Пророки говорят о Спасителе многообразно. Это, по их изображению, – Сын Божий, коему Бог говорит: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ). Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: рече Господь, Господеви моему: седи одесную Мене ( Пс.109:1 ). Это – Бог крепкий, рождающийся, как Отроча, чтобы быть Отцом будущего века, как провидит Исаия: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, отец будущего века ( Ис.9 ). Этот Отец будущего века будет царствовать, как Царь премудрый ( Иер.23 ); Ему даны будут все языки в достояние, и в одержание вси концы земли ( Пс.2 ); царство Его будет царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Но это царство Его не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечем, – народы сами придут и поклонятся Ему ( Пс.85:9 ); Он утвердит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие; «и пошлет с высоким проповеданием: идите,– пейте, вкушайте ( Притч. 9 ); и рекут все народы: пойдем, – взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему ( Мих.4:2 )». Этот путь будет новый завет, не по завету, который прежде завещан дому Израилеву; в этом завете, говорит Господь, дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я ( Иер.31:33 ); и дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях моих ходят и оправдания моя сохранят и сотворят я, и будут ми в люди, и Аз буду им в Бога ( Иез.11:19–20 ). Но прежде, чем совершится все это, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения: родиться в безвестности, – прожить среди всяких противлений, вражды, злобы, ненависти, клеветы, – понесть страшные страсти и умереть, как изображают это св. Давид ( Пс.21 ) и пророк Исаия ( Ис.53 ). Он грехи наши понесет и о нас будет болезновать, – язвен будет за грехи наши и мучен за беззакония наши. Это Господь предаст Его грех ради наших.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

13) Христос есть оная Ноева голубица, о коей пишется: и возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше сучец масличен с листвием во устех своих ( Быт.8:11 ). Ибо Он к вечеру, то есть при кончине лет, принесёт нам радостную весть, яко уступи вода, то есть вечное проклятие от лица земли, и уверил нас о милости и мире Небесного Отца: и пришед благовести мир ( Еф.2:17 ). – Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:14 ). 14) Христос есть пшеница посланная в зачатии, прозябшая в рождении, принесённая в дом во время очищения, биенная и измеленная в смерти, очищенная в Воскресении, ежеденно ядомая в Причащении. 15) Христос в Евангелии уподобляет себя кокошу (курице): Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? ( Мф.23:37 ) Ибо Он каждого благодатью своею согревает, простирает на них крылья Свои, зовёт к Себе чрез покаяние, и от лютого коршуна диавола защищает. 16) Христос есть Иаков, посланный в Месопотамию ( Быт.28:1–2 ) мира сего, да поймет себе Лию и Рахиль, то есть Иудейскую и языческую церковь , и да соединит Себе. 17) Христос есть Исаак 23 ; ибо справедливо всем языкам сотворил смех, коей радости никтоже возмет от нас ( Ин.16:22 ). [Снеси: ( Агг.2:7 )]. 18) Христос есть лев 24 , из коего яко пчёлы произошли христиане: и обратися (Самсон) видети труп львов, и се, рой пчел во устех львовых и мед ( Суд.14:8 ). Христос есть истинная манна. Ибо: α) родился без семени мужеского, но наитием свыше Святаго Духа. ß) Манна была маленькая, как пишется: и се, на лицы пустыни мелко яко кориандр ( Исх.16:14 ): и Христос был мал и презрен: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис.53:2 ). γ) Манну мололи и толкли, как пишется и исхождаху людие и собираху, и меляху в жерновах и толцаху в ступах ( Чис.11:8 ): Христос – сотрен смертию, и смерть Его – всем спасительна; ибо Иудей и Еллин творит из неё себе потребники: и творяху из нея потребники ( Чис.11:8 ). δ) Иудеи не разумели, что значит манна? Узревше же то сынове Израилевны, реша друг ко другу: что есть сие? Не ведяху бо, что бяше ( Исх.16:15 ): и Христос не знаем был Иудеями: не сей ли есть тектонов Сын? ( Мф.13:55 ) ε) Манна подавалась всем равно: богатым и убогим – на человека по Гомору: и измеривше гомором, не преизбыточествова иже много, и иже мало, не мнее прият ( Исх.16:18 ): Христос подаётся всем равно, – Весь подаётся всякому верующему. ζ) Манна не падала с небес в день субботний: бысть же в седмый день, изыдоша нецыи от людий собирати, и не обретоша ( Исх.16:27 ): и Христос в субботу почивает во гробе. μ) Манна сохраняема была в стамне: Христос сохраняется в ковчеге сердец наших Богоугодною жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Исповедание Христа словесное не должно обращать в средство к доходам и накоплению богатств 6, 26, – исповедание веры (πστεως μολογα) и исповедания во Христа (ν τας ες χριστν μολογαις) воскресения плоти 1, 9–10. § 5. 122, –11, 25–27. —386— Испытания и напасти должны быть избегаемы, чему пример дает Сам Господь 5, 12–14. История: необходимость исследовать историю, как и все Писания 3, 14–15, – уяснение исторических обстоятельств имеет важное значение для толкования Писания 4, 1–3. «Изшел» в значении: стал человеком 16, 26–27, – воссиял от Отца и послан к нам 17, 6–8, 58, – «изшел и пришел» – первое о предвечном рождении по божеству, второе о рождении по человечеству 8, 42, – «исходы» Ис.53:8 означают воссияние Единородного как бы из света и превечиое как бы исхождение (κδρομν) некое из сущности Родителя в собственное существование 7, 27. Исход евреев из Египта – символ обращения от жизни в рабстве греху в мире ко Христу 6, 32–33. 480. Книга Исход упоминается 5, 37–38. 394, –7, 9–10, –7, 24. а. 152, –7, 24. б. 159. I Иаков – патриарх: Христос остановился для отдыха при источнике Иакова, указуя этим как в образе и загадочно на то, что хотя евангельская проповедь и удалится из Иерусалима и Слово Божие в конце концов перейдет к язычникам, однако вместе с Израилем не прекратится любовь к отцам, но Христос опять воспримет их и опять упокоится и почиет как во святых, сохраняя для них неувядаемою изначальную благодать 5, 6. а. Иакова послания (соборного) писатель называется Христовым учеником 14, 15. Иезавель 9, 2–3. 410. Иезекииль 7, 1–2, –7, 9–10, –7, 40–41, –8, 37, –9, 2–3, 107, –10, 8, –10, 14, – назван в цитате из Авдия 18, 28, – то же: устами Иезекииля Бог сказал 19, 28–29. Иеремия 5, 37–38. 398, –7, 9–10, –7, 24. а. 150, –7, 25, –8, 13, –10, 8, –10, 11, –14, 4, –14, 8, –15, 2. 333, – 18, 40, –19, 15, –21, 1–6, – называется в цитатах: из Амоса 8, 4–6, – Варуха 8, 35, –12, 41, – Исаии 6, 64–65 и Осии 7, 8 . Иерихонских стен падение есть прообраз разрушения Христом сооруженного диаволом против человеческой природы тления 5, 16–17.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) избавляет бедных: Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его ( Пс.34:10 ). Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев ( Иер.20:13 ); г) промышляет о нуждах бедных: По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного ( Пс.67:11 ). Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( Лк.1:53 ); д) возвышает бедных: Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие ( 1Цар.2:8 ; Пс.112:7 ); е) обеспечил чрез Свой закон нужды бедных: Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее; а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие. Так же поступай с виноградником твоим, с маслиною твоею ( Исх.23:10–11 ). Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному и пришельцу. Я Господь Бог ваш ( Лев.19:9–10 ; Втор.24:19–21 ). Не обижай наемника, бедного и нищего; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя ко Господу, и не было на тебе греха ( Втор.24:14–15 ); ж) есть прибежище бедных: Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью, от зноя ( Ис.25:4 ). Бог избрал бедных, но богатых верою наследниками царства небесного: Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 )? Господь наш Иисус Христос а) жил на земле бедным: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Некоторые женщины… служили Ему имением своим ( Лк.8:2–3 ). Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ); б) возвестил евангелие бедным: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим ( Лк.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6) Не был ей неведом и сам грядущий Христос; напротив же того, много говорит о Нем в псалме 44: «престол Твой Боже в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» ( Пс.44:7–8 ). И чтобы не подумал кто, будто бы придет Он в мечтательном виде, дает разуметь, что Он соделается человеком, и есть Тот самый, Кем все приведено в бытие, ибо говорит в 86 псалме: «мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний» ( Пс.86:5 ); а это равнозначительно сказанному: «и Бог бе Слово. Вся Тем быша. И слово плоть бысть» ( Ин.1:1, 3, 14 ). Посему, книга Псалмов, зная и рождение от Девы, не умолчала о сем, но тотчас дает это уразуметь, говоря в 44 псалме: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего . Ибо возжелал Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой» ( Пс.44:11–12 ); а это опять подобно сказанному Гавриилом: «радуйся Благодатная, Господь с Тобою» ( Лк.1:28 ). Ибо, наименовав Его Христом, открывает тотчас и человеческое Его рождение от Девы, говоря: «слыши, дщи». И как Гавриил, будучи чужд Деве по рождению, называет Ее по имени Мариею; так Давид, поскольку Дева раждается от его семени, именует Ее " дщерию». 7) Сказав же, что Господь соделается человеком, сообразно с этим книга Псалмов изображает Его и страждующим по плоти; и видя злоумышление иудеев, воспевает во 2 псалме: «вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс.2:1–2 ). А в 21 псалме о самом роде смерти говорит от лица Спасителева: «в персть смерти свел Мя еси. Яко обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя: ископаша руце Мои и нозе Мои. Исчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» ( Пс.21:16–19 ). Но кто говорит: ископаны руки мои и ноги мои, что иное означает, как не крест? И книга Псалмов, открывая это, присовокупляет, что Господь страждет это не ради Себя, но ради нас, и от лица Его говорит опять в псалме 87: «на Мне утвердися ярость Твоя» ( Пс.87:8 ), и в 68: «яже не восхищах, тогда воздаях» ( Пс.68:5 ); потому что не за вину Он умер, но пострадал за нас, и на Себе понес гнев, бывший на нас за преступление заповеди, говоря чрез Исаию: «Сей грехи наша носит» ( Ис.53:4 ). И как мы говорим в 137 псалме: «Господь воздаст за мя» ( Пс.137:8 ); так Дух вещает в 71 псалме: «и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. Яко избави нища от руки сильна, и убога, емуже не бе помощника ( Пс.71:4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Как пишет свт. Иоанн Златоуст , хотя « мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать… Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение ». Теперь люди умирают « только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемых в землю, мы не погибаем, разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя » (св. Афанасий Великий ). « И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество… », – учит св. Григорий Нисский . Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом? О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества . Среди прямых пророчеств о воскресении Христа можно выделить следующие: 1) «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:9-11 ); 2) «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ); 3) «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:1-2 ); 4) «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» ( Ис.53:7-12 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-xristovo

Ошибаются последователи еретиков, подвергая тайну Божию человеческим обсуждениям, потому что сказано: таинство Мое Мне и Моим. Кто же Божии, как не верующие? Когда хочешь что-нибудь узнать или услышать о Христе, не спрашивай рассудок, не обращайся к мудрецу, но спроси у пророка, спроси у апостола, узнай от ангела; если же они не знают, обращайся к Отцу. Если обратишься к пророкам и спросишь: кто это Христос? – в ответ тебе сонм пророков отвечает и говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:36–38 ). Если спросишь, кто такой Христос, и любопытствуя о божественном рождении, спросишь, как Он родился, пророки заставят замолчать твое дерзновение и начнут говорить: чего не вмещает наш ум, ты хочешь понять? Если хочешь этому научиться, признай сначала, что Он Бог . Если же любопытствуешь, как Он родился, научись у нас: «род Его кто изъяснит» ( Ис.53:8 )? Если спросишь апостола, – я разумею, конечно, весь апостольский сонм, – он скажет тебе, что Христос есть Бог , в начале Бог, и у Бога Бог, и всегда Бог: «сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Если спросишь, каким образом Сущий родился, – скажут тебе: «был» – мы слышали, и тому, что Он был, мы научились, а каким образом Сущий от Сущего происходит, это мы верою принимаем, а не знанием. Далее, когда спросишь их: если, значит, вы не знаете, как Он родился, то почему вы знаете, что Он есть Сын Божий? – ответят тебе: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Затем, если, оставив пророков и апостолов, устремишься к ангелам и скажешь им: кто это возвещаемый Христос? – ответят тебе те, которые благовествовали пастырям: мы научились прославлять, а не любопытствовать: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 )! Мы так возвещаем о Нем и «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

4. Если говорить об оправдании подробнее, то я нахожу в Священном Писании и в опыте четвероякое оправдание, что не всеми в должной мере различается, отчего нередко происходят недоумения и богословские споры. Первое оправдание совершается вне нас; тем не менее оно является основанием всего (Justificatio fundamentalis extra nos, in foro laesae Majestatis divinae ) – именно когда Христос в состоянии Своего уничижения и страданий, особенно на крестном древе, предстал вместо нас, как наш Ходатай и Поручитель (1 Петр. 3, 18; 1 Тим. 2, 6), пред строгим судом оскорблённого Божия величия, и в силу Своих заслуг, смерти и совершенного удовлетворения правде Божией был прощён и оправдан пред сим судом, замещая всех нас. Об этом оправдании говорит Сам Христос у Пророка: Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? (Ис. 50, 8), также и Исаия: От суда Он был взят (Ис. 53, 8), и Павел: Христос оправдан в Духе (1 Тим. 3, 16; см. ещё Рим. 6, 10, ср. со стихом 7). Адам был не только собою лично; он был неким всеобщим человеком, нашим родоначальником. Когда он пал, пали и все, родившиеся из него. И Христос совершал Своё дело также не для Себя одного ; Он был всеобщий Человек, венец всего, Отрасль (Зах. 6, 11), Начальник предназначенного к спасению человеческого рода. Когда Он был оправдан, то с Ним оправдались и все, принадлежащие Его роду (Деян. 17, 28) и рождённые из Него (Рим. 5, 12; 15). И всё сие столь несомненно и действенно, что все истинные верующие от сердца исповедают и могут засвидетельствовать пред другими, что поскольку Один за всех умер и был оправдан, то и все умерли и оправданы (2 Кор. 5, 15). Бог соделал Того, Кто не ведал ни единого греха, как бы грешником – за нас. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 19; Рим. 5, 10), и так послушанием одного сделались праведными многие (Рим. 5, 19; Ис. 53, 11). В силу этого оправдания Христова, вменённого нам, Бог оставляет времена неведения (Деян. 17, 30) и как бы «закрывает глаза» на грехи, соделанные прежде, во время долготерпения Божия (Рим. 3, 25-26); повелевает же людям всем повсюду покаяться, одновременно привлекая их Христовым воскресением к вере и оправданию (Деян. 17, 30-31). Ибо после того, как Сей как истинный Первосвященник вошёл со Своею Кровию во святилище (Евр. 9, 11-12), Божие сердце и Божия святыня отверсты теперь всякому, и самому наибеднейшему человеку. Его рука простёрта, чтобы спасать (Ис. 59, 1). Он просит и взывает чрез Своих посланников вовне и Своим Духом внутри нас: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Покайтесь и веруйте, что приблизилось Царство небесное (Мк. 1, 15). Если всё сие происходит с нами, то мы имеем часть в этом первом оправдании и входим во второе.

http://bogoslov.ru/article/5630266

Рождаясь от Святой Девы и Святого Духа, Иисус исполняет предвещание богоглаголивого пророка Исаии (см. Ис.7:14 ), справедливо наименовавшего Его «Эммануилом, что значит: с нами Бог» (ср. Мф.1:22–23 ). Бесконечная Божественная тайна окружает как рождение Иисуса по плоти, так и Его предвечное рождение от Отца по Божеству. Посему слова пророка Исаии: «но род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ) – можно отнести и к тому, и к другому. Ангел Господень, явившийся пастырям, называет новорожденного Иисуса «Христом Господом» (ср. Лк.2:11 ). В посланном от Бога имени: Иисус (Спаситель) – которое нарекли Новорожденному (см. Мф.1:22, 25 ; Лк.1:31, 2:21 ), предсказана Его Божественная миссия – спасение людей от греха. А спасать от греха может только Бог (см. Ис.43:11 ; Ос.13:4 ), потому что Он один имеет силу и право отпускать грехи (см. Мф.9:2–7 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:20–25 ). Само имя Иисус «показывает, что Он – истинный и по природе (vere et natura) Господь всех». Когда благочестивый и праведный Симеон Богоприимец берет в свои руки младенца Иисуса, то, исполненный Духом Святым, именует Его «спасением» (ср. Лк.2:30 ), потому что Иисус есть воистину Бог, Который как Слово по природе от Отца, а от Девы Он, Тот же Самый, по плоти. Иисуса сопровождают Божественные тайны и украшают Божественные свойства с самого рождения. При крещении же на Иордане Он открывает Себя как второе Лицо Пресвятой Троицы, как Сына Божия, как Бога. Сам Бог Отец голосом с неба свидетельствует о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ; Лк.3:22 ; Мк.1:11 ). Те же самые слова Бог Отец повторил при преображении Спасителя на Фаворе, когда Спаситель беседовал со святыми пророками Моисеем и Илией о Своем искупительном страдании за спасение человеческого рода (см. Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Но самое убедительное доказательство того, что Иисус есть воистину Бог и Господь, дано нам в Его досточудном и славном Воскресении. Очевидной реальностью Своего воскресшего тела Спаситель неопровержимо влияет и на такого скептика, каким был апостол Фома, и тот восторженно и радостно восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). «Апостол Фома осязал тело своего Господа,– говорит святой Иоанн Кассиан ,– и засвидетельствовал, что Он есть Бог, ибо Иисус не может отделяться от Бога». Как Воскресение Спасителя, так и Его Вознесение, и ниспослание Духа Святого на апостолов, являют и неопровержимо удостоверяют, что Иисус из Назарета – действительно Бог и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но мы можем последовательно проследить развитие мессианской идеи и в книгах Ветхого Завета. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю, – вот первое звено той непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Поэтому-то оно и называется первоевангелием ( Быт 3.15 ). С эпохи Ноя это обетование определяется несколько ближе и точнее: семенем жены называются лишь дети Сима, к которым и приурочивается история искупления ( Быт 9.26 ). Этот круг еще больше сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного еврейского народа, в семени которого (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию Апостола Павла – Гал 3.16 ) возвещается спасение и всех остальных наций ( Быт 12.3 ; Быт 18.18 ). Впоследствии и из потомства Авраамова выделена была раса Иакова ( Быт 27.27 ), позднее сам Иаков, в духе пророческого прозрения, дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт 49.8 и след). И чем дальше шло время, тем ближе и честнее определялись различные черты мессианского служения: так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти ( Чис 24.17 ), Моисей – о трояком Его служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор 18.18–19 ), о происхождении Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар 7.12–14 ), о рождении Его в Вифлееме ( Мих 5.2 ) и от Девы матери ( Ис 7.14 ), о торжественном входе Его в храм Иерусалимский ( Мал 3.1 ), о разных, даже мелких обстоятельствах Его крестных страданий и смерти ( Ис.53 ; Пс 21.17–19, 39:7–9, 40:9–10, 68:22 ; Зах 11.12 и др.), о Его славном воскресении ( Ис 53.9–21 ; Пс 15:10, 19:6–7, 40:11, 67:2 и др.), о наступлении Его благодатного царства ( Пс 21:28–32, 44:7, 14–17, 71.7–19 ; Иоиль 2.28 ; Ис.2 , Ис.35:1–2, 10, 61:1–2 ) и Его грозного второго пришествия ( Дан 7:25, 12:7 ; Зах 14:2–3, 9 и др.). Можно положительно сказать, что нет ни одной важной черты из эпохи и жизни Мессии, которая не была бы тем или иным путем предуказана в Ветхом Завете, или в форме ясного пророчества, или под покровом символов и прообразов; а пророк Исаия получил даже наименование «ветхозаветного евангелиста» за поразительную точность и полноту своих пророчественных прообразов жизни Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010