Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, якоже Он есть ( 1Ин.3:2 ), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы… и узрите, и возрадуется сердце ваше ( Ис.66:13–14 ). Тогда будет новое небо и новая земля ( 2Пет.3:13 ; Откр.21:1 ). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: «…сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе… сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с ангелами воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоей избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас из зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих, как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Опустошение страны в отделе 40–66 представляется, как (издавна) определенное Господом (ср. 45:11; 42:24; 43:28), города Иуды называются «развалинами» (49:19), «пустынями вековыми» (58:12); об Израиле говорится; «будут называть тебя возобновителем путей для населения». То же мы видим в 33:8 и 37:26, где подобным же образом представляется нашествие Сеннахернма; «опустели дороги,.. он разрушил города,.. земля сетует, сохнет, Сарон похож стал на пустыню»; «разве не слышал ты (обращение к царю ассирийскому), что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?» Следует обратить внимание на сходство вопросительной формы речи в 37:26: «разве ты не слышал»?... и 40:21:28... – В начале 41-й главы мы слышим тот же призыв народам стать на суд, как и в 34:1–5; в той же 41-й главе (2 ст. и дал.) Господь представляется обращающим народы в бегство, как в 33:3. Далее, с 12-го стиха 40-й главы начинается как бы внезапно речь пророка о всемогуществе Господа и о совершенном бессилии идолов, богов народов и царств. Подобная внезапность легко объясняется, если видеть в 40-й и следующих главах ответ на настроение жителей Иерусалима при нашествии Сеннахерима (а не пленников, напр. вавилонских). Прямой повод к означенной речи пророка подавали надменные речи царя Ассирийского и военачальника Рабсака: «пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасет нас Господь... Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? где боги Сепарваима? спасли ли они Самарию от руки моей?» ( Ис.37:15, 18–20 ). В 40–44 гл. 46, 48 гл. как основание ничтожности идолов представляется то, что они суть изделие рук человеческих так же говорит о ничтожности идолов царь Езекия в своей молитве: «правда, о Господи, цари ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь (ср. 44:15–16; 47:15); но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их» (37:18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Основания православного учения о таинстве священства и церковной иерархии В Ветхом Завете пока истинное богопознание хранилось в недре патриарших семейств, родоначальники этих семей были учителями, священнодействователями и управителями Церкви, к чему они были призваны непосредственно самим Богом. Но потом Бог повелел отделить из среды своего народа, то есть народа еврейского, Аарона с его сыновьями и левитским коленом для служения при скинии свидения ( Исх.28:1–3 ). Моисей, конечно, по указанию Божию, разделил ветхозаветную иерархию на три степени: первосвященническую, священническую и левитскую. За семьсот лет до Рождества Христова устами пророка Исаии Бог предсказал, что в Новом Завете Он будет избирать Себе священников не от Ааронова только семени, но из всех, уверовавших в Него. Вот приду, говорит Господь, собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение и пошлю из спасаемых от них к народам… и они возвестят народам славу Мою. И представят всех народов в дар Господу… на Святую гору Мою во Иерусалиме, говорит Господь. Из них буду брать также в Священники и Левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ). В ветхом завете священники были только из колена Левиина, но, по пророчеству Исаии, должно было наступить время, когда Бог будет избирать Себе священников не только из колена Левиина и потомков Аарона, но вообще из верующих, как это и есть теперь – в новом завете. Новозаветное священство и началось не от колена Левиина, так как Христос, Вечный Первосвященник и Основатель новозаветного священства, произошел по плоти от колена Иудина ( Евр.7:14 ) и явился Первосвященником не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ; Евр.6:20; 7:11–22 ), и в священство новозаветное избираются люди не из одного какого-либо определенного рода, или колена, а из всех вообще верующих. 8 Зная какое великое служение предстояло апостолам, Христос, накануне избрания двенадцати апостолов, всю ночь провел в молитве к Богу Отцу, испрашивая у Него благодатной помощи на предстоящее для апостолов великое и многотрудное служение, к которому Христос намеривался избрать их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. «И родишь Сына , — сказал ангел, — и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31), Иисус же означает Спаситель. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она не подражает праматери Еве, но, напротив, исправляет Ее неосмотрительность и, выставляя заступником естество, вот как отвечает на слова ангела: «Как будет [мне] это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34), — «Ты говоришь невозможное, — говорит Она, — ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя. И если ты не говоришь противного [воле Его], то разреши недоумение, объяснив способ зачатия». На это посланник истины Ей [ответил]: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий » (Лк. 1:35), — «Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества высшей властью изменяет его пределы». Она же, услышав со священным благоговением имя, которое всегда чаяла и чтила, устрашилась кары за преслушание и изрекла слова, исполненные трепета и радости: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). 9. «О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия! — скажу тут и я вместе с апостолом. — Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). О, неистощимая благость Божия! О, неизмеримая любовь Его! Называющий «не существующее как существующее» , наполняющий небо и землю, Которому «небо — престол... и земля — подножие ног» (Рим. 4:17; Иер. 23:24; Ис. 66:1), соделал чрево рабы Своей Пространным жилищем для Себя и в нем совершил самое дивное из всех таинств. Ведь Он, будучи Богом, становится человеком, сверхъестественно рождается в [положенные] сроки рождения, разверзает [материнскую] утробу, не разрушая запоры девства; и подъемлется перстными руками [Тот, Который есть] «сияние славы и образ Ипостаси Отца, держащей все словом силы Своей» (Евр. 1:3)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Предмет этой песни составляют все цари Вавилонские, и особенно последний Вавилонский царь Валтасар – гордый, властолюбивый, жестокий тиран, убитый мечем при взятии Вавилона Киром ( Дан.5:10 ; Ксеноф. Кн. IV. изд. Стеф. стр. 66 и кн. V, стр. 73). Во-вторых: ели и кедры радуются о падении Вавилонского царя Ст. 8. И кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубит нас. На второй сцене являются говорящими ели и кедры Ливанские, под которыми разумеются цари, начальники, вельможи, которые, быв покорены Вавилонскими царями, хотя вовсе не лишены достоинства и власти, однакож много были унижены (подобно тому, как будто у дерев вершины срублены), долго стенали под тяжелым игом жестокого владычества Вавилонских царей ( Иер.25:18–20 ). Потому они теперь и радуются их падению. В-третьих: являются тени умерших царей, которые в аде укоряют Вавилонскаго царя. Ст. 9. Ад (шеол) преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретит тебя при входе твоем; пробудил для тебя тени (рефаимов), всех вождей земли; поднял всех парей языческих с престолов их. Ст. 10. Все они будут говорит тебе: и ты сделался безсильным 29 , как мы! и ты стал подобен нам! Ст. 11. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается черв, и черви – покров твой. На третьей сцене Пророк в олицетворении представляет ад, который будто пробуждает рефаимов – умерших царей и князей и повелевает им выйдти на встречу Вавилонскому царю и приветствовать его с приходом в дворец подземного царства, т. е. страну мертвых (ст. 9). Но повелению ада цари и князья так и сделали: встретив Вавилонского царя, вместо приветствия с приходом как бы насмехаются над его падением и унижением (ст. 10, 11). Шеол, ад, означает собственно обширную, подземную пропасть, – мрачное место ( Иов. 10:21, 22; 7:9 ; Пс.140:7 ), в котором содержатся души умерших. Шеол древние представляли в виде обширнейшего царства или крепости с воротами и крепкими запорами ( Ис.38:10 ) и разделяли его на три большие отделения, из коих в верхнем полагали рай, где находились души добрых людей и пользовались некоторою отрадою и светом; в среднем, более темном, содержались души людей не совсем добрых и не совершенно злых–в состоянии молчания, покоя ( Пс.93:17 ); а в нижнем–самом мрачном и ужасном отделении – тартаре заключены души злодеев и терпели различные, жестокие мучения. Шеол в Пс.93:17; 113:25 страною молчания, покоя, по крайней мере по отношению к первым двум отделениям; а последнее исполнено было ужасом, шумом, смятением, воплями страждущих злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Проповедь именуется Нагорной потому, что Господь произнес ее на горе, куда к Нему стеклись ученики и народ ( Мф 5:1 ). Как ветхозаветный закон Божий был дарован Израилю на горе Синай, так и евангельский закон Господь Иисус Христос даровал, взойдя на гору. Евангельский закон является новым Откровением Божиим, в котором Богочеловек Иисус Христос дополняет и углубляет заповеди Декалога. В отличие от закона Моисеева, требования евангельского закона обращены ко всем людям, с верою следующим за Спасителем Христом, то есть к новому народу Божию, составленному из представителей всех народов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5:3 ). Выражение «нищие духом» в буквальном смысле означает «добровольно нищие» или «нищие по велению своего духа». По словам святителя Василия Великого , «нищие духом — это те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: “пойди, продай имение твое и раздай нищим” ( Мф 19:21 ; Лк 18:22 ). Но если кто, приняв приключившуюся ему нищету, будет управлять собой по воле Божией, как Лазарь ( Лк 16:20–26 ), то и он не чужд Этой заповедью Господь обнадеживает тех, кто обделен земными благами, указывая на тщету мирских стяжаний, которым Он противопоставляет истинное богатство, обретаемое в вечном Царстве Небесном. Бедность и нищета принуждают человека возлагать надежду на Бога, о чем говорит Псалмопевец: «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» ( Пс 68:30 ); «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне!» ( Пс 69:6 ; см. также: Пс 73:21; 85:1–6 ). Также под «нищим духом» понимается тот, кто надеется не на себя, не на свой разум и таланты, а на Промысл Божий и на помощь благодати Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, нищие духом — это «смиренные и сокрушенные сердцем»; Господь называет «блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают», тех, «которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» ( Ис 66:2 )». По слову Псалмопевца, «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Сам Господь — Бог Неизменный, атрибутом Которого является вечность: «Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного» ( Быт. 21:33 ).  Вне всякого сомнения употребляемый здесь термин  «вечность» («‎» [евр.] — «αν»[гр.]) не имеет значения вечности  «предельной», «конечной», «оканчивающейся» , т. к. по отношению к Богу недопустима  «преходящая» вечность , как и немыслимо значение  «оканчивающегося»  по отношению к  вечному свету праведников . Свидетельствуя о бесконечности  блаженства святых, Св. Писание указывает на  бесконечность  наказания грешников, в том же смысловом контексте, посредством тех же слов, определяющих эсхатологический инфинитив. В Ветхом Завете: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной ( — ανιον), другие на   вечное ( — ανιον) поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). В Новом Завете: «И пойдут сии (грешники) в муку   вечную (κλασιν ανιον ), а праведники в жизнь вечную (ζων ανιον )» ( Матф.25:46 ) Св. Василий Великий указывает на это изречение Господа ( Мф.25:46 ) и единство значения дважды употребляемого здесь слова «вечность»: «Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную ( Мф. 25, 46 ), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9, 47-48 ); и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних,   обещают себе конец мучению , чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Сего Иерусалима образ — Иерусалима на прежней земле, в котором праведные предварительно готовятся к нетлению и приготовляются: к спасению. И сей скинии образ получил Моисей на горе, и ни что не может быть принято за аллегорию, все верно, истинно и существенно, быв создано Богом для наслаждения праведных людей. Ибо как истинно есть Бог, воскрешающий человека, так же истинно человек воскресает из мертвых, а не иносказательно, как я неоднократно показал. И как истинно он воскресает, так же истинно будет приготовляться к нетлению и будет возрастать и укрепляться во времена царства, чтобы был способным к принятию славы Отчей. Потом, когда все обновится, он истинно будет обитать в городе Божием. Ибо (Иоанн) говорит: «и сказал Сидящий на престоле: вот сделаю все новое. И говорить Господь: все напиши, ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось» (Отк.21:56). И это так должно быть. Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем    1. Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинно и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, — ибо истинен и верен Устроивший его, — но «проходит образ мира сего», т. е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом. И поэтому образ сей создан временным, по Божию предвидению всего, как я показал это в предшествующей книге, а также показал, по возможности, и причину сотворения временных вещей мира. Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом. А что это продолжится всегда без конца, Исаия так говорит: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я творю, пребывают предо Мною, так станет семя ваше и имя ваше (Ис.66:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Семени для Благословенного Потомка, Спасителя мира. В древней всемирной истории, или в Ветхом Завете еврейский народ является, – по свидетельству Св. Писания, – народом- «первенцем», хранителем истины и носителем в чреслах своих Св. Семени, народом-священником и царственным священством, взятым Богом в чрезвычайный удел Себе, однако в самом призвании еврейского народа, свидетельствовавшем, без сомнения, о высоком нравственном его достоинстве, указывалась Богом и цель его служения миру – благословение всех народов земли в Семени Авраама ( Быт.22:18 ), ибо от иудеев должно изойти спасение миру ( Ин.4:22 ), говорит Сам Иисус Христос, Спаситель мира. Следовательно, не мир существовал для иудея, а иудей для мира: «Не для одних иудеев, – говорит Афанасий Великий , – дан был закон, не для одних иудеев посылаемы были пророки; но, хотя посылались они к иудеям и терпели они от иудеев, однако ж для всей вселенной служили священным училищем к познанию Бога и к устроению духовной жизни» (Догм. Бог. пр. Макар. 1131). Поэтому миродержавная десница Божия в судьбах и в истории всего языческого мира явлена не менее, как и в истории еврейского народа. «Возвеселись, неплодная, нерождающая, – говорит Господь о всем языческом мире, о дщери Своей язычествующей, – воскликни и возгласи, немучившаяся родами. Не бойся, ибо не будешь посрамлена; не смущайся, ибо не будешь в поругании». «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель Твой – Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:1, 5–7 ). По свидетельству Св. Писания Бог во всем мире являл и являет Себя верховным державством: Он есть мироправящий Царь «всей земли» ( Пс.46:3–8, 94:3 ); Он царствует над народами ( Пс.46:9 ); обладает ими ( Пс. 21:29 ); «могуществом Своим владычествует Он вечно: очи Его зрят на народы, – да не возносятся мятежники» ( Пс.65:7 ); «судит народами праведно и управляет на земле племенами» ( Пс.66:5 ); Он «поставляет царей» ( Дан.2:21 ), каждому народу дает вождя ( Сир.17:14 ), дает народоправителю «державу и силу» ( Прем.6:4 ), «венчает его славою и честию» ( Пс.8:6 ), и вообще, следовательно, через царей земных, через вождей народа и через народоправителей управляет царствами, племенами и народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010