу тысящнкии Иудины яко главню огненну в дровах, и яко свещу огненну в стеблии, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест: и населится Иерусалим еще по себе во Иерусалиме. С евр.: В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами, и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова будет населен Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. Пророк продолжает уверять, что Иудеи, при помощи Божией, истребят своих врагов, как огонь истребляет дрова и снопы. Как горящая головня сожигает дрова, говорит пророк, или, как горящий факел истребляет снопы (стеблие), так и вожди Иудейские будут истреблять врагов по правую и по левую стороны, – всюду. Таковы были мужественные Маккавеи Иуда, Иоанаоан и Симон, особенно, Иуда, как огонь, истреблявшие врагов своих – Сириян, Филистимлян, Хананеев и других. (Сн. Авд. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

. Отк 7:5-7. . . Ср. 1 Кор 15:42-43. . Этого слова нет в древнейших рукописях. . Отк 7:2; 9:4. . Леторасль – выросшее за год, годовой побег дерева. . В Септуагинте: «пока не придёт то, что назначено ему», т. е. пока не наступит то, что предназначено для племени Иуды. . Мессианская интерпретация этого популярного фрагмента появляется уже в Таргумах Онкелоса и Псевдо-Ионафана вв. н. э.) и окончательно утверждается в Мидрашах. Ипполит цитирует этот фрагмент по Септуагинте, на основе которой появился позже и Церковно-славянский перевод. В РСП это место звучит так: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов…» . РСП: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». . Ин 15:1 . Ин 19:34. . РСП: «Дан молодой лев…» . Положение о том, что Антихрист выйдет из колена Данова, Ипполит заимствовал у Иринея Лионского. . Суд13:2сА. . В Библии такого текста нет. Очевидно, это заимствование из какого-то несохранившегося апокрифического сочинения. См. также гл. 54. . РСП: «и Святый его – пламенем» с намеком на Христа. . В Септуагинте: «иго нечестивых [и] иго князей». . Этих слов нет в Книге Даниила. Ипполит заимствовал их из стиха 7:19. . Довольно сокращенная цитата по переводу Феодотиона. . Сообщение Книги пророка Даниила об изгнании или заключении Навуходоносора, когда некоторое время он «отлучен был от людей, ел траву, как вол» (4:30), перешедшее затем в еврейские и христианские предания, не подтверждается клинописными документами, относящимися к эпохе Ново-Вавилонского царства. Судя по ним, Навуходоносор оставался на троне вплоть до своей смерти. . Ипполит имеет в виду диадохов Птолемея I, Селевка I, Антигона I и Лисимаха. . О том, что Александр Великий перед смертью разделил царство между своими друзьями, сообщается только в 1-й Маккавейской книге (1:6). Это не подтверждается греческими историками и писателями.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Потому-то, когда окончилось время прообразов, явился Иисус Христос и принес одну жертву, не требующую повторения, так как этою жертвою Он искупил все грехи и воссел одесную Бога (ст. 1–12). Во взгляде своем на жертвы и их значение мы еще более укрепимся, если обратим внимание на то, что в ветхом завете приносились жертвы не только за грехи живущих людей, но и за грехи умерших. Так напр., Иуда Маккавей собрал до двух тысяч драхм серебра и послал в Иерусалим принести жертву за грех мертвых, т. е. павших в сражении воинов. Он (Иуда) помышлял, что скончавшимся в благочестии изряднейшая уготовася благодать.., отонуду же за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся (2 Маккав. 12, 43–46). Подобное свидетельство находим и в книге Екклезиаст. Описывая все виденное под солнцем, премудрый, между прочим, говорит: видех нечестивыя в гробы внесены, и от святаго: и идоша, и о валени быша во град, яко сице сотвориша ( Еккл. 8, 10 ). В русской библии буквально с еврейского языка переведено: «Видел я, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где так поступали». Под святым местом, очевидно, разумеется иерусалимский храм, и не святилище, куда нельзя было входить каждому, а жертвенник как самое святое общедоступное место во дворе храма. Спрашивается, для чего приходили к жертвеннику по случаю погребения? Очевидно, не для иного чего, а для принесения жертвы за умерших. В этой мысли еще более утверждает нас упоминание, что к «святому месту» приходили при погребении именно нечестивых, т. е. наиболее нуждающихся в очищении грехов жертвами. Самый тон речи (упоминание об этом предмете как бы мимоходом) указывает на то, что автор книги Екклезиаст считает жертвоприношение при погребении умерших слишком обычным явлением, на которое достаточно сделать намек, а нет необходимости говорить ясно и обстоятельно. Поэтому  «Апология аугсбургского исповедания» напрасно утверждает, что в свящ. Писании совершенно нет указания на возможность приносить жертвы за умерших 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Ст. 13. И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего, и соплетется рука его к руце ближняго своего. С евр.: И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого и поднимется рука его на руку ближнего его. Пророк продолжает говорить о наказании врагов и гонителей Церкви Божией, «возвещает страх и ужас врагам Иудеев, грекам и нечестивым Иудеям, оставившим Богопочтение отцов своих; почему, каждый будет держаться за руку ближнего своего, как человек, объятый ужасом, который от страха боится отпустить от себя ближнего своего». Св. Ефрем Сирин . Так же объясняет это место и бл. Иероним 218 . Ст. 14. И Иуда ополчится во Иерусалиме и соберет крепость всех людей окрест, злато и сребро и ризы во множество зело. С евр.: Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов, золото, серебро и одежды в великом множестве. Т. е., когда враги, как например, Сирияне и Греки, о враждебных действиях которых пишется в Маккавейских книгах, нападут на Иерусалим, тогда Иудеи ополчатся, противостанут врагам во Иерусалиме 219 , чтобы защищать его, тогда Иудеи победят врагов, все враждебные соседственные народы, соберут много добычи (крепость) у всех этих народов – Сириян, Греков, Идумеян, Моавитян, Филистимлян и других, много соберут золота, серебра, и всякой одежды (см. 2Мак. 8:24, 26, 30, 31 ). В духовном смысле, толковники разумеют победу Церкви над врагами и приобретение Ею сокровищ от уверовавших народов. Ст. 15. И сие будет падение конем, и мском, и велблюдом, и ослом, и всем скотом сущым в полцех онех, по падению сему. С евр.: И будет такое же поражение коней и лошаков, и верблюдов и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Победа над враждебными народами, продолжает говорить св. пророк, будет столь велика, что погибнут на войне не только враги, воины, но и животные, которые употреблялись для нападения, для перовозки тяжестей, например, кони, лошаки (мски), верблюды, ослы, все животные, которые находились в войсках. Поражение животных будет по падению сему, т. е., сообразно поражению воинов, будет также страшно и велико.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010