Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30) . 27. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии. 29. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее. 30. Что и сделали, послав собранное пресвитерам чрез Варнаву и Савла. В те дни (когда Варнава и Савл продолжали свою деятельность в Антиохии, как учителя в собраниях церкви; ср. ст. 30) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки: почему пришли, по собственному ли побуждению от Духа, посланные ли от общества христианского в Иерусалим, или рассеявшиеся из Иерусалима в числе прочих – не говорится. Пророки: между разнообразными дарованиями духовными, которыми так богата была первенствующая Церковь Христова, сообщался в обилии некоторым дар пророчества в тесном значении слова, как дар предсказания будущих событий, недоступных для естественного человеческого ведения ( 1Кор.12:10 ). Таким даром обладали пришедшие в Антиохию из Иерусалима пророки, как видно из пророчества одного из них – Агава. Это тот Агав, о котором упоминается еще раз после ( Деян.21:10 ). Этот Агав, встав, как можно думать, во время одного из богослужебных общественных собраний (ст. 26), предвозвестил Духом: точнее – означил (назнаменоваше – слав.), в соединении с каким-либо внешним образным действием предсказал, как и после он в соединении с образным же действием предсказал узы св. ап. Павла ( Деян.21:10 ). – Что по всей вселенной будет голод: предсказал он сие Духом, т.е. по особенному откровению Св. Духа. Так как он был пророк: то сие откровение, вероятно, было ему даровано под употребительнейшим из тех способов, какими сообщались откровения ветхозаветным и новозаветным (Иоанну в Апокалипсисе) пророкам, т.е. в видении, под покровом образов и символов. Одним из свойств пророческих созерцаний, зависящим от способа откровений им в видениях, замечается то, что у них что-либо великое и необычайное представляется под видом всеобщего, причем употребляются усиленные выражения, и – еще – созерцая будущие события, разделенные временем, на одной картине, как бы в перспективе, пророки не отделяют иногда событий, разделенных некоторыми промежутками времени, а представляют их как бы одновременными (оба эти свойства пророческих речей с особенной выразительностью обнаруживаются, например, во второй части книги пророка Исайи: Ис. 40–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

13 . Вижу, однако, в создании человека нечто еще более замечательное, чего я нигде больше не нахожу: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Этого не сказано ни о небе, ни о земле, ни о солнце, ни о луне. Непонятно, однако, как человек, созданный, по словам Писания, «по образу Божию», может быть плотским. Ибо форма тела не содержит в себе образ Бога, и сказано, что Бог «создал», а не «сделал» человека, как видно из последующих слов, где написано: «И создал Господь Бог человека», то есть образовал, «из праха земного» ( Быт.2:7 ). «По образу Божию» создан наш внутренний человек, невидимый, бестелесный, нетленный и бессмертный. Именно в этих свойствах образ Божий понимается правильно. Но если кто-то сочтет, что человек, созданный по образу и по подобию Бога, соделан из плоти, тот, по всей видимости, представляет себе Самого Бога из плоти и в человеческом обличии. Вне всякого сомнения, нечестиво так думать о Боге. Те плотские люди, у которых нет понимания смысла Божества, прочитав в Писании о Боге «небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ), представляют, что у Бога такое огромное тело, что Он сидит на небесах и простирает ноги Свои на землю. А думают они так, потому что у них нет ушей услышать слова Божьи о Боге, сказанные в Писании. Ибо утверждение «небо – престол Мой» должно понимать так, чтобы мы знали, что Бог пребывает и покоится в тех, чье «жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ). В тех, кто все еще поглощен земным, пребывает лишь самая отдаленная часть Его провидения, которая образно выражена упоминанием Его ног. Если кто-то из них возревнует и захочет совершенством жизни и возвышенностью понимания стать небесным, то тоже соделается престолом Божьим, став небесным через свое борение и образ жизни. Сказано также: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). О тех, чье «сокровище на небесах» ( Мф.19:21 ), можно сказать, что они небесные и суть престол Божий, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1) Необходимо, чтобы, приступая к молите, предварительно приготовить себя к сему. «Прежде даже не помолишися, – пишет Премудрый, – уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа» ( Сир.18:23 ). 2) Необходима живая вера и упование на Бога. «Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ). «Вся, елика аще вопросите в молитве верующе, примете» ( Мф.21:22 ). Кто молится без веры и упования на Бога, тот, по слову ап. Иакова, «подобен волнению морскому, ветры возметаемому... Да не мнит... яко получит что от Бога» ( Иак.1:6–7 ). 3) Необходимо глубочайшее смирение и благоговение, чтобы молились с полным сознанием нашего недостоинства и величия Того, пред Кем мы молимся. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «На кого воззрю, – говорит Бог через пророка, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Мытарь во время молитвы не смел и очей своих возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже, милостив буди мне грешнику”, и он оправдан сошел в дом свой» ( Лк.18:10–14 ). 4) Необходимо, чтобы молитва была искренняя и нелицемерная. «Егда молишися, не буди якоже лицемери» ( Мф.6:5 ). «Приближаются ко Мне люди сии усты своими, и устами своими чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя...» ( Мф.15:8–9 ). 5) Необходима чистота совести и сердца и жизнь добродетельная. «Ибо как Бог есть свет и тмы в Нем нет ни единыя, так и мы должны ходить в свете, дабы иметь общение с Ним ( 1Ин.1:5–7, 2:6, 3:3, 20–22 ). «Он Бог, не любящий беззакония; у Него не водворится злой; Он ненавидит всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:5–7 ). «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Бог через пророка. – Кто требует сего от рук ваших? Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете молитвы ваши, Я не слышу: ибо руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2. Ведь евангельская заповедь предписывает вырывать более корни пороков, чем плоды, которые, вне сомнения, по устранении побуждений никогда более не разрастутся: и ум сможет непрерывно укореняться во всяком терпении и святости, когда гнев будет изгнан не с поверхности действий и поступков, а из недр помыслов. И поэтому, чтобы не продолжалось человекоубийство, то гнев и ненависть, без которых преступление человекоубийства никоим образом не будет допущено, да будут истреблены: и всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду ( Мф. 5:22 ), и всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1 Ин. 3:15 ). 3. Ведь за чувство гнева, оттого, что он в сердце жаждет, чтобы погиб тот, чью кровь, как всем известно, он не проливал ни собственной рукой, ни копьем, он назван человекоубийцей у Господа, Который не только за последствия действий, но и за стремление воли и желание каждому воздает либо награду, либо наказание согласно с тем, что Он Сам сказал через пророка: Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки ( Ис. 66:18 ), и еще: совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков ( Рим. 2:15–16 ). Col. 350. Глава 21. О том, как понимать, что в словах Евангелия: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду ( Мф. 5:22 ) – прибавлено « напрасно ». Однако в некоторых экземплярах встречается: Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду ( Мф. 5:22 ), и следует знать о том, что слово напрасно добавлено избыточно теми, кто не считал, что следует устранять гнев, возникший даже по справедливым причинам, хотя никто, какая бы причина его ни взволновала, не скажет, что разгневался без причины. Поэтому, как кажется, это добавлено теми, кто не понял замысла Писания, желающего всячески отсечь язву гневливости и не оставить совсем никакой возможности для гнева, чтобы мы, получив повеление гневаться с причиной, не усмотрели бы в этом повод гневаться и без причины. Ведь цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться праведно, а в том, чтобы не гневаться вовсе. Хотя мне известно, что некоторые это напрасно толкуют так, что гневается без причины тот, кому не позволено в гневе добиваться мести. Однако лучше сохранить так, как это написано во многих новых и во всех древних экземплярах.

http://azbyka.ru/vopros/chto-znachit-nap...

32:32). И кротчайший Давид, когда сын его злоумышлял против него, открыто проявляя ненависть к его женам и ища его самого убить, то этот, кроткий, праведный и незлобивый, плакал о нем (2 Цар. 13:37). Так же и когда Семей поносил его и бросал камни, то он не разгневался на него, но сказал отрокам своим, возгоревшимся намерением убить того: оставите его… проклинати Давида (2 Цар. 16:10). Посему справедливо говорил: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1). Поэтому умонастроения этих боговещанных мужей представляют собой достаточный пример для желающих [приобрести] их кротость и незлобие, чтобы вместе с ними услышать от Господа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5), поскольку кротость по Богу есть дело благоугодное и послушное. Ибо: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Сладкое зрелище — успокоившееся море, но оно не столь сладкое, как мирное устроение [души]. В успокоившемся море плещутся дельфины, в мирном же устроении [души] раздаются речи благопристойные. Говорит же и Иаков: Посему, отложив всякую злобу и нечистоту, в кротости [сердца] примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21). Песнопевец же [Col. 1793] Давид: Приемляй кроткия Господь, смиряй же грешники до земли (Пс. 146:6) и: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Пс. 24:9). И другой: люди смиренныяспасет Господь и очи смиренных спасет (ср. Пс. 17:28). Благой же наш Господь: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:29-30). Ему же слава во веки. Аминь.    Не творить несправедливости повелевает еще Ветхий Закон. То же, что следует терпеть несправедливость и благодарить, заповедует Новый, а скорее Исполнитель Закона, ведущий человека к совершенству и усыновлению: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Посему желающему облечься в блистающую победу следует не только мужественно переносить тех, кто его оскорбляет и творит несправедливость [по отношению к нему], но и отдавать творящему несправедливость больше того, чем тот желает забрать, и его дурное вожделение [ему следует] превзойти обилием собственной щедрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

5) Внешние (положительные) мучения грешников. То, что грешники страдают, будучи отлучены от Источника жизни и радости, лишены славы праведников, терзаются муками совести и раскаяния, испытывают ужас неудовлетворенности греховных страстей и пожеланий это действительно так, но это только половина правды. Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский , не означают « только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь геенский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол (Так Откр.20:15 ; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30 . Мк.9:44 ; Ис.66:24 ; Евр.10:21 ). Учители Церкви никогда не ограничивали казней вечности одними естественными страданиями грешника, и, хотя принимали многие изображения состояния осужденных за несобственные, во огне гееннском видели положительное наказание правды вечной ». Комментируя слова апостола Павла о том, что « праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,  а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,  которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его » ( 2Фес.1:6-9 ), свт. Феофан Затворник пишет, что « будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений ». Свт. Василий Великий предостерегая от совершения грехов, рекомендует представлять себе « страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное — по жестокости их воли, и лица подобны ночи — по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд ». Таким образом, неправильно говорить, что муки ада есть лишь естественное следствие удаления грешников от Бога и их внутреннего терзания. Священное Писание и святые отцы вполне четко утверждают положительное наказание грешников со стороны Судьи. Что является источником страданий грешников в аду?

http://azbyka.ru/muki-adovy

64 Здесь Составитель возвращается к теме «виноградника» как символа избранного народа. В тексте Палеи идёт речь о прегрешениях иудеев против истинной веры. Перечисленные обличения заимствованы из толкований на притчу о злых виноградарях ( Мф. 21:33–41 ; Мк. 12:1–9 ; Лк. 20:9–16 ). В ней под виноградником подразумевается ветхозаветный народ, либо Св. Писание, либо всё духовное, что заключается в Писании и законах или в истории, словом, то, чего, по христианским понятиям, лишились иудеи. Посланные рабы были ветхозаветные пророки, а напоследок был послан Сын Божий, явившийся во плоти. Но злые виноградари убили и пророков, и Сына Божия. За это их самих Господь погубит, а виноградник отдаст другим (см.: Феофилакт–1993. Ч. I. С. 194–195, 346–347; Ч. II. С. 210). 65 Ср. в РСБ: «Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 66 Ср.: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» ( Притч. 8:22–26 ). Под предвечной Премудростью Отцы усматривали Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая Её с Словом Божиим (см.: ТБ. Т. 4. С. 450). – А.М.К. 67 Вероятно, при включении этого отрывка из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского произошла перестановка: «Но пусть иудеи идут в свой огненный свет и пламень, который они разожгли, как говорит великий Исайя. Мы же, оставив это, скажем, что говорит святой Василий...» (Шестоднев–1996. С. 144). На деле эта фраза восходит не к Василию Великому, а к книге пророка Исайи ( Ис. 50:11 ). Она стала типичным выражением древнерусских книжников, в адрес жидовствующих еретиков её употребляет Иосиф Волоцкий (См.: Иосиф Волоцкий–1993. С. 84). Это отражает словесные приёмы полемической риторики, а более обширный вопрос о идейном и текстуальном влиянии Палеи на древнерусские антииудейские сочинения ещё ждёт своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

66. Ибо и им Он благовествует, как свидетельствует Он Сам, взяв [книгу] Исаии и прочитав: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня... проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение»;.. закрыв же книгу и отдав служителю, сел»; и когда все [очи] были устремлены на Него,.. говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4, 18–21 [ Ис. 61, 1 ]). § XI 67. Нужно знать, что толиким Евангелием охватывается и всякое благодеяние, свершенное для Иисуса, как, например, [поступок женщины], творившей худые дела (ср. Лк. 7, 37 ), но раскаявшейся и смогшей благодаря искреннему удалению от зла возлить благовоние на Иисуса (ср. Мк. 14, 3 ) и распространить по всему дому запах мира (ср. Ин. 12, 3 ), обоняемого всеми, [находившимися] в нем 52 . 68. Потому и написано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие во всех народах, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26, 13 ). Ясно, что к Иисусу относятся [благодеяния], свершенные для учеников Его. Ведь, указывая на испытавших добро, Он говорит его сотворившим: «Кому вы сделали это, то сделали Мне» ( Мф. 25, 40 ), – так что всякое благодеяние, свершенное нами по отношению к ближнему, вносится в Евангелие, записываемое на небесных скрижалях и читаемое каждым, кто удостоен знания всего. 69. Но и с другой стороны часть Евангелия отведена для обличения согрешивших против Иисуса. 70. В Евангелие включены и предательство Иуды ( Мк. 14, 10 ); и крики нечестивого народа: «Истреби от земли такого!» ( Деян. 22, 22 ); и: «Распни, распни Его!» ( Лк. 23, 21 ); и глумления увенчавших Его терниями (ср. Мф. 27, 29 ); и тому подобное. 71. Следовательно, можно заключить, что всякий предатель учеников Иисуса считается предателем Иисуса. В самом деле, Он [гово­­рит] [пока] еще гонителю [христиан] Савлу: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – и: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян. 9, 4–5 ). 72. Кто же те обладатели терний, которыми они увенчивают Иисуса, бесчестя [Его]? Это подавляемые «заботами, богатством и наслаждениями житейскими», которые, получив Слово Божие, «не плодоносят» ( Лк. 8, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010