Вполне согласно с этим далее то обстоятельство, что в пророчестве, как показывают, напр. выражения: «Я накажу нечестивых» (13:11, 9; 14:5, 21), «сделаю людей чище золота Офирского (13:12), или: «в преисподнюю низвержена гордыня» (14:11), «скипетр владык» (14:5), надменных своею силою (14:10); «не стало мучителя, пресеклось грабительство» (14:4) и др. везде делается противопоставление силы нечестивых и всемогущей силы Господа, – противопоставление, которое прямо напоминает основную мысль пр. Исаии о «спасении Божием» или: спасение не в силе (земной), а в правде. И вообще пророчество по словесному выражению необыкновенно сходно с различными местами книги пр. Исаии, как подлинными, так и признаваемыми за неподлинные. Так, особенно конец 13-й главы напоминает знаменательное место Ис.6:11–13 о «запустении» страны и многие другие места книги. 13:19–22: «Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (ср. с 1:10 и др.); не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем (ср. 6:11–12; 5:8–9; 3:24–25; 16:14; 17:9; 25:2; 24:6, 13; 32:14; 34:10; ср. 58:12 «и заселятся, и застроятся потомками твоими пустыни вековые», 61:4 и др.). «Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там (ср. 7:25; 17:2; 27:10, ср. 30:13 и дал. 32:14; 61:5; 65:10...); но будут отдыхать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые (демоны – ) будут скакать там; шакалы будут выть в чертогах их, и гиены (змеи – ) в увеселительных домах» (ср. 14:23: «и сделаю его – Вавилон – владением ежей и болотом», ср. 18:6; 32:14; 34:11–15; 35:9; 43:20; 59:6...). Много встречается и других выражений, характеристических или любимых пр. Исаией. Напр. 13:5: «идут из отдаленной страны, от края неба» (ср. 5:26; 8:9; 24:16; 33:17; 41:9; 45:22; 49:6; 52:10...) «поднимите знамя» (13:2, ср. 5:26; 11:12; 18:3... и др.), «возвысьте голос» (13:2, ср. 37:23; 40:9; 58:1; 24:14); «Я дал повеление» (цитаты сходных выражений указаны выше), «Я призвал для совершения гнева Моего сильных» 90 , (13:3; 14:10; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Глава 5 1 . И обратился я, и поднял глаза свои и увидел: и вот летящий серп. 2 . И сказал он мне: что ты видишь? И я сказал: я вижу летящий серп, в длину двадцать локтей и в ширину десять локтей. 3 . И он сказал мне: это – проклятие, выходящее на лице всей земли, ибо всякий вор будет наказан им 55 даже до смерти, и всякий клянущийся ложно будет наказан им до смерти. 4 . И Я наведу его, говорит Господь Вседержитель, и войдёт оно в дом вора и в дом ложно клянущегося именем Моим, и поселится среди дома его, и истребит его, и деревья его, и камни его 56 . 5 . И вышел ангел, говорящий со мною, и сказал мне: подними глаза твои и посмотри, что это выходит? И я спросил: 6 . Что это? Он сказал: это – выходит мера. И сказал: это – неправда их по всей земле 57 . 7 . И вот кусок 58 оловянный поднялся, и там сидела одна женщина среди меры. 8 . И он сказал: «Это – беззаконие», – и бросил её 59 в средину меры, и бросил оловянный кусок в уста её. 9 . И поднял я глаза мои и увидел: и вот выходят две женщины, и ветер в крыльях их, и они имели крылья, как крылья аиста 60 , и подняли они меру между землёю и между небом. 10 . И я сказал ангелу, говорящему со мною: куда они несут меру? 11 . И он сказал мне: устроить ей дом в земле Вавилонской и приготовить (место), и положат её там на её основу 61 . 55 Греч. κ τοτου – относим к ρ, потому что в след. 4 ст. ср. р. ατ – относится несомненно к ρ, стало быть, последнее признаётся средним родом; так понимают и толковники (Иерон., Феодор.). 58 Слав. талант, греч. τλαντον – круглый обрубок для веса, в виде нашей гири (Schleusner. 5. Р. 258). 61 Греч. τοιμασαν – слав. уготование, в синод. пер. основе. Так понимают греч. слово филологи (Schleusner. 2. Р. 541). Нечестие и беззаконие всей вселенной будет иметь средоточие в Вавилоне (ср. Ис.13–4 глл.; Иер.50–51 глл.) (Ефр. Сир., Феодор.). «И антихрист будет царствовать в земле Вавилонской» (Ефр. Сир.). «В Вавилоне находится жилище нечестия» (Иерон.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Грех отделяет нас от Бога и убивает нас духовно (см. Ис.59:2 ). Собственными силами человек не может преодолеть глубокую склонность ко греху и зависимость от смерти. Только веруя в искупление, совершенное ценой невинной крови Иисуса Христа, человек может спастись, то есть вернуться к первоначальному блаженному состоянию вечной жизни с Богом. Ради нашего спасения и искупления Сын Божий принял нашу человеческую природу и, будучи безгрешным, освободил нас от власти греха (см. Рим.8:3 ). Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:21 ). В Своем бесконечном милосердии и человеколюбии Бог прощает нам грехи, когда мы каемся в них, и дает нам силы для преодоления зла и греха в нашей жизни. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Грехопадение – см. Первородный грех. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, humanitas – человечество, человечность) – этико-философское мировоззрение, возникшее в XV в. в Италии и ставшее со времен Ренессанса и Просвещения ведущей идеологией в Европе. Светский атеистический гуманизм считает человека высшей ценностью, высшей инстанцией и «мерой всех вещей» во Вселенной. Гуманисты и либералы утверждают, что сформулированные ими права и свободы человека представляют собой высшую ценность, соблюдать и защищать которые должно каждое государство. Деизм (от лат. Deus – Бог) – религиозно-философское учение, которое строит понимание Бога только на основании разума, логики и наблюдения над природой. Деисты утверждают, что Бог существует, но только как далекая первопричина Вселенной. Большинство деистов считает, что после сотворения мира Бог не вмешивается в природу и человеческие дела. Деисты отрицают существование сверхъестественных явлений и божественного откровения. Свое кредо некоторые деисты выражают словами: «Бог даровал нам логику, но не религию». Бог деизма ничем не отличается от платоновского или аристотелевского первопринципа бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Для такого возрождения человечества к новой жизни должен был явиться Божий Посол. Моисей сознавал это, и потому, в предсмертном прощании своем с народом, предсказывая пришествие такого Посла, сказал: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте! ( Втор.18:15 ). После смерти Моисея, евреи заняли обетованную землю, вошли в близкие сношения с оттесненными ими народами и стали увлекаться веселым разгулом их идольского служения. Этому потворствовали и даже содействовали некоторые из царей еврейских. Перенимая от соседей-идолопоклонников их нравы и обычаи, находившиеся в явном противоречии с синайскими заповедями, евреи в несколько столетий забыли и заповеди эти, и законы Моисея. И когда в храме случайно найдены были книги Моисея, то даже первосвященник, впервые прочитав их, пришел в изумление, а народ, узнав о такой находке, обнаружил полное забвение своего прошлого ( 4Цар.22 ). Тщетно вдохновенные пророки призывали их к Богу, желая объединить их под главенством Верховного Царя! Нравственное падение человечества было так ужасно, что спасти его мог только Сам Бог . И пророки верили, что Бог спасет людей, что Он восстановит Свое Царство и возвратит потерянный рай. В пророческом вдохновении они предсказывали, что настанет счастливое время, когда все народы перекуют мечи свои на плуги и копья на серпы, когда не поднимет народ на народ меча, и не будет больше учиться воевать, когда каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Мих.4:1–4 ). Они верили, что для такого воссоздания Царства Божия придет Божий Посол, и предсказывали скорое пришествие Его. Утешая евреев предстоящим пришествием Избавителя, Исаия, в пророческом вдохновении, восклицал: Придет Искупитель Сиона! ( Ис.59:20 ). Придет Желанный!, – говорил Пророк Аггей ( Агг.2:4–7 ). Ликуй от радости, дщерь Сиона! Царь твой грядет к тебе! ( Зах.9:9 ). Этого Желанного Искупителя пророки называли также Примирителем, Избавителем, Помазанником Божиим, Христом-Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

е. южных; ибо Я возвращу плен их, говорит Господь. Хотя буквально в образе это исполнилось после возвращения от Халдеев, когда, по повелению царя Кира, народ возвратился в Иудею; но духовно, истиннее и полнее исполняется во Христе и апостолах. Тогда и люди и скоты возвращены в Церковь , по оному написанному: человека и скоты спасеши Господи, – разумных и простецов. Тогда и поля были куплены за деньги, чтобы мы творили себе друзей от маммоны неправедной, дабы они приняли нас в вечные кровы (Лук. гл. 16). И записаны в книге, – без сомнения живых. И приложена печать знамени Господня Креста и победы, и приглашены свидетели, – мученики и весь лик святых. В земле Вениаминовой, где есть сила Господня, и в окрестностях Иерусалима, в котором видение мира и вечная безопасность. В городах Иуды, в которых истинное исповедание Христа; и в городах нагорных, из коих об одном говорится; не может граду крытися верху гори стоя (Мат. гл. 5). И в городах низменных, которые по-еврейски называются Sephela, чтобы из пропастей и низменностей равниною полей мы восходили к высочайшему. И в городах южных, что LXX перевели Nageb, – где полдень и полный свет истины. Когда же все это совершится, то исполнится написанное: возвращу плен их, говорит Господь, плен, о котором написано: восшед на высоту пленил еси плен, и приял или, как говорит апостол, даде даяния человеком ( Пс. 67, 19 . Еф. 4, 8 ). 17 1 Бл.Иероним называет пророка Иеремию евангельским мужем потому, как объясняет в предисловии к переводу книги пр.Иеремии, что он был девственник, «sua virginitate Euangelieum virum Ecclesiae dedieavit» 4 При допросе старейшин, когда один из них показал, будто видел Сусанну под мастиковым деревом (σχνος), Даниил сказал: «ангел Божий разсечет тебя“ (σχσει), а другому, утверждавшему, что видел ее под ясеныо (πρνος), сказал, что ангел Божий с мечем ждет, чтобы разрубить тебя (πρσαι). Дан. 13, 54–59 5 Передаем произношение еврейских слов так, как оно выражено латинскими буквами самим Иеронимом. Возможно, что он именно так и произносил ис и исса, а не иш и иша как говорят теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И попрах я гневом моим, и сведох кровь их в землю (6). Решением труднейшего вопроса о взаимном отношении мессианских пророчеств первой (1–39 гл.) и второй (40–66 гл.) части книги Исаии, вопроса о примирении в личности Мессии абсолютного божественного достоинства и конечного человеческого достоинства служит, по нашему предположению, настоящее пророчество 63-й главы. Противоположность между двумя сериями предсказаний Исаии – ассирийского и вавилонского периодов настолько значительна, что невольно обращаешь на нее внимание. Видимая дисгармония между природными качествами откровенной личности Мессии до того ощутительна, что читатель пророчеств остается в полном недоумении. Мессианское пророчество 63 главы открывает возвышенную тайну и решает непонятную загадку. Оно прежде всего утверждает беспристрастного читателя в том предположении, что всемогущее Божество, разрушающее царство зла, и невинно страждущий идеальный Праведник составляют единое Божественное существо всемогущего Искупителя, Судии и Страдальца, Спасителя-Мессии. Божеское достоинство грядущего от Едома“ и попирающего во гневе врагов“ несомненно. В Нем и Его действиях виден всемогущий Иегова, который во всем ветхозаветном откровении с такой ревностью ограждает царство добра и восстаёт против служителей зла; Иегова, о котором в 59 главе говорится: и видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.... и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностию, как плащем“ ( Ис. 59:16–17 ): – тот всесильный Бог, который говорит об Едоме у пр. Иеремии: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало света у разумных?.. бегите, обративши тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего“ ( Иер. 49:7–8 ), или который о том же Едоме говорит чрез пр. Иезекииля: простру руку Мою на Едома, и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею, от Фемана до Дедана все падут от меча“ ( Иез. 25:13 ). Но вместе с тем всякий глубокомысленный читатель легко замечает, что личность грядущего от Едома“, так приближающаяся к личности Иеговы, не вполне тожественна с Иеговою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Идя своим путем, помышлял Борис о красоте и силе тела своего и горько плакал; хотел удержаться от слез, но не мог, и все, видя его в слезах, плакались о его благородной красоте и добром разуме, и каждый горевал в душе: всех смутила его печаль. И кто мог не заплакать, предчувствуя смерть Бориса, видя его унылое лицо и его скорбь! Ибо был блаженный князь правдив, щедр и тих, кроток и смиренен, всех миловал и всем помогал. Но святого Бориса укрепляла мысль о том, что, если его брат, по научению злых людей, и убьет его, то он будет мучеником и Господь приимет дух его. Он забыл смертную скорбь, утешая свое сердце словами Божиими: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35) и в жизни вечной сохранит ее. И шел Борис с радостным сердцем, говоря: «Не презри, премилостивый Господи, меня, уповающего на Тебя, но спаси душу мою». Святополк же воссел на отеческий княжий стол в Киеве, призвал киевлян, роздал им многие дары и отпустил их. Затем послал к Борису с такими словами: — Брат, я хочу с тобою жить в любви и увеличу твою часть в отчем наследии. В этих словах была лесть, а не истина. Святополк прибыл тайно ночью в Вышегород, призвал Путшу и вышегородских мужей и сказал им: — Скажите мне по правде, имеете ли вы ко мне приязнь. Путша сказал: — Все мы готовы за тебя головы свои положить. Исконный ненавистник добрых людей, диавол, видя, что святой Борис возложил всю надежду на Бога, стал сильнее воздействовать на Святополка, который, подобно Каину, горел огнем братоубийства, задумав избить всех наследников отца своего и одному принять власть его. Окаянный, проклятый Святополк, советник всякого зла и начальник всякой неправды, снова призвал к себе вышегородских мужей, отверз свои мерзкие уста, испустил свой злой глас и сказал людям Путши: — Если вы обещаете положить за меня головы, идите тайно, братья мои, найдите брата моего Бориса и, улучив время, убейте его. И обещались они Святополку так сотворить. О таких людях сказал Пророк: «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови, сих путие суть беззакония, нечестьем бо свою душу объемлют» (Притч.1:16; Ис.59:6–7; Рим.3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Иисус утверждал, что Он говорит Божьи слова. Закончив Нагорную проповедь , Он сказал, что всякий, следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на камне тогда, как всякий, не следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на песке ( Мф.7:24–28 , Лк.6:47–49 ). Он похвалил Марию за то, что она обратила внимание на Его упрек Марфе за домашнюю работу ( Лк.10:41–42 ). Он придавал Своим словам то самое значение, которое носят вечные слова Бога, когда сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ). Самое ясное утверждение Христа о Себе дается в Евангелии от Иоанна, в восьмой главе. Три раза Он деликатно пользуется выражением «ego eimi» (то есть «Я есмь»), этим утверждая, что и Ему принадлежит то великое, никому не передаваемое название Иеговы: «Я есмь». «Если не уверуете, что это Я (буквально: «что Я есмь»), то умрете во грехах ваших ( Ин.8:24 ). «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (буквально: «что Я – есмь» – Ин.8:28 ). Когда Иисус заявил, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался», то иудеи ответили: «Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?». Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:56–58 ). Вы можете проверить разные ветхозаветные места (например: Исх.3:14 , Втор.32:39 , Ис.43:10 ), чтобы увидеть, что Иисус утверждал, что Он и Иегова – одно. Иудеям было вполне ясно, о чем Он говорил; по этой причине они тут же сделали попытку побить Его камнями ( Ин.8:59 ). Побить человека камнями – это было соответствующее наказание, требуемое законом за богохульство ( Лев.24:16 ). 3) Иисус утверждал, что Его пришествие и миссия были уникальным событием, происшедшим в критический момент, и завершительным по Божьему плану. Он начал Свое служение в Галилее поражающим объявлением: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Он сказал тем, кто слушал Его, что открылась новая эпоха в отношении Бога к человеческому роду. «Закон и пророки – до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ). Он связал Свои чудеса с пришествием Царства: «Если Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» ( Лк.11:20 ). Его новая весть была тем «молодым вином», которое должно было прорвать «старые мехи» иудаизма ( Мф.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Им справедливо сказал бы Пророк Исаия: уповают на суетная, и глаголют ложная, яко зачинают труд, и раждают беззаконие. Яица аспидска разбиша, и постав паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток обрете, и в нем василиска. Постав их не будет в ризу, и не одеждутся от дел своих (Ис.59:4-6). Ибо не стыдятся ругаться над страданием Спасителя нашего Бога, Которым спасено все словесное естество; напротив того пустословием своим совращают веру некоторых, не взирая на гнев самого Господа, Который ясно выражает сие в притчах, и говорит: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие Божие пред человеки. Вы бо не входите, ни желающих внити оставляете внити (Мф.23:13). Пророк, хотя и велик был, однако же человек, а потому сказал: обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (Пс.48:16). Единородный же Сын Божий, показывая полномочие Божества Своего, сказал: сего ради Мя Отец любит, яка Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин.10:17.18). Ибо, прияв на Себя единосущное с нашим тело, дарует человекам победу. Не говорим, что плоть Слова снишла с неба, что спасение наше совершено в призраке и мечтательно. Да не будет сего! Но утверждаем, что Слово подлинно в действительности воплотилось от семени Давидова, согласно с Писаниями, как и Архангел Гавриил благовествовал Святой Деве и Богородице Марии, сказав: Радуйся Благодатная: Господь с Тобою. Она же смутися о словеси, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет Велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:29-33). Говорил же сие Архангел, давая тем разуметь, что Господь наш для спасения человеков соделается сыном Давидовым по плоти. Ибо писание говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Ис. 28:16; 8:14 ). Как смотреть на 12-й стих в общей логической и психологической связи речи пророка? Естественнее всего понимать его, как уступку чувству любви пророка к соотечественникам. После того, как пророк изобразил весь ужас и страдания, которые должны испытать иудеи от халдеев, смирил и поверг в печаль иудеев, он проливает в сердца их мир и успокоение. Пусть иудеи, скажем мысль пророка, не пребывают безмятежно в своих грехах, пусть они ждут грозных халдеев и трепещут при имени их, но, когда они поверят пророчеству, то пусть не отчаиваются за свое спасение. Пусть они не забывают, что у них есть Иегова, любящий их и всемогущий, святый израилев. Он пошлет халдеев, верит пророк, не для истребления своего избранного народа, а для суда и обличения грешников и беззаконников. Эта светлая вера была необходима и для самого пророка, она должна была подкреплять его в тяжком служении. Авв. 1:13 Чисто око еже не видети зла, и взирати на труды болезненныя: Вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши, егда пожирает нечестивый праведного? По-русски: Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев, и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его... Пророк продолжает свое обращение к Богу. Он ранее признал, что халдейское нашествие должно быть судом для иудейских беззаконников. Это признание переносит теперь мысли пророка к современному нравственному состоянию еврейского народа, вызывавшему и прежде (2–4 ст.) его жалобы. Среди еврейского народа пророк видит распространение злодейства и притеснений 59 . Правосудный Иегова, требующий от людей правды и добра, не может, по верованию пророка, допускать беззаконий среди еврейского народа. Иегова чист очами, т. е. имеет чистый духовный взор, не помраченный собственными беззакониями, и не могущий смотреть на грехи других. Как телесный слепец не может видеть физических недостатков у себя и у других, так и духовный слепец, нравственно-преступный человек, не может замечать преступлений своих и чужих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010