Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе ( Ис.45:14 ), каковой был исключительно в век Исайи ( Ис.18:2, 7 ). Многие народы вели войну с иудеями ( Ис.41:11–12; 42:25 ), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1 -й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–25 ). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1–3 . Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи – 42:1–3 ­­ Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? ( Ис.53 ­­ Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. ( Деян.8:32–35 . Ср. Рим.10:13–12 ­­ Ис.65:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце). Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й), в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 (LXX)) никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню ап. Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27), во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть»), причастен - Пс 77. 65 ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126). В. с. в православном богослужении с XI в.

http://pravenc.ru/text/150073.html

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Грядущее явление Господа – это зерно эсхатологии мессианства Израиля. Пророки неустанно вспоминают в своей теофании Авраама, выход из Египта, дарование Торы на Синае, завоевательную войну, союз с Давидом ( Ис.10:26, 11:15, 43:16, 51:10, 52:12, 48:21 ; Ос.2:17 ; Иез.37:26 ). Господь явится, чтобы судить землю, приговорить преступника, спасти невинного и покарать нечестивцев. Спасение тесно связано с идеей суда Господня. Господь справедлив и милосерден, он покарает своих врагов и врагов своего народа ( Ис.27:1 ). И эта победа разрушит окончательно беззаконие, которое противостоит царству любви. Языческие боги будут низвергнуты ( Соф.2:11 ), могущество зла будет уничтожено ( Иер.25:15 ; Иез.25, 32 ), беззаконию не будет больше места в Израиле ( Ос.4:1–2 ; Мих.6:1–4 ; Иер.11:9–13, 20:6 ). Кара придет как голод, чума, огонь, дрожь земли, ужасы войны ( Иер.14:12 ; Иез.6:11 ; Ам.1:4, 2:13, 5:3 ; Ис.5:25 ; Иер.15 ). Поскольку наказание за преступления должно предшествовать царству справедливости. Этому дню предшествует возрождение Израиля в райской прелести: Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение ( Ис.51:3 ; Ос.2:20 ). Мир воцарится на земле даже среди животных; больше не будут умирать дети; человеческая жизнь будет очень долгой ( Ис.65:20 ). Поскольку в день Господа живой Бог провозгласит триумф жизни над смертью. Так миф о потерянном рае кристаллизуется в ожидание Земли обетованной. Когда она завоевана – человек грезит о времени ее освобождения от сил зла, о дне всеобъемлющего искупления. Амос, первый из великих пророков-писателей, делает акцент на катастрофах, которые будут сопровождать день Господа ( Ам.7, 8, 9 ), не светлый, но сумеречный ( Ам.5:18–20, 8:9 ). Спасение придет лишь для праведников, лишь они будут защищены от апокалиптических катастроф. Для них царство Давида возродится в своем былом могуществе, в эру мира и счастья, которая последует за судом Господа. Осия также делает акцент на Израиль как на центр эсхатологии: он будет избавлен благодаря силам любви. Мысль Исайи и Михея простирается на всю вселенную: спасение Господне ожидает не только Израиль, но и другие нации, даже природу, поскольку небеса и земля будут обновлены в день Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем можно сказать, что диавол наподобие человека того [бесноватого, исцеленного Господом; см. Мф. 12:22] овладел и владеет Израилем. Когда израильтяне жили в Египте и находились под властью фараона, нечистый (дух) был у них. А когда Господь послал им спасителя, который вывел их (из Египта), то нечистый убежал, и они исцелены были. «Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от погибели» (ср.: Пс. 106:20). Провел их чрез море, дабы освятились, и не захотели; и провел их чрез пламень огненный, и не очистились, как засвидетельствовал и апостол (1 Кор. 10:1–5). Итак, нечистый (дух), изгнанный из них, прошел по местам безводным (Мф. 12:43), то есть по язычникам, чтобы найти себе покой, но не нашел, так как и язычники услышали голос Божественного предречения: «кои некогда жаждали воды» и пр. (ср.: Ис. 55:1); и: «язычники на Него надеяться будут» (Рим. 15:12. Ср.: Ис. 11:10); и: «дал Тебя в желание народа и в надежду язычников» (ср.: Ис. 49:6). И поскольку пустыня язычников сделалась вместилищем вод (Ис. 41:18), то (нечистый) отыскал и нашел себе покой в народе израильском; посему и сказал: «возвращусь в мой прежний дом с семью товарищами моими», и, вошедши, жил в этом народе сообразно с семиричным числом дней [т. е. жил в нем с семью товарищами своими, которых взял сообразно с семью днями недели] и разрушил все служение веры их. Далее. Семь, которые обитали в нем, суть те, о которых сказал Иеремия: «зачала и родила семи» (ср.: Иер. 15:9). Отяжелело чрево ее, и родила одного тельца в пустыне (Исх. 32:4), двух тельцов Иеровоама (3 Цар. 12:28) и подобие четырех лиц Манассии. А слова: «заходит солнце» (ср.: Мк. 1:32), — сказал потому, что Израиль жительствовал во мраке, при свете луны пророчества [в противоположность солнечному свету Христова учения]. «Ночь, — говорит, — будет вам вместо видения, и тьма будет вам вместо предвещания» (ср.: Мих. 3:6), — что значит, когда (нечистый), выйдя из человека, ходит кругом, блуждая, это согласно с его природой. Господь выразил приговор над народом этим, говоря: «так будет сему роду», то есть во дни пророков вышел из них нечистый [во дни пророков хотя и вышел нечистый дух, но теперь возвратился вновь к ним], ибо он есть грех. Ведь Бог, отделив некую часть их, поселил в Вавилоне, и пророки засвидетельствовали, что (Бог) изгладил от них грехи, поскольку Писание говорит: «столетний будет умирать юношей, а столетний грешник будет проклят» (ср.: Ис. 65:20). В другой раз отверг их во дни Господа, найдя их полными коварства на Избавителя своего. Поскольку грехи их сделались больше прежнего, так как они завершили убийства пророков и Христа возвели на Крест, потому, как сосуды негодные, были сокрушены и выброшены вон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Благочестивые иудеи ежедневно молились Богу о восстановлении Иерусалима. Новый Иерусалим как ветхозаветный образ ( Ис. 65:18 ) стал олицетворением грядущей надежды иудеев, независимо от того, шла ли речь об обновленном и очищенном Иерусалиме (Тов., «Псалмы Соломона), или (как в данном случае) о новом городе, грядущем свыше (вероятно, 4 Езд.); город, сходящий с небес, будет совершенным, построенным Самим Богом (это упование описывается в ряде текстов). В некоторых апокалипсисах (2 Вар.) говорится о том, что праведные будут обитать на небе; в ранней еврейской литературе, например в КнигеЮбилеев, говорится, что Бог низойдет с неба и будет пребывать среди Своего народа. 21:3 . Скиния всегда символизировала собой пребывание Бога среди Своего народа ( Исх. 25:8,9; 29:45 ; 3Цар. 6:12,13 ); Бог также обещал «обитать» со Своим народом, как это было предусмотрено Его заветом-договором с ними ( Лев. 26:11,12 ), особенно это касается грядущего мира, в котором не будет места греху ( Иез. 37:24–28; 43:7–10 ; Зах. 2:11 ). 21:4. Эти картины навеяны образами из Исайи: 25:8; 35:10; 51:11; 65:16–19. 21:5 . Об обетовании по поводу нового творения см. в коммент. к 21:1; о Божественной премудрости, духовно «творящей все новое» в настоящем времени, ср.: Прем. 7:27 . 21:6. Об Альфе и Омеге см. в коммент. к 1:8. Образ грядущего века включал в себя понятие об изобилии воды (напр.: Ис. 35:1,2 ; Иез. 47:1–12 ; см. коммент. к 22:1); о даровании воды жаждущему ср.: Ис. 55:1 . 21:7 . Бог в Ветхом Завете называет Израиль Своим сыном (это выражение также наследует более поздняя еврейская литература); те, кто стал Его детьми, были частью сообщества, с которым Он заключил завет-договор и которые унаследовали Его обетования о грядущем времени. Бог обещал Своему народу, который пройдет через все испытания, наследство грядущего мира ( Зах. 8:12 ). Выражение «буду ему Богом, иОн будет Моим народом» – характерная ветхозаветная формула завета (как и в «Книге Юбилеев). 21:8. Часть ветхозаветного обетования (напр.: Ис. 66:24 ), которое известно и из еврейской литературы, заключается в том, что устоявшие во всех испытаниях праведные не разделят своего наследства с теми, ктонепрестанно противостоял им. Перечни грехов часто встречаются в древней литературе. «Лжецы» может относиться к идолопоклонству ( Ис. 44:20 ; Иер. 10:3 ) или к ложным учениям ( 1Ин. 2:22 ), например, речьможет идти о культе императора и о лжепророках – против чего выступает Откровение; большинство других грехов в этом перечне совершаются теми, кто преследовал церковь или был отступником.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

в) «И из них (т. е. верующих, собранных из всех стран и народов, 18–20 ст.) Я выберу Себе жрецов и левитов, сказал Господь» (21 ст.). Это значит, что древнее священство, принадлежавшее по праву рождения потомкам Левия, будет отменено, как не оправдавшее своего назначения ( Иез. 3:4, 3:6, 22:24 ), и заменится новым, которое уже будет принадлежать не одному какому-нибудь народу или племени, но способным и достойным из всех народов, уверовавших во Христа (ср. выше толков. Ис. 61:5 ): тогда-то, по выражению бл. Иеронима, бывшие хвостом станут головою и наоборот – бывшие головою обратятся в хвост (ср. Втор. 28:13, 44 ). 22–24 ст. В заключение настоящей главы повторяется высказанная выше (10–17 ст. и еще раньше 65:13–18) мысль о различии судьбы: 1) истинных чтителей Бога в общении с церковью и 2) неверующих, находящихся вне церкви. 1) Членам церкви пророк от лица Божия обещает: а) прочное непоколебимое существование. Ибо как (яко, ν τρπον) новое небо и новая земля, которые Я творю (65:17), пребывают (μνει) предо Мною, говорит Господь, так будет стоять племя (семя) ваше и имя ваше» (22 ст.). Новым небом и новою землею здесь, как и выше (65:17), называется устроение на земле благодатного царства Христова или церкви, о которой дано обетование, что оно будет существовать до скончания века ( Дан. 2:44 : возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется) и что даже силы ада её не одолеют ( Мф. 16:18 : на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей). Отсюда употребленное пророком сравнение получает такой смысл: доколе будет существовать на земле церковь Христова (а она имеет пребывать вечно), дотоле не прекратятся и верующие во Христа (семя ваше – ср. выше 53:10–12), и самое имя их (ср. выше 65:15) не исчезнет. и б) постоянное и непрерывное совершение празднеств для прославления Бога. «Тогда из месяца в месяц (ежемесячно), из субботы в субботу (еженедельно по субботам) будет приходить (будет и приидет) в Иерусалим всякая плоть на поклонение (поклонитеся) предо Мною, сказал Господь» (23 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Меня поразил интерес к этой теме. Здесь, среди нас спорщиков нет Христа. Здесь он не нужен. Спор ради спора, не более того. Скажу больше. Я очень внимательно посмотрел видеоматериал встречи христиан с мусульманами - дискуссию об истинной вере. Там не было любви. Где нет любви, нет истины. Есть ли в этом обмене мнениями любовь? Я сомневаюсь. Царствие небесное отцу Даниилу. Не хотелось бы, чтобы имя этого священника использовали для создания распри среди христиан. Алексей Ситало 24 июля 2013, 12:28 Там же стоит не: научая тем и нас земное отечество любити! Алексей Ситало 24 июля 2013, 10:24 Романъ, Вы не ответили на вопросы к отрывку из повести о Варлааме и Иоасафе. Вы прекрасно знали, когда писали свой что и уранополитизм учитъ, что недостаточно просто именоваться Вопроса не прозвучало к словам из акафиста мч. Трифону никакого. Вы предлагаете их оценить? Романъ 23 июля 2013, 12:48 Вы опять не ombjmuлu на неудобный для Васъ вопросъ про мученика Трифона. Впрочемъ я бы могъ привести еще npuмjpы. Но лучше постараюсь молиться за Васъ. Все. Ромей-3 17 июля 2013, 21:07 Исповедовать надо не христианство,а Христа,тогда и станешь христианином,а не наоборот. Об этом и говорят " уранополиты " ,ибо христианство можно превратить в формально-обрядовую систему,что Россия и пережила. В Символе Веры Церковь названа единой,святой,соборной,апостольской. Еще она называется православной,а члены ее кафоликами. А если христиан назвать мессианами,то все пропало или мы просто с греческого на еврейский перешли? Помнится, во Христе нет ни грека ни еврея,но новая тварь... Алексей Ситало 17 июля 2013, 20:30 Отвергающие уранополитизм берут грех на душу, так как, по слову Господа через пророка Исаию из главы 65 " забыли святую гору Мою " (Ис. 65:12) и не следуют за уранополитами - канонизированными святыми, ап. Павлом, праотцами, пророками,которые образцы и примеры для верных. Они часто вступают в противоречие со словами пророка Исаии: " Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце " (Ис. 65:17)

http://pravoslavie.ru/61669.html

17. Итак, видите, что вера от слышания, как ныне, - слышание же от откровения (божественного). 18. Но говорю (спрашиваю): разве не слышали Евреи? - Напротив, - ибо по всей земле прошел голос Апостолов (Пс.18:5). 19. Но, может быть, когда слушал мир, Израиль не слыхал? - Напротив, - ибо прежде Моисей говорил: я возбужу в вас ревность из-за Не-народа моего, из-за народов несмысленных раздражу вас (Втор.32:21). 20. И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (Ис.65:1). 21. К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (неслушающемуся) и противоречащему (Ис.65:2). Глава XI 1. После этого, открыл и разъяснил из писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом, опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев, и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? - Никак. Ведь сам Я, который был избран, не из него ли? Разве Я не Израильтянин, из наименьшего колена Вениаминова? 2-4. Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, и именно - как такой, который Он предуведал. Тех немногих, кои уверовали, назвал (Апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3Цар.19:14.18). 5-6. Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. 7. Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но, хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако - не все лишены были его, поелику до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, кои совершенно ослеплены до некоего времени. 8. Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, - и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ис.29:10; Втор.29:4). 9-10. И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (Пс.68:23-24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/890/...

Иудеи знали, что придет Мессия, знали и время Его пришествия ( Быт.49:9,10 ; Дан.9:24–27 ; Агг. 11:1–10 ; Мал.3:1 ), и место, где имел родиться Спаситель мира ( Мих.5:2 ), и колено, от которого Он имел произойти ( 2Цар.7:16 ; Ис.9:1–3 ; Иер.23:5:16 ), равно как и все обстоятельства Его земной жизни, начиная с рождения и до самой смерти и воскресения ( Ис.9:1,2; 7:1–3; 26:19; 35:3–6; 53:7 ; Ос.6:3 ; Зах.9:9; 11:12,13; 12:10 и др.), знали, что Он будет Еммануил ( Ис.7:14 ), то есть, человек и вместе Бог крепкий ( Ис. 9:6 ) или Сын Божий ( Пс.2:7; 109:3 ), и не смотря на то, когда Сын Божий пришел к ним и начал говорить, что Он – Мессия – Христос ( Ин.10:24:25 ), не уверовали в Него; во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ), и не только не приняли, но и распяли, как злодея и богохульника ( Ин.10:30,33 ; Мф.26:65 ). Удивительно ли, что и Христиане по имени только, а не по вере и жизни, несмотря на то, что знают о пришествии антихриста, его делах и свойствах, когда сын погибели и враг Божий будет выдавать себя за бога, уверуют в него? «Апостол Павел пишет, говорят раскольники, яко сести ему (антихристу) в Церкви Божией, показуя себе, яко бог есть; Златоуст же глаголет: не во единой, но в церквах, – во множественном числе полагает; и аще, по Апостолу, в церкви единой, то како мощно во едину церковь от всея вселенные на поклонение ему собратися. Глаголет бо Тайновидец – и поклонятся ему вси живущии во вселенной, яко богови святому, аще же, по Златоустову, во многих, то како мощно единому человеку во многия церкви себе разделити» 157 . Решить это возражение очень нетрудно. Выражение: сидеть (καθισαι), по неоднократно одинаковому употреблению в Священном Писании ( 1Кор.6:4 Еф.1:20:21 ), соответствует понятью господствующего управления. Смысл, следовательно, слов Апостола будет такой: после того, как антихрист «разорит всех богов и повелит кланяться себе вместо Бога» 158 , после того, как люди признают его своим царем и богом, он сядет в Церкви Божией, то есть, начнет распоряжаться и действовать в мире так, как бы он был истинный Бог , со всею властью и правами небесного Владыки, станет давать своим последователям различные законы и повеления, хотя будет повелевать «ничто же здраво, но вся законопреступно» 159 , будет требовать от всех божеского почтения, вообще сотворит по воли своей и управит, дóндеже скончается гнев ( Дан.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010