Вступим же, братия, в состязание с любите­лем состязаний, постараемся силою истины восстановить пад­ших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: если возможно, да минует . Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно вы­ражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога живого, — тогда Он, имеющий власть над всем, разде­ляющий всем все и подающий все, говорит Моисею: если бы (в русском переводе нет слов: кто даст) сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек (Втор.5:29)? Бог говорит: если бы сердце их было у них таково. Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Да­вид молится Тебе: сердце чистое создай во мне, Боже (Пс.50:12)? Пророки просят у тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: если бы сердце их было у них таково. Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как благий, и сказал так, однако, бла­женный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же тот, кто дает все, говорил: кто даст народу сему такое сердце ? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он чрез Иезекииля: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное , вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иезек.11:19; Иер.31:33)? Подобно тому, как там сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: кто даст , так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18), также отве­чает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякое непосредственное откровение есть Богоявление. Но формы Богоявления весьма различны. Елифаз Феманитянин имел видение «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне, Он стал – но я не распознал вида его – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца Своего»... ( Иов. 4, 12–17 и след.). Здесь Богоявление было главным образом внутренним. Смятенная душа Елифаза почувствовала присутствие Божества, но внешнее явление было темно и неопределенно. В противоположность этому Богоявление при Хориве было, прежде всего, внешним. Приближение Божие не смутило чистой души великого еврейского законодателя. «Явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста и сказал: Моисей, Моисей! он сказал: вот я! (Господи!)» ( Исх. 3, 2–4 ). Языческие правители царств, не имевшие истинного Богопознания и Богопочитания, но имевшие в своих руках судьбы народов, получали непосредственые откровения от Бога. Но эти откровения обыкновенно подавались им в виде загадочных снов, великое значение которых чувствовалось ими, наполняло их душу трепетом, побуждало искать разъяснения и приводило их к тому, чтобы принять наставления и разъяснения от истинных пророков: Фараона от Иосифа и Навуходоносора от Даниила. Таким образом, непосредственно посещавшее их Богоявление (внутреннее) не открывало им истины, но только направляло к тем, кому она вверялась и кто были ее носителями. Этим последним она открывалась иногда исключительно в виде внутреннего озарения, сверхъестественное происхождение которого они ясно и твердо сознавали (в таком состоянии, видим, написаны мессианские псалмы, 44 особенно), иногда это озарение соединялось с внешним знамением или явлением ( Ис. 4 , Иезек. 1, 37). Часто, мы видим, возвестителем Божественных определений пророкам был Ангел Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Выражаемое ими сострадание было столь глубоко и искренне, что Господь счел нужным обратиться к ним с утешением. Это произошло, вероятно, во время остановки при возложении креста Христова на Симона Киринеянина. «Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23:28). Здесь Господь, забывая о собственных страданиях, обращается Своим духовным взором к будущему еврейского народа – к тому наказанию, которое постигнет его за страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя сами иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших». Ибо приходят дни, когда благословение чадородия превратится в горе, и бездетные будут считаться блаженными. «Тогда начнут говорить горам: Падите на нас». – столь велики будут бедствия. Здесь речь идет опять же о разрушении Иерусалима Титом в 70 г. по Р. Хр. «Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Это, видимо, народная поговорка. Под «зеленеющим деревом» полным жизни Господь разумеет Себя, а под «сухим деревом» – иудейский народ. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? «Огонь идет на Иудею, – предсказывал пророк Иезекииль, – если зеленое дерево сгорело, то с какой силой он будет истреблять сухое?» (Иезек. 20:47).     Распятие    Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит «лобное место», и там распяли Его посреди двух разбойников, которых привели вместе с Ним. Голгофа – это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу. Предполагают, что этот холм имел название «лобного места» потому, что у его подножия часто лежали черепа казненных. Апостол Павел в послании к Евреям (Евр.13:11-12) указывает на особое значение того, что «Иисус пострадал вне врат». Когда Иисуса привели на Голгофу, то давали Ему пить вино со смирной (или уксус, смешанный с желчью). Это было вино, в которое прибавлялась смирна (один из видов смолы), чтобы помрачить сознание осужденного и тем облегчить его муки. Римляне называли такое вино усыпительным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Генгстенберг под «царем», как и в гл. 5:8, разумеет Царя небесного; но как там, по сделанному нами объяснению, надобно разуметь царя земного, так и здесь нет ни малейшего намека на то, что Екклесиаст увещевает к послушанию не земным властям, а Богу. Генгстенберг ссылается на то, что «в Ветхом Завете, едва ли можно найти хоть одно место, где бы заповедовалось послушание языческим правителям, как религиозная обязанность» (s. 194). Но он выпустил из виду след. места: Притч. 16:10–15; 24:21 ; Пс.45:1 и дал.; Иер.27:12, 13; 29:7 , Иезек.17:12 и д.; из Новаго Зав.: Мат.22:21; Римл.13:1–7 ; 1Петр.2:13–17 . – Ст. 3. «Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом слове». Первый член различно понимается экзегетами. Кнобель и Вайгинг думают, что удаление от царя значит оставление службы царю, так что Екклесиаст предостерегает здесь от попыток возмущения против царя, предупреждает самовольное отпадение от него и оставление верности и послушания ему. A Гитциг относит это увещание к отношениям иудеев к языческим царям, пред которыми, как нечистыми, иудей, строго соблюдающий закон о чистоте, не мог оставаться. Но едва ли общим выражением: «не спеши уходить от лица его» Екклесиаст хочет выразить такую, частную мысль; равно как простое выражение: «отходить от лица царского» не значит еще возмущаться против царя, оставить верность ему. Мысль слов «не спеши уходить от лица его» гораздо проще: если тебе случится когда войти в столкновение с царем, если ты предстанешь пред лице его с какою-нибудь просьбою, и царь окажется не особенно благосклонным к тебе, то ты не позволяй себе приходить в раздражение и тотчас уходить с негодованием на него; но с другой стороны (второй член стиха), не настаивай упорно на своем слове, если царь обнаружит злобное расположите к тебе, если он выскажет тебе , гневное слово, потому что упорным настаиванием ты ничего не успеешь а только более раздражишь гнев царя. Гитциг второй член стиха переводить: не останавливайся, не медли при худом повелении, – что значить: если царь повелевает что-нибудь дурное, то ты не сомневайся, не упорствуй в исполнении повеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

гл. 10). Поэтому и Моисей говорит: сие есть, еже рече Господь, глаголя: в приближающихся Мне освящуся (Лев. 10:3). Но освящение Божие служит наказанием для грешников. Затем говорится: и превращу тебя в пепел на земле, чтобы все, построенное тобою, истребил огонь угрызений твоей совести. Хотя ты должен был оставаться в покое в субботу и не делать рабского дела, однако ты собирал дрова в субботу, чтобы огонь имел, что пожирать в груди твоей. Он истребит также все злые дела, превращая в пепел, чтобы вполне угас пагубный огонь и чтобы все видели и изумлялись погибели и уничтожению царя тирского в течении не многих веков, но одного, или может быть навсегда, чтобы исполнилось написанное; „не пощажу тебя и не помилую» (Иезек. гл. 7). Евреи наряду с другими своими измышлениями и генеалогиями и нескончаемыми расследованиями обыкновенно объясняют эти слова, как сказанные против тирского царя Хирама, хотя от Соломона до Иезекииля прошло весьма много лет, которые люди в то время, очевидно, не могли прожить, и так произносят их, как будто бы пророк иронически говорит ему: не печать ли ты подобия Божия, полный мудрости и совершенный по красоте, не украшен ли ты всеми камнями, не херувим ли ты или не сотворен ли ты вместе с херувимом, хотя, наоборот, ты согрешил и должен превратиться в прах? И к басне своей они присоединяют чудо, говоря вопреки Писанию или без авторитета Писания, что Хирам жил тысячу лет. Но как натянуто такое толкование, это понятно для благоразумного читателя и без нашего суждения.    Ст. 20—26. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати (или утверди) лице твое на Сидон и пророчествуй о нем, и скажешь: так говорит Господ Бог: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь в тебе (или среди тебя), и узнают, что Я Господь, и когда произведу суд в нем (или в тебе) и явлю святость Мою в тебе (или в нем). И пошлю на него (или на тебя) моровую язву и кровопролитие на улицы его (или твои): и падут среди его убитые (или раненные) мечем (или мечами) со всех сторон, и узнают, что Я Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гл. XV. Ст. 1. И сказал мне Господь: хотя бы предстали предо Мною Моисей и Самуил, нет души Моей к народу сему. Ибо мы читаем, что они за народ противостояли гневу Господа и отвращали уже висевший над ним приговор. Хотя бы, говорит, восстали или пред очами Моими, или предо Мною те, из коих одному Господь сказал: остави мя и потреблю народ сей, то я все таки не послушаю их, ибо исполнилась мера преступлений народа грешного. Отгони их от лица Моего, и пусть они отойдут. Не но месту удаляются от Бога грешники, а волею, как читаем, что и Адам и Каин были отвергнуты от лица Божия (Быт. гл. 3 и 4). Ст. 2–3. Если же скажут тебе: ,,куда нам идти»? То скажи им: так говорит Господь: кто на смерть – на смерть, и кто на меч – на меч, и кто на голод – на голод, и кто в плен – в плен. И. Я пошлю на них четыре рода, говорит Господь, меч для убиения, и собак для растерзания и птиц небесных и зверей земных для пожирания и истребления. Четыре казни, на который обречен народ Иудейский, указывает и пророчество Иезекииля. именно меч, моровую язву, голод, зверей и плен (Иезек. гл. 14). Между зверями же разумей и собак и птиц небесных, коим преданы тела на растерзание, пожирание и истребление. Ибо невозможно, чтобы вся тварь не восстала на грешников, когда они презрели Творца. Ст. 4. И отдам их на ярость (или на возмущение и бедствия) всем царствам земли, из-за Манассии, сына Иезекии, царя Иуды, за все, что от сделал в Иерусалиме. Читаем в книге Дней что Манассия после плена и покаяния возвратился в Иерусалим и царствовал ( 2Пар.33:9 ). Но как заслуги святых, как например Давида и других, нисходят на потомков, так и наказания за грехи простираются или переходят на потомков, если дети и внуки делают тоже. Сказанное же: отдам их на ярость, или на возмущение и бедствия всей земли, и при Вавилонянах исполнилось отчасти, и теперь исполняется вполне, когда нечестивый народ подражал нечестивейшему царю, который наполнил Иерусалим от ворот до ворот кровью праведных. Из сего научаемся, что народ часто погибает по вине царей и князей и предстоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 20. Позорный плен Египтян и Эфиопов Предзнаменование о Египте и Эфиопии. Господь повелевает пророку Исаии снять вретище и обувь и так ходить три года, с той целью, чтобы таким действием предназнаменовать или предызобразить позорное пленение Египтян и Эфиопов. Подобные знаменательные (символические) действия употребляли и другие пророки (Иеремия и в особенности Иезекииль), чтобы через то сделать общеизвестным и общепонятным откровение воли Божией ( Иер.27:2 ; Иезек.4; 5 и др.). 1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его. (В лето, в неже вниде танафан во азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на азот и взя его). Азот (по еврейскому произношению Ашдод), город в земле Филистимской ( Нав.13:2–3 ), расположенный на берегу Средиземного моря, в древности так был укреплен, что считался неприступным. По свидетельству Геродота, Псамметих, царствовавший в Египте пятьдесят четыре года, в осаде большого города Азота в Сирии (т.е. на сирийском берегу Средиземного моря) провел двадцать девять лет и наконец взял его. Сказав это, Геродот прибавляет: «из всех известных нам городов Азот наидольше выдерживал осаду. 43 Этот же город осаждал могущественный царь Ассирийский Салманассар, но не взял его. Преемник его, Арна (по Еврейскому наименованию Саргон, за 721–702 г. до Р.Х.) послал своего полководца Танафана (по еврейскому произношению Тартана) взять Азот. Танафан осадил город и взял его. После этого Арна имел уже беспрепятственный доступ к Египту и мог угрожать Эфиопии. Вот в это время Господь и предсказывает рабство Египтян через предзнаменование (символическое действие). 2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. (Тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными    Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных?    Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо ««не здоровые имеют нужду во враче, но больные»« (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был »«поглощен чрезмерной печалью»« таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь», и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2).    Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: ««откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали»... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются    Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач.    Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных? Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо « «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» « (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был » «поглощен чрезмерной печалью» « таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь» , и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2). Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: « «откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали» ... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач. Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Да будет он для вас тоже, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской... (33–34) 12 . Ясно, что пришлец считается в числе ближних, на которых должна простираться любовь еврея, равная любви последнего к себе. Но что это за пришлец? «Что под пришлецом ( ­«ger») должно понимать не только того, кто принял иудейскую веру, но вообще того, кто, будучи не-иудеем, жил в иудейской стране, это строго филологически вытекает из того уже, что «ger» в 34 ст. употребляется в приложении ко всем евреям, когда они жили в Египте. Но, живя, в Египте, эти пришлецы=( ­»gerim»), конечно, не исповедовали египетской веры. Таким образом, еврей должен любить, как самого себя, даже и совершенно чуждого ему человека, чуждого в такой, напр., степени, в какой чужды в отношении к египтянам были его – еврея – предки. Вообще к мысли о приравнении иноземца-пришельца туземцу-еврею ветхозаветное Слово Божие возвращается не раз, в одном месте, напр., повелевая, чтоб был один суд как для пришельца, так и для туземца ( Лeb. XXIV, 22 ) 13 , в другом предписывая, чтоб при разделении земли, имевшей быть наследием двенадцати колен Израилевых, иноземцам, жившим среди последних, были отведены участки наравне с природными жителями, т. е., самими израильтянами (Иезек. XLVII, 13. 22. 23) 14 и проч. Словом, понятие: «ближний» ( ­rea), в виду сказанного, да и «согласно с еврейским словоупотреблением», вполне равносильно с понятием: «другой» (кто-бы это ни-был или даже чтобы это ни-было: сравн. Быm. XV, 10 и др.). Из объёма этого понятия не следует исключать даже и врага, о котором, по-видимому, здесь уже не могло бы быть и речи. Еврей обязывается любить и врага своего. Если, напр., он найдет вола врага своего или осла его, заблудившегося, то должен привести его к хозяину. Если увидит осла врага своего упавшим под ношею своею, то не должен оставлять его, но обязан развьючить его... ( Ucx. XXIII, 4. 5 ) 15 ). Чит. также вышеприведенное место из Лeb. XIX, 17. 18 и т. д. 16 , где уже довольно ясно намечена эта самая мысль 17 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010