Все эти дары, всю эту красоту и роскошь, которые делали здание иерусалимского храма, по словам Флавия, „чуднейшим из всех, как по способу постройки, так по величию и великолепию каждой части“ 367 , показывали теперь своему Учителю собравшиеся около Него ученики. Мы знаем, что Иисус Христос и раньше много раз бывал в храме, бывал вместе с теми же учениками, но заботясь о подобающей дому Божию внутренней чистоте, Он, вероятно, мало интересовался внешним видом и богатством храмовых зданий (ср. Мф.2:19 Мф.2:20 ). Сегодня ученики сами и притом нарочито обратили Его внимание на всю красоту построек. Это потому, конечно, что сегодня впервые они услышали грозный, хотя еще и непонятный для них приговор этому месту. Заново реставрированный храм, казалось им, предвещал новый расцвет теократии. Драгоценные дары говорили о продолжающемся уважении к храму. Казалось, наступает время буквального исполнения пророчеств о том, что отовсюду придут цари и народы, принесут свои дары Богу Израилеву и поклонятся Ему в Сионе ( Пс.71:10 ; Ис.60:4–11 ). И вдруг Тот, Кого они – ученики исповедали Мессией, Сыном Божиим ( Мф.16:16 ), еще несколько дней тому назад Сам ревновавший о чистоте и святости этого места ( Мк.11:15 ), уходит из храма, уходит, как чувствовали это ученики, навсегда. Совершалось что-то непостижимое, почти невероятное. Поэтому, „с удивлением, говорит св. Иоанн Златоуст , приступили ученики ко Христу, указывая на красоту храма и недоумевая, неужели такая красота, драгоценное вещество и невыразимое разнообразие искусства“ будет оставлено, опустеет 368 ; приступили, дополним словами Оригена , „чтобы склонить Христа к сожалению об этом месте, дабы не делал того, что угрожал сделать“ 369 . Иисус же рече им: не видите ли вся сия; аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится ( Мф.24:2 ). Только после того, как ученики смущенные, недоумевающие подошли и показали Господу то, мимо чего они сейчас прошли и что оставалось теперь позади их взора, послышалась снова речь Христа. „Отвещав – ποκριϑες“ ев. Марка ( Мк.13:2 ) 370 не позволяет нам думать, как хотели бы некоторые (напр. Шегг), что Иисус Христос предупредил Своим ответом мысль и намерение учеников обратить внимание Учителя на храмовые постройки и Сам прервал молчание, Сам первый начал говорить им. Очевидно, созерцание апостолами строений храма представляло удобный случай, а речи одного из них о крепости и драгоценности оставляемых зданий послужили для Христа достаточным поводом изречь предсказание о дальнейшей судьбе храма. И вот, отвечая на эти речи и затаенные желания, Иисус Христос, может быть, посмотрев на предметы, которым особенно удивлялись ученики, может быть указывая на все величие и пышность храма, говорит теперь спрашивающим: „не видите ли вся сия – ο βλπετε πντα τατα.“

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт.1:28; 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех до­христианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую до­христианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор.22:22-23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос.2:19-20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт.34:12 ; Исх.22:16 ; 1Цар.18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов.7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт.29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис.49:18; 61:10 ; Иер.2:32 ; Иез.16:10-12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак.9:39 ; Пс.44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт.29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов.8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт.24:60 ; Руф.4:11-14 ; Тов. 8:4-8 ).

http://azbyka.ru/kratkaya-istoriya-chino...

18:4; Ис. 53:1, 2), наполнил всю землю славою и благодатью Бога и Христа Его. Так перечисляя все прочие постановления Моисеевы, я мог бы доказать, что они были прообразами, символами и возвещениями того, что имело случиться со Христом, — тех людей, которых вера в Него была предузнана, равно как и действий, которые надлежало совершать Самому Христу» (гл. 42).    Доказавши, что обрядовый закон Моисеев имел временное и подготовительное по отношению к христианству значение, Иустин делает отсюда наставительный для иудеев вывод: «Итак, вы должны постараться узнать, каким путем можете получать отпущение ваших грехов и надежду на наследство обещанных благ; а нет другого пути, кроме того, чтобы вы, познавши нашего Христа и омывшись тем крещением во оставление грехов, о котором возвещал Исайя, жили потом без греха» (гл. 44). Этим выводом окончательно разрушалась горделивая, высказанная Трифоном в начале беседы, надежда иудеев вековечно получать спасение через соблюдение закона Моисеева.    Но иудеи ненавидели христиан не за одно только отвержение закона Моисея, как потерявшего свое значение, а также и за обоготворение Иисуса Христа, причиною смерти Которого были сами иудеи и Которого они считали простым человеком, богохульно выдававшим себя за Бога. Иудеев, как строгих монотеистов, возмущало то, что христиане, обоготворяя Иисуса Христа, тем самым создают другого Бога, кроме Бога Творца всего, тогда как согласно Писанию, существует один только истинный Бог. Выражая этот общеиудейский взгляд, Трифон просит Иустина доказать, есть ли другой Бог, кроме Творца всего (гл. 50). В ответ на это Иустин, во-первых, указывает на многие случаи явлений на земле Бога, отличного от Бога Отца. Так, это второе Божественное лицо являлось Аврааму при дубе Мамврийском (Быт. 18:27, 28), Аврааму и Лоту перед гибелью Содома (Быт. 18:13—14, 16—17, 20—23, 33; 19, 1, 10, 16, 23—25), многократно являлось Иакову (Быт. 31:10—13; 32, 22—30; 28, 10—19) и Моисею явилось в несгораемой купине (Исх. 2:23; 3, 16; гл. 56. 58—59). «Тот, — говорит Иустин, — Который в Писании представляется являвшимся Аврааму, Исааку и Моисею и называется Богом, есть иной, нежели Творец всего, иной, разумеется, по числу, а не по воле, ибо я утверждаю, что Он делал только то, что сотворившему все Богу, выше Которого нет другого Бога, угодно было, чтобы Он делал и говорил» (гл. 56). «Никто, даже и малосмысленный, не осмелится утверждать, что Творец всего и Отец оставил все, сущее выше неба, и явился на малой частице земли» (гл. 60).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Увы! что должны мы будем чувствовать, когда предстанем обнаженные и открытые, ожидая, что введут нас в страшное судилище!? Увы, увы! где тогда будет легкомыслие? где мужество плоти? где лживая и бесполезная красота? Где человеческое сладкогласие? Где неотступная и бесстыдная дерзость? Где нарядные одежды? Где сладость греха, подлинно нечистая? Где тогда будут вменявшие в приятность и гной мужей? Где небрежность живущих нерадиво? Где забавы и роскошь? Все миновалось, все рассеялось, как тонкий воздух. Где тогда будут сребролюбие и любостяжательность, и следствие их - немилосердие? Где тогда будет бесчеловечная гордыня, гнушающаяся всеми и себя только признающая чем-то значительным? Где тогда будут пустые и суетные человеческие успехи и слава? Где тогда могущество и самовластие? Где князь, где вождь, где властвующие, где величающиеся множеством богатства и не помышляющие о Боге? Тогда видевши тако, удивишася, и трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия: духом бурным сокрушается (Пс.47:7.8). Где тогда мудрость премудрых? Где суетные их ухищрения? Увы, увы! смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть (Пс.106:27). Где тогда премудр? где книжник? где совопросник суетного века сего (1Кор.1:20)? Погибла вся мудрость, брат мой. Подумай, что должны будем чувствовать, давая отчет в том, что соделано нами великого или малого; потому что и за праздное даже слово дадим ответ праведному Судии. Что должны будем чувствовать в тот час, если обретем у Него милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобзают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые Пророки и Апостолы, и мученики, и все святые, и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будем чувствовать тогда, в какую неизглаголанную прийти радость, когда Царь стоящим одесную Его милостиво скажет: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34)? Тогда, брат мой, приимешь царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни (Прем.5:16), и будешь потом царствовать вместе с Господом. Тогда наследуешь те блага, которые уготовал Бог любящим Его; тогда, наконец, будешь уже беспечален, и ни что не станет приводить тебя в боязнь. Рассуди, брат мой, что значит, по сказанному нами, царствовать на небесах: потому что приимешь венец от руки Господни, и будешь потом царствовать со Христом. Рассуди, брат мой, что значит всегда видеть лице Божие, что значит иметь Бога для себя светилом; ибо тогда не будет тебе солнце во свет дне, как говорит Исаия, ниже восход луны просветит тебе нощь; но будет тебе, Господь свет вечный, и Бог слава твоя (Ис.60:19,20). Вот, брат мой, слышал ты, какая радость ожидает боящихся Господа и хранящих заповеди Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/810/...

35 Из 146 стихов всей книги Амоса только около 60 выражены от лица пророка (если в числе последних считать и Ам. 7:1–9; 8:1–2; 9:1 », где излагаются видения пророка Амоса и Ам. 7:10–17 , где рассказывается история столкновения пророка с священником Амасией); остальные суть изречения самого Бога. Именно, Амосу принадлежат: . У Осии: если не принимать в расчет 1–3 главы, речи самого пророка и слова Божии чередуются так: Ос.4:1–4 – говорит пророк: 5–9 – Иегова; 10–11 – пророк; 12–16 Иегова; конец 16 ст. – пророк: 17–19 – Иегова; 5:1–3 – Иегова; 4–7 – пророк; 8–15 – Иегова; 6:1–3 – пророк от лица народа; 4–11 – Иегова; 7:1–16 – Иегова (конец 10 ст. – пророк); 8:1–14 – Иегова; 9:1–9 – пророк; 10–13 – Иегова: ст. 14 – пророк; 15–16 – Иегова; ст. 17 – пророк; 10:1–8 – пророк; 9–11 – Иегова; 12–15 – пророк; 11:1–9 – Иегова; ст. 10 – пророк; 11–12 – Иегова; 12:1–3 пророк (4 ст. может быть – Иегова); 5–8 пророк; 9–11 – Иегова; 12–14 – пророк; 13:8–14 – Иегова; 15 ст. и 14:1–4 – пророк; 5–9 – Иегова; 10 ст. – пророк. Т. е. из 158 стихов этого отдела (4–14 гл.) – 105 ст. – слова Иеговы; причем многие из слов пророка по своей форме таковы, что могут быть отнесены тоже к Иегове. 37 См. Kuenen, Volkerel, u. Weltrel., 91–92, 102; В. Stade, Bibl. Theolog. 206–208; Maybaum, Die Entwickelung d. Israelit. Prophetentums, 61; Notmek, Amos u. Hosea, 16; Die Entstehung d. Israelit. Religion, 26, 189?. Strasshurg. 38 Текст стиха труден для понимания. Поэтому у экзегетов существует разногласие в его истолковании. Смысл выражения уясняется в зависимости в 1-х от того, как понимается слово, употребленное пророком в применении к Ефрему и переведенное по-русски и славянски «страж». Преобладает толкование этого слова (евр. partic. от ) в смысле «выжидатель» пророчеств или божественных откровений срв. Иер. 6: 17 ; Иез. 3:17 ; Ис. 52:8 ; Авв. 2:1 ), каковой смысл есть вторичный, производный от первоначального «башенный сторож» (как в 4Цар. 9:17–20 ; 2Цар. 18:24–27 ; 1Цар. 14:16 ); во 2-х – в зависимости от понимания слова подле (Бога моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но, в этом случае, было бы непонятно, откуда появился и какое положение вообще занимал в видении, совсем не упоминаемый даже по имени, Ангел Иеговы, – тогда как, при нашем предположении, совершенно согласном с контекстом речи, всякое недоумение совершенно устраняется. Получить поручение Ангелу-толкователю пророка от Ангела Иеговы было совершенно естественно, как твари от Творца (ср. Евр. 1:4 и след.), и тем более естественно, что, по мнению самого Клифота, совершенно, впрочем, справедливому, слова ст. 4 и след, «говорятся не с тем, чтобы удержать землемера от напрасного измерения Иерусалима, а с тем, чтобы объяснить для пророка сущность символического измерения» (стр. 167). 50 Так переведено (о. арх. Макарием) еврейское слово – perazot, которое значит, собственно, окрестность, открытая ровная местность, – понятие, прямо противоположное городам, устроенным на горах и обнесенным вокруг стенами. Сдед., старый иудейский Иерусалим, подобным образом устроенный, в этом понятии прямо противополагается новому христианскому Иерусалиму, состоящему не из стен и домов, построенных на известных горах, но из святого общества верующих, имеющего распространиться по всей земле. Подобное отношение древнего Иерусалима к новому, раскрывает и пророк Исаия ( Ис. 49:19–20 и др.; сравн. 60:11). Mystice, Cornel. а Lapid. пишет, id verius est in Ecclesia, quae absque muro habitatur: quia toto orbe diffusa est. Ad eam enim undequaque confluxit innumerabilis multitudo fidelium, tam hominum, id est, justorum, quam jumentorum terrae inhiant. Rursum Ecclesia aeque ac anima sancta est perazot, id est, villa, ob amoenitatem, libertatem et fertilitatem. Abundat enim spiritali frumento, vino, oleo, fructibus, jumentis et animalibus omnis generis, agris, vineis, hortis, arboribus, fontibus etc. Quid mirum? Haec est villa Dei, ejus manibus erecta, aucta, adornata (p. 648; compar, p. 647; s. August. serm. 131 de tempor.) 51 Quod ita explicat Kimchi: extra urbem habitabunt plurimi, quia non capiet eos urbs, quamvis multo longior latiorque, quam unquam antea fuerat, sit futura; quare habitabunt multi extra eam in vicis ac oppidis campestri-bus, sine muro, valvis et vectibus (Ezech.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Справка: Отношением от 25 минувшего августа за 892 Правление Академии сообщило Императорскому Российскому Посольству в Берлине означенные в справке указа сведения о предмете и цели заграничной командировки профессора Соколова. Определили: 1) Указ Святейшего Синода объявить экстраординарному профессору П.П. Соколову и выдать ему отпускной билет заграницу на срок до 15 августа 1907 года. 2) Объявить студентам настоящего II курса Академии, где обычно читаются лекции по психологии, что курс лекций по этой науке будет прочитан им по возвращении профессора Соколова из заграничной командировки, – в 1907–1908 или 1908–1909 учебном году. V. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 11 апреля 1906 года, 15: «Возвратить». б) 6 июня 1906 года, 18: «1906 г. Июня 24. Согласен ходатайствовать». в) 6 июня 1906 года, 19: «См.». г) 6 июня 1906 г., 20: «См.». д) 8 июня 1906 г., 21: «1906 г. июня 25. Исправлявший доселе должность доцента С.И. Смирнов утверждается в означенной должности и по означенной кафедре». Определили: 1) Принять к сведению. – 2) Об утверждении и.д. доцента С.И. Смирнова в должности доцента Академии по занимаемой им кафедре русской церковной истории внести в формулярный о службе его список. VI. Прошение помощника секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманского: «Представляя при сем, согласно § 32 Положения об ис- —235— пытаниях на ученые степени и определению Совета Академии от 30 мая 1900 года, 60 экземпляров диссертации под заглавием: «О Πρχειρος νμος императора Василия Македонянина. («Закона градского главы различны в четыредесятих гранех» – 48-ая глава II-oй части печатной Кормчей). Его происхождение, характеристика и значение в церковном праве». Выпуск первый. Сергиев Посад, 1906, – разрешенной к печатанию Советом Академии 28 февраля 1906 года, честь имею просить Совет Академии допустить меня к защите означенной диссертации на степень магистра богословия». Определили: 1) Помощника секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманского допустить к защите его диссертации на степень магистра богословия. – 2) Официальными оппонентами при защите диссертации назначить заслуженного ординарного профессора Академии по кафедре церковного права Н.А. Заозерского и экстраординарного профессора по кафедре новой гражданской истории И.Д. Андреева. – 3) Предоставить Преосвященному Ректору Академии войти в соглашение с магистратом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нем посторонних лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Музыкальные инструменты. О псалтирях и цитрах см. в коммент. ко 2Пар. 20:28 . В древности на Ближнем Востоке были распространены кимвалы двух видов. В одном случае это были две небольшие металлические пластины, которые держали по одной в каждой руке и ударяли друг о друга. В другом случае инструмент имел форму чаши. Один кимвал держали неподвижно, и ударяли по нему другим. О каких именно кимвалах идет речь здесь, неясно, но, скорее всего, о медных. 29:27–30. Пение. Упоминание о словах Давида и Асафа указывает на то, что левиты использовали сборник гимнов или псалтирь, возможно, наподобие библейской Псалтири. С глубокой древности монархи на Ближнем Востоке держали певцов и певиц для использования во дворце и в храме. В архивах из Мари подробно описываются певицы и все необходимое для их содержания. В Израиле известно более двадцати четырех классов певцов. Известны и имена глав трех семейств певцов (Асаф, Еман, Ефан; I Nap. 6:18–32 ). Певцы были преимущественно свободными людьми, но и рабов привлекали к музыкальному служению в храме ( Езд. 2:43 ; Неем. 7:46–60 ). Женщины играли определенную роль в музыкальном служении у входа в скинию ( Исх. 38:8 ; в русском переводе это опущено), но относительно участия певиц в храме ничего определенного не говорится. 29:29,30. Молитвенная поза. В некоторых текстах говорится, что израильтяне молились стоя ( 1Цар. 1:26 ; 3Цар. 8:22 ; Иер. 18:20 ). В других текстах описываются коленопреклоненная поза (напр.: 2Пар. 6:13 ), воздевание рук ( Пс. 27:2 ; Ис. 1:15 ; Пл. 2:19) и даже падение ниц ( Пс. 98:5,9 ). Поза менялась в зависимости от характера молитвы. Указанные молитвенные позы были характерны не только для израильтян. Месопотамские источники изобилуют примерами описания аналогичных молитвенных поз. Так, судя по месопотамским текстам, при произнесении молитв-заклинаний, обращенных к богине Иштар, молящийся простирался ниц или ритуально воздевал руки к небу. Такие же позы и жесты описываются и в хеттских источниках. 29:29,30. Поклонение вне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

См. статью «Божий завет милости». отцам вашим. Избрание Богом Израиля было основано на Его клятве Аврааму, Исааку и Иакову. Божие избрание Церкви основано на Его клятве Иисусу, Сыну Авраама и Сыну Божию ( Пс. 109,4 ; Евр. 7,20–28 ). 7 благословит плод чрева твоего. Этот стих почти дословно повторяется в 28,4, где он находится в начале провозглашения благословений. хлеб ... вино ... елей. Глубоко символические понятия. Хлеб символ жизни ( Ин. 6,33.35 ); вино откровение Божие ( Ос. 2,9 ; Ин. 2,3 ; Откр. 6,6 ); елей символизирует любовь, радость и благословение Божие ( Ис. 61,3 ; Евр. 1,9 ). 7 никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь. Подобное обещание дается и в Исх. 15,26 , а противоположное ему проклятие в 28,60. 7 видели глаза твои. См. ком. к 5,3. 7 шершней нашлет Господь. Древнееврейское слово, означающее «шершень», происходит от того же корня, что и «болезнь прокажения» ( Лев. 14 ). Возможно, это выражение означает: «нашлет Господь болезни». 7:21 См. статью «Величие Божие». 7 ибо это заклятое. Заклятое «отделенное для уничтожения», т.е. на заклятом лежит проклятие, как и на тех, кто изготовил «заклятые» предметы. См. ком. к 7,2. Глава 8 8 манною. См. Исх. 16,15 ; Нав. 5,12 . не одним хлебом живет человек. См. Мф. 4,4 ; Лк. 4,4 . но всяким словом, исходящим из уст Господа. Слово Божие питало израильтян в пустыне и помогло им войти в обетованную землю и овладеть ею (ст. 1). См. ком. к 7,13. 8 как человек учит сына своего. Наказание Божие всегда содействует ко благу ( Откр.3,19 ). 8 железо. Железный век наступил в Палестине ок. 1200 г. до Р.Х., т.е. уже после смерти Моисея, однако железо было известно и ранее. 8 Если же ты забудешь Господа. Преданность Богу была обязательным условием получения благословения: без Бога Израиль уподоблялся язычникам и обрекал себя на гибель. Однако Бог остается верным Своему завету с отцами Израиля и спасет остаток народа, избранного Им по благодати (ст. 18; Рим. 11,28.29 ). Глава 9 9 сынами Енаковыми. См. 1,28; 2,21. Это были те самые сыны Енаковы, которые устрашили неверных соглядатаев сорок лет назад ( Чис. 13,22.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010