Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете: «будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» ( Ис.2:2–3 ). «есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее» ( Песн.6:8–10 ). Чем выделяется Церковь ? Во-первых, Церковь Христова выделена тем, что Глава Церкви – Христос, а не какой либо человек: Христос поставлен «главою Церкви» ( Еф.1:22 ). Во-вторых, Церковь имеет научение Христово, а не людское: «Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею» ( Ин.17:14, 17 ). Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Чрез Церковь научение Христово стало известно не только на земле, но и на небе: «ныне соделалось известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). В-третьих, Церковь выделена руководством Духа Божия: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16, 26 ). «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.15:26 ...; Ин.16:13–14 ). В-четвертых, Церковь выделена особом целью – совершенствованием своих членов до богоуподобления: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). «воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес.4:3–4 ). «плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). «старайтесь иметь мир со всеми и святость» ( Евр.12:14 ) «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). «мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога» (значит, грех не к лицу нам, хотя и грешим), «и что мир во зле лежит» (и манит нас ко греху и злу). «Дети, храните себя от идолов (т.е. от языческого, идольского разврата) ( 1Ин.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Между тем не одни поля вифлеемские огласились славой лежащего в яслях Младенца, иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога ( Евр.1:3 ), но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек ( Флп.2:7 ). Перед рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит святой Златоуст, «некая невидимая сила», или, по мнению святителя Димитрия Ростовского , ангельская. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленит вся сыны Сифовы ( Чис.24:17 ). Слова сии, произнесённые прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, относят к событию рождения Спасителя Ориген , святой Киприан, писатели III века; святые Амвросий Медиоланский , Ефрем Сирин , Григорий Нисский , Амфилохий Иконийский , писатели IV века; также составитель пролога и святитель Димитрий, митрополит Ростовский, и Православная Церковь в своих песнопениях. Она называет родившегося Христа звездой, воссиявшей от Иакова. Необычайная звезда привела с востока на поклонение новорождённому Царю иудейскому волхвов или мудрецов ( Дah.1:20; V, II ), которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары – злато, ливан и смирну, – злато яко Царю, ливан яко Богу, смирну яко человеку смертну. Волхвы, по изъяснению св. Димитрия, митрополита Ростовского, и Церкви, были те цари Аравстии и Сава, из стран богатых золотом и благовониями ( 2Пар.9:1 ), о которых предсказали пророки Давид ( Пс.71:10 ) и Исаия ( Ис.60:6 ), и вероятно принадлежали останкам Церкви Данииловой и начаткам языческой. «Воссияв звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости наблюдателей звезды, мудрых хранителей вещаний древнего прорицателя Валаама, и явно принял их, приведённых (к Тебе), как начаток язычников. Дщерь Вавилонская влечёт к себе из Сиона пленных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами сынов (своих) – волхвов поклониться дщери Давидовой, приявшей в себя Бога. Вавилон владел добычей и пленённым богатством царства Сионского, а Христос привлекает в Сион путеводной звездой и сокровища его, и царей звездоблюстителей». По словам Козьмы Маиумского, «Ефиопия и Фарсис, острова Аравийские и Сава Мидийская пали пред Спасителем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первый и наиболее заметный образ, к которому прибегают Апостолы, описывая спасительные деяния Христа, — это образ невиновного, умирающего за чужие грехи. Согласно апостолу Павлу, евангельское возвещение состоит в том, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3–4), то же самое говорит и апостол Пётр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1 Пет 3:18). Сам Спаситель (Лк 22:37) указывает на то, что пророчество, содержащееся в 53 главе Исайи, говорит именно о Нём, а это пророчество выражает ту же мысль — невиновный умирает за грехи виновных. Пророчество использует самый прямой и недвусмысленный язык, который только возможен: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис 53:5–6). Наше прощение обретено тем, что за наши грехи умер другой, невиновный. Сам Господь говорит (а Церковь повторяет на каждой Литургии), что Его кровь проливается “во оставление грехов”, апостол Павел говорит о том, что благодаря жертве Спасителя мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов (Еф 1:7). У современного читателя это нередко вызывает недоумение — почему это было необходимо? Да, Писание говорит, что без пролития крови не бывает прощения (Евр 9:22), но почему? У многих в голове возникает карикатурный образ как бы раздражительного Бога, Который только и ищет, как следует покарать бедных грешников, пока наконец страшная смерть Праведника не располагает Его проявить снисхождение. Образ этот, конечно, не имеет отношения к действительности — Бог всегда и неизменно любит грешников и ищет только их спасения; сама крестная жертва есть проявление этой любви, а не её предварительное условие. Наше непонимание связано с тем, что мы часто понимаем под “прощением” перемену настроения — мы кого-то сильно ненавидели, скрежетали зубами, строили планы мести, а потом успокоились, отдышались, и решили не мстить. С нашей стороны “прощение” состоит в том, что мы оставляем обидчиков в покое и не пытаемся наказать их за то, что они сделали. Но когда мы говорим об отношениях с Богом, навсегда “быть оставленным в покое”, вне богообщения, это и значит погибнуть. Вечность без Бога — это и есть ад. Поэтому Божие прощение, которое действительно избавляет нас от ада, предполагает, что Бог принимает нас в общение с Собою, вводит нас в Свой чертог, признаёт нас Своими.

http://pravmir.ru/iskuplenie-vo-hriste-i...

За преступления народа Моего претерпел казнь. Первый и наиболее заметный образ, которому прибегают Апостолы, описывая спасительные деяния Христа, это образ невиновного, умирающего за чужие грехи. Согласно Апостолу Павлу, евангельское возвещение состоит в том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию( 1Кор.15:3,4 )», тоже самое говорит и Апостол Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ( 1Пет.3:18 )». Сам Спаситель ( Лк. 22:37 ) указывает на то, что пророчество, содержащееся в 53 главе Исайи, говорит именно о Нем, а это пророчество выражает ту же мысль – невиновный умирает за грехи виновных. Пророчество использует самый прямой и недвусмысленный язык, который только возможен: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. ( Ис.53:5,6 )». Наше прощение обретено тем, что за наши грехи умер другой, невиновный. Сам Господь говорит, (а Церковь повторяет на каждой Литургии) что Его кровь проливается «во оставление грехов», Апостол Павел говорит о том, что благодаря жертве Спасителя мы имеем «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов ( Еф.1:7 )». У современного читателя это нередко вызывает недоумение – почему это было необходимо? Да, Писание говорит, что «без пролития крови не бывает прощения. ( Евр.9:22 )», но почему? У многих в голове возникает карикатурный образ страшно раздражительного Бога, который только и ищет как следует покарать бедных грешников, пока, наконец, страшная смерть Праведника не располагает Его проявить снисхождение. Образ этот, конечно, не имеет отношения к действительности – Бог всегда и неизменно любит грешников и ищет только их спасения; сама крестная Жертва есть проявление этой любви, а не ее предварительное условие. Наше непонимание связано с тем, что мы часто понимаем под «прощением» перемену настроения – мы кого-то сильно ненавидели, скрежетали зубами, строили планы мести, а потом успокоились, отдышались, и решили не мстить. С нашей стороны «прощение» состоит в том, что мы оставляем обидчиков в покое и не пытаемся наказать их за то, что они сделали. Но когда мы говорим об отношениях с Богом, навсегда «быть оставленным в покое», вне богообщения, это и значит погибнуть. Вечность без Бога – это и есть ад. Поэтому Божие прощение, которое действительно избавляет нас от ада, предполагает, что Бог принимает нас в общение с Собою, вводит нас в Свой чертог, признает нас Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

4 . Обрати ны – «освободи от рабства и даруй возвращение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 5 . С Евр.: «Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего». 6 . Напитаеши нас хлебом слезным, и папоиши нас слезами в меру. С Евр.: «Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами, в большой мере». – «Здесь, – говорит бл. Феод., – переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал, напоил. Говорит же пророк: пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что, сетуя и воздыхая, вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты это, соразмеряя наказание с грехами». 7 . И врази наши подражниша 486 ны, т.е. неприязненные нам соседние народы смеялись над нами. С Евр.: «Положил нас в пререкание соседам нашим, и враги наши издеваются над нами». 8 . С Евр.: «Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 9 . Виноград из Египта принесл еси. «Пророк разумеет Израиля», говорит св. Афанасий. Еврейский народ, как виноград, перенес Господь из Египта и насадил в земле Ханаанской (Бл. Феод.). Еврейский народ нередко изображается под видом винограда, далеко и широко разросшегося в земле обетованной ( Ис. 5:1 ; Ос. 10:1 ; Иер. 2:21 ; Иез. 17:6 ; Мф. 20:2, 21:33 и в других местах). Здесь (9–13 ст.) – изображением величественного и любезного Богу виноградника псалмопевец умоляет Господа спасти Еврейский народ от плена и рабства. С Евр.: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее». 10 . Путесотворил еси пред ним – открыл и уготовлял Евреям удобный путь из Египта в Палестину; но с Евр.: «Очистил для нее (виноградной лозы) место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю», т.е. обетованную. 11 . Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия. С Евр.: «Горы покрылись тенью ея и ветви ея как кедры Божии». Продолжается сравнение Еврейского народа с виноградом. Св. Афанасий под сению разумеет служение по закону, под горами – «горы Силомскую и Сионскую, потому что в сих двух местах водружена была скиния», под ветвями – «пророков, под кедрами – небесные силы». Бл. Феодорит под горами разумеет крепость окрестных народов, под сению – владычество Израиля над сими народами, под кедрами – превознесенных народоправителей, под ветвями – царство Израильское». Сн. Пс. 71:8–11 . «Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Кипарисы радуются». Цари вавилонские во время своих походов на Палестину вырубили по дороге ливанские леса для надобностей своего войска (ср. Авв.2:17 ). Кипарисы, очень крепкие и не гниющие деревья, служили не только для постройки домов и кораблей, но и для изготовления копий и музыкальных инструментов ( 2Цар.6:5 ). Ис.14:9 . Ад пре­исподний при­шел в движе­ние ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; про­будил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с пре­столов их. Пророк царство мертвых изображает выступающим и говорящим как отдельное лицо. «Ад преисподний» – по-евр. scheol mittachat, т. е. шеол, находящийся внизу. Объяснение (см. Толк. Библия т. 1, c. 102). Евреи и во времена пророка Исаии, очевидно, представляли себе шеол – местопребывание душ умерших – находящимся под землею. Происхождение такого представления объясняется, вероятно, тем, что тела умерших обыкновенно погребались в земле. «Рефаимы» (от rapha) – существа слабые, тени. Но здесь, кажется, пророк этим именем хотел обозначить наиболее видных представителей шеола, как это видно из того, что он далее упоминает о сильных земли, царях. Может быть, он имел в виду при этом тех рефаимов, о которых говорится в книгах Моисея и Иисуса Навина, как о гигантах ( Быт.14:5 ; Быт.15:20 ; Втор.3:11 ; Нав.17:15 ). «Вождей» – по евр. attudej – козлов. В стаде козел обыкновенно идет впереди, как вождь. Ис.14:10 . Все они будут говорить тебе: и ты сделал­ся бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! Этот стих приводит восклицание обитателей преисподней. Ис.14:11 . В пре­исподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом тво­им; под тобою подстилает­ся червь, и черви – покров твой. Ис.14:12 . Как упал ты с неба, ден­ница, сын зари! раз­бил­ся о землю, по­пирав­ший народы. Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского. «Гордыня», т. е. вся роскошь, и шум, т. е. звуки арф, какими услаждался вавилонский царь (ср. Ис.5:12 ; Ис.24:8 ) сошли в преисподнюю, т. е. окончательно исчезли. Сам царь, мертвый, лежит, поедаемый червями, как какая-нибудь падаль... А раньше он горел ярким блеском, как денница (по-евр. heilel от глаг. halal – блистать), т. е. как блестящая звезда Венера, которая на южном небе блестит гораздо ярче, чем у нас, и которую ассирийцы называли mustilil (блестящая звезда).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Есевон» – город, находившийся к северу от Медевы ( Чис.21:25 ). «Елеала» – на 1/2 ч. пути к северо-востоку от Есевона. «Иааца» – это, вероятно, самый крайний пункт моавитской страны на восточной ее границе ( Втор.2:32 ). Ис.15:5 . Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик; Ис.15:6 . потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зеле­ни. От севера взор пророка обращается на юг моавитской страны. Пророк не может равнодушно смотреть на бедствия Моава и своим жалобным стоном предупреждает южные моавитские города о надвигающихся на них бедствиях. Пророк уже видит, как моавитяне бегут к Сигору (по-евр. Zoar). Этот город находился на юго-восточном берегу Мертвого моря. Здесь он назван третьей Эглой или, точнее, трехлетней телицей (Eglat – телица) как укрепление очень сильное, еще ни разу не взятое врагами, подобно тому как телица до трех лет не ходила под ярмом и, след,, имела непочатый запас силы (Plin. VIII, 4. 5). «Восходят на Лухит» с евр. правильнее перевести: «на восход Лухитский». Это – дорога, по которой с плачем идут моавитсхие беглецы. «По дороге Хоронаимской» – по пути к Мертвому морю. «Воды Нимрима». Этим выражением пророк обозначает лежавший к северу город Бет-Нимра в колене Гадовом ( Нав.13:27 ). Около этого города находились прекрасные пастбища, об опустошении которых пророк и говорит здесь. Воды Нимримских источников уже исчезли, и потому беглецы моавитские устремляются на юг. Ис.15:7 . Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, пере­носят за реку Аравийскую. Ис.15:8 . Ибо вопль по всем пред­елам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; Ис.15:9 . потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежав­ших из Моава и на остав­шихся в стране. «За реку Аравийскую» – с евр. точнее: «по ту сторону степного потока». Это – последний, юго-восточный приток Мертвого моря, в которое он впадает, протекая через Горэс-Сафиэ Эглаим – вероятно, на южном берегу Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господи! помилуй нас». Пророк воссылает Господу молитву о поддержке от лица всех, оставшихся верными Всевышнему. «Будь нашею мышцею», т. е. нашим заступником, – поборись за нас. «Добычу вашу». Здесь пророк обращается к ассирийцам, при удалении которых от Иерусалима евреи поспешат, конечно, завладеть огромной, забранной ассирийцами, добычей, которую те в панике бросят. Евреи так быстро заберут эту добычу, как быстро опустошает всю растительность известной полосы саранча (ср. Иоил.2:9 ). «Высок Господь», т. е. Господь превозносим будет всеми за свое великое дело, какое Он совершит с гордым Ассуром. «Судом и Правдою» – см. гл. 32, ст. 1, 16. В 6 и 7 стихе толкователи насчитывают семь блаженств мессианского времени: а) суд; б) правда; в) безопасность; г) спасение; д) мудрость; е) ведение; ж) страх Господень. Несомненно, что здесь мы имеем параллельное место к 11-й главе, где Самому Мессии приписывается семь даров Святого Духа ( Ис.11:2–3 ). Ис.33:7 . Вот, сильные их кричат на улицах; по­слы­ для мира горько плачут. Ис.33:8 . Опустели дороги; не стало путеше­с­т­ву­ющих; он нарушил договор, раз­рушил города, – ни во что ставит людей. Ис.33:9 . Земля сетует, сохнет; Ливан по­стыжен, увял; Сарон по­хож стал на пустыню, и обнажены от листьев сво­их Васан и Кармил. Настоящее положение Иудеи, однако, крайне бедственно. «Сильные их» – по-евр. arielim, т. е. жители Ариила или Иерусалима ( Ис.29:1 ), которые стояли теперь на улицах и громко кричали от страха под влиянием дошедших до них слухов о начальстве ассирийцев. «Послы для мира», т. е. иудейские послы, пришедшие с грустными вестями от царя ассирийского (ср. Ис.15:4 ). «Плачут» – конечно, о том, что их миссия не увенчалась успехом. «Ни во что ставит людей», т. е. царь ассирийский ни с чьими правами считаться не желает, и, кроме того, ему ничего не стоит ежедневно истреблять целые десятки неповинных людей. «Земля сетует». Пророк имеет здесь в виду опустошения, произведенные ассирийскими полчищами при их проходе чрез означенные здесь местности. Грубые завоеватели, конечно, не жалели ни вражеских лесов (Ливан и Кармил), ни плодоносных полей (Васан).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

Вследствие слабости правителей в государстве начнутся разные противозакония. Ис.3:6 . Тогда ухватит­ся человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти раз­валины под рукою твоею. Ис.3:7 . А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. Никто не захочет брать на себя бремя общественного служения. «Ухватится» – будет понуждать. «В семействе отца». Эти слова правильнее, согласно с грамматическим смыслом еврейского выражения, относить к следующему выражению: «у тебя есть одежда». Перевести все это можно так: «ты имеешь одежду» (т. е. какую-нибудь особенную, великолепную, которая присвоена была царям) в доме отца твоего; приди же и будь нашим начальником, возьми в руки эти развалины (буквально: это качающееся, угрожающее разрушением – символ серьезно больного, слабого государственного организма). «Не могу исцелить», точнее: не хочу быть врачом (chobesch). Это слово избрано пророком удачно как имеющее значение и врача, излечивающего раны (ср. Ис.1:6 ) и владыки (ср. Иов.34:17 ). «И в моем доме нет». Восточные шейхи обязаны принимать в своем доме своих нуждающихся подданных и поэтому должны иметь запасы пищи и одежды. Ис.3:8 . Так рушил­ся Иерусалим, и пал Иуда, по­тому что язык их и дела их – против Го­с­по­да, оскорби­тель­ны для очей славы Его. Ис.3:9 . Выраже­ние лиц их свиде­тель­ствует про­тив них, и о грехе своем они рас­сказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Пророк горько упрекает нечестивых иудеев за их открытое нечестие. В особенности обличает он нечестивых иудейских правителей, которые завели народ на край гибели и за это должны ожидать себе скорого суда Божия. Иудеи делают такие дела, которые оскорбительны для очей славы Всевышнего. Очи Господа, чистые и святые, не могут смотреть на гнусные дела иудеев. «Выражение лиц» – правильнее с евр. их чело, лоб. И у нас есть пословица: у него на лбу написано, что он человек негодный или глупый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010