Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Святой Дух в Деян. Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их» ( Ин.4:35–38 ) Кто же трудились и содействовали распоряжениям Божиим? Очевидно: патриархи и пророки, которые предизобразили нашу веру и рассеяли по земле пришествие Сына Божия, что и каково оно будет, чтобы последующие люди имели страх Божий и, наученные пророками, легко встретили пришествие Христа. И поэтому, когда Иосиф заметил, что Мария непраздна, и думал тайно отпустить её, то Ангел во сне сказал ему: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо то, что имеет Она во чреве, есть от Духа Святого. Родит же сына и наречёшь имя ему Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». И прибавил, внушая ему: «Всё сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» ( Мф.1:20–23 ; Ис.7:14 ), словами пророка убеждая его и оправдывая Марию тем, что указывал, что Мария есть предвозвещённая Исайею Дева, Которая должна родить Эммануила. Посему Иосиф, несомненно убедившись, и принял Марию и во всём остальном воспитании Христа с радостью оказывал повиновение, пока отправился в Египет, возвратился оттуда и поселился в Назарете. И не знавшие Писаний и обетования Божия и распоряжения Христова называли его отцом отрока. Поэтому же Сам Господь в Капернауме читал пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня; благовествовать бедным послал Меня, исцелять сокрушённых сердцем, возвещать свободу пленным и прозрение слепым» ( Лк.4:18 ; Ис.61:1 ). И Он, указывая на Себя Самого, как на предвозвещённого пророчеством Исаии, говорил им: «Ныне исполнилось писание это в ушах ваших» ( Лк.4:21 ). 2 . Поэтому также Филипп, когда нашёл, что евнух царицы Эфиопской читал слова Писания: «Как овца Он был ведён на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, во смирении Его суд Его был отнят» ( Ис.53:7 ; Деян.8:27 ) и прочее, что пророк сказал о Его страдании и пришествии во плоти, и как Он был обесчещен неверующими, – то легко убедил его веровать, что это есть Иисус Христос, распятый при Понтии Пилате и претерпевший предсказанное пророком, и что Он есть Сын Божий, дарующий людям вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Кто же трудились и содействовали распоряжениям Божиим? Очевидно патриархи и пророки, которые предызобразили нашу веру и разсеяли по земле пришествие Сына Божия, что и каково оно будет, чтобы последующие люди имели страх Божий и наученные пророками, легко встретили пришествие Христа. И поэтому, когда Иосиф заметил, что Мария непраздна, и думал тайно отпустить ее, то Ангел во сне сказал ему: «не бойся принять Марию, жену твою; ибо то, что имеет Она во чреве, есть от Духа Святого. Родит же сына и наречешь имя ему Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». И прибавил, внушая ему: «все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» ( Мф.1:20–23 ; Ис.7:14 ). словами пророка убеждая его и оправдывая Марию тем, что указывал, что Мария есть предвозвещенная Исаиею Дева, Которая должна родить Эммануила. Посему, Иосиф, несомненно убедившись, и принял Марию и во всем остальном воспитании Христа с радостью оказывал повиновение, пока отправился в Египет, возвратился оттуда и поселился в Назарете. И не знавшие Писаний и обетования Божия и распоряжения Христова называли его отцом отрока. Поэтому же Сам Господь в Капернауме читал пророчества Исаия: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня; благовествовать бедным послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, возвещать свободу пленным и прозрение слепым» ( Лк.4:18 ; Ис.61:1 ). И Он, указывая ан Себя Самого, как на предвозвещенного пророчеством Исаия, говорил им: «ныне исполнилось писание это в ушах ваших» ( Лк.4:21 ). 2. Поэтому также Филипп, когда нашел, что евнух царицы Эфиопской читал слова Писания: «как овца Он был веден на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, во смирении Его суд Его был отнят» ( Ис.53:7 ; Деян.8:27 ) и прочее, что пророк сказал о Его страдании и пришествии во плоти и как Он был обесчещен неверующими, – то легко убедил его веровать, что это есть Иисус Христос, распятый при Понтие Пилате и претерпевший предсказанное пророком, и что Он есть Сын Божий, дарующий людям вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

К седьмому пункту: Параллелью к седьмому пункту считаю не лишним сказать нечто о запрещении на Фиваиде. «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот вы наполнили Иерусалим (Фиваиду) учением вашим, и хотите навести на нас кровь Того Человека. Но чтобы более не разглашалось в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса ( Деян. 4:17–18 ). Они же пошли из Синедриона, радуясь, что за Имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян. 5:41 ). Бог не хотел погубить человека, но сами сотворённые обесчестили Имя Того, Кто сотворил их ( 3Езд. 8:59–61 ), «и теперь, что у Меня здесь? – говорит Господь; – народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, Имя Мое постоянно всякий день бесславят. Поэтому народ Мой узнает Имя Мое, и узнает в той день – что Я Тот же, Который сказал: вот Я» ( Ис. 52:5 ). «Итак, для вас, священники, эта заповедь; если вы не послушаетесь, и если не приложите к сердцу, чтобы воздать Славу Имени Моему, – говорит Господь Саваоф, – то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помёт раскидаю на лица ваши, помёт праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» ( Мал. 2:1, 2, 3 ). При Св. Афанасии Великом были некий, которые уничижали Имя Христос подобно тому, как ныне уничижается Имя Иисус, и говорили, что Христос есть обыкновенное имя «Помазанник» и относится лишь к человечеству Христову. Сим хулителям Св. Афанасий отписал так: «Если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли сим еретикам отложить заблуждение и ПОКЛОНИТЬСЯ, НАКОНЕЦ, ОТЦУ О ИМЕНИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, а не поклоняющихся и не служащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, но к язычникам. – «Христос именуется так не единовидно (т. е. не только как человек, как Помазанник), но что в сем одном Имени заключается значение того и другого, и БОЖЕСТВО и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 415 . «И отверзает он (т. е. антихрист и сии его слуги имяборцы) уста свои для хулы на Бога чтобы хулить Имя Его» ( Откр. 13:6 ). Хулится Имя Божие Святое и Страшное разным образом, во-первых, когда Слову Его Святому и в нём открытым тайнам не верит человек 416 . Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго! да не приложимы будут к вам слова сии: глусии услышите и слепии прозрите видети, и кто слеп разве рабы Мои и глусии, разве владеющие ими» ( Ис. 42:18 ). Перевод с греческого 5-й анафемы против Варлаама

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Все такие выражения не могли не возбуждать той, естественно следующей из них, мысли, что единый по существу Бог имеет в Себе другое Божественное лицо, чрез которое и совершит обещанное народу спасение. Насколько мысль эта доступна была пониманию народа и особенно представителей его, о том свидетельствует упрек, высказанный Христом Спасителем в форме следующего вопроса: Что вы думаете о Христе, спрашивает Он фарисеев, чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 )? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему ( Мф.22:42–45 )? Кроме указаний на Божественное лицо Мессии, есть указания и еще на лицо Божественное, на лицо Духа Божия. Этот Дух Божий хотя и изображается, в большинстве случаев, чертами, свойственными вообще духовно-разумной природе Божией, тем не менее есть среди них и несколько таких, которые усвояют Ему значительно иную, чем другим Божеским лицам, деятельность. Сюда относятся: оживотворение созданной Богом материи ( Быт.1:2 ), участие вместе с Господом Богом в посольстве пророков к народу еврейскому ( Ис.48:16 ), вразумление и просвещение пророков ( Зах7:12 . 2Цар.23:2 ), излияние Богом, во дни Мессии, Духа Божия на всех верующих ( Иоил.2:28 . Сравн. Деян.2 ), помазание Духом Божиим Самого Мессии ( Ис.61:1–3 . Сравн. Лк.4:18 ). Во всех этих местах деятельность Духа Божия ясно выделяется от двух других лиц Божества и Он является, следовательно, третьим лицом в едином по существу Боге. Сопоставляя, итак, все сказанное о множественной форме имени Божия, о совете Бога с другими божескими лицами, о Троичном проявлении Божества, о деятельности, кроме Творца и Промыслителя, Спасителя – Сына Божия и Просветителя – Духа Божия, нужно признать, что Ветхий Завет, не раскрывая в такой мере, как Завет Новый, учение о Святой Троице, во многом подготовил, однако, к восприятию его умами и сердцами верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Иоанн Златоуст , приступая к объяснению этих стихов, говорит: «Что скажет здесь иудей? О ком это говорится? Что скажет еретик? Если скажет, что говорится об Отце: престол Твой, Боже, в век века, то как отнесет к Нему следующие слова: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой? Отец – не Христос, и помазан был не Он. Отсюда ясно, что здесь говорится о Единородном, о Котором и выше было говорено, о Котором и Исайя сказал, что «Царству Его не будет конца» ( Ис.9:7 ; Лк.1:33 )» с. 197]. Как престол есть знак царства, так жезл, или скипетр, есть знак царства и судебной власти. А потому и слова: жезл правости, жезл Царствия Твоего – имеют такой смысл: признак Твоего царствования есть совершеннейшая правда, которая настолько же Тебе приятна и любезна, насколько ненавистно Тебе беззаконие: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие. За сию любовь к правде и за ненавидение беззакония и получил Ты от Бога Отца помазание: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. Помазание это означало сообщение даров Святого Духа помазуемому. О чем и Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал, когда однажды в день субботний, войдя в синагогу иудейскую, прочел из поданной Ему книги Исайи пророка следующее место: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). И апостолы Христовы по Его обетованию сподобились этого помазания от Бога, когда на них сошел Дух Святый, и они получили сверхъестественную силу для проповеди Евангелия Христова по всему миру ( Деян.1:8, 2:3–4 ). Иисусу Христу, т.е. Его человечеству, сообщены были, по Иоанну Златоусту , во время крещения на Иордане, особенные дары Святого Духа несравненно в большей мере, нежели в какой сообщались другим причастникам даров Божиих, как-то: царям, пророкам, первосвященникам. «Прежде Христа, – говорит св. Иоанн Златоуст , – много было помазанников, но ни одного такого, никто не был помазан так, как Он... Когда помазан Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. Хорошо сказано: елеем радости, дабы показать, что дело это радостное» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

98 . Исследуй – и ты найдешь, что многое свершилось через Отца. Разве Отец слабее, если свидетельств о даровании или о происхождении «из Сына» мы встречаем часто, да и «через Отца» не меньше? 99 . Часто мы читаем в Писании о совершившемся через Духа, например: А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ), и в другом месте: Храни добрый залог Духом Святым ( 2Тим. 1:14 ), и к ефесянам: Крепко утвердиться Духом Его ( Еф. 3:16 ), и к коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости ( 1Кор. 12:8 ), и еще: А если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( Рим. 8:13 ), и выше: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 100 . Если наши противники скажут: покажи нам строки, явно говорящие, что «всё от Сына» или «всё от Духа», то я тоже попрошу их показать мне, где говорится, что «всё через Отца». Но так как мы уже доказали, что все предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу и их использование не вводит никакого различия в божественную власть, несомненно, мы должны понимать, что «всё из Того, Которым всё», и «всё Тем, из Которого всё», и, наконец, «всё из Того и Тем, в Котором всё» 60 . Всякое творение происходит из воли, через действие и в силе Троицы, как написано: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) – и в другом месте: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – вся сила их ( Пс. 32:6 ). 10 101. Едино не только действие Отца, Сына и Святого Духа, но у Них одна и та же воля, одно призывание и одно учение. Это ясно открывается в великой и спасительной тайне Церкви. Отец призвал язычников в Церковь : Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною ( Рим. 9:25 ) 61 , и в другом месте: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56:7 ). Господь Иисус говорит Анании, что Павел был избран Им созвать и собрать Церковь : Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами ( Деян. 9:15 ). 102 . Итак, Отец призвал Церковь , призвал ее и Христос. Как призвал ее Христос, так призвал ее и Дух: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли Селевкию ( Деян. 13:2–4 ). Не только по велению Христа, но и по велению Святого Духа Павел, приняв апостольство, поспешил собрать язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу... 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус... 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними... , 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам... 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... Уж кого-кого, а св. Луку — великолепного писателя, скрупулезно соблюдающего точность описаний, — заподозрить в такой оплошности (ведь о сорока днях в Деян. пишет он же) просто немыслимо! Значит, он намеренно вводит это «противоречие» — чтобы показать надвременность пребывания воскресшего Господа в Церкви. Да и в нашей литургической жизни 40 дней от Пасхи до Вознесения — довольно условный срок: ведь мы празднуем Воскресение Христово все время, круглый год. Кроме того, 40 дней — сам по себе срок, имеющий символический смысл полноты. «Мы истолковали это впечатление в том смысле, что Воскресение есть явление иного бытия, не знающего границ земного пространства и времени. Мы можем выразить наши наблюдения в краткой формуле: история Лк. есть временное преломление вечного» . Иисус — пророк В библейской традиции действие Святого Духа ассоциируется прежде всего с пророческим служением. То сравнительно большее внимание, которое уделяется в Лк. Святому Духу (см. выше), усиливает впечатление об Иисусе как о пророке — преемнике ветхозаветных пророков. Ведь, строго говоря, именно пророки были той главной определяющей силой, посредством которой Бог говорил к Своему народу. Богодухновенность сначала Предания, а потом Писания — это вдохновение пророков Святым Духом. Упомянутая укорененность св. Луки в библейской (ветхозаветной) традиции уже не раз проявляется и в том, что Иисус представлен как пророк, на котором почивает Дух Святой. Так, уже начало общественного служения Иисуса выглядит как начало служения и помазание пророка. Если вновь обратиться к программной речи Иисуса в назаретской синагоге, то можно увидеть здесь многое из того, что непосредственно связано с пророческой тематикой. Ветхозаветная цитата, которую Он толкует и в которой говорится о Духе, есть не что иное, как описание пророческого призвания, помазания Духом (Ис. 61, 1-2; Лк. 4, 18-19; см. выше).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1 . Во Христа крестившись и во Христа облекшись (см. Гал.3:27 ), вы Сыну Божию сообразными (см. Рим.8:29 ) учинились. Поскольку Бог , предопределивший (см. Еф.1:5 ) вас в усыновление, учинил сообразными телу славы Христовой (см. Флп.3:21 ). Соделавшись же причастниками Христу (см. Евр.3:14 ), вы достойно именуетесь христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Помазанными же вы соделались, когда приняли тождеобразие Святого Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане и преподав от пота Своего Божественного благоухание водам, восшел от них, и было на Него существенное наитие Святого Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о Котором и блаженный Исаия в своем пророчестве говорил от лица Господня: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим ( Ис.61:1 ). 2 . Ибо елеем, или миром телесным, Христос от человек не был помазан, но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян.10:38 ). И Давид-пророк вопиял, вещая: Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:7–8 ). И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес, а вы через крещение в подобии и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились, так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости; вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками. 3 . Но смотри не почитай этого мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но Тело Христово, так и святое миро не есть более простое, ни обыкновенное по призывании, но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Им знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

61. Nam quomodo potest minor esse deus, cum deus perfectus et plenus sit? Sed minor in natura hominis! Et miraris, si ex persona hominis patrem dixit maiorem, qui in persona hominis se uermem dixit esse, non hominem? Dixit enim: Ego autem sum uermis et non homo, et alibi: Sicut ouis ad occisionem ductus est. В самом деле, как может быть меньшим Богом Тот, Кому свойственны совершенство и полнота? Однако Христос меньше по человеческой природе! И ты удивляешься, если как человек Он сказал, что Отец более Его, и как человек назвал Себя червём, а не человеком? Ибо Он сказал: Я же червь, а не человек ( Пс.21:7 ), и в другом месте: Как овца, ведён был на заклание ( Ис.53:7 ; Деян.8:32 ). 62. Si in hoc minorem dicis, negare non possum. Sed, ut uerbo utar scripturae, non minor natus, sed «minoratus», hoc est minor factus est. Quomodo autem minor factus est, nisi quia cum in forma dei esset, non rapinam arbitratus est esse se aequalem deo, sed semetipsum exinaniuit, non amittens utique quod erat, sed adsumens quod non erat, quia formam serui accepit. Если ты называешь Его меньшим в этом смысле, то я не могу возразить. Но, пользуясь словами Писания, скажу, что Он был не рождён меньшим, а умалился, то есть стал меньшим. Он стал меньшим, потому что, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого ( Флп.2:6–7 ); Он не лишился того, чем был, но принял то, чем не был, ибо принял образ раба 268 . 63. Denique ut sciremus per susceptionem corporis «minoratum», de homine se Dauit profetare signauit dicens: Quid est homo, quod memor es eius, aut filius hominis, nisi quia uisitas eum? Minorasti eum paulo minus ab angelis. Et hoc ipsum interpraetatus apostolus ait: Nam paulo quam angelos minoratum uidemus Iesum propterpassionem mortis gloria et honore coronatum, ut sine deo pro omnibus gustaret mortem. Для того, чтобы мы знали, что Он был умалён через принятие плоти, Давид указал, что пророчествует о человеке: Что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын Человеческий, что Ты посещаешь Его? Не много Ты умалил Его пред ангелами ( Пс.8:5–6 ). И, объясняя эти слова, апостол говорит: Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред ангелами, чтобы Ему без Бога 269 вкусить смерть за всех ( Евр.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010